Основные положения действующего пенсионного обеспечения

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Сегодня широкая законодательная база, учитывающая любые возможные нюансы, определяет такую важнейшую сторону жизни каждого гражданина нашей страны, как государственная пенсионная система Российской Федерации. Реформа, появившаяся в 2001-м году, касающаяся пенсий, способствовала принятию Федерального закона о необходимости пенсионного страхования. Начиная с 2002-го года система выдачи пенсии стала такой, какой мы ее знаем сегодня.



Структура пенсионной системы Российской Федерации

Пенсионная система РФ это - представляет собой совокупность законов, задачей которых является поддержка и организация регулярной передачи денежных средств для лиц, уже вышедших на пенсию.

Система государственного пенсионного обеспечения распределяется по трем основным группам:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Государственной организацией, отвечающей за оплату пенсии, является Пенсионный Фонд Российской Федерации. Пенсия от государства передается гражданам из федерального бюджета, распределение ведется среди узких слоев населения.
  • Обязательное пенсионное страхование. Это выплаты от Пенсионного Фонда или Негосударственной Пенсионной компании. Эта пенсия по труду, предоставляется большинству работающих людей. Накопление средств ведется из обязательных страховых взносов, которые переводятся работодателем в ПФР.
  • Негосударственное пенсионное обеспечение.­­ Данная система ведется частными Пенсионными Фондами и может быть индивидуальным и корпоративным. Получить подобные выплаты может любой человек или организация, решившая заключить отдельный договор с НПФ и обеспечить более высокий уровень жизни на пенсии. Оплачивается подобная услуга пенсионными взносами отдельного человека или компании, ведущей дополнительную защиту средств своих работников.

В трех этих группах можно установить ряд определенных особенностей, каждое отдельное обеспечение работает по определенным принципам, способно предоставить людям разнообразные варианты обеспечения на пенсии.

Стоит внимательно отнестись к структуре системы по расчету и выдаче пенсий РФ.

Как работает система государственного пенсионного обеспечения?

Целью государственного пенсионного обеспечения является начисление базовой части:


Финансируется государственное пенсионное обеспечение из федерального бюджета. Производится это из сумм единого социального налога, за перечисление которого отвечает работодатель.

Государственную систему пенсионного обеспечения составляют две части:

  • государственное пенсионное обеспечение;
  • государственное пенсионное страхование.
-->

Аспекты обязательного страхования

Главное в системе страхования, обеспечивающего обязательную выплату пенсии – это создание определенного запаса средств за счет постоянного перевода работодателем определенной суммы на лицевой счет работника:

  • в Пенсионном Фонде России;
  • на Негосударственном пенсионном фонде.


Пенсионные накопления гражданина могут быть увеличены в результате грамотного управления ими и благодаря правильному инвестированию. В частности, заключив договор с негосударственным пенсионным фондом, а кроме того в результате самостоятельных дополнительных пенсионных взносов по государственной программе софинансирования пенсий или дополнительного пенсионного обеспечения.

Итак, теперь можно рассматривать средства, направляемые лицам, вышедшим на пенсию, как сумму трех составляющих, которыми являются обязательные пенсионные системы РФ:

  • Страховая;
  • Накопительная;
  • Дополнительная.

В чем суть частных пенсионных фондов?

В 2004 году появилась возможность передать свои пенсионные накопления для их сохранения и преумножения в частную компанию.

Накопить на старость теперь можно в таких крупных негосударственных пенсионных фондах:

  • Внешэкономбанк;
  • Сбербанк;
  • АО НПФ «Открытие»;
  • КИТ Финанс;
  • Наследие;
  • Благосостояние.

Это не полный перечень таких организаций, но эти компании имеют большинство участников. Полный перечень можно посмотреть на официальном сайте ПФР.

Чем занимаются и отличаются от ГПФ

Пенсия, на которую переводит отчисления работник, делится на 2 части. Первая распределяется между нынешними пенсионерами, а вторая остается за работником и накапливается в течение жизни. Но чтобы инфляция не съела все сбережения, они должны приносить доходы. Именно для этого были созданы негосударственные фонды. Основное отличие от государственного фонда – возможность делить средства лица между несколькими компаниями и формировать портфель.

Фатально ошибиться с их выбором невозможно. Все фонды на территории РФ работают по единым принципам, имеют лицензию от ЦБ и проходят его регулярные проверки.

Механизм перевода накоплений из государственного фонда в негосударственный прописан в Постановлении Правительства.

Перевести финансы довольно просто. Нужно выбрать НПФ, с которым хочется сотрудничать, затем заключить договор. Если это индивидуальный пенсионный план, то потребуется также оплатить первый взнос.

На большинстве сайтов НПФ можно перевести пенсию удаленно, через их сайт. Потребуется подтвержденная учетная запись в «Госуслуги», данные паспорта и СНИЛС.

Начисление пенсионных баллов

В соответствии с федеральным законом №350-ФЗ от 3 октября 2018 года в России начинается постепенное повышение общеустановленного возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости и пенсии по государственному обеспечению. Изменения будут происходить поэтапно в течение длительного переходного периода, который составит 10 лет и завершится в 2028 году. В результате пенсионный возраст будет повышен на 5 лет и установлен на уровне 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. В 2018 году пенсионный возраст женщин составлял 55 лет, пенсионный возраст мужчин – 60 лет.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота – назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Это женщины 1964–1965 года рождения и мужчины 1959–1960 года рождения. Благодаря льготе пенсия по новым основаниям будет назначаться уже в 2020 году: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным баллам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2020 году для выхода на пенсию требуется не менее 11 лет и 18,6 коэффициента пенсионных балла. Для правильно расчета пенсионного возраста вы можете воспользоваться пенсионным калькулятором.

В декабре 2001 года были приняты федеральные законы « О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», « Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Указанные законы вступили в силу с 1 января 2002 года и с этой даты на территории Российской федерации началось реформирование системы пенсионного обеспечения.

Старая пенсионная модель была крайне несовершенна. Пенсионное законодательство не было кодифицировано, и до конца 2001 года в Российской Федерации действовали одновременно два пенсионных закона, в равной мере дискриминировавших работающих граждан, устанавливая им ограничениями по учитываемой заработной плате при назначении пенсий.

Необходимо было заменить старую модель на новую, которая была бы свободна от недостатков «предшественницы», позволяла бы решать неразрешимые для «старой» модели задачи, в том числе и главные среди них – создать социальные гарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и осуществить связь размера пенсии с размером заработной платы для высокооплачиваемых, позволить регулярно повышать пенсии пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед работающими.

Разрабатывая новую пенсионную модель законодатель исходил из того, что следует проводить реформу лишь в случае, если результаты можно будет почувствовать в ближайшее время, в первую очередь в виде повышения «старых» пенсий, в связи с этим с 1 января 2002 год были проведены следующие повышения:

-работающим пенсионерам, было предоставлено право полностью получать пенсию и продолжать работать (прибавка по этой категории в среднем составила 450-500 рублей);

-пенсионерам, достигшим 80-летнего возраста, и инвалидам 1-й группы, пенсии увеличены минимум до 1110 рублей;

-инвалидам 1-й и 2-й групп с детства, а также детям-инвалидам повышены пенсий до 900 рублей;

-круглым сиротам, потерявшим обоих родителей прибавка пенсии составила более 400 рублей;

-родителям, потерявшим детей на военной службе повышена базовая часть трудовой пенсии до 900 рублей при сохранении прав на полную страховую часть.

Отличительными чертами и основными положениями новой пенсионной системы являются:

1. Введение новой формулы расчета трудовой пенсии и формирование ее из 3-х составляющих частей: базовой, страховой и накопительной.

2. Сумма заработка (дохода), учитываемого при определении размера трудовой пенсии, не ограничивается, а при исчислении заработка принимается во внимание весь период трудовой деятельности.

3. Пенсионные права пенсионеров, оформивших пенсию до 1 января 2002 года, конвертируются в расчетный пенсионный капитал, обеспечивающий получение пенсии в установленном размере в течение всего периода ее выплаты. В целях обеспечения равных возможностей для разных категорий работающих граждан при формировании расчетного пенсионного капитала их пенсионные права конвертируются.

4. Индексация пенсий, а также расчетного пенсионного капитала граждан осуществляется с учетом показателей роста средней заработной платы в стране, уровня инвестиционного дохода и темпов инфляции.

Согласно новому пенсионному законодательству трудовая пенсия российского гражданина состоит из 3-х частей: базовой, страховой и накопительной:

  • базовая часть пенсии – фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, которая не зависит от продолжительности страхового стажа и величины заработка. Базовая часть пенсии, по сути, представляет собой государственное пособие по старости, назначаемое всем застрахованным в системе пенсионного страхования при достижении ими пенсионного возраста, при условии наличия не менее 5 лет страхового стажа. Источником средств для финансирования базовой части пенсии является единый социальный налог;
  • страховая часть пенсии – дифференцированная часть, которая зависит от результатов труда конкретного человека, отражаемая на его индивидуальном счете в системе персонифицированного учета в форме расчетного пенсионного капитала, под которым понимается объем приобретенных пенсионных прав в связи с уплатой за гражданина страховых платежей в течение всей трудовой деятельности с учетом индексаций. Страховая часть непосредственно зависит от размера заработной платы конкретного человека (застрахованного лица), чем выше заработанная плата, тем выше платежи с нее и, следовательно, выше размер будущей пенсии; Страховые платежи персонифицированы и осуществляются в интересах конкретных застрахованных лиц, фиксируются в качестве пенсионных обязательств государства перед застрахованными лицами на их личных счетах, поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам. На личных страховых счетах будет происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Страховая часть пенсии формируется и финансируется в рамках системы государственного пенсионного страхования, ядром которого является Пенсионный фонд Российской Федерации. Источник финансирования страховой части пенсии – страховой платеж, собираемый налоговыми органами и перечисляемый в бюджет ПФР. Размер страхового платежа для мужчин старше 1952 года рождения и женщин старше 1957 года рождения установлен в размере 14% от размера их заработной платы. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 1967 года и женщин родившихся в интервале от 1958 до 1967 года он составит 12%, а для тех, кто родился после 1967 года тариф платежа предусмотрено в период с 2002 года по 2006 год снижать по одному проценту в год - с 11% в 2002 году до 8 % в 2006 году. Страховые платежи поступают на лицевые счета застрахованных граждан и суммируются там. Полученный объем накопленных прав (пенсионный капитал) регулярно индексируется в том же темпе и в те же периоды, что и пенсии нынешних пенсионеров.
  • накопительная часть – часть пенсии, выплачиваемая в пределах сумм, которые отраженны в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, она состоит из накопленных сумм взносов и инвестиционного дохода. Накопительная часть пенсии является разновидностью страховой части, она финансируется за счет части страхового тарифа, выделяемой для более молодых возрастных групп из 14 % - ного страхового взноса, но в отличие от нее средства направляемые на накопление будут не расходоваться на выплату текущих пенсий, а инвестироваться в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода, зачисляемого на личные счета граждан и позволяющего в итоге увеличить размер их пенсий. Размер тарифа накопительных отчислений для разных возрастных групп различен. Для мужчин, родившихся в интервале от 1953 до 967 года и женщин – от 1958 до 1967 года, на накопление выделяется 2% из 14 % страховых платежей, которые перечисляет работодатель в интересах застрахованных лиц. Для тех, кто родился после 1967 года, законом предусмотрено постепенное повышение накопительных отчислений с 3 % в 2002 года до 6 % в 2006 году. Накопительные отчисления будут поступать на специальную часть индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета накопительную специальную часть смогут принимать решение об инвестировании своих пенсионных накоплений, а с 2004 года могут направлять накопительные средства и в проекты, осуществляемые негосударственными пенсионными фондами. На первом этапе пенсионной реформы у российских граждан, выходящих на пенсию, в составе пенсии будут только две части – базовая и страховая. Первые пенсионеры, у которых в составе пенсии будет и накопительная часть, появятся только в 2012 году. Пенсионная система в Российской Федерации состоит государственного обеспечения, обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного страхования и обеспечения. В ходе пенсионной реформы предусматривается комплекс мер по дальнейшему развитию дополнительного пенсионного страхования (обеспечения) путем стимулирования образования пенсионных накоплений и усиления гарантий их сохранности, в том числе государственных. Создаются условия для развития отраслевых и региональных пенсионных систем, которые формируются за счет добровольных отчислений работодателей в негосударственные пенсионные фонды. Государство обязуется при выходе гражданина на заслуженный отдых выплатить ему в виде пенсии все то, что поступало на его личный счет на протяжении всей его трудовой деятельности соответственно проиндексировав и приумножив поступления.


Социальную политику любого развитого государства составляет ряд правовых и экономических норм, на основании которых гражданам предоставляется материальная поддержка. Пенсионная система в России предусматривает финансовое обеспечение определенных категорий граждан, к которым относятся люди пожилого возраста, недееспособные граждане и некоторые семьи – в случае потери кормильца.

Введение

На заметку. В РФ, как и во многих странах действует смешанная пенсионная система. По-другому она называется распределительно-накопительной. Часть отчислений граждане (или компании, в которых они работают) вносят в государственный пенсионный фонд страны. Это так называемая базовая часть. Впоследствии эти средства будут начисляться по государственной программе пенсионного обеспечения. За счет другой части денег формируется их индивидуальная накопительная часть.

Размер пособий и число граждан, которые получают социальные выплаты, во многом зависит от экономических возможностей государства и определяется целым рядом факторов: налоговой политикой, уровнем инфляции, демографическими и иными показателями.

Рассмотрим, как устроена российская пенсионная система, виды материального обеспечения, как работают ПФР и негосударственные фонды. Постараемся ответить на вопрос о том, как повысить размер будущего пособия тем, кто сегодня официально трудоустроен. Кратко расскажем о повышении возраста для мужчин и женщин, а также то, в каком направлении будет идти пенсионная реформа в дальнейшем.

Как устроена пенсионная система РФ

Итак, на каком основании и кому выплачивается материальное пособие в современной России? Есть ли отличие в работе государственного и негосударственных пенсионных фондов?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какие сегодня встречаются виды пенсий и какие цели и обязанности есть у ПФР и НПФ.

В России встречается четыре основных разновидности денежных пособий:

  1. Страховая пенсия. Выплачивается гражданину, который признан утратившим дееспособность. Бывает трех видов: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. В первом случае пособие получают граждане, которые достигли определенного возраста (как показали последние события, этот показатель может меняться). Пенсия по инвалидности начисляется гражданам с I, II и III группами. По потере кормильца – тем семьям, которые лишились кормильца. Трудовая пенсия (по старости), которая выплачивается после достижения гражданином определенного возраста, формируется за счет взносов работодателей;
  2. Накопительная пенсия. Ее средства хранятся на индивидуальных счетах граждан. Через различные частные компании или Внешэкономбанк (государственную компанию) ее формирует Пенсионный фонд России. НПФ инвестируют средства клиента в ценные бумаги и одну часть полученной прибыли перечисляют себе, а другую – гражданину, который платит взносы. Взаимодействие с негосударственными фондами имеет свои плюсы и минусы. Положительный момент заключается в том, что гражданин сможет накопить больше баллов, а отрицательный – в отсутствии той гарантии, что НПФ еще будет работать, когда гражданин выйдет на пенсию;

Важно! Если гражданин не написал заявления о переводе накопительной части в негосударственный фонд, по умолчанию ей будет распоряжаться государство (до того момента, пока соответствующая заявка не будет подана).

Чтобы ответить на вопрос, есть ли отличие в работе ПФР и НПФ, рассмотрим цели и обязанности, которые стоят перед ними. В целом как государственная, так и частные системы решают задачи по выплате средств тем гражданам, которые по закону имеют право на социальные пособия. Различия касаются в основном

Государственный фонд обеспечивает начисление базовой части социальных выплат. В их число входят следующие виды пенсий:

  • по труду. Начисляется гражданам, которые имеют определенный трудовой стаж. Размер выплат зависит от уровня заработной платы в течение всего трудового периода. Одна из разновидностей такой социальной выплаты – пенсия по выслуге лет, которая назначается гражданам, несшим государственную службу, в том числе сотрудникам органов внутренних дел, Вооруженных Сил и пр. Может быть назначена задолго до наступления возраста, когда начинает выплачиваться пенсия по старости;
  • по возрасту. Один из вариантов социальных выплат, когда ежемесячное пособие начисляется гражданину по достижении им определенного возраста. После пенсионной реформы 2019 года мужчины имеют право на пенсию по старости с 65 лет, женщины – с 63 лет (вместо прежних 60 и 55-ти соответственно).

Для справки. В марте 2019 года Государственной Думой принят закон, который предусматривает, что при подсчете общего объема выплат не будет учитываться сумма индексации пенсий. Чтобы пособие оказалось выше прожиточного минимума, эту часть будут выплачивать отдельно. Ее величина зависит от уровня ПМ в каждом субъекте РФ. Прожиточный минимум рассчитывается на местном уровне в соответствии с экономическим положением региона.

  • по инвалидности. Назначается частично дееспособным и недееспособным гражданам. Ее размер зависит от группы инвалидности. Наибольший размер положен тем, кто полностью зависит от третьих лиц и не может самостоятельно, без постороннего ухода, контролировать себя и передвигаться. Меньшая сумма положена инвалидам второй группы, которые могут работать с использованием различных вспомогательных инструментов. И, наконец, те, у кого есть серьезный недуг, но он не препятствует работе, не связанной с большими нагрузками, будут получать наименьшие выплаты. При этом речь идет о соотношении выплат в отдельном регионе, т. к. в одном субъекте Федерации размер пенсии по инвалидности может в значительной степени отличаться.
  • социальные. Регулярные денежные выплаты, которые назначаются государством и не зависит от трудового стажа. Даже если гражданин не работал официально и не платил необходимые взносы, он будет иметь право на минимальное социальное обеспечение. Правда, пенсия в этом случае будет относительно небольшой.


Государственный пенсионный фонд России контролирует, чтобы плательщики вовремя и в нужном объеме платили необходимые взносы, и направляет средства тем, кто имеет право на социальные выплаты. Все лица, задействованные в пенсионной системе, внесены в базу данных. Ведется учет поступающих в фонд и выплачиваемых средств. Работа ПФР регламентируется ФЗ № 166 – о пенсионном гособеспечении в РФ. На основании действующего законодательство перед ПФР обязан решать следующие текущие задачи:

  • собирать страховые взносы;
  • финансировать выплаты государственных пенсий в РФ;
  • взыскивать с работодателей и тех, кто привел к инвалидности граждан, необходимые суммы для дальнейшей выплаты государственных пенсий;
  • капитализироваться собранные средства и привлекать для этого физ- и юрлиц на добровольной основе;
  • предоставлять гражданам необходимую информацию о государственном пенсионном обеспечении;
  • контролировать поступление страховых взносов и правильное расходование средств;
  • организовывать и вести персональный учет застрахованных лиц по различным категориям;
  • вносить в органы законодательной власти предложения по совершенствованию пенсионной системы.

Также ряд задач касается международного и межгосударственного сотрудничества, проведения исследований в области пенсионного обеспечения и страхования.

Деятельность негосударственных пенсионных фондов, как и ПФР, регулируется ФЗ № 166.

Важно! По закону граждане имеют право перевести свои пенсионные накопления в негосударственный пенсионный фонд. Другой вариант – оставить все средства в ПФР. Но и здесь есть свои варианты. Так, ПФР работает с уполномоченными управляющими компаниями, которые могут предложить клиенту различные инвестиционные стратегии, чтобы увеличить объем будущих выплат.

На сегодняшний день граждане могут накапливать часть средств будущего социального пособия в различных НПФ. Для этого заключается специальный договор, после чего отчисления работодатель начинает отправлять в негосударственный пенсионный фонд. Каждый НФП должен успешно решать следующие задачи:

  • повышать размер пенсионных выплат гражданам за счет формирования дополнительных накоплений;
  • создавать необходимые условия, чтобы отчисления граждан поступали и использовались в полном объеме;
  • создавать такие условия, чтобы накопления клиентов устойчиво росли, чтобы в итоге уровень выплат был максимально возможным.

Если этого не происходит, клиент может выбрать другую организацию. Ознакомиться с предложениями различных негосударственных пенсионных фондов вы можете на нашем финансовом портале.


Минимальная пенсия для мужчин и женщин в 2019 году

Итак, рассмотрим, на какой размер социального пособия могут рассчитывать граждане России по достижении установленного законом возраста.

Минимальной можно считать пенсию, которая состоит из одной только базовой части и не имеет доплат. При этом если уровень социальных выплат ниже прожиточного минимума, то гражданам может назначаться региональная или федеральная надбавка, которая индексируется каждый год 1 января. Но на такие доплаты могут рассчитывать только неработающие пенсионеры.

К сведению. 20 февраля 2019 года Президент России В. Путин распорядился пересмотреть методику начисления пенсий, чтобы наименьшие выплаты были не меньше прожиточного минимума по каждому региону. Перерасчет производился и раньше, но с учетом инфляции увеличения были незначительными. Пенсия индексировалась обычно до показателей прожиточного минимума. Теперь социальные выплаты будут индексироваться в том числе и тогда, когда они превышают региональный уровень ПМ.

Таким образом, как мужчины, так и женщины, имеющие право на пенсионное обеспечение, будут получать ежемесячно средства в размере, превышающем прожиточный минимум в регионе их постоянной регистрации. В связи с последними законодательными изменениями социальные пособия по возрасту выплачиваются мужчинам, достигшим 65 лет, и женщинам – с 63 лет.

Ожидаемые изменения

Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.

Важно! Тех, кто на момент реформы уже достиг пенсионного возраста, повышение не затрагивает, при этом они могут рассчитывать на все предстоящие индексации, намеченные правительством.

Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:

В России предусмотрено большое количество различных видов пенсионных начислений: для военнослужащих, по старости, по инвалидности и т.д. В настоящей статье мы перечислим законы, которые регулируют вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, после чего рассмотрим подробно положения закона о пенсии по старости. Социальная выплата по старости назначается гражданам по достижении ими определенного возраста и регламентируется федеральным законом N 166-ФЗ. Этот закон разъясняет условия, необходимые для получения выплат по старости, порядок их назначения, начисления и др.

Список законов о пенсиях в РФ

На данный момент в РФ действует ряд основных законов, затрагивающих сферу пенсионных начислений. В комплексе такие меры социальной поддержки охватывают практически все категории граждан. Ниже приведен перечень законов о пенсиях в РФ с активными ссылками на соответствующие статьи нашего сайта:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (посл. ред. от 18.07.2017)
    «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
    См. также статью Порядок назначения пенсии за выслугу лет согласно 166 ФЗ;
  • Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с изм. от 19.11.2015)
    «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в редакции от 28.12.2017)
    «О страховых пенсиях». См. также статью О выплате пенсии по потере кормильца;
  • Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017) — закон о пенсионном обеспечении бывших военных, служащих МВД, МЧС, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Нацгвардии РФ в отставке, а также членов их семей;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии»;
  • Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»;
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Общие положения закона о пенсии по старости в РФ

Существует два вида пенсий по старости:

  • Страховая пенсия по старости;
  • Социальные выплаты.

Социальная пенсия по старости предназначена для никогда не работавших граждан, либо для тех, чей страховой стаж не превышает установленного минимума, позволяющего получить страховую пенсию. На данный момент указанный минимум составляет 9 лет, в будущем планируется его постепенное увеличение до 15 лет.

Вам будет интересно: ФЗ о занятости населения в последней редакции. подробности по ссылке:

Для назначения социальных выплат необходимо достичь возраста, в котором человек считается нетрудоспособным: 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Указанный возраст на 5 лет превышает возраст, с которого государство начинает выплачивать гражданам страховую пенсию. Обязательное условие: человек не должен работать по найму, иметь иные источники дохода, а также должен прожить на территории Российской Федерации не меньше 15 лет. Все основные положения о социальных начислениях по старости регламентируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 23 этого нормативного документа, социальное пенсионное пособие по старости назначается бессрочно.

Если гражданин имеет достаточный трудовой стаж, он может претендовать на трудовую пенсию. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ, принятый в ноябре 2001 года, регулирует такие аспекты данной сферы, как:

  • Условия, необходимые для получения трудовых выплат;
  • Страховой стаж;
  • Размеры трудовых выплат;
  • Назначение, перерасчет и выдача трудовых пенсий.

Как начисляется пенсия в РФ?

После проведения новой пенсионной реформы в 2015 году, в силу вступил законодательный акт «О страховых пенсиях». Согласно ст. 15 закона, размер страховых выплат по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК, где

  • СПст — размер страховой пенсии по старости;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента на момент, когда назначается страховая пенсия по старости.

Согласно ст. 16 закона, к страховой пенсии прибавляется также фиксированная выплата. На 2018 год она составляет 4 982 рубля 90 копеек, индексируется государством ежегодно. Таким образом, формула для расчета приобретает вид:

СПст = ИПК x СПК + ФВ

Социальная выплата по старости является фиксированной и составляет на сегодня 5034,25 рублей, но может быть повышена за счет регионального коэффициента.

Учитывается ли трудовой стаж?

Закон о социальных выплатах по старости не предусматривает необходимого минимума трудового стажа. Другими словами, при назначении данного вида выплат, трудовой стаж не учитывается.

Однако для получения страховых выплат по старости существует необходимый порог. В расчет страхового стажа включаются периоды работы гражданина, во время которых производились взносы в пенсионный фонд России (ПФР). Возможно включение в стаж иных периодов жизни, предусмотренных законодательством. Но при соблюдении обязательного условия: до и после таких периодов присутствовала рабочая деятельность, во время которой производились страховые начисления в ПФР.

Иногда возникают ситуации, когда гражданин не может подтвердить свой трудовой стаж. Причиной могут служить утеря трудовой книжки, неточности, исправления в ней, неполнота данных. В таком случае подтверждением наличия трудового стажа, или, как еще говорят, средствами «восстановления» трудового стажа, могут служить:

  • Выписки из приказов;
  • Лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
  • Удостоверения;
  • Трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении;
  • Иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Если работодатель до сих пор ведет деятельность, можно за короткое время получить справки о стаже и заработке. Если же учреждение или предприятие к настоящему моменту ликвидировано, необходимо подавать заявление на получение справки в местный архив.

Последние изменения, внесенные в законы о пенсионерах

Мы рассмотрим основные изменения в сфере пенсионного обеспечения в России, произошедшие в последнее время.

15 декабря 2017 года Госдумой РФ был принят закон, согласно которому перерасчет пенсий в дальнейшем будет проводиться не с 1 февраля, как было раньше, а с первого дня января. Индексация затрагивает интересы получателей практически всех видов пенсий: по старости, инвалидности, потере кормильца и др. Не затронет, как и прежде, трудоустроенных пенсионеров.

  • С первого января 2018 года страховые пенсии неработающих пенсионеров были увеличены почти на 4 процента. Для сравнения, по данным Пенсионного фонда РФ, в 2017 году, в соответствии с прогнозом уровня инфляции, планировалось увеличение всего на 2,6 %. Лицам, которые продолжают трудовую деятельность, перерасчета выплат стоит ждать только к концу лета. Однако небольшую прибавку они начнут получать уже сейчас — за счет увеличения количества начисляемых пенсионных баллов (максимум +3 балла), которые также «подорожали». Размер надбавки таким образом составит не более 245 руб.
  • Возросла на 3 рубля стоимость пенсионного балла, ее размер составляет 81,5 руб. Величина пенсионного обеспечения гражданина рассчитывается путем умножения обновленной «цены» коэффициента на количество начисленных пенсионных баллов.
  • Фиксированная выплата, которая также является показателем, значительно влияющим на доход пенсионера, возросла. После индексации ее величина составила почти 4983 руб. По данным ПФР, усредненный показатель размера пенсии по стране на 2018 год вырос до значения 14 075 рублей.

Согласно положениям Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с 2018 года дети, оба родителя которых неизвестны, будут получать от государства социальные пенсии. Речь идет о младенцах, найденных на улице, а также об «отказниках» и «подкидышах», если при их регистрации сведения о родителях не были указаны. Вплоть до достижения несовершеннолетия, таким детям будет начисляться пенсия в размере более 10 тыс. рублей в месяц. Для поступивших в ВУЗ на очное отделение начисления продлятся до 23 лет.

Вопросы пенсионного обеспечения в российском обществе остаются актуальными всегда. Государством ежегодно принимаются меры по повышению размера пенсионных начислений. Однако недовольных своим материальным положением и соотношением пенсия/цены по-прежнему остается множество пенсионеров. В 2018 году рост пенсий наконец превысил уровень инфляции.

Чтобы ознакомиться с последними изменениями, внесенными в пенсионное законодательство, предлагаем вам скачать Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в актуальной редакции.

Читайте также: