Пенсионная зарплата на выборах

Депутаты занимаются принятием важных решений, которые касаются судьбы государства. Основной целью работы чиновников выступает улучшение благополучия населения страны. Но нередко люди возмущаются принимаемым решениям, которые идут вразрез с мнением народа.

Относительно недавно в официальных источниках были опубликованы сведения относительно размера пенсий и зарплат депутатов. Это вызвало диссонанс в обществе, так как доход чиновником в несколько раз превышает зарплаты обычных граждан.

Бесплатно по России

Какую пенсию получают депутаты

Многие граждане интересуются данным вопросом, так как регулярно в пенсионное законодательство вносятся изменения, меняющие размер выплаты. Народные избранники постоянно поддерживают такие поправки, причем нередко ориентируясь исключительно на собственную обеспеченную старость.

Пенсия депутатов состоит из нескольких частей:

  • страховая выплата, начисляемая одинаково для всех граждан России, поэтому она зависит от размера заработка и стажа работы;
  • ежемесячная доплата, размер которой варьируется от 55 до 75%;
  • пожизненное содержание, выделяемое исключительно чиновникам и представленное ежемесячной выплатой, причем ее размер рассчитывается индивидуально для каждого депутата;
  • дополнительное обеспечение, причем оно выдается каждый месяц, а также зависит от числа сроков, отработанных чиновником.

Средняя пенсионная выплата по России составляет 18 тыс. руб., но бывшие депутаты получают существенные надбавки, за счет которых их доход в старости достигает 120 тыс. руб.

Пенсии чиновников Госдумы

В Госдуме депутаты получают наиболее высокую зарплату, поэтому и их пенсия считается значительной по сравнению с выплатами региональных депутатов. Если человек проработал в Госдуме не меньше 5 лет, то в среднем его пенсия составляет 46,6 тыс. руб. Такой завышенный показатель обусловлен наличием доплаты.

Средняя зарплата депутата Госдумы равна примерно 399,3 тыс. руб. Партия «Справедливая Россия» предлагала законопроект, на основании которого чиновники смогут получать среднюю зарплату по стране, которая составляет 25 тыс. руб., но данная инициатива была отклонена. Депутаты утверждают, что такие высокие зарплаты и пенсионные выплаты обусловлены сложной умственной деятельностью.

Зарплаты депутатов областной Думы

Чиновники, работающие в региональных органах власти, получают намного меньше представителей Государственной Думы.

Это обусловлено следующими основаниями:

  • на региональных уровнях зарплаты всего населения намного ниже, поэтому и депутаты получают сниженный доход;
  • отсутствуют федеральные надбавки.

Избранники областных Советов депутатов получают пенсию примерно 30 тыс. руб. Они все равно получают определенные доплаты и надбавки, которая рассчитываются индивидуально, так как учитывается стаж работы.

Пенсия чиновников городской Думы

Она составляет примерно столько же, как и у чиновников областной Думы. Поэтому варьируется от 30 до 40 тыс. руб. При расчете учитывается стаж работы, содержание локальных нормативных актов региона, а также надбавки за какие-либо достижения.

У глав городов пенсия считается довольно высокой. Чиновники вынуждены декларировать свой доход, поэтому граждане могут узнать, какой доход получают их главы.

Такие различия обусловлены специальными доплатами из федерального бюджета.

По закону все чиновники имеют право на специальную денежную поддержку от государства. Она выделяется мэрам и губернаторам, которые занимали соответствующую должность дольше 6 лет. В некоторых регионах такое требование отсутствует, поэтому для получения доплаты достаточно проработать от 1 до 3 лет. Местные чиновники вносят изменения в региональные законы, что позволяет им значительно повысить свою будущую выплату.

Зависит ли выплата от зарплаты

Высокая пенсия чиновника обусловлена специальной федеральной надбавкой. Она зависит от количества лет работы. Это касается федеральных избранников, поэтому если они отработают один срок, то надбавка будет составлять 55%. Если же чиновник работает два полных срока, то для него доплата увеличивается до 75%. При этом назначаются и другие дотации.

Определить точно, каков будет размер пенсии конкретного депутата, довольно сложно, так как на этот параметр влияют разные показатели. К ним относится место работы, официальный доход и срок, в течение которого человек занимает соответствующую должность. Поэтому избранники стараются поработать на своей должности не меньше 6 лет, что позволит им рассчитывать на безбедную старость.

Зарплата непосредственно влияет на будущую пенсию, так как страховая выплата рассчитывается таким же образом, как и у обычных граждан. Для этого учитывается стаж и средний размер заработка. На этот показатель не влияют федеральные доплаты.

Льготы и надбавки

Помимо высокой пенсии, бывшие чиновники могут рассчитывать на разные преференции от государства. Возможность их использования появляется еще в процессе работы, но сохраняется и после выхода на отдых.

К основным льготам относится:

  • отсутствует предельный возраст для работы, поэтому выйти на пенсию чиновник может в любое время, например, после окончания срока полномочий;
  • руководители государственной службы уходят со службы после 70 лет, а остальные служащие прекращают труд в 65 лет;
  • покупка билетов на транспорт вне очереди;
  • использование служебного автомобиля;
  • обеспечение служебным жилым помещением в месте работы;
  • предоставление бесплатной медицинской страховки;
  • льготное лечение в санаториях;
  • надбавка к пенсии;
  • выдача дипломатического паспорта.

Чиновники даже после выхода на заслуженный отдых сохраняют неприкосновенность. Они без препятствий проходят таможенный контроль, а также имеют другие аналогичные преференции.

На местном уровне во время проведения собраний представители Совета депутатов принимают разные законопроекты, касающиеся льгот и доплат. Поэтому надбавки могут быть не только федеральными, но и региональными. Их размер зависит от экономического положения конкретного субъекта РФ.

Пенсионный возраст депутатов

В 2016 году была проведена пенсионная реформа, которая коснулась всех лиц, а также людей, занимающих высшие должности на государственной службе. Поэтому даже депутаты должны следовать определенным правилам, если желают выйти на заслуженный отдых.

Они могут работать даже после 60 или 65 лет, так как при назначении их пенсии учитывается стаж работы. Выслуга лет постепенно повышается после принятия изменений в пенсионную реформу. Если раньше требовалось 15 лет, то теперь выслуга составляет 20 лет.

Депутат сможет выйти на отдых после накопления нужного стажа и достижения возраста пенсионера. После достижения возраста 60 или 65 лет чиновник может не прекращать свою деятельность. Он имеет право занимать ранее полученную должность, получая официальную зарплату и увеличивая стаж.

Полезное видео

Дополнительная информация по теме статьи в видео:

Заключение

Пенсия чиновников зависит от разных факторов, к которым относится срок работы, получаемая зарплата и место службы. Депутаты Государственной Думы получают наиболее высокую выплату, причем это обусловлено специальной федеральной доплатой.

Чиновники областных и региональных органов власти получают меньше, а точная сумма зависит от содержания нормативных актов субъектов РФ. Такая разница с выплатой простых граждан обусловлена сложной мыслительной деятельностью и высокой ответственностью. Кроме повышенного дохода чиновники пользуются разными льготами и преференциями.

Индексации работающим пенсионерам власть может вернуть, когда ей это нужно, но поможет ли это им — вопрос




На фоне резкого снижения уровня жизни россиян правительство пытается «подсластить пилюлю» для самых социально активных частей общества. Точнее, для тех, кто чаще всего ходит голосовать — пенсионеров. 29 октября Госдума рассмотрит сразу три законопроекта об индексации пенсий работающим пенсионерам.

До этого президент Владимир Путин на встрече с лидерами думских фракций объявил, что дал правительству поручение индексировать пенсии для работающих пенсионеров. «Сумма, в которую обойдется бюджету решение вопроса, будет зависеть от вариантов», — заявил министр труда и соцзащиты России Антон Котяков. Стоит заметить, что для работающих пенсионеров пенсии не индексировались уже пять лет.

Впрочем, это еще не все. Правительство объявило, что в будущем году будут проиндексированы выплаты к страховой пенсии для неработающих пенсионеров — причем сразу на 6,3%. Таким образом, средний размер единовременной пенсии в 2021 году составит 15,5 тысячи рублей.

О том, насколько шаги правительства позволят реально повысить уровень жизни пенсионеров, «Свободной прессе» рассказал руководитель информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн.

«СП»: — Нет ли у вас ощущения, что заявление об индексации пенсий, от которой Москва отказывалась с 2015 года, — это предвыборный шаг?

— Скорее, инициатива по индексации страховой части пенсии работающих пенсионеров, укладывается в общую стратегию российских властей по поддержке наиболее финансово уязвимых групп граждан, это молодые семьи с детьми, пенсионеры и лица предпенсионного возраста.

Коронакризис этой весной больно ударил по реальным доходам россиян, по итогам второго квартала 2020 года они упали на 8%, поэтому возобновление индексации пенсий работающим пенсионерам могло бы стать небольшим подспорьем в этом вопросе.

«СП»: — Но ведь точная сумма индексации еще неизвестна. Хотя и так, собственно, понятно, что вряд ли она будет измеряться двузначными числами.

— Да, все-таки индексация — это лишь инструмент защиты от инфляции, а никак не повышения реальных доходов.

Зато, замечу, на краткосрочном горизонте, особенно в макроэкономическом разрезе, вливание дополнительных 150−200 млрд. рублей в потребительский сектор экономики России может оказать весьма благоприятное и главное своевременное воздействие. Потому что сентябрьские данные по объему розничных продаж указывают на ускорение спада в потреблении россиян.

«СП»: — Насколько велика социальная прослойка работающих пенсионеров, которых затронет индексация?

— В России, по разным оценкам, насчитывается около 9,5 млн. работающих пенсионеров. Формально, рассматриваемая нами индексация пенсий затрагивает их всех. Однако сложно оценить, какая часть уже самостоятельно индексировала свои пенсии через известную схему с увольнением и последующим восстановлением на работе.

Естественно, наибольшие выплаты в результате индексации получат работающие пенсионеры, которые с 2016 года не увольнялись, соответственно их страховая часть пенсии не индексировалась.

«СП»: — Вы упомянули про сумму в 200 млрд рублей. Но ведь она еще пока официально не озвучена.

— Да, сроки и общий объем финансирования индексации пенсии работающим пенсионерам будут зависеть от варианта, который в итоге будет выбран. Как стало известно рассматривается два основных сценария, первый поэтапный, второй единовременный.

В первом случае, с поэтапными выплатами, все вероятно растянется до 2022−2023 годов. Макроэкономический эффект будет минимальным, инфляционных рисков никаких, плюс такой вариант будет максимально комфортным для дефицитного федерального бюджета.

В случае же «единовременного» сценария, все выплаты могут быть произведены в 2021 году. Для российских властей это будет выгодно и с точки зрения повышения лояльности граждан перед выборами в Госдуму в 2021 году и с точки зрения макроэкономического эффекта.

«СП»: — А как же инфляция?

— Да, действительно, главный риск этого сценария — инфляционный, то есть риск того, что возросшие расходы граждан при ранее подавленном спросе приведут к росту цен, что нивелирует весь эффект от индексации. Для того, чтобы избежать подобных негативных эффектов, необходимо максимально оповестить о вероятном росте спроса производителей, которые в свою очередь смогут подстроиться не за счет повышения цен, а соответствующего расширения производства.

«СП»: — Так в пользу какого из двух сценариев, думаете, склоняется правительство?

— В любом из сценариев развития событий в экономике тот или иной сценарий индексации несет в себе больше преимуществ. В случае, если экономическая обстановка в России и мире улучшится, прекрасно, с бюджетной точки зрения индексацию будет провести еще легче и при этом получить все те же, дивиденды более быстрого восстановления потребительского сектора и увеличения лояльности граждан перед выборами в Госдуму РФ в 2021.

Если же экономическая ситуация ухудшится, то такая мера поддержки окажется очень своевременной и как раз прекрасно подходящей в антикризисную стратегию правительства России по поддержке наиболее финансово уязвимых групп граждан. Плюс все та же лояльность граждан перед выборами.

Первые лица РФ не могут пожаловаться на небольшие заработки или скромные пенсии. Правда, точный размер пенсии высших чиновников остается гипотетическим, но даже те данные, которые приводят СМИ, «взорвали» российскую общественность.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

Эти вознаграждения за долгую трудовую жизнь несопоставимы с теми, что получают обычные российские пенсионеры со средним размером пенсий в 16,5 тысяч рублей в месяц. Тем более несравнимы они с социальными пенсиями размером меньше 10 тысяч рублей, на которые обречены граждане, получавшие большую часть своей трудовой жизни «черную» зарплату.

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

И это не говоря о том, что депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, главы городов и регионов и иные высокопоставленные чиновники нашей страны получают солидные добавки к пенсии в размере от 40 до 100 тысяч рублей в месяц и более, а также — внушительную зарплату.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

Впрочем, рядовые госслужащие получают достаточно скромную пенсию: ее средний размер составляет около 20 тысяч рублей.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->


p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Пенсия глав Совфеда и Госдумы

Одно из самых скандальных лиц российской политики — бывший губернатор Санкт-Петербурга, ныне — председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. Ее ежемесячная пенсия, как выяснилось в 2019 году, превышает 400 тысяч рублей. Из этого следует, что ее ежемесячный доход равен примерно 30 пенсиям «обычных» пенсионеров, не считая зарплаты главы Совфеда и прочих приятных бонусов.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Примечательно, что совсем недавно Валентина Ивановна раскритиковала законопроект о гарантированном пенсионном продукте, признав, что граждане РФ, живущие от зарплаты до зарплаты, просто не имеют возможности накопить на будущую пенсию.

Примерно такую же пенсию, как и глава Совфеда, получает и экс-глава Госдумы Сергей Нарышкин, который тоже недавно достиг пенсионного возраста. Его преемнику Вячеславу Володину рано думать о пенсии — ему «всего лишь» 56 лет.

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Что до пенсии рядового депутата Госдумы, то она составляет около 50 тысяч рублей при стаже службы от 5 до 10 лет и более 60 тысяч при стаже службы больше 10 лет.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Пенсии президентов

Какой размер пенсии рассчитан для президента Владимира Путина и бывшего главы правительства Дмитрия Медведева. в точности неизвестно.

p, blockquote 12,0,0,1,0 -->

Второй из этих государственных мужей еще не достиг пенсионного возраста, правда, в качестве экс-президента ему гарантировано пожизненное содержание в размере 75% от вознаграждения действующего главы государства.

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Что до президента РФ, то он, по словам его пресс-секретаря Дмитрия Пескова, получает зарплату и военную пенсию. Размер пенсии Верховного главнокомандующего также остается тайной, хотя. скорее всего, она соответствует его званию полковника ФСБ, зарплата же президента превышает 400 тысяч рублей.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Неизвестен и точный размер пенсии Михаила Горбачева, составляющей, по предположениям СМИ, около 500 тысяч рублей или 40 минимальных окладов. В любом случае эта пенсия сопоставима с пенсией самых «звездных» людей России — космонавтов, получающих около 400 тысяч рублей в месяц.

p, blockquote 15,0,0,0,0 --> p, blockquote 16,0,0,0,1 -->

Итак,

  1. Высшие чиновники России получают поистине «звездные» пенсии.
  2. Размер пенсий конкретных лиц можно представить себе лишь гипотетически.
  3. Помимо высоких пенсий, они получают еще и завидные зарплаты.

Недавно лидеры двух думских фракций — ЛДПР и эсеров — заявили о возможности скорого упразднения Пенсионного фонда (ПФР) и о том, что властям следует вернуться к практике выплат пенсий и пособий напрямую из бюджета. «Огонек» поинтересовался, возможно ли это, у проректора Финансового университета при правительстве РФ Александра Сафонова. А заодно и попросил оценить перспективы: ждать ли россиянам очередной пенсионной реформы уже в ближайшем будущем?

Беседовала Светлана Сухова

— Александр Львович, следует ли упразднить ПФР?

— Напротив, нужно придать ему внеправительственный статус. Например, в Германии Пенсионный фонд — это самостоятельная структура, управляемая представителями правительства, работников и работодателей. Он самостоятельно устанавливает тарифы исходя из ситуации на рынке труда и в экономике. А вот часть его непрофильных функций по выплате пенсий и пособий, имеющих социальный, а не страховой характер, было бы разумно передать Федеральному казначейству.

— Возможно ли выплачивать пенсии напрямую из бюджета, как предлагают депутаты?


Александр Сафонов, проректор Финансового университета при правительстве РФ

— Нет, потому что каждому россиянину, получающему пенсию по старости, она должна быть начислена. То есть специалист обязан учесть все нюансы, тонкости и детали. Программа в компьютере это сделать не в состоянии, потому что система учета СНИЛС работает в некоторых случаях некорректно. Например, работодатель может не переводить взносы в ПФР, хотя исправно отчислять налоги (НДФЛ), так что в информационной системе ПФР у человека не формируется пенсионный стаж. Иначе говоря, когда работник начнет оформлять пенсию, выяснится, что сумма выплат будет низкой, но он может предъявить документы, удостоверяющие, что он работал, и тогда это уже будет проблема государства — взыскать с бывшего работодателя неуплаченные взносы, а человеку начислят баллы и поднимут пенсию. В казначействе всем этим долгим процессом заниматься не будут. А таких случаев и ситуаций — миллионы. Например, смена места работы — отъезд из столицы на Север, где тут же начинает начисляться северный стаж. Но из-за некорректности ведения кадрового дела таковой может не отразиться в системе ПФР. Человек опять же может доказать свое право на повышенную пенсию, предъявив штамп регистрации в паспорте. Нигде, кроме как в специализированных организациях, занятых соцобеспечением, не будут это проверять.

— Почему с этим не может справиться ФНС, если ей расширить штат?

— У налоговиков иные задачи. Они работают в простой плоскости: есть понятный и легко проверяемый по определенному алгоритму объект налогообложения (прибыль, стоимость имущества, доход физического лица, фонд оплаты труда, размер льгот), который позволяет данный алгоритм заложить в программу. К тому же все расчеты у них ведутся преимущественно в рамках года, тогда как в ПФР учитываются десятилетия трудовой деятельности, разные размеры взносов, разные условия труда, разные должности, место проживания. Достаточно много людей, у которых трудовая история со всеми особенностями содержится только в бумажном виде — это трудовая книжка, трудовые договоры, штамп в паспорте о прописке, приказы о зачислении или об увольнении, документы о государственных наградах, об особых званиях и т.п. Часть этой истории будет предъявлена только в момент обращения гражданина для оформления пенсии, а в некоторых случаях людям приходится обращаться к архивам для подтверждения их стажа или особенностей условий труда. Расчеты по линии ПФР — сложные, когда нужен десяток факторов. И уж поверьте: в правительстве люди разумные и смешивать фискальную и социальную политику не будут. Нигде в мире не покусились на пенсионные фонды, не упразднили их как самостоятельную структуру.

почему 2022 год называют точкой невозврата для Негосударственных пенсионных фондов (НПФ)

— Почему же в России Пенсионный фонд не является независимым?

— Потому что по факту контролируется государством и через него идут транзакции на меры социальной поддержки населения. Но, как я уже отмечал, более целесообразно было бы сосредоточить его функции только на выплате страховых пенсий по старости. Сейчас постоянно говорят о дефиците ПФР, хотя это, по сути, технический дефицит. Основные взносы в него приходят все-таки от работодателей. И надо понимать, что бюджет вносит в Пенсионный фонд деньги на выплату пенсий, например, госслужащим, но делает это как работодатель. А специфика дефицита и дополнительного трансфера средств из федерального бюджета заключается в необходимости заниматься социальной защитой. В ПФР, например, перечисляют бюджетные деньги на выплату пенсий инвалидам, чернобыльцам, лицам, пострадавшим от экологических катастроф,— это обязанность государства. За рубежом пенсионные фонды такого не делают, потому что заняты выплатами только страховых пенсий. Еще государство принимает решение о льготных тарифах на уплату взносов в ПФР для тех или иных отраслей. И кто в этом случае покрывает «недостачу» в бюджете фонда? Государство, конечно, раз уж оно и приняло такое решение. Так по гособязательствам и набегает… На будущий год, например, трансфер из бюджета в ПФР планируется на уровне 3,34 трлн рублей.

— Как вы относитесь к идее введения «пособия на бедность», чтобы пенсионеры получали фиксированный минимум, а все, кто хочет большего, пусть копят?


Кому грозит увольнение

— Это идея некоторых экономистов, которые в очередной раз предлагают реформировать пенсионную систему. В качестве лекала в этом случае была взята пенсионная система Великобритании. Государство там выплачивает пенсии всем в равной степени за счет общих налогов без отчисления каких-либо страховых взносов. На эти деньги может рассчитывать каждый британец, но они весьма невелики. Хочешь больше — копи. Введение аналогичной системы в России чревато тем, что миллионы будут вынуждены проживать на такое «пособие» — у нас же копить не с чего! По крайней мере, изрядному большинству сограждан, потому что их зарплаты, мягко говоря, невелики. Эксперимент с введением накопительной части пенсии, осуществленный в 2001–2014 годах, показал свою полную несостоятельность. Как, впрочем, и аналогичные эксперименты в ряде других стран мира (например, в Чили). Россиянин может начать копить в надежде получить в старости сколь-нибудь существенную сумму, только если у него зарплата от 100 тысяч рублей. Таких людей — не больше миллиона на всю страну. Основная масса ничего не сможет накопить. Плюс еще есть такой системный момент: как только прозвучит, что пенсии не связаны со стажем, будет потерян стимул работать долго, много и с белой зарплатой. Кроме того, следует добавить, что в Конституции по инициативе президента теперь есть статья, которая определяет солидарный и страховой принципы построения пенсионной системы, а значит, с юридической точки зрения предложения бесперспективны.

— Значит, налоговые вычеты и иные бонусы от ФНС не могут стать стимулом для развития добровольного накопления?

— Если у вас нет доходов, то хоть весь ваш «почти ноль» освободить от налогов, толку-то? Если медианная зарплата 33–35 тысяч рублей по стране и пусть даже два члена семьи ее получают (что уже фантастика для большинства российских семей), то при появлении одного ребенка или двух эта семья падает на уровень предбедности. Как им детей поднимать, покупать машины, решать жилищные проблемы? Пенсия далеко, и есть приоритеты поважнее. Логично, что люди будут делать ставку на покупку еды, оплату ЖКХ, учебы детей, транспорта.

— Развитие корпоративной пенсионной системы — выход?

— Она и так существует, но потихоньку схлопывается. Это одна из главных проблем негосударственных пенсионных фондов (НПФ) — корпоративные пенсионные программы сворачиваются чем дальше, тем больше. Многие крупные корпорации уже отказались от своих пенсионных фондов, продали их, как, например, РЖД и ЛУКОЙЛ. Такие фонды теперь используются крупными банками для получения доступа к длинным деньгам. Рынок за эти годы сильно изменился. Для НПФ настали сложные времена, и точкой невозврата для них станет 2022 год. Если сейчас ГПП (гарантированный пенсионный продукт) не примут, то НПФ могут и вовсе прекратить свое существование.

— Вроде как говорили о гарантированном пенсионном плане?

— Гарантированный пенсионный продукт (ГПП) будет именоваться иначе и будет касаться отдельных категорий граждан, но зато в обязательном порядке.

Все потому, что власти внезапно осознали, что есть категории граждан, которые вообще выпадают из системы пенсионного обеспечения.

— Выходит, что это дополнительные 6 процентов к тем 22 с половиной, которые сегодня платят работодатели?

— Нет. У нас есть ряд категорий россиян, в отношении которых надо срочно принимать меры, иначе они к старости нищими будут. Например, самозанятые. С их доходов нет отчислений в ПФР, а значит, они не формируют пенсионные права. Для этой категории надо разработать опцию, которая позволит им создать пенсионные накопления на старость.

— Следует ли, на ваш взгляд, реформировать существующую систему пенсионных досрочников и тех, кто получает большое число надбавок?

— Это особенности их службы и работы. Во всем мире есть проблема, в том числе и в американской армии, намного более богатой, чем российская: и там не могут предложить военным зарплату, адекватную их риску и вкладу. Очень это дорого. Выход один — компенсировать нехватку денег социальным пакетом. Ведь люди работают в критических условиях: полицейскому, особенно участковому, в России приходится побегать по 10–12 часов в день 7 дней в неделю, поучаствовать во всех специальных и неспециальных мероприятиях. Как он в таких условиях сможет проработать до 60 лет? Никак. Взамен ему предлагается уйти на пенсию пораньше. И это правильно: или деньги, или нормальные условия работы (нормированный день, отсутствие риска для жизни и т.д.), или социальные гарантии (досрочная пенсия, добавки к выплатам и прочее).

— А страхование проблемы не решает?

— Застраховать можно смерть или инвалидность, а как страхование поможет заманить человека на такую работу? Вряд ли наличие такой страховки станет стимулом для найма. Потому что человек или рассчитывает на высокую зарплату за свою сумасшедшую работу, или желает получить гарантии того, что он терпит такой прессинг ограниченное время и потом получает за это бонусы. А страховой подход, чтобы платить по факту: мол, умрешь — заплатим, это скорее дестимуляция. К слову, досрочная и приличная пенсия для госслужащих во многих странах служит профилактикой коррупции: человек, попавшийся на взятке, лишается социального пакета.


Как могут ужесточить требования к пенсионной системе

— Но уж слишком таких людей много. Жаль, не могу сказать точно, какие суммы идут на пенсионные выплаты того же силового блока, данные засекречены, по крайней мере, в отношении спецслужб…

— Не так много, как кажется. Скажу так: пенсии у них небольшие, да и соцпакет не впечатляет. Что же до звучащего сегодня предложения уменьшить численность силового блока, напомню, как в свое время предлагали довести и численность больничных коек и медперсонала до европейского уровня. И что вышло? А все потому, что численность и плотность населения в России не соответствуют европейским нормам. Представьте, что мы сократим численность полицейских и участковых, а их и сейчас-то во многих городах и весях страны катастрофически не хватает. Да, на бумаге неплохо получилось с медициной, когда одна больница на несколько сел, но вот на практике выходит, что пока до нее доберутся страждущие, они могут и умереть. Простых пенсионных решений не бывает.

— Но если уменьшить пенсионную чехарду («Огонек» писал об этом в № 32 от 27 августа 2018 года ), может удастся выкроить средства на увеличение хотя бы минимальных пенсий?

— Не удастся. Все равно останутся обязательства в отношении тех, кто уже на пенсии. Можно попробовать увеличить пенсионное обеспечение, но тогда надо будет обозначить источник средств. На сегодняшний день таких долгосрочных источников нет. Фонд национального благосостояния (ФНБ) не поможет, он быстро кончится: в нем порядка 11 трлн рублей, а ежегодная потребность отечественной пенсионной системы — 7 трлн рублей. Хватит чуть больше, чем на несколько лет. Единственное, что может помочь,— решение стратегической задачи: развитие экономики. Ведь пенсионные отчисления зависят от величины зарплат и от количества занятых.

— В сухом остатке: нынешнюю пенсионную систему надо реформировать?

— Хорошо бы вообще прекратить дискуссию на эту тему. У россиян уже выработался рефлекс: как только в информационном пространстве начинаются разговоры о грядущих реформах, это вызывает сильнейшее беспокойство. Ничего хорошего сограждане не ждут. И они правы: до сих пор все объявленные государством проекты реформ не завершились ожидаемым эффектом.

— Это вы про «выхлоп» от повышения пенсионного возраста в этом году? Ждут примерно 48–50 млрд рублей…

— Отчасти. Дальнейшая работа для совершенствования пенсионной системы России мне видится планомерной, пошаговой, долгой и непубличной. В первую очередь надо отказаться от балльной системы подсчета пенсий, перейти к зарплатно-стажевым критериям. Чтобы человек видел в своем личном кабинете не какие-то баллы, а непосредственные отчисления, которые сделал в его пользу работодатель. Второе — следует прекратить играться с тарифами, нужно, чтобы все компании страны делали одинаковые страховые отчисления вне зависимости от вида экономической деятельности. ПФР должен формироваться за счет страховых взносов. Нельзя поддерживать какие-то отрасли экономики, создавая при этом проблемы для ПФР. В противном случае продолжится нынешняя практика, когда компании проходят перерегистрацию, только чтобы включить в перечень видов экономической деятельности такие, на которые распространяются льготы по уплате страховых взносов. Словом, когда все начнут платить, то удастся выровнять на рынке труда рабочую силу для всех секторов экономики, а потом и пополнить ПФР. Но главное — это усилия власти по развитию экономики. Повторюсь: только высокие доходы россиян позволят сдвинуть с мертвой точки телегу нашей пенсионной системы.


Пенсионный фонд РФ был организован согласно Постановлению ВС РСФСР, это произошло в 1990 году. Целью его формирования выступает управление пенсионными отчислениями, а также реализация социального обеспечения.

Если брать во внимание период с 2000-х г.г., то зарплата в ПФР постепенно повышалась. В частности, с 2000 года за пять последующих лет произошло увеличение окладов в 15 раз. Самым трудным в этом направлении был 2014 год: доходов от нефти было совсем немного, оплата труда почти не индексировалась. Зарплата в пенсионном фонде зависит от местонахождения государственного органа.

Внутри ПФР также различные оклады. Из персонала самый высокооплачиваемый работник – это начальник отдела по работе с посетителями: его средняя зарплата составляет 29000 рублей. Оклад 28000 рублей предусмотрен для таких специалистов, как эксперты экономического, юридического отдела. Оклад от 20000 рублей имеют эксперты, программисты и инспекторы. Минимальный оклад положен специалистам. В 2018 году в ПФР произошли сокращения в целях оптимизации деятельности организации. В частности, штат уменьшился на 10 процентов от общей численности, что позволило государству провести повышение зарплаты в ПФР. Она и будет повышаться, но изменения в работе фонда будут также продолжаться. В среднем, сокращения планируется продолжить до 2020 года.

Работа в Пенсионном фонде РФ

ПФР был создан 29 лет назад. Он считается финансово-кредитным учреждением, несущим ответственность за формирование социальных выплат населению. Сюда включена не только пенсия, но и дотации, пособия.

Работа в ПФР складывается из нескольких направлений деятельности его сотрудников:

  • формирование, выплата пенсионного обеспечения по возрастному показателю и выслуге;
  • контроль над переводом страховых взносов в часть пенсии за каждого из граждан;
  • социальные выплаты в форме пособий гражданам или членам их семей;
  • оформление и выплата материнского капитала;
  • доплата к социальным пенсиям.

Работники фонда не относятся к бюджетникам. Соответственно, они получают вознаграждение за счет средств ПФР.


Статус организации: как финансируется

Постановлением N442-1 от 1990 года был установлен правовой статус ПФР. Это финансово-кредитное учреждение, работающее в точном соответствии с законом «О банках и банковской деятельности в РСФСР». ПФР подотчетен главе российского Правительства.

ПФР является внебюджетным фондом и финансируется из собственных средств.

Организационно-штатная структура

ПФР и органы, находящиеся в подчинении, составляют единую систему, имеющую несколько уровней:

  • федеральный – ПФР (правление фонда, исполнительная дирекция);
  • округа в РФ на федеральном уровне;
  • субъекты – территориальные отделения фонда в регионах;
  • управления ПФР в населенных пунктах, или местный уровень.

Штатная структура ПФР:


Каждый из уровней организации отвечает за исполнение конкретных функций.

Специальности и занимаемые должности

Структура довольно разветвленная:

  • Аппарат при руководстве фонда (помощник, советник Председателя Правления ПФР).
  • Исполнительная дирекция ПФР (начальник департамента, зам. нач. департамента, начальник отдела в составе Департамента, Управления, его зам, советник, ведущий консультант, консультант, эксперт).
  • Должности в Исполнительной дирекции ПФР: административно-хозяйственный департамент, департамент обеспечения безопасности, правовой политики, а также отдел контроля по договорной деятельности.
  • Управление, занимающееся кадровой политикой (эксперт, специалисты).
  • ПФР в федеральных округах (организация и контроль систем безопасности, специалисты: ведущий и старший).
  • Департамент закупок (специалисты: ведущий и старший).

Ревизионная комиссия ПФР:

  • председатель;
  • заместитель;
  • начальник отдела, зам;
  • консультанты;
  • контролер-ревизор;
  • секретарь.

Органы ПФР по территории:

  • управляющий;
  • зам. управляющего;
  • главный бухгалтер;
  • зам. бухгалтера;
  • начальник Главного Управления ПФР, управления, отдела, центра;
  • заместитель главного бухгалтера управления, отдела, центра;
  • начальник Управления, отдела, центра в составе отделения ПФР;
  • заместитель начальника Управления;
  • помощник Управляющего по отделению ПФР;
  • контролер-ревизор (главный, старший);
  • главный эксперт.

Территориальный орган ПФР (межрегиональный):

  • директор;
  • зам. директора;
  • главный бухгалтер – начальник Управления;
  • зам. бухгалтера;
  • начальник отдела, управления;
  • заместители;
  • ведущий консультант;
  • консультант.

Это основные должности в ПФР.


Статус сотрудников: относятся ли к госслужбе

N79-ФЗ от 2004 года определяет критерии принадлежности граждан к госслужащим, бюджетникам. Заработную плату сотрудники ПФР получают не из бюджета, им начисляют деньги из средств фонда. Так как им не платит государство, соответственно, они не являются госслужащими.

Обязаны ли декларировать доходы

Сотрудники ПФР обязаны декларировать доходы. Эта норма закреплена в Указах Президента, а также распространена в Приказах по ПФР от 2011 года N100 и от 2010 года N197.

Условия труда и отдыха: социальные гарантии

Сотрудники ПФР имеют право ежегодно уходить в оплачиваемый отпуск. Его длительность – 36 дней. Также они могут взять отпуск за свой счет по уважительным причинам. Женщинам-сотрудницам ПФР оплачивается декретный отпуск (по беременности и родам) – 140 дней. Он может быть продлен в случае осложненных родов и предоставления в фонд больничного листа. Если кто-то из сотрудников является инвалидом, ему также положены все имеющиеся по закону льготы.

Размеры окладов, тарифные ставки

На примере Москвы и МО:

Размеры ДО сотрудников ПФР по МОСКВЕ и МО (статистика)
категория ДО (рубли) ежемесячно
Отделение Главное управление Управление
Управляющий 5412
Заместитель 4884
Начальник ГУ 4510
Заместитель ГУ 4290
Главный бухгалтер 4290 3630 3410
Начальник управления 4290 4180 4180
3960 3960
Зам бухгалтера 4125 3410 3300
Зам начальника управления 4125 3850 3850
3630 3630
Начальник отдела, руководитель клиентской службы в ГУ и Управлениях 3850 3630 3410
Зам начальника отдела, зам руководителя клиентской службы 3630 3410 3300
Руководитель группы, руководитель клиентской службы в ГУ и управлениях ПФР 3630 3410 3300
Помощник управляющего отделением 3190
Главный специалист-эксперт 2970 2970 2970
Ведущий специалист-эксперт 2750 2750 2750
эксперт 2530 2530 2530
Специалист (старший) 2420 2420 2420
Специалист 2310 2310 2310
1 разряда 2090 2090 2090
2 разряда 1870 1870 1870
3 разряда 1650 1650
Должностные оклады работников, замещающих отдельные должности в контрольно-ревизионном управлении
контролер-ревизор (главный) 3300
контролер-ревизор (старший) 2970
контролер-ревизор 2640

В регионах оклады могут отличаться от столичных.


Надбавки и поощрительные выплаты

Методика начисления на примере центрального ПФР:

  • Каждый месяц сотрудник получает надбавки к окладу за высокую квалификацию – 30%; за трудные условия, специальный режим работы.
  • На надбавки влияет и длительность работы: от 12 месяцев до пяти лет опыта – 10%; от пяти до 10 – 15%; от десяти до 15 – 20%; более 15 лет – 30%.
  • Существуют премии (без установления обязательного размера): по итогам трудовой деятельности конкретного человека; к памятным датам; к присвоению почетного звания; разовые премии.

Также существует материальная помощь (два оклада).

Индексация доходов сотрудников ПФР

Шесть лет назад была создана специальная программа увеличения окладов рабочему штату, из-за чего оклад повысился в три раза в 2014 году. С 2015 по 2016 индексация не осуществлялась из-за тяжелой ситуации в экономике. В 2018 -2020 планируются сокращения в ПФР.

ВАЖНО: Слово «индексация» в статье применяется условно. Так как ПФР не относится к бюджету, его штат не может считаться государственными служащими.

Средняя заработная плата в ПФР в 2018 году

Размер по регионам в усредненном показателе:

Читайте также: