Мировая практика негосударственных пенсионных фондов


Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 31.03.2016 2016-03-31

Статья просмотрена: 1693 раза

Библиографическое описание:

Баева, Д. С. Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения / Д. С. Баева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27457/ (дата обращения: 07.12.2020).

В статье рассматриваются основные механизмы осуществления негосударственного пенсионного обеспечения в США и других европейских странах.

Ключевые слова: страхование, пенсионное обеспечение, личный пенсионный счет, страховая компания, пенсионное страхование.

В развитых государствах с рыночной экономикой возникла необходимость поиска соответствующих ей форм социального обеспечения. Основной задачей для стран становится выбор новой доктрины организации пенсионной системы, призванной решить проблемы социальной защищенности и достойного уровня жизни пенсионеров.

Важной составной частью пенсионного обеспечения является создание и развитие негосударственных пенсионных фондов, которые способны, как показывает опыт зарубежных стран, на основе накопительных механизмов организовать негосударственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование и профессиональное пенсионное страхование.

Низкие размеры по обязательным пенсионным отчислениям не способны предоставить достойный уровень пенсий по общеобязательной государственной системе пенсионного страхования. Негосударственное пенсионное страхование позволяет обеспечение дополнительного источника выплат, который позволит иметь высокий уровень жизни при достижении застрахованным лицом пенсионного возраста.

Дополнительное пенсионное страхование базируется на принципе добровольного взаимодействия работников и работодателей в создании пенсионных накоплений и обеспечивает индивидуализацию страхования. Однако необходимо отметить, что реализация зарубежного опыта дополнительного пенсионного страхования может увенчаться успехов только в условиях экономического роста, стимулирования дополнительного пенсионного страхования за счет налоговых льгот [1].

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному, но это совсем не означает его отстранение от регулирования негосударственного пенсионного обеспечения. На примере многих западных стран, можно сделать вывод, что государство активно участвует в реализации, контроле и развитии системы негосударственного пенсионного обеспечения, гарантируя работникам возможность приобретения и сохранения права на дополнительную пенсию, а иногда выступая гарантом по выплатам негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в негосударственный пенсионный фонд и дохода от их инвестирования.

Исходя из сказанного, можно охарактеризовать различные уровни системы дополнительного пенсионного страхования на примере некоторых западных стран. Один из наиболее оригинальных и сложных механизмов дополнительного пенсионного обеспечения существует во Франции, так как является обязательным для всего частного сектора экономики страны.

Негосударственные пенсионные фонды действуют на заключении договоров с отдельными предприятиями и наемными работниками и содержат специальные положения о пенсионном обеспечении, а также способах и размерах внесения средств со стороны работников. Государство поощряет подобные негосударственные фонды и освобождает их от уплаты налогов. Подобные льготы также распространяются на частные фонды, которые работают на привлеченные средства от населения индивидуального характера, аккумулируют их и вкладывают в ценные бумаги и экономику государства. Следует отметить, что система дополнительного социального обеспечения, существующая во Франции, является очень гибкой для работников в плане приобретения и сохранения права на получение пенсии в течение всей карьеры, значительно облегчает возможность менять работу что, в общем, не присуще системе добровольного пенсионного страхования в других зарубежных странах, которые ориентированы на удержание работников на одном предприятии, в одной фирме [2].

В Германии как дополнительное средство пополнения пенсионного содержания, негосударственное страхование является добровольным, т.е. осуществляется на уровне отдельных фирм, что приводит к жесткой системе зависимости будущей пенсии от фирмы и времени работы в данной фирме. В данном случае с одной из частных страховых компаний заключается индивидуальный договор о пенсионном страховании. Негосударственная пенсионная система основывается на распределительном принципе обеспечения пенсии при определенных элементах накопительного характера, тем самым, размер пенсии в частных страховых компаниях значительно выше за счет высоких страховых взносов. В частных пенсионных фондах также возможны добровольные взносы работников, которые повлияют на дополнительное начисление пенсии в будущем [3].

В Чили существует одна из самых новаторских пенсионных систем в мире, опыт которой использовался различными странами. Негосударственная пенсионная система Чили была внедрена в 1981 ?. и сразу полностью заменила государственную солидарную систему. Основными характеристиками системы являются:

— обязательное членство работников в одном негосударственных пенсионных фондах с обязательным отчислением в пенсионный фонд 10 % от заработной платы;

— предоставление налоговых льгот;

— свободный выбор работником негосударственного пенсионного фонда, в который он хочет вступить;

— возможность перехода из одного фонда в другой;

— работник самостоятельно может планировать, когда и на каких условиях он выйдет на пенсию;

— каждые 4 месяца участники негосударственного пенсионного фонда информацию о состоянии своего накопительного счета.

Участниками системы негосударственного пенсионного обеспечения Чили являются все наемные работники. Отличительной особенностью негосударственной пенсионной системы Чили является то, что если стратегия того или иного фонда не приносит достаточной прибыли, пенсия при определенных условиях предоставляется государством [4].

В США большое распространение получили личные пенсионные счета, каждый американец также может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах, страховых компаниях. Однако размеры ежегодных взносов на личные пенсионные счета ограничены верхним пределом в 2 тысячи долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения возраста 59 с половиной лет, а после достижения 79 с половиной лет счет закрывается в обязательном порядке. Следует отметить, что за все время накопления средств на счете они не подлежат налогообложению, однако в момент в момент снятия средств и закрытия счета, из накопленной суммы вычитается подоходный налог.

В Нидерландах негосударственное пенсионное страхование составляет третий уровень пенсионной системы страны и включает в себя добровольное индивидуальное пенсионное страхование. Как правило, пенсионное страхование предоставляется компаниями по страхованию жизни. Любой служащий может заключить со страховой компанией договор страхования жизни и с наступлением страхового случая, т. е. наступление пенсионного возраста получать персональную пенсию.

В Великобритании дополнительное пенсионное обеспечение осуществляется негосударственными пенсионными фондами. Как правило, личные пенсионные фонды в Великобритании формируются за счет взносов как работодателей, так и самих работников, причем взносы в такой фонд обычно не облагаются подоходным налогом, по для получения налоговых льгот необходимо одобрение налоговой службы. Следует заметить, что если в промышленной отрасли размер взносов служащих практически в три раза меньше, чем взносы работодателей, то во многих финансовых компаниях работодатель обычно полностью выплачивает пенсионные взносы, тем самым обеспечивая своих служащих профессиональными пенсиями.

Подводя итог, необходимо отметить, что во всех перечисленных странах страховые компании являются основными участниками пенсионной системы. Мировой опыт показывает, что происходит эволюции от государственной к частной системе пенсионного обеспечения. Целью негосударственного пенсионного обеспечения является формирование будущему пенсионеру дополнительную пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте, поэтому России уже сейчас необходимо перейти к негосударственной модели пенсионного обеспечения с участием страховых компаний.

  1. Пантелеева А. П., Нуштакина Т.П. Мировой опыт развития негосударственного пенсионного обеспечения с участием страховых компаний // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономические и технические науки. — 2013. — №2. — С. 1–2.
  2. Дегтярь Л. С. Пенсионные реформы в развитых странах: новейшие тенденции и выводы для России // Проблемы прогнозирования. — 2012. — №2. — С. 101–111.
  3. Шайхатдинова В.Ш. Право социального обеспечения. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2014. — 717 с.
  4. Кобылинская С. В. Судебная защита пенсионных прав / С.В. Кобылинская // Право и практика. — 2015. — № 3. — С. 29–34.

Библиографическая ссылка на статью:
Платонов С.С. Функционирование и результативность работы негосударственных пенсионных фондов Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/09/25224 (дата обращения: 18.09.2020).

С распадом Союза ССР (90-е годы прошлого века) быстрыми темпами начинается процесс развития негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Ввиду того, что данный сектор в пенсионном обеспечении совершенно новый, НПФ начинают сталкиваться с отсутствием высококвалифицированных кадров в данной области: их заменили представители смежных профессий (математики, бухгалтеры, физики, государственные служащие).

На сегодняшний день специалистами негосударственного пенсионного сектора в достаточной мере были накоплены большие теоретические знания и практический опыт. Стоит отметить: главной задачей также остается приспособить негосударственные пенсионные фонды к «российским реалиям», конечно же, анализируя и синтезируя опыт зарубежных НПФ, в том числе и по актуарному обеспечению (механизму математико-экономических методов образования и растрат страховых взносов).

Системы пенсионного обеспечения на данный момент находятся в состоянии «подъема» как в плане экономического оснащения, так и в плане законодательной базы. Важно отметить: нормативно-правовые акты в нашей стране, закрепляющие основные моменты пенсионного обеспечения, должны постоянно пересматриваться, дополняться и модернизироваться в соответствии с социально-экономическими факторами, а также демографической ситуацией.

При рассмотрении ключевых этапов формирования будущей пенсии работнику целесообразно выделить следующие:

1) государственная пенсия;

2) негосударственные пенсия, обеспечиваемая за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд;

3) пенсия, образуемая за счет личных средств.

Необходимость качественного развития негосударственного пенсионного сектора выделена сегодня большинством развитых стран, в том числе и Российской Федерацией. Если несколько лет назад НПФ, имеющие лицензионные соглашения, часто «уходили с поля боя» в связи с недостаточными материальными активами и их компетенцией, то сейчас такие ситуации практически сошли на нет. Участники системы гарантирования прав застрахованных ими лиц, а также управляющие компании, с которыми негосударственные фонды заключают договоры по управлению средствами пенсионных накоплений, действуют на основе формальных договорных обязательств – альянса. Тем самым удается избежать экономических рисков, связанных с утратой доверия со стороны государства или самих граждан.

На данный момент деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению выглядит следующим образом: вкладчик перечисляет взносы в НПФ, выбирает своего рода спецификацию договора, в котором прописываются его условия. Далее НПФ формирует именной (личный) пенсионный резерв вкладчика, который впоследствии инвестирует в активы. При выходе гражданина на пенсию определяется ее размер, порядок получения, исходя из накопленной суммы.

Кроме того, одним из важных направлений социальной политики НПФ является достойное материальное обеспечение пенсионеров, которые внесли непосредственный трудовой вклад в развитие экономики своей страны, а также обеспечили накопления НПФ для их последующей инвестиционной деятельности.

При действующем порядке у работника, имеющего заработную плату, при 25-летнем периоде уплаты за него страховых взносов, величина пенсии не поднимется выше 23-29 % последней полученной зарплаты.[1] В этих условиях представляется крайне важным развитие другой системы – негосударственного пенсионного обеспечения – и раскрытие финансовых ресурсов, социальной инфраструктуры, обеспечивающей возможность практического и теоретического функционирования этой системы в целом. При следующей тенденции, когда количество граждан, получающих пенсию по старости, начинает расти, а количество трудоспособного населения – сравниваться с первыми, Правительство Российской Федерации столкнулось с невозможностью в будущем индексировать страховые взносы, то есть пенсии граждан. С такой проблемой также имели бы дело не только Пенсионный фонд России, но и негосударственные пенсионные фонды. Такую ситуацию может исправить только повышение пенсионного возраста с учетом экономической обстановки, демографической ситуации в стране и, главное, снижение уровня бедности, что является важным фактором материального положения и самих пенсионеров, и трудоспособного населения. Поправки, которые будут приняты, а именно увеличение пенсионного возраста для мужчин и женщин соответственно до 65 и до 60 лет[2], позволят государству индексировать пенсии с учетом инфляции в стране. Такая реформа также затронет и НПФ, которые теперь смогут увеличивать страховые взносы наших граждан, тем самым укрепляя экономическое благосостояния пенсионеров.

Таким образом, стоит отметить, что для дальнейшего успешного функционирования НПФ, необходимо создание прочных основ для их существования в условиях перехода от плановой (командной) экономики к рыночным отношениям. Реформирование пенсионной системы с учетом использования новых инструментариев, способных стать реальным средством обеспечения достойной материальной поддержки наших граждан при их выходе на пенсию, является, несомненно, главной задачей и Пенсионного фонда России, и Министерства финансов, Правительства Российской Федерации.

[1] Корчагин Ю. А. Современная экономика России, 2008. 215 с.

[2] Законопроект № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсий»

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

© 2020. Электронный научно-практический журнал «Гуманитарные научные исследования».

Содержание статьи:

  1. Суть НПФ
  2. Преимущества НПФ
  3. Недостатки НПФ
  4. Какой из НПФ выбрать?
  5. Наиболее популярные вопросы и ответы на них по плюсам и минусам НПФ
  6. Список законов
  7. Заключение

Классификация

В нашей стране НПФ могут быть трех видов:

  1. Открытые – стать его участником может любой гражданин.
  2. Корпоративные – это фонд, который создается для сотрудников конкретной организации или предприятия. Стать его участником могут только бывшие или нынешние работники организации.
  3. Профессиональные – объединяют людей по их профессиональной деятельности, например: строителей, моряков и т. д.

Создание и участие в фондах негосударственного страхования пенсий для работодателей выгодно тем, что доходы НПФ не облагаются налогами.

Надо разобрать основы

Ничего не поделаешь, рано или поздно у всех у нас случаются проблемы, когда без денежных средств решение этих проблем становится невозможным. Мы предвидим эти проблемы заранее и, что делаем? Всё очень понятно! Не ждём, когда ситуация дойдёт до ручки, а постепенно накапливаем необходимые в будущем средства.

Одной из главнейших проблем для всех со временем становится возраст, вернее, обстоятельства, с ним связанные. Да, приходит время, когда человек оказывается просто не способен уже выполнять те функциональные обязанности, которые от него требуются на рабочем месте.


Приходится переходить на другую работу, полегче, или вообще отказываться от работы и начинать жить на те денежные средства, которые смог накопить за время всей предыдущей жизни. А уж если тебе в накоплении помогали и банки, которые содержали эти средства и пускали их в оборот, приносящий проценты, так, совсем замечательно.

Но, тут возникает вопрос – а обладаем ли мы, в массе своей, той целеустремлённостью, тем характером, той силой воли, чтобы в течение не одного десятка лет, всю жизнь, просто копить себе деньги на пенсию. Государство однозначно отвечает – НЕТ! И, вероятно, этот ответ справедлив. Отсюда, от этого простительного недоверия государства к своим гражданам, и развивается Пенсионный фонд страны.

Другими словами, пенсионные отчисления по сути своей – добровольные. Но государство не может находиться под риском ежегодного «выхода на рынок» сотен тысяч своих граждан, не обладающих ни малейшим содержанием и уже не способных его обеспечить. Отсюда и обязательный характер пенсионных отчислений.

Пока всё белым бело.

«Черное» начинается тогда, когда ПФР приступает к функционированию.

Все текущие обязательства Европейского пенсионного фонда перед клиентами будут выполняться НПФ «САФМАР» без изменений и в полном объеме. Мы сохраним лучшие практики Европейского пенсионного фонда, повысим эффективность управления пенсионными средствами и уровень клиентского обслуживания. Создавайте уверенное будущее с нами!

Рекомендуем прочесть: Как Оформить Домовая Книга На Частный Дом

В сентябре 2019 года завершился процесс реорганизации фондов: к НПФ «САФМАР» присоединились «Европейский пенсионный фонд», «РЕГИОНФОНД» и НПФ «Образование и наука», ведущие российские негосударственные пенсионные фонды, обладающие более чем 20-летним опытом работы в пенсионной отрасли страны. Лучшие практики, которые использовали фонды в своей деятельности, объединены при реорганизации НПФ «САФМАР» для предоставления качественного и надежного пенсионного сервиса клиентам.

Суть НПФ

Организация, осуществляющая деятельность по пенсионному страхованию и предоставляющая соответствующие выплаты, в том числе на досрочной основе, называется НПФ (негосударственный пенсионный фонд). Юридическая форма такой компании – акционерное общество (АО).

Деятельность НПФ основывается на лицензии, выданной на основании государственной регистрации в реестре компаний РФ. Принятие решения о предоставлении полномочий тому или иному фонду осуществляется Банком России.

Регламентирующий деятельность закон – ФЗ № 75 от 07.05.98 года (ред. 03.07.16 г.). Согласно ст. 8 указанного нормативного акта такая компания:

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по социальным вопросам по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно. Позвоните и решите свою проблему прямо сейчас. Это быстро и удобно!

  • Оформляет соответствующие договора с гражданами.
  • Ведет реестр вкладов.
  • Аккумулирует (приумножает) вклады участников за счет инвестирования средств.
  • Информирует своих клиентов о состоянии их пенсионных вкладов.
  • Назначает и выплачивает пенсионные пособия.

Для потенциального вкладчика существуют плюсы и минусы НПФ, рассмотрев которые гражданин может определиться вступать ему в фонд или нет.

Подписывайтесь на нашу группу «Социальный консультант» во «ВКонтакте» — там всегда свежие новости и нет рекламы!

Преимущества НПФ

Рассмотрение положительных аспектов от вступления в фонд происходит путем сравнения негосударственной организации с официальной структурой – ПФР.

Преимущества НПФ:

  1. Фонд активно занимается инвестированием вложенных денежных средств, тем самым можно значительно увеличить размер накопительной пенсии. Если такая финансовая операция не увенчалась успехом, организация перед вкладчиком отвечает всем своим имуществом.
  2. Особый механизм наследования. В отличие от законодательного механизма, предоставляющего приоритетное право на собственность умершего родственникам ближайшей кровной линии, денежные средства в НПФ будут переданы любому гражданину, указанному в завещании.
  3. Высокая степень защищенности финансов (кроме инфляции). НПФ гарантирует исполнения обязательств установленных в пенсионном договоре. Если негосударственная организация будет ликвидирована, все вклады застрахованы и будут выплачены государством.
  4. Возможность перевода пенсии из одного НПФ в другой.
  5. Прозрачность осуществления деятельности. Рассматриваемый фонд на регулярной основе предоставляет финансовую отчетность в Банк России. Последний контролирует законность действий и инвестирование в надежные компании. Необходимые сведения о состоянии собственного вклада может узнать сам будущий пенсионер в любое время по факту осуществления запроса.
  6. Освобождение от уплаты НДФЛ в определенных случаях: при снятии сумм фактических взносов и получении накопительной пенсии на основании договора непосредственно между гражданином и НПФ.

Недостатки НПФ

Значимый для населения минус НПФ перед ПФР – это частная организационная структура, получившая лицензию от государства. Впоследствии такая компания может обанкротиться, а выплаты будут осуществляться из официальных источников с учетом ограничений. Таким пределом может являться выплата накоплений суммой, не более определенного показателя.

Недостатки НПФ:

  • Возможность мошенничества в сфере инвестиций или недостаточность увеличения накопленных средств в связи с растущим уровнем инфляции. То есть, деньги с каждым годом обесцениваются, а сбережения должным образом не растут.
  • Обязанность уплаты налога при получении денежных средств. Согласно ст. 213.1 налогового кодекса налогообложению подлежат: суммы пенсий, выплачиваемых на основании договоров между работодателем и НПФ.
  • Ожидаемое закрытие большинства негосударственных фондов к 2019 году. С указанного времени планируется ввод индивидуального пенсионного капитала (ИПК), формируемого на базе НПФ. Внедряемая система предусматривает ужесточение законодательных требований к таким компаниям, поэтому большинство фондов будет закрыто.

Какой из НПФ выбрать?

Поменять негосударственный фонд или осуществить такой переход во время формирования системы ИПК, целесообразно в случае наличия достоверных сведений о наиболее востребованных и имеющих хорошую репутацию компаниях.

НПФ следует оценивать по определенным критериям:

  1. Инвестирование средств в одну компанию происходит размером не более 15%!общей величины фонда.
  2. Вложения в некотируемые ценные бумаги на общую сумму не выше 20%!фонда.
  3. Инвестирования в ценные бумаги, выпущенные учредителями и участниками фонда не более 30%!
  4. Вложения в государственные активы не более 50%!
  5. Инвестирования в акции и облигации крупных предприятий не более 70%!
  6. Вложения в банковские вклады и недвижимость не более 80%!всей суммы фонда.

При выполнении указанных требований, имеющий лицензию негосударственный фонд, гарантирует выплату пенсионного вклада в любой ситуации.

Согласно ФЗ № 422 от 28.12.13 года, с 2015 года в России создана система гарантированности пенсионных накоплений. По программе создается определенный резерв финансовых средств, обеспечивающий выплаты гражданам при ликвидации НПФ – участника системы.

Список десятка лучших НПФ:

  1. Фонд Сбербанка. Создан 17.03.95 г. Число клиентов – 4.6 млн. Активы – 365 млрд. руб.
  2. ВТБ. Рейтинг – А++ (наиболее высокий). 60.9%!акций фонда принадлежит государству.
  3. Наследие. Основан в 1993 г. Выплачивает более 21 тыс. пенсий.
  4. Альянс. Рейтинг – А+. Получил лицензию с 16.04.04 г.
  5. Газфонд. Рейтинг – А++. Создан в 1994. Объем пенсионных резервов – 360.39 млрд. руб.
  6. Лукойл-Гарант. Количество участников – 3.5 млн. человек. Объем имущества – 277 млрд. руб.
  7. НПФ электроэнергетики. Создан в 1994. Число застрахованных людей – 1.5 млн. Объем имущества – 139 млрд. руб.
  8. КИТФинанс. Количество вкладчиков – 2.1 млн. Стоимость имущества –107.7 млрд. руб.
  9. Телеком Союз. Количество участников – 423 тыс. Размер пенсионного резерва – 23.7 млрд. руб.
  10. Транснефть. Создан в 17.04.2000 г. Осуществляет выплаты более 21 тыс. пенсионерам.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по плюсам и минусам НПФ

Вопрос: Здравствуйте. Мое имя Александр. С 2015 в систему гарантирования вкладов по обязательному пенсионному страхованию вошло 46 НПФ. Среди них нет негосударственного фонда «Благосостояние», занимающего высокие лидирующие позиции в данной отрасли. Какие преимущества или недостатки получат его вкладчики?

Для вкладчиков этого НПФ существует риск потери части сбережений в случае банкротства компании. Если фонд к 2019 году не вступит в указанную систему, он не сможет принимать вклады индивидуального капитала. Поэтому в перспективе компания начнет терять клиентов, что может привести в дальнейшем к банкротству или реорганизации.

Список законов

  • ФЗ № 75 от 07.05.98 г.
  • ФЗ № 422 от 28.12.13 г.

Возможно Вас заинтересуют следующие статьи:

  • НПФ
  • Доплата за особые заслуги
  • Индексация пенсий с 1 апреля
  • Страховой стаж

Подписывайтесь на нашу группу «Социальный консультант» во «ВКонтакте» — там всегда свежие новости и нет рекламы!

Сущность и принципы работы

Негосударственный пенсионный фонд – это некоммерческая организация, основная задача которой является сбор пенсионных средств членов фонда, управление ими с целью увеличения прибыльности и приумножения, чтобы в будущем выплачивать их в качестве пенсионного обеспечения.

Таким образом, эти средства будут дополнительно выплачиваться гражданам, состоящим в НПФ, помимо государственной страховой пенсии.

Стоит сказать, что опыт работы данных организаций очень успешен и имеет давнюю историю в странах Запада, Соединенных Штатов и Японии. Первые подобные организации появились в Англии еще в 18-м веке. За всю свою историю они накопили немалый опыт, и сейчас больше 80 %!граждан этих стран доверяют обеспечение своего будущего именно негосударственным фондам.

В нашей стране эта сфера деятельности только формируется. Первые НПФ появились у нас почти сразу же после принятия Указа «О негосударственных пенсионных фондах» в 1992 году. В своей деятельности они опираются сейчас на Законы «О НПФ» № 75-ФЗ и «О некоммерческих организациях» № 7-ФЗ.

Работу данных организаций контролирует Банк России. Прежде чем начать свою деятельность НПФ должен получить лицензию на производство подобных работ.

Основные принципы осуществления деятельности:


  • Официальность — всю свою работу подобные организации осуществляют, опираясь на законодательные акты. Их работу контролирует государство.
  • Добровольность – стать участником гражданин может только по собственной инициативе. После заключения договора отчисления производятся лично застрахованным или его работодателем.
  • Финансовая заинтересованность – в перечислении средств и получении от них прибыли заинтересованы в первую очередь сами члены фонда и работодатели, так как при этом они имеют некоторые налоговые льготы.
  • Равенство – все члены НПФ обладают одинаковыми правами и возможностями.
  • Безопасность – все средства должны быть вложены только в надежные инвестиционные проекты. К тому же обязательным условием участия в НПФ является страхование средств, в случае закрытия фонда участники его получают государственную компенсацию и возврат своих средств.
  • Разнообразие форм управления – схема работы данных организаций исключает возможности мошенничества: средства поступают от работодателей, инвестирует их компания, управляющая активными средствами, учетом занимается независимый регистратор, а выплаты будет производить администратор.

Это основные положения, лежащие в основе деятельности любого НПФ, у каждого их них могут быть и свои принципы в зависимости от действующих в регионе законов.

Почти по-некрасову, показываем «светлую сторону»

Огромное количество вопросов возникает при работе ПФР и взаимоотношениях с ним граждан.

Но сначала небольшие расчёты.

  • расчётный срок (трудовой стаж) – 40 лет (или 480 месяцев);
  • заработная плата в течение этого срока – 50000 рублей (а ведь может быть и больше, ой, насколько больше);
  • процент отчислений в Пенсионный фонд – 22 (это по Закону РФ!).

Считаем:

  1. За всё время работы получили – 480 х 50000 = 24 миллиона рублей;
  2. В ПФ отдали – 24000000 х 0,22 = 5 миллионов 280 тысяч.

Таким образом, каждый выходит на пенсию многократным миллионером! И какие, интересно, у пенсионера могут быть проблемы!? Не забудем, многие ещё вполне готовы работать. Не забудем, что эти деньги можно положить в банк, который тебе нарастит ещё сумму с процентами.


Теперь становится понятным:

  • откуда такой немыслимый штат работников этого Пенсионного фонда;
  • откуда такие невероятные зарплаты у руководителей всех уровней этого Фонда;
  • откуда все эти многомиллионные дворцы, которые понастроил ПФ во всех регионах страны.

Исполнительный директор НПФ «Сафмар» Евгений Якушев рассказал об основных трендах отрасли НПФ. Одна из важных тенденций — консолидация: количество негосударственных пенсионных фондов сокращается, активы под их управлением увеличиваются.


Евгений Якушев в своем выступлении на конференции «Пенсионные деньги, как собрать, сохранить и приумножить», организованной газетой «Ведомости», выделил два фактора, которые в ближайшей перспективе будут существенно влиять на развитие пенсионной системы. Первый — это глобальная автоматизация и роботизация человеческого труда. В ЕС уже происходит процесс обсуждения закона о налогах на работодателей в связи с тем, что сокращается количество рабочих мест и необходимо изыскивать средства на финансирование пенсионной системы.

Второй важный фактор — старение населения. Успешное развитие медицины, новые разработки в области лечения многих известных сложных болезней, таких как болезнь Альцгеймера и рак, в скором времени могут изменить структуру смертности и увеличить продолжительность жизни.

С учетом этих факторов, по мнению многих экспертов, возможно придется в ближайшие 20-50 лет перейти к концепции вмененного дохода.

Еще одна мировая тенденция — практика введения индивидуально составленных портфелей пенсионных продуктов для клиентов разных возрастов. Эту тему необходимо развивать и в нашей стране, поскольку такой подход позволяет более четко учитывать тему инвестиционных приоритетов для людей разных возрастов.

Возможность строить инвестиционную стратегию с учетом возраста гражданина будет одним из развивающихся трендов рынка.

Евгений Якушев подчеркнул, что при проектировании российской пенсионной системы очень важно учитывать эти мировые тенденции.

В России в последнее время хорошо заметен тренд консолидации НПФ — количество негосударственных пенсионных фондов сокращается, активы под их управлением увеличиваются. Это связано с тем, что регуляторные требования к этим институтам ужесточаются и небольшие фонды не всегда могут им соответствовать.

Произошла трансформация организационно-правовой формы. НПФ стали публичными акционерными обществами. А это означает, что в скором времени они станут не только крупными финансовыми институтами, но и публичными компаниями, в которых будет важны процессы раскрытия информации и повышения уровня корпоративного управления.

Евгений Якушев подчеркнул, что система гарантирования, в которую вошли негосударственные пенсионные фонды после тщательной проверки Банком России и действующая система надзора со стороны специализированных депозитариев, которая осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой активов фондов, являются достаточным и эффективным механизмом, не позволяющим создавать лазейки для неправильного управления пенсионными деньгами.

Следующий важный тренд на рынке — совершенствование требований к инвестированию средств НПФ. Этим последовательно занимается Банк России. Так, уже введены требования к созданию риск-менеджмента в пенсионных фондах, к созданию системы стресс-тестирования. Пенсионные фонды должны доказывать, что они выдержат любой экономический кризис и при любых сценариях смогут выполнять свои обязательства.

Идет дискуссия экспертов вокруг необходимости введения фидуциарной ответственности менеджмента фонда и его бенефициаров за финансовые убытки, которые фонд может понести вследствие каких-то уголовно наказуемых неправильных действий. Евгений Якушев также отметил, что повышение контроля со стороны государства и создание рыночных, специализированных институтов контроля способствует выстраиванию всей системы функционирования пенсионных фондов.

Среди отрицательных тенденций спикер выделил продолжающуюся заморозку пенсионных накоплений. В этих условиях невозможно развивать бизнес НПФ, непонятно какие в перспективе будут происходить трансформации, сказал он.

Изменились правила государственного софинансирования пенсии. Право на участие в этой программе сохранили только граждане, которые делали взносы. Это 3,5 млн из 15 млн. человек, записавшихся в программу. По словам Евгения Якушева, время появления этой программы совпало с периодом агрессивной атаки на НПФ, их дискредитации. Поэтому большинство граждан решило тогда подождать, пока государство определиться в своей риторике и как-то зафиксирует правила игры.

Тем не менее, сейчас тренд на перевод пенсионных накоплений в частные фонды продолжается — это уже почти 30 млн. человек или 50% экономически активного населения. За первые 9 месяцев 2016 года заключено 5,7 млн. договоров. По оценкам экспертов, еще 7-8 млн. перейдут в негосударственные пенсионные фонды, 70% переходов будет из ПФР в НПФ.

Евгений Якушев также поддержал идею концепциииндивидуального пенсионного капитала, которая была разработана Банком России совместно с Министерством финансов РФ, отметив при этом, что она должна носить дополнительный характер и ее механизм требует детальной проработки.

Говоря о негосударственном пенсионном обеспечении, Евгений Якушев отметил, что те клиенты, которые создали корпоративные пенсионные фонды, работодатели, которые вместе с работниками финансируют эти пенсионные программы — довольны.

В частности, клиенты НПФ «Сафмар», например, которые перешли из пенсионного фонда «Райффайзен», продолжают финансирование своих корпоративных программ в полном объеме и количество взносов растет.

Еще один тренд — переориентация на продвижение индивидуального корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения. Также в 2017 году важно следить за тем, что будет происходить с возможностью создания пенсионных продуктов по досрочному негосударственномупенсионному обеспечению.

Вопросы пенсионного обеспечения касаются каждого человека. Но, в настоящее время, подавляющее большинство населения до сих пор не имеет четкого представления о негосударственных пенсионных фондах, не знает об их существовании и тех услугах, которые они предлагают.

При существующей системе государственного пенсионного обеспечения большинство граждан получат пенсию, которая существенно ниже их дохода. Сегодня российская пенсия чуть больше 20% от средней заработной платы. Поэтому государство и стимулирует граждан самим откладывать денежные средства на пенсию. Достижение нормального уровня замещения пенсией утерянного заработка и, следовательно, обеспечение достойной жизни на пенсии возможно только за счет личного участия, ведь каждый гражданин имеет возможность формирования дополнительной пенсии за счет регулярных добровольных отчислений в негосударственные пенсионные фонды.

Негосударственные пенсионные фонды в РФ являются необходимым инструментом финансового рынка. Поскольку действующая система Пенсионного фонда РФ не способна удовлетворить потребности населения в достойном пенсионном обеспечении, актуальным вопросом становится развитие негосударственных пенсионных фондов, которые могут стать оптимальным вариантом решения проблемы в нашей стране.

Важная роль негосударственных пенсионных фондов в развитии экономики заключается не только в предоставлении услуг в сфере дополнительного пенсионного обеспечения, но и в обеспечении инвестиционных потребностей реального сектора экономики путем перераспределения свободных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования и населения.

Предназначение негосударственных пенсионных фондов заключается в предоставлении возможностей для более полного удовлетворения инициатив работодателей, работников, неработающих граждан и государства в формировании финансовых ресурсов для пенсионного обеспечения застрахованных лиц. При этом сильная сторона негосударственных пенсионных фондов — гибкость пенсионных схем, базирующихся на договорной природе их экономических и правовых механизмов. В отличие от системы негосударственного пенсионного обеспечения, перечисление пенсионных взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не подкрепляется никакими договорными обязательствами, у будущего пенсионера нет договоров ни с ПФР, ни с управляющими компаниями, результатом чего является невозможность оценки гражданином ни эффективности хранения, ни эффективности размещения своих пенсионных накоплений.

За время, прошедшее с начала формирования системы негосударственного пенсионного обеспечения, значимость российских НПФ как в системе негосударственного пенсионного обеспечения, так и обязательного пенсионного страхования существенно возросла и продолжает возрастать, что выражается в увеличении собственного имущества фондов, количества участников и застрахованных лиц, а также иных показателях.

В связи с проводимой модернизацией российской пенсионной системы необходим пересмотр значительного числа существующих положений, касающихся ее функционирования. Часть из них непосредственно связана с деятельностью НПФ. Среди таких положений: стимулирование участия самих граждан, а также работодателей в системе негосударственного пенсионного обеспечения более широкое привлечение НПФ к участию в обязательном пенсионном страховании.

Основные преимущества негосударственного пенсионного фонда по сравнению с другими вариантами инвестирования пенсионных накоплений состоят в том, что можно откладывать средства на старость постепенно, малыми порциями в течение длительного времени, и гарантии надежности накопленных пенсионных средств и их рост, так как НПФ наиболее подконтрольны застрахованным лицам.

Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России основываются на внедрении следующих положений:

  • Разработка комплекса мероприятий по информированию граждан о развитии негосударственного пенсионного обеспечения;
  • Негосударственные пенсионные фонды в дальнейшем будут усиливать свои позиции на фондовом рынке;
  • Негосударственные пенсионные фонды будут занимать место наиболее стабильных и надежных институтов в рыночной экономике, создавая механизмы защиты вкладов на основе использования существующего международного опыта разграничения полномочий различных поставщиков услуг НПФ и доступа к информации об их деятельности (с помощью системы отчетности и раскрытия информации);
  • Государство будет стимулировать развитие негосударственных пенсионных фондов в системе обязательного пенсионного страхования.

Реализация поставленных задач будет способствовать развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения.

Источник: Кремлева Э.А., Самбурова В.В., Елманова К. А. «Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов»

Читайте также: