Организация пенсионного обеспечения отдельных граждан

Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров). Условия и нормы пенсионного обеспечения определяются с учетом трудового вклада. Этот вклад имеет количественный и качественный параметры. Первый - как долго человек трудился и, следовательно, подлежал указанному виду страхования. Второй - как оценивался его труд, т.е. каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель выражается обычно в стандарте стажа, а качественный - в размере типичного для застрахованного заработка. При превышении установленного стандарта стажа пенсия повышается, в случае его недостаточности, наоборот, понижается. Во всех случаях пенсия подсчитывается на основе среднего заработка.Пенсионное обеспечение - это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.

Средства пенсионного обеспечения государства в отличие от других государственных расходов обеспечиваются за счет создаваемых специальных внебюджетных фондов, которые организуют сбор и финансирование выплат пенсий. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника:отчисления работников;обязательное отчисление от фонда заработной платы;государственные дотации.В накопительной системе два источника:обязательные или добровольные взносы работников;проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:отчисления в виде взносов работников;проценты от капитализации взносов;переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

В настоящее время рассматриваются две альтернативные модели пенсионной системы: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система на выходе гарантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал — сколько вложил — столько получил.В значительной степени недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система, построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.

Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.Виды государственных пенсий – разновидности пенсионных выплат, определяемых законодательством РФ.В Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» представлен исчерпывающий перечень видов государственных пенсий. По основаниям возникновения права на пенсионное обеспечение различают следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу лет;- пенсия по старости;- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. В зависимости от категорий получателей пенсий различаются и условия назначения пенсий. Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов.Государственная социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды. Право на социальную пенсию по случаю потери кормильца получают дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

назначение и выплата пенсий ;учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидами т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

1. Институт государственной службы в США.

В соответствии с законом о реформе гражданской службы 1978 г., в США с 1 января 1979 г. были созданы Бюро управления персоналом и Совет по защите системы заслуг. На Бюро управления персоналом возложена задача обеспечения централизации и координации кадровой работы в аппарате административного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказания, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы. Совета по защите системы заслуг- обеспечение соблюдения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами "системы заслуг".

Сформулировано девять основных принципов "системы заслуг", которые определяют основы организации государственной службы США:

• рекрутирование служащих из всех сегментов общества с отбором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;

• должно проявляться справедливое и беспристрастное отношение ко всем служащим и претендентам на государственную службу независимо от их политических взглядов, расы, цвета кожи,пола;

• за равную работу должна быть обеспечена равная оплата с учетом как федерального, так и местного уровня оплаты труда служащих частного сектора в сочетании с поощрением и признанием высококачественной работы;

• высокие стандарты честного поведения и заботы об общественном интересе;

• действенное и эффективное использование федеральной рабочей силы;

• должно сохранять хорошо работающих служащих; корректировать работу тех, чья деятельность не соответствует требованиям;

• улучшение работы путем эффективного обучения и подготовки;

• защита служащих от необоснованных действий, персонального фаворитизма или политического принуждения;

• защита служащих от наказания за законное раскрытие информации.

Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Название “конкурсная” объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбора на конкурсных экзаменах. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему. Название “исключительная” отражает положение, по которому должности этой службы исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В число “исключительных” входят служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях.

В США существует также патронажная система, или система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются

Совет по защите системы заслуг. Главная задача Совета — защита служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Он заслушивает и принимает решения по жалобам служащих и при необходимости дает приказания о корректирующих и дисциплинарных действиях в отношении государственного служащего или учреждения.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

государственных служащих, занятых в определенных структурах власти, и их семей

Таких категорий несколько. В отношении некоторых из них приняты, как отмечалось, специальные законы, которыми введены соответствующие условия и нормы их пенсионного обеспечения, отличные от общепринятых, предусмотренных для кадровых военнослужащих. На другие категории соответствующими законами распространены правила пенсионного обеспечения, установленные для указанных военнослужащих, с некоторыми уточнениями и дополнениями[178].

Ежемесячное денежное содержание для судей.Для судей всех судов России и судей Конституционного Суда РФ установлено так называемое не облагаемое налогами ежемесячное денежное содержание (далее именуется сокращенно — «содержание»).

Оно введено для судей Законом РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе
судей в Российской Федерации», а для судей Конституционного Суда
РФ — Законом от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[179].

Такое содержание выплачивается по Закону от 26 июня 1992 г. пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в этой должности не менее 20 лет. Если стаж судебной работы меньше, но все же не менее 10 лет, то содержание устанавливается по достижении 55 или 50 лет (соответственно мужчинам и женщинам). Таким образом, при полном стаже судейской работы содержание назначается независимо от возраста, а при неполном — не ранее достижения указанного возраста.

В стаж работы судьи включается как работа в качестве судьи в судах Российской Федерации и бывшего Союза ССР, так и работа в качестве судьи в судах государств, входивших ранее в состав СССР. Включается в этот стаж также работа в должности государственного арбитра.

Верховный Совет РФ разъяснил некоторые вопросы, связанные с применением названного выше Закона, в Постановлении от 20 мая 1993 г.[180] В нем, в частности, установлено, что под работой в сфере правосудия понимается работа на должностях, дающих право на присвоение классного чина, а в военных судах — также на должностях, дающих право на присвоение офицерского звания. В стаж работы судьи включается работа в должности государственного арбитра. Исчисление содержания производится из расчета должностного оклада, доплат за квалификационный класс и выслугу лет, выплат по коэффициентам — районным и т.д., надбавок за работу в местностях с неблагоприятными климатическими условиями.

За время работы, кроме научной и педагогической, ежемесячное пожизненное содержание не выплачивается.

Размер содержания при стаже судейской работы в 20 лет составляет 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. За каждый полный год стажа такой работы свыше 20 лет денежное содержание увеличивается на 1%, но не более чем до 85% денежного содержания.

Если стаж судейской работы менее 20 лет (но не менее 10 лет), размер содержания исчисляется пропорционально числу лет, отработанных судьей (при 10 годах стажа этой работы размер составляет 40%, при 15 — 60% заработка и т.д.).

Практически содержание исчисляется из полного заработка судьи: в него включаются должностной оклад, доплаты за квалификационный класс и выслугу лет, различные надбавки. При повышении заработка работающим судьям содержание судей, пребывающих в отставке, пересчитывается и соответственно увеличивается.

Судьям Конституционного Суда РФ, пребывающим в отставке, также устанавливается ежемесячное денежное содержание. Условия и нормы назначения такого содержания несколько иные.

Для назначения содержания необходим стаж работы судьи не менее 15 лет. В этот стаж засчитывается все время предшествующей работы по юридической профессии. Какой-либо возрастной ценз в данном случае не установлен.

Размер содержания — 80% денежного вознаграждения работающего судьи Конституционного Суда, а для судей, имеющих право на получение надбавки за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», — 85%.

Исчисляется размер содержания практически из полного заработка. В него включаются должностной оклад, различные надбавки к должностному окладу (за выслугу лет, сложность, напряженность и специальный режим работы, ученую степень и т.д.), денежное поощрение по итогам работы за квартал и год. При увеличении денежного вознаграждения работающим судьям соответственно пересчитывается и увеличивается содержание судей, пребывающих в отставке.

Содержание, установленное для судей Конституционного Суда, как и содержание для иных судей, не облагается налогом.

За время выполнения любой оплачиваемой работы (кроме преподавательской работы, литературной и иной творческой деятельности, а для судей Конституционного Суда также работы в сфере правосудия) содержание не выплачивается.

Подача заявления о назначении ежемесячного денежного содержания судьям, его назначение и выплата осуществляются по особым правилам соответствующими государственными органами — органами юстиции или судами, а судьям Конституционного Суда РФ — этим Судом.

Указом исполняющего обязанности Президента РФ от 7 февраля 2000 г. введено ежемесячное денежное содержание для членов семьи судьи Конституционного Суда РФ (в том числе пребывающего в отставке) в случае его смерти, гибели. Ежемесячное содержание устанавливается нетрудоспособным членам семьи, находившимся на иждивении судьи. Круг членов семьи, имеющих право на ежемесячное денежное содержание, и сроки его выплаты определяются применительно к ст. 50 и 51 Закона 1990 г.

Размер указанного ежемесячного денежного содержания на каждого члена семьи составляет сумму, равную четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти. Оно выплачивается сверх пенсии, назначенной на общих основаниях. Выплачивается ежемесячное денежное содержание Конституционным Судом РФ. При этом за вдовой (вдовцом) сохраняется право на получение этого содержания до вступления в новый брак (это правило отличается от общего правила, согласно которому назначенная пенсия при вступлении в новый брак сохраняется).

Издание данного Указа свидетельствует, видимо, о введении дополнительного материального обеспечения в виде пенсионных выплат властью главы государства сверх того обеспечения, которое предусмотрено Федеральным Конституционным законом. Подобная практика представляется не соответствующей Конституции РФ.

Доплаты к пенсии для депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.Особые пенсии введены для депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Они, как и члены Совета Федерации, занимают государственные должности согласно Сводному перечню таких должностей (в перечень включены должности руководителей этих учреждений, их заместителей, руководителей комитетов, их заместителей, руководителей подкомитетов и членов комитетов). Следовательно, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации имеют право на доплату к пенсии, как и другие лица, замещающие государственные должности (см. §2).

Кроме того, Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определено, что депутатам Государственной Думы, имеющим трудовой стаж, равный требуемому для назначения пенсии по старости (включая пенсию на льготных условиях), полномочия которых прекращены в связи с роспуском Государственной Думы государственная пенсия, с их согласия, назначается досрочно, но не ранее, чем за два года до достижения установленного пенсионного возраста. При этом размер пенсии не может составлять менее 75% ежемесячного денежного вознаграждения депутата. Какой-либо срок достижения пенсионного возраста после роспуска Государственной Думы не установлен. Значит, пенсия назначается тогда, когда депутат достигнет такого возраста.

Согласно упомянутому закону в редакции от 5 июля 1999 г., гражданин России, который являлся депутатом Государственной Думы не менее одного года, имеет право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом 1990 г., в том числе установленной досрочно согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации». Ее размер определяется в таком же порядке, что и гражданам, занимавшим государственные должности Российской Федерации. При исполнении полномочий депутата от года до трех лет доплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и доплаты к ней составляла 55%, а при исполнении полномочий депутата свыше трех лет — 75% ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы.

Причина прекращения полномочий депутата значения не имеет, за исключением одного случая — прекращения полномочий на основании вступления в законную силу обвинительного приговора суда.

Размер доплаты пересчитывается при увеличении вознаграждения, выплачиваемого депутатам Государственной Думы.

Таким образом, пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы не отличается от того, которое предусмотрено для лиц, замещавших государственные должности и некоторые другие должности, в частности в органах федеральной исполнительной власти, аппарате Президента РФ и т.д. В некоторых случаях доплата к пенсии последним даже выше.

На равных основаниях с депутатами Государственной Думы осуществляется пенсионное обеспечение граждан, которые являлись членами Совета Федерации, а также народные депутаты РСФСР созыва 1990—1995 гг., являвшиеся членами Верховного Совета РФ или осуществлявшие свою депутатскую деятельность в Верховном Совете РФ или в его органах на постоянной основе. Другие народные депутаты РСФСР указанного созыва также имеют право на пенсию, однако при условии, если они приобрели право на пенсию до 30 июня 1995 г., т.е. до истечения депутатских полномочий (это ограничение предусмотрено инструкцией Минфина РФ, изданной по поручению Президента РФ)[181].

Размер пенсии всем указанным депутатам исчисляется из заработка депутата Государственной Думы. Их пенсия также пересчитывается и увеличивается в случае его повышения.

С августа 1999 г. предусмотрено материальное обеспечение членов семьи умерших и безвестно отсутствующих членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. В случае их смерти каждому члену семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному федеральным законом на день смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы. Круг членов семьи, имеющих право на пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с Законом 1990 г.[182]

Выплата пособия осуществляется сверх пенсии по случаю потери кормильца за счет средств федерального бюджета. По существу данное пособие является доплатой к назначенной по Закону 1990 г. пенсии, сумма которой почти вдвое ниже.

Последний нормативный Указ первого Президента РФ в сфере пенсионного обеспечения датирован 27 декабря 1999г. Это Указ «О дополнительных мерах социальной поддержки Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы — участников Великой Отечественной войны». Данный Указ принят в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.

С 1 января 2000 г. указанным гражданам, получающим государственную пенсию, установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение в сумме, равной 10-кратному минимальному размеру пенсии по старости. При этом гражданам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза или Героя Российской Федерации, назначается одно дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение (о повышении пенсии указанным гражданам см. § 2 гл. 14).

Категории граждан, на которых распространяется действие Закона 1993 г.Соответствующими законами пенсионное обеспечение, установленное Законом 1993 г., распространено на несколько категорий работников (включая их семьи) ряда служб и ведомств, в частности на должностных лиц таможенных органов и их семьи [183]; сотрудников налоговой службы и полиции и их семьи[184]; прокуроров и следователей, работников научных и образовательных учреждений Российской Федерации, находящихся в ведении Прокуратуры, имеющих классные чины, и их семьи[185].

Указанным гражданам и их семьям пенсии назначаются применительно к условиям, нормам и порядку, установленным законодательством для граждан, проходивших военную службу и службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Правительство РФ издало ряд подзаконных актов, которыми детализированы порядок назначения и выплаты пенсий указанным категориям граждан и их семьям. В них определяются, в частности, правила исчисления выслуги лет и заработка, перерасчета пенсии, оформления документов и организации работы по пенсионному обеспечению.

В основном они во многом совпадают с теми правилами, которые предусмотрены Законом 1993 г. Обычно в выслугу лет засчитываются все периоды, указанные в названном законе, а также иная работа, с учетом которой устанавливается пенсия работникам, на которых распространено действие этого закона; пенсия исчисляется из полного заработка, она пересчитывается (увеличивается) по мере роста оплаты труда работающих и т.д. Однако есть и некоторые особенности. Так, работникам прокуратуры в выслугу лет дополнительно может включаться время обучения на дневных отделениях высших и средних юридических учебных заведений в пределах пяти лет из расчета два месяца учебы за один месяц работы.

Контрольные вопросы:

1.Какими способами вводятся в последние годы более высокие пенсии и доплаты к ним отдельным категориям пенсионеров?

2.Дайте характеристику пенсионного обеспечения граждан, занимавших государственные должности и должности государственных служащих.

3.В каких размерах устанавливается доплата к пенсии государственным служащим? Установлен ли для них максимальный размер пенсии?

4.В чем особенности пенсионного обеспечения судей? В каких размерах и при каких условиях они обеспечиваются ежемесячным денежным
содержанием?

5.Какие доплаты к пенсии предусмотрены для депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации и их семей?

6.Перечислите категории граждан, которые обеспечиваются пенсией
наравне с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту.

7.Назовите Указы Президента РФ, которыми установлены особые
правила пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан. В
чем эти особые правила заключаются?

8.Объясните, какова система адаптации пенсий и доплат к ним, предусмотренная для отдельных категорий граждан.

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельной категории граждан, которые на протяжении регламентируемого временного периода выполняли трудовые обязанности в конкретной должности или оказались в определенной ситуации, обусловленной предусмотренными законодательством обстоятельствами. Финансовая поддержка носит компенсационный характер, поскольку она возмещает потерянные возможности физического лица получать прибыль в результате полной или частичной потери трудоспособности по различным факторам. О том, как осуществляется пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, можно узнать из данной статьи.

Реализация государственного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан

Государственная финансовая поддержка отдельных категорий граждан имеет компенсационный характер. Ее назначение регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

В нормативно-правовом акте определена категория граждан, которая вправе рассчитывать на денежную компенсацию. В зависимости от занимаемой должности претендента и от обстоятельств, она может быть увеличена в несколько раз. Для получения пенсии по этой схеме необходимо соответствовать регламентируемым параметрам и иметь требуемый пакет документов для предоставления в комплекте с заявлением в уполномоченные органы.

Государственные служащие

Федеральные служащие могут рассчитывать на специальное пенсионное довольствие только при наличии стажа в 15 лет. С 2017 года, временные параметры трудового стажа увеличиваются с 15 до 20 лет, при этом каждый последующий год планируется увеличивать стаж на 6 месяцев.


Величина обеспечения рассчитывается с учетом уровня доходов, полученных за последние 12 месяцев. Она соответствует сумме параметров, определяемых разницей среднего размера заработной платы, скорректированной на уровне 45 % с величиной страховой пенсии и произведения величины стажа на скорректированный до 3 % средний размер заработной платы.

Величина довольствия не может превышать 75 % от размера среднемесячной заработной платы гражданского служащего.

Депутаты Госдумы и членов Совета Федерации

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в статусе депутатов Государственной думы или членов Совета Федерации, на протяжении временного периода, большего, чем один год, имеют право претендовать на ежемесячную доплату. Надбавки начисляются к пенсионному обеспечению страхового характера ввиду достижения гражданином соответствующего возраста или к досрочно назначенной пенсии.

Граждане, относящиеся к этой категории, могут получать:

  • пенсию по выслуге лет;
  • доплату к пенсии, полагающуюся ежемесячно;
  • выплаты пожизненного характера на содержание.

Бывшие депутаты Госдумы и члены Совета Федерации могут рассчитывать только на один вид обеспечения, который они вправе выбрать самостоятельно. При расчете величины доплаты, её размер, суммированный со страховой пенсией, не может превышать 55 % от базовой расчетной величины, определяемой размером оклада в период выполнения обязательств, если гражданин выполнял полномочия от 1 до 3 лет. Параметр увеличивается до 75 % при наличии трудового стажа на должности свыше 3 лет.

Судьи

Судьи имеют право на специальное пенсионное обеспечение, назначение которого регулируется законом №3132-1 от 26.06.1992 года «О статусе судей в Российской Федерации». После прекращения полномочий и ухода в отставку судьям мирового и федерального значения предоставляют ежемесячное содержание пожизненно.

Судья, находящийся в отставке имеет право выбора обеспечения, которое может быть выражено в пожизненном содержании с ежемесячными выплатами или в пенсии, оформленной на общих основаниях.

Величина пожизненного содержания определяется в зависимости от параметров трудовой деятельности и рассчитывается в соответствии с регламентируемым порядком:

  • если трудовой стаж работника менее 20 лет, он вправе рассчитывать на обеспечение в размере 80 % от оклада;
  • если стаж составляет менее 20 лет, но работнику исполнилось 55 или 50 лет, то ему полагаются регулярные выплаты, размеры которых определяется пропорционально временному периоду, на протяжении которого он выполнял трудовые обязанности в должности судьи;
  • если выслуга превышает 20 лет, то размер содержания увеличивается на 1 % за каждый отработанный год до достижения критерия в 85 процентов, который берется за основу расчётов.

Претендовать на пенсионное и ежемесячное обеспечение вправе судьи, являющиеся инвалидами ввиду получения военных травм. Для этого им нужно оформить пенсию сразу же после прекращения своих полномочий.

Космонавты

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность по профессии космонавт, имеют право выйти на пенсию при наличии определенного трудового стажа. Для женщин данный параметр должен соответствовать 20 годам, а для мужчин – 25 годам.

Величина пенсии определяется по формуле:

55%*ЗП + 3%*ЗП*СТ = П, где

ЗП - заработная плата лица на день увольнения с должности;

СТ - количество лет стажа сверх требуемых 20 или 25.

Размер пенсионного обеспечения не может превышать 85 % величину заработной платы гражданина. В случае наличия у работника социальных обстоятельств, он может рассчитывать на прибавки пенсии, которые на 1 апреля 2017 года соответствуют денежной сумме 4959,85 рублей.

Увеличение размера пенсионного обеспечения может быть осуществлено до 200 % от исходной величины, в случае, если претендент является:

  • инвалидом 1 группы;
  • лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
  • гражданином, нуждающимся в постоянном уходе, что подтверждено медицинским заключением.

Увеличение обеспечения возможно неработающим гражданам, которые младше 55 лет или являются инвалидами, в ситуациях, когда они имеют на своем обеспечении членов семьи, ограниченных в возможностях. При наличии одного иждивенца, бывший космонавт может оформить увеличение пособия на 32 %, при уходе за двумя членами семьи – 64 %, а за тремя или более – 100 %.

Пример расчета №1. Космонавт-испытатель Серов И.А. на день увольнения с данной должности в 2017 году имел денежное довольствие в размере 69 600 рублей. Его стаж работы составлял 26 лет (из требуемых 25). В соответствии с этим размер его пенсии составил:

55% x 69 600 + 3% x 69 600 x 1 = 40 668 рублей.

Пример расчета №2. Васильев П.Р. осуществлял трудовую деятельность в должности космонавта на протяжении 30 лет. Должностной оклад гражданина составлял 88 500 рублей. Регламентируемый временной минимум он переработал на 5 лет. За выработку лет Васильеву полагается пенсия в размере 0,55 x 88,5 + 0,03 х 88,5 х 5=619 500 рублей. Поскольку получившаяся денежная сумма превышает максимальную величину, полагающуюся к выплате, то пенсия считается как 85 % от оклада, что соответствует 75 225 рублям.

Работники летно-испытательного состава

Работники, относящиеся к категории летно-испытательного состава, при определенной наработке по специальности имеют право оформить компенсацию. Ее размер зависит от величины профессионального стажа и характеристик трудовой деятельности, обусловленных временем выполнения прямых обязанностей членов летных экипажей.

Социальная пенсия увеличивается до 1000 % для работников мужского пола при наличии выслуги в 25 лет и 20 лет для женщин при условии, если 2/3 стажа они были заняты непосредственной деятельностью, связанной с полетами. Если на время испытательных полётов ушло меньше 2/3 стажа, то базовая пенсия будет увеличена до параметра, соответствующего 800 %. Чтобы получить обеспечение, летчикам не нужно увольняться с должности. Они вправе получать одновременно заработную плату и довольствие.

Участники военных действий ВОВ и жители блокадного Ленинграда

Граждане, являющиеся инвалидами, имеющими награждение медалями «За оборону Ленинграда» и знаками, идентифицирующими жителей Ленинграда в период блокады города, имеют право на единовременное получение нескольких обеспечений:

  • страхового, назначенного по возрасту или по инвалидности;
  • государственного, при условии получения инвалидности;
  • социального, в виде дополнительных ежемесячных выплат.

Участники ВОВ вправе оформить пенсию по инвалидности. Для граждан с 1 группой инвалидности полагается увеличение социального обеспечения до 250 %. При наличии 2 группы, пенсионеры получат 200 % от базового параметра, а при присвоенной 3 группе выплаты будут увеличены до 150 %.

Инвалиды, которые не участвовали в военных действиях, но проживали на территории Ленинграда в период его блокады, могут рассчитывать на увеличение пенсии в зависимости от присвоенной группы инвалидности. Обладателям 1 группы довольствие увеличивается до 200 % от базового параметра, 2 группы – до 150 %, а 3 – на 100 %.

Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф

Граждане, пострадавшие во время выполнения трудовых обязанностей или в результате осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными или радиационными авариями, могут рассчитывать на помощь государства. Она может быть выражена в виде пенсионного довольствия, оформленного по инвалидности или в результате достижения пенсионного возраста. Граждане не имеют права оформлять несколько видов обеспечения, однако они вправе осуществить выбор наиболее выгодного довольствия, величина которого будет наибольшей.

Размер пенсионного обеспечения определяется в процентном соотношении от размера социальной пенсии. В соответствии с категорией граждан размер пенсии составляет:

  • 250% - для перенесших лучевую и иные болезни, ставших инвалидами в результате Чернобыльской аварии и иных катастроф, а также участвовавших в их ликвидации;
  • 200% - для проживающих или работающих в зоне отчуждения.

Заключение

Физические лица, выполняющие определенные трудовые обязанности в конкретных должностях, имеющие специфические заслуги перед государством, имеют право на государственное пенсионное обеспечение. Его выплата компенсирует потерянные возможности гражданина, связанные с получением потенциального дохода.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН

20 мая 2011 года

25 мая 2011 года

1. Гражданам Российской Федерации, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета, устанавливается страховая пенсия по старости (в том числе досрочная) или страховая пенсия по инвалидности в порядке и на условиях, которые определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с преобразованием приобретенных в указанный период пенсионных прав в индивидуальный пенсионный коэффициент.

2. Нетрудоспособным членам семей лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается страховая пенсия по случаю потери кормильца в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

1 - 3. Утратили силу. - Федеральный закон от 06.03.2019 N 25-ФЗ.

4. Определение величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды службы (работы), указанные в настоящем Федеральном законе, производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с установлением лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, страховой пенсии по старости (страховой пенсии по инвалидности), а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца на основании документов, необходимых для установления страховой пенсии, перечень которых утверждается в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

5. В случае реализации лицом, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, права на пенсию за выслугу лет, пенсию по инвалидности, финансируемые за счет средств федерального бюджета, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, по его выбору периоды службы (работы) (часть периодов), учтенные в соответствии с настоящим Федеральным законом при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента, могут быть включены в выслугу лет (стаж работы) для назначения указанных пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности. В этом случае право на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности и их размеры пересматриваются в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона и настоящей статьей исходя из периодов службы (работы), не включенных в выслугу лет (стаж работы) для назначения пенсии за выслугу лет, пенсии по инвалидности.

6. В случае реализации лицом из числа судей, пребывающих в отставке, права на ежемесячное пожизненное содержание, ежемесячное денежное содержание по инвалидности, возникшего после назначения ему страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности с применением положений настоящего Федерального закона, выплата пенсии прекращается.

Объем средств федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в целях установления страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности лицам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, а нетрудоспособным членам их семей страховой пенсии по случаю потери кормильца, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

4 июня 2011 года

Судебная практика и законодательство — 126-ФЗ О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

- сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до 1 января 2015 года, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении , если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан";

1. При исчислении размера страховой пенсии с учетом суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, предусмотренных пунктами 1 (период прохождения военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также периодов, предусмотренных Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", имевших место как до 1 января 2015 года, так и после указанной даты, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой пенсии с учетом нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой пенсии стоимости пенсионного коэффициента на сумму коэффициентов, определяемых за каждый календарный год указанных периодов.

Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 23, ст. 3266; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3466) (далее - Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ);

В случаях, когда судья не приобрел право на ежемесячное пожизненное содержание либо утратил его в связи с прекращением отставки, а также по его собственному выбору ему может быть назначена трудовая пенсия по старости или по инвалидности на общих основаниях. Поэтому в целях обеспечения формирования пенсионных прав судей за период исполнения полномочий по должности судьи, когда на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, поскольку на заработную плату судей не начислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" был определен порядок преобразования в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав, приобретенных ими за период с 1 января 2002 года.

2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

"2. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, осуществляемой в соответствии со статьей 30.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в подпунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

"2. Средства федерального бюджета включают межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на компенсацию выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов, на возмещение расходов по выплате страховых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", на реализацию прав при установлении страховых пенсий отдельным категориям граждан в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан", а также на обязательное пенсионное страхование.

Читайте также: