Непредоставление справки в пенсионный фонд

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

20 мая 2020 09:48


С 2020 года сведения о трудовой деятельности граждан ведутся в электронном виде.

На телефон регионального контакт – центра поступают вопросы страхователей по представлению сведений о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД. Отвечаем на самые актуальные из них.

- Как страхователю заполнить форму «Сведения о трудовой деятельности зарегистрированного лица (СЗВ-ТД)» для представления ее в ПФР?

Форма, формат и порядок заполнения формы СЗВ-ТД утверждены Постановлением Правления ПФР от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений».

- На кого представляются сведения о трудовой деятельности в ПФР?

Форма СЗВ-ТД заполняется и представляется страхователями в орган ПФР на всех зарегистрированных лиц, включая лиц, работающих по совместительству и на дистанционной работе, с которыми заключены или прекращены трудовые (служебные) отношения в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации или иными федеральными законами, в отношении которых произведены кадровые изменения, а также в случае подачи зарегистрированным лицом заявления о продолжении ведения страхователем трудовой книжки в соответствии со статьей 66 ТК РФ либо о представлении ему страхователем сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1ТК РФ.

- Какие кадровые мероприятия необходимо отражать в форме СЗВ-ТД?

В форме СЗВ-ТД указываются: прием на работу (службу), перевод на другую работу, изменение наименования страхователя, установление (присвоение) работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации, увольнение с работы, лишение права в соответствии с приговором суда занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

- Надо ли представлять сведения о трудовой деятельности работника за периоды до 1 января 2020 года?

При представлении работодателем формы СЗВ-ТД в отношении работника впервые в неё следует включить сведения о последнем кадровом мероприятии у этого работодателя, содержащем информацию о приеме работника на работу, переводе на другую должность или установлении работнику второй и последующей профессии, специальности, квалификации, по состоянию на 1 января 2020 года.

В случае приема на работу нового работника в форме СЗВ-ТД указывается информация только об этом кадровом мероприятии.

- В какой срок необходимо представлять сведения о трудовой деятельности по форме СЗВ-ТД?

- В случаях приема на работу и увольнения работника - не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (распоряжения), иных решений или документов, подтверждающих оформление трудовых отношений.

В случаях перевода на другую постоянную работу, подачи работником заявления о способе ведения сведений о трудовой деятельности - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место перевод на другую постоянную работу или подача соответствующего заявления. В эти же сроки представляются сведения и в случае переименования организации.

Если в течение 2020 года в отношении работника будут отсутствовать кадровые мероприятия и им не будет подано заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном или электронном виде, то по этому работнику работодателю надо будет представить в ПФР сведения о его последнем кадровом мероприятии по состоянию на 1 января 2020 года у этого работодателя в срок не позднее 15 февраля 2021 года.

- В каком случае в графе «Сведения о приеме, переводе, увольнении» формы СЗВ-ТД указывается значение «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)»?

Мероприятие «УСТАНОВЛЕНИЕ (ПРИСВОЕНИЕ)» работнику второй и последующей профессии, специальности или иной квалификации заполняется только в случае, установления работнику разрядов, классов или иных категорий этих профессий, специальностей или уровней квалификации (класс, категория, классный чин и т.д.) непосредственно работодателем.

- Может ли работодатель за один и тот же период представить несколько файлов, содержащих сведения о трудовой деятельности, в целях дополнения поданных сведений?

Может, но не позднее установленного законодательством срока представления сведений СЗВ-ТД (в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).

- Следует ли индивидуальным предпринимателям, не имеющим наемных работников, представлять сведения по форме СЗВ-ТД?

Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, сведения по форме СЗВ-ТД не представляют.

- Представляется ли форма СЗВ-ТД на работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера?

- Нет, не представляется.

- На кого следует подавать форму СЗВ-ТД в случае переименования организации в 2020 году?

- При изменении наименования страхователя форма СЗВ-ТД подается в отношении всех работников у этого страхователя (кроме тех, кто работает по договорам гражданско-правового характера).

- Следует ли оформлять трудовую книжку работнику, который принят на работу в 2020 году и до этого момента нигде не работал?

Такому работнику следует оформить трудовую книжку. Если работником будет подано заявление о предоставлении ему работодателем сведений о трудовой деятельности в электронном виде, то в трудовую книжку вносится соответствующая запись и книжка выдается работнику на руки.

Как известно, стаж является одним из первоочередных показателей, который необходим для расчета пенсии. Но поскольку до того, как человек заслужит, наконец, право потребовать от государства пенсионные деньги, пройдет не один десяток лет, то с подтверждением стажа могут возникнуть серьезные проблемы.

Нередко, чтобы получить пенсию, приходится провести целое расследование по архивам в поисках заветной справки о стаже.

А самое обидное, что оно может и не увенчаться успехом, если работодатель в свое время не позаботился о передаче кадровых документов в архив.

Вариантов в таком случае два: либо добиваться подтверждения стажа в судебном порядке, либо признать незаконным требование ПФР представить дополнительные архивные справки о стаже.

В связи с этим предлагаю подробнее рассмотреть вопрос о том, когда ПФР обязан зачесть стаж на основании имеющихся документов и сведений.

1. Стаж, выработанный после того, как гражданину был присвоен СНИЛС

Согласно закону такой стаж подтверждается исключительно по сведениям Выписки из лицевого счета застрахованного лица. Поэтому, разумеется, ни о каких дополнительных документах в данном случае речи быть не может.

2. Стаж, выработанный до регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования

Оформление свидетельств со СНИЛС началось только со второй половины 1990-х гг., поэтому большая часть стажа нынешних пенсионеров, разумеется, не отразилась на их лицевых счетах в ПФР.

Такой стаж подтверждается в порядке, предусмотренном Правилами подтверждения и подсчета страхового стажа (от 2 октября 2014 г. № 1015).

Согласно им, сведения о стаже учитываются прежде всего на основании трудовой книжки пенсионера. Дополнительные справки о стаже могут быть запрошены только в следующих случаях:

- в трудовой книжке не указаны сведения о некоторых периодах работы,

- трудовая книжка содержит недостоверные сведения о работе (записи сделаны с нарушением Инструкции по заполнению трудовых книжек).

О том, какие ошибки в трудовой книжке могут привести к отказу в назначении пенсии, я подробно рассказывала здесь .

Если трудовая книжка оформлена по всем правилам, требовать дополнительные справки о страховом стаже ПФР не вправе.

При выявлении нарушений в трудовой книжке орган ПФР должен сделать запрос необходимых документов самостоятельно (с согласия гражданина).

В отдельных случаях, если ошибки незначительны, управление ПФР может комиссионно принять решение о включении спорного периода в стаж. Например, если в Ф.И.О. владельца трудовой книжки допущена ошибка в одной букве («Наталья» вместо «Наталия» и т.п.).

В спорных ситуациях гражданин может обратиться в вышестоящее отделение ПФР с запросом о возможности установления стажа по трудовой книжке.

Если же пенсионер претендует на включение периодов в стаж для досрочного назначения пенсии, орган ПФР не только вправе, но обязан затребовать дополнительные документы помимо трудовой книжки (справки, уточняющие льготный характер работы и т.п.).

Кроме того, дополнительные справки потребуются для зачета тех периодов, которые согласно действующим правилам включаются в стаж при условии уплаты страховых взносов в ПФР или иных приравненных к ним обязательных платежей.

В частности, это касается периодов работы:

- по договорам гражданско-правового характера,

- в крестьянско-фермерском хозяйстве,

- в качестве индивидуального предпринимателя (и всех видов индивидуальной трудовой деятельности),

- за границей – после 1 января 2002 г. (при наличии международного соглашения).

Для включения в стаж указанных периодов придется представить в ПФР справку об отчислениях обязательных платежей в бюджет за указанные периоды.

Во всех остальных случаях требование архивной справки о стаже незаконно. Отказ ПФР зачесть тот или иной период в стаж можно обжаловать в суде.

Федеральным законом N 213-ФЗ внесены изменения в законодательство, в частности в Федеральный закон N 27-ФЗ в отношении периодичности представления страхователями сведений о страховых взносах и стаже. В 2010 г. такие сведения должны быть представлены два раза - по итогам полугодия 2010 г. (до 1 августа 2010 г.) и по итогам года (до 1 февраля 2011 г.).

В этой связи приобретает особую актуальность вопрос ответственности за непредставление (несвоевременное представление) сведений в ПФР страхователями.

Коротко о представлении сведений о застрахованных лицах

При представлении сведений о застрахованных лицах страхователи должны руководствоваться следующими нормами законодательства.

Федеральный закон N 167-ФЗ

Страховщик имеет право проводить проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в ПФР, проверки документов, связанных с представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну

Страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения

Федеральный закон N 27-ФЗ

Страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров

Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения. Дополнительно к сведениям, предусмотренным настоящим пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц

За непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке

Федеральный закон N 213-ФЗ

В целях реализации Федерального закона N 27-ФЗ отчетными периодами в 2010 г. признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 г. (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом N 27-ФЗ, до 1 августа 2010 г., за второй отчетный период 2010 г. (календарный год) - до 1 февраля 2011 г.

Постановление Правления ПФР от 30.01.2002 N 11п "Об утверждении Методических рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования"

Документ рекомендуется для использования территориальными органами ПФР при проведении документальных проверок достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений и единого подхода к оценке информации, необходимой для назначения государственных трудовых пенсий, содержащейся в представленных индивидуальных сведениях по общему, специальному трудовому стажу и заработку (вознаграждению), доходу застрахованного лица, а также о страховых взносах в ПФР за периоды до 1 января 2002 г.

Определяем меру ответственности: какими нормами руководствоваться?

Какая ответственность предусмотрена за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах? Применима ли в данном случае ответственность, предусмотренная п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ, или необходимо руководствоваться нормой ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ?

Законодательством предусмотрена ответственность:

- ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ: за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в ПФР. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке;

- п. 3 ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ: неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с данным Законом это лицо должно было сообщить в орган ПФР, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. За те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, предусматривается взыскание штрафа в размере 5000 руб.

При несвоевременном представлении сведений о застрахованных лицах страхователь совершает правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ. Данный вывод подтверждает и арбитражная практика (см., например, Постановления ФАС ВСО от 28.03.2006 N А58-4029/05-Ф02-1203/06-С1, от 11.04.2006 N А58-4030/05-Ф02-1371/06-С1). Как указывают судьи, норма ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ является специальной по отношению к норме ст. 27 Федерального закона N 167-ФЗ. При конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная норма.

Данный вывод содержится также в Постановлении от 29.06.2004 N 13-П, в котором Конституционный Суд отметил, что в отношении федеральных законов как актов одинаковой юридической силы применяется правило "lex posterior derogat priori" ("последующий закон отменяет предыдущие"), означающее, что, даже если в последующем законе отсутствует специальное предписание об отмене ранее принятых законоположений, в случае коллизии между ними действует последующий закон; вместе с тем независимо от времени принятия приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений.

То есть специальный Закон о персонифицированном учете (Федеральный закон N 27-ФЗ) имеет в данном случае большую силу, чем Закон о пенсионном страховании (Федеральный закон N 167-ФЗ).

Определяем размер санкций

Размер санкций исчисляется от суммы платежей только в отношении лиц, на которых представлены неполные сведения

Приходя к подобным выводам, судьи приводят позицию, изложенную в п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79: размер штрафа, подлежащего взысканию за представление неполных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, следует определять от суммы платежей только в отношении тех застрахованных лиц, о которых представлены неполные сведения.

Указанный подход, по мнению суда, отражает позицию законодателя, обеспечивающую индивидуализацию мер ответственности. В ином случае, когда производится расчет штрафа исходя из общей суммы страховых взносов, уплачиваемых страхователем, размер ответственности фактически зависит не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников.

Аналогичная позиция высказана и в Письме ПФР от 28.06.2006 N КА-09-26/6784 "О взыскании сумм от применения финансовых санкций": территориальным органам ПФР следует четко руководствоваться положением п. 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 и обращаться в судебные органы с исками к страхователям-работодателям о взыскании сумм от применения финансовых санкций за непредставление в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, исходя из размера 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в ПФР только в отношении тех застрахованных лиц, за которых вовремя не представлены либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения.

В базу для расчета берутся платежи за год, а не за иной период

В Постановлении ФАС ВВО от 22.07.2008 N А29-8880/2007 судьи столкнулись с ситуацией, когда за непредставление сведений о застрахованных лицах за 2006 г. ПФР рассчитал размер штрафа исходя из суммы авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за I квартал 2006 г.

Отказывая ПФР в удовлетворении требований, судьи указали, что из нормы ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ следует, что законодатель установил базу для расчета финансовой санкции исходя из причитающейся суммы годовых платежей и не предусмотрел иного метода расчетов.

Когда санкции можно не применять?

Как указано в Письме ПФР от 14.12.2004 N КА-09-25/13379, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если он в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки, ПФР считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

По мнению специалистов ПФР, такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами ПФР, снизить напряженность во взаимоотношениях между страхователями и органами ПФР, а также послужить дополнительной аргументацией при защите интересов ПФР.

Следует отметить, что судьи придерживаются аналогичного мнения (см., например, Постановления ФАС ПО от 12.10.2009 N А65-9975/2009, ФАС ДВО от 16.02.2009 N Ф03-6303/2008).

Ситуация, рассмотренная судьями Северо-Западного округа (Постановление от 17.12.2008 N А05-5060/2008), конечно, не является типичной, но от того не перестает быть интересной, в том числе и для понимания механизма применения нормы ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Страхователь представил сведения о 26 физических лицах, в число которых входили 17 лиц, не являющихся работниками страхователя и не связанных с последним гражданско-правовыми договорами. Далее, на 17 человек, в отношении которых организация не признавалась страхователем и которые не являлись застрахованными лицами, были представлены отменяющие и корректирующие сведения.

ПФР привлек организацию к ответственности, рассчитав штраф с суммы страховых взносов, исчисленной в отношении всех 26 физических лиц. Рассмотрев дело и определив, что, поскольку в данном случае. в установленный срок представлены достоверные сведения в отношении застрахованных лиц, суды правомерно указали на отсутствие оснований для взыскания со страхователя штрафных санкций на основании ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что размер штрафа неправомерно исчислен фондом исходя из страховых взносов, начисленных в отношении застрахованных лиц, на которых представлены достоверные сведения.

Ответственность за несвоевременное представление сведений физическими лицами, которые самостоятельно уплачивают страховые взносы

Проблема привлечения к ответственности за несвоевременное представление сведений в ПФР физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, заключается, во-первых, в нечеткости формулировки законодательства, а именно определения таких понятий, представленных в Федеральном законе N 27-ФЗ, как "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы", а во-вторых - в отсутствии прямого указания на срок представления сведений для физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в Федеральном законе N 27-ФЗ, при этом наличие данного срока оговорено в Инструкции N 987н.

Значительное количество судей при решении этого вопроса встают на сторону страхователей, указывая, что Инструкция не может устанавливать сроки, не предусмотренные законом (см., например, Постановление ФАС ВСО от 16.12.2008 N А78-3650/08-С3-10/108-Ф02-6226/08). При этом цепочка рассуждений такова.

Определение понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" дано в ст. 1 Федерального закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям в числе прочих относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом N 212-ФЗ.

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

К сведению. Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории "страхователь" в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы (Постановление ФАС СКО от 26.10.2009 N А63-19572/2008-С3-2).

Пунктом 2 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений в ПФР установлен только для страхователей. Как указывают судьи, в случаях, когда у индивидуального предпринимателя нет наемных работников, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ.

Также судьи указывают, что срок представления сведений данной категорией лиц Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ не установлен.

Предусмотренная п. 5 ст. 11 Федерального закона N 27-ФЗ обязанность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии, не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за нарушение этой обязанности неприменима и ответственность, предусмотренная ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, резюмируют судьи ФАС СКО в Постановлении от 26.10.2009 N А63-19572/2008-С3-2.

Подтвердили данную позицию судьи высшей арбитражной инстанции (Определение ВАС РФ от 06.08.2009 N ВАС-7802/09, Постановление Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 N 7802/09).

Однако нельзя не учитывать решения некоторых судей (см., например, Постановления ФАС ЦО от 26.06.2008 N А14-12103/2007/57/26, ФАС ВВО от 05.02.2008 N А11-4623/2007-К2-21/296, от 18.04.2007 N А79-11235/2006, ФАС МО от 26.02.2007, 05.03.2007 N КА-А41/970-07), которые, также основываясь на нормах Федерального закона N 27-ФЗ и Инструкции N 987н, приходят к выводу, что срок представления в Пенсионный фонд Российской Федерации обязательных сведений физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлен. И это срок, определенный Инструкцией N 987н.

Смягчающие обстоятельства

Рассмотрение вопроса об ответственности за непредставление сведений о застрахованных лицах было бы неполным без упоминания об обстоятельствах, ее смягчающих. Этот аспект является весьма актуальным, поскольку в некоторых случаях размер штрафа может быть существенно снижен.

Говоря о смягчающих обстоятельствах для данного вида правонарушений, следует отметить, что в этом вопросе произошли определенные изменения, а именно изменились нормы законодательства.

До 01.01.2010 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ была представлена в следующей редакции: правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено Законом N 167-ФЗ.

Поскольку Федеральным законом N 167-ФЗ не предусмотрена возможность уменьшения финансовых санкций, применяемых к организациям при наличии смягчающих обстоятельств, необходимо было обращаться к положениям налогового законодательства РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 112 НК РФ обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются при применении налоговых санкций.

С 01.01.2010 ч. 3 ст. 2 Федерального закона N 167-ФЗ изложена в новой редакции: правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Следовательно, сейчас для определения наличия смягчающих обстоятельств следует обращаться к нормам Федерального закона N 212-ФЗ.

Так, Федеральным законом N 212-ФЗ предусмотрено наличие обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения (ст. 43), и обстоятельств, смягчающих, а также отягчающих ответственность за совершение правонарушения (ст. 44).

Обратите внимание! Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершенные правонарушения, Федеральным законом N 212-ФЗ отнесены:

- совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

- совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

- тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

- иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

К сведению. Обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, Федеральным законом N 212-ФЗ признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.


Что собой представляет архивная справка? Фото: talks.su

Оформление пенсии является для многих граждан долгожданным периодом. Но чтобы стать официально пенсионером и наконец-то жить в свое удовольствие нужно собрать множество документов и пройти процедуру оформления. С особой ответственностью следует отнестись к подтверждению стажа, являющемуся основанием для прекращения трудовой деятельности и определения размера выплат.

Определение понятия относительно архивной справки о стаже


Справка является носителем сведений относительно работы у одного работодателя, так что, если их несколько нужна справка относительно каждого места работы.

Выдается официальный документ действующей организацией или делается запрос в архивах личных дел работников, куда после ликвидации работодатель передает документы. Выдача происходит:

  • на основании заявления работника;
  • запроса юрлица, в отношении определенного работника;
  • по решению суда относительно восстановления годов работы.

Архивная выписка имеет унифицированную форму и содержит такие данные:

  • реквизиты и название предприятия-работодателя;
  • ФИО и данные заявителя;
  • его должность;
  • период сотрудничества;
  • размер зарплаты с разбивкой по месяцам и годам;
  • % отчислений в ПФР.

Количество обращений может быть несколько, а количество копий не ограничено. Советы адвоката по оформлению досрочной пенсии и требуемым документам – в этом видео:

Когда для зачисления стажа справка не требуется


Что такое архивирование документов и по каким правилам оно проводится в организации – читайте в нашей новой статье.

В таком случае пенсионер остается перед выбором одного из пути решения проблемы – обращение в суд для признания стажа или признание действия ПФР незаконным.

Существует несколько вариантов, когда ПФР незаконно действует в отношении пенсионера, требуя от него справку.

Наличие стажа после присвоения СНИЛС

Такой стаж должен подтверждаться только Выпиской из лицевого счета застрахованного лица, и никаких других документов для этого не требуется.

Если стаж уже был до момента присвоения СНИЛС

Так как учет в единой системе начался с 1990 годов, то года стажа многих пенсионеров не учтены в системе.

Для подтверждения подобного периода необходимо действовать согласно Правилам подтверждения и подсчета страхового стажа № 1015 от 2014 года.


Прочие документы необходимы только в следующих случаях:

  • отсутствие трудовой книжке;
  • в книжке нет записей об отдельных периодах трудовой деятельности;
  • при совершении записи ответственное лицо допустило ошибки или указало недостоверные данные.

Отсюда следует, что при правильно заполненной трудовой книжке за каждый год деятельности требовать дополнительные документы ПФР не вправе. Кроме этого согласно нормам, при обнаружении недочетов сотрудники ПФР должны самостоятельно выполнять запросы в соответствующие инстанции.


Пример заявления на выдачу архивной справки.

В отдельных случаях при незначительных ошибках, например, ошибочного написания одной буквы в слове, ПФР может комиссионно сделать зачисление стажа.

Также и руководство ПФР вправе решать спорные моменты по зачислению стажа на основании трудовой книжки без использования услуг суда.

Но когда пенсионер досрочно выходит на пенсию ПФР обязан сделать запрос дополнительных документов на подтверждение трудового стажа:

  • справка о льготном характере работы;
  • приказы о назначении работника на соответствующую должность или в цех с вредными условиями труда;
  • учредительные документы или лицензии для предприятия о разрешении заниматься определенным видом деятельности.

Если требование незаконно – что делать


В случае отказа и от руководства следует обращаться в суд для решения проблемы. При этом суд нередко принимает сторону работника, например, в 2006 году Верховный суд по делу 46-В06-3 признал требования сотрудников ПФР относительно предъявления дополнительных документов незаконными.

Так как отсутствие приказа о назначении работника на работы в полевых условиях, не является поводом для отказа в признании труда тяжелым. Наличие записи в трудовой книжке достаточно.

Заключение

Подсчет стажа деятельности должен происходить на основании трудовой книжки или Выписки из единой системы. Подтверждать дополнительными документами стаж следует только в отдельных случаях, например, при оформлении досрочной пенсии.

Как подтвердить стаж, если он не учтен вы можете посмотреть тут:


Небольшой штраф за пенсионную отчетность — теперь не повод для судебного разбирательства. Правительство запретило Пенсионному фонду подавать иски, если сумма штрафа меньше 3 000 руб. Рассмотрим это нововведение подробнее.

Как сейчас наказывает ПФР

Поправки в ст. 17 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете. » уже опубликованы и вступят в силу 31 июля 2020 года. Речь идет о работодателях, которые несвоевременно сдают отчет или отправляют недостоверные сведения. Это считается нарушением, за которое накажут:

  • 500 руб. — за просрочку и неполную информацию (по каждому сотруднику);
  • 1 000 руб.— за несоблюдение порядка подачи сведений в электронном виде.

Если ПФР обнаружит нарушение, то составит акт. Его вручат работодателю под расписку, отправят заказным письмом или электронным файлом по ТКС. Директору дадут 15 дней для разъяснения своей точки зрения. Если фирма будет спорить, то подаст возражение на имя начальника территориального отделения. Потом создадут комиссию, пригласят директора фирмы или представителя по доверенности. По итогам заседания вынесут решение о привлечении к ответственности либо об отмене санкции.

Если наказание оставят в силе, то руководителю выдадут требование о перечислении штрафа в течение 10 дней. Когда сумма не поступает в казну, ее взыскивают принудительно. Правда, решать такие вопросы может только суд. Поэтому ПФР составит иск и отправит его судье. Если требования удовлетворят, то приставы спишут деньги с расчетного счета предприятия.

Суды буквально завалены исками от ПФР о взыскании мелких штрафов с работодателей. На присуждение виновнику 500 рублей уходит уйма времени. Тогда как серьезные дела, например по взысканию средств на реабилитацию тяжелобольного, ждут своей очереди. Правительство разгрузит систему. И теперь пенсионный фонд не будет подавать иски по каждому поводу.

Как будут взимать штрафы в ПФР по новым правилам

Порядок наказания работодателей не изменится — за нарушения все так же будут штрафовать и высылать требования. Просто сумма, с которой у ПФР примут иск, теперь должна быть не меньше 3 000 руб. Это значит, что за 1 000 руб. не подадут в суд. Но наказание не исчезнет, а будет «висеть» на фирме до момента, пока она не нарушит еще что-нибудь. Когда фонд накопит 3 тыс. руб., то сразу подаст иск.

Предприятие просрочило отправку СЗВ-М и получило 1,5 тыс. штрафа. Этой суммы недостаточно, чтобы взыскать ее по суду. ПФР ждет. В следующем квартале бухгалтер предоставил неверную информацию — оштрафовали еще на 500 руб. Чтобы подать иск, осталось накопить 1 000 руб. Через пару месяцев фирма снова забывает про отчет и получает наказание — 1,5 тыс. Итого сумма штрафа — 3 500 руб. Теперь фонд может идти в суд, на подготовку иска у него есть 6 месяцев.

Срок давности по взысканию — 3 года. В течение этих лет (с даты первого наказания) пенсионный фонд будет копить штрафы предприятий до нужной суммы. А если за это время фирма больше ничего не нарушит, то ПФР все равно потребует взыскания, но предварительно выждет 36 месяцев — вдруг еще что-то появится или директор сам погасит долг. Проще говоря, эту 1 000 руб. все равно придется платить, не сейчас так через 3 года.

Зная, что ПФР копит штрафы, директор может прикинуть начало судебных разборок и опередить фонд — самостоятельно перечислить долг. На это есть 3 года. Допустим, фирма получила два требования общей суммой 2 800 руб. Понимая, что следующий штраф приведет в суд, директор оплатит один из них. Так он уменьшит «санкционные накопления» и отсрочит подачу иска.

Напоминаем, что с 1 января 2020 года изменился КБК по уплате штрафов по ст. 17 Закона № 27-ФЗ. Теперь перечислять деньги нужно на КБК 392 1 16 07090 06 0000 140 — «Иные штрафы, неустойки, пени, уплаченные в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации».

Код 392 1 16 20010 06 6000 140 применялся до 01.01.2020 и уже не действует.

pfr.jpg


Похожие публикации

Штраф за непредоставление отчетности в ПФР по величине совпадает с размером наказания за просрочку. К ответственности привлекаются как юридические лица, так и ИП с работниками. Рассмотрим, в каких случаях на страхователя налагаются санкции ПФР.

Порядок назначения штрафа ПФР

Юридические и физические лица, использующие наемный труд, должны регулярно подавать в ПФР такие формы:

  • СЗВ-М, в которой расшифровывается информация о застрахованных лицах, трудоустроенных у конкретного субъекта хозяйствования;
  • СЗВ-СТАЖ – этот годовой отчет необходим для отражения данных по страховому стажу работников;
  • ДСВ-3 – оформляется плательщиками дополнительных взносов на пенсионное страхование накопительного типа.

Обратите внимание: представлять персотчетность по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ нужно в отношении всех застрахованных лиц, в том числе и на руководителя – единственного учредителя, с которым трудовой договор не заключался (письмо Минтруда от 16.03.2018 № 17-4/10/В-1846).

Назначение штрафных санкций производится следующим образом:

  • Специалист Пенсионного фонда при выявлении несвоевременной сдачи отчетных форм страхователем (компанией или ИП-работодателем) составляет акт о правонарушении.
  • Оформленный документ о правонарушении передается работодателю.
  • Работодатель в течение 15 дней после получения акта вправе предоставить аргументированные возражения, что может помочь избежать или снизить размер штрафа за несдачу отчета в ПФР.
  • После рассмотрения мотивированных возражений предпринимателя или юридического лица принимается окончательное решение о привлечении к ответственности или об отсутствии оснований для наказания, о чем страхователь уведомляется письменно.
  • Следующий шаг – работодателю направляется требование об уплате штрафа.
  • Последний этап – погашение обязательств по штрафной санкции или их принудительное взыскание в судебном порядке.

Все документы, составляемые работниками ПФР в процессе рассмотрения дела о правонарушении, оформляются в соответствии с постановлением Правления ПФР № 1058п от 23.11.2016 г.

Ответственность за непредоставление отчетности в ПФР

С переходом полномочий по отслеживанию страховых взносов к налоговикам, штраф за непредоставление РСВ назначается при проверке инспекцией ФНС, а не Пенсионным фондом. За другие формы отчетной документации при нарушении сроков их подачи в ПФР меры ответственности предусмотрены ст. 17 закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ.

Штраф за непредоставление отчета в ПФР начисляется в сумме 500 руб. за каждого работника, сведения о котором не были получены Фондом в установленные сроки. Такой же размер наказания действует в отношении недостоверных сведений. Критерии, по которым определяется итоговый размер взыскания:

  • тип неподанного документа и вид правонарушения;
  • количество работников, являющихся застрахованными лицами, данные по которым не были переданы в ПФР своевременно.

Например, если у предприятия числится 44 работника, а бухгалтер забыл вовремя сдать СЗВ-М – штраф для компании в этой ситуации составит 22 000 руб. (500 х 44).

К слову, штраф в ПФР – единственный, который рассчитывается не от количества и уровня ошибок, не от размера недоплат, а только от наличия и количества у организации или ИП сотрудников. Выходит, за один и тот же просчет (к примеру, ошибка в СНИЛС одного работника или несдача отчета), компании с большим количеством сотрудников придется заплатить в разы больше, чем если сотрудников в организации работает 2-3. Поэтому крупным компаниям лучше не ошибаться, ибо им подобная ошибка может обойтись в приличную сумму.

Другая мера материального воздействия применяется при несоблюдении требования подачи отчетности в электронном виде. Если число застрахованных лиц 25 и более – работодатель обязан отчитываться только электронно, а не на бумаге. Штраф для таких правонарушений устанавливается в сумме 1000 руб.

Дополнительное административное взыскание может назначаться в соответствии со ст. 15.33.2 КоАП РФ – должностные лица наказываются за непредоставление сведений персучета штрафом в сумме 300-500 руб.

Величина наказания во всех перечисленных ситуациях не зависит от срока просрочки.

Оплата штрафа производится в пользу отделения ПФР. Платежные реквизиты присылаются вместе с требованием о погашении штрафных обязательств.

Проводки по оплате штрафа: Д69 – К51. Начисление взыскания осуществляется проводкой Д99 – К69.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Читайте также: