Негосударственные пенсионные фонды особенности создания и функционирования

Система пенсионного обеспечения претерпевает в нашей стране регулярные изменения, ее реформа не прекращается ни на год. Обязательное пенсионное страхование позволяет не только обеспечить пенсионеров, но и скопить средства будущим получателям пенсий.

НПФ – это одно из средств осуществления таких накоплений и обеспечения будущим старикам их достойной в финансовом отношении старости. Что же это такое, как работает, и как сотрудничать с такими организациями – поговорим в статье.

Бесплатно по России

Общая информация

Аббревиатура НПФ является общепринятой и расшифровывается как негосударственный пенсионный фонд. В более широком смысле к этому понятию также относят и управляющие организации, которые созданы в целях управления тем или иным фондом.


Как устроен негосударственный пенсионный фонд

Управлять накоплениями граждан на будущий заслуженный отдых в соответствии с законом может лишь организация. Предприниматель или физическое лицо в целях исключения рисков не могут осуществлять подобную деятельность.

Ранее такая организация создавалась в некоммерческой форме. С 2016 года все эти фонды должны были быть реорганизованы в акционерные. Исключение – не осуществление деятельности в рамках обязательного страхования, а только добровольного. Но и в последнем случае с 2019 года такое компании должны были быть преобразованы.

Для начала деятельности компания должны пройти регистрацию, а после обратиться в Центробанк с заявлением о выдаче лицензии и соответствующим пакетом документов. После получения разрешения фонд может привлекать клиентов, управлять их накоплениями. При этом вся деятельность должна строго подчиняться законодательным требованиям.

Какими законами регулируется работа фонда

Деятельность рассматриваемых фондов влияет не только на размер и вообще возможность получения будущим пенсионером накопительной части пенсии, но и на стабильность всей государственной пенсионной системы в целом. Следовательно, со стороны государство необходимо правовое регулирование создания и работы таких организаций.

Базовым нормативным документом в этой сфере является закон, регулируются систему пенсионного страхования, он имеет номер 167-ФЗ и был подписан Президентом 15.12.2001. После издания акта он претерпел многочисленные изменения, которые следует учитывать.

Непосредственно работу фондов регламентирует закон 75-ФЗ от 07.05.1998 также в свежей редакции.

Документом установлены:

  • основные термины;
  • порядок создания и функционирования фондов;
  • гарантии исполнения ими своих обязательств;
  • основные правила инвестирования;
  • предоставление им отчетности и ведение учета;
  • правила контроля за его деятельностью;
  • прекращение его работы;
  • порядок реорганизации при необходимости.

Поскольку контролирующим государственным органом в сфере деятельности фонда выступает Банк России, то в пределах своей компетенции он также издает правовые акты.

В частности, его инструкциями и указаниями регулируются:

  • правила выдачи лицензии (перечень необходимых документов, требования к соискателям, процедура);
  • порядок предоставления сведений из реестра лицензий;
  • типовые формы (например, страховых правил фондов) и др.

Также некоторые процедурные вопросы в части накоплений (их размещение, перевод из одной организации в другую и т.п.) регламентируются актами Правительства РФ.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

Как стать клиентом НПФ

Основным документом, регламентирующим отношения между управляющей накоплениями организацией и ее клиентом, является договор. Он должен быть заключен как в отношении обязательных отчислений, так и в случае накопления средств на будущее негосударственное пособие.

Заключить такой договор можно указанными на официальном сайте компании способами:

  1. В любом случае это можно сделать при посещении ее офиса. Однако это не всегда удобно, поскольку офис может располагаться далеко от места нахождения вкладчика, либо отсутствовать в населенном пункте вовсе.
  2. Через представителя компании, которые на систематической основе посещают различные трудовые коллективы организаций и предприятий. На встрече участникам, как правила, предлагается к подписанию соответствующий договор.
  3. Визит в компанию-партнер фонда. Часто встречается, что учредителем фонда является крупный банк или коммерческая компания с офисами по всей стране. В этом случае при наличии предложения можно заключить договор, посетив офис этого учредителя (партнера). Например, фонд Сбербанка или Открытие предоставляют возможность заключить договор в любом офисе одноименных кредитных организаций.

После заключения договора с НПФ до 1 декабря этого же года следует направить в Пенсионный Фонд РФ заявление о переводе накоплений (имеющихся и будущих) в конкретную компанию. Часто обязанность по направлению такого заявления берет на себя сам фонд, гражданину же остается только подписать готовый документ при оформлении отношений с фондом.

Переводить ли накопления в НПФ

Однозначно ответить на вопрос, целесообразно ли иметь «копилку» в негосударственном фонде, не представляется возможным. Инвестиционная деятельность таких организаций имеет определенные риски, и во всяком их доходность зависит от множества факторов.

Выбор конкретного фонда также играет важную роль, некоторые из них принесли застрахованным лицам доход более 10% годовых, другие – оставили в минусе по сравнению с теми, кто хранит свои деньги в ПФ РФ.


Особенности вклада

Рассмотрим основные преимущества и возможные риски вклада будущего пособия в негосударственные управляющие организации в таблице:

ПлюсыМинусы
Все накопления застрахованы, потому граждане гарантированно не потеряют ихПри смене фонда чаще, чем раз в 5 лет, гражданин может потерять инвестиционный доход
Доходность инвестиционной деятельности НПФ может быть выше фонда, выбранного государствомВ случае перехода в другой фонд менее чем через 5 лет убытки, полученные в результате инвестирования, могут лечь на плечи застрахованного лица
Диверсификация будущего дохода (средства будут выплачиваться не только со стороны государства, но и от управляющего фонда)Необходимость совершения дополнительных действий по заключению договора и написанию заявления в ПФР
Возможность передать накопленные средства по наследству или использовать их иным образом в установленных законом случаяхДлительный срок до получения выплат приводит к рискам прекращения фондом деятельности (что не скажется серьезным образом на сбережениях лица)
Возможность влиять на размер доходов при выходе на заслуженный отдых
Удобство контроля за состоянием индивидуального лицевого счета на официальном сайте фонда
Инвестирование осуществляется только в надежные источники, определяемые в общем виде государством

Как выбрать НПФ и заключить договор

Выбор компании, управляющей обязательными или добровольными отчислениями на будущую пенсию, остается правом самого гражданина.

Он может осуществлять его по целому ряду критериев:

10 лучших организаций по доходности и надежности

По результатам деятельности за 2018 год наибольший доход своим вкладчикам в результате вложения их денег принесли в порядке уменьшения следующие фонды:

  1. ГАЗФОНД пенсионные накопления.
  2. ГАЗФОНД.
  3. Сургутнефтегаз.
  4. Стройкомплекс.
  5. Ингосстрах-Пенсия.
  6. Согласие.
  7. Межрегиональный НПФ «АКВИЛОН».
  8. ТРАДИЦИЯ.
  9. ВТБ Пенсионный фонд.
  10. Газпромбанк-фонд.

Информация представлена по материалам сведений, публикуемых Банком России на официальном сайте ведомства.

Как перевести средства из ПФР в НПФ: пошаговая инструкция

Переводить средства из одного фонда в другой, из государственного в частное гражданин имеет полное право, но не чаще 1 раза в год. Хотя частая смена фондов чревата потерей инвестиционного дохода или даже потерей части средств (если инвестирование принесло убыток).

Для смены управляющей накоплениями организации необходимо выполнить следующие действия:

  1. Выбрать фонд (критерии выбора остаются за гражданином).
  2. Заключение договора с фондом.
  3. Заполнение заявления о переводе средств.
  4. Направление заявления в ПФ РФ.

Обратиться в ПФ с таким заявлением можно следующими способами:

  • через портал государственных и муниципальных услуг (для этого необходимо иметь верифицированный аккаунт);
  • в территориальном органе Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр (о возможности получения этой услуги можно предварительно узнать по телефону или на официальной странице центра в интернете).

Заявление должно быть направлено в ПФР до 1 декабря года, предшествующего переводу средств в другой НПФ.

Могут ли НПФ лишить лицензии и что делать клиенту, если это произошло

Государственное разрешение на осуществление деятельности НПФ может быть отозвано в случае выявления нарушений в деятельности такой организации. Но опасаться этого не стоит, поскольку все средства гражданина в сохраненном виде вернутся в ПФР. При этом целым останется и инвестиционный доход (при его наличии).

Гражданин, которого коснулась подобная ситуация, вправе не предпринимать никаких действий. В этом случае все средства будут находиться под управлением ПФР и передаваться для инвестирования в организацию по своему определению. Также за застрахованным остается право выбрать иной НПФ, который продолжит управлять его накоплениями. При выборе нового управляющего стоит взвесить его надежность и доходность.


Итак, негосударственные фонды по управлению пенсионными накоплениями россиян являются одним из инструментов формированиями последними своих будущих доходов. Деятельность фондов строго регламентирована законодательством и застрахована. Максимальный риск для граждан при выборе этого способа накопления заключается в отсутствии инвестиционного дохода. При этом гражданин всегда имеет возможность поменять один фонд на другой или перевести средства из государственного управление под управление НПФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2015 в 13:13, курсовая работа

Описание работы

Пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.
Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – представляет собой некоммерческую организацию по социальному обеспечению, основная цель деятельности которой является выплата пенсионных пособий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования негосударственных пенсионных фондов 6
1.1 Сущность и функции фонда 6
1.2 Правовое регулирование деятельности 12
1.3 Принципы формирования инвестиционной политики 14
Глава 2. Анализ практической деятельности фонда « Благосостояние» 17
2.1 Роль в реализации государственного пенсионного страхования 17
2.2 Организационно-правовые характеристики 18
2.3 Основные экономические показатели деятельности 19
Глава 3. Анализ практики функционирования 24
3.1 Особенности развития пенсионной реформы в России 24
3.2 Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в России ………………………………………………………………………………26
Заключение 30
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ – «НИНХ»

Кафедра Банковского дела

по дисциплине Управление инвестициями и инвестиционным портфелем

Негосударственные пенсионные фонды: особенности создания и функционирования

Наименование специальности: Экономика

Ф.И.О. студента: Постникова Ксения Александровна

Номер группы: 1081

Номер зачетной книжки: 111279

Дата регистрации курсовой работы кафедрой:

Проверил: Николаев Игорь Николаевич

Новосибирск 2015

Введение

Пенсионная система является необходимым механизмом в рыночных отношениях, гарантирующим постоянную стабилизацию социальных балансов в обществе, способствующим стабильному экономическому развитию государства.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – представляет собой некоммерческую организацию по социальному обеспечению, основная цель деятельности которой является выплата пенсионных пособий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения.

Актуальность темы работы безусловна, т.к. пенсионное обеспечение – залог благополучного будущего нетрудоспособных граждан и, следственно, нормального развития государства.

Негосударственное пенсионное обеспечение, выступая одним из методов социальной защиты населения, претерпело значительные изменения с момента своего появления в конце XIX века до настоящего времени. Процесс создания и совершенствования этого звена финансовой системы для большинства государств не закончился и в настоящее время. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в странах с рыночной экономикой происходило эволюционно на фоне расширения функций государства по предоставлению базовых пенсионных услуг гражданам. Необходимость частичного реформирования системы социальной защиты в этих странах была связана с происходящими макроэкономическими и демографическими изменениями.

Пенсионное обеспечение - это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др.

В рамках программы негосударственных пенсионных фондов в их деятельность включается:

  • аккумуляция денежных средств, иначе пенсионных взносов граждан участников пенсионного фонда. Эти взносы вкладчик предоставляет НПФ на основании пенсионного договора.
  • размещение пенсионных резервов на основании действующего законодательства РФ;
  • распределение полученного дохода от вложений вкладчиков;
  • распределение доходов полученных от размещения средств;
  • выплата негосударственной пенсии вкладчикам участникам негосударственного пенсионного фонда.

Цель работы: выяснить роль негосударственных пенсионных фондов в области пенсионного страхования посредством анализа деятельности негосударственного пенсионного фонда «Благосостояние».

Объект исследования – негосударственный пенсионный фонд, НПФ «Благосостояние».

Предмет исследования – деятельность негосударственных пенсионных фондов.

Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:

определить понятие и виды пенсионных систем;

охарактеризовать сущность негосударственных пенсионных фондов и механизм их функционирования;

проанализировать развитие негосударственного пенсионного обеспечения в России;

проанализировать роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач государственного пенсионного страхования;

охарактеризовать перспективы развития в деятельности негосударственных пенсионных фондов в России.

При написании работы использовались методы научного исследования: аналитический метод, изучение нормативно-правовой базы, статей, метод дедукции.
Глава 1. Теоретические основы функционирования негосударственных пенсионных фондов

Сущность и функции фонда

В «Новом энциклопедическом словаре» дается такое определение: «Пенсия - денежное обеспечение, получаемое гражданином из пенсионных и иных фондов по окончании работы, при достижении пенсионного возраста или в иных случаях, предусмотренных законом» [11].

По нашему мнению, пенсия (от лат. pensio – «выплата») - это определенная часть заработной платы работника, которая в период его трудовой деятельности в обязательном (или добровольном) порядке отчислялась в виде страховых взносов в Пенсионный фонд для резервирования на будущие пенсионные выплаты, при наступлении нетрудоспособности по старости или другим причинам, предусмотренным законом.

Понятие «пенсионная система государства» - это механизм страхования гарантированного и стабильного уровня жизни людей пожилого возраста и лиц, потерявших трудоспособность [13]. Главный смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Поэтому было бы целесообразно констатировать исходя из этого более правильное определение понятия «пенсионное обеспечение», которое нельзя понимать идентично понятию «пенсионная система».

Качество и уровень пенсионного обеспечения является важной составляющей экономического и социального положения населения страны. Очень важным этапом пенсионной реформы в нашей стране стало формирование нового института – негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Принципы работы НПФ были законодательно установлены в 1998 году. Тогда же была сформирована система государственного регулирования и контроля за их деятельностью.

Сейчас пенсионная система РФ имеет следующую структуру:

  • государственное пенсионное обеспечение, которое представляет собой назначение и выплату государственных пенсий из средств федерального бюджета: государственным служащим, военнослужащим, участникам ВОВ, инвалидам и гражданам, пострадавшим от радиационных и техногенных катастроф;
  • обязательное пенсионное страхование – назначение и выплата трудовых пенсий за счет обязательных страховых взносов работодателей; [9]
  • негосударственное пенсионное обеспечение – назначение и выплата негосударственных пенсий за счет добровольных взносов вкладчиков (юридических и/или физических лиц) по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, которые заключаются между вкладчиками и негосударственными пенсионными фондами. Она формируется и выплачивается только негосударственными пенсионными фондами и финансируется за счет добровольных пенсионных взносов физических лиц;
  • профессиональные пенсионные системы – представляют собой назначение и выплату профессиональных льготных пенсий, которые связаны с условиями труда. Однако данный вид пенсии не назначается в настоящее время до принятия соответствующего федерального закона. [14]

Негосударственный пенсионный фонд (НФП) – организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (далее - лицензия), исключительными видами деятельности которой являются:

  • деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;
  • деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 01.12.2014) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) и договорами об обязательном пенсионном страховании;
  • деятельность как страховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем. [13]

Рассмотрим, какие же функции выполняет негосударственный пенсионный фонд:

  • разработка условий негосударственного обеспечения участников;
  • заключение пенсионных договоров;
  • аккумуляция пенсионных взносов;
  • ведение пенсионных счетов, информирование вкладчиков и участников о их состоянии;
  • формирование и размещение собственных средств, включая пенсионные резервы;
  • ведение бухгалтерского учета и актуарных расчетов;
  • произведение выплат негосударственных пенсий;
  • контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
  • предоставление информации о своей деятельности.

Вкладчики НПФ имеют право:

  • требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
  • представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;
  • требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

Негосударственный пенсионный фонд обязан:

  • осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;
  • выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;
  • переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;
  • не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др. [15]

Рассмотрим схему работы негосударственных пенсионных фондов (рисунок 1).

Рисунок 1 – Схема работы негосударственных пенсионных фондов

Так как фонд имеет статус некоммерческой организации, то на свои нужды он может потратить не более 15% заработанного при размещении пенсионных резервов инвестиционного дохода. Все остальное добавляется как прирост к пенсионным накоплениям вкладчиков.

Существуют различные классификации негосударственных пенсионных фондов.

Сейчас чаще всего используются следующие виды пенсионных схем:

  • с установленным размером взносов. Выплаты производятся пожизненно. Это значит, что вы в течение определенного промежутка времени с момента заключения договора с негосударственным пенсионным фондом перечисляете ежемесячно определенную сумму в пользу выбранного вами пенсионного фонда. Как только вы достигаете пенсионного возраста (при этом неважно, продолжаете ли вы трудовую деятельность или нет), негосударственный пенсионный фонд начинает производить выплаты;
  • с установленным размером взносов. Солидарные с пожизненными выплатами (солидарный пенсионный счет - форма аналитического учета, отражающая движения сумм пенсионных взносов предприятия вкладчика и выплат негосударственных пенсий участникам). Отметим, что в этом случае отчислениями занимаетесь не вы персонально, а ваш работодатель, заключивший договор с негосударственным пенсионным фондом;
  • с установленным периодом взносов. Пенсионные выплаты производятся в течение установленного периода. Иными словами, ваши накопления плюс инвестиционный доход делятся на равное количество временных промежутков и в течение этого времени производятся выплаты.
  • с установленным размером взносов. Солидарные. Пенсионные выплаты производятся в течение установленного периода.

Схемы с установленным размером взносов и с установленным периодом взносов применительны для индивидуальных пенсионных счетов, когда вкладчики – физические лица.

Другие две схемы применяются, в случае если работодатель несет солидарную ответственность с негосударственным пенсионным фондом за пенсионные выплаты.

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp» , которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.


Курсовик Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования. Тип работы: Курсовик. Предмет: Финансы и кредит. Добавлен: 14.7.2014. Год: 2013. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: 5,. *



Содержание

Введение. . . 3
1. Понятие негосударственных пенсионных фондов
1.1 Сущность и функции НПФ………………………………………………. 5
1.2 Государственное регулирование деятельности НПФ……………………….10
1.3 Управления пенсионными накоплениями в НПФ……………..…………….13

2. Анализ деятельности НПФ в России
2.1 Основные показатели деятельности системы НПФ ……….……………….15
2.2. Деятельность НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению. 19

3. Проблемы и перспективы развития НПФ в России
3.1. Проблемные аспекты деятельности негосударственных
пенсионных фондов………………………………………………………………..21
3.2. Перспективы негосударственных пенсионных фондов в России…………28
3.3 Совершенствование деятельности отечественных негосударственных пенсионных фондов………………………………………. . 31

Список использованных источников и литературы…………………………. 37

Негосударственный пенсионный фонд - некоммерческая организация социального обеспечения. Работа негосударственного пенсионного фонда очень похожа на работу пенсионного фонда РФ. Негосударственный пенсионный фонд также как пенсионный фонд России аккумулирует средства пенсионных накоплений, организует их инвестирование, учет, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсии. Негосударственные пенсионные фонды созданы в рамках проводимой в России пенсионной реформы.
Цели создания негосударственных пенсионных фондов:
- повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
- повышение эффективности пенсионной системы.
Актуальность рассмотрения данной темы определяется тем, что проблема финансового кризиса пенсионной системы свидетельствует о необходимости проведения очередного радикального ее реформирования с целью наиболее полного ее приближения к особенностям функционирования в условиях рыночной экономики.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются социально-экономические отношения по поводу формирования и функционирования НПФ в РФ.
Объектом исследования выступают НПФ как специфический финансовый институт системы пенсионного обеспечения.
Эмпирическая база исследования представлена трудами отечественных и зарубежных авторов по исследуемой проблематике, публикациями в периодических изданиях и сборниках, нормативно-правовыми актами РФ и сети Интернет.
Суровые рыночные условия, в которых мы с вами живем, доказывают: без собственной заботы о будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой. Участие в системе НПО позволяет заранее позаботиться о достойном размере пенсии.
Поэтому очень важно изучить систему негосударственного пенсионного обеспечения, что и явилось целью этой работы. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:

? определить сущность негосударственных пенсионных фондов и их функции;
? рассмотреть регулирование деятельности негосударственных пенсионных фондов;
? рассмотреть особенности создания и функционирования НПФ;
? определить место и роль НПФ в пенсионной системе России.
При написании курсовой работы использовались такие методы, как анализ и синтез, которые относятся к общенаучным методам. Был проведен анализ учебной литературы, обработаны периодические издания, итоги.

Глава 1. Понятие негосударственных пенсионных фондов.

1.1 Сущность и функции НПФ

1.2 Государственное регулирование деятельности НПФ

В целях соблюдения требований действующего законодательства, защиты прав и интересов участников и застрахованных лиц, иных заинтересованных лиц и государства, государственное регулирование деятельности фондов в области негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и профессионального пенсионного страхования, надзор и контроль за указанно.

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный закон от 15.12. 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
3. Федеральный закон от 10.01.2003 N 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах»
4. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
5. Вавулин Д.А. Негосударственные пенсионные фонды : место в системе обязательного пенсионного страхования /ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. - 2009. - № 2.
6.Конорев Р.А. НПФ в России: текущее состояние, проблемы и пути развития, - 2009.
7. Общие вопросы о НПФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: faq/npf
8. Горюнов И.Ю. Негосударственные пенсионные фонды: социальный институт и объекты рынка [Электронный ресурс] / И.Ю. Горюнов - Режим доступа : pension/107050
9. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов [Электронный ресурс] - Режим доступа: >10. Пенсионный фонд Российской Федерации [Электронный ресурс] Режим доступа:
11. Служба Банка России по финансовым рынкам [Электронный ресурс] Режим доступа: >12. Пенсионное обозрение. Электронный журнал [Электронный ресурс] - Режим доступа: >

Смотреть похожие работы
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.

определены статьей 8 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Негосударственный пенсионный фонд осуществляет свою деятельность на основании

Федерального закона N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»,

других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также

нормативных актов Банка России, Устава и Правил негосударственного пенсионного фонда.

Негосударственный пенсионный фонд в соответствии с Уставом негосударственного пенсионного фонда выполняет следующие функции:

разрабатывает правила негосударственного пенсионного фонда;

заключает договоры негосударственного пенсионного обеспечения и договоры об обязательном пенсионном страховании;

аккумулирует пенсионные взносы и средства пенсионных накоплений;

ведет пенсионные счета негосударственного пенсионного обеспечения;

информирует вкладчиков, участников и застрахованных лиц негосударственного пенсионного фонда о состоянии указанных счетов;

заключает договоры с иными организациями об оказании услуг по организационному, информационному и техническому обеспечению деятельности негосударственного пенсионного фонда;

определяет инвестиционную стратегию при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений;

формирует пенсионные резервы, организует размещение средств пенсионных резервов и размещает пенсионные резервы негосударственного пенсионного фонда;

организует инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда;

заключает договоры с управляющими компаниями, специализированными депозитариями, другими субъектами и участниками отношений по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

рассматривает отчеты управляющей компании (управляющих компаний) и специализированного депозитария о финансовых результатах деятельности по размещению средств пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда;

расторгает договоры с управляющей компанией (управляющими компаниями) и специализированным депозитарием по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и законодательством РФ;

принимает меры, предусмотренные законодательством РФ, для обеспечения сохранности средств негосударственного пенсионного фонда, находящихся в распоряжении управляющей компании (управляющих компаний), с которой (которыми) расторгается (прекращается) договор доверительного управления;

ведет в установленном порядке бухгалтерский и налоговый учет негосударственного пенсионного фонда;

ведет обособленный учет средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений;

осуществляет актуарные расчеты;

производит назначение и осуществляет выплаты негосударственных пенсий участникам негосударственного пенсионного фонда;

производит назначение и выплату накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты или единовременной выплаты застрахованным лицам либо выплаты их правопреемникам в соответствии с Федеральным законом N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», Федеральным законом "О накопительной пенсии" и Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";

осуществляет выплаты выкупных сумм вкладчикам и (или) участникам (их правопреемникам) или перевод выкупных сумм в другой негосударственных пенсий фонд, перевод средств пенсионных накоплений в случае перехода застрахованного лица в другой негосударственных пенсий фонд или Пенсионный фонд РФ, а также перевод средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в Пенсионный фонд РФ в соответствии с уведомлением Пенсионного фонда РФ о передаче средств материнского капитала в связи с отказом застрахованного лица от направления средств материнского капитала на формирование накопительной пенсии или в случае смерти застрахованного лица до назначения накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты;

принимает меры по обеспечению полной и своевременной уплаты вкладчиками негосударственного пенсионного фонда пенсионных взносов;

предоставляет информацию о своей деятельности в порядке, установленном Банком России;

формирует выплатной резерв для осуществления выплаты накопительной пенсии в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";

  • осуществляет иные функции для обеспечения уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда.

Негосударственный пенсионный фонд вправе самостоятельно осуществлять ведение пенсионных счетов либо заключать договоры на оказание услуг по ведению пенсионных счетов с иными организациями.

Оплата расходов, связанных с обеспечением уставной деятельности негосударственного пенсионного фонда, производится за счет собственных средств негосударственного пенсионного фонда, за исключением расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений.

Оплата расходов, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений,

  • производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений.

Оплата расходов, связанных с выплатой и доставкой накопительной пенсии, осуществлением срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты,

производится за счет собственных средств негосударственного пенсионного фонда.

- организация, исключительной деятельностью которой является:

негосударственное пенсионное обеспечение,

обязательное пенсионное страхование.

Такая деятельность осуществляется негосударственным пенсионным фондом на основании лицензии:

лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и

лицензии на осуществление деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) вправе осуществлять деятельность:

по негосударственному пенсионному обеспечению со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии,

а деятельность по обязательному пенсионному страхованию - со дня, следующего за днем внесения НПФ в реестр негосударственных пенсионных фондов - участников системы гарантирования прав застрахованных лиц.

Создание негосударственного пенсионного фонда (НПФ)

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) может создаваться:

в организационно-правовой форме акционерного общества;

создание НПФ путем учреждения осуществляется на условиях и в порядке, которые предусмотрены законодательством РФ об акционерных обществах.

Положения законодательства РФ об акционерных обществах применяются к негосударственным пенсионным фондам (НПФ):

с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах";

акционеры НПФ имеют в отношении негосударственного пенсионного фонда удостоверенные принадлежащими им акциями права на участие в управлении деятельностью НПФ, а также иные права, предусмотренные законодательством РФ;

НПФ вправе выпускать только обыкновенные акции;

НПФ отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом с учетом особенностей, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

НПФ не отвечает по обязательствам своих акционеров;

акционеры НПФ несут ответственность по его обязательствам в случаях, установленных законодательством РФ;

акции НПФ, размещенные при его создании путем учреждения, должны быть полностью оплачены учредителями до подачи в Банк России заявления о предоставлении лицензии на осуществление деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию;

НПФ не вправе осуществлять операции с векселями и выдавать займы;

оплата акций негосударственного пенсионного фонда путем зачета денежных требований к НПФ не допускается;

размещение негосударственным пенсионным фондом ценных бумаг осуществляется в соответствии с законодательством РФ об акционерных обществах и законодательством РФ о рынке ценных бумаг с учетом, установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" особенностей.

Требования к лицам, имеющим право распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ

Лицом, имеющим право прямо или косвенно распоряжаться более 10% акций, составляющих уставный капитал НПФ, не может являться:

юридическое лицо, которое зарегистрировано в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и/или не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ, либо находится под прямым или косвенным контролем указанного лица;

юридическое лицо, у которого за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России была отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление деятельности на финансовом рынке, либо юридическое лицо, сведения о котором были исключены из реестра некредитных финансовых организаций соответствующего вида за нарушение федеральных законов, нормативных актов Банка России;

лицо, не соответствующее требованиям к финансовому положению, устанавливаемым Банком России;

лицо, не соответствующее требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

юридическое лицо в случае, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа такого юридического лица, не соответствует требованиям к деловой репутации, установленным пунктом 3 статьи 6.2 «Требования к органам управления фонда и его должностным лицам» Федерального закона № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

НПФ обязан соблюдать установленный Банком России порядок представления в Банк России и раскрытия неограниченному кругу лиц информации о структуре и составе своих акционеров, в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится негосударственный пенсионный фонд.

Государственная регистрация негосударственного пенсионного фонда

НПФ подлежит государственной регистрации:

в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"

с учетом установленных Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Решение о государственной регистрации:

негосударственного пенсионного фонда при его создании, в том числе путем реорганизации,

о государственной регистрации изменений, вносимых в устав НПФ, или

о государственной регистрации при ликвидации НПФ

принимается Банком России в установленном им порядке.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации вновь создаваемого негосударственного пенсионного фонда:

  • Банк России осуществляет государственную регистрацию выпуска акций НПФ.

Внесение в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений:

о создании, реорганизации и ликвидации НПФ,

сведений о внесении изменений в устав НПФ

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России,

  • а внесение в ЕГРЮЛ иных сведений, которые подлежат внесению в указанный реестр,

осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании уведомления Банка России.

Документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ указанных сведений представляются в Банк России в сроки:

  • предусмотренные Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Взаимодействие Банка России с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов:

осуществляется в порядке, согласованном Банком России с уполномоченным регистрирующим органом;

Банк России ведет книгу государственной регистрации негосударственных пенсионных фондов в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

Учредительные документы негосударственных пенсионных фондов

Учредительным документом НПФ является:

устав негосударственного пенсионного фонда;

устав НПФ утверждается его учредителями (учредителем).

Дополнительно к сведениям, предусмотренным Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", устав НПФ должен содержать:

полное фирменное наименование негосударственного пенсионного фонда, содержащее слова "негосударственный пенсионный фонд", и сокращенное фирменное наименование фонда, содержащее аббревиатуру "НПФ";

указание на исключительный характер деятельности негосударственного пенсионного фонда;

указание на максимальную долю от доходов, полученных НПФ от размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, направляемую в состав собственных средств негосударственного пенсионного фонда;

указание на формирование попечительского совета НПФ с включением в его состав вкладчиков, участников и застрахованных лиц (их представителей).

Требования к уставному капиталу и собственным средствам НПФ

Минимальный размер уставного капитала НПФ:

должен составлять - не менее 120 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 150 миллионов рублей.

В случае принятия негосударственным пенсионным фондом решения об уменьшении его уставного капитала:

лица, перед которыми НПФ несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании,

управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов

не являются кредиторами НПФ для цели применения положений законодательства РФ об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества.

Минимальный размер собственных средств НПФ:

рассчитанный в порядке, установленном Банком России,

должен составлять - не менее 150 миллионов рублей,

а с 1 января 2020 года - не менее 200 миллионов рублей.

Читайте также: