Пенсионное обеспечение граждан старшего поколения это

Глава iii. пенсионное обеспечение граждан старшего поколения

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, составляла 38,4 млн. человек (на 31 декабря 2000 года). Из общего числа — 6,1 млн. работающих пенсионеров (15,9\%).

Трудовые пенсии получают 36,3 млн. пенсионеров, из них по старости — 28,8 млн. (79,3\%), по инвалидности — 4,7 млн. (12,9\%), по случаю потери кормильца — 2 млн. (5,5\%), за выслугу лет — 673 тыс. пенсионеров (1,8\%).

Социальные пенсии получают 1,9 млн. пенсионеров, из которых 100 тыс. (1/5 часть) — лица старшего возраста (мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет), не имеющие необходимого минимального трудового стажа (5 лет) для назначения трудовой пенсии.

Для более чем 20\% населения Российской Федерации, относящегося к пенсионерам, пенсионные выплаты являются основным, а часто — единственным источником средств к существованию. В этой связи приоритетными направлениями социальной политики в сфере пенсионного обеспечения является повышение уровня этого обеспечения и увеличение покупательной способности пенсий.

В течение 2000 года происходил рост средних размеров всех видов пенсий, который в количественном выражении выглядит следующим образом:

Начало 2000 года

Конец 2000 года

По инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболевания

По инвалидности вследствие общего заболевания

По случаю потери кормильца

Общий средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат и произведенных индексаций к концу 2000 года составил 823 рубля. Учитывая, что на начало года этот показатель составлял 521 руб., пенсии за год увеличились в среднем на 58\%, что почти втрое превышает инфляцию (21\%).

Соотношение среднего размера трудовой пенсии и средней зарплаты в экономике составило 31,8\%.

Соотношение средних размеров пенсий на начало и конец 2000 года к прожиточному минимуму пенсионера выглядит следующим образом:

Прожиточный минимум пенсионера на начало 2000 года (670 руб.)

Прожиточный минимум пенсионера на конец 2000 года (960 руб.)

По инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболевания

По инвалидности вследствие общего заболевания

По случаю потери кормильца

Для увеличения пенсий применяются механизмы увеличения (индексации) пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, а также повышения минимального размера пенсии и дифференцированной компенсационной выплаты. Кроме того, в 2000 году проводилось увеличение соотношения заработной платы пенсионера к заработной плате в стране, учитываемого при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ.

По мере роста среднемесячной заработной платы в стране и увеличения объема поступлений взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации проводится индексация пенсии.

В 2000 году все государственные пенсии были увеличены в связи с ростом заработной платы в стране трижды:

▾ с 1 февраля в 1,2 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 29 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1999 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 2000 г.";

▾ с 1 мая — в 1,07 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. № 338 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за I квартал 2000 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2000 г.";

▾ с 1 ноября — в 1,1 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. № 780 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2000 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 ноября 2000 г."

Одновременно с увеличением пенсий путем их индексации повышались компенсационные выплаты пенсионерам, в первую очередь — в целях оказания помощи малообеспеченным категориям пенсионеров.

В течение 2000 года компенсационные выплаты увеличивались в следующем порядке:

▾ с 1 февраля в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 2000 г. № 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров" компенсационная выплата увеличилась с 252 руб. до 280 руб. 31 коп.

В результате минимальная пенсия с учетом компенсационной выплаты составила 410 рублей 43 коп.;

▾ с 1 мая в соответствии с Указом Президента РФ от 15 апреля 2000 г. № 681 "О компенсационной выплате пенсионерам" компенсационная выплата лицам, получающим пенсию в сумме, не превышающей 139 руб. 23 коп. в месяц, увеличилась до 300 рублей. Лицам, получающим пенсию в сумме, превышающей 339 руб. 23 коп. в месяц, — до 100 рублей. Лицам, получающим пенсию в размере до 339 руб. 23 коп., устанавливается дифференцированная компенсационная выплата с тем, чтобы в сумме с ней выплата пенсионеру была не ниже 439 руб. 23 коп.;

▾ и с 1 августа в соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2000 г. № 1421 "О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров" повышен размер компенсационной выплаты отдельным категориям получателей социальных пенсий — инвалидам II группы и детям, потерявшим одного из родителей (в том числе получающим пенсию в размере менее 139 руб. 23 коп.).

В результате размер их социальных пенсий с учетом компенсационной выплаты составил 439 руб. 23 коп.;

и с 1 ноября в соответствии с Указом Президента РФ от 2 ноября 2000 г. № 1815 "О компенсационных выплатах пенсионеров в Российской Федерации" минимальный размер получаемой пенсии увеличен до 453 руб. 15 коп. в месяц.

В результате осуществления мер, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных граждан, минимальная пенсия с учетом компенсационной выплаты в течение года выросла с 360 руб. 43 коп. до 453 руб. 15 коп.

Однако, несмотря на увеличение минимальной пенсии в течение года, установленный минимальный размер выплаты составляет лишь 48\% прожиточного минимума пенсионера, что не соответствует предусмотренной законодательством минимальной государственной социальной гарантии. Минимальная пенсия по старости при полном стаже с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80\% прожиточного минимума пенсионера в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1997 г. № 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров".

Дальнейшие меры, направленные на улучшение материального положения пенсионеров, позволили уменьшить отставание минимальной пенсионной выплаты от прожиточного минимума пенсионера.

Так, с 1 марта 2001 года в целях повышения жизненного уровня пенсионеров в Российской Федерации Указом Президента РФ от 8 февраля 2001 года № 135 "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации" установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам, имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, в размере 600 рублей (что составит 60\% прожиточного минимума пенсионера).

В связи с реализацией данного Указа Президента Российской Федерации увеличению подлежат пенсии свыше 7 млн. пенсионеров, среди них большое количество людей старшего поколения, ветеранов труда, имеющих продолжительный трудовой стаж, но невысокую заработную плату, проработавших длительное время в колхозах, совхозах, на предприятиях.

С 1 февраля 2001 года проведена индексация государственных пенсий в 1,09 раза; предусмотрено проведение дальнейшей индексации с повышением пенсии на 10\% в связи с ростом ежемесячной заработной платы в стране.

В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2001 г. № 38-ФЗ с 1 мая 2001 года пенсионерам, имеющим право на получение двух пенсий, отменено ограничение общей суммы пенсий коэффициентом 1,2 среднемесячной заработной платы в стране.

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.







Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах, осуществляющих пенсионное обеспечение, составляла 38,4 млн. человек (на 31 декабря 2000 года). Из общего числа — 6,1 млн. работающих пенсионеров (15,9%)[14].

Трудовые пенсии получают 36,3 млн. пенсионеров, из них по старости — 28,8 млн. (79,3%), по инвалидности — 4,7 млн. (12,9%), по случаю потери кормильца — 2 млн. (5,5%), за выслугу лет — 673 тыс. пенсионеров (1,8%).

Социальные пенсии получают 1,9 млн. пенсионеров, из которых 100 тыс. (1/5 часть) — лица старшего возраста (мужчины старше 65 лет, женщины старше 60 лет), не имеющие необходимого минимального трудового стажа (5 лет) для назначения трудовой пенсии.

Для более чем 20% населения Российской Федерации, относящегося к пенсионерам, пенсионные выплаты являются основным, а часто — единственным источником средств к существованию. В этой связи приоритетными направлениями социальной политики в сфере пенсионного обеспечения является повышение уровня этого обеспечения и увеличение покупательной способности пенсий.

В течение 2000 года происходил рост средних размеров всех видов пенсий, который в количественном выражении выглядит следующим образом:

Виды пенсий Начало 2000 года Конец 2000 года % увеличения
Трудовые пенсии: В том числе: 526 руб. 841 руб. 60%
По старости 549 руб. 893 руб. 63%
По инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболевания 466 руб. 716руб. 54%
По инвалидности вследствие общего заболевания 464 руб. 698 руб. 50%
По случаю потери кормильца 389 руб. 501 руб. 29%
За выслугу лет 478 руб. 670 руб. 40%
Социальные пенсии 394 руб. 496 руб. 26%

Общий средний размер пенсии с учетом компенсационных выплат и произведенных индексаций к концу 2000 года составил 823 рубля. Учитывая, что на начало года этот показатель составлял 521 руб., пенсии за год увеличились в среднем на 58%, что почти втрое превышает инфляцию (21%).

Соотношение среднего размера трудовой пенсии и средней зарплаты в экономике составило 31,8%.

Соотношение средних размеров пенсий на начало и конец 2000 года к прожиточному минимуму пенсионера выглядит следующим образом:

Виды пенсий Прожиточный минимум пенсионера на начало 2000 года (670 руб.) Прожиточный минимум пенсионера на конец 2000 года (960 руб.)
Трудовые пенсии: 78% 87%
По старости 81% 93%
По инвалидности вследствие трудового увечья и профзаболевания 69% 74%
По инвалидности вследствие общего заболевания 69% 72%
По случаю потери кормильца 58% 52%
За выслугу лет 71% 69%
Социальные пенсии 58% 51%

Для увеличения пенсий применяются механизмы увеличения (индексации) пенсий в связи с ростом заработной платы в стране, а также повышения минимального размера пенсии и дифференцированной компенсационной выплаты. Кроме того, в 2000 году проводилось увеличение соотношения заработной платы пенсионера к заработной плате в стране, учитываемого при исчислении пенсии с применением индивидуального коэффициента пенсионера (ИКП) в соответствии с Федеральным законом "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ.

По мере роста среднемесячной заработной платы в стране и увеличения объема поступлений взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации проводится индексация пенсии.

В 2000 году все государственные пенсии были увеличены в связи с ростом заработной платы в стране трижды:

▾ с 1 февраля в 1,2 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. № 29 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за IV квартал 1999 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 февраля 2000 г.";

▾ с 1 мая — в 1,07 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2000 г. № 338 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за I квартал 2000 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 мая 2000 г.";

▾ с 1 ноября — в 1,1 раза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 октября 2000 г. № 780 "Об утверждении среднемесячной заработной платы в стране за III квартал 2000 г. для исчисления и увеличения государственных пенсий с 1 ноября 2000 г."

Одновременно с увеличением пенсий путем их индексации повышались компенсационные выплаты пенсионерам,в первую очередь — в целях оказания помощи малообеспеченным категориям пенсионеров.

В течение 2000 года компенсационные выплаты увеличивались в следующем порядке:

▾ с 1 февраля в соответствии с Указом Президента РФ от 21 января 2000 г. № 89 "О повышении размера компенсационной выплаты малообеспеченным категориям пенсионеров" компенсационная выплата увеличилась с 252 руб. до 280 руб. 31 коп.

В результате минимальная пенсия с учетом компенсационной выплаты составила 410 рублей 43 коп.;

▾ с 1 мая в соответствии с Указом Президента РФ от 15 апреля 2000 г. № 681 "О компенсационной выплате пенсионерам" компенсационная выплата лицам, получающим пенсию в сумме, не превышающей 139 руб. 23 коп. в месяц, увеличилась до 300 рублей. Лицам, получающим пенсию в сумме, превышающей 339 руб. 23 коп. в месяц, — до 100 рублей. Лицам, получающим пенсию в размере до 339 руб. 23 коп., устанавливается дифференцированная компенсационная выплата с тем, чтобы в сумме с ней выплата пенсионеру была не ниже 439 руб. 23 коп.;

▾ и с 1 августа в соответствии с Указом Президента РФ от 1 августа 2000 г. № 1421 "О повышении размера компенсационной выплаты отдельным категориям пенсионеров" повышен размер компенсационной выплаты отдельным категориям получателей социальных пенсий — инвалидам II группы и детям, потерявшим одного из родителей (в том числе получающим пенсию в размере менее 139 руб. 23 коп.).

В результате размер их социальных пенсий с учетом компенсационной выплаты составил 439 руб. 23 коп.;

и с 1 ноября в соответствии с Указом Президента РФ от 2 ноября 2000 г. № 1815 "О компенсационных выплатах пенсионеров в Российской Федерации" минимальный размер получаемой пенсии увеличен до 453 руб. 15 коп. в месяц.

В результате осуществления мер, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных граждан, минимальная пенсия с учетом компенсационной выплаты в течение года выросла с 360 руб. 43 коп. до 453 руб. 15 коп.

Однако, несмотря на увеличение минимальной пенсии в течение года, установленный минимальный размер выплаты составляет лишь 48% прожиточного минимума пенсионера, что не соответствует предусмотренной законодательством минимальной государственной социальной гарантии. Минимальная пенсия по старости при полном стаже с учетом компенсационной выплаты не может быть ниже 80% прожиточного минимума пенсионера в соответствии с Указом Президента РФ от 14 июня 1997 г. № 573 "О мерах по поддержанию материального положения пенсионеров".

Дальнейшие меры, направленные на улучшение материального положения пенсионеров, позволили уменьшить отставание минимальной пенсионной выплаты от прожиточного минимума пенсионера.

Так, с 1 марта 2001 года в целях повышения жизненного уровня пенсионеров в Российской Федерации Указом Президента РФ от 8 февраля 2001 года № 135 "Об установлении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации" установлен минимальный размер совокупной выплаты пенсионерам,имеющим полный общий (специальный) трудовой стаж для назначения пенсии, в размере 600 рублей (что составит 60% прожиточного минимума пенсионера).

В связи с реализацией данного Указа Президента Российской Федерации увеличению подлежат пенсии свыше 7 млн. пенсионеров, среди них большое количество людей старшего поколения, ветеранов труда, имеющих продолжительный трудовой стаж, но невысокую заработную плату, проработавших длительное время в колхозах, совхозах, на предприятиях.

С 1 февраля 2001 года проведена индексация государственных пенсий в 1,09 раза; предусмотрено проведение дальнейшей индексации с повышением пенсии на 10% в связи с ростом ежемесячной заработной платы в стране.

В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2001 г. № 38-ФЗ с 1 мая 2001 года пенсионерам, имеющим право на получение двух пенсий, отменено ограничение общей суммы пенсий коэффициентом 1,2 среднемесячной заработной платы в стране.

Тема: Пенсионное обеспечение лиц пожилого возраста и инвалидов в РФ

Общая характеристика современной системы пенсионного обеспечения пожилых и инвалидов. Виды пенсий, предусмотренные российским законодательством для пожилых и инвалидов.

Пенсионное обеспечение пожилых и инвалидов.

Виды пенсий.

Основываясь на конституционных нормах и положениях Хартии, рекомендующей обеспечивать гражданам пожилого возраста пенсию, социальные пособия и другие доходы не ниже прожиточного минимума, надежную защиту их сбережений и доходов, провозгласившей для них право на труд, представляется целесообразным, прежде всего, остановиться на право­вых нормах, регулирующих труд и занятость граждан пожилого возраста, и пенсионном законодательстве. Именно эти законодательные акты, как содержащие материальную составля­ющую, играют важную роль для пожилых людей, в том числе в их социальной адаптации после выхода на пенсию.

Современное трудовое законодательство РФ не содержит каких-либо ограничений для лиц пожилого возраста. Не допускается и увольнение пожилых людей по инициативе адми­нистрации. Конституционный суд Российской Федерации Постановлением от 4 февраля 1992 г. признал нормы Кодекса законов о труде РСФСР, предоставляющие право администрации предприятия, учреждения, организации расторгать трудовой договор с работником по достижении им пенсионного возраста, противоречащими Конституции РФ, а также целому ряду меж­дународно-правовых актов о правах человека. Поэтому увольне­ние работников только по той причине, что они достигли пен­сионного возраста является антиконституционным актом.

Пенсионное законодательство, представленное Федеральными законами от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «Об исчислении и увеличении государственных пенсий» и множеством других законодательных и подзаконных актов, имеет чрезвычайное значение для социальной поддержки людей старшего возраста. Выход на пенсию - ключевой момент в пожилом возрасте, радикально меняющий условия, уровень и образ жизни россиянина, и означающий не только прекращение общественно полезного труда, но и изменение характера, форм, степени активности во многих других сферах деятельности.

Действующее пенсионное законодательство многократно. Оно содержит ответы практически на все основные вопросы, касающиеся пенсионного обеспечения большинства граждан.

Так, пенсии по Закону «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г. назначаются не только лицам, работающим (работавшим) по трудовому договору (контракту), но и членам кооперативов, гражданам, занимающимся предпринимательской деятельностью, семьям перечисленных лиц и другим категориям граждан.

Закон 1990 г. ввел новый порядок финансирования расходов на пенсии, Образован Пенсионный фонд РФ, средства в который поступают путем взимания страховых взносов с организаций и граждан, а также из федерального бюджета.

Согласно Закону 1990 г. размер пенсии зависит не только от индивидуального заработка работника, но и от продолжительности его трудового стажа (ст. 16—18). В дополнение к этому предусмотрен порядок определения заработка для исчисления пенсии, которой позволяет будущему пенсионеру сделать выбор (ст. 102). Кроме того, в заработок для исчисления пенсии включается все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязательств), на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (ст. 100).

Впервые вышеназванным Законом введена социальная пенсия, которую вправе получить каждый гражданин, достигший соответствующего возраста, либо призванный инвалидом, если он не имеет права на трудовую пенсию.

Как факт дополнительной социальной поддержки для определенного круга граждан старшего поколения следует рассматривать возможность одновременного получения двух пенсий, предусмотренную ст. 5 названного Закона.

Оценивая пенсионное законодательство с точки зрения возможностей для повышения социальной поддержки пожилых людей, необходимо отметить, что, в отличие от прежнего пен­сионного законодательства, работающие пенсионеры, среди которых в большинстве своем лица старшего поколения, пенсии в период работы получают в полном размере.

Важным нововведением является судебный порядок разрешения споров по пенсионным вопросам (ст. 129).

Совершенствование пенсионного законодательства с учетом современных требований последовало с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. 113-ФЗ «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий».

В перечне социального законодательства—Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах» (в ред. Федеральных законов от 12 января 2000 г. и 4 мая 2000 г.).

Это—один из основных социальных законов, который устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В рамках пенсии по старости, наряду с пенсией на общих основаниях законодательство предусматривает досрочные пенсии, пенсии на льготных основаниях. Наряду с пенсией по старости Закон выделяет трудовые пенсии по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет.

Основная цель введения социальных пенсий – обеспечение гарантированной государством минимальной денежной помощи лицам, которые не приобрели право на трудовую пенсию.

Гражданам, имеющим право на различные виды пенсий, назначается и выплачивается одна из них, по их выбору.

Право на получение двух пенсий имеют родители военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы. Им также предоставляется право получать две пенсии: пенсию по старости, а также пенсию по случаю потери кормильца.

Выплата пенсий осуществляется за счет пенсионного фонда РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ, ПФР является самостоятельным кредитно-финансовым учреждением, осуществляющим свою деятельность, исходя из закона «О банках и банковской деятельности».

Практическая реализация пенсионного обеспечения осуществляется на местах органами социальной защиты населения, которые в этом отношении ведут назначение, перерасчет и выплату пенсий, осуществляют организационно-методическое обеспечение этой деятельности.

Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.

Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.

Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не ме­нее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пересчитываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:

• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социали­стического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями - на 100% мини­мального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.

Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства дети-инвалиды до 16 лет дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия -это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.

Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:

- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)

- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:

- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.

Заявление о назначении пенсии рассматривается органом социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляются за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине органов, назначающих или выпла­чивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).

В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пен­сионного обеспечения.


Из этой статьи вы узнаете:

Какой является средняя пенсия пожилых людей

Каковы размеры пенсий в разных регионах

На какие доплаты к пенсии могут рассчитывать пожилые люди 80 лет и старше

Куда нужно обращаться пожилым людям для получения доплат к пенсии

Главным обоснованием повышения пенсионного возраста с 2019 года является увеличение пенсии пожилых людей. Средства на повышение размера выплат и улучшение благосостояния граждан будут формироваться за счет освободившихся в Пенсионном фонде денег. Так как с 2019 года пенсионеров станет меньше, появится возможность увеличить выплаты. Ниже мы расскажем, на какую индексацию могут надеяться те, кто уже закончил свою рабочую карьеру.

Пенсия пожилых людей в 2019 году

Средние данные, которые упоминает министр труда, ошибочны как раз потому, что они средние. В действительности же у некоторых пенсионеров выплаты вырастут более чем на 1000 рублей в месяц, а у других – менее. Кроме того, остается часть пожилых людей, кому пенсии поднимать не планируется в принципе. И это как раз о самых неблагополучных стариках в России. Давайте разберемся в данной несправедливости. Процент людей, получающих минимальную пенсию, достаточно высок. Это граждане, которые никогда не работали по объективным причинам (инвалиды детства) или просто не участвовали в экономике страны. Таким полагается минимальная пенсия в размере 7000 рублей в месяц. Но в некоторых регионах прожиточный минимум больше этой суммы. Например, если прожиточный минимум в регионе составляет 9000 рублей, а пенсия – 7000, то государство доплачивает человеку 2000 рублей, чтобы ему было, на что жить. Иными словами – проявляет заботу об этом гражданине. Соответственно, рассчитывать на повышение пенсии в таком случае – абсурдно и неблагодарно.

Рекомендуемые к прочтению статьи:

На деле это выглядит следующим образом: социальная пенсия в 7000 рублей с начала 2019 года будет равняться примерно 7500, и из бюджета все равно пойдет доплата до прожиточного минимума, но в меньшем объеме. Суммы фактических начислений в этом случае никаких изменений не претерпят. То есть таких пожилых людей средняя индексация по стране вообще никак не касается.

Существуют ли хоть какие-то шансы, что размеры социальной пенсии вырастут? Конечно, да, но они очень призрачны. Это произойдет в том случае, если власти конкретного региона серьезно поднимут прожиточный минимум. Допустим, администрация Удмуртии (к примеру) приведет аргументы, что в республике прожиточный минимум не 8500–9000, а 13 000–15 000. Тогда и минимальные пенсии вырастут до этих размеров. Информация о прожиточном минимуме берется из цен на основные продукты питания и стоимости оплаты коммунальных услуг. Она индексируется в случае ощутимой инфляции и в каждом регионе различна.
То есть минимальная пенсия напрямую зависит от решения властей каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации. В июне текущего года появилась информация о том, что рассматривается возможность принятия единого прожиточного минимума по всей стране, и вопросы, связанные с ним, будут решаться на уровне Государственной Думы, а не администраций регионов. Однако надеяться на то, что минимальную пенсию приравняют к московской, все же не стоит. Скорее, у жителей столицы будет пересмотрен прожиточный минимум в меньшую сторону, так как будут браться данные в среднем по стране. Таким образом, повышение произойдет только там, где этот показатель имеет среднее значение. На сегодняшний день он составляет 8500 рублей. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что размер выплат за счет повышения пенсионного возраста ощутимо вырастет только у тех, у кого сейчас пенсия выше средней. Пожилые люди, получающие социальную минималку, это вряд ли ощутят.

Пенсионные выплаты в 2019 году в разных регионах

Как мы знаем, средний показатель редко отражает реальность. Кто-то ест капусту, кто-то – рис, а кто-то – мясо, и в среднем эти три человека едят голубцы. Людей больше интересует привязка к региону. Ведь именно данный фактор влияет в конечном итоге на размер пенсий.

В текущем году минимальные выплаты по субъектам страны выглядят следующим образом:

московские пенсионеры получают минимум 11 908 рублей;

питерские – 8796 рублей;

саратовские – 7931 рубль;

самарские – 8418 рублей;

волгоградские – 8791 рублей;

курские – 9170 рублей;

камчатским пожилым людям повезло больше всех: повышающий коэффициент этого региона вывел минимальную пенсию на уровень 17896 рублей;

обратная ситуация в Новосибирске – здесь выплата составляет 8788 рублей;

екатеринбургским пенсионерам положено почти столько же – 8796 рублей;

гражданам Казани – 8479 рублей;

пенсионерам из Нижнего Новгорода – 8324 рубля;

челябинским – 8779 рублей;

омским гражданам – 8464 рубля.

Нерешенным остался вопрос о работающих пожилых людях. А их в стране примерно 9,5 миллиона человек (официально трудоустроенных). Если их пенсии не подвергнутся индексации, Пенсионный фонд сэкономит 0,7 % в текущем году и 0,6 % в 2019-м.

Читайте материал по теме: Пенсия по старости

Права и льготы для пенсионеров старше 80 лет

По достижении возраста 80 лет граждане, получающие страховую пенсию по старости, приобретают право на дополнительную финансовую помощь, предусмотренную законодательством для этой категории лиц:

Право на ежемесячную компенсацию для лица, которое ухаживает за престарелым человеком.

Кроме этого, осуществляется социальная поддержка и предусмотрены дополнительные льготы. Их размеры и наличие зависят от законодательства региона и местности, в которой проживает старик.

Надбавка к пенсии после 80 лет в 2018 году

Для граждан, которые работали в условиях Крайнего Севера, предусмотрено дополнительное повышение фиксированной пенсии на 100 %, а также:

на 50 % от суммы лицам, отработавшим как минимум 15 календарных лет в условиях «северной» деятельности;

на 30 % от суммы гражданам, отработавшим минимум 20 календарных лет на Крайнем Севере или приравненных к нему территориях.

Пожилым людям, претендующим одновременно и на применение к выплате районного коэффициента, и на повышение пенсии за труд в суровых условиях, выплачивается только что-то одно по их выбору.

При расчетах этих коэффициентов рассматривается перечень местностей и районов, которые относятся к Крайнему Северу, действующий на момент индексации.
Перерасчет пенсии по достижении гражданами восьмидесятилетнего возраста Пенсионный фонд Российской Федерации производит самостоятельно на основании данных персонифицированного учета. Выплата увеличивается автоматически. Следующее после дня рождения пенсионера начисление будет проиндексировано в большую сторону. Самим пожилым людям нет необходимости обращаться в какие-либо инстанции, собирать какие-то документы и писать заявление. Все происходит без непосредственного участия пенсионера.

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Читайте также: