Пенсии главы в отставке


Премьерский уровень

1 сентября вновь будут значительно повышены зарплаты высшим российским чиновникам — заработки членов правительства превысят 400 тыс. руб., министров-силовиков — приблизятся к 800 тыс. руб. Вслед за зарплатами увеличатся и пенсии отставных чиновников.

Все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55–75% от вознаграждения действующего председателя правительства, следует из президентского указа о пенсиях бывшим высшим чиновникам от 1995 года. После апрельского повышения зарплаты премьер-министра Дмитрия Медведева до 570 тыс. руб. экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 313,5–427,5 тыс. руб., подсчитал РБК. Минимальная доля полагается экс-премьерам, проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — тем, чей стаж превышает три года.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата (минимум 45% от вознаграждения действующих должностных лиц) назначается при любом стаже, следует из адресованного им президентского указа от 1996 года.

В дополнение к ежемесячным выплатам экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию — в среднем 17–18 тыс. руб., отмечает источник, близкий к Пенсионному фонду России (ПФР).

Формально на премьерскую надбавку могут претендовать восемь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Сергей Степашин (62 года), Михаил Фрадков (64 года), Виктор Зубков (73 года) и Евгений Примаков (84 года). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность (возглавляет СВР), это не дает права на доплату, следует из президентского указа 1995 года. Зубков весной 2012‑го был назначен спецпредставителем президента по взаимодействию с форумом стран — экспортеров газа, но он не занимает госдолжности, такого поста нет и в реестре должностей федеральной гражданской службы. Это значит, что Зубков может получать премьерскую доплату.

Право на максимальную премьерскую доплату (427 500 руб.) есть у Примакова и Степашина: первый возглавляет совет директоров коммерческой компании ОАО «РТИ», общий стаж замещения им госдолжностей близок к десяти годам; второй — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия развитию ЖКХ. Степашин исполняет свои обязанности на общественных началах, ни госслужащим, ни лицом, замещающим госдолжность, не является, сказал РБК представитель фонда. Получает ли Степашин премьерскую пенсию, собеседник уточнить не смог. Комментария представителя Примакова получить не удалось. Оба имеют право на премьерскую доплату, подтверждает источник РБК.

Максимальная премьерская выплата будет полагаться и возглавлявшему правительство почти четыре года Михаилу Касьянову. Это подтвердил РБК и сам политик. «Но не думаю, что Путин когда-нибудь позволит мне получать такую пенсию», — говорит Касьянов. Он не исключает, что будет найден какой-нибудь предлог, чтобы лишить его выплат. В похожей ситуации в 2003 году оказался экс-председатель Центробанка Виктор Геращенко, напомнил политик. Президент Путин своим распоряжением поручил ЦБ установить выплаты для бывшего председателя, но особенности формулировки документа позволили руководству органа отказать Геращенко, сообщал «Коммерсантъ».

Президенты России — не чета Горбачеву

Бывшие президенты России не попадают под действие указа 1995 года — в 2001 году для них принят специальный закон. Экс-президенту, оставившему все госдолжности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. По подсчетам РБК, эта доля превышает 536 тыс. руб. (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать экс-президент Дмитрий Медведев.

Закон о гарантиях бывшему президенту был принят для Бориса Ельцина. После смерти экс-президента в 2007 году его вдова Наина Ельцина получила право на пособие в шесть минимальных пенсий по старости. С 1 января 2015 года оно составит 21 760 руб., подсчитал РБК: в конце нынешней весенней сессии Госдума изменила закон, назначив Ельциной пособие по потере кормильца.

Закон о гарантиях экс-президенту России не распространяется на президента СССР Михаила Горбачева. Документ о социальных гарантиях Горбачеву РБК обнаружить не удалось.


Министром лучше работать долго

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В 2013 году указом президента зарплаты этих должностных лиц были повышены до 254 тыс. руб., с 1 сентября этого года — до 420 тыс. руб. Но эти зарплаты на четыре пятых состоят из ежемесячного денежного поощрения, а при расчете доплаты (по тому же указу 1995 года) учитывается лишь денежное вознаграждение — 51 800 руб. сейчас, 81 500 руб. — с 1 сентября этого года.

В зависимости от общего стажа замещения госдолжностей доплаты к трудовым пенсиям (17–18 тыс. руб.) федеральных министров несилового блока составляют от 28 490 руб. (55% от вознаграждения министра, для работавших на госдолжностях больше года, но меньше трех) до 49 200 руб. (95% от вознаграждения министра, замещающего госдолжности больше 12 лет), и из них вычитается сумма фиксированного базового размера трудовой пенсии (сейчас чуть больше 3900 руб.), следует из президентского указа 1995 года. Большинство министров может рассчитывать на доплату 55–75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа, говорит собеседник, близкий к ПФР.


После сентябрьского повышения министерских зарплат доплаты к пенсиям для экс-министров будут колебаться в диапазоне от 44 800 до 77 400 руб. Соответственно, начисляться им будет пенсия в диапазоне от 57 тыс. до 90 тыс. руб.

«Мне еще далеко до пенсии, и я еще не интересовался этим вопросом», — говорит РБК 54-летний Борис Немцов, дослужившийся до первого вице-премьера. Немцов предполагает, что стаж госдолжностей (шесть лет, не считая губернаторства) позволяет рассчитывать на 75% от денежного вознаграждения нынешнего первого зампреда правительства (сейчас около 62 тыс. руб., с 1 сентября — чуть больше 97 тыс. руб.).

Парламентское неравенство

На 75% от зарплаты премьера могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж замещения госдолжностей больше трех лет. Закон о статусе сенатора и депутата приравнивает объем их социальных гарантий — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому. Но в целом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента могут оказаться немного меньше премьерской: по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею.

Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у предшественников Матвиенко и Нарышкина — бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и экс-спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Будут разочарованы размерами своих пенсий депутаты Госдумы и сенаторы, которые законом о своем статусе приравнены к федеральным министрам (с 1 сентября их зарплаты также возрастут до 420 тыс. руб.). Даже более чем 20-летний депутатский стаж Геннадия Зюганова и Владимира Жириновского не позволит им получать доплату, превышающую 75% от вознаграждения гражданского министра, то есть после сентябрьского увеличения их будущие пенсии составят 61 тыс. руб.


Парламентарии, проработавшие меньше года, на доплату к пенсии претендовать не смогут. В то же время на максимальную депутатскую пенсию может рассчитывать изгнанный из Госдумы по обвинению в ведении бизнеса бывший «эсэр» Геннадий Гудков — закон лишает права на доплату только осужденных судом.

Сейчас доплаты к пенсиям, положенные лицам, замещавшим госдолжности, из федерального бюджета получают 235 человек, сообщили РБК в пресс-службе Минтруда. Это малочисленная, но растущая категория пенсионеров, отмечает собеседник, близкий к ПФР. Убывающая группа — бывшие советские функционеры. Сейчас таких «персональных пенсионеров» 199, сказано в ответе Минтруда на запрос РБК. Сколько бюджет тратит на пособия бывшим должностным лицам России, СССР и РСФСР, министерство не сообщило. В бюджетных проектировках на 2015–2017 годы нужные средства предусмотрены, говорил ранее РБК представитель Минфина, объясняя, почему данная строка с годами увеличивается.

Изначально денежное содержание высокопоставленных чиновников формировалось (из денежного вознаграждения и поощрения) таким образом, чтобы не показывать, что чиновники много зарабатывают, объясняет эксперт по госслужбе Владимир Южаков. Хотя зарплаты выросли и их размеры давно ни для кого не секрет, способ их формирования не изменился — нужно изменить его, тогда и пенсии изменятся, считает эксперт. Если зарплата чиновников, как иногда декларировалось, будет увязана с результатами их работы, то и пенсии должны быть увязаны с ними, говорит Южаков.

Для расчетов РБК использованы следующие документы: указ президента РФ от 16 августа 1995 года №854 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим госдолжности. »; постановление правительства РФ от 11 ноября 1999 года №1233; постановление правительства РФ от 10 июля 2014 года №635; федеральный закон от 12 февраля 2001 года №12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (с изменениями и дополнениями); федеральный закон от 8 мая 1994 года №3-ФЗ (ред. от 28.06.14) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы».

Какую пенсию будут получать российские министры, глава правительства и президент, когда уйдут со своих постов?

С 1 января 2019 года начала действовать пенсионная реформа. Касается она не только повышения пенсионного возраста, но изменений сумм пенсионных выплат. Какие пенсии будут получать высшие должностные лица нашей страны в соответствии с последними изменениями.

Пенсия премьер-министра

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, получают трудовую пенсию, составляющую в среднем 17—18 тыс. рублей. Кроме того, все бывшие российские премьер-министры могут претендовать на доплату к пенсии в 55—75% от вознаграждения действующего председателя правительства (определено указом Б. Ельцина от 1995 г.). Минимальная доплата полагается проработавшим на госдолжностях от года до трех, максимальная — занимавшим кресло более трех лет.

Экс-премьерам и другим чиновникам, проработавшим на госдолжностях меньше года, доплата не полагается. Исключение сделано лишь для бывших высокопоставленных советских чиновников — им доплата от 45% от вознаграждения действующих должностных лиц назначается при любом стаже.

Как это выглядит в цифрах?

Так как зарплата премьер-министра Дмитрия Медведева в 2018 году составила 715 тыс. рублей в месяц, все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в 393,25—536,25 тыс. рублей.Формально на премьерскую надбавку сейчас могут претендовать семь человек. Пенсионного возраста достигли четверо — Михаил Касьянов (61 г.), Сергей Степашин (66 лет), Михаил Фрадков (68 лет), Виктор Зубков (77 лет). Из них лишь Фрадков продолжает занимать госдолжность, что не дает ему права на доплату. Право на максимальную премьерскую доплату есть только у Михаила Касьянова и Сергея Степашина.

Пенсии министров

В отличие от экс-президентов и экс-премьеров, которые после выхода на пенсию сохраняют большую часть своей зарплаты, действующие министры могут претендовать лишь на ее малую часть. В зависимости от количества лет работы в качестве министра, экс-министры получат доплату к трудовой пенсии (17—18 тыс. руб.). Большинство министров может рассчитывать на доплату 55—75% от вознаграждения действующего министра — на большее почти ни у кого не хватает стажа.

Денежное вознаграждение министра сегодня — 84 774 рубля в месяц. Таким образом, тот, кто был министром от 3 до 6 лет, получит 55% от его текущей зарплаты — 46,6 тыс. рублей. Тот, кто занимал министерское кресло от 6 до 10 лет, получает 75% к пенсии или 63,6 тыс. рублей.

Пенсии глав палат парламента

Закон о статусе сенаторов и депутатов приравнивает объем социальных гарантий для спикеров верхней и нижней палаты российского парламента — в частности, размеры денежного вознаграждения и пенсий — к премьерскому.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы Валентина Матвиенко и Сергей Нарышкин — у обоих стаж работы в данной должности больше трех лет.. При этом пенсии Нарышкина, Матвиенко и других бывших спикеров обеих палат парламента будут меньше премьерской, ведь по закону о статусе сенатора и депутата их трудовые пенсии не суммируются с премьерской доплатой, а поглощаются ею. Формальное право претендовать на премьерские доплаты к пенсиям есть у бывших председателей Совета Федерации Владимира Шумейко и Егора Строева и бывших спикеров Госдумы Ивана Рыбкина, Геннадия Селезнева и Бориса Грызлова.

Пенсии депутатов

Депутаты Госдумы и сенаторы законодательно приравнены к федеральным министрам. Их зарплата сейчас составляет 399,3 тыс. рублей. Пенсия депутата с 10-летним стажем составит 63,6 тыс. рублей в месяц, исполнявшие обязанности депутата от 5-10 лет могут рассчитывать на пенсию в размере 46,626 тыс. рублей. Стаж менее 5 лет по новым правилам права на депутатскую пенсию не дает.

Пенсия президента

Экс-президенту России, оставившему все государственные должности, гарантировано пожизненное содержание в 75% от вознаграждения действующего главы государства. Эта доля сейчас превышает 536 тыс. рублей (в апреле Владимир Путин увеличил свою зарплату в 2,75 раза, до 715 тыс. руб.). На такую же выплату может претендовать и экс-президент Дмитрий Медведев.

Сейчас в России нет экс-президентов пенсионеров. Что касается первого президента СССР Михаила Горбачева, то в 1994 году ему назначили сумму в 40 минимальных окладов труда.








Он входил в число самых богатых региональных руководителей. В декларации Дубровского сначала были 360 млн годового дохода, которые к концу его срока уменьшились до 60 млн. При этом официальная зарплата составляла только десятую часть от этой суммы, всё остальное Дубровский получал от принад­лежащих ему коммерческих структур. Теперь только ежемесячная пенсия экс-губернатора, которому в ноябре исполнилось 60, составит 167 тыс. руб. – это 75% от его зарплаты. Кроме того, Дубровский имеет право на «золотой парашют» – единовременную выплату в размере годового оклада. А это ещё 2,5 млн руб.


Вопрос о пенсиях ушедшим в отставку губернаторам – один из самых неудобных. Обычно они любят рассказывать о скромных выплатах из Пенсионного фонда в 12–25 тыс. А о том, что многим из отставников положены ещё и крупные региональные надбавки, медстраховка, охрана, личный водитель и прочие привилегии, политики умалчивают. Немало было в новейшей истории губернаторов, которые успевали обеспечить себе безбедную старость, ещё находясь у власти. Все законы для этого принимаются на региональном уровне.

Спецсвязь и госдача

В конце 2018 г. в правительстве Хабаровского края организовали служебную проверку по поводу ежемесячных доплат к пенсии, которые после поражения на выборах обеспечил себе экс-губернатор Вячеслав Шпорт. Якобы речь шла о 2 млн руб. Размер своей трудовой пенсии по старости Шпорт назвал сам – 23,2 тыс. руб. По закону Хабаровского края бывшему губернатору положена региональная пенсия – 75% от зарплаты на посту губернатора, если он руководил регионом 6–10 лет. Зарплата Шпорта была порядка 530 тыс., следовательно, надбавка – порядка 390 тыс. Но она должна выплачиваться только в том случае, если ВИП-пенсионер не трудоустроится вновь. В январе Шпорта назначили членом коллегии Военно-промышленной комиссии РФ. Но 28 тыс. руб. доплаты к пенсии, как почётному гражданину Комсомольска-на-Амуре, у ­г-на Шпорта никто отобрать не может.


Бывшему президенту Татарстана положены за счёт регио­нального бюджета спецвязь, охрана, транспорт и госдача, плюс, конечно, солидная доплата. Так, у Минтимера Шаймиева ещё в 2010 г. ежемесячная пенсия составляла 352 тыс. Кроме того, после ухода с занимаемой должности ему полагалась единовременная выплата – 4,4 млн.


А вот Аман Тулеев, возглавлявший Кемеровскую область 21 год, в месяц должен получать 400 тыс. Это, конечно, не только пенсия. Отдельного закона о пенсиях для бывших в Кемеровской области нет. Но Тулеев, который ушёл с поста после пожара в ТЦ «Зимняя вишня», имеет почётное звание «народного губернатора». Это ещё 80 тыс. ежемесячно в придачу к обычной пенсии в 30 тыс., причём надбавка должна ежегодно индексироваться. Кроме того, экс-губернатор Кузбасса имеет почётный статус в 12 городах и 7 районах – по подсчётам местных журналистов, это 190 тыс. доплат ежемесячно. Вдобавок зарплата ректора Кузбасского регионального института развития профессионального образования – 100 тыс. руб. Так на круг под 400 тыс. и набегает. К этому можно прибавить особняк (282 кв. м), оставленный в пожизненное пользование, коммунальные расходы на него и зарплату помощника.

Экс-глава Самарской области Николай Меркушкин на фоне других бывших просто нищий – «всего-то» 130 тыс. доплаты к пенсии в 23 тыс. Но и этого у него могло не быть. Доплаты в регионе были положены только тем бывшим руководителям, которые остаются жить в Самарской области. Но Меркушкин, который приехал в регион из Мордовии, эту норму убрал. После отставки он уехал из Самары.


Кому-то не повезло

С бывшими губернаторами ельцинского призыва везде примерно одинаковая картина. Правда, есть и исключения. Например, экс-глава Ростовской области Владимир Чуб льготы и выплаты (4,5 млн ежегодно) не получает. По местному закону экс-губернатору должны были доплачивать к пенсии ежемесячно 375 тыс. Также из казны предполагалось оплачивать его расходы на помощников, охрану и поправку здоровья на курортах. Однако из всех положенных преференций Чуб пользуется лишь автомобилем ВИП-класса (1,5 млн из бюджета в год). Плюс, как пишут СМИ, у него есть небольшая доплата к трудовой пенсии – итого он получает 150 тыс. в месяц. Дело в том, что Чуб после отставки стал сенатором от Мурманской области. В его родном регионе решили, что негоже кормить чужого сенатора, и здорово урезали льготы.


Видимо, этим же путём к сенаторской пенсии придётся пойти бывшему курскому губернатору Александру Михайлову, который лишился своего кресла осенью. После его ухода разразился нешуточный скандал, когда стало известно, что за день до отставки Михайлов подписал документ, гарантирующий ему, как экс-губернатору, в течение 3 лет служебный автомобиль, бесплатные поездки в Москву вместе с супругой, сохранение поста охраны по месту жительства и похороны за казённый счёт. Всё это должно было стоить казне 3,2 млн в год. Новый глава региона постановление отменил. А г-н Михайлов теперь трудится сенатором со всеми прилагающимися к этому статусу привилегиями.

Без «золотого парашюта» остался и экс-губернатор Липецкой области Олег Королёв. В ноябре 2018 г. он стал сенатором и не обращался за льготами, которые бывшим предоставляются по заявлению: служебный транспорт и связь, санитарно-курортное обслуживание и пр.


Кстати

Не голодают ли бывшие мэры?

Не обижают себя и мэры. Например, бывший глава Брянска Сергей Смирнов в 2015 г. получил срок за превышение должностных полномочий, но не потерял положенной надбавки к пенсии – 70 тыс. ежемесячно. Ещё два бывших мэра Брянска получают по 100 тыс. доплаты.

Эксперты ОНФ, изучив законодательство 83 крупнейших городов страны, выяснили, что в 23 из них бывших чиновников содержат уж слишком щедро. Так, мэр Улан-Удэ после выхода на пенсию сможет получать надбавку до 260 тыс. в месяц, глава администрации Ханты-Мансийска – до 248 тыс., мэр Новосибирска – до 245 тыс. руб., глава Воронежа может претендовать на пенсию 190–320 тыс.

Информация об изменениях:

Законом Курской области от 18 марта 2008 г. N 4-ЗКО настоящий Закон дополнен статьей 13.1, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Закона и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 июня 2007 г.

Статья 13.1. Пенсионное обеспечение главы муниципального образования

1. Главам муниципальных образований при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности) устанавливается ежемесячная доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - доплата к трудовой пенсии).

2. Право на доплату к трудовой пенсии в соответствии с настоящим Законом имеют главы муниципальных образований, замещавшие выборную должность не менее трех лет и получавшие денежное вознаграждение за счет средств местного бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, указанных в пунктах 3, 6, 7, 8, 9 части 1 статьи 5 настоящего Закона.

3. Доплата к трудовой пенсии главе муниципального образования исчисляется в таком размере, чтобы сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии и доплаты к трудовой пенсии составляла при нахождении на выборной должности три года - 45 процентов месячного денежного вознаграждения. За каждый полный год замещения выборной должности свыше трех лет доплата к трудовой пенсии увеличивается на 3 процента ежемесячного денежного вознаграждения. При этом общая сумма трудовой пенсии и ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не может превышать 75 процентов месячного денежного вознаграждения главы соответствующего муниципального образования.

4. При исчислении размера доплаты к трудовой пенсии в стаж включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации и Курской области, муниципальных должностей в Курской области, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации и Курской области и должности муниципальной службы в Курской области, но не более пяти лет.

5. В случае если лицу, имеющему право на доплату к трудовой пенсии, назначены в соответствии с действующим законодательством две пенсии, то при определении размера доплаты к трудовой пенсии учитывается сумма этих двух пенсий.

6. При исчислении размера доплаты к трудовой пенсии по выбору указанных лиц учитывается их месячное денежное вознаграждение за последние 12 полных месяцев, предшествующих дню прекращения полномочий, либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости.

7. Доплата к трудовой пенсии не устанавливается главам муниципальных образований, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены пенсия за выслугу лет или ежемесячное пожизненное содержание, или установлено дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, либо в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Курской области или законодательством другого субъекта Российской Федерации установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии или назначена пенсия за выслугу лет.

8. Доплата к трудовой пенсии, предусмотренная настоящим Законом, назначается с 1-го числа месяца, в котором гражданин обратился за доплатой к трудовой пенсии, но не ранее чем со дня возникновения на нее права.

9. Выплата доплаты к трудовой пенсии главам муниципальных образований приостанавливается при замещении ими государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, выборной муниципальной должности, должности федеральной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной должности муниципальной службы со дня назначения на одну из указанных должностей. После освобождения названных лиц от указанных должностей выплата доплаты к трудовой пенсии им возобновляется на прежних условиях либо по их заявлению устанавливается вновь в соответствии с настоящим Законом.

10. Размер доплаты к трудовой пенсии пересчитывается при повышении месячного денежного вознаграждения главы соответствующего муниципального образования.

11. Лицам, имеющим право на доплату к трудовой пенсии, при выходе на пенсию по старости (инвалидности) с должности главы муниципального образования выплачивается единовременная денежная выплата в размере 4,5 месячного денежного вознаграждения.

12. Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки доплаты к трудовой пенсии производятся соответствующим органом местного самоуправления, в котором указанное лицо замещало муниципальную должность соответственно перед прекращением полномочий (в том числе досрочно), по месту жительства лица, обратившегося за доплатой к трудовой пенсии.

13. Перечень документов, необходимых для установления доплаты к трудовой пенсии, правила обращения за доплатой к трудовой пенсии, назначения доплаты к трудовой пенсии и перерасчета размера доплаты к трудовой пенсии, ведение пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом органом местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством.

14. Финансирование доплаты к трудовой пенсии производится за счет средств местного бюджета.


>
(Утратила силу)
Содержание
Закон Курской области от 11 декабря 1998 г. N 35-ЗКО "О статусе глав муниципальных образований и других выборных должностных.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Современные положения законодательства предполагают, что граждане Российской Федерации по достижению ими возраста нетрудоспособности могут ожидать материальное обеспечение – пенсию. Большая часть из них получает выплаты по линии государственного пенсионного фонда, которые формируются по страховым принципам.

Однако обеспечение денежными средствами отдельных категорий работников может осуществляться в особенном порядке. Так, лица, осуществлявшие деятельность в качестве госслужащих, имеют право на пенсию, рассчитываемую по специальному стажу. Она выплачивается за счет государственной казны и рассчитывается по несколько отличным от страховой пенсии правилам.

Бесплатно по России

Пенсионная реформа, проводимая в настоящее время в стране, затронула и порядок начисления выплат госслужащим. О том, что изменилось в данном вопросе в 2019 году, пойдет речь далее.

Кто имеет право на получение пенсии госслужащего

Порядок приема, прохождения и освобождения от обязанностей госслужбы в нашей стране строго отрегулирован текущим законодательством. Так, оно дает четкое определение того, работников каких структур следует считать госслужащими, и разделяет их на две категории.

Федеральные государственные служащие

К ним относятся работники, осуществляющие трудовую деятельность в:

  • федеральных органах исполнительной власти;
  • федеральных судебных органах;
  • иных федеральных государственных органах;

Осуществление полномочий данных структур не зависит от решений регионального руководства и законодательства субъектов РФ. Граждане, относящиеся к данной категории, получают заработную плату за счет федерального бюджета.

Государственные служащие субъектов РФ

Это лица, осуществляющие трудовую функцию в региональных органах власти, деятельность которых обеспечивается средствами региональных бюджетов.

Не все работники, трудящиеся в государственных и региональных органах являются госслужащими, а только среди них, которые занимают соответствующие должности. Таким образом, и право на пенсию по выслуге возникает только у них.

Возраст выхода на пенсию у государственных служащих

Государственные служащие получают средства в счет материального обеспечения несколько позже. Это связано с тем, что возраст выхода на пенсию для них стал увеличиваться раньше, чем для остальных категорий граждан. Так, чиновники-женщины могут претендовать на обеспечение в 56 лет, а мужчины в 61 год.

При наличии стажа в 25 лет, из которых не менее 7 лет является периодом прохождения службы, граждане могут выйти на пенсию раньше по времени.

Кроме этого, чиновники имеют право не только на выплаты по выслуге, но и на обычную пенсию по старости. Это возможно в том случае, если ранее гражданин осуществлял трудовую деятельность, не связанную с гражданской службой, и за него вносились взносы в пенсионный фонд, а также при наличии достаточного стажа и количества страховых баллов.

Увеличился ли возраст в результате реформы

В 2019 году в России проходит реформа системы пенсионного обеспечения, в общих чертах предполагающая установление более сложных критериев для назначения материального обеспечения. Изменения коснулись и лиц, занятых на госслужбе.

Так, возраст, когда чиновник вправе обращаться за выплатой материального обеспечения, будет поэтапно увеличиваться. Итогом реформы станет то, что к 2028 году мужчины будут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины в 2034 в 63 года.

В 2019 году возраст, дающий право на выплаты государственных служащих увеличился на полгода по сравнению с 2018 годом.


Стаж, необходимый для выхода на пенсию

Чиновники выходят на пенсию на основании выслуги. Под ней следует понимать определенный беспрерывный стаж работы, когда лицо осуществляло соответствующие функции, трудясь в органах государственной власти. В этом году претендовать на выплату могут лица, имеющие выслугу, составляющую 16,5 лет.

Однако требования к выслуге увеличиваются с каждым годом. Так, итогом пенсионной реформы станет то, что госслужащие смогут выходить на заслуженный отдых, имея 20 лет выслуги. Произойдет это в 2026 году.

Что входит в стаж

Чтобы рассчитать выслугу, необходимо понимать, какие периоды в нее входят.

Разберем их подробнее:

  • периоды непосредственного выполнения обязанностей, связанных со службой;
  • период временной нетрудоспособности;
  • время, проведенное в ежегодном оплачиваемом и дополнительном отпусках;
  • период нахождения в отпуске по БиР.

Данный перечень не является закрытым.

Размер пенсии госслужащего

Пенсия рассматриваемой категории лиц непосредственно зависит от их заработка. В качестве основы для расчета используется его усредненный доход за последние 12 месяцев.

Так, для определения его суммы учитываются следующие материальные выплаты:

  • должностной оклад;
  • премии;
  • надбавки за выслугу;
  • надбавки за особые условия службы;
  • разовые выплаты и материальная помощь.

Не входит в базу для подсчета заработка оплата за иную деятельность, осуществляемую помимо госслужбы. К примеру, преподавание в университете.

При расчете пенсии учитывается, что она должна составлять не более 45% от среднемесячной зарплаты. Также пенсия госслужащих подлежит периодической индексации.

Для служащий в региональных органах, в соответствии с местными нормативными актами, этот процент может быть увеличен.

Следует учитывать, что если чиновник имеет стаж гражданской службы сверх выслуги, то ему положена надбавка в размере 3% за каждый год. Однако в совокупности общий объем пенсионного обеспечения не может составлять более 75% от его среднемесячной зарплаты.

Как рассчитать будущую пенсию

Пенсия государственных служащих рассчитывается по следующей формуле, которая претерпела некоторые изменения, связанные с увеличением срока выслуги до 16,5 лет в 2019 году:

где:

П – размер пенсионного обеспечения.

СЗ – размер среднего заработка.

СП – размер страховой пенсии.

Ст – период, отработанный сверх положенной выплаты.

Для наглядности смоделируем следующую ситуацию:

Гражданин Иванов осуществлял трудовую деятельность на должности государственной службы 18,5 лет. Среднемесячный заработок его за последние 12 месяцев составил 30 тысяч рублей. При этом гражданин Иванов заработал право на страховую пенсию, размер которой составляет 4 тысячи рублей (без фиксированной выплаты).

В данном случае порядок расчета выглядит следующим образом:

Таким образом, пенсия по выслуге бывшего чиновника Иванова составит 11 300 рублей в месяц.

В отдельных случаях бывшему чиновнику выгоднее получать пенсию по старости, чем по выслуге.

Государственные служащие имеют право на назначение им особой пенсии. Для этого они должны достигнуть соответствующего возраста и иметь стаж, составляющий не менее 16,5 лет в данной сфере. При этом в рамках проходящей пенсионной реформы требования к будущим пенсионерам будут ужесточаться, равно как и для остальных лиц, проживающих в РФ.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео-сюжет о формировании пенсии госслужащих по новому закону:

Пенсии чиновникам в случае болезней или увечий, полученных в период гражданской службы, назначались при меньших годах выслуги и в зависимости от тяжести заболевания. В таких случаях требовались результаты медицинского освидетельствования от уполномоченных на то врачей. После представления всех необходимых документов назначалась пенсия — «по смерть» либо до выздоровления. С таким же расчетом назначались и пенсии из эмеритальных касс, хотя здесь уже дополнительно учитывались сроки уплаты взносов в кассу.


Начало XX века совпало с ростом революционных выступлений и противоправных действий террористов в Российской империи. Основной удар наносился по системе государственного управления и служившим там гражданским чинам. По неполным данным, только за годы 1-й русской революции 1905-1907 годов число убитых и покалеченных госслужащих в результате терактов и массовых беспорядков составило более 4500 человек. В пенсионное законодательство были внесены поправки, которые учитывали при назначении пенсий ранения и травмы, полученные не только при боевых действиях, но и результате революционных выступлений и уличных беспорядков.

Вдовья доля и сиротские пенсии

Отсчет начала пенсионного обеспечения вдов и сирот можно вести от норм, заложенных еще Петром I в «Морском уставе» от 13 января 1720 года. Уставом предписывалось вдовам и детям погибших в боях или умерших на службе морских чинов выдавать часть его жалования. При этом для вдов определялись возрастные критерии. Если она была старше 40 лет или моложе, но «увечной», то выдавалась 8-я часть годового жалования до нового замужества либо пожизненно. Вдовам моложе 40 лет и физически здоровым полагался единовременно годовой оклад жалования мужа. Сиротам — мальчикам до 10-лет, а дочерям до 15-лет причиталось по 1/12-й части из годового жалования отца. При этом эти выплаты полагались лишь тем, кто не имел своих собственных доходов, или эти доходы были ниже тех, что составляло жалованье мужа (отца) из казны.

Позже эти нормы неоднократно корректировались и дополнялись. В конце XIX — начале XX веков согласно общим пенсионным правилам, вдовы и дети умерших чиновников, имели право на пенсии при соблюдении 2-х условий: 1) если их мужья и отцы умерли на службе после приобретения прав на пенсию; 2) находились в отставке с пенсией или без нее, но имевшие на нее законные права. Суммы и порядок их расчета назначаемых пенсий вдовам и сиротам был включен в Табель окладам пенсий, назначаемых гражданским чиновникам, их вдовам и сиротам.

Одной (бездетной) вдове по закону полагалась половина пенсии умершего чиновника, начисленной по какому-либо из 9 установленных разрядов. Чем ниже разряд — тем меньше пенсия. Так, минимальная вдовья пенсия за чиновника IX разряда с выслугой 25 лет полагалась бы из расчета ½-й пенсии мужа и составила бы чуть более 21 рубля. Однако казначейство доплачивало дополнительно деньги до минимально утвержденного размера в 28 руб. 59 коп. Если в семье были дети, то расчеты производились по каждому из пенсионных вариантов — вдова и сирота, вдова и 2-е сирот и т.д. Обычно на каждого ребенка причиталось по 1/3 из другой половины пенсии, но не более полного размера пенсионной выплаты на все семейство. Как и в других случаях, в расчетах пенсий для семей чиновников имелись различные исключения и оговорки.

В некоторых случаях пенсии не назначались вовсе

В соответствии с законодательством было определено, что в некоторых случаях даже чиновникам, занимавшим должности и имевшим чины, пенсии не назначались. Это касалось лиц, которые поступили на гражданскую службу из числа тех, кто по общим правилам не имел на это права. В Уставе о службе по определению от правительства перечислено два десятка таких должностей.

Даже не рассматривался вопрос о назначении пенсии госслужащему, служившему по найму. Не назначались пенсии и тем гражданским служащим, по должностям которых законодательно не было предусмотрено пенсионное обеспечение от казны. Лишались всех прав на получение пенсии госслужащие, осужденные за совершенные преступления и отбывавшие сроки наказания в местах лишения свободы. По определенным составам преступлений формулировки о лишении пенсионных прав вносились в приговоры суда. Не вправе были рассчитывать на получение пенсии от казны, например, лица дворянского сословия, находившиеся в добровольной или вынужденной эмиграции за пределами империи.

Не могли претендовать на получение пенсии от казначейства гражданские чины, признанные в установленном порядке в качестве «политически неблагонадежных» и направленных в ссылку либо помещенных за противоправные действия под надзор (гласный и негласный) полиции, даже при условии наличия у них требуемой выслуги лет и прежде полученных наград. Император Николай II в августе 1902 года утвердил постановление, согласно которому чиновники подлежали увольнению с госслужбы за противодействие распоряжениям правительства, за несовместимые со служебным долгом поступки и за политическую неблагонадежность. Причем, политическая неблагонадежность могла стоить чиновнику пенсии. К таким чиновникам применяли «третий пункт» закона от 7 ноября 1850 года, где говорилось, что уволить можно даже в том случае, если вина «не может быть доказана фактами». Позднее это было закреплено в статье 788 Устава о службе по определению от правительства (1896 г.). Эта законодательная норма гласила: «начальник имеет право отставить [чиновников] от должности по своему усмотрению и без просьбы их. На такое распоряжение уволенные не могут жаловаться, и все их жалобы, а также просьбы о возвращении к прежним должностям не должны быть вовсе принимаемы к рассмотрению, но оставлены без всякого действия и движения». Иными словами, начальник наделялся никем не контролируемым правом самолично уволить практически любого чиновника без объяснения причин, с лишением мундира и пенсии. Не случайно известный русский юрист профессор П.А. Алексеев отмечал: «Третий пункт заставляет чиновников видеть в лице начальства власть, стоящую как бы выше закона. Третий пункт есть узаконенное господство произвола».

Прекращение пенсионных выплат

Производство пенсии гражданским чинам в царской России прекращалось в конкретно перечисленных в пенсионных уставах случаях. По общему правилу, выплата уже назначенных пенсий прекращалась: 1) при поступлении вновь на действительную службу (кроме указанных в законе случаев); 2) в случае принятия должности или «службы иноземной» без согласия российского правительства; 3) при пострижении в монашество; 4) в случае недозволенного пребывания за границей сверх разрешенного срока. Выплата пенсий прекращалась при получении арендных денег или имения, в связи с избавлением от болезней либо после помещения в одно из «человеколюбивых обществ», а также в связи с «законно доказанным» неприличным поведением.

Пенсии вдовам чиновников прекращались также в предусмотренных законом случаях: 1) со смертью; 2) с замужеством; 3) при пострижении в монашество; 4) в случае осуждения по судебному приговору к наказанию, лишающему права на пенсию; 5) в связи с пребыванием за границей долее дозволенного срока (кроме особо разрешенных случаев).

Пенсионные выплаты чиновникам — ограничения и исключения

Надо отметить, что в пенсионном законодательстве Российской империи, несмотря на все попытки как-то унифицировать и согласовать многочисленные пенсионные уставы, положения и правила, сохранялись различия, ограничения и исключения. Так, вопреки общему правилу, что при повторном поступлении на госслужбу отставного гражданского чина выплата пенсии прекращается, существовало около 20 пунктов исключений, когда это правило не работало. И это несмотря на прямой законодательный запрет: «Никто не может в одно время получать штатной, при отставке пожалованной, пенсии и жалованья по вступлении вновь на службу». Пенсия, к примеру, сохранялась и выплачивалась наряду с жалованьем на службе пенсионеров в городских управлениях, в учреждениях общественного призрения, в должностях по судебным мировым учреждениям, в должности полицейского урядника и в других случаях. Такие исключения действовали не только для пенсионеров из числа гражданских чинов, но и для военных пенсионеров. Так, разрешалось принимать на службу с сохранением пенсии отставных морских офицеров на должности помощников капитана порта в Санкт-Петербурге, Одессе, Риге и Николаеве.

Ограничения вводились и для семейств умерших на службе гражданских чинов и чиновников на пенсии. Так, правом на пенсии не пользовались дети чиновников: 1) достигшие совершеннолетия (сыновья — 17 лет, дочери — 21 год); 2) сыновья, поступившие на службу или общественное заведение на казенный счет; 3) дочери замужние или принятые в общественные заведения на казенное содержание. При этом для вдовы не являлось препятствием к получению пенсии, даже если она владела имением. Иными словами, имела в собственности источник доходов.

Под страхом лишения пенсии

В соответствии с законами Российской империи за определенные составы преступлений предполагались суровые наказания, сопряженные с лишением чинов, наград и пенсий. Изначально правовое значение пенсии – это монаршее благоволение и награда за беспорочную службу. Это положение было закреплено в Уставе о пенсиях и единовременных пособиях от декабря 1827 года, где соответствующий ст.1 начиналась со слов «в награду трудов».

Основы пенсионного обеспечения гражданских чинов империи заложила Екатерина Великая, утвердив в 1764 году доклад Сената «О пенсиях статских чиновников», согласно которому лишались пенсии чиновники, осужденные «за большие и бесчестные преступления». Однако перечень «больших» и «бесчестных» преступлений в документе не приводился. В Уставе о пенсиях 1827 года уже предусматривалось право лишения пенсии тех, кому она была ранее назначена. Такое могло произойти в случаях, если «чиновник в службе или в отставке по суду приговорен будет к наказанию, со внесением оного в послужной список». Однако и в этом случае перечень составов преступлений и видов наказаний приведен не был. Вместе с тем приводилось уточнение, что выговор, сделанный чиновнику по судебному приговору и даже с внесением его в послужной список, не лишает его пенсионных прав.

Ситуация с перечнем противоправных деяний гражданских чинов, которые влекут лишение пенсионных прав, стала более понятной с принятием в 1845 году Уложений о наказаниях уголовных и исправительных. С тех пор лишение пенсионных прав стало прямо зависеть от степени полученного чиновником наказания. Так, например, различные правовые последствия имело «отрешение», «исключение» и «удаление» от должности. Безусловно лишались права на пенсию те чиновники, которые подверглись уголовным или исправительным наказаниям, соединенным с потерей всех особенных, лично и по состоянию присвоенных прав и преимуществ, а также приговоренные к «исключению от службы». В отношении лиц, «отрешенных» от должности, закон разрешал указанное наказание не считать препятствием к дальнейшему прохождению службы и к получению пенсий.

Чиновники, приговоренные судом к наказаниям, соединенным с лишением или ограничением прав состояния, как и к исключению от службы, лишались права на пенсию даже в том случае, если по «Высочайшему милосердию» были избавлены от присужденного им наказания. Равным образом лишались права на пенсию чиновники, бывшие под судом по обвинению в преступных деяниях, влекущих за собой наказания, лишающие права на пенсию, но помилованные монархом. Иными словами, монарх освобождал тех или иных лиц от суда и наказания, но не освобождал их от последствий нахождения под судом или присужденного наказания. Для этого требовался особый акт монаршей милости.

В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержатся составы преступлений, за которые назначались наказания в виде «исключения» со службы, сопряженные с лишением пенсионных прав. Это мог быть подлог по службе, мздоимство и лихоимство. Не все взыскания влекли за собой лишение права на пенсию. Такие санкции, как денежные взыскания, налагаемые по суду или в административном порядке, выговоры, замечания, аресты (даже внесенные в послужной список), не сказывались на пенсионных правах чиновников. Кроме того, наказания, налагаемые на госслужащего во внесудебном порядке, не лишали его права на пенсию. В частности, Положением Комитета Министров от 29 мая 1834 года было установлено, что опубликование (повсеместное оповещение путем печатных указов Правительствующего Сената о нарушении закона, с поименованием всех лиц, участвовавших в данном нарушении), которому подвергались чиновники правительственных учреждений, не являлось препятствием к назначению им пенсий.

Начало ХХ века характеризуется некоторой либерализацией уголовного законодательства по вопросу лишения пенсионных прав государственных служащих. В Уголовном уложении 1903 года указывалось, что лишение пенсии как дополнительное наказание сопряжено с такими главными наказаниями, как смертная казнь, каторга, ссылка на поселение или заключение в исправительном доме, а также «соединенном с лишением прав состояния заключением в тюрьме. Таким образом, лишение пенсии стало применяться лишь в совокупности с наиболее строгими видами уголовных наказаний. Однако чиновник мог лишиться пенсии, совершив не только должностное, но и иное тяжкое преступление, повлекшее назначение ему соответствующего наказания.

Особая процедура предусматривалась для чиновников, уже уволенных в отставку с пенсией, если они попадали под следствие или под суд по делам прежней службы. В этом случае подследственному или подсудимому лицу выплачивалась половина пенсии. Другая половина выдавалась ему в том случае, если он по суду был оправдан или присужден к наказанию, не лишающему права на пенсию.

В начале ХХ века закрепилась практика отказа в назначении пенсии по мотивам «политической неблагонадежности». В декабре 1903 года указом Николая II эта мера была вновь обнародована: «Государь Император … Высочайше указать соизволил, что чиновники… не могут считаться имеющими право на пенсию в случае удаления их… от службы за политическую неблагонадежность, противодействие распоряжениям Правительства и другие несовместимые со служебным долгом поступки».

Проекты реформ госаппарата

В течение всего XIX века и в начале XX века возникали предложения по реформированию чиновнического аппарата, вплоть до ликвидации чинов вообще. Тому были разные причины. Повсеместно отмечались нарушения чинопроизводства. Процветало мздоимство и казнокрадство чиновников. По протекции получали чины те, кто не состоял на государственной службе. Формировался избыток служащих с классными чинами. Например, в определенный момент число чиновников IV класса более чем в 3 раза превысило количество должностей этого класса. Немало чиновников служило за штатом в ожидании вакансий. Заштатные чиновники не имели жалованья, но могли получать награды и очередные чины. Общее число чиновников постоянно росло: в 1856 году их было 82,3 тыс., а в 1874 году – уже 98,8 тыс. человек. По неполным данным, в 1902 году в империи было свыше 160 тыс. классных чинов, из которых 49,5% принадлежало к IX — XIV классам.

В 1808 году известный реформатор М.М. Сперанский докладывал Александру I, что «награда чинами… есть монета самая неудобная и для государства обременительная». В 1816 году министр внутренних дел О.П. Козодавлев отмечал: «страсть к чинам по статской службе возросла и усилилась до такой степени, что она все оплоты порядка по службе сломила и наводнила вдруг гражданскую в России службу безграмотными чиновниками, кои определялись к должностям, способностям и знаниям их нимало не соразмерным, единственно токмо потому, что они приобрели по службе чины. »

В 1862 году влиятельный сановник барон М.А. Корф в докладной записке отмечал, что «по единогласному признанию, вредное влияние чинов состоит особенно в том, что они образуют из служащих какую-то отдельную, разобщенную с прочим населением касту, которая живет своею собственной жизнью, считает себя выше остального общества, и на которую общество также смотрит как на что-то чуждое и почти враждебное». Называя чиновников «нищими во фраке», барон предлагал отказаться от производства канцелярских служителей в классные чины, заменив чин по выслуге лет на звание личного почетного гражданства.

В 1883 году член Особого совещания А.А. Половцов обращал внимание на то, что «чины. умножают число тунеядцев, которые числом годов жизни приобретают чины, а потом являются полными претензий и на получение мест, и на казенные деньги в форме содержаний, и особливо пенсий». Спектр предлагаемых им мер был от полной ликвидации чинов до приведения чинов в соответствие с должностями.

Защитники сохранения чинов считали, что чин — это мерило заслуг государственного служащего, возвышающее его в обществе. И каждый новый чин является желанной наградой за службу. Необходимость чинов объяснялась исторически сложившимися традициями. Так и сохранились чины, награды, пенсии и пособия гражданским чинам вплоть до октября 1917 года.

Читайте также: