Пенсионеры в бюджете страны

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

03 декабря 2019 10:08

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон о бюджете Пенсионного фонда на трехлетний период 2020 –2022 годов.

В соответствии с документом, доходы бюджета в следующем году составят 8 923,9 млрд рублей и по сравнению с 2019 годом увеличатся на 3,1%, или 269,8 млрд рублей. Расходы бюджета вырастут на 3,4% и составят 9 042,3 млрд рублей, что на 298,5 млрд рублей выше уровня 2019 года.

Объем дефицита бюджета ПФР в 2020 году составит 118,4 млрд рублей с учетом дефицита по распределительной части в размере 123,0 млрд рублей и профицита по накопительной части в размере 4,6 млрд рублей.

Дефицит обеспечивается за счет привлечения остатков средств бюджета ПФР по состоянию на 1 января 2020 года, образовавшихся в результате их неполного использования.

Профицит бюджета Фонда по накопительной составляющей на 2020 год образуется в связи с уменьшением передачи средств пенсионных накоплений в НПФ, что обусловлено снижением количества заявлений застрахованных лиц о переходе из ПФР в НПФ.

На 2022 год профицит планируется в размере 18,5 млрд рублей и образуется в связи с поступлением в бюджет Фонда доходов от инвестирования, перечисленных управляющими компаниями, в большем объеме по сравнению с 2021 годом, что является следствием выхода на пенсию женщин 1967 года рождения.

В трехлетнем периоде предусмотрено ежегодное уменьшение зависимости ПФР от федерального бюджета. Доля трансферта на обязательное пенсионное страхование в общей сумме трансфертов снижается с 29,8 % в 2020 году до 24,9% в 2022 году. При этом объем страховых взносов в общем объеме доходов увеличивается с 62,9% в 2020 году до 66,2% в 2022 году. Поступление взносов на выплату пенсий прогнозируется в 2020 году на уровне 5,6 трлн рублей с ростом до 6,4 трлн рублей к 2022 году.

В бюджете ПФР предусмотрены дальнейшие меры по индексации пенсий и пособий. В частности, индексация опережающими рост инфляции темпами. В следующем году страховые пенсии неработающих пенсионеров будут проиндексированы на 6,6%, что обеспечит рост выплат в среднем на тысячу рублей в месяц. Индексация пройдет с 1 января, на месяц раньше определенного законом о страховых пенсиях срока.

В результате средний размер страховой пенсии неработающих пенсионеров вырастет в 2020 году до 16,4 тыс. рублей. У участников и инвалидов ВОВ. получающих две пенсии и повышенные социальные выплаты, средний доход вырастет до 46,5 тыс. и 39,9 тыс. рублей соответственно.

Пенсии по государственному обеспечению с 1 апреля планируется проиндексировать на 7% в соответствии с ростом прожиточного минимума пенсионера в 2020 году. Повышение коснется почти 4 млн работающих и неработающих пенсионеров. На выплату пенсий по государственному обеспечению в следующем году предусмотрено 584,4 млрд рублей.

Ежемесячная денежная выплата и набор социальных услуг, предоставляемые 15 млн граждан, у которых есть право на льготы и меры социальной поддержки в соответствии с федеральными законами, с 1 февраля будут проиндексированы на 3,8%. Расходы бюджета на финансовое обеспечение ежемесячной денежной выплаты составят 423 млрд рублей.

Повышения пенсий и пособий в следующем году будут реализованы с учетом нового механизма индексации сверх прожиточного минимума, который обеспечивает повышение выплат, даже если пенсионеру установлена социальная доплата, компенсирующая разрыв между доходами пенсионера и ПМП.

В бюджете также учтены повышенные выплаты сельским пенсионерам, проработавшим не менее 30 лет на селе, с учетом 25-процентной прибавки к фиксированной выплате. Список профессий и должностей работников сельского хозяйства, имеющих право на прибавку, был расширен в середине 2019-го постановлением Правительства. В 2020 году Пенсионный фонд продолжит устанавливать повышенную пенсию всем жителям села, которые обратятся за ней при наличии соответствующего права.

Для пенсионеров, которые работали в 2019 году, в бюджете предусмотрено беззаявительное повышение с 1 августа страховых пенсий в соответствии с приобретенными пенсионными коэффициентами.

Бюджет ПФР учитывает новые льготы по досрочному выходу на пенсию, включая назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста, а также досрочное назначение пенсии многодетным мамам и работникам, имеющим высокий стаж.

В трехлетнем бюджете ПФР учтено возобновление ежегодной индексации материнского капитала по уровню инфляции. В 2020 году размер капитала планируется увеличить до 466,6 тыс. рублей. Точный размер индексации будет определен по итогам 2019 года. Общие расходы на предоставление материнского капитала с учетом проиндексированного размера в следующем году составят 316,2 млрд рублей.

В расходах Фонда также учтена повышенная компенсационная выплата в размере 10 тыс. рублей в месяц родителям и опекунам, ухаживающим за детьми-инвалидами и инвалидами с детства первой группы. Расходы на компенсационные выплаты в 2020 году запланированы в сумме 64,3 млрд рублей.

Таким образом, все расходы по социальным и пенсионным обязательствам ПФР финансово обеспечены и учтены в бюджете Фонда.

24 ноября 2020 года пройдет уже второе чтение законопроекта о бюджете Пенсионного фонда на 2021 года. И как раз в этом документе указывается, как будут распределяться средства бюджета ПФР на различные единовременные/ежемесячные доплаты пенсионерам и плановые повышения пенсий. В этой статье мы перечислим все прибавки, которые предусмотрены этим документом на 2021 год.

Индексация пенсий

Страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексируют 1 января 2021 г. на 6,3%. Фиксированная выплата к страховой пенсии, являющаяся базовой частью пенсии, увеличится с 1 января до 6044,48 руб.

Социальные пенсии и пенсии по государственному обеспечению проиндексируют 1 апреля по прогнозному индексу роста прожиточного минимума для пенсионеров. На 2021 г. этот индекс прогнозируется в значении 2,6%.

В пояснительной записке к законопроекту о бюджете ПФР приводится таблица с указанием того, как изменятся средние размеры пенсий. Это следующая таблица:

ДЕМО (дополнительное ежемесячное материальное обеспечение)

Размер таких выплат фиксированный и не индексируется - это 500 и 1000 рублей ежемесячно. Получать их могут инвалиды и участники ВОВ, узники, лица, награжденные знаком «Житель блокадного Ленинграда», военнослужащие, проходившие службу в период ВОВ не менее 6 месяцев, а также вдовы ветеранов ВОВ.

ЕДВ (ежемесячные денежные выплаты) и их индексация

Это выплаты от ПФР федеральным льготникам - инвалидам всех групп, ветеранам боевых действий, чернобыльцам, Героям труда, Герои РФ и так далее. Размеры таких выплат проиндексируют 1 февраля по инфляции предыдущего 2020 года (по прогнозам это будет 3,7%).

Например, инвалиды 1 группы станут получать ЕДВ в размере 4044,49 руб., что на 148,06 руб. больше, чем до индексации. Для инвалидов 2 группы ЕДВ составит 2888,41 руб., для 3 группы - 2312,20 руб.

Социальные доплаты к пенсии

Такая доплата выплачивается тем, чьи доходы ниже уровня прожиточного минимума пенсионера. Согласно бюджету ПФР, получателей таких доплат насчитывается 3,3 млн человек. На доплаты этим гражданам направят 87 млрд руб. в 2021 г., то есть в среднем по 2196 руб. на каждого пенсионера.

Пособие на погребение

ПФР также производит единовременную выплату на погребение неработающего пенсионера. Размер такой выплаты с 1 февраля 2021 г. увеличится на индекс роста цен (на 3,7%) и составит 6351,48 руб.

Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами

Индексация этих выплат на 2021 год не запланирована. Они по-прежнему составят:

  • 1200 рублей, если уход осуществляют за пенсионером старше 80 лет, инвалидом 1 группы;
  • 10000 рублей - по уходу родителем или опекуном за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства.

Компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно

Такую выплату могут получить пенсионеры по старости или инвалидности, проживающие в районах Крайнего Севера и в приравненных местностях. На эти цели в бюджет ПФР закладывают 4,7 млрд руб. на 2021 г.

Компенсация переезда с Севера

Компенсацию расходов по переезду с северных регионов страны могут получить неработающие пенсионеры по старости и инвалидности. На эти выплаты ПФР выделит 486,2 млн руб. в 2021 году.

Единовременная выплата 5000 рублей

Такую выплату производили еще в 2017 году всем пенсионерам, однако до сих пор не все ее получили. На 2021 г. в бюджет закладывают 580 тыс. руб., чтобы перечислить по 5000 руб. тем пенсионерам, кто по каким-либо причинам не получил эти деньги в 2017-ом.

Напомним, что выплата предусмотрена законом № 385-ФЗ от 22.11.2016 г., полагается тем, кто являлся пенсионером на дату 31.12.2016 г., независимо от вида получаемой пенсии.

Доплаты летчикам и угольщикам

Бюджет ПФР предусматривает средства на ежемесячные доплаты:

  • 10 млрд. руб. для членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
  • 2,9 млрд. руб. - для работников угольной промышленности.

Выплаты пенсионных накоплений

ПФР продолжит осуществлять выплаты пенсионных накоплений по трем направлениям:

  1. В виде единовременной выплаты (то есть сразу всю сумму накоплений) в 2021 году выплатят для 804,4 тыс. человек. В среднем размере единовременной выплаты составит 15,5 тыс. руб.
  2. В виде срочной выплаты (равными частями в течение выбранного пенсионером срока) выплаты перечислят для 40,5 тыс. человек. В среднем ежемесячная выплата составит 2101,36 руб.
  3. В виде пожизненной накопительной пенсии будут получать выплаты 103 тыс. человек. В среднем накопительная пенсия составит 1017,64 руб.

Выплата ко Дню Победы

К 9 мая 2021 года участникам и инвалидам ВОВ выплатят единовременно по 10000 рублей в соответствии с Указом Президента № 186 от 24.04.2019 г. «О ежегодной денежной выплате некоторым категориям граждан к Дню Победы». Выплаты получат 40 тыс. ветеранов.


Пенсионный фонд России (ПФР) – значимый социальный институт страны, который выплачивает страховые, накопительные и другие виды пенсий, а также выдает сертификаты на материнский капитал, реализует соцвыплаты ветеранам и инвалидам, оказывает адресную помощь пенсионерам и софинансирует соцпрограммы субъектов РФ и так далее.

Все эти направления требуют значительных финансовых ресурсов. Страховых платежей работающего населения и продажи собственных активов фонда для реализации задач ПФР не хватает. В итоге одним из основных источников доходов является трансферт из федбюджета.

В 2018 году доходы фонда составляют 8,27 трлн рублей. 40% из них — 3,28 трлн — это трансферт из федерального бюджета.


По словам Председателя Правления ПФР Антона Дроздова, большая часть из этих денег идет на выплаты пенсий, в первую очередь – страховых. «При общих расходах на пенсионное обеспечение 7,2 трлн рублей из федерального бюджета на это выделяется 2,4 трлн рублей», — сообщил он.

Трансферт из федерального бюджета Пенсионному фонду России начался в 1992 году. Увеличение размера средств, направляемых из федбюджета в ПФР для социальных выплат, пенсий, адресной помощи пенсионерам, значительно ускорилось еще с 2001 года. Как прогнозируют эксперты, такая тенденция сохранится.


Несмотря на это, в 2018 году общий дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 265,5 млрд рублей.


При сохранении демографических тенденций социальные взносы все в меньшем объеме будут обеспечивать выплату пенсий.

«Если не принять никаких мер по совершенствованию пенсионной системы, трансферт на выплату пенсий неизбежно будет увеличиваться, то есть будет увеличиваться дефицит бюджета Пенсионного фонда. При этом пенсии будут расти гораздо более низкими темпами (не выше инфляции), и их покупательная способность будет постоянно снижаться», — уверен Председатель Правления ПФР.

В период 2024–2026 годов поддержание пенсий на текущем уровне с возможностью ее пересчета только в пределах инфляции потребует увеличения трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации не менее чем до 5 трлн рублей, считают эксперты.

Как пояснила Первый заместитель Председателя Комитета по бюджету и налогам Ирина Гусева


Гусева
Ирина Михайловна Депутат Государственной Думы избран по избирательному округу 0084 (Волжский – Волгоградская область) , целью совершенствования пенсионной системы является в том числе и то, чтобы бюджет Пенсионного фонда РФ стал самодостаточным и не требовал таких вливаний из федерального бюджета.

Напомним, что парламентско-общественные слушания по совершенствованию пенсионной системы состоятся в Государственной Думе 21 августа. Предложение о проведении этих слушаний поддержали руководители всех фракций ГД. «Более половины участников обсуждения будут представлены членами общественных организаций, экспертами, членами деловых сообществ, представителями субъектов Российской Федерации», — отмечал Председатель ГД Вячеслав Володин


Ранее в ходе парламентских слушаний в ГД обсуждались правовые и социальные аспекты устойчивого развития сельских территорий, вопросы реновации, эксперимент по введению курортного сбора и защита прав участников долевого строительства, а также вопросы цифровой экономики и основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, господдержки малого и среднего предпринимательства, законодательного обеспечения перехода к новым формам финансирования жилищного строительства и другие темы.

МОСКВА, 8 декабря. /ТАСС/. Президент России Владимир Путин подписал законы о бюджетах Фонда социального страхования (ФСС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021-2023 годы. Документы опубликованы во вторник на официальном портале правовой информации.

Доходы бюджета ФСС прогнозируются на 2021 год в сумме 815,663 млрд рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 608,25 млрд рублей. В 2022 году доходы фонда составят 922,46 млрд рублей, в том числе по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 703,69 млрд рублей, в 2023 году - 984,31 млрд рублей (в том числе по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 753,05 млрд рублей).

Расходы бюджета фонда предусмотрены на 2021 год в сумме 833,29 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 663,25 млрд рублей (79,6% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 111,29 млрд рублей (13,4% от общих расходов).

Расходы на 2022 год предусмотрены в размере 863,09 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 688,41 млрд рублей (79,8% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 115,94 млрд рублей (13,4% от общих расходов). На 2023 год - в сумме 893,23 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 713,92 млрд рублей (79,9% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 120,79 млрд рублей (13,5% от общих расходов).

Расходы фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы в сумме 330,19 млрд рублей в 2021 году, 347,69 млрд рублей - в 2022 году и 368,9 млрд рублей в 2023 году.

Бюджет ПФР

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ПФР в 2021 году составит 9,28 трлн рублей. Общий объем расходов бюджета запланирован в сумме 9,57 трлн рублей. Дефицит бюджета составит 295 млрд рублей. Трансферт из федерального бюджета в 2021 году предусмотрен в размере 3,5 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда. Часть дефицита бюджета фонд покроет переходящими остатками 2020 года.

В документе предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3%, социальных пенсий - на уровне 2,6%. Средства бюджета ПФР будут направлены на выплату пенсий в размере 8,4 трлн рублей, на материнский капитал - 443,3 млрд рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособий на погребение - 632,7 млрд рублей.

В расходной части проекта бюджета ПФР также предусмотрены расходы на осуществление срочной пенсионной выплаты в 2021 году - 1 млрд рублей, в 2022 году - 1,3 млрд рублей, в 2023 году - 1,5 млрд рублей с учетом расходов на доставку. Планируемый средний размер срочной пенсионной выплаты в 2021 году составит 2 тыс. 101,36 рубля, в 2022 году - 2 тыс. 305,69 рубля, в 2023 году - 2 тыс. 510,02 рубля.

Расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений запланированы в размере 12,5 млрд рублей, 24,2 млрд рублей и 23,8 млрд рублей на период с 2021 по 2023 год с учетом расходов на доставку. Планируемый средний размер единовременной выплаты в 2021 году составит 15,5 тыс. рублей, в 2022 году - 31,9 тыс. рублей, в 2023 году - 32,6 тыс. рублей.

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17,443 тыс. рублей. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 6,3% устанавливается с 1 января 2021 года в сумме 6,044 тыс. рублей 48 копеек.

Бюджет ФОМС

Общий объем доходов бюджета ФОМС в 2021 году составит 2,533 трлн рублей, в 2022 году - 2,656 трлн рублей, в 2023 году - 2,798 трлн рублей. Основным источником доходов являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, на долю которых приходится в 2021 году 88,3%, в 2022 году - 88,8%, в 2023 году - 89,3%. Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2021 год в сумме 2,237 трлн рублей, на 2022 год - 2,359 трлн рублей, на 2023 год - 2,499 трлн рублей.

Расчет показателей бюджета фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2020 года в количестве 145,5 млн человек, в том числе работающего населения - 65,1 млн человек, неработающего населения - 80,4 млн человек.

В бюджете фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2021 год в размере 293,1 млрд рублей, на 2022 год - 293,5 млрд рублей, на 2023 год - 295,5 млрд рублей. В бюджет фонда предоставляются традиционные виды трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология", на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.

Планирование расходов бюджета ФОМС осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения". Оценка расходов бюджета фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2021 год в сумме 2,545 трлн рублей, на 2022 год - 2,658 трлн рублей, на 2023 год - 2,798 трлн рублей.

На этой неделе парламентарии рассмотрят законопроект о бюджете Пенсионного фонда. Какая индексация пенсий запланирована?


ФОТО: ТИМУР ХАНОВ / ПГ

На этой неделе в Госдуме обсудят сразу несколько законопроектов, которые окажут влияние на жизнь пенсионеров в 2021 году. Какие новшества ожидают граждан старшего возраста, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

- Елена Васильевна, на этой неделе Госдума рассмотрит два важных законопроекта — о федеральном бюджете на следующую трехлетку и о бюджете Пенсионного фонда. Какие индексации пенсий запланированы в следующем году?

- Напомню, по действующему законодательству индексация всех страховых пенсий неработающим пенсионерам, включая пенсии по старости, проводится с 1 января. В сентябре во время встречи с сенаторами президент Владимир Путин вновь подчеркнул: как бы ни складывалась социально-экономическая ситуация в стране, страховые пенсии будут проиндексированы на 6,3 процента. Причем это почти в полтора раза превысит инфляцию — она, по прогнозам, в этом году составит 3,7-3,8 процента. То есть пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей.

Мишустин рассказал о повышении пенсий и пособий в 2021 году

Наряду с пенсиями многие, в частности ветераны боевых действий, инвалиды всех категорий, получают ежемесячные денежные выплаты — они будут повышены с 1 февраля. Здесь размер индексации определяется исходя из индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8 процента.

С 1 апреля проиндексируют социальные пенсии — они положены тем, кто не смог набрать нужного количества пенсионных баллов и нужного стажа для назначения страховой пенсии. Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину «прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера». Пока это 2,6 процента, но показатель еще может быть скорректирован.

- Федерация независимых профсоюзов России обратилась в Правительство с предложением исключить накопительный компонент из системы обязательного пенсионного страхования. А при рассмотрении в Госдуме в первом чтении законопроекта о заморозке накопительной части замглавы Минфина Антон Дроздов рассказал, что инициатива, предполагающая реформу этой системы, может быть внесена в Правительство и в парламент уже в следующем году. Почему назрела такая необходимость?

- Институт накопительных пенсий, на мой взгляд, пока не совсем урегулирован. Да, есть закон о накопительных пенсиях, но отчисления в системе обязательного пенсионного страхования на накопительные счета не осуществляются — с 2014 года проводится так называемая заморозка. Сейчас на рассмотрении Госдумы действительно находится законопроект, предлагающий продлить такую заморозку и на 2023 год. Думаю, это решение будет поддержано, однако делать это до бесконечности нельзя. Тема находится на контроле Правительства, уже предлагалось несколько вариантов решения проблемы, но окончательного алгоритма не выработано. Мое мнение, что накопительная пенсия все же должна быть не в рамках обязательной пенсионной системы, а либо добровольной, либо корпоративной.

- Расширяя меры поддержки пожилых людей, власти заботятся не только о материальной составляющей. Почему вообще этой теме сейчас уделяется такое внимание?

- Наше общество — не только в России, но и во всем мире — стареет. Ежегодно людей старше 60 лет становится все больше. Если сегодня ООН насчитывает около миллиарда человек такого возраста (это около 13 процентов населения всего земного шара), то к 2050 году, по прогнозу, их станет в два раза больше. Это изменяет отношение общества к пожилым людям. Любая страна, и наша в том числе, заинтересована, чтобы они как можно дольше были здоровы, обеспечены, вели активный образ жизни.

Пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

С моей точки зрения, пожилой возраст — это замечательный возраст, когда дети выросли, карьера завершена, пришло время, когда жизнь можно посвятить себе и своим забытым мечтам.

Однако перспектива остаться не у дел, стать обузой, потерять возможность самореализации беспокоит многих — и здесь важно вовлечь пожилых людей в любую сферу деятельности. Близкие могут подключить их к заботе о внуках, правнуках, а государству надо постараться вовлечь их в активную общественную и социальную жизнь.

Главная задача — помочь избежать изоляции, которая так волнует людей, выходящих на пенсию.

- Какие меры принимаются для этого на государственном уровне?

- Еще в 2016 году была разработана и сейчас реализуется Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения. Она предполагает работу в двух направлениях. С одной стороны, важно как можно дольше поддерживать наших пенсионеров в активном состоянии, то есть чтобы они могли сами о себе заботиться, были заняты, чувствовали себя востребованными, нужными обществу. С другой — надо развивать стационарное обслуживание и стационарозамещающие технологии, чтобы людям, подошедшим к рубежу, после которого сами заботиться о себе не могут, было по-прежнему комфортно жить.

Эти вопросы нашли свое отражение и в национальных проектах, в частности в рамках нацпроекта «Демография» разработан федеральный проект «Старшее поколение». Он предусматривает увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни с помощью вовлечения граждан в общественно-политическую жизнь; организацию мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профобразованию россиян предпенсионного возраста. Еще одна задача — содействие в приведении региональных организаций соцобслуживания в надлежащее состояние, а также ликвидация очередей в них; развитие стационарозамещающих технологий; создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами.

Практически во всех регионах есть собственные программы по работе с гражданами старшего поколения. Например, во многих субъектах развивается новое движение — «Серебряное волонтерство», в рамках которого пожилые люди занимаются добровольчеством, помогают другим гражданам…

Мы должны сделать так, чтобы люди жили не просто дольше, а могли оставаться активными, не страдали от одиночества и могли реализовать себя. Чтобы жизнь пожилого человека или имеющего ограничения по здоровью была насыщенной и разнообразной.

- А какая помощь оказывается тем, кто все-таки из-за возраста или проблем со здоровьем не может жить самостоятельно?

- Когда возраст или болезни все же берут свое, люди начинают нуждаться в эпизодической либо постоянной посторонней помощи. В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода. В настоящее время в проекте участвуют 18 регионов, а с 2022 года к нему должны подключиться все субъекты Федерации. Система станет важнейшим элементом помощи людям, нуждающимся в посторонней помощи.

Долгое время социальное обслуживание в нашей стране было направлено только на оказание отдельных социальных услуг. В рамках этого проекта отрабатываются новые сервисы и технологии долговременного ухода, выстраиваются более эффективные механизмы выявления нуждающихся в помощи, совершенствуется перечень критериев нуждаемости, разрабатываются нормативно-правовые акты, развиваются стационарозамещающие технологии.

В нашей стране уже третий год ведется пилотный проект по созданию системы долговременного ухода

Например, перед исполнительной властью стоит задача своевременно выявлять граждан, нуждающихся в помощи органов соцобслуживания, ведь далеко не все обращаются за ней сами. Для этого привлекаются различные «источники информации» — от почтальонов, разносящих пенсию, до врачей, которые, оказывая помощь пациенту старшего возраста, видят, что все же заботиться о себе самостоятельно этот человек больше не может.

Все сведения передаются в службу социальной защиты. Со своей стороны, соцработники проводят обследование этого человека и берут его на учет, для того чтобы в случае необходимости своевременно оказать помощь.

Причем подчеркну: система долговременного ухода подразумевает оказание именно того вида помощи, в котором нуждается человек, и здесь могут быть разные варианты — возможно, ему нужна сиделка на несколько часов, возможно, достаточно будет просто «курьерской помощи» — принести продукты, лекарства, кому-то помочь по хозяйству.

Изучая опыт регионов-пилотников, мы отмечаем: при правильно организованном межведомственном взаимодействии повышается оперативность оказания социальной и медпомощи, улучшается ее качество; создается система поддержки семей, осуществляющих уход за своими родственниками; серьезно снижается нагрузка на стационары.

Бывает и так, что соцработники видят: жить самостоятельно пожилой человек уже не может. Один из вариантов в этом случае — помещение его в дом-интернат. Система стационаров в настоящее время также переживает коренные изменения, в том числе уменьшается количество подопечных на одного работника: если раньше было 15-25 человек, то сейчас не более восьми.

Хотя, конечно, для пожилого человека, привыкшего жить дома, переезд в стационар — сильнейший стресс. Поэтому очень многие пенсионеры, нуждающиеся в помощи, уезжать в дом-интернат не хотят. Потому все популярнее становятся стационарозамещающие формы обслуживания, например приемные семьи для пожилых людей.

Какие изменения ждут пенсионеров с 1 января 2021 года

- И что подразумевает эта форма?

- Это относительно новый институт, действующий уже более чем в половине российских регионов. Пожилой человек или инвалид, который по состоянию здоровья не может жить самостоятельно, нуждается в постоянном постороннем уходе и не хочет покидать свой дом и переезжать на постоянное место жительства в стационарное учреждение (дом-интернат), может остаться в приемной семье, то есть у людей, которые готовы его принять, чтобы о нем заботиться. Причем не важно, заберет ли эта семья человека к себе в дом или придет к нему…

Договор заключают три стороны: сам пожилой человек или инвалид, нуждающийся в постоянном постороннем уходе, представитель семьи, которая его принимает для проживания, и орган исполнительной власти (как правило, центр социальной защиты населения), который обеспечивает контроль за тем, чтобы этому пожилому человеку в новой семье было комфортно, чтобы его не обижали, чтобы он не был ущемлен. Также центр обеспечивает финансовую поддержку семьи — за счет средств региональных бюджетов.

- Какие материальные взаимоотношения между ними?

- Тот человек, который приходит в семью, точно так же, как если бы он жил в социальном учреждении, отдает этой семье порядка 75 процентов своих доходов — на питание, одежду, лекарства.

Семья, принимающая человека, получает от региональной администрации компенсацию, то есть своего рода заработную плату за то, что ухаживает за этим человеком. Как правило, размер компенсации привязывается к МРОТ — в зависимости от финансовых возможностей региона.

- Много ли таких приемных семей у нас в стране?

- Пока что эта форма только развивается, причем в большей мере в сельской местности. В некоторых регионах в процессе задействовано 100 семей, где-то больше, где-то меньше… Очень надеемся, что процесс и дальше будет идти поступательно, так как любому человеку уютнее и комфортнее жить в тех условиях, где он провел всю жизнь. Пока что институт приемной семьи регулируется региональными законами, однако наш комитет держит эту тему на контроле. В случае необходимости готовы оперативно подготовить поправки и в федеральное законодательство.

- Какую помощь государство готово оказать родственникам, которые заботятся о пожилом человеке, нуждающемся в постоянном уходе?

- Здесь важно избавить их от эмоционального выгорания, сохранить возможность полноценной жизни. Развиваются школы ухода, позволяющие повысить компетенции родственного ухода, развиваются пункты проката, потому что не сразу человек, нуждающийся в средствах реабилитации, может их получить. Очень интересна и полезна внедряемая технология «центры дневного пребывания», в которых занимаются пожилые и инвалиды в течение рабочего дня, позволяя членам семьи работать, а самим посетителям справиться с различными функциональными нарушениями.

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.

Кремль не церемонится с пожилыми, поскольку они не представляют политической угрозы



Дефицит бюджета Пенсионного фонда в 2021 году возрастет до 295 млрд. рублей. Это максимум за последние пять лет. Но скоро, в 2023 году, с дефицитом будет покончено. Это следует из проекта бюджета ПФР на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, сообщает РБК.

Как указывают в ПРФ, дефицит раздулся из-за антикризисных мер правительства. В разгар коронавирусного карантина кабмин принял ряд мер по защите бизнеса, которые потом закрепил бессрочно.

Речь идет о снижении тарифа страховых взносов с 30 до 15% с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса (ставка взносов в ПФР сократилась с 22 до 10% от зарплаты), а также о понижении ставки пенсионных взносов для ИT-компаний, которые будут платить 6% c зарплат сотрудников в ПФР.

В итоге выпадающие доходы ПФР от пониженных ставок составили 477,7 млрд. рублей в 2021 году, с ростом до 510,3 млрд. в 2022 году, и до 545,85 млрд. в 2023 году. Все эти выпадающие доходы придется компенсировать из федерального бюджета.

Но в кабмине смотрят на ситуацию спокойно. Дефицит в 2021 году будет покрыт за счет использования остатков Пенсионного фонда на счетах казначейства. В 2019 году бюджет ПФР был профицитным (+153,9 млрд. рублей), благодаря чему остатки на его счетах на 1 января 2020 года выросли до 343 млрд.

Кроме того, по расчетам, в 2022 году дефицит бюджета ПФР снизится до 94,8 млрд., а уже 2023-м с ним будет покончено: ожидается профицит в 52,5 млрд.

Закрыть дыру в бюджете фонда удастся за счет повышения собственных доходов фонда от социальных взносов с зарплат работников, считают в правительстве. Минэкономразвития в обновленном прогнозе повысило ожидания насчет величины фонда зарплат в стране — в среднем на 1 трлн. рублей ежегодно по сравнению с июньским прогнозом. Согласно последним оценкам, зарплатный фонд в 2021 году составит 27,87 трлн. рублей (рост на 7% по сравнению с 2020 годом), в 2022-м — 29,77 трлн., в 2023 году — 31,85 трлн.

Это и позволяет Пенсионному фонду смотреть в будущее с оптимизмом.

Плохо тут одно. По идее, Пенсионный фонд — страховая организация. Это значит, если у ПФР повышаются доходы (страховые взносы), он обязан направлять их на повышение пенсий. Но на практике такого не происходит — деньги, которые ПРФ заработал сверх плана, идут на экономию госрасходов.

В результате, пенсионеров обирают. Работник платит страховые взносы как процент от зарплаты — и пенсия ему должна идти тоже как процент от зарплаты. По конвенции № 102 Международной организации труда «О минимальных нормативах социального обеспечения» 1952 года, которую Россия ратифицировала, процент от зарплаты должен составлять 50.

Сейчас средняя зарплата — 47 531 рубль. Получается, средняя пенсия, согласно требованиям МОТ, должна быть выше 23 тысяч рублей. Однако реальная пенсия значительно меньше — 15−16 тысяч рублей. Причем для неработающих пенсионеров она еще ниже.

Это значит, пенсионеры от ликвидации дефицита ПФР жить лучше не станут. Зато правительство вздохнет с облегчением, скинув с себя еще часть социальных расходов.

— Дефицит ПФР, скорее всего, не удастся ликвидировать, — считает экономист, научный сотрудник Санкт-Петербургского государственного экономического университета Андрей Заостровцев. — Из страховых взносов, которые платят работающие, покрывается — грубо — около 50% пенсий. Вторая половина — субсидии федерального бюджета Пенсионному фонду. С чего, спрашивается, за два года этот огромный дефицит должен исчезнуть?

Поднимать страховые взносы с зарплаты в ПФР, я считаю, невозможно — они в России одни из самых высоких в мире. К тому же у государства имеются обязательства по индексированию пенсий. Да, высокая инфляция не предвидится. Но если что-то пойдет не так, и инфляция разгонится, то пенсии придется подтягивать.

На деле, я просто не вижу источника покрытия дефицита Пенсионного фонда.

«СП»: — Почему ПФР не исполняет конвенцию № 102 МОТ — не поднимает размер пенсии?

— У нас распределительная пенсионная система: работающие платят налоги, и тут же, из этих налогов, деньги поступают на выплату пенсий. Пенсионный фонд в этой схеме — лишь передаточный механизм.

А вторая функция фонда — по правилам, которые ПФР не устанавливает — осуществлять начисление пенсий.

Я уже проходил эту процедуру: приходил в Пенсионный фонд с документами о заработной плате. Замечу, в моем случае все было суперлегально, но у многих, кто работал в 1990-е, ситуация иная. Занятость подтверждается рукописными бумажками, что-то в стаж считается, что-то нет.

Так вот, функция ПФР — начислять пенсию на основе имеющихся у гражданина документов. Либо пересчитывать пенсию по определенным правилам. Если человек работает — страховая часть его пенсии не индексируется. В этом случае, напомню, индексируется только базовая часть — за четыре года она выросла менее чем на 1000 рублей.

При этом Пенсионному фонду как структуре нельзя предъявить какие-то серьезные претензии. Да, в свое время фонд изрядно потратился на строительство роскошных зданий для отделений в регионах. Но сейчас в этих зданиях работает не слишком высокооплачиваемый персонал.

Повторюсь, никакой самостоятельной роли Пенсионный фонд не играет. Это организация для проводки денег, которая никак не влияет на размер пенсий.

«СП»: — Возможно ли, чтобы в нынешней ситуации пенсии росли?

— Президент Путин неоднократно подтверждал, что пенсии будут корректироваться на размер инфляции. Но проблема в том, что очень многие пенсионеры работают. При этом человек платит с зарплаты в Пенсионный фонд — независимо от того, получает он пенсию или нет.

Например, я, работающий пенсионер, отчисляю в ПФР больше, чем получаю из фонда пенсию. Выходит, я «рентабельный» пенсионер — и таких десятки тысяч.

Именно в армии таких «рентабельных» пенсионеров, с точки зрения властей, кроется огромный резерв для экономии на пенсиях. Плюс, огромный резерв дала реформа по повышению пенсионного возраста.

Я, кстати, никогда не был противником повышения пенсионного возраста до 65 лет у мужчин. Но с одним условием — тогда уж платите пенсию, как положено по конвенции МОТ: половину от зарплаты.

Но у нас получилось, что пенсионный возраст подняли, а размер пенсий остался практически прежним. Плюс индексацию пенсий работающим пенсионерам фактически отменили. При этом пенсионеров — демографически — больше не стало.

«СП»: — Почему власти не считаются с пенсионерами?

— Потому что, с точки зрения Кремля, пенсионеры большой опасности не представляют. Раз так, цифрами о размерах пенсий можно безболезненно манипулировать.

Читайте также: