Открыт расчетный счет пенсионный фонд

1. Реквизиты для перечисления налогов и взносов

Где взять платежные реквизиты контролирующих органов для уплаты налогов и взносов?

В качестве примера предположим, что организационно-правовая форма компании - юридическое лицо. Юридический адрес: с. Мельниково, Томская область, код ИФНС - 7026.

Налоговая инспекция (ИФНС)

1. Переходим по ссылке на сайт ФНС: https://service.nalog.ru/addrno.do
2. Мы знаем код ИФНС, поэтому щелкаем мышкой по полю "Код ИФНС (1)."


3. Выбираем ИФНС "7026" в списке.



Нажимаем кнопку "Далее" в нижнем правом углу.

4. Откроется детальная информация об инспекции. В ней есть подзаголовок "Платежные реквизиты". Эти данные можно использовать для создания контрагента ИФНС и банковского счета (меню Контрагенты -> Контрагенты -> Создать контрагента).



Реквизиты ИФНС получены.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР)

1. Заходим на сайт ПФР: https://www.pfrf.ru/eservices/pay_docs/
2. Внизу нужно уточнить данные об организации, чтобы помочь сформировать платежные реквизиты. Заполняем данные. Организация является страхователем (платим взносы за работников) (1), выбираем субъект федерации - "Томскую область" (2), и платеж "Уплата страховых взносов" (3).



3. Ниже появляются типы плательщика. Выбираем подходящий нашей компании первый вариант.



4. Далее нужно уточнить тип платежа. Он будет влиять только на значение КБК, реквизиты для уплаты будут одинаковыми в обоих случаях. Нам желательно выбрать один из выделенных типов (платеж ОПС (1) или Платеж в ФФОМС (2)), так как мы будем платить только эти взносы.



5. После этого остается только выбрать вид платежа "взносы".



6. Ниже появляется таблица с реквизитами. Эти данные можно использовать для создания контрагента УПФР и банковского счета (меню Контрагенты -> Контрагенты -> Создать контрагента).



Реквизиты ПФР получены.

Фонд социального страхования (ФСС)

1. Заходим на сайт ФСС: http://fss.ru/
В нижнем правом углу будут 4 ссылки на региональные отделения по типу субъекта РФ. Нужно щелкнуть по той, что соответствует типу нашего субъекта.


2. У нас Томская ОБЛАСТЬ, поэтому надо щелкнуть по второй ссылке сверху. Появляется список областей и краев. Среди них находим "Томскую область" и щелкаем по ней.



3. Откроется окно с информацией по региональному отделению. Нам нужен сайт регионального отделения, находим ссылку и щелкаем по ней.



4. На сайте отделения предоставлена актуальная информация по региону по многим вопросам: калькуляторы пособий, формы заявлений, контактные телефоны, информация для страхователей. Нам нужно найти ссылку с подобным текстом: "Реквизиты для уплаты пособий". Обычно ее можно найти в разделе "Для страхователей". На сайте нашего регионального отделения (Томская область) эта ссылка находится в шапке в центре (выделена зеленым прямоугольником).



Приблизим содержимое. Щелкаем по ссылке.



5. Откроется страница с реквизитами для уплаты взносов в фонд. Эти данные можно использовать для создания контрагента ФСС и банковского счета (меню Контрагенты -> Контрагенты -> Создать контрагента).



Реквизиты ФСС получены.

Настройка получателей

В сервисе Небо есть возможность настройки получателей платежей - контрагентов для уплаты налогов и взносов.

Настраиваем получателей, чтобы при формировании платежных поручений их реквизиты подставлялись автоматически:

1. Заходим в раздел "Денежные средства";
2. Выбираем вкладку "Платежные поручения" и нажимаем на кнопку "Настройка получателей", где появятся поля для заполнения.



2. Платежное поручение для перечисления в бюджет

Платежное поручение (ПП) - это документ, при помощи которого организация дает банку распоряжение перечислить деньги со своего счета в какой-либо бюджет или контрагенту. При безналичных расчетах этот документ обязателен. Его форма утверждена Положением Центробанка № 383-П. А правила заполнения ПП закреплены приказом Минфина № 107н от 2013 года.

Платежное поручение формируется для уплаты налогов и сборов в бюджет по специальным реквизитам, включая КБК, ОКТМО и т.д.

Важно! Код ОКТМО – это специальное цифровое обозначение, которое представляет собой код муниципального образования, на территории которого ведет свою деятельность организация либо происходит уплата.
Организации в платежных поручениях и декларациях указывают код ОКТМО местности, где ведется деятельность или расположено обособленное подразделение. В случае же с ИП необходимость вставать на учет по месту ведения деятельности зависит от налогового режима. Подробнее в статье "Деятельность ИП в другом регионе".
Узнать свой или необходимый ОКТМО можно, используя специальный сервис на сайте ФНС России.

Заполнение документа

Меню: Моя организация -> Личный кабинет -> Календарь.

1. Выбираем ближайшую дату уплаты;
2. Нажимаем на кнопку "Приступить к выполнению" по нужному платежу. В этом случае, большинство реквизитов платежа (КБК, ОКТМО*) подставятся автоматически.
* По умолчанию, проставляется код ОКТМО, указанный в реквизитах организации. Если деятельность осуществляется в другой местности, то необходимо внести изменения вручную.

Формирование платежного поручения для оплаты налога (вручную):

1. Меню: Денежные средства -> Платежные поручения -> Нажимаем зеленую кнопку "Создать платежное поручение".
2. Выбираем "Перечисление средств в бюджет" -> "Перечисление налога или взноса с расчетного счета".
3. Номер и дата проставляются автоматически.
4. Вид платежа "Электронно".
5. Заполняем банковский счет организации.
6. В поле Контрагент должен быть указан контролирующий орган, в который будет осуществляться оплата налога.
7. Указываем банковский счет контролирующего органа.
8. В очередности платежа указываем номер 5.
9. Выбираем вид налога.
10. Выбираем статус составителя.
11. КБК должен быть указан для налоговых отчислений.
12. Указываем код ОКТМО.
По умолчанию, проставляется ОКТМО, указанный в реквизитах организации. Если деятельность осуществляется в другой местности, то необходимо внести изменения вручную.
13. Необходимо указать основание платежа.
Например, согласно перечню, основание платежа "ТП" – это текущий платеж. Данное обозначение говорит о перечислении налогов и взносов за проходящий год. Между тем при оплате задолженности следует проставить код "ЗД" (когда это происходит по инициативе плательщика и до получения требования от ИФНС).
14. Указываем налоговый период, а поле "Значение налогового периода" заполнится автоматически на основе поля "Налоговый период".
15. Номер акта и дата акта проставляется только в том случае, если вам были присланы документы со стороны контролирующего органа.
16. УИН. В данном поле указывается Уникальный идентификатор начисления (УИН) 20 символов. При отсутствии у составителя поручения информации об УИНе указывается значение "0".
Уникальные идентификаторы начисления формируются налоговыми органами. Соответственно, уточнить УИН можно только в территориальном налоговом органе.
17. Указываем сумму налога и назначение платежа. Например, "Единый налог на вмененный доход, за 2 квартал 2018 г.".
18. Статус и дата отправки в банк не заполняются.

Формирование платежного поручения для оплаты штрафа:

1. Меню: Денежные средства -> Платежные поручения -> Нажимаем зеленую кнопку "Создать платежное поручение".
2. Выбираем "Перечисление средств в бюджет" -> "Перечисление налога или взноса с расчетного счета".
3. Номер и дата проставляются автоматически.
4. Вид платежа "Электронно".
5. Заполняем банковский счет организации.
6. В поле Контрагент должен быть указан контролирующий орган, в который будет осуществляться оплата штрафа.
7. Указываем банковский счет контролирующего органа.
8. В очередности платежа указываем номер 5.
9. Выбираем вид налога.
10. Выбираем статус составителя.
11. КБК должен быть указан для штрафов.
12. Указываем код ОКТМО.
По умолчанию, проставляется ОКТМО, указанный в реквизитах организации. Если деятельность осуществляется в другой местности, то необходимо внести изменения вручную.
13. В основании платежа необходимо указать ТР, либо ЗД.
- при внесении платежа по требованию налоговой, проставляют значение "ТР";
- когда организация вносит штраф/пени самостоятельно, указывают код "ЗД".
14. Указываем налоговый период, а поле "Значение налогового периода" заполнится автоматически на основе поля "Налоговый период".
15. Номер акта и дата акта проставляется только в том случае, если вам были присланы документы со стороны контролирующего органа.
16. УИН. В данном поле указывается Уникальный идентификатор начисления (УИН) 20 символов. При отсутствии у составителя поручения информации об УИНе указывается значение "0".
Уникальные идентификаторы начисления формируются налоговыми органами. Соответственно, уточнить УИН можно только в территориальном налоговом органе.
17. Указываем сумму штрафа и назначение платежа. Например, "Штраф по транспортному налогу".
18. Статус и дата отправки в банк не заполняются.

Разнесение выписки по факту уплаты налога

Необходимо зафиксировать факт уплаты налога или взноса в бюджет. Для этого при разнесении выписки в сервисе Небо, указываем типовую операцию "Перечисление в бюджет" и вид налога/сбора, который уплатили.

Проводка будет следующая:

Дт 68 (69) (Налог/взнос) Кт 51 (Расчетный счет) - на сумму налога/взноса/штрафа.

Новые требования по зачислению пенсии и социальных выплат

С 1 января 2021 все банки обязаны зачислять пенсию или социальные выплаты от Пенсионных органов 1 только на карты национальной платёжной системы «Мир» или на счета или вклады с возможностью пополнения и снятия. Это требования Федерального закона «О национальной платёжной системе».

Для каких зачислений действуют новые требования

Что делать, если вы уже получаете пенсию или социальные выплаты от Пенсионного органа на карту Visa или Mastercard?

У меня уже есть карта Мир, счёт или вклад с возможностью пополнения и снятия

Заранее сообщите новые реквизиты карты Мир, счёта или вклада в Пенсионный орган до 1 января 2021.

Где найти реквизиты. Подробнее в разделе «Вопросы и ответы»

У меня нет карты Мир, счёта или вклада с возможностью пополнения и снятия

Откройте карту Мир, счёт или вклад с возможностью пополнения и снятия в СберБанк Онлайн или в офисах СберБанка.

Заранее сообщите новые реквизиты карты Мир, счёта или вклада в Пенсионный орган до 1 января 2021.

В какой Пенсионный орган обращаться

Для пенсионеров и граждан, получающих выплаты от Пенсионного Фонда РФ

Оформите заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат на новые реквизиты

  • Через личный кабинет Пенсионного фонда РФ
  • В территориальном органе Пенсионного Фонда РФ, производящем выплату
  • В ближайшем отделении СберБанка (для пенсионеров)

Для пенсионеров и граждан, получающих пенсионные выплаты от силовых министерств и ведомств

Оформите заявление на перевод Пенсионных выплат на новые реквизиты в Пенсионном органе по месту назначения пенсии

Для судей, получающих ежемесячное пожизненное содержание

Проинформируйте о новых реквизитах для перечисления содержания Подразделение судебного органа, производящего выплаты

1 К Пенсионным органам относятся: Пенсионный Фонд Российской Федерации, пенсионные подразделения Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Судебный департамент Верховного суда.

Как понять, какая у меня карта — Visa, Mastercard или Мир?

Логотип платёжной системы вы найдёте на своей карте в правом нижнем углу.

Что за закон «О национальной платежной системе»?

Другие банки тоже будут зачислять пенсию на счёт или вклад с возможностью пополнения/снятия, или карту Мир?

Я пенсионер и получаю пенсию от Пенсионного фонда РФ на карту Visa/Mastercard. Куда мне обратиться с новыми реквизитами (счёта или карты Мир) для получения пенсии от Пенсионного органа РФ?

Вы можете выбрать удобный для вас вариант:

  • Онлайн через личный кабинет Пенсионного фонда РФ.
  • В территориальном органе Пенсионного Фонда РФ, производящем выплату.
  • В ближайшем Отделении СберБанка.

Я военный пенсионер и получаю военную пенсию на карту Visa/Mastercard. Куда мне обратиться с новыми реквизитами (счёта/карты МИР) для получения военной пенсии?

Как узнать реквизиты моей карты Мир?

В мобильном приложении СберБанк Онлайн:

  • раздел «Информация о карте», Реквизиты

  • раздел «Все операции», Мои счета, выбрать счет и зайти в раздел «Реквизиты».

Попросите распечатать реквизиты вашей карты. Не забудьте взять с собой паспорт.

Как понять, есть ли для моего вклада возможность снятия или пополнения?

Как узнать реквизиты моего счёта или вклада?

В мобильном приложении СберБанк Онлайн на смартфоне нажмите на нужный счет или вклад, а далее нажмите на «Показать реквизиты». В личном кабинете СберБанк онлайн на компьютере или планшете нажмите на нужный счёт или вклад, выберите раздел «Информация по вкладу», а далее нажмите на «Реквизиты перевода на счет вклада».

Почему для получения пенсии нужно открыть карту Мир, счёт или вклад с возможностью пополнения и снятия?

Касается ли закон тех, кто длительное время находится за границей?

Нет, лица, проживающие длительное время за границей и ежегодно оповещающие об этом Пенсионный орган, производящий выплату, могут получать пенсию на карты Visa или Mastercard. Обратите внимание: банк не обладает этой информацией.

Подробнее ознакомиться с информацией о пенсионном обеспечении лиц, проживающих за границей, можно на сайте Пенсионного Фонда РФ.

Что нужно сделать, чтобы перевести пенсию Пенсионного Фонда РФ на счёт или карту Мир?

Вам нужно узнать реквизиты карты Мир или счёта или вклада с возможностью пополнения и снятия средств любым удобным способом (СберБанк Онлайн, банкомат, отделение СберБанка). Далее оформите заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат на новые реквизиты:

  • Онлайн через личный кабинет Пенсионного фонда РФ
  • В территориальном органе Пенсионного Фонда РФ, производящем выплату
  • В ближайшем Отделении СберБанка

Могу ли я оформить заявление о доставке пенсии и иных социальных выплат от Пенсионного Фонда РФ в отделении СберБанка?

Как мне оформить перевод пенсии на новые реквизиты через личный кабинет на сайте Пенсионного Фонда РФ?

Инструкция находится в в личном кабинете.При этом для отправки заявления в Пенсионный фонд РФ нужна подтвержденная учетная запись на портале Госуслуги.

Могу ли я оформить заявление на доставку пенсии от Пенсионного фонда РФ на новые реквизиты через портал Госуслуг?

Когда я получу пенсию, после предоставления новых реквизитов для получения пенсии в Пенсионный Фонд РФ?

Если реквизиты были переданы до 15-го числа, пенсия поступит на указанный счет в следующем месяце согласно графику Пенсионного Фонда РФ. Если после 15-го числа — через два месяца.

Пример. Иван Иванов передал реквизиты для пенсионных зачислений в Пенсионный фонд РФ 22 февраля. Пенсия поступит ему в апреле. Если бы Иван Иванов передал реквизиты 13 феврале, пенсия поступила бы в марте.

Статья посвящена обобщению судебной практики при рассмотрении дел о действительности счетов Пенсионного фонда Российской Федерации в кредитных организациях. Вправе или нет ПФР открывать счета в коммерческих кредитных организациях? Или право на их открытие и обслуживание имеется только у Центрального банка России? В материале изложены и проанализированы два противоположных подхода при решении судами данной проблемы.

Так, в частности, при рассмотрении дел о применении последствий недействительности договора банковского счета, заключенного между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — Пенсионный фонд России или ПФР) и кредитной организацией, перед арбитражными судами возникает вопрос о том, обязан ли Пенсионный фонд России открывать счета только в Банке России либо вправе открывать счета в других кредитных организациях.

Относительно обозначенного вопроса в судебной практике сформировались два подхода.

Согласно первому подходу счета ПФР обслуживаются только Центральным банком Российской Федерации, в связи с чем ПФР не вправе открывать банковские счета в других кредитных учреждениях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие доводы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы состав-ляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования в целях обеспечения надлежащих финансовых условий осуществления программ социального развития.

При этом Законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управ-лении ПФР.

Так, статьей 16 Закона предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии таковых — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 (БК РФ) бюд-жеты государственных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда России, входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Пенсионный фонд России является участником бюджетного процесса, входит в бюджетную систему РФ, финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 3 Закона бюджет Пенсионного фонда России — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. В структуре расходов бюджета ПФР на соответствующий финансовый год, утверждаемой Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда России, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий. Все средства ПФР, как поступающие в доход бюджета Пенсионного фонда России, так и направляемые на определенные цели в соответствии со структурой расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Законодателем не сделаны исключения, касающиеся размещения в кредитных организациях средств бюджета Пенсионного фонда России, направляемых на выплату пенсий, поскольку установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

В связи с этим на правоотношения, связанные с получением ПФР бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства, в том числе положения статей 155 и 156 БК РФ2.

В силу названных статей Бюджетного кодекса РФ в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения им этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями. При этом в статье 48 Закона о Центральном банке Российской Федерации отмечается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюд-жетных фондов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание счетов территориальных органов ПФР, которые в силу статьи 161 БК РФ являются бюджетными учреждениями, состоит в получении, хранении и расходовании выделенных им бюджетных средств, то такие счета в соответствии со статьей 155 БК РФ должны быть открыты Банком России с целью учета средств ПФР, направляемых на выплату пенсий.

В этой связи представители данной позиции полагают, что положения писем о расчетных счетах ПФР3, согласно которым средства ПФР учитываются на открываемых ему и его региональным отделениям в банках на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации» по соответствующим лицевым счетам, необходимо применять в точном соответствии со статьями 155 и 156 БК РФ.

Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требования к их целевому использованию, что может быть осуществлено путем установления федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил, относящихся к выбору соответствующим субъектом конкретной правовой формы обслуживания счетов бюджетов. Наличие таких правил призвано гарантировать наиболее благоприятные условия, в том числе с точки зрения сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования4. При этом обслуживание счетов бюджетов Банком России является механизмом защиты бюджетных средств5.

Согласно второму подходу Пенсионный фонд России вправе открывать счета также и в кредитных организациях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие аргументы.

По общему смыслу БК РФ денежные средства внебюджетных государственных фондов бюджетом в понимании статьи 6 БК РФ не являются, хотя государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса и их бюджеты входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 БК РФ территориальные органы ПФР являются бюд-жетными учреждениями, использующими бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством, открывающим, в свою очередь, в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть БК РФ предусмотрен четкий порядок открытия счетов для учета средств ПФР в Банке России — такие счета могут быть открыты только Федеральным казначейством.

Однако статья 1486 БК РФ, предусматривающая исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральным казначейством, до настоящего времени не введена в действие. При этом действие частей 4 и 5 статьи 215.1 БК РФ в части кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюд-жетных фондов приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года.

Следовательно, Федеральное казначейство не имеет права открывать лицевые счета территориальным органам ПФР и поэтому не имеет права открывать счета в Банке России для учета средств ПФР.

Пенсионный фонд России представляет собой обособленный в использовании государственный централизованный фонд денежных средств, с помощью которого государство реализует социально-экономические задачи, и образован в целях создания оптимальной структуры государственного управления финансами пенсионного обеспечения. При этом целевая направленность средств ПФР в отличие от средств бюджетов определена законодателем конкретно, о чем свидетельствует содержание статей 3 и 143 БК РФ (если бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то Пенсионный фонд России — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение).

Поскольку содержание расходов бюджетов разнопланово, распорядителей и получателей средств бюджета много, а получателем средств ПФР является только Пенсионный фонд России как единая централизованная система органов и расходуются они только для единственной цели, подход законодателя к режиму формирования и расходования средств бюджета и внебюджетных фондов может быть различен.

Таким образом, законодатель выделяет средства государственных внебюджетных фондов в отдельную форму образования денежных средств, которые не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, имеют строгое целевое назначение и изъ- ятию не подлежат.

Из анализа норм БК РФ следует, что в том случае, когда законодатель желает распространить действие соответствующей нормы на отношения, связанные с формированием и расходованием средств бюджетов и внебюджетных фондов, в статье БК РФ упоминается о них раздельно или словами «бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Статья 155 БК РФ не содержит упоминания о внебюджетных фондах, ее действие не распространяется на органы Пенсионного фонда России. Тем самым обслуживание счетов ПФР, как и осуществление бухгалтерских операций со средствами ПФР, не регулируется статьями 155 и 156 БК РФ, поскольку в них регулируется вопрос обслуживания счетов бюджетов, а не государственных вне- бюджетных фондов.

Каких-либо ограничений по открытию органами ПФР банковских счетов в других банках законодателем не установлено. Об этом свидетельствует позиция Конституционного суда РФ, отраженная в Постановлении от 17.09.2004 № 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях.

Также представители данной позиции обращают внимание на то, что законодателем употребляются два различных термина — «обслуживание» и «хранение», смысловая нагрузка которых не является тождественной. В связи с этим делается вывод, что денежные средства ПФР хранятся на счете в ЦБ РФ (к которому, по их мнению, применяется режим договора банковского вклада), а расчетно-кассовое обслуживание осуществляется по счетам, открытым в других банках (к которым, по их мнению, применяется режим договора банковского счета).

В обоснование изложенного подхода они также ссылаются на статью 16 Закона о пенсионном страховании, которая не запрещает открытие в иных кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам ПФР, направленных на выплату пенсий, а не для хранения денежных средств. При этом хранение и аккумулирование денежных средств ПФР осуществляются на открытом в Банке России счете с символом «01» в 15–16 разрядах номера лицевого счета 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Кроме того, хранение денежных средств в системе ПФР осуществляется на уровне высшего звена системы.

Из этого делается вывод, что банковский счет открывается не для хранения денежных средств, а для выплат пенсий (денежные средства в пределах установленного лимита ежедневно зачисляются на счет управлением ПФР и перечисляются с него доставщикам пенсий).

При этом открытие счетов территориальным органам ПФР основано на статье 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой выплата трудовой пенсии производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера, а доставка пенсии также может производиться по желанию пенсионера, в том числе кредитной организацией7.

В качестве дополнительного довода в обоснование изложенной позиции приводится следующий: поскольку денежные средства, начисленные к доставке сумм пенсий, не находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, указанные денежные средства являются уже собственностью пенсионеров, так как они отражают суммы начисленных пенсий за определенный период8.

Следует также отметить, что практика арбитражных судов кассационной инстанции при разрешении обозначенного вопроса в отношении Фонда социального страхования в большинстве случаев единообразна и состоит в том, что, поскольку Правительством РФ не установлен перечень банков, в которых бы разрешалось Фонду социального страхования открывать банковские счета, он не имеет права на открытие счета в ином учреждении банка, кроме учреждения ЦБ РФ9.

Помимо обозначенного вопроса, в практике применения законодательства о пенсионном обеспечении также возникает вопрос о соответствии статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральному закону «О защите конкуренции».

Так, в частности, отмечается, что указанная норма Закона ставит в неравное положение иные кредитные организации (банки) и Сбербанк, предоставляя последнему предпочтение, которое выражается в предостав-лении средств федерального бюджета для выплаты военным пенсионерам пенсий и обязании последних к заключению со Сбербанком договоров банковского вклада.

Пункт 4 статьи 1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выделяет общий порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, который регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и в отношении отдельных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых не преду-смотрено указанным Законом, специальный порядок, который регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 11 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в настоящем Законе, и их семей осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые в силу статьи 56 упомянутого Закона выплачивают пенсию через учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. При этом отмечается, что пенсии могут выплачиваться и в ином порядке по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов РФ.

Приведенное положение статьи 56 Закона породило на практике следующий вопрос: предусматривается ли данной статьей обязательное зачисление сумм пенсий военным пенсионерам первоначально только во вклады, открытые в Сбербанке России, либо допускается зачисление Сбербанком России средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий военным пенсионерам, сразу во вклады, открытые ими в других кредитных организациях, при наличии соответствующего заявления военного пенсионера.

Следует отметить, что практика арбитражных судов по обозначенному вопросу является немногочисленной.

Вместе с тем по упомянутой проблеме существует правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая отражена в Постановлении Президиума от 19.12.2006 № 11627/06 и состоит в том, что для соблюдения установленного законом порядка выплаты пенсии военным пенсионерам необходимо заключение пенсионером-вкладчиком договора банковского вклада со Сбербанком России, зачисление отделениями Сбербанка России средств федерального бюджета на счет по такому вкладу либо оформление переводов через организации связи на основании документов, оформленных пенсионными органами соответствующих ведомств. При этом законодательными актами, регулирующими порядок выплаты и доставки пенсий военным пенсионерам, не предусмотрена обязанность Сбербанка России зачислять суммы пенсий на счета по вкладам, открытые в иных кредитных организациях.

1 Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов РФ» внесены изменения в БК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 г. Так, статья 10 изложена в новой редакции, из содержания которой следует, что бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетной системе РФ. Статья 143 признается утратившей силу с указанной даты. 2 Указанные статьи претерпели лишь редакционные правки.

3 Совместное письмо ПФР от 18.01.2001 № КА-03-25/526, Министерства труда и социального развития от 18.01.2001 № 47-АП, ЦБ РФ от 29.01.2001 № 911-У, Министерства РФ по налогам и сборам от 29.01.2001 № АС-6-07/84, Министерства финансов РФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации»; совместное письмо ПФР и ЦБ РФ от 06.09.2001 № 1029-У.

4 Постановление Конституционного суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда республики Хакасия».

5 Постановление ФАС ВСО от 04.08.2004 № А74-1188/04-К1-Ф02-2886/04-С2.

6 С 1 января 2008 г. кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

7 Согласно первому подходу ссылка на ст. 24 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, так как указанные нормы законов регулируют порядок доставки пенсии по желанию пенсионера.

8 Постановления ФАС ВВО от 04.07.2007 № А43-5998/2006-21-90, от 07.03.2007 № А43-5999/2006-21-89.

9 Постановления ФАС ЗСО от 27.12.2005 № Ф04-8277/2005(17064-А27-8), от 06.12.2005 № Ф04-8795/2005(17595-А27-8), от 08.11.2005 № Ф04-8018/2005(16666-А27-8), от 27.05.2004 № Ф04/2947-724/А45-2004.

Для большинства жителей России предпенсионного и пенсионного возраста является актуальным вопрос: каким образом получать денежные средства в качестве пенсионных отчислений / иных социальных выплат от государства.

Сначала сразу сделаю несколько оговорок:

  • ситуацию буду рассматривать применительно к Московскому региону (в иных может быть своя какая-то региональная специфика назначения и производства выплат, необходимо уточнять самостоятельно в региональных отделениях Пенсионного фонда РФ);
  • данная статья относиться как к порядку получения пенсии по старости (начисляет и отправляет - районное отделение Пенсионного фонда РФ), так и социальных выплат: в нашем конкретном случае - региональная социальная доплата к пенсии ветерану труда в виде ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) (начисляет и отправляет районное отделение Департамента социальной защиты населения г. Москвы)

Более подробно изучим сами варианты получения пенсии.

В соответствии со ст. 21 п. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01 января 2015 года, порядок взаимодействия организации, осуществляющей доставку страховой пенсии, с органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, устанавливается договором, типовая форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

# Доставкапенсии производится по желанию пенсионера следующими способами:

  • через кредитную организацию путем зачисления сумм страховой пенсии на счет пенсионера в этой кредитной организации;
  • через организации почтовой связи;
  • через иные организации, занимающиеся доставкой страховых пенсий, путем вручения сумм страховой пенсии на дому или в кассе организации, производящей доставку.

Хочу рассказать какой же существует в настоящее время в Московском регионе механизм смены кредитного учреждения для доставки пенсии и иных социальных выплат (на успешном опыте моей мамы, в октябре 2019 года). Надеюсь, кому-то из читателей канала этот опыт пригодиться для того, чтобы самому себе или в помощь кому-то из близких родственников-пенсионеров / получателей социальных выплат без особых временных затрат и нервов сменить банк для более выгодных условий денежных поступлений и их накопления.

И так, хочу отметить, что для того, чтобы данный процесс смены кредитного учреждения, в которое будет приходить пенсия, прошел для пенсионера наиболее быстро, без очередей и лишних нервов для начала необходимо иметь подтвержденную учетную запись на портале "Госуслуги" (об этом более подробно рассказано ЗДЕСЬ ). При ее наличии, Вы можете перейти непосредственно к процедуре подачи в режиме онлайн электронного заявления на смену способа доставки пенсии / социальных выплат (то есть смене кредитного учреждения - где находиться расчетный счет получателя пенсии / социальных выплат). В зависимости от вида начислений необходимо выбрать ведомство, в которое Вы хотите с данным заявлением обратиться. Как я указывала выше, для пенсии по старости - это Пенсионный фонд России (ПФР), а для социальных выплат - это Департамент социальной защиты населения г. Москвы.

Рассмотрим более подробно алгоритм подачи через портал Госуслуги электронного заявления о смене способа доставки пенсии в региональное отделение ПФР .

  1. Войдите в свою подтвержденную учетную запись на портале Госуслуги: https://esia.gosuslugi.ru/idp/rlogin?cc=bp ;
  2. В каталоге услуг перейдите во вкладку "Органы власти" выберите "Пенсионный Фонд Российской Федерации". Далее перейдите в подраздел " Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению ", где увидите возможность получить электронную услугу " Доставка пенсии ". Нажмите на кнопку "Получить услуги" и далее Вам необходимо будет заполнить в электронном виде заявление о доставке пенсии. Заполните все необходимые поля формы.
  3. В пункте 3 «Сведения о доставке пенсии. » укажите необходимые сведения:
  4. в графе способЧЕРЕЗ:кредитную организацию
  5. в графе НАИМЕНОВАНИЕ: например, АО «Тинькофф Банк»
  6. в графе НА СЧЕТ:номер Вашего расчетного счета в например, в Тинькофф банке (актуальные реквизиты счета можно посмотреть в мобильном приложении или в личном кабинете на сайте https://www.tinkoff.ru/login/ : нажмите на карту "Tinkoff Black" и перейдите в раздел "Реквизиты" — номер указан в пункте "Счет получателя платежа".
  7. Дождитесь когда Пенсионный фонд РФ рассмотрит Ваше заявление. Официальный срок рассмотрения — максимум 7 дней. Конкретно поясню по фактическим срокам в действительности:
  • 19 октября 2019 года (день недели - суббота) моей мамой было подано электронное заявление через портал "Госуслуги" о смене способа доставки пенсии (то есть смене кредитного учреждения. в котором открыт расчетный счет для ее получения);
  • 21 октября 2019 года (день недели - понедельник) заявление было получено ведомством и зарегистрировано под №***, с этого дня принято в работу;
  • И только 30 октября 2019 года (день недели - среда), то есть через 8 (восемь) рабочих дней с момента подачи заявления в ПФР в личном кабинете на портале Госуслуг данная услуга перешла в статус "Заявление удовлетворено" с таким сообщением: " Заявление удовлетворено Доставка назначенной пенсии будет осуществляться в соответствии с Вашим заявлением №*** от 19.10.2019 года через кредитную организацию ".
  • А в связи с тем, что доставочные документы по пенсионным выплатам на ноябрь 2019 года были сформированы в уже октябре 2019 года, выплата пенсии на новый расчетный счет стала производиться только с декабря 2019 года!

О самих причинах принятия решения моей 70-летней мамы - пенсионерки о смене кредитного учреждения для зачисления пенсии по старости и ее выборе можете прочитать более подробно ЗДЕСЬ . Отмечу здесь только то, что изначально пенсия зачислялась маме с момента назначения до декабря 2019 года (как указано выше) на Сберегательный вклад "Пенсионный плюс" в ПАО "Сбербанк России", а сменила мама кредитную организацию - на АО "Тинькофф Банк".

Буду рада, если вышеизложенный опыт кому-то пригодиться!

Читайте также: