Оплата проезда получателям социальной пенсии






Круг заявителей

Заявителями на получение государственной услуги являются неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), или их законные или уполномоченные представители в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом личное участие заявителей не лишает их права иметь представителя, равно как и участие представителя не лишает заявителей права на личное участие в правоотношениях по получению государственной услуги.

Наименование государственного внебюджетного фонда, предоставляющего государственную услугу

Государственную услугу предоставляет ПФР через свои территориальные органы.

Территориальные органы ПФР при предоставлении государственной услуги не вправе требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации.

Описание результата предоставления государственной услуги

Результатом предоставления государственной услуги является:

а) предоставление компенсации в виде:
предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд заявителя к месту отдыха и обратно;

возмещения фактически произведенных заявителем расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176, в размере, не превышающем стоимость проезда:

железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда;

внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений;
морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий;"
воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно;

автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении;

б) решение об отказе в предоставлении компенсации.

Срок предоставления государственной услуги

Компенсация в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, производится в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня подачи заявления с представлением всех необходимых документов, подтверждающих право заявителя на получение компенсации, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в период, в течение которого производится доставка заявителю пенсии при подаче заявления с представлением всех необходимых документов, подтверждающих право заявителя на получение компенсации, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Территориальный орган ПФР уведомляет заявителя или его представителя о принятом решении не позднее 1 рабочего дня со дня принятия решения о предоставлении компенсации способом, которым заявителем или его представителем подано заявление о компенсации.

В случае отказа в предоставлении компенсации территориальный орган ПФР не позднее 1 рабочего дня со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом заявителя с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения и одновременно возвращает все представленные им документы.

Перечень нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги

Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 25.04.2019 № 261п «Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по предоставлению компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2019 № 56242)

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»;

Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»;

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 884н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 885н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии»;

приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н "Об утверждении разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. № 176» с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 3 мая 2012 г. № 468н.

Максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной услуги и при получении результата предоставления государственной услуги

Время ожидания в очереди не должно превышать 15 минут.

Порядок, размер и основания взимания государственной пошлины или иной платы, взимаемой за предоставление государственной услуги

Предоставление территориальными органами ПФР государственной услуги осуществляется бесплатно.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги

Основаниями для отказа в приеме территориальным органом ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются:

неустановление личности лица, обратившегося за предоставлением государственной услуги (непредъявление данным лицом документа, удостоверяющего его личность, отказ данного лица предъявить документ, удостоверяющий его личность, предъявление документа, удостоверяющего личность, с истекшим сроком действия);

неподтверждение полномочий представителя заявителя;

непредставление всех необходимых для предоставления государственной услуги документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;

несоблюдение установленных условий признания действительности электронной подписи гражданина в соответствии Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи", выявленное в результате ее проверки, при представлении заявления в электронной форме.

Отказ в приеме документов в иных случаях не допускается.

Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги

Основания для приостановления предоставления государственной услуги отсутствуют.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги отсутствуют.

Исчерпывающий перечень документов (сведений), необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и которые заявитель вправе представить

Сведения об использовании заявителем из категорий граждан, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение права на получение в текущем календарном году социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно запрашиваются территориальными органами ПФР у территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации либо уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в распоряжении которых находятся эти сведения. Непредставление заявителем (представителем) указанного документа (сведений) не является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

Сведения об использовании заявителем из категорий граждан, указанных в статье 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ, при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение права на получение в текущем календарном году социальной услуги в виде бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно запрашиваются территориальными органами ПФР у территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации либо уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в распоряжении которых находятся эти сведения.

При предоставлении государственной услуги территориальный орган ПФР не вправе требовать от заявителя (представителя):

представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги;

представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем (представителем) платы за предоставление государственной услуги, которые находятся в распоряжении территориальных органов ПФР, государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов;
представления документов и информации, отсутствие и (или) недостоверность которых не указывались при первоначальном отказе в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, либо в предоставлении государственной услуги, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги и услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем, способы их получения заявителем, в том числе в электронной форме, порядок их представления

Для предоставления государственной услуги территориальный орган ПФР принимает от заявителя (представителя) одно из следующих заявлений:

заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно;

заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Формы заявлений предусмотрены приложениями N 1 и N 2 к Административному регламенту.

Заявление принимается при представлении следующих документов:

документ, удостоверяющий личность заявителя;

документы, необходимые для предоставления государственной услуги, подлежащие представлению

заявителем, предусмотренные пунктами 17 - 19 Административного регламента.

Заявление заполняется на государственном языке Российской Федерации (русском языке) и подписывается лично заявителем (его представителем).

К заявлению, поданному от имени заявителя его законным представителем, дополнительно представляются документы, удостоверяющие полномочия законного представителя, а также документы, удостоверяющие его личность.

В случае представления интересов заявителя лицом в силу полномочия, основанного на доверенности, дополнительно необходимы доверенность и документ, удостоверяющий личность представителя. В случае если доверенность удостоверена нотариально, документа, удостоверяющего личность заявителя, интересы которого представляются, не требуется.

Заявление о компенсации в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд к месту отдыха и обратно, принимается с указанием места отдыха с представлением документов, подтверждающих предстоящее пребывание заявителя в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в другом месте отдыха (путевка, курсовка, иной документ, содержащий сведения о предстоящем нахождении заявителя в избранном им для проведения отдыха месте).

Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно с указанием места отдыха принимается с представлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы.

В случаях осуществления проезда более высокой категории стоимости или если пассажирские перевозки по маршруту следования заявителя к месту отдыха и обратно осуществляются только транспортными средствами более высокой категории стоимости, предусмотренных пунктом 9 Разъяснения о применении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 марта 2016 г. N 118н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 апреля 2016 г. N 41736), с заявлением также принимается выданный транспортной организацией документ о стоимости проезда по соответствующему маршруту в пределах, установленных в пункте 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176.

Несмотря на регулярно проводимые индексации социальных пособий, денежное обеспечение пенсионеров оставляет желать лучшего. Для облегчения материальной нагрузки часть граждан, находящихся на пенсии, вправе рассчитывать на определенные виды льгот, например на проезд в общественном транспорте.

Какие категории пенсионеров могут рассчитывать на бесплатный проезд

Категории граждан, имеющие право на получение льгот, таких как бесплатное использование общественного транспорта, определены в ст. 6.1 закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ . В статье разъясняется, что правом получения дополнительной социальной помощи обладают следующие граждане:

  • лица с ограниченными возможностями, инвалиды войны, инвалиды детства;
  • ветераны военных действий;
  • участники ВОВ, труженики тыла;
  • граждане, пережившие блокаду Ленинграда.

Также право на льготное пользование общественным транспортом имеют ликвидаторы последствий техногенных катастроф, пенсионеры Крайнего Севера, лица, пострадавшие от политических репрессий. Перечень льготников, имеющих безусловное право на бесплатный проезд, регламентируется в том числе правовыми актами регионального уровня каждого отдельно взятого субъекта РФ. Например, для Москвы и области применяется расширенный список лиц, имеющих право на использование общественного транспорта бесплатно:

  • все получатели пенсий;
  • лица, пострадавшие от репрессий;
  • граждане из числа реабилитированных лиц;
  • почетные доноры;
  • все получатели дополнительной городской ежемесячной денежной субсидии.

Льготы на городской транспорт

В зависимости от региона льготные условия использования общественного транспорта заключаются в выдаче специальных проездных билетов или карт либо в выплате денежной компенсации. К городскому транспорту относятся:

  • автобусы;
  • троллейбусы;
  • трамваи;
  • метро — для тех городов, где есть метрополитен.

На таксомоторные перевозки, как правило, льготы не распространяются, однако в отдельных регионах внедрена специальная услуга социального такси, которой могут воспользоваться определенные категории граждан, например специализированное такси для пенсионеров и инвалидов. Лица, определенные правительством Санкт-Петербурга, могут воспользоваться таким такси для совершения поездки к социально значимым объектам со скидкой до 50%.

В «КонсультантПлюс» есть множество готовых решений, в том числе о том, какие льготы имеют пенсионеры . Если у вас еще нет доступа к системе, оформите пробный онлайн-доступ бесплатно! Вы также можете получить актуальный прайс-лист К+ .

Абонементные пенсионные билеты

Ввиду того, что финансовые возможности субъектов страны значительно различаются между собой, существуют различия по предлагаемым гражданам социальным услугам, как в материальном эквиваленте, так и в фактическом исполнении.

Например, в Москве и Московской области, где транспорт повсеместно оборудован автоматическими валидаторами, для проезда льготниками используются специализированные электронные карты. Там, где техническое оснащение муниципальных транспортных компаний не позволяет использовать электронные проездные, гражданам выдаются абонементные пенсионные билеты. Проездной на бумажном носителе пассажир предъявляет водителю или кондуктору для подтверждения своего права на льготный проезд.

Выдачей абонементных билетов обычно занимаются органы соцзащиты. Такие билеты могут выдаваться пенсионеру безвозмездно либо с предоставлением скидки. В некоторых регионах пенсионеры приобретают абонементы на проезд за свой счет с возможностью возмещения потраченной суммы в виде субсидии от государства.

Электронные проездные билеты пенсионеров

Электронный проездной билет — это пластиковая карта, похожая на банковскую, со встроенным носителем информации. Такие карты являются пополняемыми, в связи с чем они более долговечны, чем бумажные проездные. Обычно срок действия пластикового проездного равен месяцу, после чего карта продлевается, тогда как бумажный абонемент требуется ежемесячно менять. Минусом электронных проездных является отсутствие технической возможности введения карт повсеместно, так как не весь транспорт и не во всех регионах оборудован электронными считывателями.

Единый проездной билет

Единый проездной билет, в отличие от обычных проездных, позволяет обслуживаться на всех видах общественного муниципального транспорта. Подобные проездные документы могут быть оформлены как обычными гражданами, так и льготниками. Обычно срок действия единого проездного равен месяцу. На протяжении этого срока владелец проездного вправе совершать неограниченное количество поездок на общественном транспорте, включенном в перечень муниципального.

Лицам, получающим социальную помощь в регионе, для приобретения единого проездного билета на льготных условиях следует обратиться в органы соцзащиты по месту жительства либо в МФЦ.

Социальная карта

Отдельного внимания заслуживают социальные карты, которые объединяют в себе сразу несколько социальных услуг. По единой социальной карте можно получить:

  • банковские услуги;
  • транспортные услуги;
  • дисконтные предложения по программам скидок у организаций — партнеров проекта;
  • услуги по медицинскому страхованию.

Также с помощью единой карты держатели могут получать доступ к другим социальным услугам, например для льготного приобретения билетов в определенные общественные места — музеи, парки, выставочные комплексы. Единые социальные карты могут быть оформлены всеми гражданами, постоянно прописанными в Москве и Московской области, так как данный проект реализован только в данных регионах. Подобная карточка заменяет сразу несколько документов, а для пенсионеров и иных категорий льготников дает возможность бесплатного использования всей инфраструктуры городского транспортного сообщения.

Льготы на пригородный транспорт и электрички

На пригородном транспорте ситуация со льготами для пенсионеров неоднозначна. Например, в Москве и Московской области получатели социальных услуг могут пользоваться пригородным транспортным сообщением в рамках господдержки на региональном уровне бесплатно. В отдельных регионах льготы действуют лишь на протяжении дачного сезона, а в части субъектов и вовсе отсутствуют.

Меры государственной социальной поддержки распространяются и на междугородние перевозки. Чаще всего это компенсация затраченных пенсионерами денежных средств на дорогу до мест отдыха, курортов, санаториев. Обычно субсидирование распространяется исключительно на наземный транспорт. Деньги, потраченные на авиаперелет, льготникам, скорее всего, вернуть не удастся, однако у многих авиакомпаний существуют собственные внутренние тарифы, в соответствии с которыми пенсионеры имеют возможность приобретения билета со значительной скидкой. Для того чтобы пенсионеру приобрести авиабилет на специальных условиях, необходимо предварительно убедиться, что в выбранном направлении у конкретно взятой авиакомпании действует программа лояльности для определенных категорий пассажиров.

Как получить льготу на проезд в 2020 году

В 2020 году из-за неблагоприятной эпидемической ситуации в стране в ряде регионов был временно ограничен льготный проезд для определенных категорий граждан в связи с введением пропускного режима. Такие меры позволили обеспечить максимальную самоизоляцию для граждан пенсионного возраста, которые относятся к числу наиболее уязвимых в условиях эпидемии.

С целью нераспространения инфекции в отдельных регионах страны введен режим повышенной готовности, из-за чего льготники временно ограничены в возможности посещения таких мест, как органы социальной защиты или многофункциональные центры «Мои документы». При наличии зарегистрированной записи на портале «Госуслуги» граждане могут подать заявление на предоставление льгот на проезд в электронном виде.

Какие документы нужны для оформления льгот на проезд

Перечень необходимых документов регламентируется на местном уровне в каждом отдельно взятом регионе в зависимости от того, каким категориям лиц в субъекте предоставляются социальные льготы на проезд. В обязательном порядке от заявителя потребуется следующее:

  • Документы, удостоверяющие личность (паспорт, вид на жительство и т. д.).
  • Справка, свидетельство или иной документ, подтверждающий право на льготу (пенсионное удостоверение, удостоверение ветерана, справка об инвалидности и т. д.).

Кроме вышеперечисленного специализированные органы могут затребовать сведения о доходах, справку о составе семьи, ИНН заявителя и иные документы, на основании которых в субъекте предоставляются социальные услуги.

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Льготы пенсионерам» .

Граждане, вышедшие на заслуженный отдых, вправе безвозмездно пользоваться общественным транспортом кроме такси и маршруток. Жители Москвы и Санкт-Петербурга могут оформить социальную карту. Кроме транспортных преференций документ дает право на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства (далее – ЖКХ) по льготному тарифу.

Льготы пенсионерам на проезд в транспорте

Социальная поддержка пенсионеров включает предоставление следующих видов транспортных льгот:

  • бесплатный проезд;
  • денежная компенсация стоимости услуг городского транспорта;
  • скидки по социальной карте.

Денежная компенсация пенсионерам за проезд предоставляется как на региональном, так и на федеральном уровнях. Льготники праве претендовать на возмещение стоимости проезда на следующих видах транспорта:

  • метро;
  • автобусы (также междугородные);
  • троллейбусы;
  • трамваи.

  • Как Covid-19 убивает иммунитет
  • 5 причин понижения тестостерона у женщин после 40 лет
  • Салат с курицей и морковью - как вкусно приготовить в домашних условиях по пошаговым рецептам с фото

Кому положена денежная компенсация

Проездные компенсации и льготы положены лицам, нуждающимся в социальной поддержке со стороны государства. В 2019 г. обратиться за денежным возмещением могут как неработающие, так и трудоустроенные:

  • женщины — с 55 лет;
  • мужчины — с 60 лет;
  • пенсионеры, вышедшие на заслуженный отдых досрочно.

Ежемесячная денежная выплаты (далее – ЕДВ) положена пенсионерам, имеющим право заменить бесплатный проезд на общественном транспорте материальной компенсацией:

  • ветеранам, участникам и инвалидам Великой Отечественной Войны (далее – ВОВ);
  • членам семей силовиков – погибших или получивших ранения во время боевых действий;
  • ликвидаторам последствий техногенных катастроф;
  • ветеранам труда;
  • инвалидам;
  • героям социалистического труда, получившим звания в эпоху СССР, их семьям;
  • бывшим военнопленным, узникам концентрационных лагерей периода ВОВ;
  • получившие звание «Почетного донора»;
  • реабилитированным жертвам политических репрессий;
  • родителям, усыновителям, попечителям или опекунам детей с инвалидностью.

Федеральные льготники

Перечень федеральных льготников включает несколько групп проживающих в России граждан. В него входят:

  • ветераны боевых действий;
  • бывшие пленники фашистских концлагерей;
  • члены семей военных, погибших при исполнении служебного долга;
  • лица, занимавшиеся устранением последствий техногенных катастроф;
  • герои СССР, России, кавалеры Ордена Славы всех степеней;
  • военнослужащие – участники ВОВ;
  • лица со статусом ветерана труда;
  • строители прифронтовых объектов периода ВОВ;
  • лица, обеспечивавшие работу систем противовоздушной обороны (далее – ПВО) в период ВОВ;
  • инвалиды всех возрастов.

Компенсационные выплаты за проезд в общественном транспорте

Данный вид льготы является региональным. По решению местных властей компенсация пенсионерам за проезд может предоставляться в двух случаях:

  • Льготник имеет право на полное возмещение. Ему назначают ЕДВ вместо проездного билета, предусмотренного для бесплатного пользования городским транспортом.
  • Пенсионеру полагается скидка. Ему будут оплачивать частичную стоимость проезда. Скидки, как правило, составляют 30–80% от стоимости услуги.

Согласно Федеральному закону РФ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ пенсионер вправе отказаться от услуг соцпакета и получить ЕДВ как доплату к страховому пособию. Размер компенсации устанавливается местными властями. Он зависит от программ региональной политики поддержки малоимущих слоев населения.

Оформление ЕДВ взамен получения услуги в натуральной форме производится в управлении социальной защиты населения города. При себе следует иметь заявление о назначении денежной компенсации, гражданский паспорт РФ и пенсионное удостоверение. Срок рассмотрения документов уполномоченным органом составляет десять суток.

  • Льготы пенсионерам в Москве в 2019 году - полный список и порядок их получения
  • 11 доказанных преимуществ лука для вашего здоровья
  • Машинка для стрижки бороды

Сотрудник инстанции обязан уведомить заявителя о принятии положительного решения или об отказе в течение пяти рабочих дней. ЕДВ назначается со дня обращения за ней, но не раньше возникновения права на нее. Выплаты пенсионерам начисляются пожизненно. Получатель вправе передумать и обратиться с повторным заявлением об предоставлении услуг в натуральной форме.


Монетизация льгот на проезд в составе НСУ

Бесплатный проезд к месту лечения и обратно на пригородных электричках и междугородных поездах входит в набор социальных услуг (далее – НСУ). Льготник может обменять его на ЕДВ в размере 118,94 р. На пожилого северянина распространяется право получения компенсации дорожных расходов во время ежегодного отпуска.

Видео

Мой знакомый является инвалидом 1 группы, ему 40 лет, получает социальную пенсию по инвалидности, проживает в городе Якутск (район крайнего севера), не работает. С декабря 2018 по январь 2019 год ездил на отдых в Испанию (не на санаторно-курортное лечение, а просто "дикарем" за свой счет). Имеет ли данный гражданин право получить компенсацию фактический понесенных расходов на проезд к месту отдыха и обратно? Куда обращаться? Какой срок обращения с заявлением о такой компенсации?

Ответы юристов ( 3 )


Здравствуйте, Нина Дмитриевна!

Российское законодательство позволяет инвалиду, проживающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, компенсировать расходы только на проезд к месту отдыха и обратно, и только на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 N 176 утверждены соответствующие Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Соответственно, Ваш знакомый может компенсировать расходы на проезд только в пределах России.

Ему необходимо обратиться с заявлением о компенсации либо непосредственно в территориальное управление Пенсионного фонда, либо можно через МФЦ («Мои документы»).

Если проезд осуществлялся не напрямую от места жительства (г. Якутск) в Испанию, а транзитом через территорию России, то можно попробовать компенсировать расходы на проезд, осуществленный по территории России, указав в заявлении, что отдых осуществлялся в конечной точке проезда на территории РФ.

К примеру, он летел туда и обратно через Москву. Тогда можно компенсировать расходы до Москвы и обратно, указав, что отдых осуществлялся в Москве (например, у родственников).

При этом, как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 10.08.2005 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 года:

Вопрос 21: Имеют ли пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на компенсацию
расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно в случае, если отдых осуществлялся не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха (например, отдых у родственников в другом регионе)?

Ответ: Согласно статье 34 Закона Российской
Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 „О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего севера и
приравненных к ним местностях“ (в редакции от 29 декабря 2004 года)
компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся
получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на
территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в
порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской
Федерации.

В целях реализации статьи 34 указанного
Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 года
N 176 были утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда
пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по
инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно.

Согласно пункту 3 Правил компенсация может
производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд
пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически
произведенных пенсионером расходов.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Правил к
заявлению о компенсации расходов гражданин должен приложить путевку, курсовку
или иной документ (или отрывные талоны), являющийся основанием для пребывания
пенсионера в санатории, профилактории, доме отдыха, на туристической базе или в
ином месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

Таким образом, в числе тех, кому
выплачивается компенсация, не указаны пенсионеры, отдыхающие не в местах, где
предоставляются услуги по организации отдыха, а в другом месте.

Вместе с тем отсутствие прямого указания в
названных Правилах о порядке выплаты компенсации гражданам, осуществляющим
отдых не в месте, где предоставляются услуги по организации отдыха, не может
рассматриваться как запрет на получение ими такой компенсации.

Компенсация расходов на оплату стоимости
проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по
инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно раз в
два года гарантирована статьей 34 Закона „О государственных гарантиях и
компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях“.

Предусмотренные данным Законом
государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных
материальных и физических затрат таким гражданам представляются в связи с
работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях
(преамбула к Закону).

Таким образом, отсутствие или наличие права
на предоставление компенсации не может быть постановлено в зависимость, в
данном случае, от выбранной гражданином формы отдыха.

Ограничение права пенсионеров на получение
гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту
отдыха и обратно на основании отсутствия путевки или иного документа,
полученного в организации, представляющей услуги по организации отдыха, при
том, что эти граждане также являются пенсионерами, получающими трудовую пенсию,
и (или) инвалидами и тоже проживают в районах Крайнего Севера (или приравненных
к ним местностях), ставит их в неравное положение с теми, кто отдыхает
организованно (по путевке, курсовке и другим документам).

Такое ограничение противоречит статье 19
Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует
равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, пенсионеры, являющиеся
получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на
компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории
Российской Федерации и обратно и в том случае, если отдых осуществлялся не в
месте, где предоставляются услуги по организации отдыха.

То есть предоставлять документы обязательно из санатория, дома отдыха и т.д. не нужно.

В заявлении на предоставлении компенсации можно указать, что отдых осуществлялся у родственников.

Читайте также: