Общественный контроль в социальном пенсионном фонде

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Бесплатно по России

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.


Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

Мало найдётся пенсионеров, которые были бы довольны работой Пенсионного фонда. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» узнавал, как и куда жаловаться на действия сотрудников ПФР, чтобы эти жалобы не остались без рассмотрения.

В подобной ситуации надо помнить – должностные лица Пенсионного фонда, как и все люди на земле, могут ошибаться. Как нет среди тех, кто пришёл оформлять пенсию, кто не ошибался, так нет и среди сотрудников ПФР тех, кто не ошибался, когда оформлял кому-то пенсию.

Порой доказать свою правоту можно, что называется, на месте. Но чаще случается так, что, несмотря на предоставленные вами доказательства, специалисты Пенсионного фонда не меняют своего ошибочного решения.

Как быть в такой ситуации? Обжаловать решение Пенсионного фонда.

Жаловаться надо правильно. Правильно, значит, – следуя правилам.

Пенсионный фонд живёт по правилам, которые детально прописаны в административном регламенте предоставления государственных слуг, утверждённом Министерством труда и социальной защиты РФ (Пенсионный фонд – подведомственная организация данного министерства). Под каждую услугу разработан свой регламент.

Мы остановимся на регламенте предоставления государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению (инвалидности, по случаю потери кормильца и т.п.). С полным перечнем административных регламентов по видам деятельности ПФР можно ознакомиться здесь .

Именно на момент установления пенсий приходится большинство конфликтов с пенсионным ведомством. Давайте вместе с Дзен-каналом «ПРАВО ИМЕЮ» узнаем, как правильно обжаловать действия Пенсионного фонда, руководствуясь вышеназванным регламентом.

На что жалуемся?

Согласно регламенту предметом жалобы являются:

нарушение срока регистрации заявления;

нарушение срока предоставления государственной услуги;

требование от гражданина не предусмотренных для предоставления госуслуги документов;

отказ в приёме документов, обязательных для предоставления;

отказ в оказании госуслуги на основании, не предусмотренном законодательством;

затребование с гражданина платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами;

отказ территориального органа ПФР и его должностных лиц в исправлении опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления госуслуги документах, либо нарушение срока исправления этих ошибок.

Жалоба должна содержать:

1) наименование территориального органа ПФР, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства гражданина (представителя гражданина), а также номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);

3) сведения об обжалуемых решениях и действиях ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц;

4) доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием должностных лиц (в качестве доказательства могут быть представлены соответствующие документы или их копии).

Кому направляем жалобу?

Статистика по жалобам в Пенсионном фонде ведётся, но она для внутреннего пользования. Если её обнародовать, скорее всего, окажется, что более половины всех конфликтов граждан с ПФР возникает в связи с отказом засчитать в страховой стаж тот или иной период трудовой деятельности (читайте, как подтверждается стаж на основании свидетельских показаний ).

Помимо непосредственно трудовой деятельности пенсионное законодательство разрешает засчитывать в страховой стаж, так называемые, нестраховые периоды. Самые известные из них – служба в армии по призыву и декретный отпуск, но есть и другие, всего существует 11 периодов деятельности, которые Пенсионный фонд обязан включать в страховой стаж .

На рассмотрение жалоб граждан уполномочены соответствующие должностные лица Пенсионного фонда.

Первым, к кому вы можете обратиться с жалобой, – это руководитель местного отделения ПФР, сотрудники которого, как вы считаете, неправомерно отказали вам в назначении пенсии либо не засчитали страховой стаж.

Если руководитель местного отделения ПФР вас не услышал, тогда обращаться с жалобой надо в вышестоящий территориальный орган Пенсионного фонда.

Допустим, вы живёте в городе Братске Иркутской области: после безрезультатного обращения к руководителю отделения ПФР по городу Братску в поисках правды надо обращаться к руководителю регионального отделения ПФР по Иркутской области.

Если после рассмотрения вашего обращения и в первом и во втором случае было вынесено решение не в вашу пользу, тогда жаловаться надо в головной офис Пенсионного фонда Российской Федерации, расположенный в Москве.

Вы обращаетесь официально на основании заявления, это значит, что и ответ на своё обращение вы получите в виде официального решения, вынесенного по итогам рассмотрения вашей жалобы, за подписью руководителя отделения ПФР.

Таким образом, в своём обращении в региональное отделение вы обжалуете решение руководителя городского отделения, а в обращении в головной офис ПФР в Москве, вы обжалуете решение руководителя регионального отделения.

Как подать жалобу, и в какие сроки она должна быть рассмотрена?

Жалоба может быть передана как на личном приёме, так и направлена в письменной форме по почте либо в электронном виде через сайт ПФР , а также может быть подана через многофункциональный центр (МФЦ).

Подать жалобу можно с помощью своего представителя, для этого представитель должен иметь документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от вашего имени (заверяется нотариусом).

Пенсионный фонд обязан консультировать граждан и их официальных представителей о порядке обжалования решений должностных лиц ПФР.

Жалоба, поступившая в Пенсионный фонд или территориальный орган ПФР, регистрируется не позднее следующего рабочего дня со дня её поступления и должна быть рассмотрена в течение 15 рабочих дней .

Если обжалуется отказ территориального органа ПФР и его должностного лица в приёме документов у гражданина (представителя), либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня её регистрации.

Ответ ПФР на жалобу должен быть предоставлен гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днём принятия решения по жалобе.

Пенсионный фонд имеет право оставить жалобу без ответа только в двух случаях:

при наличии в жалобе нецензурных, оскорбительных выражений и угроз жизни;

при отсутствии возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) или почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Таков порядок досудебного обжалования решений Пенсионного фонда.

Если вы не удовлетворены ответом на вашу жалобу, то можно и нужно подавать в суд на Пенсионный фонд, для начала – загляните на огонёк к прокурору . Не такое уж это и безнадёжное дело: многие россияне успешно отстаивают свои пенсионные права в суде.

Негосударственные фонды, управляющие накоплениями российских граждан на будущие пенсии, являются системообразующим институтом пенсионной системы. Деятельность этих организаций оказывает влияние не просто на жизнь отдельных индивидуумов, но и всего государства в целом.

Вот почему так важно регламентировать ее на законодательном уровне и осуществлять последующий контроль за тем, чтобы функционирование таких организаций отвечало всем требованиям нормативного регулирования.

Бесплатно по России

Основные принципы осуществления нормативно-правового регулирования деятельности НПФ в РФ

Учитывая большую значимости деятельности НПФ для всего государства, законодатель попытался максимально регламентировать ее: от создания фонда до получения лицензии, от инструментов инвестирования до ликвидации и отзыва разрешения. Также законодатель определил основные принципы, которым подчинено действующее законодательство в этой сфере.

Рассмотрим каждый из них подробно:

  1. Комплексный подход к регламентации деятельности частных компаний, занятых в системе пенсионного накопления. Он подразумевает полноту и всесторонность регулирования законами и подзаконными актами, актуальность принятых властных решений, их соответствие действительной реальности.
  2. Совершенствование системы негосударственных пенсионных накоплений вместе с иными финансовыми инструментами в стране. Данная система не может быть стабильной и развиваться в условиях неразвитого финансового рынка, фонды не могли бы осуществлять нормальную инвестиционную политику и гарантировать предусмотренные законом выплаты гражданам, доверившим им свои деньги.
  3. Принцип защиты прав вкладчиков и участников НПФ в приоритетном порядке, поскольку для государства в первую очередь важно, чтобы каждый гражданин получил полагающиеся ему выплаты. В случае нарушения прав граждан власти несут всю полноту ответственности за эти действия НПФ, поскольку именно она осуществляет законодательное регулирование и внешний контроль за деятельностью таких организаций.
  4. Надлежащая оценка схем инвестирования средств граждан. В этой связи государство определяет в общем виде возможные инструменты инвестирования, сфера направления доверенных гражданами средств. Закон ограничивает рисковые схемы и запрещает фондам вкладываться в сомнительные проекты, а также зарубежные ценные бумаги, за стабильность которой РФ не несет никакой ответственности.
  5. Принцип надлежащего контроля и надзора со стороны уполномоченных государственных органов. Налаженная должным образом система контроля позволяет обеспечить стабильность в данной сфере, исключение недобросовестных игроков с рынков, дать толчок развития и стимулировать к этому добропорядочные организации.
  6. Принцип конкуренции, также способствующий не только наличию выбора у граждан страны, но и тому факту, что на рынке остаются только те компании, которые действительно грамотно и законно ведут свою деятельность.
  7. Открытость деятельности негосударственных фондов, что облегчает контроль за ними не только со стороны государственных органов, но и самих граждан. Также данный принцип позволяет будущим пенсионерам ответственно подойти к выбору управляющей организации на основе тех открытых данных, которые она публикует. К таким показателям относятся уровень доходности, учредители компании, инструменты инвестирования, показатели экономической деятельности и т.п.
  8. Страхование рисков и деятельности фондов в целом. Данный принцип государственного регулирования позволяет максимально обезопасить средства граждан, гарантировать их сохранность.

Почему контроль деятельности НПФ необходим

Значимость контроля деятельности НПФ следует, в частности, из принципов законодательного регулирования, т.е. государство тем самым поясняет, с какой целью это делает. Регламентация всех сфер жизнедеятельности таких компаний связана со значимостью ее для государства в целом.


Контроль же в этой сфере позволяет обеспечить соблюдение норм закона компаниями в целом и в частности:

  • стабильность финансовых рынков (поскольку сегмент негосударственного пенсионного обеспечения уже не мал в экономике страны);
  • стабильность пенсионной системы (без надлежащего контроля государство не может гарантировать гражданам, что их средства находятся в надежных руках, а при достижении установленного возраста они получат полагающиеся им выплаты);
  • увеличение уровня доверия граждан к таким фондам и др.

Обеспечение принципа законности в результате деятельности контрольно-надзорных органов и позволяет выполнить все указанные задачи.

Нормы контроля по закону

С точки зрения законодательства, контроль осуществляется в целях:

  • соблюдения требований закона, в частности закона «О НПФ»;
  • защита прав заинтересованных лиц, в первую очередь вкладчиков и участников;
  • охрана государственных интересов.

Законом закреплены варианты контрольных мероприятий со стороны уполномоченных государственных органов.

В их числе:

  • издание нормативных документов, не выходящих за пределы их компетенции;
  • осуществление лицензирующей деятельности (выдача и отзыв разрешений на деятельность в данной сфере);
  • раскрытие информации о деятельности таких управляющих организаций;
  • направление запросов о предоставлении информации, сведений и документов;
  • выдача предписаний о выполнении требований закона;
  • запрет осуществляемых фондом операций или их части;
  • рассмотрение обращений граждан в связи с деятельностью НПФ;
  • обращения в судебные органы с требованиями о ликвидации фондов в установленных законом случаях;
  • проведение соответствующих проверок.

Перечень органов, регулирующих деятельность НПФ

В целях обеспечения законности деятельности управляющих фондов законодатель уполномочил ряд государственных органов на проведение контрольно-надзорных мероприятий в данной отрасли.

Таковыми органами являются:

  1. Центральный Банк РФ, который выступает основным регуляторов и определяется в самом законе 75-ФЗ. К его полномочиям относятся издание правовых документов по множеству вопросов деятельности НПФ, ведение их реестра, раскрытие информации о них, регистрации их Правил и т.п. Сотрудники Банка России имеют право проводить проверки в отношении фондов, в рамках которых получать всю необходимую информацию, документы, объяснения сотрудников.
  2. Минтруд, который проводит проверки в непосредственном контакте с Центробанком, а также курирует своими документами функционирование фонда. Также министерство труда регламентирует правила взаимодействия между фондами и их вкладчиками или участниками, а также между ПФ РФ и негосударственными фондами.
  3. Минфин РФ, компетенции которого в данной области закреплены в Положении о министерстве финансов страны.

Кто контролирует деятельность ПФР

Положение о государственном пенсионном фонде определяет его как самостоятельное финансово-хозяйственное учреждение. Его деятельность подчинена не только Положению об этой организации, но и иному действующему законодательству страны в данной сфере. По сути, государство учредило данное учреждение как один из органов управления.

Тем не менее, работа ПФР регламентируется законодательством об обязательном пенсионном страховании, а также актами Центрального банка. Он же, с одной стороны контролирует работу фонда, выступая ее регулятором, а с другой – взаимодействует с ним в целях осуществления целого ряда государственных полномочий. Хотя ПФР сам выступает контролером в сфере деятельности НПФ, его работа также не остается без надзора со стороны государства.

В заключение отметим, что негосударственные фонды, осуществляющие свою деятельности в системе пенсионного страхования, занимают важное место в жизни всего государства в целом. В связи с этим законодатель регламентировал все сферы их финансово-хозяйственной деятельности, предусмотрел обязательное лицензирование, а также определил органы, уполномоченные на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении таких организаций.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 сентября 2017 г. N 628п

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ

ПРИ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Создать Общественный совет при Пенсионном фонде Российской Федерации.

2. Утвердить Положение об Общественном совете при Пенсионном фонде Российской Федерации (приложение 1).

3. Утвердить Состав Общественного совета при Пенсионном фонде Российской Федерации (приложение 2).

4. Установить, что обеспечение деятельности Общественного совета при Пенсионном фонде Российской Федерации осуществляется:

Департаментом управления делами (Макушев А.А.) по вопросам взаимодействия, координации деятельности;

Административно-хозяйственным департаментом (Елисеев И.В.) по вопросам материально-технического обеспечения деятельности;

Департаментом общественных связей и взаимодействия со средствами массовой информации (Нагога М.Г.) по вопросам информационного сопровождения деятельности;

Департаментом управления инфраструктурой автоматизированной информационной системы (Хрипунов П.В.) по вопросам организационно-технического обеспечения деятельности.

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Дроздова А.В.

постановлением Правления ПФР

от 19 сентября 2017 г. N 628п

ОБ ОБЩЕСТВЕННОМ СОВЕТЕ ПРИ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

I. Общие положения

1. Общественный совет при Пенсионном фонде Российской Федерации (далее - Общественный совет) является постоянно действующим коллегиальным совещательно-консультативным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР), осуществляющим свою деятельность на общественных началах.

2. Общественный совет осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, актов ПФР, а также настоящего Положения.

3. Решения Общественного совета носят рекомендательный характер.

II. Задачи и функции Общественного совета

4. Основными задачами Общественного совета являются:

4.1. Осуществление общественного контроля за деятельностью ПФР.

4.2. Подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере ведения ПФР.

5. В соответствии с возложенными задачами Общественный совет выполняет следующие функции:

5.1. Осуществляет рассмотрение разрабатываемых проектов общественно значимых нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов ПФР, размещенных на сайте regulation.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

5.2. Рассматривает инициативы институтов гражданского общества по вопросам, относящимся к сфере ведения ПФР.

5.3. Совместно с ПФР проводит конференции и семинары по актуальным вопросам практики исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.

5.4. Участвует в обсуждении и решении общественно значимых вопросов, находящихся в сфере ведения ПФР.

5.5. Участвует в выработке предложений по реализации мер правовой и социальной защиты работников системы ПФР.

5.6. Взаимодействует с федеральными органами государственной власти Российской Федерации и общественными советами, действующими при них, по вопросам, относящимся к сфере ведения ПФР.

5.7. Участвует в мониторинге качества оказания государственных услуг ПФР.

5.8. Участвует в антикоррупционной и кадровой работе ПФР.

5.9. Осуществляет иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и актами ПФР.

6. Общественный совет вправе:

6.1. Привлекать граждан, общественные объединения и представителей СМИ к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения прав граждан, и других вопросов, относящихся к компетенции ПФР.

6.2. Создавать комиссии и рабочие группы для решения вопросов, отнесенных к компетенции Общественного совета.

6.3. Определять перечень вопросов, относящихся к сфере деятельности ПФР, которые подлежат обязательному рассмотрению на заседаниях Общественного совета.

6.4. Принимать участие в работе комиссии ПФР по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

6.5. Участвовать в оценке эффективности государственных закупок.

6.6. Принимать участие в работе аттестационных комиссий.

6.7. Направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, структурные подразделения Исполнительной дирекции ПФР, территориальные органы ПФР и иные организации.

III. Порядок формирования Общественного совета

7. В состав Общественного совета входят:

- председатель Общественного совета;

- члены Общественного совета;

- секретарь Общественного совета.

8. Состав членов Общественного совета утверждается Правлением ПФР.

9. Члены Общественного совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе.

10. Состав членов Общественного совета формируется с учетом представительства профессиональных объединений и иных социальных групп, осуществляющих свою деятельность в сфере ведения ПФР.

11. Членами Общественного совета не могут быть лица, которые в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ "Об Общественной палате Российской Федерации" не могут быть членами Общественной палаты Российской Федерации.

12. Срок полномочий членов Общественного совета составляет два года с момента проведения первого заседания Общественного совета вновь сформированного состава. Через год после первого заседания Общественного совета вновь сформированного состава осуществляется ротация одной трети состава Общественного совета согласно критериям и процедуре, устанавливаемым Общественным советом.

13. Сведения о составе Общественного совета и об изменениях в его составе в течение 5 дней с момента его (их) утверждения публикуются на официальном сайте ПФР.

14. Председатель Общественного совета (далее - Председатель) избирается на заседании Общественного совета по представлению Председателя Правления ПФР из членов Общественного совета открытым голосованием простым большинством голосов.

15. Решение об избрании Председателя оформляется протоколом заседания Общественного совета.

16. Вопрос об освобождении Председателя от исполнения обязанностей решается Общественным советом по предложению Председателя Правления ПФР, а также по личному заявлению Председателя или по предложению членов Общественного совета.

17. Секретарь Общественного совета назначается Председателем Правления ПФР из состава работников Исполнительной дирекции ПФР.

IV. Порядок работы Общественного совета и принятия решений

18. Заседания Общественного совета созываются по мере необходимости, не реже одного раза в полугодие. По решению Председателя может быть проведено внеочередное заседание.

19. Заседания Общественного совета проводятся в очной, заочной или смешанной (очно-заочной) форме.

20. Общественным советом может быть определен перечень вопросов, которые подлежат рассмотрению исключительно на заседаниях Общественного совета, проводимых в очной форме.

21. Организация деятельности Общественного совета осуществляется в соответствии с планом работы на год (далее - план), утверждаемым Председателем.

22. Проект плана формируется на основании предложений, поступивших от членов Общественного совета, руководителей структурных подразделений Исполнительной дирекции ПФР, управляющих отделениями ПФР, и в срок до 1 марта текущего года направляется секретарю Общественного совета.

23. Проект плана работы рассматривается на заседании Общественного совета, утверждается Председателем и доводится до членов Общественного совета.

24. В течение года в план работы Общественного совета допускается вносить изменения по предложению Председателя и членов Общественного совета в целях актуализации.

25. Заседание Общественного совета проводится Председателем, а в его отсутствие - членом Общественного совета, уполномоченным Председателем.

26. Заседание Общественного совета считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины его количественного состава.

27. Решения принимаются открытым голосованием простым большинством голосов от числа присутствующих членов Общественного совета.

В случае отсутствия члена Общественного совета на заседании его голос учитывается при голосовании в случае, если член Общественного совета:

- изложил свое мнение по вопросам повестки заседания в письменном виде и заблаговременно (не позднее двух дней до даты проведения заседания) направил его секретарю Общественного совета;

- направил на заседание Общественного совета своего представителя с наделением последнего полномочиями по голосованию от его имени по вопросам повестки заседания;

- передал полномочия по голосованию от его имени по вопросам повестки заседания Председателю.

В случае равенства числа голосов голос председательствующего на заседании Общественного совета является решающим.

28. Решения Общественного совета оформляются протоколом, который подписывается Председателем или председательствующим.

29. Члены Общественного совета, не согласные с решением Общественного совета, вправе изложить свое особое мнение, которое вносится в протокол заседания.

30. Протокол заседания Общественного совета в десятидневный срок доводится секретарем до членов Общественного совета.

31.1. Организует деятельность Общественного совета.

31.2. Ведет заседания Общественного совета.

31.3. Распределяет обязанности и поручения между членами Общественного совета.

31.4. Осуществляет контроль за выполнением планов работы и исполнением решений Общественного совета.

31.5. Принимает меры по предотвращению и/или урегулированию конфликта интересов между членами Общественного совета, в том числе по досрочному прекращению полномочий члена Общественного совета, являющегося стороной конфликта интересов.

32. Секретарь Общественного совета:

32.1. Уведомляет членов Общественного совета о дате, месте проведения и повестке предстоящего заседания.

32.2. Готовит и согласует с Председателем проекты документов и иных материалов для обсуждения на заседаниях Общественного совета.

32.3. Ведет, оформляет, согласует с Председателем и доводит до членов Общественного совета протоколы заседаний и иные документы и материалы.

32.4. В случае проведения заседания Общественного совета путем опроса его членов обеспечивает направление всем членам Общественного совета необходимых материалов и сбор их мнений по результатам рассмотрения материалов.

33. Информация о решениях Общественного совета размещается на официальном сайте ПФР.

постановлением Правления ПФР

от 19 сентября 2017 г. N 628п

ОБЩЕСТВЕННОГО СОВЕТА ПРИ ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ

Члены Общественного совета:

Ивлев Александр Владимирович

управляющий партнер по России ООО "Эрнст энд Янг"

Катырин Сергей Николаевич

президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации

Ковалев Вадим Юрьевич

первый заместитель исполнительного директора Межрегиональной Общественной Организации "Ассоциация Менеджеров"

Москвина Марина Валерьевна

управляющий директор Управления рынка труда и социального партнерства Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей"

Назаров Владимир Станиславович

директор федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-исследовательский финансовый институт"

Наумов Станислав Александрович

президент некоммерческого партнерства "РАСО-Связи с общественностью"

Носова Олеся Вячеславовна

первый заместитель главного редактора газеты "Комсомольская правда", шеф-редактор сайта KP.ru

Нуралиев Борис Георгиевич

директор Общества с ограниченной ответственностью "1С"

Починок Наталья Борисовна

ректор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный социальный университет"

Рязанский Валерий Владимирович

председатель Общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России"

Терентьев Михаил Борисович

председатель Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов"

Федоров Валерий Валерьевич

генеральный директор Акционерного общества "Всероссийский центр изучения общественного мнения"

Феоктистова Елена Николаевна

управляющий директор Управления корпоративной ответственности, устойчивого развития и социального предпринимательства Общероссийской общественной организации

"Российский союз промышленников и предпринимателей"

Хабриева Талия Ярулловна

вице-президент Федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук", директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации

Шанин Игорь Григорьевич

секретарь Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России"

Эскиндаров Михаил Абдурахманович

ректор Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

Секретарь Общественного совета - ведущий консультант отдела координации и планирования Департамента управления делами Пенсионного фонда Российской Федерации Иванченко Дмитрий Олегович.

Общественный контроль - деятельность субъектов общественного контроля, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
(Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»)

Субъекты общественного контроля:
• Общественная палата Российской Федерации;
• общественные палаты субъектов Российской Федерации;
• общественные палаты (советы) муниципальных образований;
• общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

Также для осуществления общественного контроля могут создаваться:
• общественные наблюдательные комиссии;
• общественные инспекции;
• группы общественного контроля;
• иные организационные структуры общественного контроля.

Формы общественного контроля:
• общественный мониторинг;
• общественная проверка;
• общественная экспертиза;
• общественные обсуждения;
• общественные (публичные) слушания;
• иные формы.
Общественный контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
Общий порядок осуществления всех перечисленных форм общественного контроля, включая права и обязанности участников общественного контроля, определен статьями 19-25 Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ.

Результат общественного контроля:
Подготовленный и направленный в органы государственной власти итоговый документ результатов общественного контроля: итоговый документ общественного мониторинга, акт общественной проверки, заключение общественной экспертизы, протокол общественного обсуждения, протокол общественных (публичных) слушаний, а также в иных формах.
В итоговом документе указываются место и время осуществления общественного контроля, задачи общественного контроля, субъекты общественного контроля, формы общественного контроля, установленные при осуществлении общественного контроля факты и обстоятельства, предложения, рекомендации и выводы. К итоговому документу могут прилагаться иные документы, полученные при осуществлении общественного контроля.

Общественные объединения и иные негосударственные некоммерческие организации в соответствии с результатами общественного контроля вправе:
• направлять в органы государственной власти предложения и рекомендации по совершенствованию их деятельности, а также по устранению причин и условий, способствовавших нарушению прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
• выдвигать общественную инициативу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• оспаривать в установленном порядке (в том числе в судебном и (или) административном порядке) нормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти.

Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об общественном контроле:
• Субъект общественного контроля в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций вносит предложения в соответствующие органы государственной власти о привлечении к ответственности виновных должностных лиц.
• Как воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля, так и необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля в деятельность органов государственной власти и оказание неправомерного воздействия на указанные органы влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Читайте также: