Пенсии на донбассе в октябре


С 1 января 2020-го в непризнанной республике пенсионная «минималка» составляет 4800 рублей, в то время как на Украине — 4275 (в пересчете с гривен на рубли, разумеется).

И это не предел. Лидеры двух донбасских республик, Денис Пушилин и Леонид Пасечник, одновременно заявили о твердом намерении вывести уже в 2022 году зарплаты и пенсионные выплаты в своих государствах на уровень тех, что существуют в соседней Ростовской области. То есть если не вмешается в реальность какой-нибудь форс-мажор, самая маленькая пенсия в Донецке и Луганске выйдет на цифру 8846 рублей, надо полагать.

От «пенсионного туризма» к нормальной жизни

Учитывая, что в Донбассе последние тридцать-сорок лет пенсионеры составляли не меньше трети населения, новость обнадеживающая. Но кроме моральной стороны дела есть в этом сообщении, конечно же, и несколько не совсем приметных, но очень важных вещей, о которых надо сказать четко и однозначно, чтобы не было спекуляций.

Речь идет о так называемом пенсионном туризме, заниматься которым стариков Донбасса заставил режим Петра Порошенко, сначала осенью 2014 года устроивший транспортную блокаду мятежному региону, а затем принявший ряд подзаконных актов, максимально усложнивших жизнь и без того обездоленным войной старикам.


Примечательно, что первые годы донецкие, луганские, горловские, ровеньковские, енакиевские, макеевские, алчевские пенсионеры «с той стороны» везли продукты и вещи, это было хоть немного, но выгодно. Теперь, когда цены выровнялись, пенсионеры «украинского» Донбасса поглядывают на «республиканцев» с известной ревностью.

«Завидуют, чего там говорить, хотя завидовать вроде и нечему, — говорит 77-летний Леонтий Максимович, отправляющийся за своей украинской пенсией в родной Красноармейск, — во многом мы выровнялись, но у нас коммунальные услуги, они же знают, в разы меньше, и им все время их поднимают, хоть Порошенко был, хоть теперь Зеленский. Теперь бурчат, что вы, мол, получите все там русские паспорта, начнете жировать, три пенсии получать».

Сказка о «тройке»

Тема «третьей пенсии» активно обсуждается в обеих частях Донбасса. Говорят о ней и в Ростовский области, где после начала массового получения российского гражданства донбассовцами проблемы соседей стали знать значительно лучше. Там, понятное дело, насторожились — не повлияет ли процесс на размер пенсий?

Кстати, он в Ростовской области один из самых высоких в среднем по стране. Местные власти, начиная с губернатора Василия Голубева, давно успокаивают — донецких да луганских пенсионеров, получивших регистрацию в области, пока ничтожно мало. Без регистрации же «новые русские», как прозвали сами себя дончане, получившие заветные российские паспорта, рассчитывать на российскую же пенсию не могут.


Проще говоря, для пенсионера из Донецка ничего не изменилось в деле получения пенсии. Если не уезжает в РФ на постоянное место жительства, он как получал свою пенсию в ДНР, так и будет получать. Если ездил за украинской «за ленточку», то так и будет ездить.

Тут необходимо опровергнуть «страшилку», которую забросили в социальные сети украинские пропагандисты и которую некоторые недобросовестные российские журналисты распространяют сегодня в своих пабликах. Дескать, пенсионер, который получил паспорт РФ по упрощенной схеме, автоматически лишается права на донбасскую пенсию. Надо сказать, что к подобным фейковым новостям в Донбассе привыкли и на удочку слухов никто не попадается. В свое время точно так же муссировался слух о паспорте ДНР, без которого, мол, нельзя получить помощь от государства по старости.

Фейк про несчастных пенсионеров, решивших получить российский паспорт, вызывал негодование в ДНР. Специалисты успокаивают местное население, объясняют все буквально на пальцах:

«Оформив российский паспорт, пенсионер должен прописаться на территории РФ, оформить СНИЛС и все положенные документы, потом встать на учёт в ПФ РФ. Для этого он либо на руки (по заявлению) получает свое личное пенсионное дело, либо Пенсионный фонд России официальным запросом получает его от ПФ ДНР. С момента назначения пенсии в РФ пенсионер считается жителем (а не только гражданином) России со всеми вытекающими последствиями».

В ДНР у такого пенсионера нет пенсионного дела — оно в РФ, и пенсию он получает в России. Однако же, пока это дело гражданина (РФ ли, Украины ли — не важно) находится в ПФ ДНР, он обязательно получает пенсию ДНР.

По сути дела это и есть ответ на вопрос, можно ли пенсионеру из Донецка получать сразу три пенсии, будучи гражданином РФ. Нет — пенсий, как и прежде, последние годы, будет две или одна.

Правда, в отличие от официальной трактовки права на пенсию жизнь вносит свои коррективы. Военный пенсионер из РФ, уроженец Донецка Андрей Николаев много лет назад оставил службу в ВС РФ, живет в Донецке. При этом он зарегистрирован в Ростовской области, туда же ездит за пенсией. Говорит, что никаких проблем нет. Да, это нарушение российского законодательства, если следовать букве закона, но обычно на него смотрят сквозь пальцы. Тем более что такого рода пенсионеров Донбассе все-таки совсем немного, в основном это «оставники». И да, они живут только на российскую пенсию.

«Елей» и «сотрясание эфира»

Но есть в Донбассе категория пожилых людей, для которых установление республиканских пенсий на уровне ростовских значит очень много. Больше, чем для остальных пенсионеров. Это люди, которые по тем или иным причинам не могут (или не хотят, например, по идейным соображениям) ездить за украинской «добавкой» к скромному своему достатку. Многим просто не под силу дорога — болезни, более чем скромный кошелек не дают им возможности пополнять свой бюджет таких образом. И Украина, и Донецк с Луганском едва ли могут сказать, сколько таких людей точно. Но по некоторым подсчетом, это примерно треть от общего числа пенсионеров в республиках. Другие эксперты говорят о 25 процентах. Но в любом случае таких людей достаточно много. И вот для них новость о 2022 годе — елей на раны.

Но, конечно, в этой истории есть еще одна сторона — украинская. Конечно, пытаться понять ее действия в отношении пенсионеров Донбасса зачастую приводит к когнитивному диссонансу. Да, после прихода к власти в этой стране Владимира Зеленского его команда попыталась в свойственной ей манере бездумного стремления к пиару поговорить с бывшими согражданами из республик на языке обещаний. Кончилось все пшиком.


Закончить же эти заметки уместно будет вчерашними словами депутата Народного совета ДНР Марины Жейновой. Говоря о намерении руководства республики поднять зарплаты и пенсии через два года до уровня ростовских, она подчеркнула: «Такое решение руководства Республики доказывает, что интеграция с Российской Федерацией происходит не на словах, а на деле».

  • Теги
  • Олег Измайлов,
  • конфликт,
  • пенсии,
  • война,
  • Донбасс,
  • ДНР,
  • Украина

Москва постарается подтянуть уровень жизни в ДНР и ЛНР под российский минимум





К началу 2022 года зарплаты и пенсии в ДНР должны вырасти до уровня Ростовской области. Об этом заявил глава республики Денис Пушилин.

В сообщении на официальном сайте главы ДНР сказано, что в республике сейчас наблюдаются «условия стабильного роста экономических показателей». С учетом этого Пушилин поручил правительству довести уровень пенсий, зарплат работников бюджетной сферы и госслужащих до уровня Ростовской области. Работа в этом направлении уже ведется, и процесс должен быть завершен к 1 января 2022 года.

По словам Пушилина, повышение будет производиться в три этапа: с 1 января 2021 года; с 1 июля 2021 года; с 1 января 2022 года. В каждый из этапов пенсионные выплаты будут увеличиваться в среднем на 20%, заработные платы работников бюджетной сферы — на 28%, а государственных служащих — на 18%

Напомним, в июне прошлого года указом Пушилина был установлен новый пенсионный минимум на уровне 4000 рублей, поднявшись сразу на четверть, что стало самым масштабным повышением за весь период независимости. Тем не менее, от российского прожиточного минимума пенсионера донбасская пенсия отстает по-прежнему приблизительно в два раза. При этом цены на продукты питания и медикаменты, за исключением небольшого перечня товаров, практически не отличаются от российских. Насколько реально исправить ситуацию всего за два года, учитывая тот факт, что республика остается непризнанной, и фактически продолжаются боевые действия, что делает невозможным запуск местной экономики на довоенном уровне.

Или все это будет делаться за счет российского бюджета, то есть за наш с вами счет? Напомню, еще во время присоединения Крыма в российском обществе возникали разговоры о том, что это делается за счет российских пенсионеров. Да и пенсионная реформа была вызвана необходимостью покрыть потери от западных санкций, спровоцированных именно ситуацией с Крымом и Донбассом. Наверное, некорректно ставить вопрос таким образом, но, тем не менее, серьезные финансовые вливания в Донбасс, который Москва не собирается присоединять, могут вызвать непонимание…

— Это вполне реально и, более того, жизненно необходимо, — уверен политолог Иван Лизан.

— Без повышения зарплат и пенсий невозможно будет остановить миграционный отток населения из ЛДНР.

«СП»: — Какова сейчас средняя зарплата и пенсия в ДНР? Насколько ее надо поднять, чтобы достигнуть уровня Ростовской области?

— Средняя зарплата — 11500 рублей, тогда как в Ростовской области — 28083 рубля. Средняя пенсия в ДНР в этом году (после январского повышения на 20%) составит 7374 рубля (минимальная пенсия на 500 рублей больше, чем на Украине), а в Ростовской области 15135 рублей. Разрыв, как видно, существенный. Чтобы догнать Ростовскую область (с учётом того, что там зарплаты и пенсии будут расти) в ЛДНР пенсии нужно повышать не на 20% ежегодно, а на 30%. То есть достигнуть показателей Ростовской области удастся лишь в том случае, если сама Ростовская область не будет расти.

Впрочем, средние зарплаты и пенсии примерно как средняя температура по больнице, состоящая из температуры в кабинете главврача и холодильнике морга. Корректнее измерять доходы по децилям — 10%. Тогда картина будет значительно корректнее и информативнее.

«СП»: — За счет чего это можно сделать? За счет российского бюджета? Или есть способы заставить работать местные экономики?

— Схема финансирования будет смешанной. Большая часть — субвенции из федерального бюджета. Остальное — расходы местных бюджетов. В какой пропорции будет финансирование — неизвестно, но, полагаю, большая часть будет из федерального бюджета.

«СП»: — Что именно в местных экономиках может приносить достаточную прибыль государству? Вон в той же ПМР предприятия работают, в том числе, сталь на Запад продают, и все довольны. Реально ли такое в непризнанных республиках Донбасса?

— Только высокий передел — металлургия, химпром, коксохим, добыча угля и машиностроение. АПК таких денег не даст, да и территории ЛДНР никогда не были аграрными.

Пример ПМР некорректен — она меньше, встроена в экономику Молдовы, а через соглашение о евроассоциации в экономику ЕС. И там уже почти 30 лет как нет войны. Плюс население ПМР на пике 1989 года составляло 677 тыс. человек, сейчас же сократилось до 469 тыс., то есть потеряна примерно треть населения. Да и миграционный отток из ПМР очень большой, сама же республика, фактически, принадлежит местной корпорации «Шериф». Пример, как видно, печальный.

При наличии политической воли и кадрах (местные, увы, неспособны на это) всё реально. Мир — разведение войск у той же Горловки, позволил бы запустить «Стирол» и вывести Горловку из состояния ужасной социальной депрессии.

«СП»: — Почему обозначен рубеж в 2020-й год? Успеют ли? И почему только сейчас этим озаботились? И для чего эта разбивка на три этапа? Насколько она адекватна реальности?

— Так это примерно совпадает с концом каденции глав республик. Озаботились же потому, что соответствующее решение приняли в Москве. На одном из заседаний Союза добровольцев Донбасса в конце декабря 2019 года, Владислав Сурков говорил о важности повышения уровня зарплат и пенсий в ДНР до среднероссийского уровня. Собственно, теперь об этом сказали главы республик. Такие решение принимают не в республиках, а в Москве.

Разбивка на этапы требуется для плавности повышения и сохранения экономической и политической стабильности, плюс балансировки расходов межу субвенциями и собственными средствами республик. Кроме того, нужно понимать, что по мере роста социальных стандартов будут расти коммунальные тарифы — коммунальное хозяйство в ЛДНР крайне недофинансировано, невооружённым глазом видно, как некогда передовой по части коммуналки Донецк постепенно деградирует, не говоря уже о других городах ДНР.

«СП»: — В ДНР давно российские деньги, российские товары, местное законодательство подгоняется под российское. Если сделать уровень жизни, как в Ростовской области, единственное, что остается между нами это граница? То есть достаточно просто будет ее снять, чтобы республики стали Россией? Не потребуется период приспособления, как в Крыму?

— ЛДНР — это уже не столько непризнанные республики, сколько непризнанные регионы России, во главе которых лишь для вида находится президент, в реальности его полномочия примерно соответствуют полномочиям среднестатистического российского губернатора (с поправкой на то, что в России порой губернаторы могут встречаться с главой, например, Белоруссии). Поэтому проведение переписи населения, повышение социальных стандартов, перевод на российское законодательство означает, фактически, присоединение данных регионов к России без юридического признания. То есть нужно будет просто оформить всё юридически и ликвидировать границу.

«СП»: — В России много критиков того, что Москва кормит Донбасс. Находились и те, кто присоединение Крыма критиковали, мол, это было сделано за счет российских стариков, мол, такие непопулярные меры, как пенсионная реформа и повышение НДС — следствия санкций, вызванных Крымом и Донбассом. Насколько можно соглашаться с этим? Вот если бы Донбасс включили в состав России, всю помощь региону было бы легче обосновывать. Может, прежде стоит решать вопрос со статусом? А то выходит, что мы даем деньги регионам, которые впихиваем в Украину?

— Мы живём в эпоху гибридной реальности: гибридные войны, гибридное право, гибридный поход к территориям. Отношение к ЛДНР отдаёт налётом шизофрении: с одной стороны, их финансируют, с другой стороны пытаются вернуть в состав Украины. Но с каждым годом последовательности становится всё больше, а риторики о возврате в состав Украины всё меньше. Поэтому медийную машину нужно перенастраивать на то, что ЛДНР — это не непризнанные республики, которые планируется вернуть, а непризнанные регионы России, от интеграции которых выигрывает страна. Во-первых, территориально — ЛДНР прикрывают Ростовскую область, по территории которой проходят важные транспортные коммуникации. Во-вторых, за счёт увеличения численности населения — дополнительные 4 млн человек позволяют расширить ёмкость внутреннего рынка, это не лишние рты, а дополнительные рабочие руки. В-третьих, ресурсно и экономически — в ЛДНР нужно вложить деньги и добиться превращения республик из рецепиентов в доноров.

— Подобное заявление Главы ДНР, конечно же, можно только приветствовать, — соглашается украинский политолог, координатор запрещенного на Украине объединения «Боротьба» Евгений Голышкин.

— Ситуация в республиканской социальной сфере действительно сложная. Уровень доходов большинства трудящихся граждан вне зависимости от того, в, коммерческих или государственных учреждениях они работают, мягко говоря, невысок.

Рост уровня производства действительно есть, однако поднять его до «довоенного» уровня и перейти к более высокому, уровню социального обеспечения мешает ряд субъективных факторов. Прежде всего, это боевые действия, экономическая блокада со стороны Украины (отсутствие колоссальных сумм социальных выплат в нарушении «Минских соглашений»), разрыв производственных цепочек и сопутствующие данной ситуации издержки.

«СП»: — За чей счет это будет достигаться?

— По всей видимости, Глава ДНР, прежде всего, рассчитывает на собственные силы, т.к. уже не первый год народное хозяйство республик Донбасса выстраивает свою работу по российским стандартам в рамках стратегического направления интеграции с Российской Федерацией. Опыт той же Приднестровской Молдавской республики тоже важен для Донбасса, однако не стоит забывать, что ПМР выходила на данный уровень практически 30 лет, война там не была такой кровавой и затяжной.

Конечно, помощь России большая и без ее содействия в организации сбыта продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий Донбассу бы пришлось крайне сложно. Также необходимо перенимать управленческий опыт наших братьев и делать собственную экономику эффективной.

«СП»: — Собственная экономика Донбасса достаточно сильная?

— До войны Донецкая и Луганская область давали до четверти украинского ВВП. Поэтому крайне важно восстановление хозяйственных связей, предусмотренных как «Минскими соглашениями», так и недавно озвученными инициативами «Нормандского формата». Однако новая украинская власть предпочитает лезть в кредитную петлю МВФ, нежели наладить конструктивный диалог и восстановить собственные темпы роста в металлургической, энергетической, химической и других отраслях промышленного производства.

Донбасс — это высокотехнологичный и богатый край, который бы, конечно, смог быть вполне самодостаточным субъектом, быть привлекательным для инвестиций и стать благоприятным и комфортным местом для индустриальных рабочих, сельчан, сотрудников научной сферы и учащейся молодежи.

«СП»: — А что ответить тем людям в России, которые говорят, что «хватит кормить Донбасс»? Это ведь и, правда, отражается на уровне жизни всех россиян…

— Слушать доморощенных нытиков, которые говорят, что «кормят» Донбасс не стоит. Это все уже было в истории этого трудового края со стороны украинской националистической пропаганды. Уподобляться риторике шизофреников из периферийной колонии — для россиян должно быть стыдно! Донбасс идет по пути интеграции с российским экономическим и культурным пространством, реализует государственные программы — ведь именно таковой является воля абсолютного большинства граждан.

«СП»: — Успеют ли за два года? И почему именно такие сроки?

— Обозначение таких точных хронологических рубежей говорит о системной работе над сложившейся проблематикой конкретном, стратегическом целеполагании молодого государства. Если народу Донбасса и руководству республик удастся достигнуть уровня доходов Ростовской области, это в корне поменяет «удельный» дипломатический вес республик, в том числе и на международной арене. Люди готовы трудиться и работать на стратегический результат.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Пока Москве удобнее читать мантры о Минских соглашениях, не признавая республики

Кейс Француза как пример дискредитации роли ополченца в России

Если российская армия будет обороняться, она проиграет НАТО

После того, как 11 октября пенсионная реформа в Украине вступила в силу, в стране сразу же началась выплата повышенных в результате этой реформы пенсий. Примечательно, что даже тем, кто к 11 октября уже успел получить пенсию за октябрь, немедленно произвели соответствующие доплаты. По крайней мере, об этом заверили в правительстве. Чтобы повышенных пенсий хватило всем, кого так или иначе коснулся процесс, правительство даже выделило дополнительно около 6,4 млрд грн именно на повышение пенсионных выплат в октябре.

Запутались в цифрах?

Самое интересное заявление в этой связи сделал министр труда и социальной политики Андрей Рева. «Из общего числа пенсионеров 11,7 миллионов человек размер пенсий повышен для 10 238 859 пенсионеров или 90% от общего их количества. Не пересчитана пенсия около 900 тысячам человек, которые получают пенсии по специальным законам, а также гражданам, которым пенсии были назначены после 2015 года. Средний размер пенсии после перерасчета вырос на 559,78 грн до в среднем 2446,56 грн», – заявил он.

По его словам, выходило, что пенсии так или иначе повысили практически всем украинским пенсионерам. И здесь наиболее внимательные сразу заметили некоторую нестыковку. После принятия пенсионной реформы Верховной Радой глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина сообщила, что в результате реформы «размеры пенсионных выплат вырастут для более чем 8 миллионов человек».

Примерно такую же цифру назвал и вице-премьер Павел Розенко. «С 1 октября минимальный размер пенсии вырос до 1452 грн. Это значит, что 8 миллионов пенсионеров, размер пенсии которых зависит от минимальной, получат существенное повышение», – сообщил он.

Заметное расхождение в количестве пенсионеров, которых одарили повышенными пенсиями, очень скоро разъяснилось. Ясность внес все тот же министр труда и социальной политики Андрей Рева.

Исключения из правил

«Вопрос о перерасчете пенсий украинцам, проживающим на неконтролируемых Украиной территориях, остается открытым. Этот вопрос сегодня в законе не определен. Соответственно, как мы будем перечислять пенсии людям, которые живут на неподконтрольной территории, я сказать не могу. По общему правилу подобные перерасчеты делают органы Пенсионного фонда по месту жительства людей. Органов Пенсионного фонда и соответственно пенсионной базы людей, которые живут на неподконтрольной территории, у нас нет. И нет физической и технической возможности это сделать», – заявил Рева.

После этого, он добавил, что «с людьми, которые переехали на подконтрольную территорию, также будут проблемы, потому что для того, чтобы сделать перерасчет, нужно иметь материалы [пенсионного] дела».

«Текущая пенсия таким людям выплачивается без материалов пенсионного дела. И сейчас у нас возникнет проблема с пересчетом. Будем думать, как ее решать. Но я могу гарантировать, что мы вопрос для тех, кто переехал, решим, найдем механизм, чтобы эти люди не пострадали», – подчеркнул Андрей Рева.

Таким образом, несмотря на сделанные ранее заявления о практически тотальном повышении пенсий, в Украине быстро обнаружились, как минимум, сразу две категории людей, в отношении которых с 1 октября 2017 года повышения (или, если угодно, осовременивания) пенсий совершенно точно не случилось. Первая категория – украинские пенсионеры, проживающие на неконтролируемых Украиной территориях. Вторая – пенсионеры-переселенцы с этих территорий на контролируемую Украиной территорию иначе именуемые ВПЛ (внутренне перемещенные лица).

К концу октября практика выплат подтвердила, что все обстоит именно так.

Никто не платит, и мы не платим

Что касается собственно ВПЛ, то в правительстве уже пообещали, что вопрос с выплатой новых, повышенных пенсий этой категории будет решен в ближайшие пару месяцев.

«Для тех, кто находится на подконтрольной территории, вопрос перерасчета пенсий, надо решить за месяц-два, не больше», – заверил буквально на днях Андрей Рева. И хотя народная мудрость гласит, что обещанного обычно три года ждут, но это хоть какая-то определенность. Если сравнивать с вопросом выплаты пенсий (простых, а в идеале – повышенных) жителям неподконтрольных Украине территорий. Здесь, по словам профильного министра, «вопрос остается открытым». Практически настежь…

Как объяснил несколько дней назад заместитель министра труда и социальной политики Николай Шамбир, сейчас в Украине нет вообще никакого механизма выплаты пенсии жителям неконтролируемых территорий Донбасса. По его словам, это признают даже международные организации.

«Я неоднократно встречался с экспертами, волонтерами, специалистами Совета Европы, других международных организаций. Они сами прекрасно осознают, в 2014 году у нас были заблокированы любые пути "туда", заблокированы наши отделения пенсионного фонда "там"» и практически ни одной возможности ввезти официально деньги "туда" и выплатить там пенсии у нас нет. Ни Молдова в Приднестровье не платит, ни другие страны, и Грузия тоже "туда" не платит. Они платят на территориях, подконтрольных им», – сказал он.

В тоже время чиновник заверил, что для получения пенсии на контролируемой Украиной территории сейчас созданы все условия. Впрочем, встретившись с откровенным скептицизмом к таким словам со стороны переселенцев, ощущающих «все созданные условия» на себе, он был вынужден оправдываться.

Заложники ситуации?

«Да, к сожалению, у нас было много ситуаций, когда человек приезжал со 100-200 карточками и получал деньги за всех. Доходили ли эти деньги непосредственно к людям – я не знаю. И наша задача основная – это обеспечить выплату пенсий непосредственно пенсионеру», – объяснил он жесткие меры контроля ВПЛ, введенные правительством. По мнению многих экспертов – неоправданно, чрезмерно жесткие и, зачастую, просто незаконные.

Получается, что с точки зрения правительства, лучше оставить совсем без выплат (а за одно и без средств к существованию) сотни тысяч людей, но пресечь возможные финансовые злоупотребления.

Такая логика, особенно с точки зрения европейцев, всегда выглядела немного странно. Еще в середине прошлого года, глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский по этому поводу призвал вице-премьера Павла Розенко «не делать целую группу внутренне перемещенных лиц заложниками определенных сомнительных нарушений». Но положительного результата не добился.

Кстати, Николай Шамбир заявил, что в его ведомстве есть все данные по пенсионерам, проживающим на неконтролируемых территориях Донбасса, и даже по тем, кто ни разу не выезжал. И, что как только будет возможность выплачивать пенсии на этих территориях, их непременно выплатят. «А повышение пенсий делается для всех, независимо от того, где человек проживает», – сказал чиновник, видимо, забыв то, что говорил его шеф о пенсионерах с неконтролируемых территорий. Но это так – лишь мелкий штрих.

По факту получается довольно интересная картинка. Согласно заверениям правительственных чиновников, на неконтролируемой территории Украины не выплачивает пенсии своим пенсионерам, потому, что физически не может. А драконовские меры на своей территории ввела во избежание мошенничества. Однако, по этому поводу есть и иные мнения.

Правительство не хочет платить

«Жители неподконтрольных правительству районов Донбасса и внутренние переселенцы имеют все основания для получения пенсий. Просто у государства отсутствует политическая воля для этого», – заявила не так давно Уполномоченная Верховной Рады по правам человека Валерия Лутковская.

«С законами в Украине все в порядке. Пенсии жителям временно неподконтрольной территории Донбасса не выплачиваются из-за Кабинета министров. Только правительство может упростить процедуру выплат пенсий жителям неподконтрольных территорий», – позже согласилась с ней правозащитница Наталья Новакова.

«Сегодня в Украине применяются разные подходы по пенсионному обеспечению. Одни не испытывают никаких препятствий с получением по месту жительства или в банках, другие, или привязаны к своему статусу ВПЛ и "Ощадбанку", или вообще лишены своей пенсии. Нужно отбросить эту дискриминационную политику. Свои пенсии граждане Украины должны получать в любом случае и без привязки к регистрации в качестве ВПЛ. Также необходимо упростить процедуры назначения и восстановления пенсионных выплат для переселенцев и жителей неконтролируемых территорий», – заявила председатель комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Верховной Рады Людмила Денисова.

Как известно, ныне существующая процедура выплаты украинской пенсии предусматривает обязательный выезд пенсионера на контролируемую Украиной территорию, обязательную его регистрацию в виде внутренне-перемещенного лица и многоуровневую систему контроля его пребывания на контролируемой территории.

Нетрудно заметить, что созданные условия призваны максимально воспрепятствовать получению пенсий прежде всего жителям неконтролируемых территорий, которые решили поиграть в предложенную правительством игру и зарегистрировались в Украине как ВПЛ. Упрекать их в этом трудно, так как для многих из них пенсия – единственный источник дохода.

Не та реформа?

По данным министерства труда и социальной политики, на территории двух непризнанных республик изначально находилось более 1,27 млн человек, имеющих право на украинскую пенсию. Так или иначе переоформить и получать ее хоть какое-то время смогли лишь 900 тыс. человек.

Сейчас ситуация с выплатой пенсий, похоже, еще более ухудшилась. «У нас от 600 тыс. до одного миллиона граждан не имеют сейчас доступа к пенсиям. Это касается, как людей, которые находятся на территории, контролируемой украинским правительством, так и людей, которые находятся в серой зоне и на территории, которую не контролирует украинское правительство», – отметил несколько дней назад председатель комитета Верховной Рады по правам человека Григорий Немыря.

А тем временем, в правительстве гордо рапортуют о первых успехах пенсионной реформы в Украине…

Михаил Попов, РПД «Донецкие новости»

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!

Москва постарается подтянуть уровень жизни в ДНР и ЛНР под российский минимум





К началу 2022 года зарплаты и пенсии в ДНР должны вырасти до уровня Ростовской области. Об этом заявил глава республики Денис Пушилин.

В сообщении на официальном сайте главы ДНР сказано, что в республике сейчас наблюдаются «условия стабильного роста экономических показателей». С учетом этого Пушилин поручил правительству довести уровень пенсий, зарплат работников бюджетной сферы и госслужащих до уровня Ростовской области. Работа в этом направлении уже ведется, и процесс должен быть завершен к 1 января 2022 года.

По словам Пушилина, повышение будет производиться в три этапа: с 1 января 2021 года; с 1 июля 2021 года; с 1 января 2022 года. В каждый из этапов пенсионные выплаты будут увеличиваться в среднем на 20%, заработные платы работников бюджетной сферы — на 28%, а государственных служащих — на 18%

Напомним, в июне прошлого года указом Пушилина был установлен новый пенсионный минимум на уровне 4000 рублей, поднявшись сразу на четверть, что стало самым масштабным повышением за весь период независимости. Тем не менее, от российского прожиточного минимума пенсионера донбасская пенсия отстает по-прежнему приблизительно в два раза. При этом цены на продукты питания и медикаменты, за исключением небольшого перечня товаров, практически не отличаются от российских. Насколько реально исправить ситуацию всего за два года, учитывая тот факт, что республика остается непризнанной, и фактически продолжаются боевые действия, что делает невозможным запуск местной экономики на довоенном уровне.

Или все это будет делаться за счет российского бюджета, то есть за наш с вами счет? Напомню, еще во время присоединения Крыма в российском обществе возникали разговоры о том, что это делается за счет российских пенсионеров. Да и пенсионная реформа была вызвана необходимостью покрыть потери от западных санкций, спровоцированных именно ситуацией с Крымом и Донбассом. Наверное, некорректно ставить вопрос таким образом, но, тем не менее, серьезные финансовые вливания в Донбасс, который Москва не собирается присоединять, могут вызвать непонимание…

— Это вполне реально и, более того, жизненно необходимо, — уверен политолог Иван Лизан.

— Без повышения зарплат и пенсий невозможно будет остановить миграционный отток населения из ЛДНР.

«СП»: — Какова сейчас средняя зарплата и пенсия в ДНР? Насколько ее надо поднять, чтобы достигнуть уровня Ростовской области?

— Средняя зарплата — 11500 рублей, тогда как в Ростовской области — 28083 рубля. Средняя пенсия в ДНР в этом году (после январского повышения на 20%) составит 7374 рубля (минимальная пенсия на 500 рублей больше, чем на Украине), а в Ростовской области 15135 рублей. Разрыв, как видно, существенный. Чтобы догнать Ростовскую область (с учётом того, что там зарплаты и пенсии будут расти) в ЛДНР пенсии нужно повышать не на 20% ежегодно, а на 30%. То есть достигнуть показателей Ростовской области удастся лишь в том случае, если сама Ростовская область не будет расти.

Впрочем, средние зарплаты и пенсии примерно как средняя температура по больнице, состоящая из температуры в кабинете главврача и холодильнике морга. Корректнее измерять доходы по децилям — 10%. Тогда картина будет значительно корректнее и информативнее.

«СП»: — За счет чего это можно сделать? За счет российского бюджета? Или есть способы заставить работать местные экономики?

— Схема финансирования будет смешанной. Большая часть — субвенции из федерального бюджета. Остальное — расходы местных бюджетов. В какой пропорции будет финансирование — неизвестно, но, полагаю, большая часть будет из федерального бюджета.

«СП»: — Что именно в местных экономиках может приносить достаточную прибыль государству? Вон в той же ПМР предприятия работают, в том числе, сталь на Запад продают, и все довольны. Реально ли такое в непризнанных республиках Донбасса?

— Только высокий передел — металлургия, химпром, коксохим, добыча угля и машиностроение. АПК таких денег не даст, да и территории ЛДНР никогда не были аграрными.

Пример ПМР некорректен — она меньше, встроена в экономику Молдовы, а через соглашение о евроассоциации в экономику ЕС. И там уже почти 30 лет как нет войны. Плюс население ПМР на пике 1989 года составляло 677 тыс. человек, сейчас же сократилось до 469 тыс., то есть потеряна примерно треть населения. Да и миграционный отток из ПМР очень большой, сама же республика, фактически, принадлежит местной корпорации «Шериф». Пример, как видно, печальный.

При наличии политической воли и кадрах (местные, увы, неспособны на это) всё реально. Мир — разведение войск у той же Горловки, позволил бы запустить «Стирол» и вывести Горловку из состояния ужасной социальной депрессии.

«СП»: — Почему обозначен рубеж в 2020-й год? Успеют ли? И почему только сейчас этим озаботились? И для чего эта разбивка на три этапа? Насколько она адекватна реальности?

— Так это примерно совпадает с концом каденции глав республик. Озаботились же потому, что соответствующее решение приняли в Москве. На одном из заседаний Союза добровольцев Донбасса в конце декабря 2019 года, Владислав Сурков говорил о важности повышения уровня зарплат и пенсий в ДНР до среднероссийского уровня. Собственно, теперь об этом сказали главы республик. Такие решение принимают не в республиках, а в Москве.

Разбивка на этапы требуется для плавности повышения и сохранения экономической и политической стабильности, плюс балансировки расходов межу субвенциями и собственными средствами республик. Кроме того, нужно понимать, что по мере роста социальных стандартов будут расти коммунальные тарифы — коммунальное хозяйство в ЛДНР крайне недофинансировано, невооружённым глазом видно, как некогда передовой по части коммуналки Донецк постепенно деградирует, не говоря уже о других городах ДНР.

«СП»: — В ДНР давно российские деньги, российские товары, местное законодательство подгоняется под российское. Если сделать уровень жизни, как в Ростовской области, единственное, что остается между нами это граница? То есть достаточно просто будет ее снять, чтобы республики стали Россией? Не потребуется период приспособления, как в Крыму?

— ЛДНР — это уже не столько непризнанные республики, сколько непризнанные регионы России, во главе которых лишь для вида находится президент, в реальности его полномочия примерно соответствуют полномочиям среднестатистического российского губернатора (с поправкой на то, что в России порой губернаторы могут встречаться с главой, например, Белоруссии). Поэтому проведение переписи населения, повышение социальных стандартов, перевод на российское законодательство означает, фактически, присоединение данных регионов к России без юридического признания. То есть нужно будет просто оформить всё юридически и ликвидировать границу.

«СП»: — В России много критиков того, что Москва кормит Донбасс. Находились и те, кто присоединение Крыма критиковали, мол, это было сделано за счет российских стариков, мол, такие непопулярные меры, как пенсионная реформа и повышение НДС — следствия санкций, вызванных Крымом и Донбассом. Насколько можно соглашаться с этим? Вот если бы Донбасс включили в состав России, всю помощь региону было бы легче обосновывать. Может, прежде стоит решать вопрос со статусом? А то выходит, что мы даем деньги регионам, которые впихиваем в Украину?

— Мы живём в эпоху гибридной реальности: гибридные войны, гибридное право, гибридный поход к территориям. Отношение к ЛДНР отдаёт налётом шизофрении: с одной стороны, их финансируют, с другой стороны пытаются вернуть в состав Украины. Но с каждым годом последовательности становится всё больше, а риторики о возврате в состав Украины всё меньше. Поэтому медийную машину нужно перенастраивать на то, что ЛДНР — это не непризнанные республики, которые планируется вернуть, а непризнанные регионы России, от интеграции которых выигрывает страна. Во-первых, территориально — ЛДНР прикрывают Ростовскую область, по территории которой проходят важные транспортные коммуникации. Во-вторых, за счёт увеличения численности населения — дополнительные 4 млн человек позволяют расширить ёмкость внутреннего рынка, это не лишние рты, а дополнительные рабочие руки. В-третьих, ресурсно и экономически — в ЛДНР нужно вложить деньги и добиться превращения республик из рецепиентов в доноров.

— Подобное заявление Главы ДНР, конечно же, можно только приветствовать, — соглашается украинский политолог, координатор запрещенного на Украине объединения «Боротьба» Евгений Голышкин.

— Ситуация в республиканской социальной сфере действительно сложная. Уровень доходов большинства трудящихся граждан вне зависимости от того, в, коммерческих или государственных учреждениях они работают, мягко говоря, невысок.

Рост уровня производства действительно есть, однако поднять его до «довоенного» уровня и перейти к более высокому, уровню социального обеспечения мешает ряд субъективных факторов. Прежде всего, это боевые действия, экономическая блокада со стороны Украины (отсутствие колоссальных сумм социальных выплат в нарушении «Минских соглашений»), разрыв производственных цепочек и сопутствующие данной ситуации издержки.

«СП»: — За чей счет это будет достигаться?

— По всей видимости, Глава ДНР, прежде всего, рассчитывает на собственные силы, т.к. уже не первый год народное хозяйство республик Донбасса выстраивает свою работу по российским стандартам в рамках стратегического направления интеграции с Российской Федерацией. Опыт той же Приднестровской Молдавской республики тоже важен для Донбасса, однако не стоит забывать, что ПМР выходила на данный уровень практически 30 лет, война там не была такой кровавой и затяжной.

Конечно, помощь России большая и без ее содействия в организации сбыта продукции промышленных и сельскохозяйственных предприятий Донбассу бы пришлось крайне сложно. Также необходимо перенимать управленческий опыт наших братьев и делать собственную экономику эффективной.

«СП»: — Собственная экономика Донбасса достаточно сильная?

— До войны Донецкая и Луганская область давали до четверти украинского ВВП. Поэтому крайне важно восстановление хозяйственных связей, предусмотренных как «Минскими соглашениями», так и недавно озвученными инициативами «Нормандского формата». Однако новая украинская власть предпочитает лезть в кредитную петлю МВФ, нежели наладить конструктивный диалог и восстановить собственные темпы роста в металлургической, энергетической, химической и других отраслях промышленного производства.

Донбасс — это высокотехнологичный и богатый край, который бы, конечно, смог быть вполне самодостаточным субъектом, быть привлекательным для инвестиций и стать благоприятным и комфортным местом для индустриальных рабочих, сельчан, сотрудников научной сферы и учащейся молодежи.

«СП»: — А что ответить тем людям в России, которые говорят, что «хватит кормить Донбасс»? Это ведь и, правда, отражается на уровне жизни всех россиян…

— Слушать доморощенных нытиков, которые говорят, что «кормят» Донбасс не стоит. Это все уже было в истории этого трудового края со стороны украинской националистической пропаганды. Уподобляться риторике шизофреников из периферийной колонии — для россиян должно быть стыдно! Донбасс идет по пути интеграции с российским экономическим и культурным пространством, реализует государственные программы — ведь именно таковой является воля абсолютного большинства граждан.

«СП»: — Успеют ли за два года? И почему именно такие сроки?

— Обозначение таких точных хронологических рубежей говорит о системной работе над сложившейся проблематикой конкретном, стратегическом целеполагании молодого государства. Если народу Донбасса и руководству республик удастся достигнуть уровня доходов Ростовской области, это в корне поменяет «удельный» дипломатический вес республик, в том числе и на международной арене. Люди готовы трудиться и работать на стратегический результат.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Пока Москве удобнее читать мантры о Минских соглашениях, не признавая республики

Кейс Француза как пример дискредитации роли ополченца в России

Если российская армия будет обороняться, она проиграет НАТО

Читайте также: