Пенсионер не обязан извещать орган осуществляющий пенсионное обеспечение

На размер пенсии влияют многие обстоятельства, согласно которым может производиться перерасчет выплаты. Работающие пенсионеры обязаны предупреждать ПФР о любых изменениях, связанных с официальным трудоустройством, составом семьи и иными обстоятельствами, в случае если эти факты могут повлиять на размер пенсионного обеспечения.

О каких фактах пенсионер обязан извещать органы Пенсионного фонда? В какой форме осуществляется такое уведомление? Ответим на эти вопросы в настоящей статье.

О каких фактах пенсионер обязан извещать орган ПФР?

Наступление определенных событий может послужить основанием для:

  • перерасчета пенсии (ее соразмерного уменьшения или увеличения);
  • отмены фиксированной выплаты;
  • прекращения выплаты пенсии.

Таблица 1. Обстоятельства, влияющие на размер и начисление пенсии

Обстоятельство
Категория граждан
Изменение
Трудоустройство, а равно этому прекращение нетрудоспособности лица
Лицо, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии
Прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии
Гражданин, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца, если он занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет
Прекращение выплаты пенсионного обеспечения
Лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособными пенсионерами
Прекращение компенсационной выплаты
Переезд
Гражданин, изменивший место жительства в пределах страны
Выплатное (пенсионное) дело будет переправлено по новому месту жительства
Гражданин, переехавший за пределы России
Перевод пенсии и начисление выплат в другую страну (ПФР осуществляет выплату пенсии более 290 000 гражданам, проживающим в 127 странах мира)
Прекращение обучения по очной форме в образовательном учреждении ранее достижения возраста 23 лет в связи с отчислением, переводом на заочное обучение или призывом в ряды Российской армии
Лицо, получающее пенсию по случаю потери кормильца
Прекращение выплаты пенсионного обеспечения
Нетрудоспособный иждивенец (сообщить об этом изменении обязан гражданин, которому установлено повышение фиксированной выплаты в связи нахождением у него на иждивении указанного лица)
Соразмерное уменьшение фиксированной выплаты

Пример. Гражданину Л. исполнился 21 год. Пять лет назад он потерял обоих родителей, вследствие чего остался без их попечения. Ему была назначена пенсия по случаю потери кормильца до 18 лет, но после поступления в институт на очное отделение была продлена до достижения им возраста 23 лет. Однако в 21 год Л. был отчислен. Он сообщил о данном факте в ПФР, в результате чего выплата пенсии по потере кормильца была прекращена

В каждом из этих случаев пенсионер обязан известить о наступивших событиях ПФР. Иначе, к нему могут быть применены административные меры.


В какой форме нужно уведомить региональное отделение ПФР?

Уведомить о наступивших обстоятельствах ПФР граждане могут:

  • лично, путем подачи заявления в территориальный орган по месту жительства или пребывания;
  • через личный кабинет пенсионера, доступ к которому предоставляется на официальном сайте ПФР после регистрации на портале Госуслуг.

Помимо этого, гражданину необходимо предоставить документы, подтверждающие наступление обстоятельства, влияющих на размер и начисление пенсии.

Возможные последствия в случае не уведомления

Гражданин, не уведомивший ПФР о фактах, влияющих на назначение пенсии, рискует получить повестку в суд. В этом случае его обяжут вернуть все денежные средства, полученные им незаконным путем, после прекращения соответствующего на это права. В некоторых случаях, может быть возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 159 «Мошенничество» Уголовного Кодекса РФ.

Заключение

На размер пенсионного обеспечения могут повлиять такие факторы, как повторное трудоустройство, выезд за пределы РФ на ПМЖ, прекращение или перерыв в обучении в ВУЗе на очном отделении. В случае, если гражданин не сообщает о случившихся обстоятельствах в ПФР и продолжает получать прежний размер пенсионных выплат, к нему могут быть применены административные санкции.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Краткое содержание:


Получатели пенсии в определенных случаях обязаны уведомлять Пенсионный фонд России (далее - ПФР).

Уведомление влияет, например, на сохранение выплаты пенсии при переезде. В силу возраста об обязательном уведомлении ПФР пенсионеры могут не знать! В этом случае могут узнать и помочь оформить уведомление дети пенсионера, так как часто дети живут в другом городе и просят родителей переехать к ним по разным причинам и, соответственно, оформляют необходимые документы.

Или в законе прописана обязанность уведомления получателя пенсии, влекущая прекращение выплаты пенсии или возобновление. В случае нарушения данной обязанности получателя могут признать мошенником.

О каких событиях пенсионер обязан извещать орган ПФР?

Назову перечень событий, о которых получатели пенсии обязаны уведомлять ПФР, последствия уведомления, предусмотренные законодательством, и расскажу, куда обратиться или направить уведомление.

1. В другой регион России. Выплатное (пенсионное) дело будет переправлено по новому месту жительства. Необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по новому месту жительства.

2. В другую страну. Пенсия перечисляется

  • на территории России (путем перечисления средств на счет в банке);
  • на территории страны проживания.

В этом случае электронное пенсионное дело направляется в Департамент пенсионного обеспечения лиц, проживающих за границей Пенсионного фонда РФ, который в дальнейшем занимается перерасчетом и перечислением пенсии в страну проживания. Необходимо обратиться в территориальный орган ПФР по новому месту жительства. Подтверждение факта нахождения гражданина в живых может осуществляться путем его личной явки в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ либо в ПФР или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории РФ.

Продление выплаты пенсии гражданину производится ежегодно при условии представления один раз в год в ПФР или орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.

Документ, подтверждающий факт нахождения гражданина в живых, выдается нотариусом на территории РФ либо компетентным органом (должностным лицом) иностранного государства.

3. Из одного иностранного государства на постоянное жительство в другое государство. Выплатное (пенсионное) дело будет переправлено по новому месту жительства. Необходимо обратиться в территориальный орган ПФ по новому месту жительства.

4. При возвращении гражданина на постоянное жительство в Российскую Федерацию. Выплатное (пенсионное) дело будет переправлено по новому месту жительства. Информация о прекращении перевода пенсии за пределы РФ направляется ПФР в орган, осуществлявший пенсионное обеспечение гражданина на территории РФ.

ТРУДОУСТРОЙСТВО ИЛИ УВОЛЬНЕНИЕ:

1. Лицо, которому установлена федеральная социальная доплата к пенсии. Последствие уведомления - прекращение выплаты федеральной социальной доплаты к пенсии.

2. Гражданин, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца, если он занят уходом за детьми умершего кормильца, не достигшими 14 лет. Последствие уведомления - прекращение выплаты пенсионного обеспечения.

3. Лицо, осуществляющее уход за нетрудоспособными пенсионерами. Последствие уведомления – прекращение компенсационной выплаты.

В случае увольнения перечисленные граждане вправе возобновить получение пенсионного обеспечения.

Если нетрудоспособный иждивенец прекращает обучение по очной форме в образовательном учреждении ранее достижения гражданином возраста 23 лет в связи с отчислением, переводом на заочное обучение или призывом в ряды российской армии – сообщить об этом изменении обязан гражданин, которому установлено повышение фиксированной выплаты в связи нахождением у него на иждивении указанного лица. Последствие уведомления - соразмерное уменьшение фиксированной выплаты.

Последствия неуведомления ПФР получателями пенсии

При несоблюдении требований законодательства выплата пенсии приостанавливается (прекращается) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В основном нарушают требования законодательства трудоспособные неработающие граждане, осуществляющие уход за нетрудоспособными пенсионерами. Особо обращаю внимание на то, что ПФР периодически после поступления индивидуальных сведений от работодателей отслеживает факт работы указанных получателей пенсий за отчетный период.

Ещё одной категорией граждан, часто не уведомляющих ПФР, являются студенты очной формы обучения старше 18 лет – получатели пенсии по случаю потери кормильца, а также повышенного фиксированного базового размера пенсии родителям учащихся, которые тоже не сообщают о фактах отчисления из учебных заведений или делают это несвоевременно. ПФР в целях контроля за обоснованностью выплаты учащимся заключают соглашения с учебными заведениями. В результате проводимой работы выявляются отчисленные из учебного заведения студенты.

В судебном порядке мошенников обяжут вернуть незаконно полученные деньги и лишат права на получения пенсии. А также может быть возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 159 «Мошенничество» Уголовного Кодекса РФ в отношении нарушителей.

Уведомляйте ПФР об изменившихся обстоятельствах, влияющих на выплату пенсии!

В связи с введением новой системы индексации пенсий – в зависимости от факта трудоустройства пенсионера – появляется множество вопросов по поводу того, обязаны ли пенсионеры сообщать о факте своего трудоустройства, об увольнении и если да, то в каких случаях.

Разберем все детально.

Работающим гражданам пенсии пока не запрещены, однако факт трудоустройства в отдельных случаях может влиять на размер пенсии (для индексации, например), а также на право получать некоторые дополнительные выплаты.

При назначении пенсии с гражданина обязательно берут расписку о том, что он уведомлен о своей обязанности извещать ПФР обо всех обстоятельствах, влекущих изменение или прекращение выплаты пенсии.

Получается, что поскольку трудоустройство влияет на размер выплачиваемой пенсии, пенсионер обязан о нем сообщать.

Однако в свете последних изменений в пенсионном законодательстве теперь действует такое общее правило:

Пенсионер не обязан сообщать о своем трудоустройстве, если получает страховую пенсию по старости, по инвалидности или другой вид обеспечения , за исключением тех случаев, о которых речь пойдет ниже.

Когда было введено приостановление индексации пенсий работающим пенсионерам, всю обязанность по сообщению сведений о работе пенсионеров возложили на работодателей.

Ежемесячно, до 15-го числа, работодатели обязаны сдавать в ПФР сведения о стаже своих работников.

На основании полученных сведений ПФР анализирует, кто из пенсионеров числится работающим, а кто нет, и принимает соответствующее решение по поводу индексации. При этом в законе прямо указано, что пенсионер имеет право (а не обязан) уведомить ПФР о факте своего трудоустройства или увольнения.

На практике, честно говоря, в таком уведомлении особого смысла нет: даже при наличии письменного заявления от пенсионера ПФР все равно будет ждать, когда работодатель сдаст ему сведения – до этого никакого решения о приостановлении или о восстановлении индексации вынесено не будет.

Поэтому каждый раз ходить в ПФР и уведомлять о поступлении на работу или увольнении совсем необязательно – лучше потратить это время на более полезные дела.

Но если вопрос касается не индексации пенсии, а получения отдельных выплат, обязанность пенсионера сообщать о своем трудоустройстве сохраняется, как и раньше.

Пенсионер обязан уведомлять ПФР о своем трудоустройстве в срок не позднее, чем на следующий рабочий день, если он является получателем таких выплат, как:

1) Пенсия по случаю потери кормильца – в качестве совершеннолетнего члена семьи умершего (родитель, супруг, бабушка, дедушка, брат или сестра), который ухаживает за его детьми в возрасте до 14 лет.

Одним из условий получения пенсии такими членами семьи является их статус безработного;

2) Социальная пенсия по старости.

Такая пенсия назначается в тех случаях, когда гражданин не приобрел право на страховую пенсию по старости (из-за недостаточности стажа или пенсионных баллов).

Социальная пенсия по старости выплачивается на пять лет позже, чем страховая (мужчинам – с 65 лет, женщинам – с 60 лет), и в качестве обязательного условия ее получения также является статус безработного;

3) Социальная доплата к пенсии до прожиточного минимума.

Эта доплата назначается тем пенсионерам, у которых сумма ежемесячного материального обеспечения с учетом всех выплат не доходит до уровня прожиточного минимума (регионального или федерального – в зависимости от того, какой из них выше).

При этом получатель социальной доплаты не имеет права официально работать;

4) Компенсационная выплата по уходу за нетрудоспособным (пенсионером старше 80 лет или инвалидом 1 группы).

При получении такой выплаты ни ухаживающий, ни тот, за кем ухаживают, не вправе состоять в трудовых отношениях;

5) Государственная пенсия за выслугу лет.

Выплата такой пенсии приостанавливается на период, когда ее получатель восстанавливается на службе, за которую получает пенсию.

При получении указанных выплат пенсионер обязан сообщать в ПФР о факте своего трудоустройства. В противном случае с него будет взыскана переплата незаконно полученной пенсии (об отдельных нюансах взыскания см. здесь ).

1. Может ли быть произведено удержание из пенсии излишне выплаченных сумм пенсии при отсутствии вины пенсионера?

2. Иностранцы, постоянно проживающие в РФ, являются субъектами общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения.

3. Период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет может быть включен в общий трудовой стаж.

4. Страховой стаж учитывается при оценке пенсионных прав.

5. При отсутствии трудовой книжки, в подтверждение трудового стажа можно принять письменные трудовые договоры.

6. Стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица, подтверждается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

7. Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа.

8. При определении расчетного размера пенсии учитывается общий трудовой стаж.

9. Одним из условий назначения трудовой пенсии по инвалидности является наличие 1 года страхового стажа.

10. Наиболее тяжелой степенью инвалидности является инвалидность I группы (III степени).

11. Отец умершего кормильца, достигший возраста 55 лет, имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

12. Бабушка умершего кормильца, осуществляющая уход за 12-летним ребенком умершего кормильца и не работающая, имеет право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

13. Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается независимо от продолжительности страхового стажа кормильца (достаточно 1 дня).

14. Для перерасчета размера пенсии не требуется получения согласия пенсионера.

15. Работающим пенсионерам трудовая пенсия не выплачивается.

16. Выплата трудовой пенсии может быть приостановлена при неявке инвалида в назначенный срок на переосвидетельствование в орган Государственной службы медико-социальной экспертизы.

17. Пенсионер не обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии.

18. Удержания из трудовой пенсии могут быть произведены только на основании решения суда.

19. Одним из условий назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим является наличие не менее 25 лет стажа государственной службы.

20. Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных служащих, ничем не ограничивается.

21. Военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, пенсионное обеспечение производится на основании Федерального закона от 15.12.2001 г. «О государственном пенсионном обеспечении».

22. Участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух пенсий.

23. Дети-инвалиды имеют право на одновременное получение социальной пенсии и трудовой пенсии по инвалидности.

24. Пенсия за выслугу лет и по старости назначаются пожизненно.

25. Женщина, обучающаяся на очном отделении института, имеет право на пособие по беременности и родам.

26. В случае рождения одновременно двух детей выплачивается только одно единовременное пособие при рождении ребенка.

27. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивается с момента достижения ребенком возраста полутора лет.

28. Граждане, не достигшие 16-летнего возраста, могут быть признаны безработными.

29. Получателями пособия на погребение являются граждане, не воспользовавшиеся услугами по погребению.

Ответы на тесты:

с ответами по выбору:

Тесты с ответом «Да» или «Нет»:

Рекомендуемые нормативно-правовые акты:

1. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, ратифицированный СССР18 сентября 1973 года. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 год, №17).

2. Рекомендация МОТ №165 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин, трудящихся с семейными обязанностями, 1981 год. («Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2. - Стр. 1963-1969;).

3. Конвенция МОТ №128" 0 пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", 1968 год. (Международная Организация Труда. Конвенции и резолюции» Издательство Международного Бюро Труда. Женева. 1991 год, том 2, стр. 1531- 1551).

4. Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

5. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года. (Собрание законодательства РФ, 1995 год, №48, ст. 4555), п. 39, №40, С.14

6. Конвенция о правах ребенка, 1989 год. (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990 год).

7. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года. Ст. 7, 33, 37, 38, 39, 41,45,46,53.

11. Федеральный Закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

12. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

13. Федеральный Закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

14. Федеральный Закон от 06 марта 2001г. N 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы РФ»;

15. Федеральный Закон от 04 марта 2002г. N 21-ФЗ “О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией”;

16. Федеральный Закон от 24 июля 2002г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ»

17. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в ред. от 18 июня 1992 года;

18. Закон РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции Федерального закона от 01.06.99г. N 110-ФЗ;

19. Закон РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», раздел У1, ст. 28, 29;

20. Закон РФ от 20 мая 1993 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;

21. Закон РФ от 22 июля 1993 г. «Об охране здоровья граждан». (Ведомости РФ. 1993г. №33. Ст. 1318).

22. Федеральный Закон «О ветеранах» от 02.01.2000г. N 40-ФЗ.

23. Федеральный Закон от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;

24. Федеральный Закон от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы РФ», ст. 20;

25. Федеральный Закон от 19 августа 1995 года «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;

26. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»;

27. Федеральный Закон от 10 декабря 1995г. «Об основах социального обслуживания населения в РФ»;

28. Федеральный Закон от 1 апреля 1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», в редакции Федерального Закона от 25.10.2001г. N 138-ФЗ;

29. Закон РФ «О занятости населения в РФ». в редакции Федерального закона РФ. от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ;

30. Федеральный Закон «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996г.;

31. Федеральный Закон «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» от 27.11.2001г N.155.

32. Постановление Правительства РФ от 14 марта 2002г. N 141 “О некоторых вопросах реализации Федерального закона “О государственном пенсионном обеспечении в РФ”;

33. Постановление Правительства РФ от 4 июля 2002 г. №498 «Об утверждении перечня сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчетом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год»;

34. Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. №516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

35. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2002 г. №537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

36. Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. №555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий»;

37. Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002г. N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ»;

38. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 года «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации»;

39. Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1995 года «0б утверждении Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям Конституционного Суда, пребывающим в отставке»;

40. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 года «0 порядке признания граждан инвалидами»;

41. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными Законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденный постановлением Минтруда и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 16/19 па;

42. Правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденные постановлением Минтруда и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. N 17/19пб.

1. Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

2. Начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

3. Начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну.

4. Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Комментарий к Ст. 23 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В пункте 1 комментируемой статьи определены сроки выплаты и доставки трудовой пенсии. Сами же выплата и доставка трудовой пенсии регламентированы нормами п. п. 4 и 5 ст. 18 комментируемого Закона.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, должна производиться за текущий месяц. Исключение из данного правила предусмотрено нормой п. 1 ст. 24 комментируемого Закона в отношении выплаты трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ: такому лицу перед отъездом по его желанию выплачивается сумма назначенной ему в соответствии с данным Законом трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в рублях за шесть месяцев вперед.

В пункте 1 комментируемой статьи идет речь о текущем календарном месяце. Соответственно, в п. 6 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению прямо указано, что выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Календарный месяц представляет собой период с 1-е по 30-е или 31-е число соответствующего месяца (в году всего 4 месяца, включающих 30 дней, - это апрель, июнь, сентябрь и ноябрь), а для февраля - по 28-е или 29-е число.

В рамках регламентации порядка доставки пенсии через организации почтовой связи в разд. IV названных Правил (здесь и далее в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п) указано на следующие сроки доставки пенсии:

период, в течение которого ежемесячно производится доставка пенсии (далее - период доставки пенсии) на территории субъекта РФ, определяется организацией почтовой связи по согласованию с территориальным органом ПФР. В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии. Доставка пенсий за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику. В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее выдача может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время с соблюдением условий, определенных комментируемой статьей (п. 29);

доставочные документы представляются территориальным органом ПФР в организацию почтовой связи не позднее чем за три дня до наступления даты доставки пенсии, установленной по графику. Первая доставка пенсии осуществляется не позднее дня, следующего за днем поступления доставочного документа в указанную организацию (п. 30).

В рамках же регламентации порядка доставки пенсии через кредитные организации в разд. V названных Правил указано на следующие сроки доставки пенсии:

кредитная организация доставляет пенсию на банковский счет, счет по вкладу, счет банковской карты или другой вид счета (далее - счет) на условиях, предусмотренных законодательством РФ. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа (п. 33);

территориальный орган ПФР ежемесячно получает от кредитной организации подтверждение факта доставки пенсии, информацию о счетах пенсионеров, закрытых в связи с их смертью или по другим причинам, а также доставке пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год. Одновременно кредитная организация может сообщать в территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с комментируемым Законом и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, если это предусмотрено соответствующим договором кредитной организации с ПФР (п. 34).

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет периоды, за которые пенсионеру могут быть выплачены суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости):

в отношении тех начисленных сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, этот период ограничен тремя годами, предшествующими моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Как представляется, указание на трехгодичный срок предопределено нормой ст. 196 части первой ГК РФ, в соответствии с которой общий срок исковой давности устанавливается в три года;

в отношении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), которая не получена пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, установлено, что этот период не имеет ограничений.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи определяется юридическая судьба начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся неполученными в связи с его смертью в указанном месяце:

указанные суммы трудовой пенсии не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в п. 2 ст. 9 комментируемого Закона О трудовых пенсиях РФ (т.е. к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца), и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера;

при обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну.

В то же время в ст. 1183 части третьей ГК РФ в рамках регламентации наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, предусмотрено несколько иное регулирование:

право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п. 1);

требования о выплате сумм на основании п. 1 данной статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (п. 2);

при отсутствии лиц, имеющих на основании п. 1 данной статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных данным Кодексом (п. 3).

В этой связи необходимо иметь в виду следующие разъяснения, данные в п. 8 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии":

при разрешении споров, связанных со взысканием начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время) и оставшихся неполученными в связи с его смертью, необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в п. 3 комментируемой статьи, поскольку комментируемый Закон является специальным и был принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г., т.е. позже, чем часть третья ГК РФ, которая была принята 1 ноября 2001 г. (статья 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания");

при отсутствии лиц, перечисленных в п. 3 комментируемой статьи, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в ст. 1183 ГК РФ.

В письме Минтруда России от 26 февраля 2002 г. N 1076-ЮЛ, направленном письмом ПФР от 19 марта 2002 г. N ЛЧ-06-27/2446 ) по вопросу выплаты неполученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера в соответствии с комментируемым Законом сообщалось следующее:
--------------------------------
СПС.

право на не полученные пенсионером суммы трудовой пенсии (части пенсии) в связи с его смертью имеют только те члены семьи, которые перечислены в п. 2 ст. 9 данного Закона, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом комментируемой статьи. Отсылка к п. 2 ст. 9 данного Закона, имеющаяся в п. 3 комментируемой статьи, не содержит указания на то, что эти лица должны иметь право на пенсию по случаю потери кормильца. Это означает, что отсылку к п. 2 ст. 9 данного Закона следует рассматривать только как определяющую перечень лиц, имеющих право на получение начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся неполученными в связи с его смертью, но не условия выплаты этих сумм указанным лицам;

право на пенсию по случаю потери кормильца лиц, указанных в п. 2 ст. 9 данного Закона, возникает только при наличии всех условий, предусмотренных ст. 9 данного Закона;

для получения суммы трудовой пенсии (части пенсии), начисленной пенсионеру и недополученной им в связи со смертью, член семьи должен представить следующие документы: заявление о выплате начисленной и недополученной пенсионером суммы трудовой пенсии (части пенсии); копию свидетельства о смерти пенсионера, удостоверенную в установленном порядке; документ о совместном проживании с умершим; документ о родственных отношениях с умершим;

в качестве документов, подтверждающих совместное проживание члена семьи с умершим пенсионером на день его смерти, принимаются: выписка из паспорта; копия свидетельства о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, удостоверенная в установленном порядке; справки жилищных органов или органов местного самоуправления, содержащие данные о регистрации по месту жительства по тому же адресу, что и умерший пенсионер, с указанием оснований выдачи;

в качестве документов, подтверждающих родственные отношения, могут быть приняты: копии первичных документов о родстве - свидетельства о рождении, свидетельства о браке (при подтверждении родовой фамилии) и паспорта обратившегося, удостоверенные в установленном порядке. Кроме того, в подтверждение данного факта могут приниматься справки жилищных органов или органов местного самоуправления о составе семьи, которые, как правило, заполняются на основании данных паспортно-визовой службы органов внутренних дел. В установленных случаях в качестве документа, подтверждающего родственные отношения, представляется решение суда об установлении соответствующего юридического факта в порядке особого производства.

В письме ПФР от 20 июня 2003 г. N ЛЧ-25-31/6388 "О выдаче справок о суммах пенсии, оставшихся не полученными пенсионером в связи со смертью" отмечалось, что территориальные органы ПФР вправе осуществлять выдачу, в том числе в пределах установленного п. 3 комментируемой статьи срока, наследникам умерших пенсионеров справок о размере сумм пенсии, причитавшихся пенсионерам и оставшихся неполученными в связи с их смертью. В пункте 16 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению предусмотрено, что территориальный орган ПФР вправе выдать справку о суммах пенсии, не выплаченных при жизни пенсионеру, возможным наследникам умершего пенсионера до истечения шестимесячного срока на основании их заявления и запроса нотариуса.
--------------------------------
СПС.

4. В пункте 4 комментируемой статьи закреплена обязанность пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности предусмотрены в п. 2 ст. 25 комментируемого Закона: в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 комментируемой ст. 23, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, то виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (см. комментарий к указанной статье).

Читайте также: