Ошибка год в пфр и фсс


Anetlanda / Shutterstock.com

С передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов (с 1 января) бухгалтеры на практике столкнулись с множеством вопросов. В частности, как добиться отмены неправомерного требования об уплате страховых взносов за 2016 год, что делать с прошлогодней переплатой или недоимкой и почему у налоговиков неверные данные по страховым взносам. На эти и другие вопросы в рамках конференции "Налоговое законодательство 2017: итоги и перспективы" ответила заместитель начальника Управления по работе с задолженностью и банкротством ФНС России Ульяна Вотякова.

Напомним, что в связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации. " (далее – Закон № 250-ФЗ). Вместе с тем, как рассказали участники конференции, не все данные, переданные ПФР и ФСС России в налоговую, корректны.

Какими контрольными полномочиями обладают ФСС России и ПФР? Узнайте из материала "Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По словам представителя ФНС России, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в фонды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России (ст. 20 Закона № 250-ФЗ). В связи с чем плательщику страховых взносов необходимо направить обращение по вопросу некорректных сумм задолженности, отраженных в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошлый год, в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда (письмо ФНС России от 2 мая 2017 г. № ГД-4-8/8281). "Взыскание сумм – это последующий этап после начисления, поэтому если плательщик не согласен с какими-то начислениями, то нужно изначально решать вопрос с правомерностью действий фондов. Если принимается решение, что начисления были произведены неверно, то мы оперативно отменяем принятые налоговой меры, – отметила Ульяна Вотякова. – Взыскивать несуществующую задолженность ФНС России смысла нет".

Таким образом, плательщику страховых взносов следует обратиться в органы ПФР и повести с ними сверку расчет за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. По итогам сверки должен быть оформлен акт, который будет подтверждать наличие или отсутствие недоимки страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", действующий до 2017 года).

Такая процедура уточнения сведений в ПФР обусловлена в том числе тем, что ФНС России не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного электронной цифровой подписью, вносить корректировку в данные ПФР и ФСС России, переданные в налоговые органы (письмо ФНС России от 7 июня 2017 г. № 3Н-2-22/714@). Однако, как рассказала Вотякова, в целях обеспечения достоверности информации о состоянии расчетов плательщика по страховым взносам между ФНС России и отделениями ПФР и ФСС России установлена договоренность по организации работы по передаче уточненного сальдо расчетов. "При обращении плательщика непосредственно в налоговый орган с вопросом о состоянии расчета по страховому счету, ФНС России в срок не позднее трех дней с момента обращения направляет запрос в соответствующее отделение внебюджетного фонда. В случае, если будет установлен факт передачи недостоверного сальдо расчетов отделение ПФР направляет в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые в оперативном порядке будут отражены в лицевом счете плательщика. Кроме того, ПФР должен направить ответ с приложением откорректированных сведений в адрес заявителя", – пояснила она.

Участники конференции в свою очередь рассказали случаи, когда территориальные налоговые органы незаконно списали со счетов предпринимателей денежные средства из-за неверно переданных данных из ПФР. "Если деньги были уплачены вами повторно, значит они будут возвращены, но только после того, как эти сведения подтвердятся. Если переплата сформировалась до 1 января текущего года, то одна должна быть возвращена фондом, а за переплатой, образовавшейся после 1 января, нужно будет обращаться уже в налоговую инспекцию", – ответила представитель ФНС России. Напомним, что сумма переплаты будет возвращена плательщику только после погашения задолженности по соответствующим пеням и штрафам (письмо ФНС России 26 января 2017 г. № БС-4-11/1304@, ПФ РФ № НП-30-26/947, ФСС РФ № 02-11-10/06-308-П).

В заключение Ульяна Вотякова пообещала, что до конца года ситуация с неправомерными требованиями об уплате страховых взносов будет исчерпана. "Все жалобы, которые возникают по возмещению задолженности по страховым взносам находятся на контроле в центральном аппарате, и по каждому из них будут приняты решения в индивидуальном порядке", – добавила она.


Смирнова С. К.,
практикующий бухгалтер, налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Ошибки в сведениях персонифицированного учета, представляемых в ПФР

Все работодатели ежеквартально в установленные сроки представляют в ПФР сведения индивидуального (персонифицированного) учета. Нарушение установленных сроков или представление неполных (недостоверных) сведений грозит страхователям значительными штрафными санкциями. Ситуации бывают разными, и в некоторых случаях привлечение к ответственности судьи признают необоснованным.

Напомним, что с 2014 года для плательщиков-работодателей введена единая форма отчетности в ПФР, объединившая в себе отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в целом по организации и сведения индивидуального персонифицированного учета по каждому застрахованному лицу (ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Сроки представления отчетности с 2015 г. в соответствии с п. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ на бумажном носителе не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа – не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Нарушение установленных сроков или представление неполных (недостоверных) сведений грозит страхователям значительными штрафными санкциями.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 46 Закона № 212-ФЗ непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля уплаты страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб.

Одновременно с этим ст. 17 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета либо представление страхователем неполных и(или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в ПФР за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и(или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами ПФР в судебном порядке.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что страхователя можно привлечь к ответственности дважды: и на основании Закона № 212-ФЗ, и на основании Закона № 27-ФЗ. Однако Минтруд в своих письмах от 04.04.2014 № 17-3/В-138, от 08.04.2014 № 17-3/В-142 указал, что с учетом принципа однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения недопустимо дважды привлекать плательщика страховых взносов к ответственности за совершение одного и того же правонарушения, а именно за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в установленный Федеральным законом № 212-ФЗ срок.

В связи с этим за несвоевременное представление объединенной отчетности в ПФР начиная с I квартала 2014 г. к страхователям применяются только санкции, предусмотренные ст. 46 Федерального закона № 212-ФЗ. Что касается штрафных санкций, установленных для плательщиков страховых взносов ст. 17 Закона № 27-ФЗ, то они применяются за представление с нарушением установленных сроков сведений персонифицированного учета за прошлые отчетные периоды, то есть за периоды до 2014 г., когда такие сведения являлись отдельной отчетностью, представляемой в ПФР.

Вместе с тем в случае представления плательщиками неполных или недостоверных сведений персонифицированного учета о застрахованных лицах в составе новой объединенной формы РСВ-1 ПФР нормы ст. 17 Закона № 27-ФЗ применяются в полном объеме. При этом взыскание суммы штрафа, а также определение неполноты или недостоверности указанных сведений производятся в судебном порядке.

ВАЖНО В РАБОТЕ

Начиная с объединенной отчетности в ПФР за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета, применяются штрафные санкции, предусмотренные Законом № 212-ФЗ, а за представление недостоверных сведений – санкции, предусмотренные Законом № 27-ФЗ.

Полнота и достоверность сведений

Понятие неполноты или недостоверности сведений законодательством не установлено, и, как отмечалось ранее, данное определение устанавливается в судебном порядке. Например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.03.2014 № А27-8481/2013 отметил, что за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом не предусмотрена ответственность, поскольку в этом случае ошибки подлежат исправлению в порядке, установленном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н (далее – Инструкция № 987н).

Так, в соответствии с п.п. 31, 41 Инструкции № 987н установлено, что в случае обнаружения ошибок или расхождений в представленных в ПФР сведениях индивидуального (персонифицированного) учета страхователь должен устранить их в двухнедельный срок после получения уведомления от ПФР. В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях ПФР вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку. Таким образом, при представлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, Пенсионный фонд может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.

Более того, ст. 17 Закона № 27-ФЗ не предусмотрено ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных сведений о застрахованных лицах. Аналогичная позиция высказана в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.01.2013 № А19-6590/2012 (определением ВАС РФ от 27.06.2013 № ВАС-7518/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора).

Вместе с тем хотелось бы отметить, что штраф, взыскиваемый с работодателя за представление неполных индивидуальных сведений, должен рассчитываться исходя из суммы платежей в органы ПФР, относящихся только к тем застрахованным лицам, в отношении которых представлены недостоверные или неполные сведения. Определение штрафа исходя из всей суммы страховых взносов за отчетный период приведет к тому, что размер ответственности будет зависеть не от тяжести совершаемого правонарушения, а от численности работников (п. 16 информационного письма ВАС РФ от 11.08.2004 № 79). Несмотря на то что данные разъяснения довольно «старые», суды по-прежнему ссылаются на позицию Президиума ВАС РФ. Например, постановление ВАС РФ от 14.03.2014 № ВАС-2251/14, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2014 № А27-8481/2013, ФАС Поволжского округа от 12.03.2013 № Ф06-810/13, ФАС Уральского округа от 21.08.2012 № Ф09-7273/12. Кроме того, данные разъяснения Президиума ВАС РФ были доведены до сотрудников ПФР на местах письмом от 31.08.2004 № АК-09/25/9488.

ПОЗИЦИЯ ПФР

Если в текущем расчетном (отчетном) периоде необходимо удержать с работников выплаты, которые были излишне начислены в предыдущие отчетные периоды, то эта сумма доначислений (отрицательная) должна быть учтена в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета. При этом сумма корректировки, указанная в форме АДВ-6-2, равна сумме, учтенной в расчете РСВ-1 ПФР, прошедшем камеральную проверку в органе контроля уплаты страховых взносов.

В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.06.2014 № А28-7804/2013 рассмотрена следующая ситуация: ПФР в ходе выездной проверки пришел к выводу, что организация занизила базу для начисления страховых взносов на пенсионное и медицинское страхование, так как не включила в нее отдельные виды выплат (в том числе суммы компенсаций и премий работникам). Таким образом, данные суммы не были учтены и при формировании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Поэтому проверяющие посчитали, что организация представила недостоверные сведения индивидуального учета за соответствующие периоды. В итоге они доначислили компании страховые взносы в отношении спорных выплат, а также оштрафовали ее за два нарушения:

  • за неполную уплату взносов в результате занижения базы для их начисления (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ);
  • за представление в ПФР неполных или недостоверных сведений индивидуального учета (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Арбитражные суды всех трех инстанций признали законным доначисление страховых взносов на суммы спорных выплат и оставили в силе решение ПФР о взыскании штрафа за неполную уплату взносов. Но вместе с тем судьи отменили штраф за представление недостоверных сведений индивидуального учета. При этом они исходили из того, что согласно действующим нормам организация должна представить в фонд по каждому работающему у нее застрахованному лицу информацию о размере его дохода, на который были начислены страховые взносы, а также о сумме фактически начисленных взносов (пп.пп. 6 и 7 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ). Следовательно, суды пришли к выводу, что Законом № 27-ФЗ не предусмотрена обязанность работодателя подавать в фонд сведения о выплатах, которые он не включил в базу для начисления страховых взносов. Кроме того, арбитры указали, что организация не обязана сообщать в ПФР и о тех суммах страховых взносов, которые она не начислила (даже если она не начислила их по ошибке).

При таких обстоятельствах суды посчитали, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета, представленные организацией, являются достоверными. Значит, штраф за их неполноту или недостоверность подлежит отмене.

ВАЖНО В РАБОТЕ

При изменении данных персонифицированного учета, поданных за 2013 год и более ранние периоды, необходимо сформировать корректирующие сведения по форме СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2) и представить их вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за отчетный период, в котором произведена корректировка данных о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица.

ПФР не получил сведения, переданные по телекоммуникационным каналам связи

Также у страхователя отсутствуют основания для привлечения к ответственности, если он отправил сведения по телекоммуникационным каналам связи в установленный срок (при наличии подтверждающих документов), а ПФР по каким-то причинам их не получил. Так, общество было привлечено к ответственности на основании ст. 17 Закона № 27-ФЗ за то, что сведения о застрахованных лицах были представлены 16.05.2013 при установленном законодательством сроке не позднее 15.05.2013. При этом суд выяснил, что фактически общество по телекоммуникационным каналам связи с ЭЦП направило сведения 15.05.2013, то есть в пределах законодательно установленного срока, что подтверждается документами (например, извещением о доставке оператору, квитанцией на извещение о доставке оператору, письмом оператора связи общества). В связи с этим был сделан вывод об отсутствии у пенсионного фонда правовых оснований для привлечения общества к ответственности, поскольку обязанность по представлению сведений о застрахованных лицах исполнена последним своевременно, а факт получения фондом указанных сведений 16.05.2013 не имеет значения для квалификации обязанности страхователя как неисполненной. Между тем доводы ПФР о необходимости соотнесения момента представления данных сведений в фонд с датой их получения последним согласно заключенному соглашению об обмене электронными документами в системе электронного документооборота ПФР по телекоммуникационным каналам связи отклонены арбитрами, так как условия данного соглашения приоритета над нормами действующего законодательства иметь не могут (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.05.2014 № А19-14136/2013).

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Действующее законодательство не предусматривает возможность устного уведомления плательщика страховых взносов о необходимости внесения соответствующих исправлений в представленную отчетность.

В заключение хотелось бы отметить, что в соответствии со ст. 17 Закона № 212-ФЗ при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в ПФР расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или не приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, страхователь обязан внести изменения в расчет и представить его в ПФР. Однако сроки подачи уточненного расчета закон не устанавливает. Между тем в письме ПФР от 25.06.2014 № НП-30-26/7951 фонд дает следующие разъяснения. Уточненный расчет по форме РСВ-1 принимается только до 1-го числа третьего календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Следовательно, на исправление ошибок путем подачи уточненного расчета специалисты ПФР дают всего лишь две недели после окончания срока подачи исходного расчета. То есть уточненный расчет за I квартал 2015 г. можно подать до 01 июня 2015 г., а за полугодие – до 01 сентября 2015 г. Кроме этого, в случае обнаружения страхователем в представленном им в ПФР отчете ошибок, а также факта неотражения или неполноты отражения сведений, недостоверных сведений, после истечения указанного срока необходимо отражать данные в строке 120 и разделе 4 формы РСВ-1 ПФР с представлением сведений о сумме выплат и иных вознаграждений и страховом стаже застрахованных лиц с типом корректировки – корректирующая или отменяющая, за корректируемый период в отчетном периоде, в котором обнаружены ошибки, не представляя одновременно уточненный РСВ-1 за период, в котором были допущены указанные ошибки. При этом в части заполнения указанного отчета следует обратить внимание, что заполнение показателей строки 120 и раздела 4 производится за отчетный период нарастающим итогом с начала расчетного периода. Показатель «период, за который выявлены и доначислены взносы», представленный страхователем ранее в один из отчетных периодов, в дальнейшем отражается в разделе 4 весь расчетный период.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если ошибки не приводят к занижению сумм страховых взносов, подлежащих уплате, то плательщик страховых взносов вправе, но не обязан внести в расчет необходимые уточнения.

Напомним, что постановлением Правления ПФ РФ от 16.01.2014 № 2п утвержден порядок заполнения формы РСВ-1 (далее – Порядок заполнения). В соответствии с п. 33 Порядка заполнения раздел 6 в уточненном расчете заполняется только в отношении тех работников, в сведениях о которых были допущены ошибки. В подразделы 6.1 и 6.2 вносятся сведения о работнике и периоде, за который подаются сведения. В подразделе 6.3 знак «Х» необходимо поставить в поле «корректирующая». В поле «Отчетный период» следует указать код периода, за который сдается уточненный расчет (3 – квартал, 6 – полугодие, 9 – девять месяцев или 0 – календарный год). В подразделах 6.4 и 6.5 должны быть правильные сведения о выплатах в пользу работника и начисленных с них страховых взносах, причем все, что были в исходном отчете, а не только исправленные. Подраздел 6.6 следует заполнять только для формы с типом сведений «исходная» (п. 41 Порядка заполнения), так что при подаче уточненного расчета с корректирующими сведениями данный подраздел не заполняется. Данные в подраздел 6.7 нужно внести в том случае, если с выплат в пользу работника, на которого подаются корректирующие сведения, начислены страховые взносы по дополнительным тарифам.

Штрафы ПФР, как и штрафы ФСС чаще всего бывают за ошибки в сданных расчетах и опоздание с их сдачей. Но у фондов есть и другие основания доначислить штрафы и пени по страховым взносам. В этой статье мы подробно рассмотрим, какие штрафы и за какие нарушения могут применять к компаниям ПФР и ФСС.

Просрочка расчетов

Штраф за несвоевременную сдачу ФСС и ПФР берут по единому «тарифу» – 5% от суммы взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода за каждый полный или неполный месяц просрочки. Но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 руб. (ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Кроме того, руководителю организации (другому сотруднику, ответственному за сдачу отчетности) за опоздание будет штраф от 300 до 500 руб. за каждый непредставленный расчет (ч. 2 статьи 15.33 КоАП РФ).

Опоздание со взносами на травматизм

Ошибки в персучете

Недоплата взносов

Аналогичное наказание предусмотрено за занижение взносов на травматизм в расчете 4-ФСС – штраф в размере 20 процентов от причитающихся к уплате взносов (ч. 1 статьи 19 Закона № 125-ФЗ). За «злой умысел» штраф вырастет до 40% от причитающихся к уплате взносов.

Штраф за непредоставление ФСС документов

Когда компания обращается в фонд за возмещением пособий, ФСС запрашивает документы, связанные с их расчетом и уплатой. Если документы не представить или подать с опозданием, т.е. позднее чем через 10 рабочих дней после получения требования, то компании будет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона № 212-ФЗ). А руководителю – штраф от 300 до 500 руб. (ч. 4 ст. 15.33 КоАП).

Штраф за «неформатную» отчетность

Штраф за подразделения

Кроме того, организацию могу оштрафовать за нарушение 30-дневного срока регистрации в ФСС обособленного подразделения в целях уплаты взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Для компании он составляет 5000 руб., если срок регистрации нарушен на 90 дней (включительно), если срок опоздания превышает 90 дней – 10 000 руб. (ч. 1 ст. 19 Закона № 125-ФЗ). Отметим, что регистрировать «обособку» в фонде нужно только в том случае, если подразделение выделено на отдельный баланс, имеет расчетный счет и производит выплаты сотрудникам

Когда штрафы незаконны

  • Штрафы филиалу
ФСС может прийти с проверкой в филиал компании, который самостоятельно платит взносы, но потребовать заплатить недоимку, пени и штраф чиновники вправе только от самой компании. Если же решение выписали на имя филиала, то такие штрафы являются незаконными – это подтвердили судьи (см. Определение ВАС РФ от 4 сентября 2013 г. № ВАС-7713/13). То же самое касается и пенсионных взносов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 25 января 2011 г. № 12902/10). Аргумент такой: если страхователем является именно организация, то только ее и могут привлечь к ответственности.

  • Опоздание с уплатой
Оштрафовать компанию за просрочку платежа можно, только если она занизила базу по страховым взносам. То есть когда компания не отразила их суммы в отчетности. Если же речь идет лишь о несвоевременной уплате начисленных взносов, то штраф применить нельзя. К такому выводу пришли судьи, когда ПФР оштрафовал компанию, которая несвоевременно уплатила страховые взносы (определение ВАС РФ от 13 февраля 2014 г. № ВАС-808/14). Получается, что если взносы уплачены с опозданием, но при этом исчислены правильно, то работники фондов не вправе предъявить штраф за неуплату взносов по статье 47 Закона 212-ФЗ. Несвоевременная уплата правильно исчисленных страховых взносов влечет за собой только пени по взносам в ПФР (пени по взносам в ФСС). Уплата штрафа в ПФР или ФСС в данной ситуации не предусмотрена.

  • Занижение авансов
Фонд не вправе штрафовать компанию за занижение взносов по итогам промежуточного периода – квартала, полугодия, девяти месяцев. Компания рассчитывает взносы нарастающим итогом. Пока не закончится год, контролеры не вправе заявлять о занижении базы (ч. 1 ст. 47 Закона № 212-ФЗ). Значит, если в годовой отчетности все взносы начислены, то оснований для штрафа нет (Определение ВС РФ от 13.03.15 № 310-КГ15-1761).

Пени по страховым взносам

И хотя, по закону, пени грозят компании только за неуплату взносов, на практике фонды начисляют пени и при ошибках в реквизитах. Так, например, при ошибке в КПП фонд обязан зачислить деньги на счет без пеней. Поэтому стоит написать в фонд заявление об уточнении реквизитов и в нем же попросить обнулить пени. Если фонд откажет, есть шанс отменить требование через суд. Но в будущем, чтобы избежать споров, перед составлением платежного поручения стоит позвонить специалисту фонда и уточнить платежные реквизиты.

На странице мы собрали ошибки, возникающие при формировании Расчета по страховым взносам и 4-ФСС за 1-е полугодие 2020 г. Часть ошибок уже исправлена в ЗУП 3.

Ошибка №1. Расчет взносов для МСП в случае превышения предельной величины базы (исправлена)

Для организаций, установивших с апреля 2020 года льготный тариф МСП, в случае превышения предельной величины базы взносов, неверно рассчитывается сумма взносов.

Ошибка исправлена в версиях ЗУП 3.1.10.491 и 3.1.14.97.

После обновления программы для корректного учета сумм взносов в РСВ , их следует пересчитать особым образом.

Ошибка №2. Корректировка РСВ не связанная с изменением персональных данных (исправлена)

При подаче корректировок по РСВ , не связанных с изменением персональных данных, а именно сочетания «СНИЛС», «Фамилия, Имя, Отчество», приходит отрицательный протокол с ошибкой, что «В р.3 не могут присутствовать два листа с одинаковыми значениями показателей СНИЛС и ФИО.

Ошибка исправлена в версии ЗУП 3.1.10.511 и 3.1.14.129

Ошибка №3. Заполнение раздела 3 корректируюшего РСВ (исправлена)

При заполнении корректировочного РСВ в Раздел 3 вместо ожидаемого заполнения данных только по сотруднику, по которому требуются корректировки, попадают ВСЕ сотрудники организации. При этом по каждому сотруднику заполняется по одной странице (ранее из-за Ошибка №2 заполнялось по две страницы)

Способ обхода до исправления ошибки: вручную удалить в Разделе 3 лишние страницы.

Ошибка №4. Контрольные соотношения в РСВ для тарифа МСП (исправлена)

При использовании льготного тарифа МСП возникает ошибка при проверке контрольных соотношений в РСВ:

«Проверка подраздела 3.2.1 к Разделу 3 (КС 1.197)

Если в подр.3.2.1 Р.3 по физическому лицу (совокупности показателей СНИЛС + ФИО) стр.130 = МС, то по стр.130 = НР стр.150 = МРОТ по каждому значению стр.120»

Она возникает из-за неверного КС, прописанного в Письме ФНС от 29.05.2020 N БС-4-11/8821@. Корректное КС опубликовано в Письме от 23.06.2020 N БС-4-11/10252@.

Ошибка исправлена в версии ЗУП 3.1.10.511 и 3.1.14.129

Ошибка №5. Заполнение РСВ (Приложение 2) для сотрудников, одновременно работающих по трудовому договору и договору ГПХ (исправлена с особенностями)

При использовании льготного тарифа МСП, по сотрудникам, с которыми одновременно заключен трудовой договор и договор ГПХ, в РСВ в Приложении 2 загружается неверная начисленная сумма.

Ошибка 60000885 исправлена в ЗУП 3.1.10.531 и 3.1.14.154 следующим образом: в Приложении 2 вся сумма по договору ГПХ и скидка по нему относится к основному тарифу (код 01). В Разделе 3 доход по договору ГПХ делится между тарифами пропорционально.

Ошибка №6. Количество застрахованных лиц по тарифу МСП в РСВ (исправлена)

При заполнении РСВ по тарифу « 20 » в строке 010 (кол-во застрахованных лиц) в Подразделах 1.1 , 1.2 (данные по ОПС и ОМС) могут не учитываться некоторые сотрудники (например, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет, в отпуске по беременности и родам).

Ошибка 50013427 исправлена в ЗУП 3.1.10.531 и 3.1.14.154.

Ошибка №7. Мат.помощь при тарифе МСП в РСВ (исправлена)

В случае начисления материальной помощи при применении льготного тарифа, в отчетах по взносам и в РСВ скидка по мат.помощи, облагаемая база и взносы не соответствуют друг другу.

Ошибка 50013473 исправлена в релизах ЗУП 3.1.10.492 и 3.1.14.98.

Ошибка №8. Расчет взносов по льготным территориальным тарифам при основном тарифе МСП (исправлена)

Если для организации установлен льготный тариф МСП, то для особой территории не применяется ее собственный пониженный тариф.

Ошибка 50013453 исправлена в ЗУП 3.1.10.492 и 3.1.14.98.

Ошибка №9. Ошибочное распределение между основным и МСП тарифом при ЕНВД

При использовании льготного тарифа МСП в некоторых случаях в РСВ может происходить ошибочное распределение взносов между основным и льготным тарифом, если присутствует режим ЕНВД.

В качестве способа обхода можно выполнить действия в следующей последовательности:

  1. Временно удалить в Начислении зарплаты и взносов % ЕНВД.
  2. Ввести Перерасчет страховых взносов ( Налоги и взносы – Перерасчеты страховых взносов ) тем же месяцем, что и Начисление зарплаты и взносов . В нем произойдет переброска суммы взносов с ЕНВД на общий режим.
  3. Заполнить РСВ .
  4. Вернуть % ЕНВД в документе Начисление зарплаты и взносов .
  5. Удалить Перерасчет страховых взносов .

Ошибка №10. Взносы по доп.тарифам распределяются между основным и МСП тарифами в РСВ

При использовании льготного тарифа МСП в РСВ доп. тарифы распределяются между основным и льготным тарифами. В результате при отправке отчета через внешнюю программу выдается ошибка и предлагается:

  • или объединить Подразделы 1.3.1 , 1.3.2
  • или разбить Подраздел 3.2.2

Дополнительный разъяснений по заполнению РСВ в данном случае пока нет. Разработчики «1С» указывают, что это ошибка во внешней программе.

Ошибка №11. Ошибка распределения взносов на тариф МСП в 2 копейки (исправлена)

При использовании льготного тарифа МСП в клиент-серверном варианте работы, взносы между тарифами могут распределяться с ошибкой в 2 копейки.

Ошибка 10223536 исправлена в ЗУП 3.1.10.491 и 3.1.14.97.

Ошибка №12. Ошибка распределения взносов на основной тариф в 1 копейку

При использовании льготного тарифа МСП, в РСВ на основной тариф взносы при распределении могут попадать на 1 копейку больше. В результате этого не будут выполнены контрольные соотношения.

Ошибка для организаций-инвалидов (исправлена)

Если организация, у которой раньше был тариф страховых взносов – Организации инвалидов , установит льготный тариф для МСП, то для сотрудников — не инвалидов взносы на «травматизм» перестают считаться по льготной ставке.

Ошибка исправлена в версии ЗУП 3.1.10.511 и 3.1.14.129.

После обновления на релиз, в котором исправлена ошибка, следует в учетной политике организации (карточка Организации — вкладка Учетная политика и другие настройки — Учетная политика ), дополнительно к тарифу Для субъектов малого или среднего предпринимательства установить флажок Организация инвалидов


Далее потребуется создать отдельные документы Перерасчет страховых взносов ( Налоги и взносы — Перерасчеты страховых взносов ) за каждый месяц второго квартала и их рассчитать. Должны появиться отрицательные суммы по взносам «на травматизм». Например, вот так будет выглядеть пересчет за апрель 2020 года:


Внесенные изменения потребуют переформирования документов Отражения зарплаты в бухучете (Зарплата — Отражение зарплаты в бухучете ) за второй квартал 2020 г. или внесения ручных корректировок по суммам взносов «на травматизм» (уменьшения на сумму перерасчетов) в июньском Отражении зарплаты в бухучете .

См. также:

После оформления подписки вам станут доступны все материалы по 1С:ЗУП, записи поддерживающих эфиров и вы сможете задавать любые вопросы по 1С.

Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно

Похожие публикации

  1. Изменения в заполнении расчета по страховым взносам по договорникам ГПХ (ЗУП 3.1.5.99).
  2. Исправление сумм в РСВ, когда у сотрудника есть трудовой договор и договор ГПХ при льготном тарифе МСП.
  3. Революция в исчислении НДФЛ (ЗУП 3.1.8)В версии ЗУП 3.1.8 произошла очередная революция по исчислению НДФЛ. Ранее.
  4. Ошибки в РСВ, 4-ФСС и среднему заработку, исправленные в ЗУП 3.1.14.12927.07.2020 г. выпущен очередной релиз ЗУП 3.1.14.129, в котором исправлены.

Карточка публикации

Разделы: Законодательство (ЗУП), Зарплата (ЗУП)
Рубрика: Важно по 1С ЗУП / Договоры ГПХ / Другие пособия за счет ФСС / Материальная помощь / Обособленные подразделения / Отчетность по страховым взносам / ПРОМО: 1С ЗУП / Работа во вредных условиях / Самое важное ЗУП
Объекты / Виды начислений: 4-ФСС, Материальная помощь, Оплата дней ухода за детьми-инвалидами, Расчет по страховым взносам
Последнее изменение: 15.10.2020
ID задана и содержит ID поста $termini = get_the_terms( $post->ID, 'post_tag' ); // так как функция вернула массив, то логично будет прокрутить его через foreach() foreach( $termini as $termin )< echo '' . $termin->name . ''; > /* * Также вы можете использовать: * $termin->ID - понятное дело, ID элемента * $termin->slug - ярлык элемента * $termin->term_group - значение term group * $termin->term_taxonomy_id - ID самой таксономии * $termin->taxonomy - название таксономии * $termin->description - описание элемента * $termin->parent - ID родительского элемента * $termin->count - количество содержащихся в нем постов */ -->






(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Все комментарии (4)

Приложение

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в релизе 3.1.14.98 сумма возмещения от ФСС попадает в раздел 1 в строку 112, как сумма подлежащая уплате. Это ошибка?

Здравствуйте!
Обратите внимание, что все вопросы по 1С рассматриваются в специальном разделе. Задайте свой вопрос в разделе МОИ ВОПРОСЫ в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ здесь:
https://buhexpert8.ru/profile

Здравствуйте, в СБИС при отправке возникает ошибка в случае, если у сотрудников во всех трех месяцах превышение базы.
Код категории МС (ВЖМС, ВПМС) не может быть указан. Пониженный тариф применяется, если по коду НР (ВЖНР, ВПНР) база для исчисления СВ стр. 150 равна МРОТ.

Здравствуйте!
Пожалуйста, задайте свой вопрос в разделе МОИ ВОПРОСЫ в ЛИЧНОМ КАБИНЕТЕ здесь:
https://buhexpert8.ru/profile

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Вы можете задать еще вопросов

Доступ к форме "Задать вопрос" возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8.
Оформить заявку от имени Юр. или Физ. лица вы можете здесь >>

Нажимая кнопку "Задать вопрос", я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>

Краткое содержание:

  • Законодательная база
  • Об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ при назначении пенсии
  • Ошибка № 1
  • Ошибка № 2
  • Ошибка № 3
  • Ошибка № 4
  • Резюме
  • Обсуждение


В сегодняшней статья я хочу поговорить о наболевшем вопросе – пенсии по старости и ее назначении, рассказать о типичных ошибках Пенсионного фонда РФ, которые они допускают при назначении пенсии, и способах их устранения.

Данная статья основана на личном опыте разбора пенсионных споров как в досудебном порядке, так и в ходе судебного делопроизводства.

Законодательная база

Основным законом, регулирующим назначение пенсии, на сегодняшний день является федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.

Он регулирует порядок выхода на пенсию, размеры фиксированных выплат и их повышение, сроки выплаты пенсии, основания для отказа в назначении пенсии.

Однако тем, кто выходит на пенсию в 2019 году, основной стаж работы рассчитывается с учетом положений ранее действовавшего закона – федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Данным законом установлено 2 варианта расчета пенсии:

• п. 3 ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности (кроме учебы) до 1 января 2002 года. При данном исчислении стаж учитывается календарно и перерасчету с повышенном размере не подлежит. Также при данном расчете размер пенсии не ограничивается размером средней заработной платы по стране;

• п. 4. ст. 30 ФЗ № 173-ФЗ, при котором учитываются вообще все периоды трудовой деятельности и иной полезной деятельности, с учетом возможности расчета стажа, в повышенном варианте (пример: работа в районах Крайнего Севера и местностях приравненных к ним – в полуторном размере; периодов службы в армии – в двойном размере). При этом расчетный размер пенсии не может превышать сумму, равную 555 руб. 96 коп. (для обычных условий труда) и 648 руб. 62 коп. (для тяжелых, вредных условий труда).

Соответственно максимальный размер исчисленной пенсии ограничивается.

Два данных порядка расчета взаимоисключающие, иными словами, нельзя применять первый вариант, но исчислять стаж по второму варианту.

Знаю, многим такой порядок кажется несправедливым, однако это положения действующего законодательства, и переиграть их не получится.

У большинства граждан пенсия исчисляется по 1-му варианту (п. 3 ст. 30), но встречаются люди, у которых пенсия исчислена по 2-му варианту (п. 4 ст. 30). Чаще всего так бывает у тех, у кого не хватает трудового стажа, чтобы дотянуть до 25 лет (0,55 стажевого коэффициента).

В обоих порядках расчета действуют одни и те же показатели, имеющие прямое влияние на размер исчисленной пенсии:

СК – стажевый коэффициент. Для мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, он составляет 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

Иными словами, чем больше вы отработали до 1 января 2002 года, тем больше будет стажевый коэффициент и, как следствие, размер пенсии.

ЗР – среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000–2001 годы, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Необходимо отметить, что свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается, только документами (справки 2 НДФЛ, расчетные листы, платежные ведомости).

Иными словами, чем больше был средний заработок в период с 01.01.2000 г. по 31.12.2001 г., или за 60 календарных месяцев подряд до 01.01.2002 г., тем больше будет размер исчисленной пенсии.

О порядке расчета пенсии можно рассказывать очень долго, и всегда есть риск запутаться самому, так как положения закона написаны так, чтобы их ни понимали даже те, кто эти пенсии считает.

Об ошибках, которые допускает Пенсионный Фонд РФ при назначении пенсии

Сам ПФР РФ данные ошибки за ошибки не считает и действует, по своему мнению, в строгом соответствии с действующим законодательством, при этом прямо игнорируя судебную практику.

Ошибка № 1

Пенсионный Фонд отказывается зачитывать в страховой стаж, исчисленный до 01.01.2002 г., какие-либо периоды работы из-за ошибок, помарок, разного почерка, разных чернил, не читаемых записей, отсутствия печатей, ссылок на приказы в трудовой книжке.

Главный (а часто и единственный аргумент ПФР РФ) – это нарушения при ведении трудовых книжек, в соответствии с Инструкций о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР от 20.06.1974 г. № 162, либо Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225.

Иными словами, все ошибки, помарки и неточности, которые кадровики (ну или кто там заполнял трудовые книжки) допустили в ваших трудовых книжках, ПРФ РФ возлагает на вас, как на ее владельца.

Ломается это достаточно легко – согласно ст. 39 Конституции РФ гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Положения ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Работник не должен нести ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей работодателем по ведению делопроизводства, а также не вправе быть ограниченным в реализации своего законного права на пенсионное обеспечение.

Возникновение конституционного права на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т. д.), и не может являться препятствием для реализации прав на получение пенсии (ст. 2 Конституции РФ).

Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225 (в редакции Постановления от 06.02.2004 г. № 51), предусмотрено, что в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправление ее производится по месту работы, где была внесена соответствующая запись, либо работодателем по новому месту работы на основании официального документа работодателя, допустившего ошибку; исправленные сведения должны полностью соответствовать документу, на основании которого они были исправлены (п. 27, 29).

Таким образом, обязанность по заполнению трудовой книжки полностью лежит также на работодателе.

С первой ошибкой разобрались, аргументы для спора с Пенсионным фондом РФ у вас по данному основанию есть.

Ошибка № 2

Пенсионный Фонд РФ отказывается учитывать периоды работы и размер заработка из-за отсутствия сведений на индивидуальном лицевом счету о трудовой деятельности или доходе.

Иными словами, если ваш работодатель не передавал информацию в Пенсионный фонд РФ, то виноваты в этом вы (по мнению ПФР РФ).

Ломается данный довод тоже достаточно просто – согласно п. 10 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 0.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица является обязанностью работодателя.

Соответственно, за ошибки работодателя нельзя наказывать работника и ограничивать его в пенсионных правах.

Ошибка № 3

Пенсионный фонд РФ отказывается учитывать условия работы (профессии, указанные в Списках № 1 и № 2), так как нет сведений на индивидуальном лицевом счету об условиях работы (вредности, продолжительности работы и т. д.).

Здесь доказать правоту ПФР РФ достаточно сложно и делать это приходиться практически всегда в судебном порядке.

К сожалению, каждый случай индивидуален, но в суде могут помочь любые документы, подтверждающие факт вашей работы в тяжелых/вредных условиях труда (журналы учета смен, расчетные листы в указанными кодами доплаты за вредность, свидетели, работавшие с вами в то же время в том же месте, у которых вредные условия подтверждены, ответы на запросы из архивов, куда передавались документы вашего работодателя).

Иными словами, чем больше доказательств вы соберете, тем легче суду будет принять решение в удовлетворении ваших требований.

Ошибка № 4

Пенсионный фонд РФ не учитывает повышающие коэффициенты при исчислении пенсии из-за отсутствия подтвержденного стажа работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним.

Максимальный размер соотношения заработной платы пенсионера к средней заработной плате по стране учитывается с коэффициентом не более 1,2.

Однако из этого правила есть исключение. В силу п. 3 ст. 30 ФЗ № 173 для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:

• не свыше 1,4 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;

• не свыше 1,7 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;

• не свыше 1,9 – для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.

Во всех случаях учета отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В подобных случая ПФР РФ просто отказывается засчитывать стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Основания все те же: отсутствие документального подтверждения работы в районах Крайнего Севера.

Здесь я могу дать те же рекомендации, что при вредных/тяжелых условиях труда: необходимо собирать любые документы, подтверждающие, что вы работали в районах Крайнего Севера, получали заработную плату с районным коэффициентом (справки о зарплате), ответы на запросы из архивов, в которых указано, что вы работали на Севере.

Часто в судах людям не удается доказать свое право на исчисление пенсии с повышенным коэффициентом именно из-за отсутствия документов.

Резюме

Подводя итог данной статьи, хочу отметить следующее:

1) Пенсионный фонд РФ достаточно часто допускает ошибки при назначении пенсии. Они могут быть как у тех, кто только начал ее получать, так и у тех, кто получает ее несколько лет.

2) Не стоит ходить в отдел Пенсионного фонда РФ и кричать что они все жулики и воры, действия это не возымеет, а нервы и время вы потратите.

3) Если вы считаете что Пенсионный фонд РФ, допустил ошибку при расчете вашего размера пенсии, то всегда следует обратиться к ним за разъяснением в письменном виде, указав следующие вопросы:

• какие периоды работы были учтены при назначении пенсии;

• какие периоды работы не были учтены при назначении, пенсии и на каком основании;

• какой размер среднего заработка был учтен при расчете пенсии и почему;

• каким образом производится расчет пенсии (п 3. ст. 30 или п. 4 ст. 30 федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ).

4) Получив ответ на данные вопросы, можно сделать вывод, допустил ли Пенсионный фонд РФ ошибки при расчете вашей пенсии или нет.

5) Если вы считаете, что Пенсионный фонд допустил ошибки, необходимо подавать письменную претензию по обнаруженным вами ошибкам, а если ее не удовлетворят, то обращаться в суд.

Пенсионные споры часто сложны для понимания и разбора даже квалифицированным судьями, не то что простым гражданам, но шанс разобраться в правильности начисления вашей пенсии есть всегда.

Надеюсь, данная статья немного помогла вам разобраться в том, какие типичные ошибки может допускать Пенсионный фонд при исчислении пенсии и как с этим бороться.

Конечно, это далеко не полный перечень ошибок, которые может допустить ПФР РФ, но это самые распространенные. Описать все ошибки нереально просто из-за индивидуальности каждого случая. Если вы не понимаете того, что ответил вам Пенсионный фонд РФ на ваш запрос, всегда можно обратиться к специалисту и за адекватную сумму попросить проверить правильность начисления пенсии.

Все ошибки автора относятся к его авторскому стилю, а копирование статьи возможно только с письменного разрешения автора.

Читайте также: