Накопительная часть пенсии при банкротстве

За всю историю существования пенсионной системы в Российской Федерации ее кардинальные изменения проводились не один раз. Наиболее заметное из них произошло в 2002 году, когда пенсию по старости в России поделили на 3 обособленных группы: базовую (отменена), страховую и накопительную. Последняя же представляет наибольший интерес, поскольку до реформы 2002 года аналогов ее в нашей стране не было.

Накопительная часть в 2013 году была выделена в отдельный вид пенсионной выплаты. В соответствии с законом граждане вправе самостоятельно определять необходимость формирования данного вида обеспечения и распоряжаться тем, каким образом оно будет происходить – перечисляться в ПФР или в негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Работа НПФ — это лицензируемая деятельность и за определенные нарушения организация может лишиться документа.

Бесплатно по России

Можно ли доверять НПФ

Многие граждане, которые вправе распоряжаться тем, каким образом будет формироваться их будущее пенсионное обеспечение, хоть и приняли решение о перечислении части страховых взносов на накопительную часть, однако оставили ее в государственном фонде. Такая позиция многими мотивируется тем, что накопления в ПФР находятся в большей сохранности.

НПФ же предлагают увеличить будущую пенсию за счет инвестиционного дохода, который образуется в результате вложений пенсионных средств граждан в различные проекты (в основном акции и иные ценные бумаги). Так существует ли риск потерять свою пенсию, формируя ее в НПФ?

Ответ на этот вопрос несколько неоднозначен. За те суммы, которые работодатель или сам гражданин перечисляет на накопительную часть, переживать не стоит. Федеральное законодательство предусматривает разносторонние меры контроля деятельности НПФ. Кроме этого, «пенсионные» деньги не могут быть взысканы по обязательствам негосударственного фонда, возникшим по каким-либо причинам.


Однако пенсию переводят в НПФ для получения дохода от инвестиций. Его же никакой фонд гарантировать не может. Потеря инвестиционного дохода вполне может случиться по причине финансовых проблем у НПФ, однако он же утрачивается, к примеру, и при переходе из одного фонда в другой чаще, чем один раз в 5 лет.

Кроме аккумулирования и формирования накопительной пенсии, что происходит в рамках ОПС, НПФ активно заключают договора добровольного пенсионного страхования. Государственные гарантии сохранности средств не распространяются на эти накопления. В этой связи существует риск, что в случае банкротства или отзыва лицензии у фонда они будут утрачены.

Из вышесказанного следует, что доверять НПФ можно и размещение накопительной части пенсии на их счетах не предполагает рисков ее утраты. В то же время прекращение деятельности фонда зачастую становится причиной потери инвестиционного дохода и средств, размещенных в рамках договоров добровольного пенсионного страхования.

Наиболее частой причиной прекращения деятельности рассматриваемых организаций является отзыв лицензии, который происходит по инициативе Центробанка РФ.

Список негосударственных фондов, у которых отозвали лицензию

Первые негосударственные пенсионные фонды начали появляться примерно в середине 90-х годов, однако они еще не участвовали в системе ОПС. После того, как гражданам позволили переводить пенсионные накопления на счета НПФ, контроль деятельности последних значительно усилился. Центральный банк РФ ежегодно по причине неисполнения ими требований законодательства.

Наиболее крупными организациями, которые закрылись в последние годы, являются:

  • «Держава»;
  • «Солнце. Жизнь. Пенсия»;
  • «Защита будущего»;
  • «Солнечное время»;
  • «Адекта-Пенсия»;
  • «Поволжский»;
  • «Мечел-Фонд»;
  • «Сибирский капитал».

Деятельность данных организаций с отозванной аккредитацией на сегодняшний день прекращена.

За что могут лишить лицензии НПФ

Чтобы организация была лишена лицензии на осуществление деятельности в рамках ОПС, должна быть веская причина. ЦБ РФ принимает подобное решение в следующих случаях:

  • сокрытие или недостоверность предоставляемой регулятору информации;
  • отсутствие достаточного количества оборотных средств;
  • высокие инвестиционные риски;
  • нарушение законодательных норм при инвестировании.
  • отказ в передаче денежных средств другим НПФ в случае соответствующего волеизъявления клиента;
  • размещение активов в кредитных учреждениях, не соответствующим требованиям, которые к ним предъявляются законом.

Что такое система гарантирования сохранности пенсионных накоплений

При Агентстве по страхованию вкладов (АСВ) действует специальный фонд гарантирования пенсионных накоплений. Он был создан для защиты прав и интересов граждан, застрахованных в системе ОПС. Каждый НПФ имеет обязательство по перечислению денежных средств в данный фонд. Если у участника системы будет отозвана лицензия, то АСВ осуществит компенсацию потерянных средств клиентам организации.

Таким образом, государство гарантированно обеспечивает сохранность пенсионных накоплений граждан в рамках ОПС.

Что будет с накоплениями, если НПФ обанкротится

В соответствии с действующими правовыми нормами после отзыва лицензии назначаются временные управляющие, в обязанность которых входит перевод всех денежных средств в ПФР с последующей ликвидацией фонда как юридического лица.

Накопительная пенсия, с момента аннулирования лицензии, переходит в ПФР. В этой связи гражданину необходимо до истечения календарного года подать соответствующее заявление о выборе другого страховщика.

Если же клиент неблагонадежного фонда решит оставить накопления в ПФР, то никаких действий ему предпринимать не нужно.


Вопросы и ответы

В 2016 году я заключил с известным пенсионным фондом договор для формирования добровольной накопительной пенсии и исправно вносил средства на свой счет. Теперь он разорился, что же будет с моими деньгами?

К сожалению, АСВ не осуществляет компенсаций денежных средств в рамках договоров добровольного пенсионного страхования. Вопрос о том, получите ли Вы свои средства, будет решаться в зависимости от наличия собственных средств фонда после завершения процедуры ликвидации.

Не могу определиться с выбором негосударственного пенсионного фонда. Множество их них предлагают одинаково заманчивые предложения по доходности. Как же выбрать наиболее подходящий?

Доходность является важным критерием при выборе НПФ. Однако не следует забывать, что не всегда увещевания агентов и рекламные проспекты соответствуют действительности. В среднем доходность успешных фондов составляет около 8-10%. Если обещают выше, то это, по всей видимости, недобросовестная организация.

Топ-5 самых надежных компаний

Ниже представлен Топ-5 негосударственных фондов по версии «Эксперт РА» – ведущего аналитического агентства России.

  1. «ГАЗФОНД «пенсионные накопления».
  2. АО «НПФ «НЕФТЕГАРАНТ».
  3. «ГАЗФОНД
  4. «ВТБ Пенсионный фонд»
  5. «НПФ Сбербанка».

Заключение

Для осуществления деятельности в рамках ОПС негосударственным пенсионным фондам требуется наличие лицензии. Однако, по причине нарушения законодательства последними, разрешение может быть отозвано, что грозит ликвидацией организации.


Клиентам фонда, у которого отозвана лицензия, по большей части, не о чем переживать, поскольку накопительная часть пенсии застрахована в государственной системе. Однако инвестиционный доход и добровольные перечисления могут быть утеряны, поэтому к выбору все же необходимо подходить крайне осознанно.

Полезное видео

Еще больше информации по теме в видео:

Верховный суд РФ в определении ВС РФ от 05.06.20 № 306-ЭС20-1997 по делу № А57-11460/2018 установил, что должник пенсионер может получить денежные средства - пенсию в полном объеме.

Что для этого нужно делать.

Шаг 1. Получаем прожиточный минимум у финансового управляющего.

Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении ( абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.

При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение ( пункт 1 статьи 60 , абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Так и в данном деле финансовый управляющий выдавал должнику 7657 руб. ежемесячно (с учетом изменения величины прожиточного минимума в Саратовской области). Однако этого было недостаточно.

Шаг 2. Создаем переписку (документы для суда) с финансовым управляющим.

Должник обратился письменно к финансовому управляющему с требованием выплатить всю сумму пенсии, начиная с даты начала банкротства. Финансовый управляющий должнику письменно отказал.

Шаг 3. Подает в суд заявление о рассмотрении разногласий с финансовым управляющим.

Должник в порядке ст. 60 Закона о банкротстве обратилась в суд с заявлением о наличии разногласий в части выплаты пенсии. Суд первой инстанции в этом должнику отказал, однако апелляция , а затем суд кассации должника поддержали и заявление его удовлетворили.

Суды установили, что пенсия составляла 12394,61 руб., что подтверждается справками УПФР в Пугачевском районе Саратовской области.

В соответствии с абзацем б) пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесены изменения в пункт 12 Федерального закона от 28.12.2013 No400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно тексту измененной редакции, указанный пункт федерального закона с 01 января 2019 года стал действовать в следующей редакции: «Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона» .

Таким образом, суды фактически установили, что независимо от нахождения должника в банкротстве, он вправе получать всю пенсию на руки с 01.01.2019 года.

По общему правилу доходы гражданина (в том числе страховая пенсия по старости) образуют конкурсную массу должника (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с процессуальным законодательством, в частности, денежные средства величиной прожиточного минимума (пункт 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В то же время по ходатайству гражданина размер средств, исключаемых из конкурсной массы, может быть увеличен. Решение соответствующего вопроса относится к дискреционным полномочиям суда, рассматривающего дело о банкротстве. Суд может удовлетворить названное ходатайство, если сочтет, что средств в размере величины прожиточного минимума недостаточно для поддержания жизнедеятельности гражданина, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей (применительно к пункту 2 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»).

В таком случае суд определяет сумму, которая подлежит исключению из конкурсной массы дополнительно (разово либо на периодической основе).

В рассматриваемой ситуации исходя из содержащихся в материалах дела сведений должник, требуя получения «на руки» всей суммы пенсии по старости, фактически просил об исключении из конкурсной массы сумм сверх величины прожиточного минимума.

Разрешая разногласия в пользу должника, суды апелляционной инстанции и округа, по сути, пришли к выводу, что должнику для удовлетворения ее жизненно необходимых потребностей недостаточно получения из конкурсной массы сумм, соответствующих величине прожиточного минимума. В связи с этим суды, действуя в рамках предоставленных им дискреционных полномочий, пришли к выводу о необходимости исключения из конкурсной массы сумм в размере ежемесячной пенсии по старости, разрешив должнику получать соответствующие выплаты лично.

Определением Арбитражного суда от 03.08.2020 года суд освободил пенсионера по данному делу от долгов, определение вступило в законную силу, так как никто его не обжаловал.

В заявлении о наличии разногласий можно ссылаться на данную судебную практику. С учетом позиции Верховного суда РФ по данному вопросу, я считаю, что шансы на получение всей пенсии у должников пенсионеров достаточно высоки.

При необходимости я готов грамотно составить данное ходатайство, а также изготовить пакет документов для суда (нужно будет только поставить подписи свои и у финансового управляющего).

ПОЗВОНИТЬ

НАПИСАТЬ

  • Блог
    • Рубрикатор
  • Банкротство физических лиц
    • Цена банкротства физлица
    • Процедура и результат
    • Как сделать самому?
  • Торги
    • Скоро в продаже
  • Команда
    • Профессионалы
    • Ищем партнеров
    • Рекомендации
  • Контакты
    • Задать вопрос
    • Контакты

Обратная связь

Спасибо!

Ваше сообщение было успешно отправлено

Молния! Пенсионеры-банкроты получают пенсию полностью. Можно не жить на прожиточный минимум в банкротстве!

Сохранить к себе и прочитать позже

Федеральным законом от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (вступил в силу с 1 января 2019 года) внесены изменения в Закон о страховых пенсиях.


Эти изменения направлены на обеспечение прав пенсионеров, признанных банкротами в соответствии с Законом о банкротстве, на получение установленной им пенсии в полном объеме.

Традиционно, начнем с цитаты из закона.

Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях.

часть 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях

Основное содержание пенсионного обеспечения заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей.

Поскольку пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильности их правового положения, сохранение за ними признанных государством пенсионных прав гарантируется на законодательном уровне.

У должника имеется возможность получить исполнительский иммунитет на денежные средства из конкурсной массы в размере величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, либо страховой пенсии по старости.

Страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии. Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60,5 лет, и женщины, достигшие возраста 55,5 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных коэффициентов. Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.

Страховая пенсия по инвалидности - инвалидам I, II или III группы при наличии страхового стажа, продолжительность которого не имеет значения, и независимо от причины инвалидности и времени ее наступления. Не имеет значения, работает в данный момент инвалид или нет.

Изменения внесены в ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Правила выплаты пенсий (Приказ Минтруда России от 17.11.2014 № 885н). Это значит, что дополнительные гарантии установлены получателям страховой пенсии: по старости и по инвалидности.

Какие еще бывают пенсии и можно ли их взыскивать в пользу кредитора, мы расскажем в следующих публикациях нашего блога.

Почему мы уверены, что это работает, и пенсионер-банкрот имеет право на пенсию в полном размере, а не только в размере прожиточного минимума?

С момента внесения изменений в закон 01.01.2019 потребовалось 1,5 года, чтобы судебные инстанции разобрались в применении указанной нормы.

За это время было несколько судебных актов высших инстанций не в пользу пенсионеров, а в пользу кредиторов.

Судебные решения в пользу кредиторов, до августа 2020г.:

Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2020 № 307-ЭС19-25299

Определение Верховного Суда РФ от 15.05.2020 № 310-ЭС20-5766

Определение Верховного Суда РФ от 20.05.2020 № 302-ЭС20-5771

Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2020 № 309-ЭС20-9891

Однако, судебная практика поменялась в пользу пенсионеров! Более поздние судебные акты говорят об обратном.

Законом № 350-ФЗ, принятым позднее и вступившим в силу с 1 января 2019 г., в новой редакции изложена часть 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях, гарантирующая, что выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Законом о банкротстве. При этом в ранее действовавшей редакции названная часть не устанавливала дополнительных гарантий пенсионерам в процедурах банкротства. Указанные изменения в закон были внесены законодателем с целью установления ясности в правовом регулировании вопроса о выплате и доставке страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, учитывая различную судебную практику по данному вопросу, а также с целью защиты его права на своевременное и в полном объеме получение страховой пенсии по старости.

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2020 № АПЛ20-162

Пенсионным законодательством не предусмотрена возможность изменения порядка доставки страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, по требованию его финансового управляющего.

Определение Верховного Суда РФ от 03.09.2020 № 301-ЭС20-11336 по делу № А43-31157/2019

У должника имеется возможность получить исполнительский иммунитет на денежные средства из конкурсной массы в размере величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, либо страховой пенсии по старости.

Определение Верховного Суда РФ от 17.09.2020 № 306-ЭС20-11879

Определением суда первой инстанции заявление финансового управляющего о возложении на орган Пенсионного фонда РФ обязанности по перечислению пенсии должника на его расчетный счет с целью включения в конкурсную массу удовлетворено в связи с тем, что страховая пенсия по старости является доходом, на который может быть обращено взыскание. Определение отменено, поскольку перечисление сумм пенсии и иных выплат на банковский счет, открытый для гражданина-банкрота, может производиться органом Пенсионного фонда РФ только по заявлению самого пенсионера или его представителя по доверенности.

Определение Верховного Суда РФ от 06.10.2020 № 304-ЭС20-13969.

Что все это означает, простыми словами? Ни много, ни мало, а то, что пенсионер в банкротстве будет жить на полную пенсию, а не на прожиточный минимум.

Как пенсионеру получить свою пенсию в условиях новой судебной практики? Для этого финансовый управляющий не нужен.

Выплата и доставка страховой пенсии гражданину, признанному банкротом, осуществляется через кредитные организации, организации почтовой связи и иные организации, занимающиеся доставкой пенсий на дом.

Заявление о доставке пенсии может быть подано пенсионером лично, через представителя, в том числе путем направления их по почте, либо при наличии письменного согласия работающего пенсионера через его работодателя.

Чтобы не зависеть от финансового управляющего в вопросе получения пенсии не стоит получать ее на банковской счет или карту, нужно выбрать Почту России или организацию по доставке пенсии на дом.

Друзья, не забывайте делиться этой статьей. Давайте максимально широко ее осветим.

Автор Анна Рыбникова, финансовый управляющий


Lawyer

Пользователь

В действительности достаточно часто приходится сталкиваться с постановлениями судебных приставов-исполнителей об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по правилам ст. 46 ч. 1 п. 4 и ст. 47 ч. 1 п. 3 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" [1], т.е. ввиду того, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, что означает следующее: все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Жизненный опыт показал, что зачастую судебные приставы-исполнители в силу целого ряда (далеко не всегда объективных) причин не пользуются всеми допустимыми способами для обращения взыскания на имущество должника. Именно поэтому при наличии действующего судебного решения гражданам приходится самостоятельно по правилам, предусмотренным ст. 255 Гражданского кодекса Российской Федерации, требовать обращения взыскания на имущество, нажитое должником в браке. Данный способ защиты нарушенного права уже в достаточной мере освещен как в периодических изданиях, так и в фундаментальных правовых трудах, т.е. не представляет сколько-нибудь значимого практического и теоретико-исследовательского интереса.


Ниже рассмотрим вопрос обращения взыскания по исполнительным документам на пенсионные накопления должников, граждан России.
Статья 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" [2] (далее - ФЗ N 167-ФЗ) указывает, что рассматриваемый Федеральный закон также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.
Рассматриваемый Закон исчерпывающим образом определяет права и обязанности страховщика в обязательном пенсионном страховании России, которым могут быть как Пенсионный фонд Российской Федерации, так и негосударственные пенсионные фонды, а также перечисляет лиц, являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
Вместе с тем ст. 3 ФЗ N 167-ФЗ поясняет, что под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование (страховыми взносами) следует понимать индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
Еще в начале прошлого века профессор права А.С. Кривцов обращал внимание на то, что при толковании норм договора следует ". обратить внимание на все моменты, которые можно собрать в интересах указанной цели. Сюда следует отнести прежде всего те разъяснения, которые можно собрать в интересах указанной цели" [3].


В итоге из буквального толкования приведенной нормы по правилам ст. 431 ГК РФ получаем, что работодатель (кредитор) уплачивает страховщику (должнику) денежные средства в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование работника (третьего лица). А это является не чем иным как договором в пользу третьего лица, основные черты которого урегулированы нормами ст. 430 ГК.
Казалось бы, все достаточно ясно, между тем ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ установлено следующее: "законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов "Об основах обязательного социального страхования", "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации". Таким образом, скорректированы правила ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с чем не только Конституция РФ обладает большей юридической силой перед ГК РФ, но и открытый перечень разного рода нормативно-правовых актов в области обязательного пенсионного страхования, что нельзя признать законным. Вообще же, ст. 970 ГК РФ сформулированы правила применения норм главы 48 ГК РФ к специальным видам страхования, в том числе к пенсионному.
Стоит отметить, что такая позиция "законописца" остро нуждается в корректировке путем приведения ФЗ N 167-ФЗ в соответствие правилам Гражданского кодекса России - включением в перечень нормативно-правовых актов, указанных в ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве основных источников законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании.
Положениями ст. 7 разбираемого Федерального закона к застрахованным лицам отнесены граждане Российской Федерации, осуществляющие свое право на труд как по трудовому, так и по гражданско-правовому договору, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), а также должники по договорам авторского заказа, авторы произведений науки, искусства, литературы. К застрахованным лицам законодатель посчитал нужным (что далеко не бесспорно) также отнести целый ряд категорий граждан.
Согласно нормоположениям ст. 10 ч. 1 ФЗ N 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Правилами ст. 14 ч. 2 ФЗ N 167-ФЗ на страхователей возложена обязанность по своевременной и полной уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в Пенсионный фонд России. Далее, в ст. 15 ч. 1 уточнено, что застрахованные лица вправе получать от работодателя информацию о начислении страховых взносов.
Статья 16 в части 3 ФЗ N 167-ФЗ указывает, что в бюджете Пенсионного фонда РФ отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц.
Часть 4 изучаемой статьи доводит, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах, открываемых территориальным органам Федерального казначейства, для кассового обслуживания исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в учреждениях Центрального банка Российской Федерации.
В самом деле, Пенсионный фонд Российской Федерации является некоммерческой организацией, не имеющей членства, учрежденной собственником - Российской Федерацией, на основе принудительных имущественных сборов со всех лиц, как преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности, так и не преследующих таковых, с последующим финансированием пенсионного существования граждан страны.
Возникает справедливый вопрос: кому принадлежат денежные средства, перечисленные в пользу застрахованных лиц страхователями на счет ПФР и хранящиеся на счетах территориальных органов Федерального казначейства?
Статьей 17 ФЗ N 167-ФЗ также указывается, что бюджет Пенсионного фонда формируется также за счет доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования.


В статье 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" [4] указано нижеследующее: банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Системный анализ правил ФЗ N 167-ФЗ вкупе с положениями Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и нормами ГК РФ позволяет сделать следующие выводы:
1. Пенсионный фонд России осуществляет банковскую деятельность.
2. ПФР не обладает лицензией Центробанка РФ на осуществление банковской деятельности.
3. ПФР пользуется и распоряжается имуществом застрахованного лица лишь до момента наступления в отношении последнего страхового случая.
4. Взносы в бюджет ПФР по своей правовой природе носят характер обязательного, индивидуального безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства. То есть являются налогом, взимаемым в бюджет ПФР за возможность использования наемного труда.
Поскольку взносы на обязательное пенсионное страхование отчуждаются работодателями в бюджет ПФР, в котором учитываются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, то уплаченные денежные средства являются собственностью застрахованных лиц. Кстати говоря, данное утверждение целиком и полностью подтверждается нормами ст. 2 п. 4, ст. 3 ч. 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" [5], ст. 36.16 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" [6] и ст. 9 ч. 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" [7], согласно которым денежные средства с индивидуального пенсионного счета застрахованного лица при отсутствии иного волеизъявления последнего включаются в наследственную массу и распределяются между правопреемниками в равных долях.
Из вышеприведенных оснований явствует, что взносы на обязательное пенсионное страхование являются собственностью застрахованных лиц, находящейся в срочном пользовании и распоряжении Пенсионного фонда страны.
Как ни странно, но правилами части первой ст. 16 ФЗ N 167-ФЗ указано следующее: средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат. С учетом вышеуказанной ошибки законодателя в ст. 2 ФЗ N 167-ФЗ и большей юридической силы норм Гражданского кодекса Российской Федерации следует обратиться к установке ст. 124 ГК РФ, которая в части 1 со всей определенностью устанавливает, что Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Поскольку нормами статьи 446 Гражданского процессуального кодекса РФ денежные средства, принадлежащие Российской Федерации, не отнесены к имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, то будет законным предъявление суду требования об обращении взыскания на денежные средства, уплаченные работодателем должника в качестве взносов на обязательное пенсионное страхование последнего и находящиеся в бюджете Пенсионного фонда России.
Статьей 77 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" [8] предусмотрены особые правила обращения взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц. Так, часть 1 анализируемой статьи допускает обращение взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, только на основании судебного акта. Часть 2 обязывает суд рассмотреть заявление, поданное судебным приставом-исполнителем или кредитором, об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, в десятидневный срок со дня его поступления. Безусловно, не на всякое такое имущество может быть обращено взыскание по исполнительным документам, однако в части 4 рассматриваемой статьи приведен исчерпывающий перечень имущества, на которое не может быть обращено рассматриваемое взыскание. Важно отметить, что в данном перечне ни казна Российской Федерации, ни денежные средства, поступившие в соответствии с законодательством РФ в бюджет ПФР, не указаны.
Таким образом, законодателем не установлены никакие правовые запреты для обращения взыскания в судебном порядке на денежные средства должника, находящиеся в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации, и суды вправе обращать взыскание на денежные средства должника, находящиеся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Автор: Широкин П.Ю.

Верховный суд РФ в определении ВС РФ от 05.06.20 № 306-ЭС 20-1997 по делу № А 57-11460/2018 установил, что должник пенсионер может получить денежные средства - пенсию в полном объеме.

Что для этого нужно делать.

Шаг 1. Получаем прожиточный минимум у финансового управляющего.

В соответствии с положениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. №48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан" пункта 1.

Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с гражданским процессуальным законодательством, в том числе деньги в размере установленной величины прожиточного минимума, приходящейся на самого гражданина-должника и лиц, находящихся на его иждивении (абзац первый пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).

Вопросы об исключении из конкурсной массы указанного имущества (в том числе денежных средств), о невключении в конкурсную массу названных выплат решаются финансовым управляющим самостоятельно во внесудебном порядке. В частности, реализуя соответствующие полномочия, финансовый управляющий вправе направить лицам, производящим денежные выплаты должнику (например, работодателю), уведомление с указанием сумм, которые должник может получать лично, а также периода, в течение которого данное уведомление действует.

При наличии разногласий между финансовым управляющим, должником и лицами, участвующими в деле о банкротстве, относительно указанных имущества, выплат и (или) их размера любое из названных лиц вправе обратиться в арбитражный суд, рассматривающий дело о банкротстве, с заявлением о разрешении возникших разногласий. По результатам рассмотрения соответствующих разногласий суд выносит определение (пункт 1 статьи 60, абзац второй пункта 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Так и в данном деле финансовый управляющий выдавал должнику 7657 руб. ежемесячно (с учетом изменения величины прожиточного минимума в Саратовской области). Однако этого было недостаточно.

Шаг 2. Создаем переписку (документы для суда) с финансовым управляющим.

Должник обратился письменно к финансовому управляющему с требованием выплатить всю сумму пенсии, начиная с даты начала банкротства. Финансовый управляющий должнику письменно отказал.

Шаг 3. Подаем в суд заявление о рассмотрении разногласий с финансовым управляющим.

Должник в порядке ст. 60 Закона о банкротстве обратилась в суд с заявлением о наличии разногласий в части выплаты пенсии. Суд первой инстанции в этом должнику отказал, однако апелляция, а затем суд кассации должника поддержали и заявление его удовлетворили.

Суды установили, что пенсия составляла 12394,61 руб., что подтверждается справками УПФР в Пугачевском районе Саратовской области.

В соответствии с абзацем б) пункта 8 статьи 7 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесены изменения в пункт 12 Федерального закона от 28.12.2013 No400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно тексту измененной редакции, указанный пункт федерального закона с 01 января 2019 года стал действовать в следующей редакции: «Выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, в том числе при признании этого гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона».

Таким образом, суды фактически установили, что независимо от нахождения должника в банкротстве, он вправе получать всю пенсию на руки с 01.01.2019 года.

Верховный суд эту позицию поддержал и отметил:

По общему правилу доходы гражданина (в том числе страховая пенсия по старости) образуют конкурсную массу должника (пункт 1 статьи 213.25 Закона о банкротстве).

Из конкурсной массы исключается имущество, на которое не может быть обращено взыскание в соответствии с процессуальным законодательством, в частности, денежные средства величиной прожиточного минимума (пункт 3 статьи 213.25 Закона о банкротстве, статья 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В то же время по ходатайству гражданина размер средств, исключаемых из конкурсной массы, может быть увеличен. Решение соответствующего вопроса относится к дискреционным полномочиям суда, рассматривающего дело о банкротстве. Суд может удовлетворить названное ходатайство, если сочтет, что средств в размере величины прожиточного минимума недостаточно для поддержания жизнедеятельности гражданина, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей (применительно к пункту 2 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»).

В таком случае суд определяет сумму, которая подлежит исключению из конкурсной массы дополнительно (разово либо на периодической основе).

В рассматриваемой ситуации исходя из содержащихся в материалах дела сведений должник, требуя получения «на руки» всей суммы пенсии по старости, фактически просил об исключении из конкурсной массы сумм сверх величины прожиточного минимума.

Разрешая разногласия в пользу должника, суды апелляционной инстанции и округа, по сути, пришли к выводу, что должнику для удовлетворения ее жизненно необходимых потребностей недостаточно получения из конкурсной массы сумм, соответствующих величине прожиточного минимума. В связи с этим суды, действуя в рамках предоставленных им дискреционных полномочий, пришли к выводу о необходимости исключения из конкурсной массы сумм в размере ежемесячной пенсии по старости, разрешив должнику получать соответствующие выплаты лично.

Определением Арбитражного суда от 03.08.2020 года суд освободил пенсионера по данному делу от долгов, определение вступило в законную силу, так как никто его не обжаловал.

В заявлении о наличии разногласий можно ссылаться на данную судебную практику. С учетом позиции Верховного суда РФ по данному вопросу, я считаю, что шансы на получение всей пенсии у должников пенсионеров достаточно высоки.

При необходимости я готов грамотно составить данное ходатайство, а также изготовить пакет документов для суда (нужно будет только поставить подписи свои и у финансового управляющего).

Если возникнут какие-то вопросы, пишите в комментарии или на электронную почту sob.arb.lawyer@gmail.com.

Я веду канал Банкротчик на яндекс. Дзен. Там будет больше статей и информации. Подписывайтесь.

Читайте также: