Выход на пенсию на камазе

22 вида работ дают право на назначение досрочной страховой (трудовой) пенсии по старости. Дзен-канал «ПРАВО ИМЕЮ» публикует список всех профессиональных категорий граждан, которым гарантирован досрочный выход на пенсию.

Подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах (согласно Списку №1, утверждённому постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 года №10).

Возраст выхода на пенсию – 50 лет мужчины, 45 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 20 лет мужчины, 15 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 10 лет мужчины, не менее 7 лет шести месяцев женщины.

Работы с тяжелыми условиями труда (согласно Списку №2, утверждённому постановлением кабинета министров СССР от 26 января 1991 года №10).

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 12 лет шести месяцев мужчины, не менее 10 лет женщины.

Работа трактористом-машинистом в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также машинистом строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин.

Возраст выхода на пенсию – женщины 50 лет.

Обязательный страховой стаж – женщины 20 лет.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – женщины не менее 15 лет.

Работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.

Возраст выхода на пенсию – женщины 50 лет.

Обязательный страховой стаж – требования не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – женщины не менее 20 лет.

Работа рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовиков, задействованных непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 12 лет шести месяцев мужчины, не менее 10 лет женщины.

Работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 12 лет шести месяцев мужчины, не менее 10 лет женщины.

Работа в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 12 лет шести месяцев мужчины, не менее 10 лет женщины.

Работа механизатором (докером-механизатором) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 20 лет мужчины, не менее 15 лет женщины.

Работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 12 лет шести месяцев мужчины, не менее 10 лет женщины.

Водители автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 20 лет мужчины, не менее 15 лет женщины.

Работа в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников.

Возраст выхода на пенсию – независимо от возраста.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий – горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Работа на судах морского флота рыбной промышленности по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приёму готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности.

Возраст выхода на пенсию – независимо от возраста.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 25 лет мужчины, не менее 20 лет женщины.

Работа в лётном составе гражданской авиации.

Возраст выхода на пенсию – независимо от возраста.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 25 лет мужчины, не менее 20 лет женщины. При оставлении лётной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, женщинам, проработавшим не менее 15 лет

Работа, связанная с непосредственным управлением полётами воздушных судов гражданской авиации.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 12 лет шести месяцев мужчины, не менее 10 лет женщины.

Работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет в гражданской авиации мужчины, 20 лет в гражданской авиации женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 20 лет мужчины, не менее 15 лет женщины.

Работа спасателем в профессиональных аварийно-спасательных службах.

Возраст выхода на пенсию – 40 лет либо независимо от возраста.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 15 лет.

Работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Возраст выхода на пенсию – 55 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Обязательный страховой стаж – 25 лет мужчины, 20 лет женщины.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 15 лет мужчины, не менее 10 лет женщины.

Работа на должностях Государственной противопожарной службы.

Возраст выхода на пенсию – 50 лет мужчины, 50 лет – женщины.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 25 лет мужчины, не менее 25 лет женщины.

Осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Возраст выхода на пенсию – независимо от возраста.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый педагогический стаж – не менее 25 лет.

Осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Возраст выхода на пенсию – независимо от возраста.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 25 лет в сельской местности и посёлках городского типа. Не менее 30 лет в городах, сельской местности и в посёлках городского типа либо только в городах.

Осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях.

Возраст выхода на пенсию – 50-55 лет.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 15-30 лет.

Работа в лётно-испытательном составе при непосредственной занятости в лётных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.

Возраст выхода на пенсию – независимо от возраста.

Требования к обязательному страховому стажу не предъявляются.

Необходимый стаж на соответствующих видах работ – не менее 25 лет мужчины, не менее 20 лет женщины. При оставлении лётной работы по состоянию здоровья – мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, женщинам, проработавшим не менее 15 лет.

При составлении списка профессий и видов работ, дающих право на досрочную пенсию, использовались материалы Пенсионного фонда, ознакомиться с ними можно здесь .

На государственном уровне установлена возможность отдельных категорий работников досрочного пенсионного обеспечение, обусловленное трудом в особых условиях. В статье рассказано кто из водителей может выйти на отдых раньше, как подтвердить данное право и какой размер выплат.

Какие категории водителей могут выйти на пенсию раньше срока

Бесплатно по России

Законодательные нормы предусматривают досрочную пенсию за работу на городском транспорте.

Деятельность водителя при этом включает выполнение следующих трудовых обязанностей:

  1. Управление транспортным средством, в конструкции которого не менее восьми пассажирских мест.
  2. Произведение посадки и высадки пассажиров в местах отведенных Правилами дорожного движения.
  3. Передвижение по заранее согласованным маршрутам. Для его установления юридическое лицо подает заявление в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ФЗ №220).
  4. Соблюдение графика движения и расписания.

При исчислении льготного стажа во внимание не берется режим движения транспортного средства (обычный, полуэкспрессный и экспрессный режимы).

В соответствии с нормами Федерального закона водителям предоставляется право на льготную пенсию, если они соответствуют таким требованиям:

  1. Гражданин управлял трамваем, автобусом или троллейбусом.
  2. На момент обращения в ПФ РФ индивидуальный пенсионный коэффициент 30.
  3. Общий трудовой стаж у женщин равен 20 лет, а у мужчин 25 лет.
  4. Длительность специального стажа составляет 15 лет для женщин и 20 лет для мужчин. К специальному стажу относится продолжительность труда, при достижении которой лицо вправе получать пенсионное обеспечение без учета возраста.
  5. Организация, с которой у водителя заключен трудовой договор совершала взносы в Пенсионный Фонд России по дополнительным тарифам. С 2013 года работодатели обязаны платить данный взнос, если имеются рабочие места с повышенной опасностью, вредностью. ФЗ №400 перечисляет виды трудовой занятости, в отношении которых используются дополнительные тарифы.
  6. Заключением оценки условий труда установлена вредность.

Для водителей возраст выхода на льготную пенсию установлен в значениях 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин.

Водители автобуса

Водителю автобуса для назначения льготной пенсии требуется специальный стаж при занятости на автобусных городских пассажирских перевозках регулярного сообщения.

К таким видам перевозки относится перевозка, осуществляемая в рамках города, по предварительно согласованному и установленному графику с муниципальными органами. Управление автобусом производится в интересах населения. Работа на городских маршрутах организовывается в таких режимах, как обычный, полуэкспресный и экспрессный.

Водители троллейбуса и трамвая

Водители трамваев и троллейбусов, осуществляющие перевозку пассажиров по установленному маршруту в пределах города при соблюдении всех перечисленных условий могут досрочно выйти на заслуженный отдых. Для мужчин определен возраст 55 лет, страховой стаж 25 лет и специальный стаж 12, 5 года. Касательно женщин действуют такие показатели: возраст 50 лет, специальный стаж 10 лет, а общий 20 лет.

Других видов транспорта

Правом на досрочное назначение пенсии обладают лица, которые занимают должности, перечисленные в списках Постановления Правительства РФ № 665. Перечень лиц определен во исполнение норм ФЗ №400. Досрочный отдых положен водителю (шоферу) автомобиля (пожарного) Государственной противопожарной службы. Работником в таких случаях выполняются два условия: наличие специального стажа и возраст.

В соответствии с информацией, представленной в Списке №2, на назначение досрочного пенсионного обеспечения могут претендовать водители дрезины (если они выполняют работу в метрополитене). Льготную пенсию могут оформить водители ведомственного транспорта, которые осуществляют перевозку работников организации, водители грузовых автомобилей на карьерах, шахтах, рудниках.

Как подтверждается право на льготную пенсию

В качестве основного доказательства права водителя претендовать на льготную пенсию выступает путевой лист. В документе отображаются сведения о времени отправления и прибытия.

По этой информации рассчитывается фактическое время выполнения трудовых обязательств в течение месяца по регулярным городским маршрутам.

Рейс расценивается как выполненный, если соблюдены такие условия:

  • транспортное средство отправлялось по расписанию;
  • проследовало вовремя все предусмотренные пункты;
  • прибывало по графику в конечное место маршрута.

Если отсутствуют путевые листы, предоставляется справка от работодателя. В ней указываются основания для расчета фактического времени. Например, к таким документам относится ведомость на заработную плату, лицевой счет. Также подтверждение периодов работы устанавливается на основании свидетельских показаний.

Тонкости оформления

Для выхода на пенсию водители общественного транспорта подают заявление в подразделение Пенсионного Фонда РФ.

Осуществить подачу документацию можно следующими способами:

  • через личный кабинет на сайте государственных услуг;
  • лично в подразделении Фонда;
  • через профиль на сайте Пенсионного Фонда России;
  • через многофункциональный центр.

Заявитель имеет право совершить действия по оформлению пенсии через третье лицо. Полномочия доверенного лица подтверждаются нотариально заверенной доверенностью. Заявитель обязуется представить доказательства права досрочно выйти на пенсию.

На основании следующих документов производится определение, распределение пенсионных выплат:

  1. Трудовые договора.
  2. Приказы о назначении водителем. В документах указываются конкретные условия.
  3. Трудовая книжка.
  4. Приказы о должностных переводах.
  5. Приказы об увольнении.
  6. Маршрутные листы.

Дополнительно могут предъявляться внутренние бухгалтерские, кадровые документы и расчетные листы. Когда у работника отсутствуют документы, подтверждающие стаж до 2002 года, следует получить информацию в отделе управления персоналом.

Сведения предоставляются правопреемником предприятия в случае завершения организацией хозяйственной деятельности. При отсутствии такой возможности граждане обращаются в архив. Установить стаж поможет заявление в судебные органы. У судьи есть право запросить сведения из государственных органов.

После сбора полного пакета документации и подачи в Пенсионный Фонд РФ решение о назначении пенсионных выплат принимается в течение 10 дней. Документы следует подать за месяц до назначения содержания. Выплаты производятся со дня поступления обращения или с момента возникновения права.

Средний размер пенсии и что на нее влияет

Гражданам, имеющим право получать льготную пенсию, устанавливается содержание равное размеру по старости. Для расчета ежемесячной выплаты используется показатель накопленных баллов.

Пенсионные баллы умножаются на цену балла, которая определена на соответствующий год, и прибавляется фиксированная выплаты (например, по состоянию на 01.01. 2020 г. она равна 5686, 25 рублей). Водителя вправе получать накопительную часть пенсии.

Для реализации этого права выбирается один из следующих способов:

  1. Срочно. В таких случаях накопленная сумма делится количество месяцев.
  2. Пожизненно. Например, с 2020 года сумма накоплений разделяется на 258 месяцев.
  3. Единовременно. Получить выплату могут те граждане, накопления которых не достигает показателя положенной страховой пенсии.

Минимальное количество месяцев при установлении выплат в срочном порядке составляет сто двадцать.

Ознакомившись с представленной информацией, стало известно, на основании каких законодательных актах водители имеют право раньше уйти на пенсию. Убедившись в своих правомерных планах, граждане смогут правильно осуществить процедуру оформления и сбора документации.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Льготная пенсия по вредности по Спискам 1 и 2 в 2020

Добрый день, судари и сударыни. Продолжаю вас знакомить с "вечно больной" темой выхода на пенсию, расчетом трудового стажа и прочими пенсионными вопросами.

Сегодня будет рассказано о нюансах оформления досрочной пенсии по новому закону в 2020 году в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности), необходимо выполнение нескольких условий. Какие это условия, будет рассказано в этой статье.

Новые требования к возрасту, специальному стажу

Для граждан России, работающих в тяжелых и вредных условиях труда, на подземных работах или в горячих цехах (так называемые список № 1, список № 2 и «малые списки» вредных профессий РФ) законодательством предусмотрена возможность досрочного выхода на пенсию при наличии установленного количества специального стажа. Пенсионный возраст для этих категорий работников устанавливается по специальной сетке в зависимости от вида осуществляемой трудовой деятельности, а также от количества лет наработанного «вредного» стажа.

Выход на пенсию по вредности по новому закону

В связи с проведением пенсионной реформы в России с 2019 года никаких изменений в условия оформления досрочной пенсии по вредности в 2020 году вноситься не будет. По новому закону № 350-ФЗ от 03.10.2018 г.все требования к специальному стажу, общему страховому стажу, а также нормативы возраста выхода на пенсию по предусмотренным льготным спискам останутся прежними.

Таким образом, чтобы оформить досрочную пенсию по старости по новому закону в 2020 году в связи с работой в тяжелых и вредных условиях труда (так называемую льготную пенсию по вредности), необходимо выполнение нескольких условий:

  • 1. Достичь пенсионного возраста, установленного для конкретной категории профессий.
  • 2. Отработать необходимое количество лет на вредном производстве — т.е. иметь необходимое количество:
  • • специального стажа работы во вредных (тяжелых) условиях труда;
  • • общего страхового стажа.
  • 3. Иметь необходимое количество сформированных пенсионных коэффициентов (ИПК).

Сколько лет нужно отработать на вредном производстве?

Для россиян, работающих в горячих цехах, в вредных, тяжелых условиях труда, на подземных работах, в том числе для граждан определенных профессий (так называемых «малых списков») пенсия по старости назначается досрочно — т.е. раньше достижения общеустановленного пенсионного возраста. Такая возможность предусмотрена частью 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако чтобы стать пенсионером досрочно, необходимо иметь предусмотренную законом продолжительность вредного стажа — времени работы по спискам вредных профессий, установленным Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 г.

Пенсионный возраст для работников вредных производств по Списку 1 и 2, а также необходимое для них количество лет специального стажа по профессии и общего страхового стажа для оформления досрочной пенсии представлено в таблице ниже:

Условия выхода на льготную пенсию

Если указанный в таблице вредный стаж был выработан не в полном объеме, то можно будет рассчитывать на снижение общеустановленного пенсионного возраста пропорционально наработанному специальному стажу.

Также необходимо отметить, что с 1 января 2013 года период работы на вредном (тяжелом) производстве включается в специальный стаж только при условии уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в ПФР по специальному тарифу. Его величина определяется в зависимости от результатов спецоценки условий труда, которую обязан проводить работодатель.

Пенсия по списку 1, 2 с неполным стажем по вредности

Если гражданин не смог наработать предусмотренное количество стажа на вредном или тяжелом производстве, то согласно п. 1 и п. 2 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ он имеет право на уменьшение общего пенсионного возраста — т.е. снижение относительно 55 и 60 лет для женщин и мужчин (несмотря на общее повышение пенсионного возраста с 2019 года, это условие для работников вредных производств изменяться не будет).

Снижение пенсионного возраста при неполном вредном стаже возможно только при выполнении двух условий:

  • • наличии не менее половины установленного специального стажа (см. таблицу выше);
  • • наличии в полном объеме необходимого количества общего страхового стажа и ИПК.

Уменьшение возраста выхода на пенсию в этом случае осуществляется пропорционально по следующему правилу: норматив снижается на 1 год:

  • • при работе по Списку 1 — за каждый 1 полный год трудовой деятельности для женщин и мужчин;
  • • при работе по Списку 2 вредных профессий — за каждые:
  • • 2,5 года вредной работы для мужчин;
  • • 2 года специального стажа — для женщин.

С учетом этого, возраст выхода на пенсию с неполным стажем работы на вредном или тяжелом производстве можно представить в виде таблицы:

Примечание: СЛС — специальный льготный стаж в годах; ПВ — пенсионный возраст в годах.

Дополнительные взносы в ПФР за вредные условия труда

Начиная с 1 января 2013 года время работы на вредном, опасном или тяжелом производстве засчитывается в специальный стаж, позволяющий оформить пенсию досрочно, только в случае начисления и уплаты работодателем дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Тариф этих дополнительных взносов устанавливается ст. 428 Налогового кодекса РФ в зависимости от класса условий труда, которые определяются в результате специальной оценки условий труда на рабочих местах.

До 31 декабря 2018 г. тариф дополнительных страховых взносов может быть определен по результатам аттестации рабочих мест, если спецоценка условий труда еще не производилась (ч. 8 ст. 35 закона № 400-ФЗ). Начиная с 2019 года дифференцированный дополнительный тариф будет введен только по профессиям, прошедшим специальную оценку.

В зависимости от условий труда на рабочем месте по результатам спецоценки устанавливаются

следующие тарифы доп. взносов в ПФР:

Если спец. Оценка условий труда не проводилась, то уплата страховых взносов происходит по следующим дополнительным тарифам:

• 9% — для профессий Списка 1 (ч. 1 ст. 428 НК РФ);

• 6% — для профессий Списка 2 и «малых списков» (ч. 2 ст. 428 НК РФ).

Список 1 льготных профессий для досрочной пенсии

К Списку 1 профессий, дающих право на досрочное оформление пенсии, относятся должности, связанные с подземными работами, горячими цехами, с вредными условиями труда. Для определения права на льготное оформление пенсии применяется перечень работ, должностей, утвержденный законодательными актами:

  • • для периодов работ до 01.01.1992 г. применяется список, утвержденный Постановлением Совмина СССР № 1173 от 22.08.1956 г.;
  • • для работ после 01.01.1992 г. используется список, предусмотренный Постановлением № 10 от 26.01.1991 г.

В Список № 1 для периодов трудовой деятельности с 1 января 1992 г. включены 24 вида производств, в каждом из которых выделены профессии, работа по которым позволяет выйти на пенсию досрочно. Список № 1 Подробнее >>>

Стаж на таких видах работы после 01.01.2013 г. засчитывается в льготный (специальный), если работодатель производит отчисление дополнительных страховых взносов в ПФР в соответствии с результатами спецоценки условий труда (согласно ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

С полным перечнем всех предусмотренных производств, должностей, работ, подпадающих под список № 1 вредных профессий, можно перечне, утвержденном Постановлением № 10 от 26.01.1991 г. Право на льготную пенсию предоставляется при условии, что запись в трудовой книжке соответствует наименованию должности в предусмотренном перечне.

Список 2 вредных профессий для досрочной пенсии

В Список 2 профессий, позволяющих оформить пенсию досрочно, входят работы с вредными и тяжелыми условиями труда. Перечень входящих в этот список профессий устанавливается теми же нормативными актами, что и для Списка № 1: для периодов работ до 01.01.1992 г. действует Постановление № 1173 от 22.08.1956 г., с 01.01.1992 г. — Постановление № 10 от 26.01.1991 г.

В Список 2 входят 34 вида производств, в каждом из которых выделяются профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно.

Приведем некоторые примеры в таблице ниже:

Период работы по Списку № 2 после 01.01.2013 г. засчитывается в специальный льготный стаж, если работодатель осуществляет уплату дополнительных страховых взносов в ПФРпо тарифам, установленным в результате специальной оценки условий труда (ч. 6 ст. 30 закона № 400-ФЗ).

Полный перечень производств, профессий и видов работ по списку № 2 приводится в официальном перечне, утвержденном Правительством. Чтобы досрочно выйти на пенсию по второму списку вредности, необходимо иметь в трудовой книжке запись о работе в соответствующей должности, предусмотренной этим перечнем.

Малые списки льготных профессий

В пенсионном законодательстве предусмотрены условия по досрочному выходу на пенсию и для работников других профессий, которые не были закреплены в Списках 1 и 2, но тоже связаны с тяжелыми и вредными условиями труда. Перечень таких профессий называют «малыми списками», а перечислены они в пунктах 3-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ.

Для каждого вида работ предусмотрены свои условия выхода на пенсию — определенные требования к возрасту, общему и специальному стажу.

В представленной ниже таблице приводятся некоторые льготные профессии, работа на которых позволяет выйти на пенсию досрочно, с учетом условий по стажу и возрасту:

Трактористы-машинисты в сельском хозяйстве, машинисты строительной, дорожной техники, погрузочно-разгрузочных машин ------------------------------Ж -------------50 --------------- 20 -----------------15

Водители трамваев, троллейбусов, автобусов на регулярных городских пассажирских маршрутах

Водители груз. Автомобилей на шахтах, карьерах, рудниках на вывозе угля, руды, сланца и т.д.

Служащие учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, работающие с осужденными-------------------------------------------------------------- М ---------------55 ----------------25 -------------------15

В текстильной промышленности, работающие с повышенными тяжестью и интенсивностью

Рабочие локомотивных бригад; работники, осуществляющие организацию перевозок и безопасность на ж.д. транспорте, метрополитене ------------------------- М --------------55 ------------------25 ------------------12,5

Работа, связанная с управлением полетами воздушных судов гражданской авиации

Примечание: ПВ — пенсионный возраст; ОСС — общий страховой стаж; СЛС — специальный льготный стаж; Ж и М — женщины и мужчины соответственно.

Использованы материалы из источника: Подробнее >>>

Водительские права есть у многих россиян. Однако профессиональных водителей среди них в сотни и даже в тысячи раз меньше. И речь идет не столько о навыках управления транспортом, сколько о профессии, на которой работает гражданин. Считается, что такая работа связана с повышенным риском для жизни и здоровья человека. А значит, пенсионное обеспечение «шоферам» должно назначаться на льготных основаниях. В этой статье разбирается пенсия водителей – кто именно и когда сможет выйти на заслуженный отдых, и какая помощь юриста в Москве может понадобиться.

  1. Основные моменты
  2. Какой транспорт дает право на льготу
  3. Какими документами подтверждается спецстаж
  4. Какая пенсия устанавливается
  5. Куда обращаться

Основные моменты

Льготная пенсия для профессионального водителя – относительное новшество для пенсионной системы РФ. Право на досрочную пенсию установлено в соответствии с 400-ФЗ, пп.10 п.1 ст. 30.

Но воспользоваться ранним выходом на покой могут далеко не все. Льготная пенсия водителям предоставляется при условии, если:

  • накоплено минимальное количество баллов к моменту обращения за пенсией (16,2 в 2019 году, повышается до 30 баллов к 2025 году);
  • гражданин управлял автобусом, троллейбусом или трамваем;
  • накоплен общий страховой стаж в размере 25 лет (для мужчин) или в размере 20 лет (для женщин);
  • гражданин был занят на регулярных перевозках по городским маршрутам;
  • продолжительность специального стажа равна или превышает 20 лет (мужчины) и 15 лет (женщины);
  • работодатель платил взносы в ПФР по дополнительным тарифам;
  • по результатам специальной оценки устанавливают вредные условия труда.

Общеустановленный пенсионный возраст и его изменение в 2019 году на данную категорию водителей не распространяется. Если все условия соблюдены, гражданин может отправиться на заслуженный отдых. При этом возраст выхода на пенсию устанавливается в значениях:

  • 55 лет для мужчин;
  • 50 лет для женщин.

К юристу за консультацией обратился москвич Анатолий Л. Мужчина хотел воспользоваться специальными условиями выхода на досрочную пенсию и интересовался, может ли он обратиться за назначением пенсии, если общий стаж работы водителем составляет 27 лет, 19 из которых мужчина управлял автобусом на городском маршруте и 8 лет провел «за баранкой» школьного автобуса.
Адвокат указал, что согласно положениям 400-ФЗ мужчине не хватает 1 года стажа работы на городском автобусе, троллейбусе или трамвае. Школьный автобус не относится к городскому маршрутному, а потому работа на нем в специальный стаж не засчитывается.

Какой транспорт дает право на льготу

В законе напрямую указано, что за работу на городском транспорте устанавливается досрочная пенсия. Водитель, соответственно, должен:

  • управлять транспортным средством с числом пассажирских мест 8 и более;
  • передвигаться по определенным и согласованным с властями маршрутам;
  • соблюдать расписание и график движения, утвержденный муниципалитетом;
  • сажать и высаживать пассажиров в предусмотренных маршрутом и ПДД местах;
  • миновать все контрольные пункты по маршруту следования.

При этом режим движения транспорта не оказывает влияния на исчисление льготного стажа. Транспорт может работать в экспрессном, полуэкспрессном или обычном режиме. Главное, чтобы более 80% рабочего времени водитель работал именно на городском маршрутном транспорте. Следовательно, на льготную пенсию могут рассчитывать водители пригородных автобусов, если не менее 80% маршрута приходится на городские перевозки.

Какими документами подтверждается спецстаж

Документальное подтверждение права на досрочный выход на покой необходимо для определения, распространяется ли досрочная пенсия водителей автобусов на заявителя. К подтверждающим документам относятся:

  • приказ о назначении на работу водителем, с указанием конкретных условий (водитель регулярного городского транспорта и т.п.);
  • путевые листы, которые являются неотъемлемой частью «бюрократии» пассажирских транспортных предприятий;
  • коллективные договоры, ведомости на оплату и прочие документы, подтверждающие фактический спецстаж и содержащие полезные для ПФР сведения.

Какая пенсия устанавливается

Несмотря на льготный возраст обращения за пенсионным содержанием, гражданину устанавливается страховая пенсия, аналогичная пенсии по старости. Следовательно, расчет размера ежемесячного содержания страховой пенсии производится исходя из накопленных пенсионных баллов. Формула довольно простая:

П = ФВ + ИПК х Сипк

  • П – рассчитываемая пенсия;
  • ФВ – фиксированная выплата в размере 5 334,19 руб. (в ценах 2019 года);
  • ИПК – пенсионные баллы, начисленные гражданину за работу;
  • Сипк – цена 1 пенсионного бала, установленная на 2019 год в размере 87,24 руб.

Если водитель формировал накопительную часть пенсии, он также сможет также претендовать на ее получение. Законодательством предусмотрено несколько вариантов ее получения:

  • Пожизненного – сумма накоплений разделяется на ожидаемый период выплат (252 месяца в 2019 году, 258 месяцев с 2020 года);
  • Срочно – сумма разделяется на определенное количество месяцев (но не менее 120);
  • Единовременно – если накоплена незначительная сумма, которая при срочной выплате составила бы 5% и менее от назначаемой страховой пенсии.

Куда обращаться

Выход на пенсию водителей общественного транспорта осуществляется путем подачи в ПФР соответствующего заявления. Обратиться за назначением пенсионного содержания можно:

  • лично, в Клиентскую службу Фонда;
  • через МФЦ;
  • через интернет, на едином портале государственных услуг или на сайте ПФР.

Законодательством допускается обращение за пенсионным содержанием через доверенное лицо. Представитель, подающий заявление от имени водителя, обязан предоставить удостоверение лично и должным образом составленную и заверенную доверенность.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: