О накопительных пенсионных фондах в кыргызской республике

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 11 декабря 2013 года №216

О накопительных пенсионных фондах в Кыргызской Республике

(В редакции Законов Кыргызской Республики от 22.03.2016 г. №24, 06.08.2018 г №88, 25.07.2019 г. №101)

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 31 октября 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет правовой статус накопительных пенсионных фондов, устанавливает особенности их учреждения и деятельности в Кыргызской Республике.

2. Отношения, которые возникают при создании накопительных пенсионных фондов, осуществлении ими деятельности и их ликвидации, регулируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

3. Настоящий Закон не регулирует деятельность Государственного накопительного пенсионного фонда, который создается Социальным фондом Кыргызской Республики (далее - Соцфонд) в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 2. Накопительный пенсионный фонд

1. Накопительный пенсионный фонд (далее - фонд) - юридическое лицо, осуществляющее деятельность по привлечению пенсионных взносов и пенсионным выплатам на основе лицензии в соответствии с законодательством Кыргызской Республики:

по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

в качестве участника в системе по обязательному накопительному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Кыргызской Республики об обязательном пенсионном страховании;

по корпоративному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами корпоративного пенсионного обеспечения;

по профессиональному пенсионному страхованию участников фонда в соответствии с договорами о профессиональном пенсионном страховании.

2. Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, по корпоративному пенсионному обеспечению и профессиональному пенсионному страхованию участников фонда осуществляется на добровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов, инвестирование средств пенсионных накоплений по негосударственному пенсионному обеспечению, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда.

Деятельность фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себя аккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестирования средств пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части пенсии застрахованным лицам.

3. Фонды осуществляют деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению независимо от осуществления деятельности по обязательному пенсионному страхованию.

4. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Фонд использует имущество для целей, определенных уставом фонда.

5. Вкладчики, участники, застрахованные лица, а также государство не отвечают по обязательствам фонда, равно как фонд не отвечает по обязательствам его вкладчиков, участников, застрахованных лиц и государства.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 25.07.2019 г. №101)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2-1. Виды фондов

1. Фонды могут быть:

2. Открытый пенсионный фонд - накопительный пенсионный фонд, участниками которого могут быть любые физические лица независимо от места и характера их работы.

3. Корпоративные накопительные пенсионные фонды создаются для получателей - работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами данного накопительного пенсионного фонда.

4. Профессиональный пенсионный фонд - накопительный пенсионный фонд, учредителем (учредителями) которого могут быть объединения юридических лиц - работодателей, объединения физических лиц, включая профессиональные союзы. Участниками такого фонда могут быть исключительно физические лица, связанные по роду их профессиональной деятельности (занятий), определенной в уставе фонда.

5. Порядок осуществления деятельности корпоративного пенсионного обеспечения и профессионального пенсионного страхования определяется Правительством Кыргызской Республики.

(Статья 2-1 введена в соответствии с Законом Кыргызской Республики от 25.07.2019 г. №101)

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

1. Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

актуарий - лицо, которое отвечает требованиям, установленным для лиц, осуществляющих проведение актуарного оценивания деятельности фондов в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики;

вкладчик - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной пенсионного договора и уплачивающее пенсионные взносы в фонд;

выкупная сумма - денежные средства, выплачиваемые фондом вкладчику, участнику, застрахованному лицу либо переводимые в другой фонд при прекращении пенсионного договора;

договор негосударственного пенсионного обеспечения - соглашение между фондом и вкладчиком фонда (далее - вкладчик), заключаемое в пользу участника (участников) фонда (далее - участник), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику негосударственную пенсию;

договор об обязательном пенсионном страховании - соглашение между фондом и застрахованным лицом в пользу застрахованного лица, в соответствии с которым фонд обязан при наступлении пенсионных оснований осуществлять назначение и выплату застрахованному лицу накопительной части пенсии;

должностные лица фонда - лица, которые определяют основные направления фонда или имеют полномочия участвовать в деятельности фонда. Должностными лицами признаются члены Совета директоров фонда, члены исполнительного органа фонда, члены ревизионной комиссии, секретарь общества и главный бухгалтер;

доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам, а также по банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений;

инвестиционный портфель по негосударственному пенсионному обеспечению - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений по негосударственному пенсионному обеспечению, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям);

инвестиционный портфель по обязательному пенсионному страхованию - активы, сформированные за счет средств пенсионных накоплений по обязательному пенсионному страхованию, переданных фондом в доверительное управление управляющей компании (управляющим компаниям);

застрахованное лицо - физическое лицо, заключившее договор об обязательном пенсионном страховании;

накопительная часть пенсии - ежемесячная денежная выплата, назначаемая и выплачиваемая фондом застрахованному лицу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и договором об обязательном пенсионном страховании;

негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора;

пенсионная схема - совокупность условий, определяющих порядок уплаты пенсионных взносов и выплат негосударственных пенсий;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

С 2010 года в пенсионную систему Кыргызской Республики был введен накопительный компонент, предусматривающий получение будущими пенсионерами пенсии с инвестиционным доходом. Органом, управляющим накопительной частью пенсионных отчислений, по умолчанию был Государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) при Социальном Фонде Кыргызской Республики. С 2016 года было принято решение дать право выбора управляющей компании самим гражданам. Тем самым, размер инвестиционного дохода и будущей пенсии, теперь напрямую зависит от Вашего решения. Оставите ли Вы свои пенсионные накопления в управлении Социальным фондом Кыргызской Республики или выберете накопительный пенсионный фонд или управляющую компанию зависит от Вас, поэтому необходимо ответственно подойти к изучению данного вопроса.

Что нужно знать о накопительном компоненте (2%)?

Основной целью введения накопительного компонента было повышение уровня пенсионного обеспечения в стране, достижение финансовой стабильности пенсионного фонда, а также привлечение пенсионных активов в качестве инвестиций в экономику страны. Данное решение при правильной реализации может оказать существенное влияние, как на пенсионную систему, так и на динамику развития экономики страны в целом. Снизится зависимость государства от внешних источников финансирования, что благоприятно скажется на уровне государственного долга, а именно на уровне внешнего долга страны.

Накопительная часть пенсии учитывается Социальным Фондом КР в системе персонифицированного учета. У каждого гражданина отчисляющего страховые взносы имеется свой личный страховой счет, следить за которым можно либо запросив выписку с СоцФонда КР, либо онлайн на сайте СоцФонда КР с помощью логина и пароля.

Интересным фактом является то, что накопительная часть может быть унаследована либо выплачена полностью, в случае если Вы выезжаете на постоянное место жительства за пределы КР.

Каким образом Вы получаете инвестиционный доход?

Пенсионные накопления до 2016 года инвестировались лишь в разрешенные финансовые инструменты, а именно в государственные ценные бумаги и банковские депозиты. Полученный инвестиционный доход выплачивается в виде определенной надбавки к общей пенсии с 2013 года. Согласно данным СоцФонда КР за период с 2010 по 2015 год средняя доходность инвестирования ГНПФ составила около 15%.

С 29 августа 2016 года к разрешенным для инвестирования финансовым инструментам были включены, помимо ГЦБ и банковских депозитов, облигации с обеспечением, выпущенные отечественными компаниями, акции компаний, созданных в форме открытых акционерных обществ и прошедших листинг на фондовых биржах Кыргызской Республики, а также ипотечные ценные бумаги и жилищные сертификаты, выпущенные в соответствии с законодательством. Расширение линейки инструментов для инвестирования пенсионных активов позволит значительно увеличить получаемый инвестиционный доход. К примеру, доходность по корпоративным облигациям на текущий момент варьируется от 14 до 22% годовых.

Как выбор управляющей компании может отразиться на ваших пенсионных накоплениях?

Размер вашего инвестиционного дохода напрямую зависит от правильности выбора управляющей компании, от эффективности ее работы. Основными критериями при выборе должны стать наличие успешного опыта работы с аналогичными проектами в сфере управления инвестиционными активами, а также репутация компании на рынке. Если результаты инвестирования выбранной Вами компании являются неудовлетворительными, у Вас есть возможность поменять свое решение, т.е. выбрать другую компанию либо вернуть Ваши накопления под управление СоцФондом КР.

Каким образом можно реализовать свое право выбора УК?

Для начала Вам необходимо подать заявление о выборе управляющей компании/накопительного пенсионного фонда в СоцФонд КР, приложив к нему документ, удостоверяющий личность. Если Вы подаете заявление о выборе НПФ, к заявлению нужно приложить также копию договора об обязательном пенсионном страховании, заключенным ранее между НПФ и Вами. После того, как Ваши документы будут рассмотрены, направляется уведомление об удовлетворении Вашего запроса либо об отказе, в случае обнаружения каких-либо нарушений.

Стоит ли задумываться о дополнительной частной пенсии?

По данным Социального фонда КР размер пенсии большей части населения пенсионного возраста составляет от 5 до 10 тысяч сом. Учитывая рост цен на продукты питания, а также дороговизну лекарственных препаратов, можно утверждать, что государственная пенсия способна покрыть потребности человека ровно наполовину, то есть о безбедной старости, в принципе, можно забыть.

В данном случае нужно последовать примеру многих европейских стран, где помимо государственной пенсии каждый гражданин формирует также свою собственную, дополнительную пенсию. Это поможет Вам быть менее зависимым от политических либо демографических факторов в стране. Вы сможете сами управлять вашим инвестиционным доходом с учетом уровня инфляции и ваших потребностей. Однако получаемый вами доход необходимо постоянно реинвестировать и сберегать до наступления пенсионного возраста. Начинать формировать личный пенсионный фонд нужно, как говорится, с малых лет, а точнее с 20-25 лет, так как с этого времени мы имеем возможность получать максимальный доход.

Получая государственную и дополнительную пенсию, Вы в любом случае будете в выигрыше, ну а размер вашего выигрыша будет зависеть только от Вас!

06/03/19 11:20 605 просмотров Бизнес 0





Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Кыргызстан» был создан задолго до принятия Закона об НПФ, в 1994 году. Он действовал на основе существующего Законодательства Кыргызской Республики. Действовавший в то время «Закон о лицензировании» предусматривал лицензирование НПФ и Управляющей компании. 16 августа 1995 году НПФ «Кыргызстан» получил Государственную лицензию на право деятельности негосударственной пенсионной деятельности под № 01.

В связи с изменением законодательства КР о пенсионных фондах, 5 ноября 2014 года негосударственный пенсионный фонд «Кыргызстан» преобразован в Накопительный пенсионный фонд «Кыргызстан».

Организационно-правовая форма — некоммерческая организация.

На вопросы любезно согласился дать ответы председатель совета фонда, учредитель фонда Акылбек Советбекович Арстанбеков.

- Здравствуйте, Акылбек Советбекович! Расскажите, пожалуйста, о пенсионных программах и их видах, которые работают на данный момент в вашем фонде?

- Первая – это государственная обязательная солидарная пенсия. Мы рассмотрим формирование общей трудовой пенсии по государственному солидарному страхованию. Почему эта пенсия называется «солидарной»? Потому что внесённые вкладчиками из заработной платы страховые взносы условно начисляются на персонифицированный счёт. Но это не «живые» деньги на счету вкладчиков, это бухгалтерская запись расчётов с вкладчиками в будущем, а вот «живые» деньги идут на выплату сегодняшним пенсионерам, именно поэтому она называется «солидарной». На практике получается, что работающая часть населения платит сегодняшним пенсионерам, а тем, кто сейчас трудоспособен, будет платить будущее поколение работающих.

Вторая программа – это государственная накопительная пенсия. Она называется – «обязательная». Этот вид пенсии существует для граждан, родившихся ранее 1 января 1964 года для мужчин и родившихся ранее 1 января 1969 года для женщин. Для накопления этого вида пенсии из заработной платы работающих, в соответствии с вышеуказанными условиями, ведётся отчисление в размере 2% от месячной заработной платы в ГНПФ при Социальном фонде КР. Это личные накопления вкладчиков по Закону КР, эти пенсионные активы Социальный фонд КР имеет право размещать только в государственные ценные бумаги и депозиты в коммерческих банках, эти операции дают инвестиционный доход. Ежегодно на счёт вкладчиков в накопительной части пенсии должен поступать ещё и инвестиционный доход. Например: предположим, что с 2011 года инвестиционный доход в среднем составляет 10% годовых, так как ГРПФ при Социальном фонде накопления не ведёт в сложных процентах, то, возможно, сумма накопления может быть следующей:

А) Сумма накопления – 16 тыс. 800 сомов,
Б) Инвестиционный доход – 1 тыс. 440 сомов.
А в итоге общая сумма накопления с 2011 года составит – 18 тыс. 240 сомов. Но стоит обратить внимание, что это примерный расчёт.

И, наконец, третий вид – это «добровольная» накопительная пенсия. В наиболее развитых странах мира, например в США, и Великобритании, частной накопительной пенсионной системой пользуются более 70% работающего населения. Получила она распространение и в России, где работают около 200 НПФ. Сейчас мы рассматриваем преимущество и необходимость для огромного количества кыргызстанцев добровольной накопительной пенсии. В Кыргызстане, в государственном пенсионном обеспечении реально учувствует около 700 тыс. работающих. Они могут рассчитывать на государственную пенсию. 2,3 млн. человек - это те, кто может зарабатывать себе доход.

Тогда возникает закономерный вопрос: где 1,6 млн. (около 70%) работающих будут получать пенсию в старости?

Пока, очевидно, они над этим не задумывались, но время неумолимо ведёт к старости, и она должна быть обеспеченной. Потому что мы уже живём в рамках жёстких рыночных отношений. Фермеры, предприниматели, работающие по патенту, мигранты, любой житель Кыргызстана может накопить достойную пенсию только в накопительном пенсионном фонде.

- Можно ли сделать выводы, основанные на вышеуказанных фактах?


- Солидарную пенсию изменить нельзя, но можно повысить её устойчивость. Из-за сокращения производства, сокращается количество работающих на пенсионеров, причём количество пенсионеров будет расти. Увеличить производство и количество работающих могут накопительные пенсионные фонды за счёт эффективной инвестиционной деятельности.

- Какие будут реализованы задачи в ближайшее время?

- Во-первых, это разработка проектов нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность накопительных пенсионных фондов. Во-вторых, это принятие диверсифицированных мер по защите средств пенсионных накоплений. В-третьих, формирование общественной поддержки, обеспечение прозрачности проводимых мероприятий. Несомненно, эти направления деятельности позволят более полутора миллионам кыргызстанцев найти свой путь к обеспечению их достойной пенсией.

Стоит отметить, что существует ещё один вид, причем, немаловажный – детская программа «Мурас».

Вкладчик обязан внести 50% от общей суммы вклада в первые 3 года, остальная часть вносится в последние 7 лет до окончания накопительного периода. Для создания накопительного счета необходимо прийти со свидетельством о рождении ребенка, заключить договор и сделать ежемесячный вклад на его имя.

Детская программа «Мурас» не имеет аналогов в республике и так же, как и добровольная пенсионная схема, она работает следующим образом:

- наследуется;
- вкладчик сам определяет, кто будет получателем;
- вкладчик сам определяет величину вклада;
- не облагается налогами;

гражданин любой страны имеет возможность заключить договор по данной программе.

Стоит отметить, что по состоянию на 1 января 2019 года число участников НПФ «Кыргызстан» составляет всего 1 тыс. 931 человек и это далеко не предел.

НПФ «Кыргызстан» расположен по адресу г.Бишкек улица Киевская 69.

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 4 июля 2011 года №78

Об инвестировании средств для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию в Кыргызской Республике

Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 9 июня 2011 года

(В редакции Закона Кыргызской Республики от 03.08.2013 г. №186)

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Настоящий Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию (далее - накопительная часть пенсии), определяет правовой статус, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, также устанавливает основы государственного регулирования, контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Статья 2. Законодательство об инвестировании средств пенсионных накоплений в Кыргызской Республике

Правоотношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части пенсии, регулируются Конституцией Кыргызской Республики, Гражданским кодексом Кыргызской Республики, Законом Кыргызской Республики "О государственном социальном страховании", настоящим Законом, другими законами, регулирующими отношения в сфере государственного социального страхования, и иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики.

Статья 3. Основные понятия и термины

1. Аффилированное лицо физического или юридического лица - любое физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов, осуществляющих контроль за его деятельностью в рамках предоставленных им полномочий), которое имеет право прямо или косвенно определять решения или оказывать влияние на принимаемые решения, а также любое физическое или юридическое лицо, в отношении которого это аффилированное лицо имеет такое право.

2. Государственный накопительный пенсионный фонд - целевой страховой (резервный) фонд, который создается Социальным фондом Кыргызской Республики (далее - Соцфонд) в соответствии с настоящим Законом, в котором аккумулируются страховые взносы по государственному социальному страхованию на финансирование накопительной части пенсии, учитываемые в накопительной части личного страхового счета и инвестируемые в целях получения инвестиционного дохода в пользу застрахованных лиц.

3. Доходы от инвестирования - дивиденды и проценты (доход) по ценным бумагам и банковским депозитам, другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений.

4. Диверсификация - размещение пенсионных активов в финансовые инструменты с целью снижения риска их потерь в соответствии с требованиями, установленными Правительством Кыргызской Республики.

5. Застрахованное лицо - лицо, на которое распространяется государственное социальное страхование и которое уплачивает (уплачивало) страховые взносы на финансирование накопительной части пенсии.

6. Инвестирование средств пенсионных накоплений - деятельность управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений.

7. Инвестиционный портфель - совокупность денежных средств и ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении управляющих компаний.

8. Пенсионные активы - средства, предназначенные для инвестирования, получения инвестиционных доходов в пользу застрахованных лиц, обеспечения и осуществления пенсионных выплат из накопительных пенсионных фондов.

9. Пенсионные накопления - совокупность денежных средств, включающих в себя:

  1. суммы страховых взносов на финансирование накопительной части пенсии, поступившие в Соцфонд на счет Государственного накопительного пенсионного фонда;
  2. доходы от инвестирования;
  3. пени, иные поступления в соответствии с договорами, законодательством Кыргызской Республики.

10. Разрешенные активы - разрешенные настоящим Законом объекты инвестирования.

11. Управляющая компания - профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий от своего имени в интересах и за счет клиентов управляющей компании деятельность по доверительному управлению инвестиционными активами, в том числе пенсионными активами.

12. Уполномоченный государственный орган - уполномоченный Правительством Кыргызской Республики государственный орган по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

13. Депозитарий - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, имеющее соответствующую лицензию на осуществление депозитарной деятельности и деятельности депозитария инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и накопительных пенсионных фондов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Глава 2. Права и обязанности застрахованных лиц, соцфонда. Государственный накопительный пенсионный фонд

Статья 4. Права и обязанности застрахованных лиц при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений

1. При формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части пенсии по государственному социальному страхованию, застрахованные лица имеют право:

Пункт 1 части 1 статьи 4 Главы 2 настоящего Закона вступил в силу с 1 января 2013 года

Накопительная пенсионная система в Кыргызской Республики.


После развала Советского Союза пенсионная система Кыргызстана работала во многом по инерции. В условиях кардинальных политических и экономических реформ, проблемы пенсионного обеспечения явно не были приоритетными в повестке дня. А сейчас политическое и экономическое состояние нашей республики стабильно, запускаются все новые программы улучшающие жизнь граждан. И одна из таких программ, обещающая обеспеченную старость – это введение накопительной части в пенсионную систему. Накопительная пенсионная система – это новая модель отношений субъектов пенсионной системы, основанной на накопительных методах финансирования, которая базируется на создании долгосрочных накопительных капитализируемых ресурсов, что связано с долгосрочным по времени нахождением средств после их внесения.
Необходимость введения новой модели связана с изменением демографической ситуации в стране. В настоящее время число работающих, с учетом оттока рабочей силы в другие страны, и уплачивающих страховые взносы – не многим больше числа пенсионеров. К концу 2007-года на одного пенсионера приходилось 1,8 плательщиков страховых взносов. При этом по стандартам Международной организации труда, на одного пенсионера должно приходиться не менее трех плательщиков. Введение накопительной части в пенсионную систему поможет решить проблему прямой зависимости пенсионной системы от проблем политического и демографического плана, которым подвержена распределительная система.
При накопительной системе страховые взносы, аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и его работодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, а накапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик не выйдет на пенсию. Очень важно подчеркнуть, что пенсионные отчисления не являются формой налоговых изъятий, все сбережения плательщика и весь его инвестиционный доход, полученный на эти сбережения, являются его личной собственностью, которая обеспечит выплату пенсии. Эта система обязывает задействованное в ней население нести самостоятельную ответственность за уровень своего дохода после выхода на пенсию, так как источником пенсионных выплат станут сформированные ими на индивидуальных пенсионных счетах накопления. Кроме того, каждому гражданину предлагается возможность за счет добровольных пенсионных взносов увеличить свои накопления и тем самым обеспечить себе более высокий доход после завершения трудовой деятельности.

Обладая рыночными свойствами капитала, накопление пенсионных средств поможет увеличить уровень сбережений в экономике, послужит толчком к развитию финансового рынка, будет способствовать росту долгосрочных национальных сбережений, стимулировать создание финансовых учреждений, которые необходимы для экономического развития. Значение имеет также то, что на рынке пенсионных услуг появится институт пенсионного страхования. Пенсионная реформа окажет положительное воздействие на объем инвестиций в стране, пенсионные фонды станут основным источником внутренних инвестиций. Рост рынка капитала способствует появлению значительных свободных средств для новых капиталовложений, что со временем приведет к возрастанию уровня производства и занятости.

Согласно Концепции введения накопительной части в пенсионную систему Кыргызстана, одобренный Указом Президента страны «О мерах по введению накопительной части в пенсионную систему Кыргызской Республики» от 24-сентября 2008-года УП №339, новая пенсионная система состоит из трех компонентов:
1. Государственная обязательная солидарная пенсионная система;
2. Обязательная накопительная пенсионная система;
3. Добровольная профессиональная и индивидуальная накопительная система.
Первый компонент состоит из перераспределительной пенсионной схемы, которая включает базовую пенсию, первой и второй страховой частей пенсии.
Второй компонент обязателен для граждан КР старше установленного законом возраста, с которого разрешается трудовая деятельность в КР, работающих в организованном секторе (в государственных учреждениях, частных компаниях различной организационно-правовой формы). Первоначально граждане перечисляют страховые взносы на накопление 2% от фонда заработной платы. Тариф для обязательного государственного накопительного пенсионного фонда будет рассматриваться и утверждаться каждый год. В целом будет поддержана тенденция к увеличению ставки тарифов страховых взносов в накопительную часть и постепенному переходу на накопление всех отчислений работника. В целях аккумулирования уплачиваемых страховых взносов в накопительную часть пенсионного фонда для дальнейшего инвестирования Социальным фондом Кыргызской Республики создан Государственный накопительный пенсионный фонд.
Третий компонент состоит из добровольной профессиональной и индивидуальной накопительных схем. Профессиональная накопительная пенсионная схема позволит крупным работодателям или объединениям по отраслевому или профессиональному признаку организовать собственную накопительную пенсионную схему, включающую различные корпоративные общие или специальные накопительные тарифы. При этом предполагается для работодателя и работника, уплачивающих страховые взносы в добровольную накопительную систему, предусмотреть льготное налогообложение при уплате налога на прибыль и подоходного налога. Индивидуальная накопительная пенсионная схема предполагает индивидуальные накопительные взносы в пределах ставки тарифов страховых взносов для работника. Добровольная уплата страховых взносов в Государственный накопительный пенсионный фонд может осуществляться физическими лицами, юридическими лицами в пользу физических лиц в любом размере, но не менее 2 процентов от среднемесячной заработной платы. Эти взносы дают каждому гражданину возможность увеличить накопления в индивидуальных пенсионных счетах.
Участники накопительной пенсионной системы имеют право выбора различных инвестиционных портфелей, представляемых управляющей компанией(организация, которая управляет средствами инвестиционных фондов и обеспечивает инвестирование накопительной части пенсий), а также самих управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов для размещения пенсионных накоплений.
Гарантия сохранности пенсионных накоплений закреплена Законом КР «О государственном пенсионном социальном страховании», в которой говорится: «Настоящий Закон устанавливает страховые принципы в обязательном государственном пенсионном социальном страховании граждан и гарантирует застрахованным лицам пенсионное обеспечение при наступлении страхового случая».

По всем вопросам обращаться в Управление тарифной политикой по тел – 54-37-66

Как восстановить страховой стаж.

Как известно, многим нашим гражданам после развала Советского Союза и становления Кыргызской суверенной независимой государственности в переходный период к рыночной экономике сопровождался безработицей, инфляцией, увеличением численности малообеспеченных граждан, нуждающихся в государственной поддержке, и в то же время недостаточностью государственных ресурсов для оказания этой поддержки. В этой связи на многих предприятиях, заводах и фабриках из-за отсутствия фронта работы и спроса на товары и услуги, начались массовые сокращения, а некоторым даже пришлось ликвидироваться, в связи с этим в республике выросло число безработных.

Следовательно, неизбежно возникновение определенных проблем при наступлении страхового случая: пенсионный возраст, инвалидность, потеря кормильца. В соответствии со статьей 8 Закона Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» «в страховой стаж для назначения пенсии засчитываются только те периоды времени, за которые застрахованным лицом (или за него) уплачивались взносы по государственному пенсионному социальному страхованию …». Таким образом, у многих граждан, которые в эти периоды не работали и не отчисляли страховые взносы, естественно отсутствует необходимый страховой стаж для назначения и получения достойной пенсии. В результате этого пенсии этим гражданам назначаются в минимальных размерах, которые не достигают минимального потребительского бюджета пенсионера.

В настоящее время в целях социальной защиты населения государством предусмотрены социальные гарантии и проводятся определенные мероприятия, обеспечивающие предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения различных социальных категорий и групп.
В этих целях были внесены дополнения в Закон Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию», которыми предусматривается восстановление страхового стажа и накопление страховых взносов на личном страховом счете за период с января 1996 года по день возникновения права на пенсию гражданами Кыргызской Республики, иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также юридическими лицами в пользу физических лиц. Страховые взносы могут быть внесены в любом размере, но не менее 8 процентов от размера среднемесячной заработной платы в Пенсионный фонд.

Среднемесячный размер заработной платы для исчисления страховых взносов по государственному социальному страхованию ежегодно устанавливается по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики по районам и городам.

Таким образом, многие граждане, в том числе домохозяйки, студенты и другие лица, которые за эти периоды не работали, могут восстановить страховой стаж с 01.01.1996 года по день возникновения права выхода на пенсию путем приобретения страховых полисов.

Внесенные суммы страховых взносов, уплаченные в счет восстановления стажа, ежегодно индексируются с учетом инфляции и впоследствии будут выплачиваться виде второй страховой части пенсии (СП-2).
Страховой полис для восстановления стразового стажа можно приобрести в районных управлениях государственной налоговой службы по месту жительства.

Пример: гр. Сатаров Т., 1947 года рождения, имеет общий страховой стаж 23 года. Согласно Закону Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» мужчины право на получение пенсии имеют при страховом стаже 25 лет. Следовательно, гр. Сатарову не хватает 2 лет до необходимого страхового стажа. Согласно записи трудовой книжки он с марта 1998 года по март 2000 года не работал. В соответствии с п.3 ст. 10 Закона Кыргызской Республики «О тарифах страховых взносов по государственному социальному страхованию» гр. Сатаров Т. имеет право восстановить страховой стаж за недостающие периоды, уплатив страховые взносы в сумме не менее 13359 сом (6958*8%=556,64 сом * 24 мес.=13359 сом за 2 года), путем приобретения страхового полиса. После уплаты страховых взносов может гр. Сатаров Т. должен обратиться в районное управление Социального фонда по месту проживания для назначения пенсии.

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
  • Перейти к первому непрочитанному сообщению

#1 isis

Добрый вечер всем. У меня такой вопрос: я гражданин КР уезжаю на пмж в РФ, могу ли я взыскать часть средств отчисленных мной в соцфонд КР ? Мой возраст 30 лет, трудовой стаж по трудовой книжке 7 лет.
Прошу кто в курсе данного вопроса помочь. Думаю стоит ли замарачиваться. й

#2 cocktail

Добрый вечер всем. У меня такой вопрос: я гражданин КР уезжаю на пмж в РФ, могу ли я взыскать часть средств отчисленных мной в соцфонд КР ? Мой возраст 30 лет, трудовой стаж по трудовой книжке 7 лет.
Прошу кто в курсе данного вопроса помочь. Думаю стоит ли замарачиваться. й

#3 isis

Добрый вечер всем. У меня такой вопрос: я гражданин КР уезжаю на пмж в РФ, могу ли я взыскать часть средств отчисленных мной в соцфонд КР ? Мой возраст 30 лет, трудовой стаж по трудовой книжке 7 лет.
Прошу кто в курсе данного вопроса помочь. Думаю стоит ли замарачиваться. й

Вы можете забрать только 2% в СоцФонде (начисляется с 2010 года)
с собой - паспорт+копия паспорта+заявление

Кто проходил процедуру получения этих процентов?
Позвонил в колл-центр, сказали кучу документов брать (листок убытия, выписка с адресного бюро, трудовая книжка и еще чтото не запомнил).
Действительно это все необходимо собирать?

#4 Liqui Moly

Через день звонит Начальник (золотой человек ) и приглашает для получения выписок, все объяснил, заверил выписки печатями

#5 Panther

Так в конечном итоге деньги забрать удалось? Сколько времени вся процедура заняла?

#6 Ёжик_в_тумане

Я забрала НПФ (2%) в сентябре. Вся процедура возврата заняла полтора месяца. Обратилась по прописке в Первомайское РУСФ. Мне сказали предоставить следующие документы:
1. Копия паспорта
2. Копия трудовой книжки
3. Копия листка убытия
4. Заверенное сообщение о занятости
5. Распечатка с лицевого счета
6. Заявление.

Заявление писала на бланке который выдали в соцфонде.
Сообщение о занятости оформляла на работе в бухгалтерии, потом его заверили в соцфонде по месту регистрации организации. В моем случае организация зарегестрирована в Ленинском РУСФ. А документы на возврат подавала в Первомайском РУСФ.
Распечатку с лицевого счета брала в центральном СФ по Ж-Жолу напротив церкви.

В заявлении указывала каким образом хочу получить свои накопления. Можно на расчетный счет. А можно наличкой на почте. Т.к. подав заявление, через 3 дня я покинула территорию КР, то я оформила нотариальную доверенность на право получения денежных средств на маму. Спустя полтора месяца позвонили с почты и попросили подойти за деньгами.

Сообщение отредактировал Ёжик_в_тумане: 29 Январь 2016 - 23:51

#7 isis

Ёжик_в_тумане
Спасибо за первую ценную информацию! У Мен к вам есть два вопроса:
1. Распечатка с лицевого счета это есть таблица со всеми отчислениями? Делается быстро?
2. Заверенное сообщение о занятости - это что такое? Расскажите подробнее пожалуйста.

И последний вопрос - какое время вы потратили на всю эту бюрократию (не считая ожидания возврата денег) ?

#8 Ёжик_в_тумане

1. Да, распечатка с лицевого счета это таблица с отчислениями. Называется она официально :" Информация из личного страхового счета застрахованному ФИО". Делается быстро. При вас ее распечатают и готово. Главное, чтобы сотрудник соцфонда по вашему району была на месте.

2. Сообщение о занятости и заработной плате. Вам нужно обратиться в бухгалтерию вашей организации. Они должны знать что это такое. В сообщении указываются: название предприятия, ОКПО, регистрационный номер плательщика в СФ, адрес, а также Ваш ФИО, ИНН, дата начала трудовых отношений, дата окончания трудовых отношений, доход на который начислены страховые взносы и начисленные страховые взносы. Этот бланк заверяется подписью руководителя и печатью организации. А потом несете в соцфонд по месту регистрации организации и там сотрудники соцфонда тоже его заверят.

Наверное, Вам стоит позвонить в соцфонд по месту Вашей прописки и уточнить какие нужны документы. Возможно и не понадобится сообщение о занятости.

3. По времени сбор документов занимает не много времени. Главное чтобы в бухгалтерии подсуетились и все быстро сделали. Ну и листок убытия взять тоже времени требует. Если вы на машине, то быстро все сделаете. Мне без машины день ушел на листок убытия. День на сообщение о занятости. Распечатку с лицевого счета взяла по пути в соцфнд на подачу документов. Итого три дня. Еще соцфонд не во все дни принимает. В понедельник я пришла у меня документы не приняли т.к. у меня не было листка убытия. Во вторник я его сделала и в среду только сдала документы.

#9 isis

1. Да, распечатка с лицевого счета это таблица с отчислениями. Называется она официально :" Информация из личного страхового счета застрахованному ФИО". Делается быстро. При вас ее распечатают и готово. Главное, чтобы сотрудник соцфонда по вашему району была на месте.

2. Сообщение о занятости и заработной плате. Вам нужно обратиться в бухгалтерию вашей организации. Они должны знать что это такое. В сообщении указываются: название предприятия, ОКПО, регистрационный номер плательщика в СФ, адрес, а также Ваш ФИО, ИНН, дата начала трудовых отношений, дата окончания трудовых отношений, доход на который начислены страховые взносы и начисленные страховые взносы. Этот бланк заверяется подписью руководителя и печатью организации. А потом несете в соцфонд по месту регистрации организации и там сотрудники соцфонда тоже его заверят.

Наверное, Вам стоит позвонить в соцфонд по месту Вашей прописки и уточнить какие нужны документы. Возможно и не понадобится сообщение о занятости.

3. По времени сбор документов занимает не много времени. Главное чтобы в бухгалтерии подсуетились и все быстро сделали. Ну и листок убытия взять тоже времени требует. Если вы на машине, то быстро все сделаете. Мне без машины день ушел на листок убытия. День на сообщение о занятости. Распечатку с лицевого счета взяла по пути в соцфнд на подачу документов. Итого три дня. Еще соцфонд не во все дни принимает. В понедельник я пришла у меня документы не приняли т.к. у меня не было листка убытия. Во вторник я его сделала и в среду только сдала документы.

Читайте также: