О дальнейшем совершенствовании пенсионного обеспечения

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сапожникова Надежда Ивановна

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с реформированием пенсионного обеспечения. Анализируются условия пенсионного обеспечения по старости, относящиеся к возрасту и стажу. Выделяется роль негосударственных пенсионных фондов в повышении уровня благосостояния получателей пенсий.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сапожникова Надежда Ивановна

ON PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the main issues related to pension reform . The article analyzes the conditions of old-age pension provision related to age and experience. The role of nonstate pension funds in improving the welfare of pension recipients is highlighted.

Текст научной работы на тему «О реформировании пенсионного обеспечения в Российской Федерации»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10312 САПОЖНИКОВА Надежда Ивановна,

кандидат юридических наук, | доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Кубанского государственного аграрного университета

им. И.Т. Трубилина e-mail: sapozhnikova61@mail.ru

О РЕФОРМИРОВАНИИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с реформированием пенсионного обеспечения. Анализируются условия пенсионного обеспечения по старости, относящиеся к возрасту и стажу. Выделяется роль негосударственных пенсионных фондов в повышении уровня благосостояния получателей пенсий.

Ключевые слова: пенсионная реформа, пенсионное обеспечение.

SAPOZHNIKOVA Nadezhda Ivanovna,

associate Professor of the Department land, labor and environmental law, Trubilin Kuban state agrarian University

ON PENSION REFORM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article deals with the main issues related to pension reform. The article analyzes the conditions of old-age pension provision related to age and experience. The role of nonstate pension funds in improving the welfare of pension recipients is highlighted. Key word: pension reform, pension provision.

Большинство стран мирового сообщества в настоящее время находятся на пути реформирования своих систем пенсионного обеспечения. Причем, в основном это касается увеличения возраста, с которого производится назначение пенсии по старости. Соотношение количества работающих граждан и пенсионеров постепенно приближается к равенству, а это неизбежно предрекает кризис в системах пенсионного обеспечения. Количество граждан пожилого возраста стремительно растет, соответственно это влечет за собой увеличение расходов на выплату пенсий. Поэтому без принятия кардинальных решений в сфере пенсионного обеспечения решить эту проблему сложно.

В Российской Федерации к категории получателей пенсий относится треть населения. Более того, количество получателей пенсий ежегодно увеличивается. Следует согласиться с мнением Р.О. Мелконян, что будущее пенсионной системы России сегодня является активно обсуждаемым. Кроме того, он относит к важным направлениям пенсионной реформы повышение уровня жизни пенсионеров и гарантию финансовой устойчивости государственной пенсионной системы [1, с. 593].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

К пенсионной системе прямо или косвенно имеет отношение практически каждый гражданин. Определяется это тем, что очевидно в каждой семье имеются пенсионеры: родители, дедушки и бабушки, другие родственники; кто-то сам уже получает пенсию. Более того, с заработной платы каждого работающего работодатель перечисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Таким образом, буквально с первого дня своей трудовой деятельности человек уже имеет связь с пенсионной системой. В связи с этим, вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения, являются самыми актуальными и обсуждаемыми.

Для современной пенсионной системы Российской Федерации сегодня характерным является ее кризисное состояние, которое обусловлено очередными изменениями, внесенными в законодательство, регулирующее предоставление пенсионного обеспечения. Так, с 1 января 2019 г. в Федеральный закон «О страховых пенсиях» [2] внесены изменения относительно возраста, с которого назначается пенсия по старости. Законодательно установленный пенсионный возраст увеличился на пять лет и стал составлять для мужчин 65, а для женщин 60 лет. Согласно

указанному Закону, изменение пенсионного возраста будет происходить поэтапно. Однако это новшество не нашло поддержки у населения.

Теоретически изменения в законодательство, несомненно, вноситься должны, поскольку происходят изменения в экономике, политике, обществе и т.д. Однако такие изменения не должны ухудшать положения граждан по сравнению с тем, что было предусмотрено ранее, до вносимых изменений, нормами [3].

Трудно сказать, что изменения в законодательстве, регулирующем вопросы пенсионного обеспечения, направлены на улучшение положения граждан. Например, с 1 января 2015 г. существенно изменены условия предоставления пенсионного обеспечения по старости. Ранее действовавшим законодательством (до 1 января 2015 г.) для реализации права на страховую пенсию по старости необходимо было два условия: достижение возраста мужчинами - 60 лет, а женщинами -55 лет и продолжительность страхового стажа не менее пяти лет.

В настоящее время для получения страховой пенсии по старости должно быть выполнено три условия: достижение определенного законом возраста - для мужчин 65 и для женщин 60 лет, необходимо иметь страховой стаж не менее 15 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента должна составлять не менее 30. При этом возраст, страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента определяются на дату обращения за пенсией.

Отдельным категориям граждан пенсионное законодательство предоставляет право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Например, тем, кто работал в особых условиях труда; занятым определенными видами профессиональной деятельности (педагоги, медики, артисты, летчики и др.); занятым в особых природно-климатических условиях (районы Крайнего Севера и местности к ним приравненные). Для того, чтобы реализовать право на досрочную пенсию, нужно документально подтвердить занятость в особых условиях и отдельными видами профессиональной деятельности. Как показывает практика, процедура это довольно сложная и в большинстве случаев претендентам на такую пенсию выносится отказ в ее предоставлении. Однако именно по указанным категориям характерным является то, что пенсия им назначается не по закону, а по решению суда.

Население Российской Федерации болезненно воспринимает изменения, вносимые в пенсионное законодательство. Это обусловливается тем, что реализовать конституционное право на пенсионное обеспечение становится все труднее. Об этом говорят многочисленные отказы в назна-

чении пенсии по старости после 1 января 2015 г., которые были связаны с отсутствием необходимой продолжительности страхового стажа и (или) необходимой величины индивидуального пенсионного коэффициента. Объяснить это можно тем, что граждане работали без официального трудоустройства, либо их деятельность протекала за границей (например, в Казахстане, Украине, Узбекистане, Армении, Таджикистане и т.д.), получали заработную плату неофициально либо получали ее в минимальном размере, который не позволил получить нужную величину индивидуального пенсионного коэффициента. Незамедлительного решения в таких ситуациях требует проблема зачета в стаж тех или иных периодов, протекавших на территории другого государства.

Несомненно, большой проблемой является выплата заработной платы «в конверте», что, конечно, в дальнейшем сказывается не только на праве на пенсию, но и оказывает влияние на ее размер.

Поскольку в настоящее время предпринимаются все попытки, чтобы обеспечить достойный уровень существования пенсионеров, одним из направлений решения этого вопроса видится роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения граждан. Именно негосударственные фонды формируют дополнительную пенсию за счет добровольных платежей граждан и участвуют в формировании накопительной пенсий, через систему обязательного пенсионного страхования. Однако видимо слабая разъяснительная работа, недостаточность информации и определенные риски объясняют слабую активность граждан по выбору негосударственных пенсионных фондов для формирования накопительной и дополнительной пенсии.

В законодательство, регулирующее пенсионное обеспечение, вносятся значительные изменения, особенно с начала 2000-х г. Более того, изменения в российское пенсионное законодательство вносятся настолько часто, что это усложняет работу правоприменителей, т.е. в первую очередь, органов, которые производят назначение пенсий.

Сложность в работе органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, а это, прежде всего, территориальные органы Пенсионного фонда РФ, определяется тем, что при определении права на пенсию следует руководствоваться не только законодательством, действующим на момент обращения за пенсией, но и тем, которое регулировало правоотношения в области пенсионного обеспечения в период выполнения тех или иных периодов деятельности.

Пенсионное обеспечение в своём становлении и развитии прошло значительный путь. Прак-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

тически на каждом своём этапе оно характеризуется существенными изменениями, которые были ориентированы и имели целью улучшить уровень благосостояния граждан и упростить процедуру получения пенсии. При этом очевидным является тот факт, что не всегда изменения, вносимые в законодательство, регулирующие вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан, действительно улучшали их положение.

Так, современная пенсионная реформа, начало которой осуществляется с 1 января 2002 г., сопровождалась принятием большого пакета нормативных правовых актов, в которые впоследствии опять же были внесены существенные изменения.

Уже по прошествии 10 лет с момента начала пенсионной реформы на правительственном уровне было отмечено, что цели, которые ставила перед собой пенсионная реформа, не выполнены.

Не все положения проводимой пенсионной реформы следует рассматривать как негативные или отрицательные. Стоит отметить и те, которые положительно сказались на пенсионном обеспечении граждан и упростили и улучшили пенсионную систему в целом. Например, назначение пенсий на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта способствовало значительному сокращению сроков назначения пенсий. Более того, назначение пенсий с учетом индивидуальных сведений обеспечивает их достоверность. Это определяется тем, что индивидуальные сведения, размещённые на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц, проходят проверку специалистами органов ПФР на предмет их достоверности.

Как негативный фактор следует рассматривать увеличение пенсионного возраста, которое проводится поэтапно, начиная с 1 января 2019 г. Очевидно, в данном случае следовало учитывать продолжительность жизни, особенно в отношении мужчин. Думается, никем не оспаривается тот факт, что продолжительность жизни, как у мужчин, так и у женщин, увеличивается. Однако если ее сопоставлять с ожидаемым периодом выплаты, который является составляющим элементом при определении размера пенсии, то фактически получается, что мужчины могут получать пенсию менее половины срока от ожидаемого периода выплаты пенсии, предусмотренного Федеральным законом «О страховых пенсиях». Именно поэтому данное нововведение следует рассматривать, как не отвечающее принципу социальной справедливости.

Несомненно, изменение условий предоставления пенсионного обеспечения не только в отношении возраста, но и в части страхового стажа, а также введение нового условия в виде наличия

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 3 • 2020

величины индивидуального пенсионного коэффициента определенной продолжительности ухудшает положение граждан, связанное с реализацией пенсионных прав.

Это обусловливается неоформлением работодателем трудовых отношений надлежащим образом и их уход от уплаты страховых взносов путем установления минимального размера оплаты труда, предусмотренного федеральным законом. Несомненно, выходом из указанной ситуации может быть ужесточение ответственности работодателя за выплату т.н. «серой» заработной платы.

Важная роль в решении вопросов пенсионного обеспечения отводилась негосударственным пенсионным фондам. Именно с их помощью планировалось увеличить размер получаемый пенсии за счёт формирования накопительной пенсии и дополнительной пенсии. Несомненно, формирование накопительной и дополнительной пенсии через НПФ могло, очевидно, повлиять на уровень пенсионного обеспечения в сторону его увеличения с помощью инвестирования средств пенсионных накоплений. Однако недоверие граждан к НПФ, а возможно и слабая разъяснительная работа по этому направлению в системе пенсионного обеспечения не дали положительных результатов. Количество граждан, которые передали средства своих пенсионных накоплений в НПФ, составляет чуть более 10%.

Положительную роль в системе пенсионного обеспечения, конечно, сыграла программа государственного софинансирования. Такая программа, имеющая благие намерения при должном освещении ее в средствах массовой информации и специалистами территориальных органов ПФР, могла бы существенно повлиять на размер пенсионного обеспечения.

Граждане, которые использовали возможности этой программы, значительно увеличили размер своей накопительной пенсии. Кроме того, в числе положительных моментов в пенсионной реформе можно выделить следующие:

- установление гарантированного минимального уровня материального обеспечения пенсионера не ниже величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации;

- повышение уровня пенсионного обеспечения с учетом трудового стажа, приобретенного в советское время (валоризация);

- повышение среднего размера пенсии.

Система пенсионного обеспечения в России

все еще находится в стадии реформирования. При этом думается, что и Правительство, и Государственная Дума найдут правильные решения,

направленные на улучшение положения граждан в части предоставления пенсионного обеспечения. В качестве основной цели реформирования пенсионной системы должно рассматриваться повышение уровня пенсионного обеспечения, установление размера пенсии должно производиться пропорционально вкладу каждого.

[1] Мелконян Р.О. Пенсионная реформа в России / Р.О. Мелконян // Молодой ученый. — 2015. — № 23 (103). — С. 593 - 595. URL: https:// moluch.ru/archive/103/24085/ (дата обращения: 02.05.2020).

[2] О страховых пенсиях: Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ // СЗ РФ. - 2013. - № 52 (ч. I). - Ст. 6965.

[3] Пенсионная реформа в России: URL: http://pensiya.molodaja-semja.ru/reforma / (дата обращения: 02.05.2020).

[1] Melkonyan R.O. Pensionnaya reforma v Rossii / R.O. Melkonyan // Molodoj uchenyj. — 2015. — № 23 (103). — S. 593 - 595. URL: https://moluch. ru/archive/103/24085/ (data obrashcheniya: 02.05.2020).

[2] O strahovyh pensiyah: Federal'nyj zakon ot 28.12.2013 g. № 400-FZ // SZ RF. - 2013. - № 52 (ch. I). - St. 6965.

[3] Pensionnaya reforma v Rossii: URL: http:// pensiya.molodaja-semja.ru/reforma / (data obrash-cheniya: 02.05.2020).

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: