Отпуск по пенсионному страхованию

Краткое содержание:

Отпуск без содержания и трудовой стаж.

Добрый день, судари и сударыни. Продолжаю вас знакомить с "вечно больной" темой трудового стажа.

Мои предыдущие публикации:

Что такое специальный трудовой стаж? Подробнее >>>

Период отдыха, в котором за работником не сохраняется заработная плата, часто вызывает вопросы трудящихся о том, будет ли такое время учитываться в стаже.

Можно выделить отпускной, страховой, трудовой стаж.

Каждый определяется по-своему и применяются для расчета различных значений.

В соответствии с п. 1 ст. 128 ТК РФ работник по по его письменному заявлению в связи с семейными обстоятельствами другим уважительным причинам может быть получить отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем. Об этом факте знает каждый.

Но кто-нибудь хоть раз задумывался о том, а входить ли этот неоплачиваемый период в пенсионный стаж?

Многие из вас ответят, да, входит. И будут частично не правы.

Для того, чтобы понять почему так, давайте совершим небольшой экскурс по понятиям трудового и страхового стажа и узнаем как отпуск без содержания повлияет на вашу пенсию.

Чем отличается страховой стаж от трудового?

Люди чаще всего, путают два понятия трудового и страхового стажа, так как они имеют отношение не только к начислению пенсии, но к разным выплатам и пособиям, вот только порядок применения у них разный.

Расчет страхового стажа необходим для установления факта присутствия права на пенсию. В него включают то время, когда с выплат работника отчислялись денежные обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

Кроме того, в него входит ряд нестраховых периодов: время получения выплаты по безработице, пособия до 1.5 лет ребенка, ухода за нетрудоспособным, престарелым гражданином, а также за инвалидом любого возраста. Сюда же входит общественная деятельность, в которой был занят гражданин.

Важно! Применяется страховой стаж не только при определении пенсионных накоплений, но и при установлении процента оплаты больничного. Чем выше данный показатель, тем больше процент оплаты пособия по временной нетрудоспособности — от 60 до 100%.

Трудовой стаж — обобщенное понятие, используемое для определения размера пенсии по срокам, приходящимся на время до 2002 г. Применяется он только по отношению к тем работникам, которые трудились до 2002 г. В него входит все время работы, а также трудовая деятельность, носящая общественно-полезный характер.

При начислении пенсии может учитываться и трудовой стаж по периодам до 2002 г., и страховой — по более поздним срокам. Данный вид отдыха оформляется на основании заявления по инициативе сотрудника а при наличии форс-мажорных обстоятельств, по инициативе работодателя. Что конечно, само по себе не законно, но работники, боясь для себя негативных последствий, идут на поводу у работодателя. В таких случаях, лучше брать больничный, больше шансов на то, что его оплатят.

Пенсионный фонд четко определяет, что в страховой могут войти только те временные отрезки, которые сопровождались отчислениями в счет пенсии. В настоящее время это та часть взносов, которая рассчитывается по ставке 22% от суммы начисленного сотруднику дохода. С начала 2017 г. уплачивается пенсионный взнос в ИФНС.

Время нахождения в отпуске за свой счет регулируется ст.128 ТК РФ и характеризуется отсутствием начисления заработной платы. Так как заработок во время отгулов не сохраняется, то и база для расчета страховых взносов для пенсии отсутствует — отчисления в данный период не производятся.

Никаких исключений относительных выходных без содержания и их учета при начислении пенсии законодательство не содержит. Следовательно, время отпуска без сохранения заработной платы в страховой стаж не входит.

Важно! Трудовой стаж в настоящее время фактически приравнивается к страховому. Поэтому дни, взятые за свой счет, длительности трудового стажа не увеличивают.

Учитываются ли отгулы без содержания в отпускном периоде?

Отпускной стаж — это сумма тех временных промежутков в трудовой деятельности сотрудника, за которые ему положен ежегодный очередной оплачиваемый отпуск.

Необходимо знать, учитывается ли время отдыха без сохранения заработной платы в отпускном стаже. Это позволит правильно провести расчет положенных дней отпуска, а также компенсации, выплачиваемой при увольнении.

Ч.1 ст.121 ТК РФ устанавливает, что время отпуска без сохранения содержания входит, но только в пределах 14 дней. Если работник отдыхает без сохранения заработка свыше двух недель суммарно за год, то дни превышения не учитываются при расчете отпускных и компенсации, назначаемой при увольнении.

2 недели рассчитываются за рабочий год, а не календарный. Рабочим признается тот год, который отсчитывается со дня принятия сотрудника на работу.

Если исключаемых периодов из стажа для отпуска в следующие 12 месяцев не было, то рабочий год заканчивается днем, предшествующим дню трудоустройства с учетом прошедшего года. Если исключаемые промежутки были — например, количество отгулов за свой счет превысило 14, то дата окончания рабочего года сдвигается на число неучитываемых дней.

Пример:

Сотрудник Соколов А.А. устроен на должность бухгалтера с 03.02.2018.

Будучи работающим пенсионером, он воспользовался правом на отпуск без сохранения заработной платы, но вместо положенных 14 дней взял 21 день за свой счет по договоренности с директором.

Будет ли учтен данный период без содержания в отпускном стаже?

По ст.121 ТК РФ в стаж для расчета отпуска и компенсации при увольнении можно включить только 14 календарных дней без сохранения положенной заработной платы. Значит, 7 дней, взятых за свой счет свыше данного срока, не входят отпускной период.

Рабочий год для Соколова А.А. закончится на 7 дней позже, так как сдвинется из-за исключенного периода — с 03.02.2018 по 09.03.2019. За этот срок Соколову положено 28 отпускных дней. С 10.03.2019 начнется отсчет нового рабочего года.

Время пребывания в отпуске за свой счет не увеличивает продолжительность трудового и страхового стажа в связи с отсутствием базы для пенсионных и иных отчислений в эти периоды.

При этом по закону 14 дней отдыха без сохранения заработка за год входит в стаж для расчета отпускных и компенсации, рассчитываемой при увольнении.

Все остальные дни без содержания свыше 14 за год не учитываются.

ВЫВОД

Из вышенаписанного следует, что

1. Трудовой стаж — период работы, приходящийся на время до 2002 г.

2. Страховой стаж — период работы, приходящийся на время после 2002 г.

3. Время отпуска без сохранения содержания входит в страховой стаж, но только в пределах 14 дней.

4. Время отпуска без сохранения содержания входит в трудовой стаж полностью.

По действующему законодательству в стаж для страховой пенсии засчитывают продолжительность официальной работы или иной деятельности, в течение которой перечисляются взносы на пенсионное страхование (ОПС). Однако в течение декретного отпуска (по беременности и родам) и отпуска по уходу за ребенком взносы в ПФР не перечисляются, но эти периоды все равно входят в страховой стаж.

Помимо включения этих периодов в страховой стаж гражданину начисляются пенсионные баллы, которые затем будут учтены при расчете размера пенсии. Причем чем больше детей, тем большее количество баллов будет начислено за время осуществления ухода.

Нужно отметить, что по закону отпуск по уходу за ребенком засчитывается именно в страховой стаж. Однако этот период не всегда включают в другие виды стажа.

  • Например, он не всегда засчитывается в спецстаж и выслугу лет для работников вредных производств, медицинских, педагогических работников и так далее. Здесь ключевое значение имеет дата, когда родитель оформил отпуск по уходу.
  • Кроме того, он не учитывается при подсчете льготного стажа, дающего право на снижение пенсионного возраста на 2 года. По закону такая льгота предоставляется женщинам, проработавшим 37 лет, а мужчинам — 42 года.

Засчитывается ли декрет и отпуск по уходу за ребенком в стаж для начисления пенсии

Чтобы разобраться в правилах подсчета страхового стажа, необходимо понимать процедуру оформления декретного отпуска. Проходит это по следующей схеме.

Сначала женщина оформляет отпуск по беременности и родам (декрет). Ей выдается лист нетрудоспособности на 140 дней, а в случае осложнений или многоплодной беременности больничный может быть продлен до 156 или 194 дней соответственно. Мужчина оформить больничный по беременности и родам (то есть уйти в декрет) не может.

  • Пособие по БиР не облагается НДФЛ, и с этой суммы не уплачиваются страховые взносы, в том числе на пенсионное страхование.
  • Но тем не менее, декрет полностью засчитывают в страховой стаж женщины, так как он относится к периоду временной нетрудоспособности гражданина (пункт 2 ч. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ).

После завершения декрета можно оформить отпуск по уходу за ребенком — такая возможность есть как у матери, так и у отца. В течение этого времени тоже не отчисляются страховые взносы, но он все равно включается в страховой стаж ухаживающего родителя (пункт 3 ч. 1 ст. 12).

  • В страховой стаж входит только 1,5 года отпуска по уходу. Если ухаживающий решит продлить отпуск до 3-летия ребенка, в страховой стаж этот срок не засчитают.
  • Максимальная продолжительность засчитанных в стаж периодов составляет 6 лет. Например, будет учтено время ухода за четырьмя детьми до полутора лет, а отпуск с пятым ребенком уже не засчитают.

Нужно отметить, что нестраховые периоды входят в стаж родителя, если до них либо после были периоды официальной работы, за время которой в ПФР отчислялись страховые взносы. Такое условие закреплено в части 2 ст. 12 закона № 400-ФЗ.

Некоторым категориям граждан предоставляется право на досрочную пенсию в связи с особенностями условий труда — например, педагогам, медработникам, работникам вредных производств и так далее. Причем уйти на пенсию они могут при условии выработки спецстажа по профессии (то есть по выслуге).

Продолжительность отпуска по беременности и родам (декрет) всегда включается в выслугу женщины. Однако в отношении периода ухода за ребенком до полутора лет не все так однозначно.

  • Статья 167«Кодекса законов о труде Российской Федерации» предусматривала, что продолжительность ухода за ребенком до полутора лет засчитывается как в общий, так и в спецстаж по профессии.
  • Однако с принятием Закона РФ № 3543-1 от 25.09.1992 г. это правило было отменено, а отпуск по уходу исключен из перечня периодов, учитываемых в спецстаже. Эти изменения вступили в силу 6 октября 1992 г., соответственно, оформленный после этой даты отпуск перестали учитывать в выслуге.

Зачастую Пенсионный фонд не включает отпуск по уходу в спецстаже, хоть он и оформлен до указанной даты. Чтобы подтвердить свои пенсионные права, придется обжаловать решение ПФР в судебном порядке. Исходя из судебной практики, в специальный стаж могут даже засчитать всю продолжительность отпуска — не до полутора, а до трех лет.

Учитывается ли декрет и отпуск по уходу за ребенком в стаже для досрочной пенсии

Женщины и мужчины, имеющие длительный стаж работы, могут оформить пенсию по старости за 2 года до достижения норматива пенсионного возраста. Такая льгота предоставляется женщинам, проработавшим 37 лет, а мужчинам — 42 года. Однако при определении права на льготу учитывают далеко не все периоды.

Согласно части 9 ст. 13 закона № 400-ФЗ, учитывается совокупная продолжительность следующих периодов:

  • Официальной работы либо иной деятельности, во время которой перечислялись взносы на пенсионное страхование.
  • Временной нетрудоспособности, когда гражданин получал пособие по обязательному соц. страхованию.

Декретный отпуск попадает под второй пункт этого списка, так как является периодом временной нетрудоспособности. Поэтому декрет полностью включается в 37-летний льготный стаж женщины. Однако отпуск по уходу до 1,5 лет не входит в льготный стаж, так как отсутствует в списке учитываемых периодов. Таким образом, полтора года, в течение которых родитель ухаживает за ребенком, выпадает из стажа, дающего право на досрочную пенсию.


Начисление пенсионных баллов

За время отпуска по уходу за детьми до полутора лет родителю начисляются пенсионные баллы (ИПК), из которых в дальнейшем будет рассчитываться размер страховой пенсии. Причем сумма начисленных гражданину пенсионных баллов зависит от количества детей, за которыми ухаживал родитель.

Нормативы по пенсионным коэффициентам закреплены в части 12 ст. 15 закона № 400-ФЗ и представлены далее в таблице:

Сколько пенсионных баллов будет начислено за 1 год за 1,5 года
за первого ребенка 1,8 2,7
за второго 3,6 5,4
за третьего и четвертого 5,4 8,1

Если отпуск составил менее календарного года, то коэффициент рассчитывается исходя из фактической продолжительности этого периода:

  • за каждый полный месяц начисляется 1/12 установленного коэффициента;
  • за каждый день — 1/360 от установленного коэффициента.

До 2015 года за время ухода за детьми гражданам не начисляли пенсионные баллы — этот срок просто засчитывали в стаж и учитывали при назначении пенсии. С 2015 года закон позволяет заменить часть стажа на нестраховой период (в данном случае, на отпуск по уходу) и в связи с этим пересчитать пенсию. В некоторых случаях такой перерасчет выгоден и дает пенсионерам возможность получить дополнительную надбавку к пенсии. Чаще всего пересчитать пенсию выгодно гражданам с двумя и более детьми и низкой заработной платой.

Для перерасчета пенсии за детей необходимо подать заявление в ПФ РФ, МФЦ, через Госуслуги или направить его почтой. Если в результате перерасчета окажется, что такая замена периодов невыгодна для пенсионера, размер пенсии останется прежним и уменьшен не будет.

Как подтвердить эти периоды при выходе на пенсию

Учет отпуска по уходу за детьми и начисление пенсионных баллов за этот период происходит непосредственно при назначении страховой пенсии. Если декрет был оформлен до 2002 г., заявителю необходимо будет предоставить документы, подтверждающие факт рождения детей и достижение ими возраста 1,5 лет:

  • свидетельства о рождении детей или паспорт;
  • документы от работодателя о предоставлении отпуска по уходу или другие подтверждающие документы;
  • справки жилищных органов о совместном проживание до 1,5 лет и т.д.

Кроме того, гражданин должен сообщить информацию о втором родителе ребенка. Отпуск включат в страховой стаж только в том случае, если соответствующий период не засчитывали при назначении пенсии другому родителю.

Нет такого предприятия, которое бы не сталкивалось в своей деятельности со страховыми взносами. Несколько лет назад эти платежи назывались единым социальным налогом. К сожалению, сотрудники не уделяют должного внимания этому вопросу до того момента, пока не подойдёт время выходить на пенсию. Многие люди даже не знают, какие платежи за них уплачиваются, с каких сумм идут отчисления.

Что такое страховые взносы и для чего они нужны

Долгом каждого работодателя в нашей стране является уплата страховых взносов в Пенсионный Фонд (ПФР). Страховые взносы представляют собой обязательные отчисления, которые осуществляет работодатель из заработанных сотрудниками денег. Пенсионные взносы аккумулируются в фонде. Впоследствии при возникновении определённых ситуаций, фонд осуществляет выплату положенных сумм. Отчисления в ПФР и Фонд социального страхования гарантирует сотруднику получение пособий в связи с болезнью, в связи с материнством, получение различных льгот.
Основной закон, устанавливающий отчётность, сроки уплаты и сдачи отчётов, размер, а также льготы по страховым взносам, это Федеральный Закон 212-ФЗ «О страховых взносах», а также 34 главой НК РФ.

Кто должен платить взносы в ПФР

Взносоплательщиками выступают работодатели. В эту группу попадают:

  1. Различные предприятия и организации, имеющие наёмных работников, выплачивающие им заработную плату, а также оплачивающие работу по договорам подряда;
  2. Индивидуальные предприниматели, трудящиеся в одиночку. В эту же группу попадают нотариусы, адвокаты. Страхователи в данной категории, перечисляют взносы только за себя.
  3. Физические лица, без образования индивидуального предпринимателя, производящие выплаты работникам.
  4. Самозанятое население. Это люди, работающие исключительно «на себя», занимающиеся определёнными видами деятельности (разные косметические услуги, оказываемые на дому, деятельность фотографов, консультационная деятельность и другие).

Виды и ставки страховых взносо в
В России предусмотрено несколько видов пенсионных взносов:

  • на обязательное медицинское страхование (ОМС);
  • на обязательное пенсионное страхование (ОПС);
  • на обязательное социальное страхование на случай болезни и по материнству.

Выплаты, на которые необходимо начислять страховые взносы

Страховые взносы начисляются на все виды заработка для сотрудников. Под вознаграждениями понимается заработная плата, различные виды премий, отпускные и компенсации за неиспользованный отпуск, то есть все виды оплаты труда, обозначенные в трудовом договоре.

Статья 422 НК РФ определяет перечень выплат, не облагаемые страховыми взносами. К таким выплатам относятся начисления по больничным листам, государственные пособия, различные компенсации (за исключением выплат за неотгуленный отпуск при увольнении), суточные в командировках, единоразовая матпомощь, например, в связи со смертью члена семьи сотрудника, в связи с рождением (усыновлением) ребёнка и некоторые другие.

Ставки по страховым взносам

Не для всех работодателей тарифные ставки по взносам будут идентичны. На величину ставки будет влиять и категория лица, получившего вознаграждение. Повлияет на тариф и сумма вознаграждения, выплаченного за год по сравнению с предельной базой. Максимальная сумма дохода для налогообложения устанавливается ежегодно. В 2020 году её величина установлена в сумме 1 292 000 рублей.

Соответственно, тарифная ставка для пенсионных отчислений в случае, не превышения базы составит 22%. А при доходах, свыше предельной базы, ставка будет составлять 10%. Например, если доход сотрудника до сентября месяца составил 1 292 000, то вплоть до этого момента тариф для него составит 22%. После сентября тариф для этого же сотрудника станет 10%. Размер тарифов сохраняется как для российских работников, так и для иностранных граждан. Исключением будут только высококвалифицированные специалисты.

У индивидуальных предпринимателей иная ситуация. Если речь идёт о страховых платежах за сотрудников, то для них ставка составляет 30%. Кроме того, предприниматель обязан оплатить определённый размер взноса за себя в сумме 32 448 рублей на ОПС, 8426 рублей на ОМС. Если предприниматель получает доход, превышающий 300 000 рублей, то сверх фиксированного платежа, предприниматель должен дополнительно уплатить 1% от своего дохода, но не более 259 584 рублей.

Платёж можно сделать единоразово, а можно разделить поквартально.

Пониженные тарифы применяют несколько групп налогоплательщиков:

  • предприятия, деятельность которых связана с информационными технологиями.
  • работодатели, оплачивающие работу членам экипажей судов.
  • некоммерческие организации, работающие на упрощённой системе налогообложения (исключением являются бюджетные организации);
  • предприятия, создающие анимационные продукты;
  • благотворительные организации на УСН и некоторые другие.
  • организации, работающие в рамках соглашений с особыми экономическими зонами.
  • участники проекта «Сколково». Это предприятия, занимающиеся исследовательской деятельностью (энергосбережение, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и др.)
  • предприятия Крыма и Севастополя.

Все налогоплательщики, уплачивающие взносы по сниженным ставкам, указаны в статье 427 НК РФ.

Кроме перечисленных выше организаций, пониженный тариф с 01 апреля 2020 года разрешено уплачивать представителям малого и среднего бизнеса в связи карантином по короновирусу.

Дополнительные тарифы по страховым взносам

Дополнительные тарифы подлежат уплате не на всех предприятиях. Плательщики данных взносов – организации, где есть сотрудники, трудящиеся во вредных и опасных условиях. Этот вид взносов стал обязательным в 2013 году. Труд во вредных и тяжёлых условиях позволяет сотрудникам выйти на пенсию раньше срока. Речь идёт о работе в опасных и вредных условиях.

Дополнительный тариф устанавливается в зависимости от класса условий труда. Для опасных и вредных условий тарифные ставки устанавливаются от 4% до 8%.

Для условий труда, считающимися нормальными и определяются классами ниже 3, применяются исключительно основные тарифы.
Применение дополнительных тарифов, регулируется статьёй 428 главы 34 НК РФ.

Ответственность за неуплату пенсионных взносов

Ранее Налоговый Кодекс наказывал неплательщиков страховых взносов немаленькими штрафами. С 2020 года были приняты поправки к закону, ужесточающие меру наказания за неуплату страховых взносов вплоть до тюремного срока.

Размеры тарифов, график оплаты страховых платежей, предусмотренная отчётность и ответственность за отказ от уплаты страховых взносов контролируются НК РФ. Сведения о пенсионных отчислениях будут полезны не только для нанимателей, но и для самих работников.

Информация о механизме расчёта, начисления, отчётности по пенсионным взносам всегда актуальна не только для простого обывателя, но и для человека, решившего открыть свой бизнес. Понимая, сколько денег работодатель перечисляет в фонд, человек может не беспокоиться о завтрашнем дне.

Отличная новость .

Сотрудничество с Московским Финансовым Центром стало комфортней и удобней. Для клиентов появился новый сервис - Личный кабинет.

Теперь вы можете получать доступ к данным о состоянии ваших договоров онлайн, совершать удаленное открытие, получать проценты на счет. Персональный менеджер ответит на все ваши вопросы.

Для подключения Личного кабинета зарегистрируйтесь на сайте pkmfc.ru или обратитесь к сотрудникам Московского Финансового Центра в любом из наших отделений или по телефону 8 (800) 555-06-82 .

Для нас важно, чтобы пайщикам было удобно и безопасно сотрудничать с Московским Финансовым Центром!

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Альфии Калимуллиной (г. Ижевск)

Нахожусь в отпуске по уходу за ребенком (являюсь частным предпринимателем), 24.09.2010г. мне позвонили из пенсионного фонда уведомили, что я должна заплатить 10800 руб на страховую часть пенсии до 31.12.2010. На мой вопрос, с чем это связано, мне ответили, что в 2010 году вышел новый указ о этом изменении. Правомерно ли это?

Действия ПФР я считаю неправомерными. В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В силу пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователь - индивидуальный предприниматель - обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов.

Согласно статье 28 Федерального закона N 167-ФЗ указанные страхователи уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Данный порядок предусматривает уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ).

По общему правилу страховые взносы, в том числе и в ПФР, за расчетный период уплачиваются ИП не позднее 31 декабря текущего календарного года (ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ). Обязанность уплачивать страховые взносы снимается с индивидуального предпринимателя только в случае подачи им в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 6, 8 ст. 16 Закона N 212-ФЗ).

По буквальному смыслу данных нормативных положений, страховые взносы, определяемые исходя из стоимости страхового года, должны уплачиваться всеми без исключения ИП.

Вместе с тем нужно учитывать следующее. Введенный в действие с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон N 173-ФЗ) устанавливает, что право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть первая статьи 3 Закона).

В соответствии с Федеральным законом N 173-ФЗ при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым, как указывается в его статье 2, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Пенсионный страховой стаж, наличие которого является одним из условий назначения застрахованному лицу трудовой пенсии, может состоять, таким образом, не только из периодов работы и (или) иной, в том числе предпринимательской, деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, - в него могут быть зачтены и отдельные периоды, когда соответствующая деятельность не осуществлялась и страховые взносы не уплачивались (так называемые нестраховые периоды).

Иные, то есть нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". К ним, в частности, относится период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1). Этот период согласно пункту 2 данной статьи засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 названного Федерального закона.

На возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета в объеме, предусмотренном федеральным законом; сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии (ст. 17 Федерального закона N 167-ФЗ и Федеральный закон N 18-ФЗ от 21 марта 2005 года "О средствах федерального бюджета, выделяемых пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан"(ред. от 24.07.2009)).

Предписания статьи 11 Федерального закона N 173-ФЗ о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", включая лиц, имеющих статус ИП, - каких-либо исключений в отношении этой категории данным Федеральным законом не установлено. Определяя порядок выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств, федеральный законодатель не предусматривает специальные нормы и условия возмещения применительно к ИП.

Следовательно, положения ч. 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, предусматривающие взимание с ИП страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, не могут истолковываться как ограничивающие право данной категории застрахованных лиц на зачет в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет (но не более трех лет в общей сложности) либо устанавливающие иные, ухудшающие их положение, условия реализации данного права по сравнению с тем, как они определены действующим пенсионным законодательством для лиц, работающих по трудовому договору.

Иное означало бы установление такого различия в условиях приобретения пенсионных прав между застрахованными лицами, находящимися в аналогичной ситуации (осуществляющими уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет), которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 19 и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации вытекает принцип равенства в условиях получения трудовых пенсий и законодатель, осуществляя на основании статей 39 (часть 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункты "б", "ж" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации регулирование условий и порядка предоставления конкретных видов пенсионного обеспечения, а также определяя организационно-правовой механизм его реализации, связан в том числе необходимостью соблюдения конституционных принципов справедливости и равенства и требований к ограничениям прав и свобод граждан, в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы, преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (постановления от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28 и пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 23 декабря 2004 года N 19-П по делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации и др.).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 19 мая 2011 г. по делу N 33-11291 (ключевые темы: отпуск без сохранения заработной платы - отпуск по уходу за ребенком - трудовой стаж - специальный стаж - досрочная трудовая пенсия)

Определение СК по гражданским делам Московского областного суда от 19 мая 2011 г. по делу N 33-11291

судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе

председательствующего Ракуновой Л.И.,

судей Мертехина М.В., Красновой Н.В.

при секретаре Пикулевой Т.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления ПФР N 5 - ГУПФ РФ N 2 по г.Москве и Московской области

на решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 марта 2011 года

по делу по иску Васильченко Валентины Александровны к Управлению пенсионного фонда России N 5 ГУ Главного управления ПФР N 2 по г.Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии,

заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,

Васильченко В.А. обратилась в суд с иском к УПФР N 5 ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФР N 5 ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В специальный стаж не были засчитаны периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 10.08.1979 года по 05.09.1979 года, с 07.04.1981 года по 29.04.1981 года, с 25.11.1999 года по 29.12.1999 года, с 30.03.2003 года по 30.04.2003 года, с 12.05.2009 года по 11.06.2009 года; периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания с 28.08.1980 года по 08.09.1980 года, с 12.06.1987 года по 14.06.1987 года, с 14.10.1996 года по 26.10.1996 года, с 01.10.1998 года по 12.10.1998 года, с 11.08.2003 года по 16.08.2003 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 06.10.1992 года по 16.05.1994 года; период работы в должности заведующей ФАП с 01.06.1994 года по 31.12.2005 года.

Просила признать отказ УПФР N 5 ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в назначении досрочной пенсии незаконным, включить в специальный стаж вышеуказанные периоды времени, назначить досрочную трудовую пенсию со дня обращения с заявлением к ответчику.

В судебном заседании истец Васильченко В.А., а также ее представитель заявленные требования поддержали.

УПФР N 5 ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области в лице представителя иск не признали.

Решением суда исковые требования Васильченко В.А. удовлетворены.

Не согласившись с постановленным решением суда, Управление ПФР N 5 - ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской областиобжалует его в кассационном порядке, просит отменить, ссылаясь на незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает об отсутствии оснований, предусмотренных положениями ст. 362 ГПК РФ, к отмене решения суда.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленногост. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Из материалов дела следует, что решением комиссии УПФР N 5 ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области N 783 от 23.11.2010 года Васильченко В.А. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, с указанием на отсутствие необходимого стажа.

Усматривается, что в специальный стаж работы истицы не были зачтены периоды нахождения ее на курсах повышения квалификации с 10.08.1979 года по 05.09.1979 года, с 07.04.1981 года по 29.04.1981 года, с 25.11.1999 года по 29.12.1999 года, с 30.03.2003 года по 30.04.2003 года, с 12.05.2009 года по 11.06.2009 года; периоды нахождения в отпуске без сохранения содержания с 28.08.1980 года по 08.09.1980 года, с 12.06.1987 года по 14.06.1987 года, с 14.10.1996 года по 26.10.1996 года, с 01.10.1998 года по 12.10.1998 года, с 11.08.2003 года по 16.08.2003 года; период нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 06.10.1992 года по 16.05.1994 года; период работы в должности заведующей ФАП с 01.06.1994 года по 31.12.2005 года.

Согласно Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденному Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, в специальный стаж подлежит включению работа среднего медицинского персонала в должностях: заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра), фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра), медицинским пунктом - медицинская сестра (фельдшер); фельдшер.

Усматривается, что в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем, суд пришел к правильному выводу о необходимости руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к медперсоналу отнесены руководители учреждений, в том числе п. 2 "заведующий отделением", а в соответствии с примечанием N 1 наименование должностей дополняется наименованием раздела работы, руководство которым он осуществляет. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.

Поскольку выполнение Васильченко В.А. трудовых обязанностей среднего медицинского персонала, во время работы в Знаменское ФАП в период с 01.06.1994 года по 31.12.2005 года подтверждается представленными выписками из профилактического журнала, должностными инструкциями, справкой Одинцовской ЦРБ, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы о включении указанного периода времени в специальный стаж.

Разрешая требования Васильченко В.А. о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 06.10.1992 года по 16.05.1994 года, суд обоснованно исходил из следующего.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 года N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей", с 01.12.1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Усматривается, что Законом СССР от 22.05.1990 года N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства" были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15.07.1970 года. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Поскольку отпуск по уходу за ребенком начался в период действия названных нормативных актов, суд, исходя указанных норм материального права и с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, правомерно удовлетворил требования Васильченко В.А. о включении в специальный трудовой стаж периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет с 06 октября 1992 года по 16 мая 1994 года.

Также правомерен вывод суда и в части обязания УПФР N 5 ГУ - ГУ ПФР N 2 по г. Москве и Московской области зачесть в специальный трудовой стаж Васильченко В.А. вышеуказанных периодов нахождения ее на курсах повышения квалификации, как постановленный в соответствии с положениями ст. 187 ТК РФ, представленными сторонами доказательствами и установленными по делу обстоятельствами.

Соглашаясь с выводами суда первой инстанции в части включения в специальный стаж истицы периодов ее нахождения в административных отпусках судебная коллегия исходит из следующего.

Статьей 16 ТК РФ предусмотрено, что время отдыха - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. В ст. 107 ТК РФ приведен перечень видов отдыха, предоставляемых работникам, к числу которых наряду с ежегодным оплачиваемым и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском относится отпуск без сохранения заработной платы.

Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется по просьбе работника, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем ( ст. 128 ТК РФ). Предоставление работнику такого отпуска оформляется приказом предприятия, учреждения или организации.

При этом в период нахождения работника в отпуске без сохранения заработной платы трудовые отношения не прерываются ( ст. 77 ТК РФ).

Аналогичные положения предусмотрены действовавшим ранее КЗоТ РФ.

Вместе с тем, во время такого отпуска заработная плата не выплачивается и, следовательно, не взимаются страховые взносы.

Период нахождения работника в отпуске без сохранения содержания не предусмотрен также в числе "нестраховых" периодов, засчитываемых в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной трудовой деятельности.

Конституционным Судом Российской Федерации Постановлением от 29.01.2004 года N 2-П установлено, что нормы Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ по своему конституционно- правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично).

Учитывая изложенное, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, могут произвести исчисление продолжительности страхового стажа до 01.01.2002 года по нормам действовавшего ранее Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 89 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего.

Поскольку работа по трудовому договору включалась в общий трудовой стаж независимо от факта уплаты страховых взносов, судебная коллегия приходит к выводу, что время нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы может быть засчитано в страховой стаж.

В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются, в частности, периоды работы, в течение которой работник подлежал обязательному пенсионному страхованию.

Согласно положениям п. 9 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ при оценке пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 года применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу названного Федерального закона.

Учитывая изложенное, время нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы до 01.01.2002 года, по мнению судебной коллегии, засчитывается в общий трудовой стаж независимо от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Что касается периода нахождения истицы в отпуске без сохранения заработной платы после 01.01.2002 года, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что в материалы дела не представлен приказ о предоставлении истице указанного отпуска, а также отсутствуют сведения о том, что работодателем не производились в указанный период отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд.

Судебная коллегия, с учетом ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", соглашается с верным выводом суда и о назначении истице досрочной трудовой пенсии с 18.08.2010 года.

Доводы УПФР N 5 - ГУПФ РФ N 2 по г. Москве и Московской области,изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

Решение Одинцовского городского суда Московской области от 29 марта 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления ПФР N 5 - ГУПФ РФ N 2 по г.Москве и Московской области - без удовлетворения.

Читайте также: