Пенсионное обеспечение депутатов государственной думы федерального собрания рф

Депутаты занимаются принятием важных решений, которые касаются судьбы государства. Основной целью работы чиновников выступает улучшение благополучия населения страны. Но нередко люди возмущаются принимаемым решениям, которые идут вразрез с мнением народа.

Относительно недавно в официальных источниках были опубликованы сведения относительно размера пенсий и зарплат депутатов. Это вызвало диссонанс в обществе, так как доход чиновником в несколько раз превышает зарплаты обычных граждан.

Бесплатно по России

Какую пенсию получают депутаты

Многие граждане интересуются данным вопросом, так как регулярно в пенсионное законодательство вносятся изменения, меняющие размер выплаты. Народные избранники постоянно поддерживают такие поправки, причем нередко ориентируясь исключительно на собственную обеспеченную старость.

Пенсия депутатов состоит из нескольких частей:

  • страховая выплата, начисляемая одинаково для всех граждан России, поэтому она зависит от размера заработка и стажа работы;
  • ежемесячная доплата, размер которой варьируется от 55 до 75%;
  • пожизненное содержание, выделяемое исключительно чиновникам и представленное ежемесячной выплатой, причем ее размер рассчитывается индивидуально для каждого депутата;
  • дополнительное обеспечение, причем оно выдается каждый месяц, а также зависит от числа сроков, отработанных чиновником.

Средняя пенсионная выплата по России составляет 18 тыс. руб., но бывшие депутаты получают существенные надбавки, за счет которых их доход в старости достигает 120 тыс. руб.

Пенсии чиновников Госдумы

В Госдуме депутаты получают наиболее высокую зарплату, поэтому и их пенсия считается значительной по сравнению с выплатами региональных депутатов. Если человек проработал в Госдуме не меньше 5 лет, то в среднем его пенсия составляет 46,6 тыс. руб. Такой завышенный показатель обусловлен наличием доплаты.

Средняя зарплата депутата Госдумы равна примерно 399,3 тыс. руб. Партия «Справедливая Россия» предлагала законопроект, на основании которого чиновники смогут получать среднюю зарплату по стране, которая составляет 25 тыс. руб., но данная инициатива была отклонена. Депутаты утверждают, что такие высокие зарплаты и пенсионные выплаты обусловлены сложной умственной деятельностью.

Зарплаты депутатов областной Думы

Чиновники, работающие в региональных органах власти, получают намного меньше представителей Государственной Думы.

Это обусловлено следующими основаниями:

  • на региональных уровнях зарплаты всего населения намного ниже, поэтому и депутаты получают сниженный доход;
  • отсутствуют федеральные надбавки.

Избранники областных Советов депутатов получают пенсию примерно 30 тыс. руб. Они все равно получают определенные доплаты и надбавки, которая рассчитываются индивидуально, так как учитывается стаж работы.

Пенсия чиновников городской Думы

Она составляет примерно столько же, как и у чиновников областной Думы. Поэтому варьируется от 30 до 40 тыс. руб. При расчете учитывается стаж работы, содержание локальных нормативных актов региона, а также надбавки за какие-либо достижения.

У глав городов пенсия считается довольно высокой. Чиновники вынуждены декларировать свой доход, поэтому граждане могут узнать, какой доход получают их главы.

Такие различия обусловлены специальными доплатами из федерального бюджета.

По закону все чиновники имеют право на специальную денежную поддержку от государства. Она выделяется мэрам и губернаторам, которые занимали соответствующую должность дольше 6 лет. В некоторых регионах такое требование отсутствует, поэтому для получения доплаты достаточно проработать от 1 до 3 лет. Местные чиновники вносят изменения в региональные законы, что позволяет им значительно повысить свою будущую выплату.

Зависит ли выплата от зарплаты

Высокая пенсия чиновника обусловлена специальной федеральной надбавкой. Она зависит от количества лет работы. Это касается федеральных избранников, поэтому если они отработают один срок, то надбавка будет составлять 55%. Если же чиновник работает два полных срока, то для него доплата увеличивается до 75%. При этом назначаются и другие дотации.

Определить точно, каков будет размер пенсии конкретного депутата, довольно сложно, так как на этот параметр влияют разные показатели. К ним относится место работы, официальный доход и срок, в течение которого человек занимает соответствующую должность. Поэтому избранники стараются поработать на своей должности не меньше 6 лет, что позволит им рассчитывать на безбедную старость.

Зарплата непосредственно влияет на будущую пенсию, так как страховая выплата рассчитывается таким же образом, как и у обычных граждан. Для этого учитывается стаж и средний размер заработка. На этот показатель не влияют федеральные доплаты.

Льготы и надбавки

Помимо высокой пенсии, бывшие чиновники могут рассчитывать на разные преференции от государства. Возможность их использования появляется еще в процессе работы, но сохраняется и после выхода на отдых.

К основным льготам относится:

  • отсутствует предельный возраст для работы, поэтому выйти на пенсию чиновник может в любое время, например, после окончания срока полномочий;
  • руководители государственной службы уходят со службы после 70 лет, а остальные служащие прекращают труд в 65 лет;
  • покупка билетов на транспорт вне очереди;
  • использование служебного автомобиля;
  • обеспечение служебным жилым помещением в месте работы;
  • предоставление бесплатной медицинской страховки;
  • льготное лечение в санаториях;
  • надбавка к пенсии;
  • выдача дипломатического паспорта.

Чиновники даже после выхода на заслуженный отдых сохраняют неприкосновенность. Они без препятствий проходят таможенный контроль, а также имеют другие аналогичные преференции.

На местном уровне во время проведения собраний представители Совета депутатов принимают разные законопроекты, касающиеся льгот и доплат. Поэтому надбавки могут быть не только федеральными, но и региональными. Их размер зависит от экономического положения конкретного субъекта РФ.

Пенсионный возраст депутатов

В 2016 году была проведена пенсионная реформа, которая коснулась всех лиц, а также людей, занимающих высшие должности на государственной службе. Поэтому даже депутаты должны следовать определенным правилам, если желают выйти на заслуженный отдых.

Они могут работать даже после 60 или 65 лет, так как при назначении их пенсии учитывается стаж работы. Выслуга лет постепенно повышается после принятия изменений в пенсионную реформу. Если раньше требовалось 15 лет, то теперь выслуга составляет 20 лет.

Депутат сможет выйти на отдых после накопления нужного стажа и достижения возраста пенсионера. После достижения возраста 60 или 65 лет чиновник может не прекращать свою деятельность. Он имеет право занимать ранее полученную должность, получая официальную зарплату и увеличивая стаж.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Пенсия чиновников зависит от разных факторов, к которым относится срок работы, получаемая зарплата и место службы. Депутаты Государственной Думы получают наиболее высокую выплату, причем это обусловлено специальной федеральной доплатой.

Чиновники областных и региональных органов власти получают меньше, а точная сумма зависит от содержания нормативных актов субъектов РФ. Такая разница с выплатой простых граждан обусловлена сложной мыслительной деятельностью и высокой ответственностью. Кроме повышенного дохода чиновники пользуются разными льготами и преференциями.

Доброе время суток, судари и сударыни.

В заключение «пенсионного» цикла публикаций я хотела бы ознакомить вас с темой о пенсиях депутатах ГД РФ.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 08.05.1994 № 3-ФЗ: «Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представитель народа, уполномоченный осуществлять в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом».

Народные избранники (далее, депутаты) в отличии от простого народа имеют особые привилегии. В этом я смогла убедиться много лет назад на одной из предвыборных встреч, ныне покойного депутата Законодательного собрания Красноярского края Алексея Клешко. В качестве агитации, для встреч он избрал общество инвалидов, находящегося в территориальном округе, от которого он баллотировался. И во время своего выступления помимо прочих тем он затронул тему отмену бесплатного проезда для инвалидов на общественном транспорте. Мол, не хватает денег на обслуживание автобусов и прочее. Ваша покорная слуга возьми и задай ему вопрос «почему бы не отменить бесплатный проезд для депутатов? Ведь они в состоянии оплатить проезд на автобусе». Мой вопрос его смутил и поэтому ответ получился смазанным. Это сейчас я понимаю, что депутаты обладают неограниченными привилегиями, в том числе и повышенными зарплатами и льготами, поскольку они занимаются правотворческой деятельностью.

Прошу простить меня за невольное отступление. И так вернемся к теме моей публикации о пенсиях депутатов ГД ФС РФ.

Выход на пенсию данной категории населения сопровождается выплатой социальных пенсий депутатов Госдумы. В 2020 году в качестве компенсационных выплат за особые условия труда для бывших «слуг народа» предусмотрено множество доплат, размер которых существенный.

Порядок расчета страховой пенсии депутатам Госдумы РФ в 2020 году

Общая величина выплачиваемой пенсионной компенсации для бывших депутатов регламентируется Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Согласно указанным законодательным актам, пенсия депутата Госдумы в 2020 году объединяет такие составляющие:

  • • страховая пенсия, назначенная по старости либо инвалидности;
  • • ежемесячная доплата к основному размеру выплат – от 55 до 75%;
  • • пожизненное содержание с ежемесячной выплатой;
  • • дополнительное материальное обеспечение, выплачиваемое каждый месяц.

Порядок расчета страховой пенсии депутатов Госдумы РФ в 2020 году предусматривает использование двух показателей: индивидуальный коэффициент и его стоимость на день назначения данной выплаты. Такой алгоритм не отличается от используемого и для других категорий населения, которые претендуют на получение страхового пенсионного обеспечения.

Значительную роль в подсчете размера полагаемых компенсаций бывшим депутатам играет базовый оклад, величина которого в текущем году достигает 81500 руб. Рассчитанный на основе такой суммы средний размер пенсии депутатов Госдумы в 2020 году составляет около 18000 руб.

Однако, как указывают аналитические данные статистического мониторинга, это только небольшая часть общих расходов Пенсионного фонда на содержание депутатов-пенсионеров. Дополнительные надбавки и доплаты превышают основную составляющую в несколько раз и могут быть в размере от 44000 до 77000 руб. Суммарная величина таких выплат бывшим «слугам народа» достигает около 90000 руб.

Какой размер пенсии и доплат у депутатов Госдумы РФ в 2020 году?

Правительство РФ, утвердив Постановление № 635 от 10.07.2014, предусмотрело право для всех пенсионеров Государственной Думы начисление надбавок на основную величину пенсионного обеспечения. Так, согласно с пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 635 от 10.07.2014: «Для исчисления размера ежемесячной доплаты к пенсии гражданам Российской Федерации ежемесячное денежное вознаграждение определяется по государственной должности Российской Федерации, замещавшейся в Совете Федерации или Государственной Думе на день достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо по последней государственной должности Российской Федерации, полномочия по которой были прекращены».

Для получения ежемесячной надбавки к пенсии депутатов Госдумы РФ в 2020 году необходимо подготовить пакет документов, который включает:

  • • заявление, оформленное лицом, претендующим на доплату;
  • • документ, подтверждающий место и срок трудового стажа;
  • • заверенное решение руководящим лицом социального органа, дающее «добро» на предоставление надбавки.

Дополнительная компенсация имеет градацию, в зависимости от продолжительности работы в Парламенте. При трехлетнем стаже пенсионеру положена 55% доплата, а если длительность службы больше, то и доплата составляет 75%. Однако сегодня существует множество споров относительно такого процентного соотношения. Предложены на рассмотрение законопроекты, которые как ужесточают условия, так и повышают привилегии для отставников с 12-летним стажем до 95%.

На данный момент при выходе на заслуженный отдых депутатов нового созыва величина надбавки будет выплачиваться в размере 55% при пятилетнем стаже, а для более «опытных» с 10-летней продолжительностью службы – 75%.

Указанная выплата может быть приостановлена в момент возобновления трудовой деятельности гражданина на государственных либо муниципальных должностях. Но как только пенсионера освобождают от должностных обязательств, доплата вновь вступает «в силу».

Вся сумма пенсионных выплат прекращает оплачиваться в случае смерти пенсионера-парламентария. В данной ситуации всем членам семьи умершего назначают пособие, выплачиваемое ежемесячно в размере 165% от социальной пенсии – более 4,7 тыс. руб.

Но те, кто задаются вопросом, какая пенсия у депутатов Госдумы на 2020 год, вряд ли смогут получить четкий и конкретный числовой ответ, в связи с отсутствием официальной информации. «Слуги народа» ежегодно пересматривают размеры своих зарплат и индексируют пенсионные выплаты, обеспечивая достойное вознаграждение своего нелегкого труда.

имеет свои «особенности» и «несколько» отличается от государственного пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих.

Согласно ст. 29 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ»

гражданин РФ, не менее одного года исполнявший полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы,

имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ,

либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации».

За исключением гражданина, полномочия которого в качестве члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы были прекращены досрочно в случае вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении него.

Справка относительно досрочно назначаемой пенсии:

Согласно ч. 2 ст. 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»

      • по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства
      • безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет (для мужчин) и 55 лет (для женщин) и
      • имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет соответственно (а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости),
      • отвечающим условиям для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренным Федеральным законом «О страховых пенсиях»,
      • уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,
      • с их согласия может назначаться пенсия
      • на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в т. ч. назначаемую досрочно,
      • но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.

Размер этой досрочной пенсии определяется по нормам страховой пенсии по старости, установленным Федеральным законом «О страховых пенсиях», включая сумму фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Ежемесячная доплата к пенсии членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы устанавливается в таком размере,

чтобы сумма ежемесячной доплаты к пенсии и страховой пенсии по старости (инвалидности) с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии

составляла от ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

при исполнении полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы от 1 года до 3 лет — 55%,

при исполнении полномочий члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы свыше 3 лет — 75%.

Гражданину РФ, являвшемуся членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, который имеет одновременно право

на ежемесячную доплату к пенсии,

пенсию за выслугу лет,

ежемесячное пожизненное содержание,

ежемесячную доплату к пенсии (ежемесячному пожизненному содержанию) или

на дополнительное (пожизненное) ежемесячное материальное обеспечение, назначаемые и финансируемые за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ,

а также на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую в соответствии с законодательством субъектов РФ или актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей субъектов РФ или муниципальных должностей либо в связи с прохождением государственной гражданской службы субъектов РФ или муниципальной службы,

устанавливается либо ежемесячная доплата к пенсии, либо одна из иных указанных выплат по его выбору.

Ежемесячная доплата к пенсии устанавливается:

по заявлению гражданина, имеющего право на эту доплату,

решением руководителя федерального органа исполнительной власти по социальной защите населения,

в порядке, определенном Постановлением Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 635.

Постановление Правительства РФ от 10 июля 2014 г. № 635 «О некоторых вопросах, связанных с установлением ежемесячной доплаты к пенсии лицам, исполнявшим полномочия члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Выплата ежемесячной доплаты к пенсии приостанавливается

      • при замещении получателем государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности государственной службы РФ или должности муниципальной службы.

По оставлении соответствующей должности

      • выплата ежемесячной доплаты к пенсии возобновляется либо устанавливается вновь.

В случае смерти члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы

в соответствии с Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 137-ФЗ «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие

которое составляет 165% размера социальной пенсии, предусмотренного подп. 1 п. 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», - 4769,09 рублей с 1 апреля 2015 г.

Круг членов семьи члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, обеспечиваемых пособием, определяется в соответствии со ст. 10 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильева Ю. В.

Анализируется существующая в России дифференциация правового регулирования пенсионных отношений с участием депутатов Государственной Думы РФ и их помощников.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильева Ю. В.

On Peculiarities of the State Duma Delegates' Pension Provision in the Russian Federation

The existing legal regulation differentiation of pension provision regarding delegates to the Duma and their assistants is analyzed.

Текст научной работы на тему «Об особенностях пенсионного обеспечения депутатов государственной Думы Российской Федерации»

Вестник Пермского университета

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ

Анализируется существующая в России дифференциация правового регулирования пенсионных отношений с участием депутатов Государственной Думы РФ и их помощников.

Вопрос о выделении среди субъектов пенсионного обеспечения граждан из числа бывших народных депутатов РФ впервые стало возможным обсуждать в один из самых сложнейших периодов в пока еще недолгой истории обновленной России - осенью 1993 г. В связи с политическими событиями, повлекшими преждевременное прекращение полномочий депутатов РФ, 23 сентября 1993 г. Президентом РФ был издан Указ «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации созыва 1990-1995 гг.». В целях надлежащего применения этого указа Министерством социальной защиты населения РФ по согласованию с Министерством финансов РФ была разработана и 16 декабря 1993 г. принята Инструкция о порядке назначения пенсий народным депутатам Российской Федерации созыва 1990-1995 гг. В ней достаточно полно и детально регламентированы правила пенсионного обеспечения бывших народных депутатов и их помощников. В соответствии с этими документами народным депутатам данного созыва, имеющим стаж работы, необходимый для назначения пенсии по возрасту (в том числе на льготных основаниях), пенсия может назначаться досрочно, но не ранее чем за два года до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Размер пенсии не может быть ниже 75% заработной платы члена комитета Верховного Совета Российской Федерации на момент прекращения депутатских полномочий. Кроме того, в указе от 23 сентября 1993 г. содержится важное положение о периодическом пересмотре пенсий исходя из увеличения заработной платы де-

путатов Федерального Собрания РФ. Помощники депутатов имеют право на пенсию на таких же основаниях. Действие указа от 23 сентября 1993 г. было ограничено хронологическими рамками: право на пенсию по соответствующим правилам должно было быть реализовано до 30 июня 1995 г., т.е. срока, до которого при нормальном развитии событий могли бы продолжаться депутатские полномочия.

Как свидетельствует практика работы органов социальной защиты населения, применение пенсионного законодательства в отношении народных депутатов РФ происходило без серьезных затруднений. При назначении же пенсий помощникам народных депутатов возникали некоторые сложности, связанные, например, с определением размера пенсии. Поскольку в указе от 23 сентября 1993 г. содержится лишь отсылочная норма, в соответствии с которой помощники депутатов имеют право на пенсионное обеспечение по тем же правилам, что и сами депутаты, постольку оказалось, что порядок определения их среднемесячного заработка не урегулирован. Между тем помощники народных депутатов не имели фиксированных установленных должностных окладов, для этих целей выделялся месячный фонд оплаты труда, равный двойному фонду оплаты труда народного депутата, а уже сам депутат определял конкретный размер заработка и количество помощников в пределах установленной численности. В рамках норматива депутат мог иметь одного или нескольких помощников, разделить фонд оплаты труда между ними поровну или дифференцированно. На практике поэтому возникали затруднения, так как было невозможно определить, какой объем содержания был положен конкретному помощнику. Указ Президента РФ «О внесении дополнений в Указ Президента «О социальных гарантиях для народных депутатов Российской Федерации 1990-1995гг.» от 29 октября 1996 г. уточнил порядок исчисления пенсий помощникам народных депутатов. В соответствии с ним размер пенсии устанавливается в размере 75% к 1/3 денежного фонда помощнику депутата от территориального избирательного округа и 75% к 1/5 этого объема помощнику от национально-территориального избирательного округа.

Народных депутатов сменили члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Социальные гарантии для них зафиксированы в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 8 мая 1994 г., где в п.3 ст.26 указаны права депутата Го-

сударственной Думы в случае ее роспуска, аналогичные тем, что перечислены в указе от 23 сентября 1993 г. Кроме того, ст. 29 данного закона предусматривает установление ежемесячной доплаты к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» либо досрочно оформленной в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» депутатам и членам Совета Федерации, исполнявшим свои полномочия хотя бы в течение одного года. При этом такого чрезвычайного события, как роспуск Государственной Думы, не требуется. Размер доплаты к государственной пенсии указанным гражданам определяется таким образом, чтобы сумма государственной пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при исполнении полномочий от одного года до трех лет 55%, а свыше трех лет - 75% денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. Предусмотрен и пересчет ежемесячной доплаты при увеличении в централизованном порядке ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы. Финансирование затрат на выплату ежемесячной доплаты к пенсии осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Анализ пенсионного законодательства в отношении как народных депутатов бывшего высшего законодательного органа страны, так и депутатов Государственной Думы свидетельствует о возникновении дифференцированного правового регулирования пенсионных отношений с участием указанных лиц. В качестве формального критерия такой дифференциации выступают функциональные задачи, выполняемые депутатами. Возможно, законодатель ввел специальное пенсионное обеспечение в данной сфере, учитывая особый характер законотворческой деятельности, связанный с повышенным интеллектуальным напряжением и высокой степенью ответственности. Вместе с тем есть фактические обстоятельства, не позволяющие признать такой вывод до конца в практическом плане. Во-первых, почему-то эти правила изначально касались только тех депутатов, чьи полномочия прекратились ранее установленного срока в связи с роспуском соответствующего органа. Во-вторых, вызывало возражение распространение пенсионного обеспечения, предусмотренного для депутатов, на их помощников. Функциональные обязанности названных групп работников не совпадают, во всяком случае, законотворческой деятельностью помощники депутатов не занимаются. Справедливости ради следует отметить, что Федеральный закон

от 8 мая 1994 г. никаких преимуществ для помощников депутатов в сфере пенсионного обеспечения не устанавливает. В то же время в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" помощники члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, работающие по трудовому договору (контракту) на постоянной основе, являются федеральными государственными служащими. В связи с этим в части пенсионного обеспечения на них распространяются все положения, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. "О некоторых социальных гарантиях лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы». В-третьих, рассуждать о негативном воздействии процесса законотворчества на указанных субъектов весьма проблематично, так как период выполнения депутатских полномочий непродолжителен. Все эти обстоятельства, как думается, свидетельствуют о том, что установление особого пенсионного обеспечения для депутатов, будучи формально связано со спецификой деятельности, скорее всего, реально преследует иные цели: сохранение высокого уровня материального обеспечения, предупреждение противодействия роспуску законодательного органа со стороны указанных лиц и т.д.

Однако не следует думать, что все депутаты Государственной Думы согласны с подобным положением вещей. В 2000 г. депутат В.Похмелкин, представляющий интересы избирателей Пермской области, подготовил для рассмотрения в Думе проект закона о внесении изменений в Федеральный закон от 8 мая 1994 г. в части пенсионного обеспечения члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Законопроект был предельно прост и направлен на отмену пенсионных привилегий. Согласно ему пенсии депутатам Государственной Думы независимо от того, сколько они проработали в составе парламента, должны устанавливаться на общих основаниях. При этом законопроект содержал оговорку о сохранении права на ежемесячную доплату за теми гражданами, которым она уже назначена, дабы не ухудшать их положение по сравнению с тем, которое они имели до принятия данного закона. В своем выступлении с трибуны Государственной Думы В.Похмелкин отметил, что из всех льгот и привилегий, предусмотренных для российских парламентариев, пенсионные - самые уязвимые и

вопиющие с нравственной, социальной и правовой точек зрения. Юридических аргументов в защиту существующих пенсионных льгот, по его мнению, не имеется.

Действительно, основной довод сторонников сложившегося порядка - это наличие подобных доплат к пенсии у государственных и муниципальных служащих. Однако аналогия в данном случае вряд ли возможна. Доплата в системе государственной и муниципальной службы оправдана хотя бы тем, что для возникновения права на нее требуется не менее чем десятилетний стаж государственной (муниципальной) службы. Кроме того, наличие доплат может быть нужно государству для привлечения граждан на государственную службу. Хорошо известно, что специально стимулировать кандидатов в депутаты нет необходимости. А что касается некоторого сходства работы депутата Государственной Думы и государственного служащего, то оно прослеживается в законодательно установленной возможности включения времени выполнения депутатских полномочий в стаж государственной службы.

Результаты голосования по предложенному В.Похмелкиным законопроекту, к сожалению, оказались отрицательными (см. таблицу) и подтвердили приверженность большинства депутатов своим привилегиям.

Итоги голосования по проекту закона об отмене льгот по депутатским пенсиям

Депутатская группа, фракция «за» «против» «воздержались» «не голосовало»

Фракция «КПРФ» 14 11 0 62

Фракция «Единство» 1 78 0 4

Фракция ОВР 11 7 1 27

Фракция СПС 32 0 0 0

Фракция «Яблоко» 6 0 0 13

Фракция ЛДПР 0 0 0 16

ДГ «Народный депутат» 11 3 0 48

ДГ «Регионы России» 14 2 2 26

ДГ «Агропром» 5 12 0 25

Депутаты вне фракций 2 1 0 11

В заключение следует отметить, что в современной России для решения вопросов особого пенсионного обеспечения членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания за счет государства нет достаточных оснований. Но, учитывая несомненную значимость законодательной деятельности для всего общества, целесообразно предусмотреть возможность дополнительных форм пенсионирования указанных граждан в рамках системы негосударственного пенсионного страхования. Это вполне соответствует и основной идее пенсионной реформы в Российской Федерации, согласно которой дифференциация размеров пенсий должна быть основана прежде всего на продолжительности страхового стажа и величине уплаченных страховых взносов.

ON PECULIARITIES OF THE STATE DUMA DELEGATES' PENSION PROVISION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The existing legal regulation differentiation of pension provision regarding delegates to the Duma and their assistants is analyzed.

Ни для кого не секрет, что в России пенсия, практически в половине случаев оказывается столь мала, что граждане, ее получающие, вынуждены резко сокращать все свои расходы. Представителям второй половины приходится не так сложно, однако, в большинстве своем, и они также не могут на пенсии вести аналогичную жизнь с привычными тратами, путешествовать, покупать качественные продукты питания и так далее. При этом, опять-таки ни для кого не секрет, какая пенсия у депутатов. Даже при условии, что трудовой стаж лиц, занимающих депутатские места в правительственных структурах, составляет намного меньшее количество, чем стаж среднестатистического трудяги, его пенсия в любом случае будет очень внушительной. О конкретных цифрах поговорим дальше.


Какая пенсия у депутатов?

Законодательное урегулирование пенсионного обеспечения депутатов Государственной Думы

Пенсионное обеспечение депутатов Государственной Думы, как и любой другой процесс материальной поддержки граждан Российской Федерации, регулируется законом.


Величина пенсионного обеспечения депутатов зависит от их заработной платы и некоторых иных нюансов

Если говорить более конкретно, за начисление пенсии интересующей нас категории граждан отвечает Федеральный Закон №3 «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Данный законодательный акт подразумевает различные нюансы формирования пенсии для депутатов Государственной Думы, которые нам нужно изучить, чтобы оценить всю картину целиком.

Доплата к пенсии для депутатов, наработавших определенный стаж

Согласно данному законодательному акту, лицо, которое находилось в должности депутата не менее чем пять лет, а также исполняло все возложенные на выборных представителей Государственной Думы обязанности, имеет право на получение доплаты к пенсии.


Можно сказать, что условия получения депутатами пенсионных начислений изменились для данных граждан в худшую сторону за последние годы, так как произошло ужесточение требований для получения прав на эти средства

Установление искомой доплаты производится в таком размере, чтобы величина ежемесячно поступающих добавочных средств к пенсии по старости (или инвалидности), с учетом также фиксированной выплаты к пенсии страхового типа, и ее возможно проводимых ранее повышений составляла определенную сумму. Какую, рассмотрим в нижеследующей таблице.

Таблица 1. Процентные величины доплаты к пенсии депутатов, соответствующие определенному рабочему стажу

Стаж депутата, необходимый для получения доплатыПроцент денежного вознаграждения депутата Государственной Думы
Наличие количества стажа, равного пяти – десяти годам нахождения в должности депутата Государственной ДумыПри условии, что стаж интересующих нас лиц составит от пяти до 10 лет, доплата к пенсии депутата составит 55% от его денежного вознаграждения.
Стаж свыше десяти летПри условии, что стаж депутата составляет более 10 лет, тогда сумма денежного вознаграждения будет составлять 75%.

Обратите внимание: если гражданин работал в должности депутата, в этом случае доплату к его будущей пенсии он никак не сможет получить, таковы условия.


Нельзя сказать, что пенсии депутатов малы, хотя определённо с их заработной платой на данном посту они будут контрастировать

К слову, ранее требования были вовсе не такими жесткими. Так, 55% доплаты полагались тем, кто работал в должности депутата Государственной Думы от одного года до трех лет, а доплата в 75% полагалась тем, кто трудился в данной должности всего лишь более трех лет. Правила поменялись в 2017 году, и депутатам пришлось всеми силами биться за сохранение своего «места под солнцем». Однако те граждане, которые набирали стаж по старым правилам в 2017 году, право на получение доплаты все-таки успели сохранить и использовать.

При условии, что после того, как лицо уйдет с должности депутата Государственной Думы, и станет заместителем конкретного места в государственном или муниципальном учреждении, то выплата депутатской доплаты будет приостановлена, и возобновлена лишь после того, как искомым лицом освободится соответствующая должность.


Выдержка из статьи 29 ФЗ №3. Медицинское, бытовое и пенсионное обеспечение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы

Сколько составляет пенсионное обеспечение депутатов государственной думы

Согласно букве закона, средняя величина заработной платы, в которую оценивается труд интересующей нас категории трудящихся каждый месяц, на текущий день составляет 339 тысяч российских рублей без вычета налога на доходы физического лица.


«Чистыми», как говорят в народе, депутаты Государственной Думы получают 347, 5 тысячи рублей.

Обратите внимание: в 2015 году Президент нашей страны своим Указом постановил, что заработная плата депутатам Государственной Думы будет уплачиваться в размере, который будет являться примерно на 10% меньшим.

Фактически получается, что заработная плата, которая рассчитывается как среднее арифметическое за полугодие труда депутатов Государственной Думы, при учете дней их нетрудоспособности (по больничным листкам), а также дней, когда они были в отпусках, составила 388, 5 тысяч до уплаты налога, и 338 тысяч после его внесения в казну страны.


Выплата средств депутату, с которой будет определяться доплата к пенсии, о которой мы говорили выше, составляет, учитывая индексацию, 84 тысячи 774 рубля.

Получается, что пенсионное обеспечение искомых лиц при стаже в пять –десять лет составит 46 тысяч 626 рублей, при работе длительностью более 10 лет 63 тысячи 581 рубль.


Средняя величина пенсий депутатов составляет от 43 до 64 тысяч рублей

Индексация пенсионного обеспечения депутатов

Индексация вознаграждения пенсионного типа для лиц рассматриваемой нами категории осуществляется согласно учету предполагаемого в дальнейшем уровня инфляции.

Так, впервые после 2014 года индексация была проведена только в прошлом, 2018 году, и выплаты денежных средств интересующим нас гражданам увеличились в целом на 4%, получается, выросло и пенсионное обеспечение.

Получается, что, несмотря на довольно мягкие условия для получения пенсии, которые к депутатам так или иначе применяются, можно сказать, что со временем им становится все труднее и труднее зарабатывать средства и пенсию, хотя по сравнению с тем, как сложно приходится обычным гражданам, нечего и говорить.


Индексация позволяет пенсии сохранять соразмерность с ценами на услуги и товары в стране

В каком возрасте депутаты обычно уходят на пенсию

Как вы помните, еще в 2016 году имело место быть начало осуществления новой пенсионной реформы, которая касалась повышения порога пенсионного возраста для лиц, находящихся на должностях государственных служащих и прочих граждан.

Изначально подразумевается, что количество лет, которых нужно достичь для выхода на заслуженную пенсию, и получения денежного пособия от государства, должно быть поднято до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин.

Так, после введения реформы на каждые 12 месяцев для граждан пенсионный возраст будет возрастать по полгода. Впрочем, в перспективе такое медленное, по мнению правительства, прибавление срока будет сменено более агрессивным темпом, при котором будет ожидаться прибавка по 12 месяцев за каждый год.


Пенсионный возраст в нашей стране недавно повысился, что актуально стало также и для депутатов

Все это оказывает непосредственное влияние на то, в каком возрасте государственные служащие собираются покидать свои посты и уходить на заслуженный отдых. Конечно, назначение депутатам Думы пенсии в первую очередь будет зависеть непосредственно от стажа. Так, минимальная выслуга лет также постепенно будет повышаться с 15 до 20 единиц.

Получается, когда депутат достигнет актуального для него пенсионного возраста и накопит достаточное количество стажа, он сможет уйти на заслуженный отдых.

Обратите внимание: денежные выплаты, полагающиеся бывшему депутату, могут продолжать выплачиваться и после того, как он покинет этот мир, то есть умрет. Только теперь они будут предоставляться уже его родственникам в виде ежемесячного пособия, величина которого в каждом порядке будет определяться:

  • индивидуально;
  • в соответствии с величиной социальной пенсии, актуальной на конкретный момент времени.

Смерть экс-депутата означает прекращение начисления всех пенсионных выплат, однако все родственники умершего получают право на ежемесячное пособие. Его величина зависит от текущего размера социальной пенсии.


После смерти депутата денежные выплаты в виде пособия смогут достаться его родным

Общественное мнение

В связи с введением пенсионной реформы, уменьшением пенсионных выплат для депутатов на 10%, а также повышения для них длительности количества стажа, которую нужно было заработать для получения пенсионной доплаты в будущем (с года до пяти, и трех лет до десяти соответственно), члены Государственной Думы выказывают свое недовольство. Еще бы, теперь им не только нужно поработать действительно такой срок, который можно считать приемлемым, но и получить за это меньшее количество денег, чем раньше.

При этом, решения большинства из этих лиц, а также их предложения, и высказывания относительно столь несправедливого к ним отношения, становятся все менее популярными у граждан, так как даже одно сравнение средней заработной платы среднестатистического депутата и обычного россиянина уже удручает:

  • так, депутат будет получать пенсию в районе 64 тысяч рублей;
  • обычный человек в районе 14 тысяч рублей.

Думаем, не стоит говорить и о том, что в России имеются также и те пенсионеры, которые получают пенсию, размер которой меньше прожиточного минимума по России (в среднем 8-9 тысяч рублей).


Несправедливое отношение государства к правящему классу и обычным людям вызывает у населения негодование на регулярной основе

Таким гражданам производят даже социальную доплату из государственной казны, которая позволяет «добрать» средства до упомянутого минимума. Учитывая, что в большинстве регионов сегодня половина этой суммы уходит только на оплату коммунальных услуг, становится все более не понятно, чем же так тяжела и опасна работа депутатов, по сравнению с трудящимися шахт, заводов, больниц, школ и т.д.

Подведем итоги

Какая пенсия у депутатов – вопрос, который интересует многих граждан нашей страны. Конечно, чаще всего интерес этот вызван банальной злостью на тех людей, которые трудятся столько же, а получают больше просто потому, что в России негласно принято таким образом привечать определенную прослойку населения, находящуюся на конкретных должностях.

Узнайте, как подать заявление на пенсию через госуслуги, а также порядок оформления и условия, из нашей новой статьи.

Видео – Какая пенсия у депутатов?

Читайте также: