Пенсионное обеспечение населения в государстве

Некоторые граждане относятся к уязвимым категориям населения, поэтому имеют право на материальную поддержку со стороны государства. К такой помощи относится специальная пенсия, которая выплачивается инвалидам или лицам, оставшимся без кормильца. Для оформления таких выплат граждане должны самостоятельно обращаться в отделения соцзащиты с полным пакетом документов.

Понятие пенсии по государственному обеспечению

Бесплатно по России

Она представлена ежемесячной выплатой, которая перечисляется исключительно физлицам, обладающим правом на государственную поддержку на основании своего статуса. При оформлении денежного пособия учитываются положения нормативных актов.

Государственное обеспечение предлагается лицам, которые пострадали при техногенных катастрофах или военных конфликтах. Выплата полагается гражданам, которые потеряли кормильца или не могут заниматься трудовой деятельностью по состоянию здоровья.

Величина выплаты рассчитывается индивидуально, для чего учитываются разные факторы, на основании которых граждане причисляются к определенной категории населения.

Если гражданин имеет право на выплату от государства по нескольким критериям, то он может воспользоваться только одной компенсацией, причем выбирается обычно самый большой размер.

Виды пенсий

Существует несколько видов пенсионного обеспечения:

  • по старости, причем выплата назначается всем лицам при достижении пенсионного возраста и наличия нужного числа баллов и стажа;
  • по потере кормильца, когда дети или жены остаются без средств;
  • по инвалидности, так как граждане теряют возможность самостоятельно заниматься трудовой деятельностью, поэтому государство обеспечивает их оптимальным размером дохода;
  • за выслугу лет, причем выплата предлагается лицам с существенным стажем и другими заслугами;
  • социальные пособия.

Деньги выделяются из федерального бюджета, а также представлены компенсацией дохода, который утрачен гражданами по разным причинам, связанным с достижением пожилого возраста или потерей трудоспособности.


Кому назначается пенсионное обеспечение по выслуге лет

Данная компенсация выплачивается только лицам, которые занимались трудовой деятельностью в государственных инстанциях.

К ним относятся следующие физлица:

При достижении конкретного возраста такая выплата назначается лицам, которые представлены участниками ликвидации техногенных катастроф. Если люди получили заболевание или инвалидность при этих катастрофах или во время устранения последствий, то им назначается финансовая поддержка от государства.

Кому предлагается пенсия по старости

Она выдается только гражданам, которые официально проработали достаточное количество времени, чтобы набрать нужный стаж и число баллов. В 2020 году для этого требуется 11 лет стажа и 18,6 баллов.

Так как в 2018 году была проведена масштабная пенсионная реформа, то постепенно вышеуказанные значения повышаются. Поэтому к 2025 году потребуется 15 лет стажа и 30 баллов. Если не удастся достигнуть этих показателей, то человек получает социальную выплату, размер которой не превышает прожиточного минимума.

Пенсия по старости оформляется в заявительной форме, а также каждый гражданин имеет возможность проверять свои баллы в личном кабинете на сайте ПФ. Здесь же допускается подавать заявления на перерасчет, получать выписки или совершать другие действия без необходимости посещения отделения учреждения.

На основании ФЗ №166 право на пенсии имеется не только у россиян, но и у иностранцев, постоянно проживающих в России и уплачивающих нужные взносы. Социальное пособие выплачивается только иностранцам, которые обладают какими-либо заслугами перед РФ. Размер выплаты от государства намного выше обычной страховой пенсии, так как она компенсирует потерю потенциального дохода, который мог бы получать человек, если бы не потерял трудоспособность или кормильца.

Кто может обратиться за пенсией по инвалидности

Она назначается исключительно лицам, которые официально оформили группу инвалидности. Размер выплаты зависит от вида группы. Дополнительно оформляется выплата для детей-инвалидов, но получателями выступают опекуны или родители.

Пенсия регулярно индексируется, а чтобы получать ее постоянно, инвалид должен своевременно проходить комиссию, подтверждающую нетрудоспособность человека.

Кому выплачивается пенсия по потере кормильца

Выплата назначается лицам, которые потеряли близкого человека, обеспечивающего их материально.

Поэтому она оформляется следующими гражданами:

  • несовершеннолетними детьми умершего гражданина;
  • детьми, которым больше 18 лет, но они учатся на очной форме в вузе по аккредитованной программе, но им должно быть меньше 23 лет;
  • иждивенцы, которые находились на материальном обеспечении умершего гражданина, причем к ним обычно относятся нетрудоспособные супруги и родители.

Особенности социальной пенсии

На основании новой пенсионной реформы все пенсии, выплачиваемые государством, делятся на три вида: страховая, социальная и накопительная. Социальная назначается исключительно гражданам, которые обладают необычным статусом, поэтому нуждаются в материальной поддержке от государства.

При расчете социальной выплаты не учитывается стаж работы и другие критерии, важные для страховой пенсии. Она предлагается инвалидам или несовершеннолетним гражданам.

К правилам перечисления средств относится:

  • деньги выплачиваются ежемесячно на основании специального графика;
  • нередко они начисляются совместно с другими пенсиями или иными выплатами от государства;
  • обращаться за выплатами необходимо к представителям ПФ;
  • для получения средств гражданин, претендующий на пенсию, должен подготовить заявление и другие документы, подтверждающие его статус;
  • бланк заявления можно получить непосредственно у работников ПФ или скачать на сайте;
  • в заявлении перечисляются основные обстоятельства, на основании которых человек претендует на государственную поддержку, например, указывается престарелый возраст, группа инвалидности или потеря кормильца;
  • если оформляется пенсия по потере кормильца, то в пакет документов включается свидетельство о смерти, а если получателем выступает нетрудоспособная супруга, то она должна передать свидетельство о заключении брака и справку об инвалидности;
  • если обращается совершеннолетний ребенок, обучающийся очно в вузе, то ему нужна справка из образовательного учреждения.

На досрочную пенсию могут рассчитывать представители малых народностей, но у них должны иметься бумаги, подтверждающие их статус, причем справку можно получить в местной администрации или у управляющего общиной.

Так как инвалидам приходится регулярно подтверждать свой статус путем прохождения специальной комиссии, то новую справку придется постоянно передавать работникам ПФ. Допускается привлекать к этому процессу представителя, поскольку инвалиды не всегда могут самостоятельно посещать разные учреждения. У доверенного лица должна иметься доверенность, заверенная нотариусом.

Обращаться за выплатами следует в ПФ по месту прописки. Если у человека отсутствует постоянная регистрация, то выбирается отделение по месту временного пребывания. Процедура выполняется в любое время, так как отсутствуют временные ограничения.

Подавать документы можно при личном посещении инстанции, а также путем отправки документов почтой или использования услуг МФЦ. При наличии идентифицированной учетной записи, используются возможности портала Госуслуг.

Производится ли индексация выплат

Социальная пенсия постоянно увеличивается за счет индексации, для чего учитывается размер инфляции. Для повышения выплаты принимаются соответствующие Постановления. В апреле 2020 года произведена очередная индексация на основании ПП №271. Поэтому теперь используется коэффициент 1,02, применяемый к базовому значению.

Для инвалидов 3 группы пенсия в 2020 году увеличена на 88 руб., а для инвалидов 2 группы – на 103 руб. Для инвалидов 1 группы прибавка составила 207 руб., а для детей-инвалидов она равна 248 руб.

Социальные выплаты выдаются разными способами, причем подходящий метод указывается гражданином при заполнении заявления. Для этого деньги могут перечисляться на банковскую карту или счет, а также могут выдаваться денежными переводами или через отделения почты. Допускается выбрать доставку денег почтальоном, который ежемесячно приходит домой к получателю, выдавая деньги в наличном виде.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Государственное обеспечение предлагается только уязвимым категориям населения. Они имеют право на разные выплаты, которыми компенсируют неполученный доход. Выплаты назначаются обычно инвалидам и несовершеннолетним детям, оставшимся без кормильца. Средства перечисляются на счет или выдаются в наличной форме.

История развития пенсионного обеспечения

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?

Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.

Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».

Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».

Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Как можно заметить, проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущности системы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, так и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико – правовых отношений как в области финансов, так и в области правового обеспечения пенсиями населения.

Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни. Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности. Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.

История развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I. В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец. Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы. Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Пенсионное обеспечение в СССР

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е. уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности. Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

В дальнейшем социальная защита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложения государства в развитие промышленности, индустриализацию страны получила развитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс. крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургические заводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появились новые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная, авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Список может быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в 1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же за предвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупных предприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг. Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в 1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих и служащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионного возраста.

Таким образом, с конца 19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране еще почти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих и служащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964 года. В 1964 году пенсии по старости были установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию был установлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих. Но в 1968 году было установлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всех граждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.

Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий. Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

Год Изменения
2015 В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
2016 В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.
2017 В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан.
2018 – 2019 (плановый) Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступила в силу новая конструкция пенсионных и предпенсионных правил, предусматривающая:

— поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости,

— сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

— изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

— разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

— расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров.

Эти правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение должно учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику. Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогноза Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн. человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 % .

Увеличение количества занятых предпенсионных возрастов в экономике в совокупности с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением фонда заработной платы на 2019-2021 гг., продлением моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, отказом от индексации для работающих пенсионеров повлияют на структуру доходов бюджета Пенсионного фонда на 2019-2021 гг. Если в 2016 г. на долю страховых взносов которых приходилось 54,4% в общем объеме доходов, то к 2021 г. планируется увеличение до 64,5 % доходов бюджета Пенсионного фонда. Если доля трансфертов федерального бюджета РФ в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда составляла в 2016 г. 44,0 %, что соответствует 3,9% ВВП, то ожидается, что к 2021 г. межбюджетные трансферты должны сократиться до 35,6 % в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда, т.е. до 2,8% ВВП.

В результате, реализация новых правил позволяет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроенность функционирования пенсионной системы в общую социально-экономическую динамику развития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при некомпенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Таким образом, пенсионное обеспечение в России уже на протяжении нескольких десятилетий находится в процессе формирования и глубокого реформирования. Ключевой целью эффективной пенсионной системы является обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения на основе взаимодействия социальных, демографических и экономических критериев выполнения пенсионных обязательств.


На протяжении жизни человек сталкивается с самыми разнообразными ситуациями, одни из них положительные, другие отрицательные. Рано или поздно наступает период, когда человек не может о себе позаботиться, тогда ему на помощь приходит государство. В нашей стране предусмотрены государственные пенсии самых различных назначений. В данной статье мы рассмотрим все их виды, кому и когда они положены.

Что такое государственная пенсия, и каким законом она регулируется?

Государственная пенсия – это ежемесячные выплаты из бюджета страны людям, лишенным по каким-то причинам дохода или любых средств к существованию. Это компенсация утерянной заработной платы, а так же поддержка со стороны государства, которую могут получить либо нуждающиеся, либо заслужившие ее.

На гос. обеспечение имеют право:

  • госслужащие на федеральном уровне;
  • военнослужащие;
  • участники ВОВ;
  • владельцы знака «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • космонавты, летчики-испытатели;
  • инвалиды;
  • жертвы техногенных и радиационных катастроф;
  • близкие родственники вышеперечисленных людей согласно закону о государственной пенсии.

На получение выплат имеют право не только россияне, но и иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в России, если попадают под одну из категорий.

Если у человека складываются жизненные обстоятельства так, что он подходит одновременно под несколько видов гос. субсидирования, ему предоставляется возможность выбрать более выгодное для себя.
Законом также предусмотрены случаи, когда человек может получать две выплатысразу.В данной статье мы рассмотрим варианты, кто и на какую пенсию может рассчитывать.

Виды государственной пенсии

Законодательством предусмотрены разные виды обеспечения граждан. Под государственными пенсиями подразумевается:

  • за выслугу лет;
  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца;
  • социальная пенсия.

Случается, что гражданин соответствует требованиям для получения двух пособий одновременно. И законодательством предусмотрены такие ситуации. Рассмотрим,кто и какие пенсии может получать:

Категория гражданПолучение 2 субсидий одновременно
Инвалиды вследствие военных травмПо инвалидности + страховая по старости
Участники ВОВПо инвалидности + страховая по старости
Награжденные званием «Житель блокадного Ленинграда»По инвалидности + страховая по старости
Родители призывников, погибших во время службы или после нее в результате раненияПо потере кормильца + страховая по старости
+ социальная
+ за выслугу лет
Жены погибших на службе военнослужащих, если не вышли замуж повторноПо потере кормильца + страховая по старости
+ социальная
+ за выслугу лет
Граждане, подвергшиеся облучению во время катастрофы на ЧАЭС или при ликвидации последствий на станции и прилегающих территориях, ставшие инвалидами из-за катастрофыПо потере кормильца + страховая по старости
+ социальная
Семьям погибших космонавтовПо потере кормильца + любая другая, под которую попадает
Сотрудники федеральных госслужбПо выслуге лет + доля страховой пенсии по старости
Летчики-испытателиПо выслуге лет + доля страховой пенсии по старости
Военные, за исключением прохождения срочной службыСтраховая по старости + за выслугу лет
+ по инвалидности
КосмонавтыСтраховая по старости + за выслугу лет
+ по инвалидности

Ниже мы разберем все виды гос. обеспечений более подробно, кому, когда и в каком размере они причитаются.

Государственная пенсия по старости

Данное субсидирование предусмотрено для людей, пострадавших от радиационных и техногенных катастроф. Сюда относятся и те, кто работал, ликвидировал, проживал в зоне радиационного облучения.

Условия назначения данной материальной помощи различны. Рассмотрим их в зависимости от предусмотренной законом градации:

Категория людейВозраст выхода на пенсию мужчиныВозраст выхода на пенсию женщины
Ликвидаторы аварии на ЧАЭС в 1986-87гг.
Эвакуированные из зоны поражения.
Инвалиды из-за катастрофы на ЧАЭС
5045
Ликвидаторы аварии на ЧАЭС в 1988-90гг.
Перенесшие лучевую иди другую болезнь, связанную с облучением при самой катастрофе ЧАЭС или ликвидации ее.
Работники в зоне отчуждения.
Инвалиды из-за катастрофы на ЧАЭС
5550
Переселенцы из зоны облучения.
Жители зоны облучения до миграции.
Трудящиеся в этой зоне, но не проживающие там
На 3 года раньше возраста выхода на пенсию по старости.
Также за каждый прожитый или проработавший год минус 6 месяцев, но суммарно не более 7 лет
На 3 года раньше возраста выхода на пенсию по старости.
Также за каждый прожитый или проработавший год минус 6 месяцев, но суммарно не более 7 лет
Жители зоны с правом миграции.
Добровольно переехавшие из этой зоны
На 2 года раньше возраста выхода на пенсию по старости.
Также за каждые 3 года прожитые или проработавшие в такой зоне год минус 12 месяцев, но суммарно не более 5 лет
тоже самое
Жители зоны с льготным соц. экономическим статусомНа 12 месяцев раньше возраста выхода на пенсию по старости.
Также за каждые 4 года прожитые или проработавшие в такой зоне год минус 12 месяцев, но суммарно не более 3 лет
тоже самое
Инвалиды в результате подобных катастроф, но не чернобыльскойСогласно нормативным актам, разработанных для этой категории граждан.тоже самое

Также должно быть соблюдено условие наличия трудового стажа, ссылаясь на закон:

  • №166-ФЗ от 15.12.2001 – от 5 лет;
  • №1244-1 от 15.05.1991+нормы 400-ФЗ от 28.12.2013. – 15 лет стажа и 30 пенсионных баллов. При этом происходит поэтапное повышение стажа с 2015 по 2024, с 6 лет до 15 лет соответственно. Пенсионные баллы увеличиваются тоже постепенно с 2015 по 2025, путем прибавления к показателю 6,6 б. по 2,4 б. ежегодно.

Пособие выдается бессрочно, назначается с 1 числа месяца обращения, выплачивается ежемесячно.

Размер государственной поддержки для пострадавших и ликвидаторов катастрофы – 250% от размера соц. пенсии; для жителей и работников облученной зоны – 200%; за нетрудоспособного иждивенца в семье – доплата 1208,90 руб., но не более чем за троих.

Для обывателей Крайнего Севера и приравненных районов размер субсидии рассчитывается с прибавлением районного коэффициента.

Государственная пенсия за выслугу лет

На обеспечение за выработку могут рассчитывать военные, бюджетники на федеральном уровне, летчики-испытатели и космонавты. При достижении пенсионного возраста они вдобавок получают и страховую пенсию.

Категория людейМинимальный стаж, лет
КосмонавтыСтаж у мужчин – 25, у женщин – 20.
Из них в летном составе мужчины – 10, женщины – 7,5.
Летчики-испытателиСтаж у мужчин – 25, у женщин – 20.
В летной работе мужчины – 20, женщины – 15.
Военные20
Федеральные госслужащиеВ 2019 стаж составляет 16,6.

Пенсия выдается бессрочно, назначается 1 числа месяца обращения, выплачивается ежемесячно.

Государственная пенсия по инвалидности

Полагается людям I, IIи III группы инвалидности, имеющим трудовой стаж от 1 дня. Условия получения инвалидности и трудовая занятость в момент обращения не имеют значения. При признании человека инвалидом медико-социальная экспертиза направляет подтверждающие документы в орган пенсионного обеспечения.

Пособие выдается до тех пор, пока инвалидность обоснована, либо пока не положена выплата по старости. После достижения пенсионного возраста, при наличии 15 лет стажа и 30 баллов пенсионного коэффициента, инвалиду будет положено страховое обеспечение.

Пенсия по нетрудоспособности выплачивается помесячно. При наличии иждивенцев к ней предусмотрены доплаты. Для инвалидов-северян пенсия начисляется с учетом районного коэффициента.

Государственная пенсия по потере кормильца

Субсидия по потере кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи в случае кончины военнослужащего, космонавта, а также пострадавших от радиационных и техногенных катастроф.
Эта помощь выдается каждый месяц до тех пор, пока человек, которому это пособие полагается, является нетрудоспособным, либо на постоянной основе. Назначается с 1 числа месяца обращения.

Выплачиваются данные пенсии семьям, потерявшим кормильца. Рассмотрим условия выплат:

  • при смерти военного во время службы или в течение 3 месяцев после увольнения;
  • при смерти военного, наступившая после 3 месяцев от даты увольнения, из-за ранения или заболевания, возникшего во время службы;
  • люди, пострадавшие от лучевой болезни или других болезней из-за облучения при катастрофе и ликвидации ЧАЭС;
  • люди, получившие инвалидность из-за катастрофы на ЧАЭС;
  • ликвидаторы после катастрофы на ЧАЭС;
  • пострадавшие от других радиационных катастроф, кроме чернобыльской. В этом случае условия получения регламентируются локальными актами;
  • гибель космонавтов со званием «Летчик космонавт СССР» и «Летчик космонавт Российской Федерации» или кандидатов в космонавты во время работы.

Если кормилец умер из-за военного ранения, нетрудоспособному члену семьи полагается выплата в размере 200% соц. пенсии; если из-за приобретенного заболевания во время службы, то размер выплат – 150%.

При потере кормильца, имевшего отношение к катастрофе на ЧАЭС, детям полагается субсидия 250% соц. пенсии, а другим нетрудоспособным в семье — 125% на каждого.

При смерти космонавта или кандидата в космонавты выплачивается 40% от его заработка на каждого нетрудоспособного в семье.

Социальная пенсия

Государственная социальная пенсия выплачивается нетрудоспособным гражданам, а именно:

  • инвалидам I, IIи III группы;
  • инвалидам с детства;
  • детям-инвалидам;
  • при потере родителей или одного родителя детям до 18 лет, а также до 23 лет студентам на очной форме обучения;
  • детям-подкидышам, если родители неизвестны;
  • по старости народам Севера с малой численностью в возрасте 55 для мужчин и 50 для женщин, остальным гражданам РФ в возрасте 70 (мужчинам) и 65 (женщинам), в этом же возрасте иностранцам, постоянно проживающим на территории РФ более 15 лет.

Для оформления таких выплат обязательно соответствие требованиям:

  1. Постоянно проживать в России.
  2. Быть признанным нетрудоспособным.

Выплаты производятся каждый месяц, с первого дня месяца подачи заявления. Срок выплат:

  • по старости – до конца жизни;
  • по инвалидности — пока она подтверждается или бессрочно;
  • по потере кормильца или при неизвестности родителей — до достижения работоспособного возраста либо бессрочно.

Пенсия за выслугу лет госслужащим

Получить ее могут только по выработке. Она не оформляется в ПФ, сотрудник отдает заявку в отдел кадров на месте работы. Выплачивается ежемесячно, с первого дня месяца обращения. Одновременно гражданин имеет право на получение доли страховой пенсии по старости.

Условия назначения

Для выхода на пенсию сотруднику гос. службы нужно:

  1. Иметь достаточный стаж, с 2017 года происходит повышение стажа на 6 месяцев ежегодно. В 2019 он составляет 16 лет и 6 мес. Увеличение этого показателя будет до 2026г., к этому времени он будет приравниваться к 20 годам.
  2. До подачи заявления на выплату у бюджетника должен быть непрерываемый стаж на гос. службе в течение года.
  3. Увольнение со службы должно быть не по вине сотрудника, за исключением статьи по собственному желанию или по возрасту. Получать пособие по выслуге лет и продолжать работать на службе нельзя.
  4. Достижение пенсионного возраста.

Как рассчитывается?

Размер выплат зависит от заработка за последние 12 месяцев и количества отработанных лет. Нужно сосчитать свой среднемесячный заработок за последний год, учитывая премии и надбавки, кроме больничных, отпусков, в т.ч. по беременности и родам.

При выработке минимального стажа выплата будет составлять 45% от среднемесячного заработка. Если выработано больше лет, тогда за каждый год будет прибавлено еще по 3%.

Индексация государственной пенсии

С 01.04.2019 государственные пенсии будут проиндексированы на 2%. Индексация проходит пропорционально росту прожиточного минимума пенсионера за предыдущий год. Таким образом, чтобы узнать какой размер выплат ожидается с апреля 2020, нужно умножить получаемую пенсию на коэффициент 1,02.

Заключение

В данной статье мы рассмотрели все возможные виды гос. пенсий, а также условия их получения. Из вышенаписанного можно сделать вывод, что рассчитывать на государственную поддержку можно только при отсутствии возможности позаботиться о себе самому. Оформить пенсию, можно обратившись в ПФР или МФЦ лично, а также путем личного кабинета на сайте ПФР, за исключением пенсии по выслуге лет для госслужащих, она оформляется в отделе кадров. Выдаются пособия ежемесячно.

Читайте также: