Пенсии по указу президента 1563 и их повышение

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 15 мая 2009 г. N 547 в название настоящего Указа внесены изменения

Указ Президента РФ от 23 августа 2000 г. N 1563
"О неотложных мерах социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

8 октября 2002 г., 9 августа 2005 г., 15 мая 2009 г., 25 марта 2010 г., 31 декабря 2011 г., 31 декабря 2014 г.

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 15 мая 2009 г. N 547 в преамбулу настоящего Указа внесены изменения

В целях обеспечения эффективной адресной социальной поддержки специалистов, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также преемственности кадров в этом комплексе, руководствуясь статьей 80 Конституции Российской Федерации, впредь до вступления в силу соответствующих федеральных законов постановляю:

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 15 мая 2009 г. N 547 в пункт 1 настоящего Указа внесены изменения

1. Утвердить прилагаемый перечень видов деятельности в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, осуществляемой в организациях и воинских частях, а также в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, участие в которой дает право на получение социальной поддержки (далее именуется - перечень).

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 31 декабря 2014 г. N 835 в пункт 2 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

2. Установить дополнительное ежемесячное пожизненное материальное обеспечение (далее именуется - дополнительное обеспечение) при назначении страховой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации" и при условии прекращения трудовой деятельности в организациях, осуществляющих деятельность в области ядерного оружейного комплекса Российской Федерации (далее именуются - организации ядерного оружейного комплекса), и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, следующим категориям граждан, непосредственно участвовавших в видах деятельности, предусмотренных перечнем:

гражданам, награжденным орденами Российской Федерации и (или) СССР, лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР), лауреатам премии Президента Российской Федерации, лауреатам премии Совета Министров СССР и (или) РСФСР, лауреатам премии Правительства Российской Федерации в период осуществления ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, и имеющим страховой стаж работы в этих организациях не менее 15 лет;

гражданам, которым страховая пенсия по старости назначена в соответствии с пунктом 1 или 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при осуществлении ими указанных в перечне видов деятельности в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, а также гражданам, за которыми сохраняется право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на указанных условиях.

Гражданам, имеющим право на дополнительное обеспечение в соответствии с настоящим Указом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными правовыми актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации пенсию за выслугу лет либо ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления СССР и (или) РСФСР, государственные должности Российской Федерации, должности федеральной государственной гражданской службы, государственные должности федеральной государственной службы или государственные должности федеральных государственных служащих, назначается дополнительное обеспечение в соответствии с настоящим Указом либо одна из указанных дополнительных выплат по их выбору.

Действие настоящего пункта (при соблюдении перечисленных в нем условий) распространяется также на граждан, вышедших на пенсию до вступления в силу настоящего Указа.

3. Правительству Российской Федерации:

а) определить источники выплаты дополнительного обеспечения и осуществить в установленном порядке выделение средств на его выплату;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 31 декабря 2014 г. N 835 в подпункт "б" внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

б) утвердить в 3-месячный срок положение о порядке установления, выплаты и индексации дополнительного обеспечения, имея в виду, что суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой пенсией по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), при назначении дополнительного обеспечения должен в зависимости от страхового стажа работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, страхового стажа на соответствующих работах, выполнение которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, наличия государственных наград Российской Федерации и (или) СССР (РСФСР) составлять от 55 до 75 процентов среднемесячного заработка за полные 12 месяцев непрерывной работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, предшествовавших одному из следующих событий:

дню назначения страховой пенсии по старости (инвалидности);

дню выработки стажа на соответствующих работах, необходимого для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1 или 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях";

дню прекращения осуществления видов деятельности, указанных в перечне;

дню прекращения работы в организациях ядерного оружейного комплекса и (или) в военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях.

Суммарный размер дополнительного обеспечения вместе со страховой пенсией по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) не должен превышать 75 процентов среднемесячного заработка гражданина, а также 10-кратного размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" на день назначения дополнительного обеспечения.

В случае если размер дополнительного обеспечения окажется менее размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", дополнительное обеспечение назначается в размере указанной социальной пенсии на день назначения дополнительного обеспечения.

Размер дополнительного обеспечения повышается одновременно с увеличением размера социальной пенсии, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", исходя из этого увеличения, а также подлежит индексации в порядке, определенном названным Федеральным законом для индексации социальных пенсий.

В случае увеличения страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) либо повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, установленный размер дополнительного обеспечения не пересматривается.

Действующие на день назначения дополнительного обеспечения ограничения суммарного размера дополнительного обеспечения вместе со страховой пенсией по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности), предусмотренные настоящим подпунктом, при индексации размера дополнительного обеспечения не применяются;

ГАРАНТ:

См. Положение об установлении, выплате, перерасчете и индексации размера дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, созданных в этих организациях, при выходе их на трудовую пенсию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2005 г. N 549

в) установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, командируемым на срок не менее 30 суток на Центральный полигон Российской Федерации в целях выполнения одного из видов деятельности, указанных в перечне, выплату соответственно заработной платы и денежного довольствия с учетом установленного для архипелага Новая Земля районного коэффициента к заработной плате и районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу на архипелаге Новая Земля, за весь период их пребывания на Центральном полигоне Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Указом Президента РФ от 31 декабря 2011 г. N 1745 подпункт "г" пункта 3 настоящего Указа изложен в новой редакции, вступающей в силу в порядке, установленном пунктом 6 названного Указа

г) установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклад по воинской должности в размере 1,25 оклада по воинской должности, предусмотренных соответствующими штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Об оспаривании законности подпункта "д" пункта 3 настоящего Указа см. Решение ВК Верховного Суда РФ от 20 мая 2004 г. N ВКПИ 04-45, оставленное Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 27 июля 2004 г. N КАС 04-246 без изменения

д) утвердить в 2-месячный срок перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки;

е) привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования, а в части, касающейся мероприятий, требующих дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета, - с 1 января 2001 г.

от 14 июля 2010 года

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда в составе

Володкиной А.И. и Пошурковой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 июля 2010 года дело по кассационной жалобе Онопко Ю.Г. на решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 08 июня 2010 года по гражданскому делу № 2 - №. /10 по иску Онопко Ю.Г. к Военному комиссариату Санкт - Петербурга о взыскании недополученной пенсии,

Заслушав доклад судьи Витушкиной Е.А., объяснения представителя Онопко Ю.Г. - Калинина М.Е., действующего на основании доверенности от 25.07.2009 года, выданной сроком на три года, настаивавшего на доводах кассационной жалобы, представителя Военного комиссариата Санкт - Петербурга - Кирпиченкова С.А., действующего на основании доверенности от 29.04.2010 года, выданной сроком на один год, представителя Войсковой части №. - Минкевич Ю.Б., действующей на основании доверенности от 19.04.2010 года, выданной сроком на три года, возражавших против доводов кассационной жалобы, -

судебная коллегия по гражданским делам Санкт - Петербургского городского суда

Онопко Ю.Г. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Санкт - Петербурга о взыскании недополученной пенсии, просит взыскать с ответчика недополученную пенсию за период с 01.01.2001 года по 31.07.2005 года в размере 197 551,20 рублей, проиндексировать образовавшуюся задолженность с применением индекса роста потребительских цен по Санкт - Петербургу в процентах к предыдущему месяцу с февраля 2009 года на месяц вынесения судом решения, просит также взыскать судебные расходы в размере 800 рублей.

В обоснование заявленного иска ссылается на то, что является пенсионером Министерства Обороны Российской Федерации, состоит на пенсионном обеспечении при Военном комиссариате Санкт - Петербурга, в период прохождения военной службы в силу специфики и характера занимаемой должности, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации», частью 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468 - 1 приобрел право на пересмотр размера пенсии с применением должностного оклада в размере 1,5 по воинской должности с 01.01.2001 года.

Решением Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 08.06.2010 года Онопко Ю.Г. в удовлетворении иска отказано.

Онопко Ю.Г. в кассационной жалобе просит отменить решение суда, как незаконное и неправильное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участников судебного процесса, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.

Из материалов дела усматривается, что приказом от . №. начальника штаба войсковой части №. . Онопко Ю.Г. уволен в запас с должности . войсковой части №. Северного Флота Российской Федерации, приказом от . года №. Онопко Ю.Г. исключен из списков личного состава части с . года; с . года Онопко Ю.Г. состоит на пенсионном обеспечении Министерства Обороны Российской Федерации; войсковая часть №. директивой Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации от . года №. была расформирована с . года с передачей в состав войсковой части №.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468 - 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» (в действующей редакции) пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, при увеличении денежного довольствия военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы подлежат пересмотру исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении пенсий денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников одновременно с его увеличением.

По смыслу данной правовой нормы закона право военных пенсионеров на повышение пенсии связано с увеличением денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, в зависимости от категорий, к которой эти военнослужащие отнесены.

Указ Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» установил ряд мер социального характера для специалистов ядерного оружейного комплекса, а также утвердил Перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на социальную поддержку (пункт 1).

Подпунктами «г» и «д» пункта 3 данного Указа Правительству Российской Федерации предписано установить военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, должностной оклад и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада и оклада по воинской должности и утвердить перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.

Исходя из содержания приведенных выше правовых норм право на получение социальной поддержки, предусмотренной этим Указом, возникает при наличии двух условий: во - первых, соответствующий вид деятельности должен быть указан в Перечне видов деятельности; во - вторых, вхождение организаций и воинских частей в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляется этот вид деятельности.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563 постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 года № 857 - 64 был утвержден Перечень организаций, воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.

Войсковая часть №. была расформирована до принятия названного Указа и не была включена в Перечень действующих воинских частей и организаций, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, утвержденный Правительством Российской Федерации 17.11.2000 года, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о том, что у истца отсутствует право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563 с 01.01.2001 года.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года № 949 «О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» Правительству Российской Федерации поручено определить перечень расформированных воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563. Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года № 949 вступил в силу с 01.08.2005 года (пункт 3).

01.09.2005 года во исполнение пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года № 949 воинская часть, в которой проходил военную службу истец, была включена в Перечень расформированных воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР), в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563.

Должность истца, с которой ему исчисляется военная пенсия, вошла в Перечень воинских должностей, сокращенных (переименованных) в ходе реформирования Вооруженных сил Российской Федерации (Вооруженных сил СССР), воинских частей и военных представительств, прохождение службы в которых предусматривало непосредственное участие военнослужащих в одном из видов деятельности, предусмотренных перечнем видов деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563.

Поскольку вхождение воинской части в Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, является обязательным условием получения социальной поддержки, а Указ Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года № 949, в соответствии с которым был утвержден Перечень расформированных воинских частей, вступил в силу с 01.08.2005 года, то суд пришел к правильному выводу о том, что истец, уволенный с военной службы и осуществлявший в период ее прохождения деятельность, предусмотренную Перечнем, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» в воинских частях, впоследствии расформированных (включенных в Перечень расформированных воинских частей), имеет право на пересмотр пенсий с 01.08.2005 года.

С 01.08.2005 года истцу был произведен перерасчет пенсии в связи с увеличением оклада по занимаемой им до увольнения с военной службы воинской должности в 1,5 раза.

Суд нашел несостоятельным довод истца о том, что право бывших специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации из числа военнослужащих на пересчет пенсии в связи с повышением окладов по воинским должностям в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» обусловлено особым характером и условиями прохождения военной службы и не может быть поставлено в зависимость от статуса воинских частей и организаций, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в которых осуществлялись виды деятельности, предусмотренные Указом Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563, - действующие или расформированные воинские части Вооруженных Сил Российской Федерации (Вооруженных Сил СССР). При этом суд обоснованно учел позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 28.05.2009 года № 762 - О - О, указавшего, что, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, Президент Российской Федерации предусмотрел дополнительные меры социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса, в том числе поручил Правительству Российской Федерации установить повышенные в 1,5 раза оклады по воинским должностям (подпункт «г» пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.08.2000 года № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»). Повышение окладов по воинским должностям в воинских частях, отнесенных к ядерному оружейному комплексу, в соответствии со статьями 43, 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468 - I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей» послужило основанием для перерасчета с 01.01.2001 года пенсий, назначенных в соответствии с названным Законом, лицам, проходившим военную службу до их увольнения в указанных воинских частях.

В связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 09.08.2005 года № 949 «О совершенствовании системы мер социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» с 01.08.2005 года право на перерасчет пенсии в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года № 4468 - I приобрели пенсионеры Министерства обороны Российской Федерации, проходившие военную службу в расформированных воинских частях ядерного оружейного комплекса.

Такое правовое регулирование направлено на повышение уровня пенсионного обеспечения бывших военнослужащих ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, произведено с учетом характера и условий прохождения военной службы и потому не может рассматриваться как нарушающее их конституционные права (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15.01.2009 года № 189 - О - О).

Судебная коллегия полагает, что, разрешая заявленные исковые требования, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы кассационной жалобы не опровергают сделанный судом вывод по существу заявленных исковых требований, а выражают лишь несогласие с ним и с оценкой судом исследованных по делу доказательств.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными в суде обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба, которая не содержит предусмотренных статьей 362 ГПК Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Решение Октябрьского районного суда Санкт - Петербурга от 08 июня 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу Онопко Ю.Г. - без удовлетворения.


Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Симонова Т. Ю.

Написание статьи о перерасчете пенсий военным пенсионерам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» связано с несвоевременностью исполнения Указа Президента и исполнения его не в полном объеме. В большинстве случаев перерасчет пенсий данной категории военных пенсионеров был сделан пенсионными органами Министерства обороны не во исполнение Указа Президента Российской Федерации, а принятия решений судами.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Симонова Т. Ю.

Текст научной работы на тему «О перерасчете пенсий военным пенсионерам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «о неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации»»

О ПЕРЕРАСЧЕТЕ ПЕНСИЙ ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ

2.19. О ПЕРЕРАСЧЕТЕ ПЕНСИЙ ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 АВГУСТА 2000 Г. № 1563 «О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЯДЕРНОГО ОРУЖЕЙНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Симонова Т.Ю., юрисконсульт в/ч 52058 аспирантка кафедры гражданско-правовых дисциплин

Перейти на Главное МЕНЮ

Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Написание статьи о перерасчете пенсий военным пенсионерам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» связано с несвоевременностью исполнения Указа Президента и исполнения его не в полном объеме. В большинстве случаев перерасчет пенсий данной категории военных пенсионеров был сделан пенсионными органами Министерства обороны не во исполнение Указа Президента Российской Федерации, а принятия решений судами.

Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 «О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации» (с изменениями от 8 октября 2002 г., 9 августа 2005 г.) обеспечивает адресную социальную поддержку специалистов ядерного оружейного комплекса, преемственность кадров в указанном комплексе.

Этим Указом утвержден перечень видов деятельности, осуществляемой в организациях и воинских частях, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, участие в которой дает право на получение социальной поддержки. В перечень вошли следующие виды деятельности:

1. Разработка, испытания, производство, разборка ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, их составных частей и макетов, содержащих делящиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении.

2. Производство делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений для ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, обращение с ними на всех этапах жизненного цикла.

3. Хранение, техническое обслуживание, транспортировка, подготовка к применению ядерных боеприпасов и их составных частей, содержащих деля-

щиеся материалы, радиоактивные вещества, источники ионизирующих излучений, предупреждение и ликвидация аварий с ядерными зарядами и (или) ядерными боеприпасами, а также деятельность по непосредственной организации указанных работ, контролю за ними и обеспечению безопасности при их проведении.

4. Демонтаж ядерных зарядов и (или) ядерных боеприпасов, снимаемых с вооружения по истечении гарантийных сроков службы и

(или) в рамках выполнения международных договоров Российской Федерации по ядерному разоружению.

5. Утилизация делящихся материалов, радиоактивных веществ, источников ионизирующих излучений из состава ядерных зарядов после их демонтажа, как в целях долговременного хранения, так и в целях полного выведения их из ядерно-оружейной сферы.

В Указе Президента Российской Федерации установлены размеры социальной поддержки для специалистов ядерного оружейного комплекса из числа гражданского персонала и военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

В частности, Правительству Российской Федерации поручено:

- установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, командируемым на срок не менее 30 суток на Центральный полигон Российской Федерации в целях выполнения одного из видов деятельности, указанных в перечне, выплату соответственно заработной платы и денежного довольствия с учетом установленного для архипелага Новая Земля районного коэффициента к заработной плате и районного коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу на архипелаге Новая Земля, за весь период их пребывания на Центральном полигоне Российской Федерации;

- установить гражданскому персоналу и военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, непосредственно участвующим в одном из видов деятельности, указанных в перечне, соответственно должностной оклад (тарифную ставку) и оклад по воинской должности в размере 1,5 должностного оклада (тарифной ставки) и оклада по воинской должности, предусмотренных соответственно штатами (штатными расписаниями), нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

- утвердить в 2-месячный срок перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. № 857-64 утвержден Перечень организаций и воинских частей, входящих в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, где осуществляются виды деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.

При этом для каждой воинской части установлен отдельный список должностей, выполнение обязанностей по которым дает право на получение социальной поддержки. К сожалению, конкретный перечень воинских частей и организаций, входящих в состав

Пробелы в российском законодательстве

ядерного оружейного комплекса, и соответственно списки должностей указанных воинских частей носят закрытый характер и не подлежат опубликованию в открытой печати. Конечно же, в перечень вошли в основном только те воинские части и организации, а также воинские должности, которые реально существовали и выполняли указанные виды деятельности на момент его составления и утверждения Правительством Российской Федерации, а о военных пенсионерах, уволенных из воинских частей, вошедших в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, должности которых были сокращены или переименованы до вступление в действие Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563, но которые реально занимались видами деятельности, утвержденными в перечне к данному указу, забыли. И как всегда наши военные пенсионеры вынуждены защищать свои права в судах. Указ Президента Российской Федерации не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам. В данном случае следует руководствоваться Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941.

В соответствии с пунктом «б» статьи 49 Закона и подпунктом «б» пункта 14 постановления право на перерасчет начисляемой пенсии в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 имеют граждане, уволенные с военной службы из воинских частей и организаций, вошедших в состав ядерного оружейного комплекса Российской Федерации и проходившие военную службу непосредственно перед увольнением в должностях по осуществлению видов деятельности, участие в которых дает право на получение социальной поддержки.

Исходя из содержания приведенных правовых норм право военных пенсионеров на повышение пенсии при увеличении денежного довольствия военнослужащих, состоящих на службе, зависит не от прохождения военной службы в конкретной воинской части, военнослужащим которой увеличивается денежное довольствие, а от категорий военнослужащих, которым увеличивается денежное содержание. Содержание понятия «категория военнослужащих» связана со спецификой служебных функций и иных обстоятельств, связанных с выполнением обязанностей военной службы военнослужащими. При таких обстоятельствах отсутствие в перечне должностей военнослужащих воинских частей, где осуществляются виды деятельности, участие в которой дает право на получение социальной поддержки, должности, с которой увольнялся военнослужащий, не может служить достаточным основанием для отказа в перерасчете ему пенсии. В данной ситуации необходимым условием является установление тождественности воинской должности военного пенсионера до увольнения с военной службы с теми категориями военнослужащих, которым денежное довольствие было увеличено в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563.

Иное толкование ставило бы в неравное положение военных пенсионеров, занимавших одинаковые должности до увольнения с военной службы и выполнявших одни и те же служебные обязанности и противоречило части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина и запрещающей любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной принадлежности.

Актуальность темы данной статьи обусловлена следующим. Во-первых, пенсионное обеспечение военнослужащих, регулируемое Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации", и применение их на практике показывает, что процесс развития законодательства, регулирующего пенсионные отношения военнослужащих, не завершен. Во-вторых, Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2000 г. № 1563 "О неотложных мерах социальной поддержки специалистов ядерного оружейного комплекса Российской Федерации" не содержит норм, напрямую предусматривающих возможность перерасчета пенсий военным пенсионерам, поэтому был исполнен только в части касающейся военнослужащих. В-третьих, в данном Указе увеличение денежного содержания предусмотрено для определенной "категории военнослужащих" (следовательно, и определенной категории военных пенсионеров), деятельность которых связана (была связана) со спецификой служебных функций.

Тема статьи выбрана в рамках темы диссертации аспиранта, раскрывает одну из проблем, поднимаемых в диссертации.

В статье дается правовой анализ для перерасчёта пенсий определенной категории военных пенсионеров, с целью выработки единого и четкого подхода для решения данной проблемы.

При изложении материала автор активно использует пенсионное законодательство военнослужащих и судебную практику по этой теме.

Автором предложены и обоснованы пути решения по перерасчёту пенсий для этой категории военных пенсионеров в связи с тем, что перерасчет пенсий им не был произведен своевременно или произведен не в полном объеме.

Статья рекомендуется к печати.

Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин кандидат юридических наук Мегрелидзе М. Р.

В декабре состоится пресс-конференция Путина. Непременно состоится. Но в необычном формате, как заявил Дмитрий Песков. Весьма обтекаемо сообщил о дате и деталях. Вторая декада месяца. Но не точно. Допустят федеральных и зарубежных журналистов. Темы прорабатываются. Весьма абстрактно. Как господдержка и информация в этом неимоверно сложном году. Как одновременно не кичиться богатством чиновникам и не скрывать его, когда у народа даже устно такие числа не суммируются. Как полумеры в денежных выплатах, когда озвучены млрд ₽, а на деле - деление по возрастам, заслугам и рангам. Даже детей.

На этом фоне выделяется Михаил Мишустин, способный по памяти без запинок отвечать на самые актуальные вопросы и прекрасно владеющий, как оказалось, разговорным английским. Не потому ли стойкое ощущение, что не президент уступит свой пожизненный пост своей младшей дочери, а премьер-министру придется подвинуться?


Вакцинация от COVID-19. Пресс-секретарь президента РФ Песков заявил, что вакцинация будет добровольной и бесплатной. Путин дал указание главе Минздрава Мурашко начать массовую вакцинацию уже в декабре. Всего создано три российских вакцины: "Спутник V", "ЭпиВакКopoна" и цельновирионная вакцина. Но проходят испытания еще несколько вакцин.

Массовые ограничения. Несмотря на запрет введения повсеместного локдауна, регвласти ввели массовые ограничения. Разница с весенней самоизоляцией лишь в отсутствии господдержки населению. Федвласти вертолетных выплат не планируют даже семьям с детьми, а субъекты такой возможности не имеют. 63 региона в преддефолтном состоянии. Увеличилось число субъектов, где заболеваемость значительно выше среднероссиской: Москва, Урал, Красноярский край, ЯНАО, Оренбург. При этом Ростуризм продолжает продавать путевки с кэшбеком.

Популярные туры. Европа и Азия закрыты, поэтому россияне скупают внутренние туры. На первом месте - Сочи и горнолыжная Красная Поляна. Далее - Питер, Казань, Калининград. Спад на декабрь - 30%. Почти 100% - на новогодние туры в Великий Устюг к Деду Морозу. Точно также нет спроса и на Кавказские Минеральные Воды. Даже со скидками.

Продление новогодних выходных. Коммунисты обратились в Госдуму с предложением продлить новогодние праздники до 24 января. Кабмин предложил решить этот вопрос индивидуально региональным властям. Эксперты оценили риски продления однозначно: "Ущерб экономике РФ".

Спасение экономики за счет роста безработицы. Уровень - 6,3%. Это реальный. Так считают в правительстве. И способствуют сокращению штатов. Для дальнейшей возможности переучиться, поменять сферу деятельности, работать "на себя" и пр.

Рекорд выдачи ипотечных кредитов. В 2020 году было выдано больше ипотек, чем за 2018 и 2019 годы. Несмотря на то, что цены на квартиры стали выше. По мнению экспертов, рекордом по продажам станет декабрь.

Новый ВТБ Онлайн. Для клиентов банк ВТБ расширяет свои услуги. Уже в декабре появится мобильная версия со всеми необходимыми функциями: открыть счет, оплатить штрафы и квитанции ЖКХ по QR-коду, снять без карты наличные и др. Работать ВТБ Онлайн будет круглосуточно.

Лимит на снятие наличных. К концу года ЦБ РФ планирует ограничить услугу снятия наличных с банковских карт в кассах магазинов. Это так называемый cash-out. В день можно будет снять не более 5 000 ₽. А ежемесячный лимит будет 30 000 ₽. Подключены более 70 регионов РФ.

Президентские меры поддержки бизнеса. По личному указу Путина на три месяца продлены отсрочки по налогам и страховым взносам (15%). На весь 2021 год введен мораторий на плановые проверки малого бизнеса.

Президентский указ о снижении платы за ЖКУ. Путин подписал указ о снижении платы за некачественное предоставление коммунальных услуг. Официально считается, что среднестатистическая семья платит за услуги ЖКХ по 4 800 ₽ в месяц. Или 9% всех потребрасходов. Максимум платят на Камчатке. Там стоимость ЖКХ - 9 014 ₽ или 12,8%. Далее - Магаданская область с платой по 8 760 ₽ в месяц или 12,9% семейных потребрасходов. Тройку замыкает Москва с ежемесячной платой 7 792 ₽ или 8,6%.

Повышение з/п на "Почте России". В декабре повышение на 3% и выше ожидается у работников "Почты России". Всего увеличатся з/п у 224 600 человек в 22 регионах: в Самарской, Архангельской, Томской, Тюменской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской областях, в Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Татарстане, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии – Алании, Ингушетии, Чечне, Хакасии, Коми, Адыгее, Дагестане, Еврейской АО и Красноярском крае.

Особый питьевой режим в д/с. Роспотребнадзор установил особый питьевой режим в д/с. Кипятить воду надо не менее 5 минут. Охлаждать в том же чайнике, что и кипятилась. Можно применять кулер, который надо мыть раз в семь дней, а дезинфекцию проводить раз в три месяца.

Изменения в школьном питании. Новые санправила Роспотребнадзором введены для школьных столовых. Они на продленке могут подавать обеды на час позднее: до 15 часов дня вместо 14 часов, как ранее. Сливочное масло можно использовать менее жирное (ниже 72%). Субпродукты добавлять в рацион только говяжьи (раньше допускались любые). Введен запрет на сырокопченую колбасу. Зато разрешили любую соленую рыбу (ранее можно было только сельдь, форель, семгу). Но есть строгий запрет на домашнюю еду в школе.

Выплаты учителям за классное руководство. В декабре будут продолжены выплаты по 5 000 ₽ всем педагогам, кто в настоящее время является классным руководителем. Если у преподавателя два класса, за которые он отвечает, соответственно, он получит 10 000 ₽ отдельно от з/п. По подсчетам зампреда правительства РФ Татьяны Голиковой, на такую доплату имеют право 830 000 российских учителей.

Выплаты медикам при работе с больными COVID-19. На декабрь 2020 г. продлены выплаты врачам в размере 80 000 ₽ (для москвичей - 70 000 ₽), для работников скорой помощи и среднего медперсонала - 50 000 ₽ (для москвичей - тоже 50 000 ₽), для младшего медперсонала и водителей скорых - 25 000 ₽ (для москвичей - 30 000 ₽). Допустим посменный расчет: врачи в стационаре - 3 880 ₽/смена; врачи скорых и средний медперсонал в стационаре - 2 430 ₽/смена; средний медперсонал в скорых и младший медперсонал в стационаре, водители в скорых - 1 215 ₽/смена; младший медперсонал в скорых - 950 ₽/смена; фельдшеры, принимающий вызовы в скорой помощи и младший медперсонал, оказывающий первую помощь - 600 ₽/смена. Медики застрахованы. Полагаются выплаты в трех случаях: если медработник заразился и скoнчaлся (сумма страхового возмещения, которая выплачивается родственникам - 2 752 452 ₽); если медработник стал инвалидом из-за осложнений (сумма страхового возмещения для инвалида I группы - 2 064 339 ₽, для инвалида II группы - 1 376 226 ₽ для инвалида III группы - 688 113 ₽); если медработник оказался инфицированным (выплачивается страховка в размере 68 811 ₽).

Налоговый вычет на детей. Семьи с детьми могут рассчитывать на такую налоговую преференцию, как вычет. Об этом не надо забывать родителям, потому что экономия семейных средств получается существенной: на первого и второго ребенка - вычет 1 400 ₽, на третьего и последующих детей - вычет 3 000 ₽, на ребенка-инвалида под опекой - 6 000 ₽, на своего ребенка-инвалида - 12 000 ₽. Ст. 218 НК РФ. Обращаться в ФНС России.

Продовольственные карты. Это пилотный проект для многодетных и неполных семей, семей с детьми-инвалидами. Разработан для трех регионов: Санкт-Петербург, Владимирская и Ростовская области. Там выдают продкарточки на сумму 1 000 ₽, которыми можно рассчитаться при оплате молочной продукции, крупы, растительного масла, макарон, фруктов и овощей.

Выплаты на детей от 3 до 7 лет. В декабре семьям на 4,2 млн детей в возрасте от 3 до 7 лет со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума на душу населения в регионе проживания, также будет выплачено примерно по 5 500 ₽ на каждого ребенка. Это 50% детского ПМ. С нового года сумма удвоится.

Иные выплаты семьям с детьми. Единовременное пособие при рождении малыша - 18 004,12 ₽. Пособие по уходу за ребенком до полутора лет - 40% от з/п, если мама трудоустроена, и 6 752 ₽, если мама безработная. Неважно, какой по счету ребенок родился в семье. Далее мама имеет право на пособие, пока ребенку не исполнится 3 года. Вместо отмененных 50 ₽ введено пособие, равное детскому ПМ в регионе: это 10 000 - 14 000 ₽. Маткапитал на первенца - 466 617 ₽. При рождении 2 ребенка + 150 000 ₽.

Денежная выплата многодетным семьям. До 5 декабря многодетные семьи имеют право обратиться за денежной выплатой на приобретение школьной формы детям. Размер выплат зависит от региона проживания. Например, в Московской области соцзащита выплачивает по 3 000 ₽.

Мнение главы Минфина об индексации работающих пенсионеров. Если Песков на дает категоричного ответа, уводя в сторону и давая надежду пожилым трудоспособным гражданам: "В правительстве данный вопрос прорабатывается, обсуждается. " - Силуанов на этот счет гораздо прямее и категоричнее. Для него компромиссов нет: тот, кто получает з/п - добавляет сам себе, тот на дополнительные надбавки к пенсии не может рассчитывать: "Пенсия - это компенсация за утраченный заработок".

Доплата пенсионерам в размере 7 107,81 ₽. Такая доплата к пенсиям назначается автоматически. Но не всем. Это доплата пенсионерам, имеющим длительный трудовой стаж работы в с/х. Не менее 30 лет. По правилам ПФР, доплата начисляется на фиусированную часть пенсии. В данное время этот размер составляет 5 686,25 ₽. Для пенсионеров из сельской местности доплата будет составлять 25%. Или 1 421,56 ₽. Вместе с фиксированной частью выплата и будет 7 107,81 ₽.

Квартальные регдоплаты пенсионерам. Это дополнительные денежные доплаты тем пенсионерам, которые получают пенсии менее ПМ в регионе. Кроме того, эта доплата выделяется только на одиноких пенсионеров. Им выдаются специальные карты, суммой на которых можно рассчитаться за продукты. Используется пока только в трех регионах: в Ленинградской области (2 000 ₽), в Пензенской и Тамбовской областях (1 800 ₽).

Доплаты пенсионерам 10 614 ₽, 12 130 ₽ и 8 259 ₽. На данные доплаты к пенсиям могут рассчитывать только те пожилые россияне, у которых есть дети. Возраст - до 23 лет. При одном условии - дети должны очно учиться в российском ВУЗе. Тогда фиксированная часть 5 686,25 ₽ будет увеличена на 1 895 ₽ + районный коэффициент. Но в каждом регионе РФ - свои надбавки. Так, в Сахалинской области это - 10 614 ₽; в Охе или Ногликах - 12 130 ₽. Но есть еще и вариант на доплату в 8 259 ₽. На эту ежемесячную доплату могут претендовать те, кто подолгу работал в районах Крайнего Севера. Женщинам необходимо 20 лет страхового стажа, мужчинам - 25.

ЕДВ 20 000 ₽ московским пенсионерам. На единовременную выплату в размере 20 000 ₽ могут рассчитывать столичные пенсионеры. Им должны до 5 декабря перевести данную сумму на банковские карты. Выплата производится в связи с 79-ой годовщиной начала контрнаступления советских войск против фашистских захватчиков в битве под Москвой. Единоразовую матпомощь получат около 6 300 пенсионеров: участники и инвалиды ВОВ, участники обороны Москвы, награжденные медалью "За оборону Москвы", участники строительства оборонительных рубежей под Москвой, работники организаций и учреждений, военнослужащие, учащиеся ремесленных, ж/д училищ, школ ФЗО, трудившиеся в Москве с 22 июля 1941 г. по 25 января 1942 г.

Уменьшение пенсии на 20%. По двум причинам пенсия законно может быть уменьшена на 20% (но не более!).

Первая причина - получение суммы, превышающей пенсию. Это может произойти по ошибке. Пенсионеру в данном случае нужно тут же обратиться в местное отделение ПФР и сообщить об этом. Если гражданин утаит этот факт и позднее он обнаружится, то с последующих пенсий у него будет вычитаться сумма, но не более 20% за месяц.

Вторая причина - долги пенсионера. В таком случае у него будет высчитываться часть пенсии и направляться на списание долговых обязательств. Но это может быть применено только по решению суда. Вновь эта же часть - не более 20% ежемесячно.

Читайте также: