Пенсионеры в россии причины

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы




В России могут снова повысить пенсионный возраст. Причем под видом приведения нашей страны к общим «стандартам» цивилизованных стран.

Пока аналитики называют дату, кажущуюся далекой. А именно 2040 год. Тогда вероятно, что мужчины и женщины будут пенсионерами с 67 лет. Проще говоря, кому сегодня из мужчин 45, тот не может рассчитывать через 20 лет выйти на заслуженный отдых. Правительство наверняка придумает, что-то «интересненькое», и придется вкалывать вплоть до гробовой доски.

Что руководство страны и впрямь хочет заставить людей работать дольше, мало у кого сомнений. Но есть ли для этого условия? Да, в некоторых странах Европы действительно уходят на пенсию в 67 лет. Но там и пенсия совсем другая. Старики спокойно путешествуют по всему миру, ведут активный образ жизни. У нас вообще попробуй доживи…

Экономист Владислав Жуковский полагает, что российским пенсионерам нет элементарной возможности жить благополучно:

— Мы не можем сравниваться с другими странами. У нас ожидаемая продолжительность жизни около 73 лет. Это уже на 7−10 лет ниже, чем в странах Центральной Европы. Так что рассуждения о том, что пенсионный возраст должен быть как в Великобритании или Германии, это ложь и обман со стороны правительства. У нас время выхода на пенсию должен быть на семь лет раньше, как это и было.

«СП»: — Важно же еще и сохранение дееспособности людей.

— Есть такой показатель, как активная жизнь. В РФ этот показатель вообще самый низкий из стран Европы. Мы по этому низкому показателю «боремся» только с Украиной, у нас он порядка 59−60 лет. То есть, после 60 лет у человека обостряются хронические заболевания, возникают инсульты и инфаркты. В Европе этот показатель равен 70 годам, то есть и здесь мы отстаем.

«СП»: — Но дело еще и в деньгах. Сколько должны получать пенсионеры?

— В Европе минимальный показатель — 40% от потерянного дохода. Этот уровень, на самом деле, ставит пенсионера на уровень бедности и даже нищеты.

В развитых странах вроде Германии, Франции, Голландии, Бельгии пенсия составляет около 55% от утерянного дохода, где-то в ЕС этот показатель достигает 80%. В России этот показатель по официальным данным около 32%, причем он постоянно снижается. В этом году он будет на уровне 29−30%. Проще говоря, у нас коэффициент замещения пенсией заработка вдвое ниже, чем в цивилизованных странах.

И по самому заработку мы отстаем. По ВВП на душу населения по покупательской способности мы занимаем место в седьмом десятке. Но по уровню жизни пенсионеров мы занимаем место от 120-го до 150-го.

У нас в принципе пенсионеры воспринимаются как некий социальный балласт и как лишние издержки для государства.

«СП»: — Пенсионная система во многом держится за счет работающих.

— У нас министры часто говорят, что давайте посмотрим на «цивилизованную Европу». Хорошо, давайте посмотрим, какой у них НДФЛ. Везде есть прогрессивная шкала, богатые платят до 40%. У нас же говорят, что богатые это слишком умные и платить не будут. Получается, что у нас бедные будут платить, а высокопоставленные чиновники — нет.

У нас же, по сути, регрессивная шкала. Если ваши доходы составляют меньше 110 тысяч в месяц, то 30% идут в фонды социального страхования. Но если доходы выше, то ставка падает вдвое, до уровня 15,1%.

Вот и вопрос, почему топ-менеджеры крупнейших корпораций платят в систему пенсионного страхования вдвое меньше, чем люди, у которых заработок 20 или 30 тысяч рублей. То есть, это уже вопрос о новом налоговом законодательстве.

«СП»: — Есть еще доход от собственности.

— Совершенно верно. Если в 1990-е годы кто-то подсуетился, то сейчас он получает неплохие дивиденды. Они платят себе зарплату в 20 тысяч рублей, но львиную долю дохода получают в качестве дивидендов. И с них платится только 13% НДФЛ, но никаких социальных взносов не берут.

Так что ни при каких условиях нельзя категорически соглашаться на повышение пенсионного возраста.

Просто потому, что у нас сегодня крайне антисоциальная и антигуманистическая налоговая и финансовая политика.

«СП»: — Может, стоить изменить культуру восприятия старости? Скажем, зачем копить на похороны, когда в Европе пенсионеры больше думают о путешествиях?

— Всё упирается в нищету народа. Если бы пенсионеры не жили по уши в кредитах, не думая о покупке молока и хлеба, то вполне бы люди путешествовали. Просто люди не могут себе этого позволить.

Кстати, старшее поколение старается не просто жить на пенсию, а еще и работают. Буквально до 75 лет и далее, потому что не могут выжить на пенсию. Приходится работать на котельной или таксистом.

Путешествовать это здорово. Но вот в Финляндии пенсия составляет в среднем 1700 евро, то есть около 155 тысяч рублей. Если у вас такой доход, то можете поехать на море. Но если вы живете в Бурятии или Туве, получаете 10 тысяч рублей, то вам придется выращивать дополнительно картошку и морковку.








Чуть ли не ежегодно в стране объявляют об очередной пенсионной реформе, уверяя: ну теперь-то граждане точно смогут обеспечить себе достойную старость. Но реформа проходит за реформой, и очередное выходящее на пенсию поколение в ужасе смотрит на документ, в котором значится сумма 12, 15, а то и 7 тысяч рублей. Почему, сколько бы ты ни работал, в старости тебя подстерегает нищета?

Донашивают старую жизнь

Вряд ли они предполагали, что жизнь сыграет с ними настолько злую шутку, что на закате дней им предстоит не только внуков воспитывать, но и крутиться, экономя каждую копейку. Они честно отработали десятки лет на производстве, в школе, в сельском хозяйстве. Но достойную жизнь в старости им государство взамен их старанию не предложило.


Деньги вылетают в трубу

— В советское время учителей уважали больше, чем сейчас, — рассказывает тверская пенсионерка Раиса Жданова. — А теперь я внуку говорю, чтобы он ни в коем случае не шёл работать в школу. Когда завершала трудовую деятельность, зарплата у меня была 15 тыс. руб. А ведь учительский труд каторжный!

Раисе Васильевне 78 лет. Полвека она проработала учителем немецкого языка в Глебовской средней школе Ржевского района. На пенсию ушла три года назад. Сейчас пенсионерка получает 18 тыс. руб.

Живёт бывшая учительница в обветшалом доме с печным отоплением. Самое страшное время года для неё — зима. Телега дров стоит 7 тыс. руб. На холодный сезон таких нужно три. Компенсация оплаты коммунальных услуг ветерану педагогического труда — всего 1500 руб. в месяц. Так что дрова пенсионерке не по карману — получается, что вся её пенсия в прямом смысле слова вылетит в трубу. Поэтому на зиму сын забирает её к себе в город.


В меню женщины нет мяса, дорогих колбас, копчёностей, заморских фруктов и прочих изысков. Курица, дешёвый минтай, полбуханки хлеба на два дня — хлеб на селе стоит дороже, чем в городе. С каждой пенсии старается пополнять запас круп, сахара, консервов. В итоге на продукты тратит 5000 руб. в месяц. Спасает огород, где пока ещё хватает сил выращивать овощи и картофель.

Минимальный набор хозтоваров на месяц — минус 500 руб. из бюджета. Около 3500 руб., как говорит пенсионерка, «уходят сквозь пальцы»: то одно нужно, то другое. Общая сумма расходов — 15 000 руб. Развлечений на селе нет. Значит, нет на них и трат. Так что ещё тысячи по 3 получается откладывать на «чёрный день».


На подножном корму

Жительница карельского посёлка Чална Нина Александровна 30 лет отработала на предприятии, которое обеспечивало телефонную связь нескольких лесных посёлков, предприятий, соцучреждений. В канун наступления пенсионного возраста её сократили, заменив компьютером. Пенсию за эти 30 с лишним лет стажа Нина Александровна заработала 14 тыс. руб. Экономить приходится на всём: 2000 руб. уходит на «коммуналку», остальное — на питание. Раз в год 10-15 тыс. надо потратить на дрова.

— Нам пока хватает на всё самое необходимое, потому что муж тоже пенсию получает. Все овощи выращиваем на огороде, делаем закрутки на зиму. Летом и осенью собираем в лесу грибы и ягоды, замораживаем. Иногда удаётся продавать, если год урожайный.

Отдыхать пенсионеры давно никуда не ездят. Что такое море, даже и не вспоминают. На какую-то крупную покупку откладывают в течение года.


А Сергей Степанович с Натальей Анатольевной в свои 70 с лишним лет ещё и отсылают «денежные транши» из Будённовска детям в Москву — те всё никак на ноги не встанут. Как умудряются два пенсионера с доходами в 12 и 13 тыс. руб. помогать москвичам? Они не ходят к врачам — ни к платным, ни к бесплатным. Лекарства «прописывают» себе сами, тратя на них от 500 до 1000 руб. в месяц. На еду у них уходит под 300 руб. в день.

— Сколько магазинов обойдёшь, чтобы найти дешёвый товар по акции! — говорит Наталья Анатольевна. — Зато смотришь: там 100 руб. сэкономил, тут 200. Экономим на «коммуналке»: тратим на двоих два куба воды. Поставили энергосберегающие лампы. Правда, зимой за отопление всё равно уходит по 7 тыс. руб.

Питаются старики скудно: каши, супы на курице, иногда сосиски. Из фруктов — яблоки и бананы, свежие овощи едят только летом. Одежду и обувь донашивают ещё с тех времён, когда ходили на работу.


Отдых — на крыльце

В советские времена на Кольский полуостров ехали за длинным рублём. А Виктор Голинков в Мурманске родился, здесь же служил в армии, да так и прожил всю свою жизнь в Заполярье.

— Сегодня мы с супругой живём вдвоём в трёхкомнатной квартире в посёлке Ревда, в месяц на «коммуналку» уходит почти 8 тыс. руб. (Коммунальные расходы в Мурманской обл. одни из самых дорогих в стране, они съедают почти треть доходов стариков. — Ред.) Но пенсии нам вполне хватает, я не жалуюсь! — с улыбкой рассказывает Виктор Павлович. — Сейчас мне платят 30 тыс. с небольшим, до 80 лет было под 20 тыс. руб. Потом за старость добавили да за инвалидность. Мне скоро будет 82 года, а супруге на днях 80 исполнилось. Водку мы уже не пьём — не нужна она нам! Отдыхать тоже не ездим — иногда только на крыльцо выхожу воздухом подышать. А вот на лекарства много денег уходит: на двоих где-то 7-8 тыс. в месяц получается. Но мы умудряемся ещё и внукам помогать!

Умение обходиться минимальным, отказывая себе в удовольствии вкусно поесть и нормально одеться, — привычный образ жизни наших пенсионеров. Увы, но жить бедно стало привычкой человека труда.


Когда государство защитит человека труда?


Как добиться того, чтобы пенсия по старости перестала быть столь унизительно маленькой? Возможные решения проблемы обозначила профессор Московского юридического университета им. О. Е. Кутафина Эльвира Тучкова:

— В нашей стране низкие пенсии потому, что люди получают маленькие зарплаты. Вот в чём первопричина! Если бы среднемесячные заработки были на уровне европейских в 100-150 тыс. руб., то и взнос в Пенсионный фонд в размере 22% от таких сумм был бы существенным. А что можно «отщипнуть» от заработка в 10-20 тыс. руб.? Копейки! Чтобы пенсии были достойными, надо повышать зарплаты.

Другой путь — увеличивать страховой взнос до 28%, как было раньше. Но разве капиталисты такое позволят? Как только звучит вопрос повышения взносов, бизнесмены тут же начинают шантажировать государство: мол, тогда мы вообще уйдём с рынка. И государство встаёт на защиту бизнеса, а не трудового человека. А как потом этот человек доживёт свой век, когда уже будет неспособен приносить им прибыль, — это капиталистов мало волнует. Они предпочитают не вспоминать об основах соцстрахования, которые были придуманы в Германии ещё во второй половине XX в., и о том, что взносы в соцфонды — это недополученная работником зарплата, которая должна вернуться к нему при наступлении такого страхового случая, как старость.

В 1952 г. была принята 102-я конвенция Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения», которая установила: уровень пенсионного обеспечения не может быть меньше 40% от утраченного человеком заработка. Это международный стандарт. Прошло 65 лет, а мы до сих пор не ратифицировали конвенцию, потому что не можем гарантировать пенсионерам даже минимальный уровень замещения в 40%.


Что дали реформы?

Пенсионные реформы у нас проводятся с завидным постоянством, но пенсии так и остаются низкими. Более того, люди даже не могут просчитать размер своей будущей пенсии. Они узнают его, только когда приходят её оформлять, и изумляются: «Почему так мало?»

Я считаю: пенсионный закон 1990 г. (одним из авторов которого я была и который действовал до 2002 г.) был самым понятным и прозрачным с точки зрения начисления пенсий. Мужчине надо было отработать 25 лет, женщине — 20. За каждый дополнительный год стажа пенсия увеличивалась на 1%. Размер её считался в зависимости от зарплаты — можно было выбрать среднюю за любые 5 лет непрерывного стажа или за 2 года перед выходом на пенсию. И любой человек мог заранее рассчитать, на что придётся жить в старости.

Однако новый закон 2002 г. аннулировал ранее заработанные гражданами пенсионные права, и все пенсионеры получили минималку в 4,5 тыс. руб. Это было преступление. Хорошо, что спустя 10 лет государство признало ошибку и провело валоризацию — сделало перерасчёт тем, кто работал до 1 января 2002 г. У некоторых пенсии выросли на 30%. «Новым» пенсионерам пенсии стали считать по новой схеме. Люди даже с высокими доходами и большим стажем теперь могут рассчитывать на пенсии максимум на ­15-17 тыс. руб. Те, у кого были низкие ставки, получат и вовсе 7-8 тыс. руб. Вот почему люди продолжают работать даже в преклонном возрасте. Не от хорошей жизни это происходит. Но тут государство преподносит им ещё один «подарочек» — отменяет индексацию работающим. И с какой стати?! Люди платят налоги, за счёт соцвзносов окупают свои пенсии и увеличивают доходы ПФР. Мало того, августовский перерасчёт им тоже по сути отменили — работающие пенсионеры теперь стали получать прибавку максимум в 3 балла, что равно смешным 200-240 руб.


Денег будет ещё меньше?

Если закон 2002 г. перечеркнул то, что люди заработали до этого, то новый, 2015 г. окончательно всё запутал. Формально он вроде бы ничего не изменил — есть страховые взносы, учитываются стаж и зарплата. Но в новой формуле заложен механизм, который будет приводить к постепенному снижению уровня пенсионного обеспечения. Считайте сами: за каждый год работы вы зарабатываете энное количество пенсионных баллов. Откуда они берутся? Ваш годовой заработок делится на «предельную величину доходов физлица для начисления страховых взносов». Эту величину ежегодно устанавливает правительство, и она постоянно растёт. В 2015 г. она была равна 711 тыс. руб., в 2016 г. — 796 тыс. руб., в 2017 г. — 876 тыс. руб. Но у многих ли зарплата растёт такими же темпами? Допустим, ваша зарплата 30 тыс. руб. в месяц, за год вы получаете 360 тыс. руб. В 2015 г. при таком доходе вы заработали 5 баллов, в 2016 г. — 4,5 балла, а в 2017 г. — лишь 4,1 балла. Реальные цифры ещё меньше, потому что пока действуют понижающие коэф­фициенты. И только с 2021 г., зарабатывая «предельную величину», вы сможете за год получить максимальное количество баллов — 10. Но тенденция понятна: при одном и том же доходе с каждым годом вы будете зарабатывать всё меньше баллов. Это первое.

Второе: на что будут умножены эти баллы? Их цену определит правительство в год вашего выхода на пенсию. На стоимость будут влиять экономическая ситуация в стране, количество собранных страховых взносов. При этом число пенсионеров в стране увеличивается, количество работающих уменьшается и многие по-преж­нему не платят в общую пенсионную копилку, потому что трудятся нелегально. Всё это не способствует тому, чтобы цена балла была высокой и вы могли в будущем рассчитывать на большую пенсию. Новая пенсионная формула приводит к печальному результату: какую пенсию государст­во захочет вам дать, такую и даст.


Можно ли было жить на советскую пенсию?


Экс-директор НИИ статистики Федеральной службы государственной статистики Василий Симчера — о пенсионном обеспечении в СССР.

— В доперестроечном Совет­ском Союзе на пенсию жить было в два раза легче, чем сегодня. Один советский рубль равен примерно 100 нынешним. Но круг пенсионеров тогда был ограничен: пенсии давали далеко не всем (почти как в нынешнем Китае, где пенсии получают сегодня 2% населения).

В 1940 г. в СССР насчитывалось всего 4 млн пенсионеров, в 1960 г. — 21,9 млн, в 1970 г. — 41,3 млн, в 1980 г. — 50,2 млн (сегодня — 41 млн). В конце истории Советского Союза пенсионеров было 60 млн, из них 12 млн пенсионеров-колхозников. Их нужно выделить в отдельную группу, потому что колхозникам начали платить пенсии с 1956 г. Инициатором этого был реформатор Алексей Косыгин, тогда зампред Совета министров СССР. Пенсия колхозника в 1970 г. была 15 руб., а в конце 1980-х — 50 руб.

Средняя зарплата в 1970 г. была 122 руб., а пенсия — 34,5 руб. В 1990 г. пенсия составляла 80 руб. при средней зарплате рабочих и служащих 200 руб. Помимо денежных выплат на одного пенсио­нера приходилось ещё и свыше 85 руб. неденежных благ — бесплатная медицина, бесплатные путёвки в санатории и на курорты, бесплатные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, другие льготы.


Но пенсии формировали совсем не так, как теперь. Сегодня если бы государство не брало на себя обязательство выплачивать вам пенсию, то каждый месяц из вашей зарплаты не вычитали бы ту часть денег, которую сегодня из неё изымают, направляя в Пенсионный фонд. Это называется системой солидарного пенсионного обеспечения. В СССР существовала другая система — зарплату вам выдавали целиком, а пенсию начисляли из государственных или колхозных средств. Разница принципиальна: сегодня пенсия — это не государственные, а ваши деньги, которые государство вам обязано, как любое сбережение, вернуть сполна. О нынешней пенсионной системе, которая заимствована у Запада, раньше писали как об одной из «язв капитализма».

Так что сегодня чиновники, замораживая накопительные части пенсий, задерживая их индексацию, возвращая едва половину доверительно отложенных на пенсию средств, воруют не государст­венные деньги, а наши. Воруют в том числе и у меня — я пенсионер. Каждый месяц у меня забирали в пересчёте на нынешние деньги по 40 тыс. руб., а платят из них только по 20 тыс.! Они украли наши пенсионные деньги — так же, как раньше украли сбережения людей. Пенсии — это такие же трудовые сбережения, для которых у каждого должен быть индивидуальный пенсионный счёт. А тут всё ссыпали в общий котёл и теперь пойди разберись.


Почему западные пенсионеры хорошо живут?

Как же формируются пенсии в развитых странах, если западные пенсионеры могут себе позволить безбедно жить?


— Пенсионеры в Европе или США живут хорошо, потому что уровень экономического развития их стран в целом высокий. При этом западные пенсионные системы похожи на нашу, — говорит директор НИФИ Владимир Назаров. — В большинстве стран есть базовая часть пенсии, которая выплачивается всем и направлена на борьбу с бедностью. У нас она называется фиксированной выплатой, в 2017 г. она равна 4805 руб. Почти везде существуют и страховые пенсии. На 1-м месте по отчислениям Италия — работодатели там платят 24% от фонда зарплаты работника. Россия с её 22% находится на 2-м месте. У остальных стран взносы намного меньше: в Финляндии это всего 18%. Но за счёт высоких белых зарплат в денежном выражении собрать им удаётся значительно больше, чем нам. Многие страны развивают корпоративные пенсии, когда работодатель делает дополнительные отчисления, и накопительные, когда работники сами откладывают деньги из зарплаты. В Швейцарии гражданин отдаёт на накопления 4% от заработка, в Канаде — 5%, в Италии и Турции — 9%. В Германии, когда гражданин выходит на заслуженный отдых в 65 лет, он получает пенсию, равную 38% от бывшей зарплаты. За счёт добровольных накоплений выходит ещё 13%, и в итоге его пенсия составляет примерно 50% от бывшего заработка. Зарплаты в Германии по 2-3 тыс. евро, пенсии тоже выходят солидные. Испанские пенсионеры получают 80% от утраченного заработка, а греческие — 100% и больше. Но, как известно, ЕС это не устраивает, Грецию вынуждают проводить пенсионную реформу и снижать размер пенсий.


Опираясь на информацию Росстата, можно сказать, что к началу 2019 года число граждан пенсионного возраста в стране было на уровне 46,4 млн человек. Свежие сведения по 2020 году появятся чуть позже, однако и без этого понятно, что число граждан, получающих пенсии, стабильно ползет вверх. При этом численность трудоспособного населения, наоборот, активно снижается.

Пару лет назад в России спешно запустили реформу, которая должна снять возникшую напряженность в системе. Проблема заключается в том, что пенсионеров в стране много и их численность растет. При этом отчисления в пенсионные фонды со стороны работающих граждан неуклонно сокращаются в связи с общим падением доли трудоспособного населения. Таким образом, запас прочности у системы еще оставался, но он таял слишком быстро. Чтобы не доводить до крайней черты, было принято решение о реформировании системы.

Ниже мы еще вернемся к этому вопросу, а пока давайте изучим данные Росстата относительно того, как менялась численность пенсионеров в последние годы.

К началу 2019 года число граждан, состоящих на учете и получающих пенсию, составляло 46,4 млн граждан. За последние 7 лет численность пенсионеров в стране выросла более чем на 4 млн.

Если заглянуть глубже в историю, то рост числа пенсионеров будет еще более заметным. Например, в 1979 году численность пенсионеров в РСФСР была на уровне 22,5 млн человек. В 1992 году показатель граждан пенсионного возраста составил 35 млн человек.

Численность пенсионеров в России по годам (Росстат)

Если говорить про распределение граждан по видам пенсий, то наибольшее число россиян получают пенсию по старости. Здесь число получателей находится в районе 36,7 млн человек. На втором месте находится социальная пенсия. Напомним, что такую пенсию могут получить граждане, у которых трудовой стаж не дотягивает до уровня, при котором можно претендовать на стандартную трудовую пенсию. Такую пенсию получают более 3 млн граждан.

Распределение пенсионеров по видам получаемых пенсий (Росстат)

По случаю потери кормильца

Интересные данные можно почерпнуть из статистики ведомства по работающим пенсионерам в стране. Сегодня число пенсионеров, продолжающих трудиться, составляет 9,6 млн человек. Показатель снижается, хотя до 2017 года он, наоборот, увеличивался. Например, в 2016 году на благо страны трудились больше 15 млн пенсионеров.

Что же вызвало такой серьезный спад числа работающих пенсионеров? Причиной стали принятые поправки, согласно которым работающим пенсионерам перестали индексировать пенсионные выплаты. Граждане подсчитали свои потери и поняли, что им выгоднее быть просто пенсионером без всякого трудоустройства.

Работающие пенсионеры в России по годам (Росстат)


Падение числа работающих пенсионеров еще больше усугубило ситуацию в отрасли. Например, если взглянуть на следующую таблицу, то видно, что в 2012 году численность занятых на одного пенсионера составляла 1,6. В 2018 году показатель упал до 1,55. Для сравнения, в 1979 году на одного пенсионера приходилось 3,4 занятых в РСФСР. В 1992 году за одним пенсионером стояли 2 занятых гражданина.

Сокращение занятых в расчете на одного гражданина пенсионного возраста говорит о том, что платежи от работающих россиян в пенсионные фонды сокращаются. А ведь именно эти деньги используются на выплаты текущим пенсионерам.

Число занятых на одного пенсионера в России (Росстат)

В чем суть реформы?

Из-за роста численности пенсионеров, увеличения продолжительности жизни, а также снижения доля трудоспособного населения нагрузка на пенсионную систему страны стала расти чудовищными темпами.

Западные экономисты, предлагая выход из сложившейся ситуации, на различных встречах с российскими чиновниками неоднократно рекомендовали повысить пенсионный возраст, который по сравнению с мировыми мерками был достаточно низким.

Когда откладывать было уже нельзя, реформе дали ход. Ожидается, что к 2028 году возраст выхода на пенсию для мужчин составит 65 лет. У женщин он будет в районе 60 лет. До реформы мужчины и женщины выходили на пенсию на 5 лет раньше.

Период до 2028 года был объявлен переходным. Каждый год мужчины и женщины страны пенсионного возраста будут все позже получать право на пенсию. Например, по расчетам экспертов, в 2020 году отложится выход на пенсию у 800 тыс. россиян с учетом тех, у кого право на пенсию отложилось в 2019 году.

Размер пенсии

По задумке чиновников, результатом реформы должны стать не только стабилизация пенсионной системы, но и рост пенсий россиянам. Ожидается, что к 2024 году мы выйдем на средний по стране уровень пенсий в размере 20 тыс. рублей. Впрочем, пока граждане не могут похвастать крупными доходами. Например, по состоянию на 1 января 2019 года средний размер пенсии по старости был на уровне 14,9 тыс. рублей. Гражданам часто приходится обращаться в МФО, чтобы взять займы онлайн или кредиты наличными.

Если перевести в российские рубли пенсии зарубежных пенсионеров, то выяснится, что пенсионер в США может рассчитывать в среднем на 84 тыс., в Германии – на 70 тыс., в Швеции – на 100 тыс.

Впрочем, при таком сравнении нужно обязательно учитывать и расходы. В развитых странах мира, учитывая цены, для поддержания комфортного состояния нужно иметь много средств. В таких условиях размер пенсии уже не выглядит таким значительным.

Как добиться повышенной пенсии?

Рассуждая о размерах пенсий, надо отметить, что каждый гражданин может существенным образом повлиять на свой пенсионный доход. Например, он может скопить существенный трудовой стаж. Поскольку ежемесячно работодатели перечисляют за работника средства, то чем дольше работает гражданин, тем большую пенсию он сможет получить в будущем.

Это же касается и размера зарплаты. С крупного дохода отчисления выше, а значит и размер будущей пенсии будет расти семимильными шагами.

Предположим, что гражданин подходит к своему пенсионному рубежу, но, оценив на калькуляторе размер будущей пенсии, остался недоволен масштабами выплат. Здесь есть 2 выхода. Первый – продолжать работать, не обращаясь за пенсией, даже когда наступит срок. Продержавшись так еще 5-10 лет можно существенно увеличить размер пенсии благодаря специальным надбавкам от государства.

Второй выход – купить недостающие пенсионные баллы. Для этого нужно отправить деньги в виде взносов, что и приведет к росту пенсионных отчислений. Обычно такой способ используют, когда не хватает баллов для получения основной пенсии по старости.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: