Организация пенсионного обеспечения список

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

Пенсионное обеспечение - одна из главных социальных гарантий развития государства, поскольку оно затрагивает интересы всего населения страны, как нетрудоспособного (граждан, получающих пению), так и трудоспособного (будущих пенсионеров). Условия и нормы пенсионного обеспечения определяются с учетом трудового вклада. Этот вклад имеет количественный и качественный параметры. Первый - как долго человек трудился и, следовательно, подлежал указанному виду страхования. Второй - как оценивался его труд, т.е. каким был характерный для него уровень трудового дохода. Количественный показатель выражается обычно в стандарте стажа, а качественный - в размере типичного для застрахованного заработка. При превышении установленного стандарта стажа пенсия повышается, в случае его недостаточности, наоборот, понижается. Во всех случаях пенсия подсчитывается на основе среднего заработка.Пенсионное обеспечение - это непосредственно связанный с трудовой деятельностью индивида процесс материальной поддержки, размеры, сроки и условия которого являются производными от размера заработной платы, условий труда, стажа работы и др. Более того, пенсионное обеспечение базируется на экономических интересах разных поколений с разными уровнями доходов и разными уровнями экономического развития.

Средства пенсионного обеспечения государства в отличие от других государственных расходов обеспечиваются за счет создаваемых специальных внебюджетных фондов, которые организуют сбор и финансирование выплат пенсий. В этом аспекте солидарная система, являющаяся государственной, в сущности, имеет три основных источника:отчисления работников;обязательное отчисление от фонда заработной платы;государственные дотации.В накопительной системе два источника:обязательные или добровольные взносы работников;проценты от инвестиции накоплений.

В частных накопительных пенсионных фондах:отчисления в виде взносов работников;проценты от капитализации взносов;переброска дополнительных средств из других социальных фондов по просьбе работников.

В настоящее время рассматриваются две альтернативные модели пенсионной системы: распределительная и накопительная.

Накопительная пенсионная система на выходе гарантирует реализацию принципа справедливости: сколько заработал — сколько вложил — столько получил.В значительной степени недостатков лишена ныне существующая распределительная пенсионная система, построенная на принципах коллективности, гарантированности, гуманности.

Пенсионная система России — это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.Виды государственных пенсий – разновидности пенсионных выплат, определяемых законодательством РФ.В Федеральном законе от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» представлен исчерпывающий перечень видов государственных пенсий. По основаниям возникновения права на пенсионное обеспечение различают следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

- пенсия за выслугу лет;- пенсия по старости;- пенсия по инвалидности;

- социальная пенсия.Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным гражданским служащим, военнослужащим, гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников летно-испытательного состава. В зависимости от категорий получателей пенсий различаются и условия назначения пенсий. Государственная пенсия по старости назначается гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.Государственная пенсия по инвалидности назначается военнослужащим, участникам Великой Отечественной войны, гражданам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, гражданам из числа космонавтов.Государственная социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам. Право на социальную пенсию по инвалидности имеют инвалиды I, II и III группы, в том числе инвалиды с детства, дети-инвалиды. Право на социальную пенсию по случаю потери кормильца получают дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы (за исключением образовательных учреждений дополнительного образования) до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Социальная пенсия по старости устанавливается гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), гражданам, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

назначение и выплата пенсий ;учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидами т.д.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 19

1. Институт государственной службы в США.

В соответствии с законом о реформе гражданской службы 1978 г., в США с 1 января 1979 г. были созданы Бюро управления персоналом и Совет по защите системы заслуг. На Бюро управления персоналом возложена задача обеспечения централизации и координации кадровой работы в аппарате административного управления. В компетенцию Бюро входит назначение служащих на должности и их продвижение по службе, оценка их труда, повышение квалификации, поощрения и наказания, выработка рекомендаций по совершенствованию кадровой работы. Совета по защите системы заслуг- обеспечение соблюдения законов гражданской службы в области найма, увольнения и прохождения службы в соответствии с принципами "системы заслуг".

Сформулировано девять основных принципов "системы заслуг", которые определяют основы организации государственной службы США:

• рекрутирование служащих из всех сегментов общества с отбором и продвижением на основе способностей, знаний и умений при справедливой и открытой состязательности;

• должно проявляться справедливое и беспристрастное отношение ко всем служащим и претендентам на государственную службу независимо от их политических взглядов, расы, цвета кожи,пола;

• за равную работу должна быть обеспечена равная оплата с учетом как федерального, так и местного уровня оплаты труда служащих частного сектора в сочетании с поощрением и признанием высококачественной работы;

• высокие стандарты честного поведения и заботы об общественном интересе;

• действенное и эффективное использование федеральной рабочей силы;

• должно сохранять хорошо работающих служащих; корректировать работу тех, чья деятельность не соответствует требованиям;

• улучшение работы путем эффективного обучения и подготовки;

• защита служащих от необоснованных действий, персонального фаворитизма или политического принуждения;

• защита служащих от наказания за законное раскрытие информации.

Гражданская служба в США подразделяется на конкурсную и исключительную. Название “конкурсная” объясняется тем, что все назначения на эту службу производятся в результате отбора на конкурсных экзаменах. Более 90% всех государственных служащих проходят через конкурсную систему. Название “исключительная” отражает положение, по которому должности этой службы исключены из-под действия Закона о гражданской службе. В число “исключительных” входят служащие Агентства по национальной безопасности, ЦРУ, ФБР, Госдепартамента, представительств США в международных организациях.

В США существует также патронажная система, или система добычи, т.е. назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются

Совет по защите системы заслуг. Главная задача Совета — защита служащих от злоупотреблений и неоправданных кадровых действий. Он заслушивает и принимает решения по жалобам служащих и при необходимости дает приказания о корректирующих и дисциплинарных действиях в отношении государственного служащего или учреждения.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).



Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Тот самый, что выдает пенсию


Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.


Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.


Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.


Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

УровеньЧто входит
Федеральный уровеньЦентральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровеньОтделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровеньУправления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.


Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:


  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

В настоящее время управление пенсионным обеспечением в России раздроблено в значительно большей степени, чем в СССР. Рана им управляло Министерство социального обеспечения РСФСР, а также три союзных ведомства, имеющие собственные пенсионные органы Минобороны, МВД и КГБ. Теперь число федеральных органов исполнительной власти, которые имеют «свои» пенсионные органы, увеличилось.

Гак как единую федеральную систему государственных пенсий России создать не удалось (хотя и предполагалось), пенсионная система оказалась раздробленной, не удалось создать и единую систем управления пенсионным обеспечением, причем тенденция к ее разобщению проявляется все больше и больше. Управление пенсионным обеспечением осуществляют: Минтруда, а в некоторых регионах орган Пенсионного фонда РФ, Минобороны, МВД, ФСБ, минюсте, Прокуратуры, налоговая служба, полиция, таможенная служба и т.д.

Пенсионное обеспечение в соответствии с Законом 1990 г. и некоторыми другими законами, например Законом «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих; районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», осуществляется государственными органами социальной защиты населения и частично органами Пенсионного фонда России.

Министерство труда РФ и Министерство социальной защиты и селения РФ упразднены Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г. определяющим структуру органов исполнительной власти. Этим Указом на базе упраздненных министерств образовано Министерств труда и социального развития. Прекратило существование одно в старейших российских ведомств, которое традиционно руководило назначением и выплатой пенсий рабочим, служащим, колхозника, военнослужащим срочной службы, некоторым другим категории граждан и их семьям. Более 75 лет оно именовалось Наркомсобесом, Минсобесом, а в последнее время — Министерством социальной защиты населения. Последнее название явно неудачное. Орган исполнительной власти с таким названием не должен руководить пенсионным обеспечением, предоставляемым гражданам за труд и службу. Такие граждане заслужили пенсию, они сами защитили себя. Функция подобного органа — организовывать помощь гражданам, испытывающим нужду в силу различных особых обстоятельств, создавать для них приюты и т.д.

Ныне государственную политику и управление в сфере пенсионного обеспечения осуществляют, таким образом, несколько ведомств, причем каждое из них отстаивает интересы «своих» пенсионеров, и хуже всего это делает Министерство труда и социального развития, о чем наглядно свидетельствуют результаты его деятельности.

Реорганизация управления пенсионным обеспечением, как и всей системой социального обеспечения, вряд ли скажется позитивно на решении острейших проблем в этой сфере, скорее наоборот. Приходится лишь сожалеть, что среди десятков федеральных министерств и ведомств не нашлось места такому, деятельность которого затрагивает интересы десятков миллионов людей — пенсионеров, ветеранов, семей с детьми, в том числе с детьми-инвалидами.

Вызывает серьезное возражение и название вновь созданного министерства. Ведь «социальное развитие» — это развитие всего общества, всех сфер его жизни и деятельности, в частности науки, образования и культуры, охраны здоровья населения и окружающей среды, материального производства и т.д.

Сегодня как никогда очевидна необходимость централизованной, хорошо отлаженной и организованной федеральной службы пенсионного обеспечения. Разобщенность в управлении отражается и на качестве пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Страдают, в конечном счете, «обычные» пенсионеры, т. е. те граждане, пенсии которым назначаются и выплачиваются на общих основаниях органами социальной защиты населения. Гам, где решаются вопросы, касающиеся организации управления пенсионным обеспечением, почему-то не допускают возможности назначения пенсии в одном учреждении солдату и офицеру, рабочему и генералу, крестьянину и федеральному чиновнику и т.д., так же как и установления им пенсий на основании единого закона. На местах — в городах, районах — имеются соответствующие местные органы: социальной защиты населения, Пенсионного фонда России, военкоматы и т.д.

§ 2. Обращение за пенсией, документы, необходимые для ее назначения

Согласно Закону 1990 г., правила обращения за пенсией, ее назначения и выплаты, подтверждения стажа работы по свидетельским показаниям, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, который определяет Правительство РФ. Все это процедурные вопросы, связанные с реализацией имеющегося права. Ведь не так уж важно, в какой орган следует обратиться за пенсией, как принимается решение и как оно оформляется, какая ведется пенсионная документация и т.д. Указанные вопросы вполне может разрешить Правительство либо, по его поручению, соответствующее ведомство. Так было всегда в нашей стране и ранее. Важно другое: в каком размере устанавливается пенсия, может ли она гарантировать достойную жизнь?

Минсоцзащиты издало несколько актов (они называются по-разному), касающихся указанных вопросов. Некоторые из них изданы совместно или по согласованию с другими ведомствами. Они регулируют правила обращения за пенсией, представления к ее назначению и оформления соответствующих документов.

Заявление о назначении трудовой пенсии работающими гражданами, а также членами их семей для назначения пенсии по случаю потери кормильца подается на практике через администрацию предприятия, учреждения, организации по месту последней работы гражданина. Это облегчает процедуру оформления пенсии. При желании указанные граждане могут обратиться за пенсией непосредственно в орган социальной защиты по месту жительства.

Граждане, оставившие работу, члены их семей в случае потери кормильца, а также все граждане, обращающиеся за социальной пенсией, подают заявления в районный (городской) орган социальной защиты населения по месту жительства.

Граждане, имеющие право на пенсию, вправе обращаться за пенсией в любое время после возникновения на нее права, без ограничения каким-либо сроком. За назначением пенсии по старости можно обратиться и до наступления соответствующего пенсионного возраста.

Какие документы необходимы для назначения пенсии?Это зависит от того, за назначением какой пенсии обратился гражданин. Общее правило таково: надо подтвердить документами все обстоятельства, от которых зависит право на пенсию и ее размер, включая право на надбавки к пенсии и ее повышение в соответствующих случаях. Так, к заявлению о назначении пенсии по старости прилагаются, как правило, документы о возрасте и соответствующем общем, а при необходимости и специальном трудовом стаже, а также о заработке. Однако в ряде случаев необходимы и дополнительные документы: о том, что женщина родила и воспитала до 8 лет пять и более детей (они требуются для назначения пенсии на льготных условиях многодетной матери); о признании заявителя инвалидом I группы или нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постороннем уходе (подтверждение этого обстоятельства необходимо для установления надбавки на уход); о нетрудоспособных членах семьи, находящихся на иждивении обратившегося за пенсией; о награждении соответствующими государственными наградами (такие документы нужны для повышения пенсии) и т.д. К заявлению о назначении пенсии по случаю потери кормильца приобщаются документы о смерти или безвестном отсутствии кормильца, дате и причине его смерти, о возрасте или инвалидности, иждивенстве граждан, на которых назначается пенсия, об их родственном отношении к кормильцу. Помимо этого, могут потребоваться и иные документы, например об общем трудовом стаже кормильца, о несчастном случае на производстве, повлекшем смерть кормильца, о заработке кормильца, об учебе членов семьи в возрасте от 18 до 23 лет и т.д.

Читайте также: