Пенсии русские

Начинают поступать вопросы к ежегодной пресс-конференции президента РФ 17 декабря










С 6 декабря начался сбор вопросов для предстоящей 17 декабря ежегодной пресс-конференции Владимира Путина. Пресс-секретарь президента уточнил, что решение об объединении форматов пресс-конференции и прямой линии было принято в связи с пандемией коронавируса.

На прошлогоднюю прямую линию с Владимиром Путиным за полторы недели поступило около 2 млн вопросов. Чувствуется, что проблем у россиян «выше крыши», а единственным способом их разрешения они видят апелляцию к президенту РФ. Хорошо ли это?

«СП» спросила экспертов о том, какие проблемы они считают самыми важными.

— Исследование «Ромир» показало, что людей прежде всего волнуют социально-экономические вопросы, — констатирует зампредседателя комитета по социальной политике Госсовета Татарстана Артем Прокофьев. — На первом месте рост цен. На товары первой необходимости они выросли за год на 14 процентов. Это чудовищно, так как непосредственно бьет по карману большинства. Следом, на втором месте, идет неуверенность в своих доходах: низкие зарплаты, низкие пенсии. У нас с 2014 года реальные доходы населения только падают.

— Хотелось бы понять, когда вообще остановится пенсионная реформа и будут выработаны общие внятные правила, — негодует член ЦКРК КПРФ Людмила Журавлева. — Конечно, люди возмущены повышением пенсионного возраста. Но ведь реформа продолжается. Постоянно вносятся различные предложения. И конца края этому нет. Уже обсуждается вопрос изменения минимального трудового стажа (экономисты РАНХиГС предложили поднять его с 15 до 30 лет — авт.). Нужно увеличивать размер пенсий.

Старшему поколению, тем, кто скоро им станет, хотелось бы получить какие-то гарантии. А то складывается впечатление, что эти люди государству просто не нужны. Например, закон о детях войны так и не принят… Конечно, забота о малообеспеченных семьях, о детях нужна, но это надо делать созданием новых рабочих мест с хорошей оплатой. Социальное пособие проблемы не решит. Президент обещал создать к 2020 году 25 млн рабочих мест, но где они? Для этого надо развивать промышленность, как делают в том же Китае.

— Почему за 20 пафосных лет, которые Россия пытается участвовать в международном разделении труда, мы так и не смогли слезть с нефтегазовой иглы? — риторически спрашивает президента экономист Дмитрий Потапенко. — А главное, какими товарами и услугами мы можем заместить наш нефтегазовый экспорт на мировом рынке в связи с третьим энергетическим переходом? И, наконец, как мы будем дальше жить в обществе, где количество бедных растет с каждым днем. При этом население вымирает, Россия обезлюдивает и происходит замена русского населения азиатами?

Помимо социально-экономических вопросов россияне традиционно не безразличны к внешней политике. Важные направления в ближайшем зарубежье обозначил доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян.

— На постсоветском пространстве заметны недостаток внимания к Украине, не желание наших чиновников работать с гражданским обществом стран-соседей, чрезмерная ставка на отдельные персоналии тамошних элит, отсутствие адекватно политики распространению русского языка в ближнем зарубежье. Когда по этим направлениям изменится характер действий нашего государства? Причем, вопрос не в кадрах. Люди, занимающие те или иные должности, делают свою работу на основании каких-то указаний, положений. Главное правильно ставить им задачи.

Одно из направлений для более энергичных действий Москвы указал рижский журналист Владимир Линдерман.

— На днях в Латвии прошли массовые обыски у журналистов МИА «России сегодня». Семерым людям предъявлены тяжелые обвинения. Чем Россия может ответить на такую недружественную политику? Может быть, пора полностью перекрыть транзит через Латвию, тем более у нас уже выходит на полную мощность Усть-Луга? Не пора ли ударить по русофобии рублем?

В большинстве сопредельных с Россией государств русские подвергаются дискриминации. Конкретно в Латвии это проявляется в лишении гражданства, запрете образования на русском языке, ликвидации русских СМИ. Сейчас даже пытаются запретить предвыборную агитацию на русском. Мы сопротивляемся, но без поддержки России наше сопротивление обречено на поражение.

— Я не думаю, что большинство людей интересуют темы, которые поднимут на пресс-конференции Путина, — говорит политолог-американист Михаил Синельников-Оришак. — Без многих тем вполне можно жить. Создается впечатление, что наших людей международные вопросы волнуют сильнее, чем внутренние.

«СП»: — Тем не менее, многим кажется, что, например, кандидатура президента США определяет в России почти всё. И они ждут реакции Путина…

— Америку ждет третий срок Барака Обамы. Никакой революции там не случится. Их политическая система достигла паритета — это показали выборы в конгресс и губернаторов. Утверждения о фальсификации выборов в США нужны в России для того, чтобы сослаться на них в 2021 году.

При этом я не могу сказать, что американские дела волнуют всех россиян. Прежде всего, потому что нет никаких «нас». Богатые в России не являются соотечественниками бедных. У нас свои интересы, а у них своих. И, вообще, слишком много внимания наши верхи уделяют Соединенным Штатам.

Считаю, что именно с байденовской частью американской элиты шкурные интересы наших властей возобладают. И под громкие речи о том, что мы восстанавливаем отношения будут сданы некоторые национальные интересы России. Запад наладит с нами отношения только в обмен на уступки.

Свою оценку ежегодной пресс-конференции Путина как внутриполитического инструмента дал политолог Дмитрий Еловский.

— Говорить, что проблемы людей решаются только в ходе прямой линии или пресс-конференции президента неверно. Это не единственный способ. Множество проблем решаются на региональном, на муниципальном уровне.

«СП»: — Тем не менее, наблюдается отношение к президенту, как к «отцу родному», что ему политически выгодно…

В результате чиновники на местах боятся ситуации, когда они ничего не делают для решения проблем. Потому что есть вероятность, что человек достучится до президента и тогда нерадивому чиновнику оторвут голову. Это дисциплинирует всю систему.

Вообще, проблемы решаются на основе существующих процедур, законов, типовых регламентов. Исключения бывают в случае когда они не описаны в законе, нет регламента. Тогда чиновники боятся брать ответственность. Вмешательство президента позволяет такие регламенты создать.

Система работает очень неплохо и без вмешательства президента. Вспомните, как быстро выплатили материальную помощь семьям с детьми во время пандемии. Даже заявления людям писать не пришлось. Деньги попадали на карточку «сами».

«СП»: — И все-таки не покидает ощущение, что Путин ответственен буквально за каждый «чих» в стране…

— Конечно, у нас есть проблемы с решением вопросов на региональном и муниципальном уровне. Фактически сложилась ситуация, когда единственный человек, который может принять решение не описанное в регламенте — это президент. Остальные боятся. Система становится громоздкой.

Это издержки сверхцентрализованной системы. Но пока не ясно, готовы ли россияне взять на себя больше ответственности за принятые решения? Потому что все может превратиться в хаос. Мне кажется, власти пытаются прощупать этот вопрос. В частности, через волонтерские организации.

По данным Росстата, в 2020 году средний размер пенсий по старости для неработающих пенсионеров в России составляет 15878,4 рублей. Но из чего складывается эта средняя температура по больнице?

В советские времена не было больших различий между пенсиями высших должностных лиц страны, работников правоохранительных органов и других граждан. Сегодня премьеры, спикеры Госдумы и сенаторы, министры и депутаты, уходя на пенсию, сохраняют большую часть своего дохода. Бывшим президентам гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от зарплаты действующего главы государства. Процентную привязку пенсий госслужащих к зарплатам законодательно закрепил президент России Борис Ельцин в 1995 г.

«Неравенство в пенсиях госслужащих, лиц, замещающих госдолжности, и остальных граждан в России возникает из-за доплат, которые появились еще в 90-х. Цель инициативы тогда была – наоборот, понизить пенсионный возраст, чтобы ускорить выход на заслуженный отдых приближающихся к высокому возрасту высших должностных лиц, чтобы без проволочек и оперативно освобождать места для новых кадров. Стимулировать этот процесс решили таким вот образом – гарантированной высокой пенсией», - рассказывает о возникновении привилегий в пенсиях чиновников директор Центра технологий госуправления РАНХиГС Владимир Южаков.

Позже ввели возможность при помощи спецраспоряжений переносить сроки ухода на заслуженный отдых отдельных, еще востребованных служащих, достигших пенсионного возраста, а теперь отпала и высокая потребность в замещении кадров, считает эксперт.

Пенсии в цифрах

Так сколько же будут получать нынешние высшие чиновники, когда уйдут со своих постов?

В расчетах помог разобраться ведущий аналитик QBF Олег Богданов.

Экс-премьеры, как и другие бывшие высшие чиновники, по достижению пенсионного возраста могут рассчитывать на трудовую пенсию – в среднем это 17-18 тысяч рублей. Но эта устойчивая часть – лишь меньшая доля в их ежемесячном обеспечении. Все экс-премьеры претендуют на доплату к пенсии в размере 55-75% от зарплаты действующего председателя правительства. Минимальную доплату получают проработавшие на госдолжностях от 1 до 3 лет, максимальную – более 3 лет. Не полагаются доплаты премьерам и другим высшим чиновникам, трудившимся менее года.

Согласно последней обнародованной Декларации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов Правительства РФ, среднемесячный доход премьер-министра Д. Медведева в 2018г. составлял 826,5 тыс.руб., соответственно все экс-премьеры могут претендовать на ежемесячные выплаты в диапазоне 454,6-619,9 тыс. руб. Сведения по зарплате Михаила Мишустина в должности председателя правительства еще не публиковались. Теоретически на премьерскую надбавку к пенсии претендуют восемь человек – Сергей Степашин (68 лет), Виктор Зубков (78 лет), Михаил Касьянов (62 года), Михаил Фрадков (69 лет) продолжает занимать госдолжность, поэтому пока доплату к пенсии не получает.

Пенсии руководителей палат парламента

Федеральный закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» №3 ФЗ от 1994г. фактически приравнивает спикеров обоих палат к премьерскому статусу, в том числе по объему социальных гарантий и пенсионного обеспечения.

На 75% от зарплаты могут рассчитывать председатели Совета Федерации и Госдумы - Валентина Матвиенко (71 год), Сергей Нарышкин (65 лет, ныне директор Службы внешней разведки РФ), в нескором будущем – Вячеслав Володин. У всех стаж работы в этой должности больше 3 лет. Но все же пенсии спикеров палат парламента должны быть меньше премьерской – трудовая часть их пенсии поглощается доплатой, а не суммируется с ней. На премьерскую доплату к пенсии сегодня формально могут претендовать экс-председатели Совета Федерации Владимир Шумейко (75 лет) и Егор Строев (83 года) и экс-спикеры Госдумы Иван Рыбкин (73 года) и Борис Грызлов (69 лет).

Пенсии министров

Для министров действует другая система расчета пенсий. В отличие от экс-президентов, экс-премьеров и бывших глав нижней и верхней палат парламента, чья пенсия более чем в половинной доле привязана к зарплате действующих высших должностных лиц, пенсия министров скорее привязана к стажу. Главам министерств помимо трудовой пенсии 17-18 тыс. руб. тоже положена доплата в 55-75% от вознаграждения действующего министра. Но чтобы ее заработать, удержаться в кресле министра надо минимум три года, для максимальной надбавки – более 6 лет. Так, денежное вознаграждение министра сегодня составляет 840,8 тысяч руб. в месяц, соответственно, те, кто пробыл министром от 3 до 6 лет, получает 55% от его зарплаты. Проработавший министром от 6-10 лет, получает максимальные 75% к пенсии, то есть 630,6 тыс. рублей.

Депутатские пенсии

Депутаты и сенаторы на законодательном уровне приравнены к федеральным министрам. Их зарплата в 2020 году приблизилась к 400 тыс. руб. – что в 10 раз выше средней зарплаты по стране.

Пенсия президента

Бывшему президенту России, отошедшему ото всех государственных должностей гарантируется пожизненное содержание из расчета 75% от зарплаты действующего главы государства – в настоящее время это более 536 тыс.руб. (Согласно «Сведениям о доходах, имуществе, принадлежащем Президенту Российской Федерации на праве собственности, вкладах в банках, ценных бумагах, обязательствах имущественного характера», опубликованном на официальном сайте Кремля, среднемесячный доход президента Владимира Путина составляет 720,5 тыс. руб.). На такие же доплаты может претендовать и Дмитрий Медведев как бывший президент, он выходит на пенсию через 11 лет. В настоящее время в России нет бывших президентов-пенсионеров. Первому президенту СССР Михаилу Горбачеву с 1994 года назначена пенсия в размере 40 минимальных окладов труда.

Вопреки расхожему мнению, в правительстве Михаила Мишустина сегодня работающих пенсионеров можно перечитать по пальцам. К черте пенсионного возраста приближается заместитель председателя российского правительства – полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев (64 года). Из действующих министров пенсионного возраста достигли всего двое – глава МИД Сергей Лавров (70 лет) и министр обороны Сергей Шойгу (65 лет). Самому премьеру Михаилу Мишустину 54 года. Самым молодым министрам – Александру Козлову (по развитию Дальнего Востока и Арктики), Антону Котякову (труда и социальной защиты), Ольге Любимовой (культуры) по 39 лет. Средний возраст российского правительства – 51 год.

На два года старше – нижняя палата Российского парламента. Средний возраст депутатов Госдумы седьмого (текущего) созыва – 53 года. Однако к пенсионному возрасту уже подобрались трое из восьми зампредов: Александр Жуков (64 года), Иван Мельников (69 лет), Алексей Гордеев (65 лет).

Не молодеют, однако, лидеры системной оппозиции: Геннадию Зюганову - 76 лет, Владимиру Жириновскому – 74 года, Сергею Миронову - 67 лет.

Не так много пенсионеров в губернаторском корпусе: глава Дагестана Владимир Васильев – 70 лет, глава Мордовии Владимир Волков - 65 лет, глава Красноярского края Александр Усс – 65 лет, глава Белгородской области Евгений Савченко - 70 лет, глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова - 64 года.

Значительно старше – верхняя палата российского парламента. Четверть всех членов Совфеда уже могли бы выйти на пенсию, не случись пенсионной реформы – их возраст перевалил за 60. Спикеру Валентине Матвиенко – 71 год. Из шести зампредов двое достигли пенсионного возраста – Галина Карелова (70 лет), Юрий Воробьев (72 года).

Все перечисленные слуги и избранники народа пока предпочитают пенсиям работу, но после выхода на заслуженный отдых их доходы снизятся минимально.

«Высшие должностные лица у нас хоть и граждане России, но порядок пенсионного обеспечения предусмотрен для них особый, отдельными актами они вывели себя в отдельную когорту пенсионеров. Своя рука – владыка, как говорится. На отдых по возрасту уходят с 55-75% от уровня денежного содержания на момент выхода на пенсию. На мой взгляд, это совершенно неправильно, не должно быть никаких особых условий для госслужащих, - комментирует экономист Игорь Николаев. - Во-первых, нарушается единство системы государственного пенсионного обеспечения. Ввели балльную систему для россиян, тогда пусть все - и чиновники, и номенклатура тоже получают свои пенсии в общем порядке. Более высокая пенсия им итак будет выплачиваться за счет прежних более высоких зарплат, и не нужно дублировать здесь поощрения по одному и тому же параметру (параметру "высокая зарплата"). Во-вторых, необоснованное, чудовищное неравенство всегда снижает авторитет власти. И судя по тому, что пенсии высших должностных лиц и особый порядок их начислений у нас стараются не афишировать, наверху это прекрасно понимают».

История вопроса

Как же образовалась пропасть в пенсиях у высших чиновников и всех остальных граждан, даже тех же бюджетников, только нижнего и среднего звена? И что сегодня делать с этой «ошибкой прошлого»?

У этого вопроса - долгая история, комментирует доктор экономических наук, профессор, член правления Института современного развития Евгений Гонтмахер

- Опускаем военную службу (там своя отдельная система) и сосредотачиваемся на гражданских служащих – министры, сенаторы, депутаты. На самом деле, все они при достижении пенсионного возраста точно также, как и все остальные граждане получают обычную страховую пенсию, которая зависит от заработка – это в среднем 14-15 тысяч рублей по стране. Пропасть возникает из-за целого ряда надбавок, которые зависят от категории службы, оклада, стажа, наград и так далее.

Законодательно доплаты были закреплены в 90-ые годы при Борисе Ельцине, до этого, в советское время, чиновники всесоюзного и республиканского уровня получали персональные пенсии, которые были всего в 2-3 раза выше пенсий сограждан. Персональные пенсии были связаны с работой в КПСС и других органах тогдашней власти и были отменены как класс с исчезновением СССР. В 90-ые годы, когда топ-менеджмент и коммерсанты стали впервые иметь довольно высокие доходы, их доходы в те годы влегкую могли достигать $5-10 тыс. в месяц, встал вопрос – а как привлекать на госслужбу квалифицированные кадры и стимулировать их работу? Работа на госслужбе не считалась престижной. Перспективные люди скорее шли в бизнес или уезжали за границу. Сами зарплаты были реально низкими, их особо не повышали, рассказывает профессор, сам работавший в то время в экономическом блоке советского правительства.

Как решать этот кадровый вопрос? В 90-е годы вышли первые указы Ельцина о доплатах к пенсиям госслужащих, в том числе высшим должностным лицам. Госслужащий получал право на существенную надбавку к пенсии, если он отработал на государство не менее 15 лет и ушел на заслуженный отдых со службы. Это был своего рода хороший отложенный бонус. Хотя тех, кто получает эти надбавки не так и много – несколько десятков тысяч человек. По образцам федерального центра подкорректировали пенсии и для чиновников в регионах. Как эпидемия, в 2000-х это пошло по всей стране. Вдобавок Управделами Президента сохранило "кремлевскую медицину" - хорошее бесплатное медицинское обслуживание для федеральных госслужащих.

В тучные 2000-е было принято решение ощутимо повышать зарплату госслужащим, особенно чиновникам высшего и среднего уровней. Сегодня в типовом министерстве его руководитель получает зарплату раз в 10 выше специалиста этого же ведомства низшего звена. По мере продвижения по службе зарплата растет экспоненциально. Почему было принято такое решение? Доходы от нефти и газа увеличились, у государства появилась возможность предложить конкурентную в сравнении с коммерческим сектором зарплату.

«Вот здесь была сделана ошибка. В тот момент было политически неверным шагом оставлять ельцинскую систему надбавок к пенсиям высших должностных лиц и других чиновников. Ведь зарплаты руководителей выровнялись по своему уровню с высшим звеном бизнес-сектора и стимулировать больше стало нечего. В отличие от 90-х госслужба считается престижной, молодые люди мечтают поступить на нее. Стабильность, даже в любой кризис, в любой коронавирус, продвижение по карьерной лестнице, обрастание знакомствами, возможность со службы уйти на хорошее место в бизнесе благодаря этим связям. Поэтому дополнительные пенсионные стимулы уже не нужны. Надо пенсионные «бонусы» отменять», - подчеркивает Гонтмахер.

При выходе на пенсию высшие чиновники из-за своих высоких зарплат - а это сотни тысяч рублей в месяц - и без того гарантированно получают свою трудовую часть в 25-30 тысяч, что в 2 раза выше, чем в среднем остальные граждане. Но раз долгие трудовые годы твоя зарплата в десятки раз выше зарплат остальных людей, раз у тебя льготы, наверно, ты можешь откладывать со своей огромной зарплаты и на достойную старость? Можно просто посчитать. Если у вас зарплата несколько сотен тысяч рублей в месяц, к пенсии можно обрасти недвижимостью, например, двумя квартирами – одну из них на пенсии можно сдавать. Плюс, у вас наверняка есть сбережения. Если автомобиль - служебный, жилье – тоже, а у высших чиновников еще и в собственность несложно бесплатную квартиру получить, на всё это дело ты не тратился, ипотеку полжизни не платил, значит, миллион долларов вполне мог накопить. Если положить их на депозит даже под один процент в год – это $10.000 в год процентов или 50-60 тысяч рублей надбавки к пенсии ежемесячно. Простейшее управление своими доходами во время трудовой жизни позволяет высшим чиновникам легально накопить на достойную старость.

Как устранить неравенство в пенсиях?

«Как было бы логично, на мой взгляд, поступить? Необходим своего рода общественный договор. Сейчас зарплата у высших должностных лиц - несколько сотен тысяч рублей в месяц. Вообще-то она соразмерна той ответственности и тем функциям, которые они должны выполнять, я опускаю сейчас дискуссию о качестве работы нынешней Госдумы или кабмина. Но в соответствии с теми функциями, которые выполняются на этих должностях – ненормированный рабочий день, интенсивный труд, публичность и так далее – эти цифры вполне адекватные. Но, в конце концов, вместо надбавок государство за счет того же бюджета вполне могло бы своих служащих через негосударственные пенсионные фонды (НПФ) застраховать. Вы выходите на пенсию – получаете свою обычную трудовую пенсию и дополнительно страховую выплату из НПФ, которая обеспечена взносами государства и отчислениями из зарплаты самого чиновника. Вот вам и вполне достойная пенсия», - комментирует эксперт.

Пока же реализуется сценарий плохой. Высшие должностные лица выходят на пенсию с трудовой частью (ту, что получают все пенсионеры) + 55-75% от должностного оклада. К этому положены еще другие надбавки. Очень многое здесь делается в ручном режиме. Министр отработал на своей должности несколько лет и на пенсии может получать 200-250 тысяч рублей в месяц.

Обычные пенсионеры, те кто отработали по 25-30 и более лет, остро ощущают это неравенство. Вопрос: «А за что они получают такие пенсии?» витает в воздухе. Людей эта несправедливость очень дразнит. После 2014 года Президент урезал зарплаты чиновникам на 10%, а надо было бы лучше доплаты к пенсиям убрать – с точки зрения общественного мнения это было бы оценено. Принятие решения об отмене пенсионных надбавок высшим должностным лицам и прочим чиновникам – вопрос чисто политический, считает Гонтмахер.

«Что делать? Во-первых, усилием политической воли надо эти «сословные» надбавки ликвидировать. Во-вторых, в странах, где есть нормальная конкурентная политическая система и оппозиция, сменяемость власти, демократия, честные выборы, все подобные привилегии у чиновников вычищены уже давно. А у нас в России, которая столь неудачно еще в 90-е пыталась стать цивилизованной страной, эти привилегии, только-только отмененные после конца СССР, снова стали отрастать, как отрастают в любой недемократической стране», - отмечает эксперт.

Еще одна привилегированная группа граждан

Политолог Екатерина Шульман обращает внимание на то, что помимо высших должностных лиц в России есть куда более многочисленная группа людей, социальное и пенсионное обеспечение которых сильно отличается от соцгарантий остальных граждан.

Неравенство в нашей системе пенсионного обеспечения действительно чрезвычайно велико, но оно не сводится к тому, что высшие должностные лица получают пенсию больше, чем все остальные. Нельзя сказать, что, если раскулачить их всех, то остальным пенсионерам сразу же станет хорошо. С точки зрения баланса Пенсионного фонда, они погоды не делают, отмечает она.

«Во время пенсионной реформы прошлого года у нас вылезла наружу проблема более существенная. Есть довольно многочисленная категория граждан, на которую повышение пенсионного возраста не распространилось. Они выходят на пенсию гораздо раньше остальных, им засчитывается в стаж служба в армии, время учебы, а если ты еще и работал на территориях, приравненных к северным (а это, например, Красноярский край), или какой-то другой географический бонус – то свободен уже в 35, как балерина. У них и размер пенсий гораздо выше, чем у остальных граждан. Они обслуживаются в системе богатой ведомственной медицины – существующей совершенно параллельно с системой страховой медицины (как обязательного, так и добровольного медицинского страхования). Обслуживаются в ней бесплатно, в том числе после выхода на пенсию. И это не высшие чиновники, которых сотни на всю страну, это сотрудники правоохранительных органов, прокуратуры, следственного комитета, судов и спецслужб, и их уже миллионы. Получать большие пенсии они могут при нынешней средней ожидаемой продолжительности жизни 40 лет – больше, чем работали. Это реальный сценарий, который касается миллионов наших сограждан, а не нескольких сотен депутатов, сенаторов, президента и премьера. Это сословное неравенство, которое закреплено в законе», - говорит Екатерина Шульман.

«Люди, приписанные к определенным ведомствам, живут и обеспечиваются по одним правилам и стандартам, а все остальные, получающие трудовую или социальную пенсию, – по другим. Это действительно большая несправедливость, которая воспринимается как нечто естественное, потому что привычна людям еще с советских времен. Но советских времен уже нет, и все живут в довольно жестоком монополистическом капитализме, а некоторые люди продолжают жить в мире, где есть бесплатная медицина, служебное жилье, которое легко становится частной собственностью, где досрочно выходят на пенсию, получают многочисленные льготы. Всё это очень напоминает феодальную систему, в котором есть податное сословие – те, что платят налоги, а есть те, кто налогов не платит, а только пользуется благами за счет других», - рассуждает Екатерина Шульман.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.








Сегодня пенсию в старости (пусть и небольшую) государство гарантирует каждому гражданину. Даже если человек никогда не работал, в 60 (женщина) или 65 лет (мужчина) он всё равно получит так называемую социальную пенсию. А когда вообще появились пенсии на Руси?

Всегда ли государство обеспечивало пожилых граждан? АиФ.ru разбирался в истории развития отечественной пенсионной системы совместно с Пенсионным фондом России.


XIV-XVI века: поместья за подвиги и военную службу

В принципе, пенсии появились на Руси очень давно. Правда, так они не назывались, да и помощь пожилым людям на протяжении многих столетий оказывалась очень избирательно. Как указывают древние летописи, ещё воеводы и князья обеспечивали своих особо преданных воинов и служащих как в случае их ранения, так и в старости.

В 1587 г. Иван IV Грозный издал «Указ о размере московских поместий, положенных разных чинов людям». По нему земельные наделы выдавались людям в знак их особых заслуг за ратные подвиги, личную преданность или особое рвенье на царской и военной службе. Владельцами поместий становились не только служилые люди, но и члены их семей в случае потери кормильца. По сути, именно с этого указа в России начала действовать государственная система распределения натуральных привилегий, которые уже три века спустя будут называться «пенсией».

А с началом действия на Руси крепостного права объектом пенсионного обеспечения стала выступать и земля с прикреплёнными к ней крестьянами, которые также отныне становились объектом частной собственности и, следовательно, неотъемлемой частью пенсионного обеспечения представителей дворянского сословия.


XVII век: пожизненное содержание помещиков

Соборное уложение 1649 г. царя Алексея Михайловича — ещё один шаг к развитию государственного обеспечения служащих. По этому закону помещики стали получать гарантии материальной поддержки в старости, при наступлении инвалидности, а их семьи — в случае потери кормильца.

Историки пенсионного дела подчёркивают особое значение 8 статьи 16 главы Соборного уложения («О поместных землях»), где установлена норма попечительства над семьёй помещика, который покинул службу по старости или болезни. В случае его смерти вдова и дети имели право на часть поместья в качестве «прожитка».

Кроме того, 9 статья той же главы Соборного уложения закрепляла право престарелых владельцев прожиточного поместья сдавать его близким родственникам на условиях пожизненного содержания стариков. В случае невыполнения условий владения прожиточным поместьем — например, при плохом уходе за престарелым родственником — оно должно было быть возвращено.

XVIII век: появилось слово «пенсия»

Начало регулярного пенсионного обеспечения в России относят к эпохе Петра I. И первым пенсионным законом принято считать положения из «Устава Морского Русского Военного Флота» от 13 января 1720 года.

Именно при Петре слово «пенсия» вошло в официальные государственные документы и обиходную русскую речь (от французского pension — «платёж»).


Регламент назначения офицерских пенсий был подробно изложен в пяти артикулах (статьях) 6 главы Морского устава, которая называлась «О корму и жалованье». Порядок и размер пенсионного пособия каждому офицерскому чину устанавливался отдельно. Пенсии полагались также вдовам и детям погибших офицеров.

Вслед за принятием Морского устава 24 января 1722 года Пётр I ввёл ещё одно новшество, которое будет существовать в России вплоть до революции 1917 года, определяя личную судьбу каждого царского чиновника. Это «Табель о рангах». Её введение стало правовой основой для назначения денежного довольствия и всех других видов жалования, включая пенсии военных и чиновников.

При этом государственные пенсии по старости по-прежнему не полагались тем людям, которые не находились на госслужбе. Увы, они в старости могли рассчитывать лишь на соцпомощь в рамках так называемых богоугодных заведений того времени: домов призрения, сиротских приютов, специальных домов инвалидов для отставных военнослужащих низших чинов и др.

Новые пенсионные законы петровского времени, которые поначалу затрагивали исключительно военных, постепенно распространялись на другие ведомства.

В период царствования Анны Иоанновны был принят ряд указов, по которым право на пенсионное обеспечение распространялось на служащих Академии навигационных наук и работников-мастеровых Сестрорецкого завода под Петербургом. Те и другие непосредственно работали на нужды российского флота. Но расходы на пенсии в этом случае покрывались за счёт учреждений.


Роль императрицы Елизаветы Петровны в развитии пенсионного дела была ознаменована указом от 9 января 1758 года, по которому пенсионные нормы Морского устава были распространены и на сухопутные войска. Аналогичный указ будет издан и Екатериной II, он расширит действие пенсионного права в сухопутных войсках. В годы правления Екатерины II пенсионные расходы возросли многократно. Ежегодные расходы государства на пенсии в годы правления Екатерины составляли около 300 тысяч рублей. Только на жалованье высшим военным чинам (отставным генералам) из государственной казны было велено отпускать 50 тысяч рублей в год.


По двум указам Екатерины были впервые установлены пенсии за выслугу лет. Для морских офицеров выслуга составляла 32 года, для гражданских служащих — 35 лет. Право на получение пенсии предоставлялось лицам, отслужившим соответствующий срок и имевшим жалованье около 400 рублей в год. Причём назначение пенсий военным и гражданским лицам было строго индивидуальным.

Перечень пенсионеров, претендующих на получение казённых пособий, определялся императрицей и был ограниченным по численности. А лицам, не включённым в тот или иной круг пенсионеров, приходилось ждать освободившейся вакансии. За время царствования Екатерины II пенсиями в России были охвачены большинство чинов, прослуживших не менее 20 лет. Ряд новых положений о пенсиях в XVIII веке затронул сферу казённого содержания иждивенцев. Так, например, при Екатерине II были повышены возрастные планки для детей: до 12 лет увеличен возраст сыновей и до 20 лет — дочерей, которые имеют право получать половину пенсии погибшего отца-военнослужащего. По достижении этого возраста мальчики должны были поступать в школу (на государственное попечение). Для дочерей, не вышедших замуж по достижении 21 года («по болезни или увечью», как уточнялось в царском указе), было предусмотрено право получать пенсию отца пожизненно.

К концу XVIII века пенсии стали появляться и в гражданских ведомствах. В числе первых они были установлены для служащих в Сибири. Позже — для служащих таможни, пожарных, медицинских, горных, лесных и учебных учреждений.


XIX век: первый в истории устав о пенсиях

190 лет назад, в декабре 1827 г,, император Николай I утвердил первый в истории России пенсионный устав. Назывался он «Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным (военным и гражданским) служащим». Пенсии и пособия в России выплачивались и раньше, но, как отмечал сам Николай I: «Правила, по коим сии вознаграждения были доселе производимы, не имели ни надлежащей определённости, ни соразмерности. Сверх сего, не было поставлено постоянных правил на призрение вдов и сирот по смерти лиц, продолжительно и беспорочно служивших». Впрочем, подготовка данного устава была начата ещё при Александре I, почти за десять лет до его принятия.

В последующие годы «Устав. » был дополнен новыми положениями и стал называться «Общий Устав о пенсиях». Выдержав несколько редакций, «николаевский устав о пенсиях» сохранял основные положения вплоть до начала XX века.

XX век: пенсии стали получать не только чиновники, но и рабочие

В последние годы существования Российской империи система пенсионного обеспечения по-прежнему оставалась избирательной и охватывала меньше 1/3 населения страны. Дополнительное пенсионное обеспечение за счёт взносов в так называемые эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало небольшую часть трудящихся: пенсионные кассы создавались в основном в госведомствах и на крупных промышленных предприятиях. При этом к началу века почти половину населения составляли сельские жители: по данным переписи 1897 г., их было больше 60 млн человек из 125 млн россиян. Но крестьяне никаких пенсий не получали как до, так и долгое время после революции.


А вот количество военных пенсионеров резко выросло с началом Первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, получал 50% пенсионного оклада. Фактически пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приёма на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Кроме того, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия. Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчёта пенсии были разделены на 9 разрядов.


В начале XX века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9 разряду) до 1 453 рублей (по 1 разряду). Для сравнения: заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Срок выслуги для военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников: в среднем 25 лет для полного оклада пенсии и 20 лет — для 50%. Офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь. А для офицеров и гражданских чиновников военного ведомства, которые служили в отдалённых регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удалённости места службы. При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой. Для морских офицеров кроме общих пенсий существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причём правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени его тяжести (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).


Также важно отметить, что офицерам, получившим раны и увечья во время боевых действий, пенсии из инвалидного капитала назначались независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Рабочие на получение пенсии могли рассчитывать лишь при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с восьмидесятых годов XIX века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах. В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев». Рабочие требовали распространить систему социального страхования на все категории, что стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения. В результате правительство приняло закон от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в нём, были довольно ограниченными. Обязательное соцстрахование распространялось только на предприятия с численностью не менее 20 рабочих при наличии двигателя (парового или электрического) и 30 рабочих — при отсутствии двигателя. Поэтому закон охватил не больше 2,5 миллиона рабочих по всей стране. А значит, ещё 12 миллионов наёмных рабочих и служащих в России по-прежнему оставались без обеспечения по старости и инвалидности.

XX век (советский период): пенсии всем — от колхозников до членов ЦК КПСС

С приходом к власти большевиков пенсионное законодательство в стране изменилось. Уже в августе 1918 года были введены пенсии для инвалидов Красной армии, в 1923 году — для партийных активистов («старых большевиков»). В 1928 году — для работников горнорудной и текстильной промышленности. Однако всеобщие пенсии для городских рабочих и служащих будут введены только в 1937 году. А крестьяне будут жить без пенсий вплоть до принятия в 1964 году закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов».


В период 1973-1974 годов было введено пенсионное обеспечение по инвалидности и по случаю потери кормильца.

К концу существования СССР в рамках действовавшей на то время пенсионной системы право на пенсию имел практически любой работник при наличии определённого трудового стажа.

Советские люди выходили на пенсию в 55 (женщины) и в 60 лет (мужчины) при стаже работы соответственно 20 и 25 лет. Тем, кто трудился на тяжёлых или вредных производствах, на Севере или на социально значимой работе (врачи, учителя), устанавливались ещё более ранние, льготные сроки выхода на пенсию, а иногда и сокращённый необходимый стаж.

Размер пенсии зависел от зарплаты человека. При её назначении он мог выбрать, как её будут считать: возьмут среднюю зарплату за 12 последних месяцев работы или за любые 5 лет подряд из последних 10 лет перед обращением за пенсией.

Например, вот какие средние пенсии получали колхозники в РСФСР:

1965 г. 1970 г. 1980 г. 1985 г. 1989 г.
12,5 руб. 14,1 руб. 34,8 руб. 47,5 руб. 75,1 руб.

У рабочих и служащих с высокими заработками, соответственно, и пенсии были выше. Однако существовал потолок, выше которого пенсии не назначались: 120 руб. в месяц.

Впрочем, это не касалось элитных пенсионеров. В СССР существовало три категории персональных пенсионеров: союзного (получал пенсию 250 руб.), республиканского (160 руб.) и местного (140 руб.) значения. Мало того, элитным пенсионерам ежегодно выплачивались 1-2 месячные пенсии «на оздоровление».

Персональная пенсия секретаря ЦК КПСС составляла 300 руб. в месяц, кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС — 400 руб., члена Политбюро ЦК КПСС — 500 руб. За высокопоставленными отставниками сохранялись государственные дачи и машины с водителями.

Читайте также: