Муниципальное социальное обеспечение пенсионное


Система пенсионного обеспечения в России предусматривает различные виды оснований для начисления материального обеспечения. Одним из них является выслуга.

Собственно, под ней следует понимать определенные периоды осуществления трудовой или служебной деятельности, которые дают право на какие-либо льготы.

Бесплатно по России

К последним относятся различные денежные прибавки и выплаты, а также возможность досрочного выхода на пенсию.

Механизм выслуги лет применяется по отношению к представителям далеко не всех профессий, а лишь к занятым в определенных, установленных законом сферах. На соответствующие льготы могут рассчитывать военнослужащие, работники правоохранительных и иных силовых структур.

С некоторыми условностями специальный стаж присутствует у педагогов и медицинских работников. Кроме этого, выслугу имеют государственные и муниципальные служащие. На последних следует остановиться более подробно.

Что такое муниципальная пенсия

Муниципальные служащие осуществляют свою деятельность в особых условиях, связанных с исполнением властных и государственных функций. Их заработная плата формируется исключительно за счет местных бюджетов. Также их них назначается дополнительное пенсионное обеспечение при выполнении чиновником определенных условий, которые касаются стажа работы и возраста выхода на заслуженный отдых.

Муниципальная пенсия представляет собой вид социального обеспечения, выплачиваемого при наличии достаточной выслуги работников местных органов исполнительной власти. По своей сути она дополняет страховую пенсию по старости или инвалидности, на которую чиновники могут рассчитывать так же, как и остальные граждане.

Поскольку специальные выплаты служащих местных органов власти финансируются из бюджетов субъектов федерации, то последние вправе устанавливать дополнительные надбавки.

Так, в регионах чиновникам полагается определенная доплата в том случае, если выслуга превышает установленный федеральным законодательством норматив (помимо 3%, установленных повсеместно). Размер этой надбавки и основания для ее получения разнятся в зависимости от особенностей законодательства на местах.

Кроме этого, распространенной практикой является назначение единоразовой выплаты чиновникам при выходе на пенсию. Ее величина и порядок расчета также определяются решениями региональных властей.

Кто относится к муниципальным служащим

Под муниципальными служащими следует понимать граждан Российской Федерации, обладающих полной дееспособностью и достигших совершеннолетнего возраста, которые, в рамках соответствующих трудовых отношений, занимают руководящие или специальные должности в органах местного самоуправления.

Последнее является принципиальным. По своей сути, органы местного самоуправления и иные муниципальные структуры не представляют собой государственную власть. Госорганы имеют другие задачи и действуют в рамках федерального законодательства. Их сотрудники наделены статусом государственных служащих. Последних же следует отличать от работников органов местного самоуправления, о которых идет речь в этой статье.


Основными характерными признаками муниципальной службы являются:

  • курирование вопросов, связанных с хозяйственной, повседневной деятельностью конкретного муниципалитета;
  • исполнение распоряжений и поручений органов государственной власти на местах;
  • нормативное регулирование деятельности осуществляется как федеральным законодательством, так и местными актами;
  • финансирование происходит из средств местных бюджетов.

Нормативные акты субъектов определяют перечни должностей муниципальной службы. Среди них следует выделить:

  • руководителей;
  • специалистов.

Последние могут быть главными, ведущими, старшими, младшими и проч. Эта градация зависит от уровня образования работника и объема выполняемых служебных задач на данной должности.

Кроме этого, муниципальные служащие могут иметь различные знаки классности – чины и ранги. В зависимости от наличия того или иного разряда, чиновнику положены различные надбавки к должностному окладу.

Пенсия у муниципальных служащих

Служащие муниципальных органов имеют те же права на пенсионное обеспечение, что и работники остальных сфер. Они могут рассчитывать на страховую пенсию по старости. Однако решение о повышении соответствующего возраста для данной категории работающих было принято раньше, чем для остальной части населения.

Последние новости говорят, что в 2019 году чиновники вправе рассчитывать на страховые пенсионные выплаты по достижении более позднего возраста, чем остальные граждане.

Возраст выхода

Одним из оснований для начисления выплат по выслуге является назначение пенсии страховой. До 2017 года этот возраст составлял 55 лет (жен.) и 60 лет (муж.). Однако его повышение коснулось, в первую очередь, именно представителей чиновничьего аппарата, в том числе и на местах. Начиная с 2017 года, возраст получения пенсионных выплат постепенно повышается.

В 2019 году получить пенсию по выслуге муниципальный чиновник может в 56,5 лет (жен.) и в 61,5 лет (муж.).


Необходимый стаж

Получение дополнительной пенсии возможно только при наличии определенного стажа муниципальной службы. Как и к пенсионному возрасту, требования к нему также вырастают с каждым годом. В 2019 году чиновник должен отработать в соответствующем статусе не менее 16,5 лет.

Законодательством установлено, что к 2026 году требования к длительности специального периода увеличатся. Минимальный стаж будет равен 20 годам.

Расчет муниципальной пенсии

В соответствии с федеральным законодательством размер данного вида соцобеспечения не может превышать 45% от довольствия чиновника.

Формула расчета муниципальной пенсии такова:

СМО – усредненный оклад чиновника за последний год.

БС – базовая ставка выплаты, которая установлена в размере 45% среднего оклада.

Н – надбавки.

МП – размер муниципальной пенсии.

Следует отметить, что местные власти могут самостоятельно увеличивать размер базовой ставки до 50% или даже более.

Кроме этого, если чиновник отработал сверх выслуги, то ему полагается дополнительно 3% от оклада за каждый год переработки.

Однако предельный размер всех выплат данной категории лиц не может превышать 75% от их среднего оклада, который выплачивался им в последний год осуществления служебной деятельности.

Оформление муниципальной пенсии

Порядок оформления муниципальной пенсии несколько отличается от обращения за страховым обеспечением.

Список документов

Для начисления материального обеспечения следует подготовить следующие документы:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о доходе за последний год;
  • пенсионное удостоверение или иной документ, подтверждающий факт выхода на пенсию по старости;
  • СНИЛС (при наличии);
  • военный билет (при наличии).

Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку порядок оформления муниципальных пенсий устанавливается местными властями самостоятельно и, соответственно, существуют разные требования по предоставляемым документам.

Куда и когда обращаться

Муниципальная пенсия, в отличие от страховой, выплачивается за счет местного бюджета. Для ее оформления муниципальный служащий должен обратиться в отдел кадров организации, где он и трудится, предоставив соответствующие документы.

Чиновник вправе обратиться за ее получением в любое время после возникновения у него данного права.

В соответствии с действующим законодательством лицам, которые заняты на муниципальной службе, полагается не только страховая пенсия по старости, но и дополнительная – по выслуге лет. Рассчитывать на ее получение могут только те должностные лица, которые были заняты работой в органах местного самоуправления длительное время – не менее 16,5 лет в 2019 году.

Полезное видео

Более подробно о возрасте выхода муниципальных служащих смотрите в видео:

Пенсия муниципальным служащим начисляется не по старости, а по выслуге лет. Если работник данной категории обладает иным стажем (был ранее трудоустроен не в государственном учреждении), то он может дополнительно получать выплаты по старости.

Если лицо на 1 января 2017 года являлось госслужащим, имело выслугу 15 лет или более, получило право на пенсию по старости или инвалидности, оно вправе претендовать на пенсию по выслуге лет по ранее установленным нормам, а не с учетом новых положений. Рассмотрим подробнее в представленном материале, как осуществляется начисление данной выплаты, и кто вправе претендовать на ее получение.

Кто имеет право на муниципальную пенсию?

Основными нормативными актами, регулирующими право муниципальных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, являются:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 02.03.007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

По действующему ранее законодательству чиновники могли продлевать срок службы с 60 до 65 лет, но с 01.01.2017 года такая возможность утеряна. Исключение составляют следующая категория работников - руководители госслужб в возрасте до 70 лет при условии согласования с органом власти, назначившим их на эту должность.

Законом № 25-ФЗ (ст. 4) определяет правовой статус муниципальных образований, согласно которому они являются одной из ветвей власти на местном уровне. Муниципалитеты имеют полномочия и обязанности по реализации государственной политики и соблюдения законных прав граждан, проживающих в территориальном объединении.

Условия предоставления муниципальной пенсии за счет бюджетных средств устанавливаются законодательством субъектов РФ, актами органов местного самоуправления. Пенсия за выслугу лет госслужащим назначается к страховой пенсии по старости или инвалидности и выплачивается одновременно с ней.

Назначение муниципальной пенсии за выслугу лет производится:

  • военнослужащим;
  • государственным и муниципальным служащим;
  • приравненным к ним гражданам из числа работников летно-испытательного состава или космонавтов.

Данной категории граждан выплачивается:

  • пенсия за выслугу лет;
  • единовременные выплаты и доплаты при наличии оснований;
  • доля страховой выплаты по старости или по инвалидности.

Если сейчас право на муниципальную пенсию за выслугу лет получают госслужащие, отслужившие 15 лет (в 2017 году - не менее 15 лет 6 мес.) и замещающие должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев, то минимально необходимый стаж с 2020 года составит 20 лет.

При наличии стажа 15 лет пенсия составит 45% от среднемесячной зарплаты за вычетом стандартных страховых выплат. При выходе на пенсию госслужащего на 5 лет позже, он будет получать на 10% больше, а до 01.01.2017 необходимо было отработать 1 лишний год.

Если служащий отслужил 10 лет, с начала 2017 ему положена прибавка в 75%, а до этого момента такую же надбавку он получает, если срок составляет 3 года. При стаже в 15 лет и более служащий получает ежегодно надбавку в размере 3% от среднемесячного заработка.

Право на муниципальную пенсию с 01.01.2017 возникает как и раньше - в случае увольнения, но список причин изменился:

  • выход чиновника на пенсию;
  • ликвидация государственного органа;
  • уход по состоянию здоровья;
  • достижение служащим предельного возраста для работы;
  • соглашение сторон служебного контракта истекло, иное.

Если уволиться по другим причинам, получать пенсию можно на общих основаниях.

Возраст ухода на пенсию

Ст. 8 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлен пороговый возраст выхода на пенсию для всех категорий граждан: 55 лет для работающих женщин и 60 лет для работающих мужчин. Изменения коснутся только государственных служащих. Согласно нововведениям:

  • пенсионный возраст будут повышать постепенно в течение 15 лет;
  • увеличат минимальный стаж для начислений выплат чиновникам по выслуге лет;
  • определят новый список причин для увольнения госслужащих с правом получения пенсии.

График увеличения пенсионного возраста расписан в приложении 5 к Закону № 400-ФЗ. Ежегодно до 2032 года он будет увеличиваться на 6 месяцев. Женщины будут уходить на заслуженный отдых в 63 года, а мужчины в 65 лет. Стаж при расчете муниципальной пенсии в 2017 году определяется суммой периодов госслужбы и иной деятельностью, включенной в службу на иных должностях, определяемых Президентом РФ.

Во всех случаях обязательным условием для получения пенсии за выслугу лет является наличие у госслужащего не менее 1 года стажа в должности на федеральной службе, а отдельные категории чиновников должны иметь 12 месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия по выслуге лет

За назначением пенсии по выслуге лет граждане вправе обратиться в любое время после возникновения на нее права без каких-либо ограничений. Если за назначением пенсии граждане обращаются в МФЦ или территориальный орган ПФР, то за пенсией по выслуге лет необходимо обращаться:

  • с заявлением на имя председателя правления ПФР и документами в кадровую службы федерального органа государственной власти;
  • в кадровую службу его аппарата, в котором лицо замещало должность перед увольнением;
  • при ликвидации госоргана - в кадровую службу реорганизованного или ликвидированного органа, которой переданы функции прежнего органа.

Документы для назначения этого вида пенсии необходимо собирать в соответствии с Приказом Минтруда России от 22.05.2017 № 436н.

Размер муниципальной пенсии

Порядок пенсионного обеспечения служащих муниципалитета, в том числе условия расчета стажа и его подтверждения, регламентируются Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2011 № 1648н и Приказом Минтруда России от 28.11.2014 № 958н. Каждый субъект РФ издает свое положение, регулирующее процесс назначения пенсии чиновникам с учетом особенностей их занятости, сроки подачи документов, порядок их регистрации.

Расчет пенсии служащих муниципалитета

Размер пенсии муниципальных служащих зависит от:

  • стажа трудовой деятельности;
  • размера отчислений страховых взносов в процентном соотношении от начисленной зарплаты.

Минимальное значение пенсии для указанной категории лиц составляет 45% зарплаты за последний год за вычетом пенсии по старости, исчисленная пропорционально имеющемуся индивидуальному пенсионному коэффициенту (ИПК), который рассчитан из стажа и размера отчислений.

Максимальный размер составляет 75%, расчет которых производится следующим образом: присвоение 45% за 15 лет стажа, добавление по 3% за каждый последующий год, но не более 75% всего.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 17.10.2009 № 818 при расчете среднего заработка для исчисления размера пенсии учитываются:

  • оклад;
  • больничные и премии;
  • отпускные, оздоровительные;
  • все виды надбавок, доплат.

Не учитываются при определении размера - поощрения, выплаты в связи с болезнью, безвременной кончиной близкого родственника.

Льготы муниципальным служащим

Служащие имеют право на получение одновременно двух пенсий: по выслуге лет - исходя из стажа госслужбы и по старости - из оставшегося общего стажа. Если размер будет небольшим, он вправе отказаться от пенсии по выслуге и получать только выплаты по старости, поскольку суммарное количество ИПК будет выше в этом случае, а размер пенсии увеличится.

Доплата к пенсии

Ежемесячные доплаты к трудовым пенсиям, выплачиваемые бывшим муниципальным служащим, порядок перерасчета размера пенсий и выплат утверждается Правилами назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, которые принимают органы муниципалитетов. Правила, принимаемые субъектами Федерации, определяют условия приобретения права на доплату за стаж.

Муниципальные пенсионеры часто обращаются в суд за доплатой к пенсии, поскольку районная администрация или иной муниципальный орган не спешит соблюдать закон. Без юриста добиться причитающихся выплат практически невозможно. Рекомендуем обратиться за правовой поддержкой к нашим опытным специалистам. Позвоните нам по телефону или свяжитесь с нами через форму обратной связи для получения консультации по любым вопросам о муниципальных пенсиях.

Так, напр. Правительством Москвы осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни москвичей всех социальных слоев и категорий. В этих целях Правительством Москвы ежегодно утверждается комплексная программа мер соцзащиты москвичей. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

2.Негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании ФЗ от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О НПФ". В России насчитывается свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

4. Благотворительную деятельность граждан и юр лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании ФЗ от 11.08.95г. № 135-ФЗ

"О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

5. Предоставлениеработникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия "соцобеспечение" и "социальная защита".

В период рыночных отношений в РФ с появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли ПСО невозможно, поскольку здесь необходим выход на ряд отраслей права:

трудовое право- проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (напр., установление МРОТ),

жилищное право- вопросы, связанные с обеспечением жильем,

семейное право- вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д.,

экологическое право- проблемы, связанные с созданием благоприятной ОС для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы соцзащиты населения относятся к ПСО. Понятие "соцзащита" значительно шире понятия "соцобеспечение", а соцобеспечение является составной частью соцзащиты.

Систему органов, осуществляющих соцзащиту населения,возглавляет Министерство труда и социального развития РФ (Минтруд России).

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, Севастополе вопросы соцзащиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в отделениях ПФР (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

2.Понятие об организации работы органов, осуществляющих соцобеспечение.Соцобеспечение как реально существующее общественное яв­ление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его существенные признаки. К числу сущностных признаков соцобеспече­ния на современном этапе можно отнести:

- во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе

организационно-правовых способов распределения совокупного

общественного продукта через систему соцобеспечения;

- во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис­ков, признаваемых государством в качестве оснований для предос­тавления тех или иных видов соцобеспечения;

- в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио­нированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;

- в -четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода­тельного закрепления видов обеспечения его уровня и условий пре­доставления.

Эти признаки соцобеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, позволяющей раскрыть экономиче­ский аспект данного понятия. Соцобеспечение - это один из способов распределения час­ти ВВП путем предоставления гражданам ма­териальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, го­сударством, для поддержки их полноценного социального статуса.

Классификация функций соцобеспечения:

*экономические функции соцобеспечения. Ее сущность за­ключается в том, что государство использует соцобеспечение в каче­стве одного из способов распределения части ВВП, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен­ного заработка;

*производственная функция выражается в том, что право на многие виды соцобеспечения обусловлено трудовой деятельностью, уро­вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде­ния за труд;

* социальная (социально-реабилитационная) функция соцобеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ­ных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление соцобеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;

* политическая функция позволяет государству специфическими для соцобеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно соцобеспече­ние выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние в РФ системы соцобеспечения не отвечает потребностям населения.

*демографическая функция реализуется посредством воздействия системы соцобеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

*духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются:

идео­логическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек­ларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на соцобеспечение и на осуществление необходи­мых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично­сти, прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый че­ловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жи­лище, медицинский уход и необходимое соц обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдов­ства, наступление старости или иного случая утраты средств к существова­нию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой соц защитой. Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на соцобеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис­ков, при наступлении которых возникает право на соцобеспечение;

в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на соцобеспечение, включая соцстра­хование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социаль­ных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества. Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна­ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе. Гарантированность провозглашенных прав обеспечивается государст­вом путем проведения им соответствующей политики, согласно КРФ­, РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво­бодное развитие человека. Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион­ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж­данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре­альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

*Экономические блага - это результаты созидательной производствен­ной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономи­ческой политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на соцобеспечение. Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью государство должно выделить в составе госбюджета соответст­вующие средства за счет которых соцобеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам закрепленных в ФЗ. Из этого вывод: роль государства в реализа­ции конституционного права на соцобеспечение чрезвычайно вели­ка.

Этот вид социального обеспечения назначается за выслугу лет. Он дополняет пенсию по возрасту и рассчитан на работников органов местной власти – администрации городов, районов и сельских поселений. Размер выплаты в данном случае рассчитывается в виде процентов к имеющемуся должностному окладу, но не должен превышать определенной суммы.

Статус муниципального служащего

Определяющие признаки этого вида профессиональной деятельности граждан изложены в законодательстве. Отличиями муниципальной службы от других видом занятости являются:

  • работа на постоянной основе на должностях в структурах местного самоуправления;
  • финансирование из средств местного бюджета.

Подобно госслужащим, работники органов местной власти имеют возможность получать дополнительную пенсию. При этом к муниципальным служащим не относятся лица, обеспечивающие работу местных администраций с помощью различных технических средств (например, уборщики, охранники, электрики и др.). Субъекты Российский Федерации самостоятельно устанавливают перечни должностей, выступающих основой для составления штатных расписаний. Таблица показывает варианты классификации работников в соответствии с такими реестрами:

Объем имеющихся полномочий

Глава администрации муниципального образования, руководитель территориального структурного подразделения, начальник (заведующий) отдела.

Уровень полученного образования и навыков по профессии

Главный специалист, ведущий специалист, специалист 2 категории.

Действительный муниципальный советник 1 класса, старший референт муниципальной службы 2 класса.

Нормативно-правовое регулирование

Базовые юридические основы, определяющие пенсионное обеспечение муниципальных служащих изложены в федеральных законах. Сюда входят:

  • № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001. Этот законодательный акт рассматривает общие принципы начисления пенсий для граждан РФ и появления права на этот вид социальной поддержки.
  • № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007. В этом законе разъясняются профильные понятия и терминология. Тут обозначается круг лиц, которые являются муниципальными служащими и определяются их права.
  • № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2003. Здесь рассматриваются общие положения назначения госпособий по старости, например, с какого возраста появляется право на эти социальные пособия.

Региональное законодательство дополняет и конкретизирует базовые нормативные акты, например, определяет конкретный размер выплат. Федеральный закон № 166-ФЗ устанавливает минимальный размер пенсии в 45% среднемесячной оплаты труда (СОТ). Местное законодательство может увеличивать этот показатель. Так, в Московской области стандартная величина таких отчислений для муниципальных работников равна 55% СОТ.


Виды пенсионного обеспечения

Права и льготы для муниципальных работников установлены федеральным и местным законодательством. Определенное им государственное обеспечение содержит:

  • Пенсию по выслуге лет. Она финансируется из регионального бюджета. Аналогичное пособие за трудовой стаж, кроме чиновников, есть у представителей профессий, связанных с риском для жизни – военнослужащих, спасателей, летчиков-испытателей и др.
  • Страховую выплату по инвалидности или старости. Эта дотация имеет федеральное финансирование и назначается на общих основаниях.
  • Разные доплаты. Необходимо иметь право на их получение, поэтому их выплачивают не всем пенсионерам.

Муниципальная пенсия за выслугу лет дополняет государственное пособие по старости или инвалидности до определенного предела. В целом суммарная величина двух выплат не должна превышать 75% среднемесячного оклада за последний отработанный год. В таком виде справедливо рассматривать муниципальные выплаты не как самостоятельное госпособие, а как доплату к существующему (страховому или по инвалидности).

  • Как включить блютуз на ноутбуке - где находится и способы подключения
  • Индексация пенсий в 2019 году в России: повышение выплат
  • Перерасчет пенсии по стажу

Пенсия муниципальным служащим за выслугу лет

Государственное обеспечение этого типа выступает компенсацией за повышенные нагрузки при выполнении трудовых обязанностей. По действующему законодательству, пенсия муниципального служащего за выслугу лет положена всем чиновникам местных администраций при наличии у них профильного стажа, продолжительность которого определена законодательно. Период работы в муниципалитете учитывается и при определении права работника на доплаты к пенсии.

Условия назначения

Для того чтобы претендовать на пенсионное гособеспечение муниципального типа, недостаточно быть работником местной администрации. Получить эту государственную выплату можно только при полном соответствии требованиям, изложенным в Законе № 25-ФЗ. Таблица показывает условия, при выполнении готовых гражданину назначаются государственные выплаты:

Требования федерального законодательства

Стаж муниципальной службы

В 2019 г. – не менее 16 лет (при этом в одной должности требуется отработать 1 год или больше). Это дает право на выплаты в 45% от величины среднемесячного оклада (если более высокие значения не установлены местным законодательством). За каждый год, проработанный сверх норматива, величина госпособия увеличивается на 3%, но максимально допустимый размер составляет 75%.

Определенные причины увольнения

Для получения гособеспечения по выслуге лет увольнение с работы должно быть:

Последнее место работы

Последние 12 месяцев человек должен быть трудоустроен в муниципалитете и отсюда должно происходить его увольнение по выслуге лет. При нарушении этого условия (например, устройства на другую работу), гражданин теряет право на государственные пенсионные выплаты, за стаж муниципальной работы.

Как рассчитывается

Вычисляя размер гособеспечения за выслугу лет, нужно учитывать, что по закону, сумма трудовой и муниципальной пенсии не должны быть выше 75% от среднемесячного оклада работника за последний год. В этом случае для того, чтобы узнать величину выплат, которые гражданин получит на руки, нужно вычислить полный размер пособия, и вычесть из него величину государственного обеспечения по старости. Исчисление проводится по формулам ДСП = ПВЛ – РСП и ПВЛ = СМЗ х ПС, где:

  • ДСП – дополнение (надбавка) к страховой пенсии.
  • ВСП – величина страховой пенсии (фиксированная часть и надбавки).
  • ПВЛ – пенсион за выслугу лет. По закону эта величина (или значение ДСП + РСП) имеет ограничение в 75% СМЗ и не должна превышать должностной оклад больше, чем в 2,3 раза.
  • СМЗ – среднемесячная зарплата.
  • ПС – процентная ставка, устанавливаемая в зависимости от стажа. Ее базовый размер равен 45% (если иное не установлено местным законодательством), значит, минимальное значение пенсионного гособеспечения муниципального типа равно СМЗ х 45%.

  • Какая температура губительна для коронавируса
  • 10 причин, по которым вас могут выселить из съемной квартиры
  • 8 продуктов для улучшения зрения

Для примера, можно узнать величину выплат за выслугу работнику с профильным стажем 20 лет, в последний год работы имевшего оклад 20 000 р., среднемесячную зарплату 60 000 рублей и получающего государственные выплаты по старости в размере 32 000 р. Расчеты выглядят так:

  1. Данный служащий проработал 5 лет свыше положенной нормы, значит, к определенной государством минимальной ставке добавляется по 3% за каждый отработанный год: ПС = 45% + 3% х 5 лет = 60%.
  2. Вычисляется ПВЛ = 60 000 р. х 60% = 36 000 рублей. Это значение не превышает предельных величин, установленных законом (60 000 р. х 75% = 45 000 р. и 20 000 р. х 2,3 = 46 000 р.).
  3. Находится итог – дополнение к трудовой пенсии: ДСП = 36 000 р. – 32 000 р. = 4 000 рублей.

Страховая пенсия

Получение пенсионного обеспечения трудового типа для муниципальных служащих не отличается от общепринятого порядка. Соответствуя базовым требованиям, чиновник может получать страховую пенсию, дорабатывая необходимый ему муниципальный стаж. Таблица показывает, условия назначения разных видов гособеспечения, согласно Закона № 400-ФЗ:

Виды страховой пенсии

Одновременное соответствие указанным требованиям (указаны данные для 2019 года, в дальнейшем будет их увеличение до установленного законом предела):

Назначается при получении работником инвалидности I, II или III группы (вне зависимости от причин). Непременным условием назначения является наличие страхового стажа (при его полном отсутствии назначается социальная пенсия).

На страховое пенсионное обеспечение служащих местных органов власти распространяется требование Закона № 400-ФЗ об обязательной индексации. Ежегодно величина выплат приравнивается к коэффициенту инфляции за II квартал предшествующего года, так 1.01.2018 этот вид государственных пособий повысился на 3,7%.

Доплата за выслугу лет

Местные органы власти могут вводить дополнительные выплаты к пенсионному обеспечению муниципального типа. Это делается в случаях:

  • Повышения денежного довольствия в местной администрации. В данном случае доплата компенсирует льготы, которые работник получал по месту службы.
  • Увеличенной выслуге лет. Данная выплата дополняет существующее на федеральном уровне повышение ставки для расчета выплат в случаях, когда трудовой стаж превышает норматив.

Единоразовые выплаты муниципальным служащим при выходе на пенсию

Назначение субсидий этого вида тоже входит в компетенцию местных властей. Величина единовременных выплат при выходе гражданина на пенсию по выслуге напрямую зависит от:

  • размера должностного оклада;
  • продолжительности службы;
  • наличия поощрений и достижений за время работы.

Порядок назначения и оформления

Правильный порядок действий подразумевает, что сначала гражданин оформляет трудовую пенсию по возрасту. Для этого ему нужно обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда России, когда у него возникнет право на этот вид социальных выплат (после наступления 55 лет для женщин, и 60 – для мужчин). Государственное пособие по старости будет назначено со дня обращения. Оформив трудовую пенсию, и обладая необходимым стажем, работник должен обратиться в отдел кадров по месту работы для того, чтобы ему была назначена пенсия.

Какие документы необходимо предоставить

Обращение за пенсией муниципального типа подразумевает подготовку заявления. Оно составляется в свободной форме и в нем гражданин, со ссылкой на Закон №25-ФЗ извещает работодателя о своем праве на этот тип выплат. Заявление сопровождается следующим пакетом документации:

  • паспорт гражданина РФ;
  • копия приказа об увольнении;
  • трудовая книжка и другие документы, подтверждающие профильный стаж работы и занимаемые должности в муниципалитете;
  • свидетельство обязательного пенсионного страхования;
  • военный билет (для проходивших службу);
  • справка, подтверждающая доход за последние 12 месяцев;
  • документ о назначении пенсии по возрасту.

Калькулятор расчета пенсии

Видео

Социальное обеспечение занимает одно из ключевых определяющих мест в жизни государства и общества. Оно непосредственно зависит от развития экономики и теснейшим образом связано с политикой социального благополучия населения.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в ст.39 Конституции РФ, согласно которой каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

Социальное обеспечение – это форма распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных и др.) стариков, больных, детей, нетрудоспособных иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе, или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

Под социальным обеспечением понимаются различные формы помощи общества своим членам.

Главной организационно-правовой формой социального обеспечения является государственное социальное страхование. Суть его заключается в разделении социального риска потери заработка, снижении доходов ниже прожиточного минимума, потребности в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь создаются федеральные внебюджетные фонды.

К данным фондам относятся:

ü Фонд социального страхования РФ,

ü Пенсионный фонд РФ,

ü Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Другой организационной формой социального обеспечения является прямое ассигнование из федерального бюджета (например, пенсии военнослужащим, государственным служащим, предоставление социальных услуг престарелым и т. д.).

Наряду с централизованными формами в последнее время получают распространение и формы негосударственного социального обеспечения. К их числу можно отнести:

1. Муниципальное социальное обеспечение

Осуществляется многоплановая социальная политика, направленная на улучшение жизни граждан всех социальных слоев и категорий. В этих целях ежегодно утверждается комплексная программа мер социальной защиты граждан. В числе этих мер можно назвать выплату компенсации (или доплаты) неработающим пенсионерам (и отдельным категориям работающих) до социальной нормы.

2.Негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Эти фонды осуществляют свою деятельность на основании Федерального Закона от 07.05.98г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". В настоящее время в России функционирует свыше 250 НПФ, имеющих лицензию.

Исключительным видом деятельности НПФ является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Деятельность НПФ заключается в аккумулировании пенсионных взносов, размещении пенсионных резервов, учете пенсионных обязательств фонда и выплате негосударственных пенсий участникам фонда.

3. Благотворительную деятельность граждан и юридических лиц.

Правовое регулирование осуществляется на основании Федерального закона от 11.08.95г. № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях",

4.Предоставлениеработникам предприятий (в т.ч. и вышедшим на пенсию) за счет прибыли различных льгот и компенсаций.

Следует различать понятия "социальное обеспечение" и "социальная защита".

С появлением экономической нестабильности, усилением расслоения общества, обнищания, ростом числа безработных, беженцев, бомжей очень остро встала проблема социальной защищенности граждан. Решить эту проблему в рамках одной отрасли - права социального обеспечения - невозможно, поскольку здесь необходим выход на несколько отраслей права:

трудовое право - проблемы безработицы, занятости и трудоустройства населения, повышения социальных гарантий в области труда (например, установление минимального размера оплаты труда),

жилищное право - вопросы, связанные с обеспечением жильем,

семейное право - вопросы государственной поддержки брака и семьи, установление прав и обязанностей родителей, детей, супругов и т.д.,

экологическое право - проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т.д.

Вместе с тем, основные вопросы социальной защиты населения относятся к праву социальное обеспечение.

Таким образом, понятие "социальная защита" значительно шире понятия "социальное обеспечение", а социальное обеспечение является составной частью социальной защиты.

Систему органов, осуществляющих социальную защиту населения,возглавляет Министерство труда исоциального развития РФ (Минтруд России).

В регионах России: автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге вопросы социальной защиты находятся в ведении Департаментов или Комитетов администрации соответствующей территории, а вопросы пенсионного обеспечения – в Отделениях Пенсионного фонда РФ (за исключением отдельных регионов, где пенсионная служба относится к органам социальной защиты).

  1. Департамент социальной защиты Воронежской области является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, обеспечивающим разработку и реализацию государственной политики в сферах социальной поддержки, оказания бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан, социального обслуживания и социальной защиты населения на территории Воронежской области, а также осуществляющим управление в указанных сферах.
  2. Районные управления социальной защиты населения, и предоставления субсидий.
  3. Центры социального обслуживания,
  4. Бюро медико-социальной экспертизы,
  5. Центры помощи семье и детям,
  6. Социальные приюты для детей,
  7. Пансионаты для ветеранов,
  8. Психоневрологические интернаты,
  9. Детские дома-интернаты для умственно-отсталых детей,
  10. Реабилитационные центры для инвалидов,
  11. Геронтопсихиатрический центр,
  12. Дома ночного пребывания,
  13. Центр социальных выплат,

3. Понятие и виды социальной защиты. Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения.

Социальная защита – это система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению гарантированных, минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.

Виды социальной защиты:

1. обеспечение пенсиями;

2. обеспечение пособиями;

3. бесплатное медицинское обслуживание;

4. предоставление санаторно-курортного лечения;

5. социальная помощь семьям, имеющим детей;

6. обеспечение жильем за счет государственных фондов и т.д.

Право социального обеспечения (ПСО) – это самостоятельная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих пенсионные и некоторые другие отношения по материальному обеспечению и социальному обслуживанию нетрудоспособных членов общества, предоставлению им действующих льгот и преимуществ, а также тесно связанных с ними процессуальных отношений по разрешению споров и процедурных отношений по установлению юридических фактов.

Предмет права социального обеспечения – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

В предмет права социального обеспечения входят следующие отношения:

ü Отношения по пенсионному обеспечению;

ü Отношения по социальному обслуживанию;

ü Отношения по выплате пособий;

ü Отношения по бесплатному медицинскому обслуживанию и т.д.

Кроме того, к названным выше отношениям относятся также:

процессуальные отношения – это отношения по разрешению споров, возникающих между участниками отношений по пенсионному обеспечению;

процедурные отношения – это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой фактов, имеющих значение для предоставления тех или иных видов социальной защиты (например, установление инвалидности).

Метод права социального обеспечения - совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Метод ПСО имеет следующие отличительные признаки:

1) сочетание централизованного и локального способов установления прав и обязанностей субъектов (на федеральном уровне закрепляется определенный социальный стандарт, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами РФ, а может быть только повышен за счет собственных источников (например, установление доплаты к пенсии в г. Москве);

2) права и обязанности субъектов в этой отрасли могут устанавливаться не только нормативным, но и договорным путем (например, в коллективном договоре на конкретном предприятии могут быть предусмотрены более льготные условия по сравнению с действующим законодательством: досрочный уход на пенсию, бесплатное ежегодное санаторно-курортное лечение и т.д.). Но условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством, в противном случае они признаются недействительными.

3) все права и обязанности субъектов данных отношений определены законом и не могут изменяться по соглашению сторон;

4) специфика санкций, применяемых к правонарушителям, и способы защиты нарушенного права (как в административном, так и в судебном порядке).

Специфика санкций заключается,

во-первых, в том, что имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно излишне получили суммы выплат по социальному обеспечению.

во-вторых, санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер: граждане возвращают только излишне полученную сумму и дополнительных лишений не испытывают.

Защитить нарушенное право можно путем обращения в вышестоящую инстанцию (например, обжаловать решение районного управления социальной защиты населения можно в соответствующее окружное управление или в Департамент социальной защиты населения города), а при несогласии и с вынесенным этим органом (органами) решением - в суд, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве.

СИСТЕМА ПСО - это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права соц. обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

ПСО можно разделить на 3 части:

К общей части отрасли права социального обеспечения относятся правовые нормы, содержащие указания на сферу действия и предмет регулирования, а также выражающие принципы ПСО. Т.е. в общую часть входят понятие, предмет, метод, система, принципы, источники права социального обеспечения, а также история отечественного законодательства о социальном обеспечении.

Особенная часть отрасли права социального обеспечения состоит из институтов, имеющих самостоятельный объект регулирования. Они в деталях регламентируют основания, порядок, условия и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения: пенсионное, пособия и компенсации, медицинская помощь и лечение, социальное обслуживание, льготы по системе соц. обеспечения.

Говоря о нормах, регулирующих пенсионные отношения, следует отметить, что они многочисленны, разнообразны и подразделяются на несколько институтов. Так, нормы о пенсиях делятся на следующие группы:

Ø трудовые пенсии - по старости (в т.ч. досрочные), по инвалидности, по случаю потери кормильца;

Ø по государственному пенсионному обеспечению - за выслугу лет (федеральным государственным служащим), по старости (гражданам, пострадавшим в результате радиационных, например на Чернобыльской АЭС, или техногенных катастроф), по инвалидности (военнослужащим и участникам Великой Отечественной войны), социальные пенсии (нетрудоспособным гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию, например, инвалидам с детства).

В особый институт выделяются нормы, определяющие порядок назначения и выплаты пенсии.

Нормы, регулирующие другие отношения, объединяются в институты:

- социальное обслуживание и т.д.

В специальную часть включены нормы, регулирующие международно-правовые аспекты социального обеспечения, в т.ч. и социальное законодательство зарубежных стран.

4. Источники права социального обеспечения:

Из теории государства и права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

В нашем государстве для права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовые акты, рассчитанные на неоднократное применение.

Источники права социального обеспечения - это различные нормативные правовые акты, регулирующие тот комплекс общественных отношений, который составляет предмет данной отрасли права.

В источниках ПСО России отражены материальные условия жизни нашего общества. При изменении условий жизни в стране, меняются и источники права социального обеспечения. Устаревшие нормативные акты отменяются или изменяются, дополняются либо принимаются новые, более прогрессивные, соответствующие рыночным отношениям.

Источники ПСО можно классифицировать по различным основаниям:

1. по юридической силе (по степени важности и субординации),

2. по сфере их действия;

3. по органам, принявшим нормативный акт;

4. по форме акта;

5. по правовым институтам.

При этом наибольшее практическое значение принадлежит первой и третьей группам.

1. По юридической силе источники делятся на законы и подзаконные акты законодательства в сфере социального обеспечения. Законы обладают высшей юридической силой и имеют приоритет по сравнению с любыми другими нормативными правовыми актами. Это объясняется тем, что законы принимаются высшим законодательным органом власти РФ и его субъектов.

Законы делятся на:

Основной Закон РФ - это Конституция РФ, принятая 12.12.1993г., которая является базой для всего текущего законодательства в РФ. В ст.7 Конституции записано, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ряде статей Конституции РФ изложены основные права граждан в сфере социального обеспечения. Так, например, в ст.39 Конституции РФ записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.

В качестве примера кодификационного акта в области социального обеспечения являются Основы законодательства РФ "Об охране здоровья граждан" от 22.07.1993г. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья, а также гарантии обеспечения этого права, среди которых право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.

При этом следует отметить, что для ПСО характерным является то, что в этой отрасли действует большое количество законов и отсутствует единый кодификационный источник, регулирующий весь комплекс отношений, составляющих предмет ПСО. Так, на сегодняшний день права граждан на тот или иной вид социального обеспечения, как правило, регулируется разными законами. Например, право на пенсию - Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001г. и "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15.12.2001г.

Текущие законы касаются отдельных институтов ПСО.

2. По форме акта источники ПСО делятся на:

ü законы (примеры приводились выше);

ü указы и распоряжения Президента РФ

(например, Указ Президента РФ от 21.01.2000г. N 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров");

ü постановления и распоряжения Правительства РФ

(например, Постановление Правительства РФ от 08.07.2002г. N 1510 "Об утверждении Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы РФ");

ü постановления и разъяснения Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ, и других министерств и ведомств

(например, постановление Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб, которым утверждены "Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в РФ" и "О государственном пенсионном обеспечении");

ü другие нормативные акты.

3. По сфере действия источники ПСО делятся на:

· общефедеральные (например, Закон РФ "О занятости населения РФ" от 19.04.91г. N 1032-1, с изменениями и дополнениями, которым регулируются, к примеру, вопросы выплаты пособий по безработице на территории всей России),

· республиканские в составе РФ и других субъектов РФ (областные, краевые)

(например, Указ Президента Республики Адыгея от 21.08.96г. N 145 "О выделении средств для адресной помощи детям-сиротам и школьникам из особо нуждающихся семей").

4. Источники ПСО можно классифицировать также и в зависимости от вида общественных отношений, регулируемых ими. Здесь можно выделить 3 группы:

1. по пенсионному обеспечению граждан,

2. по обеспечению граждан пособиями и компенсационными выплатами.

3. по предоставлению социальных услуг по системе социального обеспечения.

Читайте также: