Развитие института досрочных пенсий

Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ разработана в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597.Стратегия разрабатывалась Министерством труда России и Пенсионным фондом РФ совместно с заинтересованными ведомствами в рамках рабочей группы при Минтруде России.

Положения проекта Стратегии широко обсуждались в средствах массовой информации, с представителями работников Профсоюзов, на заседаниях Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в Государственной Думе Федерального Собрания РФ, Совете Федерации Федерального Собрания РФ, Российском союзе промышленников и предпринимателей.Текст Стратегии опубликован на сайте Минтруда России.

Одним из направлений реализации Стратегии является преобразование системы досрочных пенсий.

1 - Прежде всего нужно четко усвоить основные принципы преобразования этого института :

сохранение системы социальных гарантий работникам, занятым на производствах с особыми условиями труда;

поддержание доверия граждан к закону и действиям государства;

недопустимость внесения произвольных изменений в действующее законодательство;

установление переходного периода в целях создания условий для постепенной адаптации граждан к новым условиям пенсионного обеспечения.

2 - Недостатки действующей модели :

необеспеченность досрочных пенсий фин.источниками

работодатель не несет дополнительных расходов в связи с наличием «вредных» рабочих мест

слабая заинтересованность работодателя в улучшении условий труда

назначение досрочных пенсий на основании Списков, а не реальной картины условий труда

пенсию «досрочникам» платят те, кто выходит на пенсию в общеустановленные сроки

нет страхового основания для выплат / досрочная утрата профессиональной трудоспособности/

сегодня одинаковый страховой взнос для всех организаций

Действующая в настоящее время система досрочного пенсионного обеспечения, созданная в период существования Союза ССР, принципиально не соответствует современным условиям рыночной экономики, и при этом социально несправедлива.

Финансирование выплат лицам, которым назначена досрочная трудовая пенсия, осуществляется за счет общих доходов бюджета Пенсионного фонда РФ, а не дополнительных страховых взносов работодателей.

Льготные пенсии, по существу, компенсируют неблагоприятные условия труда, ответственность за которые должен нести работодатель, а также позволяют работодателям решать проблему привлечения рабочей силы на производства с вредными условиями труда.

Сложившаяся ситуация не способствует заинтересованности работодателя в улучшении условий труда работников и повышении его безопасности, а также в развитии профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.

Право на получении этих пенсий предоставляется безотносительно к фактическим условиям труда, показателям здоровья и трудоспособности работников.

К сведению : 75 % пенсионеров - «досрочников» ( 2,4 миллиона человек, не достигших общеустановленного пенсионного возраста) продолжают работать после назначения им пенсии.

Отдельного источника финансирования досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда и за выслугу лет не существует, эти пенсии устанавливаются в рамках уплачиваемых работодателями страховых взносов /тариф независим от того, льготируется рабочее место или нет, в какое время выходит сотрудник на пенсию — в 55, в 60, или 50, 45 /.Это снижает возможность к повышению уровня пенсионного обеспечения остальных категорий получателей пенсий (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца).

В результате те издержки, которые должен нести работодатель в целях обеспечения прав на досрочную пенсию, по сути, несут все пенсионеры страны.

Предлагаемая модель реформирования института Досрочных пенсий

Установление дополнительного тарифа страховых взносов для страхователей в отношении работников, работающих на рабочих местах с особыми условиями труда

Список №1 (список №2 и «малые списки») : 2013 — 4 (2) %

/ Причем по расчетам Пенсионного фонда обоснованный тариф для данной категории работодателей 15 % для списка №1 и 10 % для списка № 2/

права застрахованных лиц :

для лиц, имеющих «полный» специальный стаж :

со храняется право на назначение и выплату досрочных трудовых пенсий в рамках обязательного пенсионного страхования

для лиц, имеющих «неполный» специальный стаж:

- приобретение права на включение периодов работы в специальный стаж при уплате страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере (сохраняется право на назначение досрочной трудовой пенсии)

- предоставление социальных гарантий и компенсаций в соответствии с коллективным / индивидуальным трудовым договором

При этом подходе работодатели освобождаются от уплаты страховых взносов в увеличенном на дополнительный тариф размере

для лиц, не имеющих специального стажа на определенный законодательством момент времени :

предлагается иная модель формирования прав за работу во вредных условиях, но уже не в рамках обязательного пенсионного страхования, а в рамках социального страхования, страхования риска утраты профессиональной способности. Необходимо будет конечно же оценивать — способен ли работник по истечении определенного периода времени к работе во вредных условиях, в этой профессии или нет.

Досрочные пенсии не отменяются. Конкретные Законы будут приниматься уже в следующем году.

В прежнем пенсионном законодательстве право на досрочное назначение трудовой пенсии называли правом на льготную пенсию, которая назначалась педагогам, медикам, артистам, летчикам и др.

Теперь если трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, то ее называют досрочной трудовой пенсией по старости.

Законом предусмотрено более 20 оснований назначения таких досрочных трудовых пенсий. По каждой категории лиц, перечисленной в Законе «О трудовых пенсиях», утверждены списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия.

Досрочное пенсионное обеспечение в «государстве рабочих и крестьян» определялось задачами, в разные периоды стоявшими перед страной. В 1925 г. было объявлено о досрочном выходе на пенсию «по выслуге» Известия НКТ СССР" 1925 г. № 48 - 49; 1930 г. №№ 10 и 19. народных учителей, в начале 30-х гг. -- медицинских, ветеринарных работников, агрономов, работников гражданского воздушного флота, а в 1932 г. был утвержден первый «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсий» Постановление СНК РСФСР от 04.09.1932 n 903 "По докладу НКТруда РСФСР о деятельности органов социального страхования за 1931 год и 1 полугодие 1932 года" п. 1-3. - М.: Известия. 1932.

Список тот состоял из 136 профессий, а право на пенсионное обеспечение на льготных условиях возникало при достижении мужчинами и женщинами возраста 50 лет при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых не менее 10 лет должно было приходиться на подземные или другие вредные работы.

После победы в Великой Отечественной войне страна нуждалась в скорейшем восстановлении народного хозяйства. И в 1947 г. система льготного пенсионного обеспечения распространилась на угольную промышленность, геологию и черную металлургию, в 1948 г. -- на асбестовую, химическую, рыбную промышленность, цветную металлургию, промышленность районов Севера, в 1949 г. -- на золотоплатиновую, алмазную, нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, железнодорожный транспорт и отдельные сельскохозяйственные профессии.

К 1956 г. система льготного пенсионного обеспечения охватила связь, морской и речной флот, энергетику и электрификацию, промышленность искусственного волокна, электротехническую, кинопленочную, торфяную, лесную и бумажную промышленность. В 1972 г. были разработаны показатели предоставления льготного пенсионного обеспечения на основе гигиенической классификации условий труда, на основании которых в Списки 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, дополнительно включили свыше 500 профессий и должностей с числом занятых до 1,5 млн человек.

Действующие в настоящее время Списки были утверждены постановлением Совета министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет».

По этим спискам право на льготные пенсии получили работники более чем 1700 профессий и должностей. Многих профессий уже нет, другие заменила автоматика, а списки неприкосновенны и по сей день.

Реформирование системы досрочных пенсий ведется с 90-ых годов. За это время в пенсионной системе вместо распределительного принципа введен страховой, а точнее, смешанный распределительно- накопительный принцип. В пенсионное страхование введен персонифицированный учет. Развивается негосударственное пенсионное обеспечение. Вместе с тем досрочное пенсионное обеспечение каких либо изменений не претерпело. Были попытки, которые реального очертания не приобрели. Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в РФ в 1995 году была сформулирована задача упорядочить назначение досрочных пенсий в зависимости от реальных условий труда на рабочих местах, что непременно повысило бы заинтересованность работодателей благоприятных условий труда на производстве.

Позже были включены соответствующие положения, предусматривающие постепенный отказ от действующей системы досрочных пенсий и перевод их в профессиональные пенсионные системы. Решением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации указанные проекты федеральных законов были сняты с дальнейшего их рассмотрения в связи с тем, что не был решен вопрос финансирования профессиональных пенсионных систем. Выплата досрочных пенсий продолжала финансироваться исключительно за счет общей массы взносов по обязательному пенсионному страхованию, хотя такие расходы не охвачены страховыми тарифами. Учитывая большое количество уходящих на досрочню пенсию, такая ситуация существенно снижает возможность повышения уровня пенсионного обеспечения в целом для всех пенсионеров. В условиях дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации ситуация с выплатой досрочных пенсий требовала ее разрешения.

Правительство Российской Федерации своим распоряжением от 25 декабря 2012 года №2524-р утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации, в которой отведено место о проблеме досрочных пенсий. Предусмотренные Стратегий дополнительные тарифы страховых взносов касаются почти всех категорий застрахованных лиц.

Стратегией предусматриваются очень важное положение, согласно которому работодатели могут освобождаться от уплаты дополнительных страховых взносов в зависимости от состояния условий труда на рабочих местах застрахованных лиц, которые будут определяться по результатам специальной оценки условий труда. Это положение закреплено в статьях 3 и 4 Закона от 03.12.201 г., согласно которым специальная оценка условий труда будет проводиться в порядке, устанавливаемом федеральным законом.

Стратегией предлагается создание работодателями в рамках коллективных или трудовых договоров или в рамках своих локальных актов корпоративной системы дополнительных социальных гарантий, в которую наряду с другими дополнительными социальными гарантиями и компенсациями будет выводить дополнительное пенсионное страхования.

С 17.12.01. право граждан на досрочные трудовые пенсии регулируется ст. 27-28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (по возрасту).

Однако на этом реформы досрочных пенсий в Российской Федерации не заканчиваются, может быть изменен порядок назначения досрочных пенсий. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития работает над концепцией досрочного развития пенсионной системы до 2050г., в которую предлагается заложить целый ряд изменений, чтобы сделать систему более сбалансированной. Одной из наиболее насущных проблем сейчас является дефицит Пенсионного фонда. В этом году он составляет около триллиона рублей, который покрывается из федерального бюджета. С одной стороны - во многих странах мира пенсионная система дотируется государством, но с другой - дыры в нашей системе неоправданно большие, по мнению рядов экспертов. Причин дефицита несколько: во-первых, Минфин переложил на ПФР выплаты базовой части пенсии, которая ранее выплачивалась за счет государства. Часть поступающих средств отсекается на накопительную часть пенсии. Более 33% (13 миллионов) пенсионеров выходят на пенсию досрочно. Собираемость страховых взносов оставляет желать лучшего. Продолжается конвертная выплата зарплаты и уход от уплаты страховых взносов. Ухудшается демографическая ситуация - растет количество пенсионеров и уменьшается количество трудоспособного населения. Все это еще более усложняет финансовую ситуацию в пенсионной системе.

Таким образом, мы выяснили, что, во-первых, законодательство о досрочном пенсионном обеспечении дает начало с Советского периода и продолжается развиваться чуть менее 70 лет, за столь большой промежуток данное законодательство неоднократно подвергалась изменениям, на это влияла смена власти, Великая Отечественная война и прочие не менее важные факторы.

Во-вторых, часть основных законов о досрочном обеспечении Российская Федерация переняла от Советской власти и с начала 90-ых годов вела реформирование системы досрочных пенсий. За это время в пенсионной системе вместо распределительного принципа введен страховой, а точнее, смешанный распределительно-накопительный принцип. В пенсионное страхование введен персонифицированный учет. Развивается негосударственное пенсионное обеспечение.

Несмотря на состоявшееся повышение пенсионного возраста для абсолютного большинства граждан, некоторые категории после всех изменений в пенсионной системе все же имеют право на назначение досрочной пенсии по старости. Среди них – женщины со стажем 37 лет и мужчины со стажем 42 года, многодетные матери, воспитавшие троих или более детей, и др. (ч.1.2 ст.8, ч.1 ст.32 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ). Кроме того, право на назначение досрочной пенсии сохранилось и у лиц, вынужденно лишившихся работы, которым до достижения пенсионного возраста осталось всего несколько лет. То есть речь идет о предпенсионерах (ч.2 ст.5 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, далее – Закона РФ N 1032-1).

Что такое досрочная пенсия, и кто из безработных имеет на нее право

Досрочная пенсия – это пенсия, которая назначается человеку ранее, чем он достигнет общеустановленного пенсионного возраста. Безработным гражданам, зарегистрированным в органах службы занятости, может быть назначена досрочная пенсия не ранее, чем за 2 года до наступления пенсионного возраста (ч.2 ст.32 Закона РФ N 1032-1). Так, в общем случае право на пенсию по старости с учетом переходного периода возникнет :

— в I полугодии 2020 года у женщин, достигших возраста 55,5 лет, и у мужчин, достигших 60,5 лет;

— во II полугодии 2021 года у женщин, достигших возраста 56,5 лет, и у мужчин, достигших 61,5 года.

Соответственно, сегодня безработные женщины в возрасте 54,5 лет и старше, а также безработные мужчины в возрасте 59,5 лет и старше, еще не получающие пенсию по старости, теоретически имеют право на назначение досрочной пенсии. Но для этого у них должны быть соблюдены определенные условия.

Каковы условия назначения досрочной пенсии безработным

Начнем с того, что предложение оформить досрочную пенсию гражданин получает от специалиста службы занятости при невозможности трудоустройства. То есть сам безработный потребовать назначения досрочной пенсии не вправе. Теперь об условиях.

На досрочную пенсию могут рассчитывать те зарегистрированные безработные, которые:

— имеют страховой стаж 25 лет – для мужчин или 20 лет – для женщин (либо указанный стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочную пенсию по Закону «О страховых пенсиях»);

— были уволены с последнего места работы перед постановкой на учет в службе занятости по причине ликвидации организации (прекращения деятельности ИП-работодателя) либо сокращения численности или штата (ч.2 ст.32 Закона РФ N 1032-1). То есть соответствующее основание расторжения трудового договора должно быть зафиксировано в трудовой книжке безработного. Напомним, что за увольнение предпенсионеров в 2018 году была введена уголовная ответственность, но применяется она, только если имели место дискриминационные мотивы ;

— не отказывались как минимум дважды от подходящей предложенной работы в период безработицы;

— не отказывались от обучения по направлению органов службы занятости;

— не нарушали условия и сроки перерегистрации без уважительных причин (п.155 Правил, утв. Приказом Минтруда от 22.02.2019 N 116н). Как известно, безработные граждане должны являться в органы службы занятости в установленные сроки, но не более 2 раз в месяц. Такие явки – условие для получения ежемесячного пособия по безработице.

Иные условия в Законе «О занятости населения в РФ» не поименованы. Однако на сайте онлайнинспекция.рф также указано, что сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов предпенсионера должна быть не менее минимальной (о том, что такое ИПК и как считается, мы уже рассказывали ). Напомним, что в 2019 году она составляет 16,2 , в 2020 году будет равна 18,6, а в 2021 году – 21.

Отметим, что досрочная пенсия, назначаемая по предложению органа службы занятости, относится к социальным выплатам и, строго говоря, страховой пенсией по старости не является, имеет иные источники финансирования (ч.4 ст.32 Закона РФ N 1032-1). Но сумма досрочной пенсии определяется по тем же правилам, что и обычная страховая пенсия. Поэтому и требуется соблюдение условия о минимальной сумме ИПК.

Кстати, еще одним условием назначения досрочной пенсии является согласие на то самого безработного. Как правило, такие граждане соглашаются на нее довольно легко, поскольку предложению от службы занятости зачастую предшествует несколько тщетных попыток устроиться на работу.

Куда обращаться за досрочной пенсией

Если вы получили предложение от органа службы занятости о назначении досрочной пенсии и согласились на него, то дальше вам нужно обращаться в ваше отделение ПФР по месту жительства. Если предложение было оформлено на бумаге, то вам его выдадут на руки; если же оно составлено в электронном виде, то служба занятости направит его напрямую в орган ПФР и устно сообщит вам об этом.

Кроме предложения от службы занятости в ПФР нужно будет представить:

— заявление о назначении пенсии;

— документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство;

— документы, подтверждающие стаж.

Также ПФР может потребовать предоставить дополнительные документы, к примеру, о смене фамилии, о месте фактического проживания на территории РФ и т.д. В итоге решение о назначении пенсии принимает именно территориальное управление ПФР.

При положительном решении досрочная пенсия назначается с даты подачи заявления и иных документов и выплачивается до даты достижения лицом обычного пенсионного возраста. Очевидно, что как только вам будет назначена досрочная пенсия, вас снимут с учета в качестве безработного и право на получение пособия по безработице вы утратите. А после достижения пенсионного возраста вам нужно будет оформить обычную пенсию по старости.

Если же получится так, что в период получения досрочной пенсии вы официально устроитесь на работу, то должны будете сообщить об этом в ПФР. С момента трудоустройства право на досрочную пенсию вы утратите.


Цена:

Авторы работы:

Научный журнал:

Год выхода:

Текст научной статьи на тему «ИНСТИТУТ ДОСРОЧНЫХ ПЕНСИЙ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

Институт досрочных пенсий: современное состояние и перспективы

канд. экон. наук, доцент кафедры «Антикризисное управление», Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23; e-mail: ir-udal@yandex.ru) Н.М. Удалова,

преподаватель кафедры гражданского права и гражданского процесса, г. Нижний Новгород, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (603155, г. Нижний Новгород, ул. Б. Пе-черская, 25/12; e-mail: ir-udal@yandex.ru)

Аннотация. В статье показано, что досрочные пенсии фактически являются компенсационной мерой, предназначенной для определенных категорий лиц. В настоящее время активно обсуждается необходимость и целесообразность дальнейшего существования данного института. В рамках данной статьи рассматривается современное состояние института досрочных пенсий, а также анализируются дальнейшие перспективы его развития.

Abstract. Early pensions actually are the compensatory measure intended for certain categories of persons. Now need and expediency of further existence of this institute is actively discussed. Within this article the current state of institute of early pensions is considered, and also further prospects of its development are analyzed.

Ключевые слова: досрочные пенсии, реформирование пенсионной системы, институт досрочных пенсий.

Keywords: early retirement, reform of pension

В настоящее время согласно ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в Российской Федерации установлены следующие виды пенсий:

- трудовая пенсия по инвалидности;

- трудовая пенсия по случаю потери кормильца;

- трудовая пенсия по старости.[2]

Так, право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Ее размер определяется в зависимости от группы инвалидности.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в случае потери кормильца в пользу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, которые состояли на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Право на трудовую пенсию по старости в настоящее время в РФ возникает у мужчин, достигших возраста 60 лет, и женщин, достигших возраста 55 лет. При этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа (ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ). [1]

По данным Пенсионного фонда Российской Федерации на 31.12.2011 численность пен-

», institution of early retirement.

сионеров в РФ составила 40 167 426 человек. На выплату пенсий в 2011 году направлено 4,1 трлн. рублей, что на 406,4 млрд. рублей больше, чем в 2010 году. Из них на выплату трудовых пенсий направлено 3,8 трлн. рублей, что на 0,4 трлн. рублей больше, чем в 2010 году.[6]

В настоящее время в российском законодательстве определен перечень ситуаций, в рамках которых выход на пенсию может иметь место и ранее установленного возраста.

В этом случае речь идет о так называемой «досрочной пенсии по старости» или «досрочной трудовой пенсии».

Право на получение досрочной пенсии возникает:

- в связи с осуществлением определенной трудовой деятельности;

- по основаниям, не связанным с профессиональной деятельностью.

Согласно ст. 27 и 27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» к видам трудовой деятельности, которые дает право на получение досрочной пенсии относятся:

- подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;

- работы с тяжелыми условиями труда;

- работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;

Journal of Economy and entrepreneurship, Vol. 7, Nom. 5

- работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;

- работа рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;

- работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах

- работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;

- работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;

- работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);

- работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;

- работа в течение полного рабочего дня на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников;

- работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приему готовой продукции на промысле;

- работа в летном составе гражданской авиации;

- работа, связанная с непосредственным управлением полетами воздушных судов гражданской авиации;

- работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации

- работа в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской

Экономика и предпринимательство, № 5, 2013 г.

обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных;

- работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

- работа на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей;

- осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения;

- осуществление творческой деятельности на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях;

- работа в летно-испытательном составе при непосредственной занятости в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники.[1]

При этом для получения досрочной пенсии необходимо выработать необходимый стаж и/или достичь установленного законом возраста.

К иным категориям лиц, имеющим право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, по причинам, не связанным с профессиональной деятельностью относятся:

- женщины, родившие пять и более детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет;

- один из родителей инвалидов с детства, воспитавший их до достижения ими возраста 8 лет;

- опекуны инвалидов с детства, воспитавшие их до достижения ими возраста 8 лет,

- женщины, родившие двух и более детей, если они проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях;

- инвалиды вследствие военной травмы;

- инвалиды по зрению, имеющие I группу инвалидности ;

- граждане, больным гипофизарным нанизмом (лилипутам), и диспропорциональные карлики;

- лица, работавшие в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;

- лица, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, работавшие в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.

Кроме того, в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению государственной службы занятости лицо

может выйти досрочно на пенсию при соблюдении следующих условий:

- лицо является безработным. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней;

- лицо было уволено в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

- нет возможности для трудоустройства

- соблюдено условие о возрасте (пенсия может быть назначена не ранее чем за два года до наступления соответствующего пенсионного возраста);

- лицо выразило согласие на назначение досрочной пенсии.[3]

В настоящее время около 33% от всего количества пенсионеров, - это люди, которые выходят на пенсию досрочно на 5-10 лет раньше. [8]

Несмотря на относительную простоту процедуры оформления досрочной пенсии, на практике граждане, желающие реализовать свое право на нее, нередко сталкиваются с самыми различными трудностями, которые подчас требуют своего разрешения в судебных органах.

Чаще всего пенсионные органы отказывают лицу в назначении досрочной пенсии в связи с тем, что:[4]

- не подтверждается продолжительность стажа работы;

- возникают сложности при установлении особого характера работы;

- не подтверждается факт полной занятости на тех или иных видах работ;

- наименование специальность, должности в трудовой книжке не совпадает в наименовани

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.



В последние два года пенсионный вопрос не сходит с первых страниц: общество будоражат новые идеи, как переустроить пенсионную систему. Меня этот накал страстей вокруг пенсий уже пугает: проблем действительно много, но далеко не все решения лежат внутри самой пенсионной системы. Наивно надеяться на обеспеченную старость в стране, экономика которой по-прежнему зависит от цен на газ и нефть.

Тем не менее есть давно назревшие проблемы, которые по силам решить внутри самой пенсионной системы. Одна из них — огромное по меркам других стран бремя расходов на выплату так называемых досрочных пенсий. Речь о людях, которые условиями своего труда заслужили право получать пенсию раньше положенных 60 (для мужчин) или 55 (для женщин) лет.

Чаще всего досрочные пенсии связаны с работой на Крайнем Севере, а также с особо тяжелыми и вредными условиями труда. (Другая многочисленная категория «досрочников» это разного рода «силовики» —военнослужащие, сотрудники МВД, МЧС и т. п. Впрочем, они остаются за рамками государственной пенсионной системы и за рамками открытой статистики.) В число досрочных пенсионеров попадают также школьные педагоги и сельские медики, чей труд, несмотря на его общественную полезность, сложно назвать более рискованным или тяжелым, чем, например, труд преподавателей техникумов и вузов. Да и в списках вредных и тяжелых производств присутствие ряда работ или профессий вызывает сомнения. По экспертным оценкам, в России около трети работников, которые по законодательству имеют право на досрочную пенсию (без учета силовиков), трудятся на самом деле в нормальных условиях. При этом на досрочные пенсии сейчас приходится около трети всех ежегодных назначений пенсий.

Средний возраст назначения досрочной пенсии, по данным Независимого института социальной политики (НИСП), в 2007 году составлял примерно 49 лет у мужчин и 48 лет у женщин — соответственно на 11 и 7 лет меньше возраста назначения обычной пенсии. При этом все досрочные пенсии финансируются так же, как и обычные: ни работодатели, ни работники дополнительно в Пенсионный фонд ничего не платят. Иными словами, льготу для части работников оплачивают все остальные.

Традиция эта корнями уходит в наше советское прошлое, когда государство как единственный работодатель с помощью таких мер стимулировало приток людей на опасные и вредные производства, в развитии которых оно было заинтересовано. Поэтому, хотя право представителей отдельных профессий выходить на пенсию досрочно существовало и в других, в том числе капиталистических, странах, нигде эта практика не достигала таких масштабов, как в России.

В странах с рыночной экономикой тяжелые или вредные условия труда могут предполагать более высокую зарплату, получать различные выплаты в связи с профессиональными заболеваниями или травмами; наконец, максимальная продолжительность занятости на таких местах может регулироваться коллективными договорами. Привлекательность же работы в бюджетной сфере — если государство заинтересовано в этом — поддерживается различными инструментами налоговой, жилищной, социальной политики, включая создание специальных — и отдельно финансируемых — пенсионных систем.

В России любые попытки решить проблему досрочных пенсий наталкиваются на удивительно согласованное сопротивление и бизнеса, не желающего роста налоговой нагрузки, и профсоюзов. Так было в 2002 году, когда законопроект о создании обязательных профессиональных пенсионных систем смог пройти лишь первое чтение. Так, по-видимому, будет и теперь, если вопрос о реформировании досрочных пенсий будет все-таки вынесен на обсуждение.

Действительно, каким бы образом ни была решена проблема досрочных пенсий, избежать, с одной стороны, роста нагрузки на предприятия с вредными производствами, а с другой, сокращения числа работников, имеющих право на более ранний выход на пенсию или другие гарантии, не удастся. Однако снятие с государственной пенсионной системы бремени досрочных пенсий позволит облегчить налоговую нагрузку на всех работодателей. То есть российский бизнес в целом от данной реформы, скорее всего, выиграл бы.

Кроме того, существование института досрочных пенсий в его нынешнем виде не создает стимулов для улучшения условий труда на рабочих местах и тем самым вносит вклад в ухудшение здоровья работающего населения России и препятствует модернизации производства. Необходимость «платить за вредность» неизбежно потребует проверки реальных условий труда на рабочих местах. И роль профсоюзов как раз и состоит в том, чтобы результаты такой проверки соответствовали реальной ситуации. Государство со своей стороны может поощрять бизнес к улучшению условий труда — например, путем налоговых льгот предприятиям, модернизирующим производство.

Таким образом, экономических и финансовых аргументов в пользу реформирования досрочных пенсий — множество. Да и население к этому шагу относится намного спокойнее, чем, например, к повышению пенсионного возраста для всех. По оценкам НИСП, идею не просто реформировать досрочные пенсии, а полностью их отменить поддерживает около 20% трудоспособного населения. Поэтому, на мой взгляд, пора наконец расстаться с остатками «совка» в пенсионной сфере и вместо вопроса, «быть или не быть» досрочным пенсиям, начать поиск механизмов того, как это сделать.

Автор — заместитель директора Независимого института социальной политики (НИСП)


Право граждан на досрочные пенсии регулируется ст. 27-28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответ­ствии с которым отдельные категории граждан имеют право на досрочное назна­чение трудовой пенсии по старости (по возрасту).

1. Что же такое досрочные пенсии?

В прежнем пенсионном законодательстве право на досрочное назначение трудо­вой пенсии называли правом на льготную пенсию, которая назначалась педагогам, медикам, артистам, летчикам и др. Теперь если трудовая пенсия по старости назна­чается ранее достижения возраста, то ее называют досрочной трудовой пенсией по старости.

Федеральным законом о трудовых пенсиях предусмотрено более 20 оснований назначения досрочных трудовых пенсий по старости. По каждой категории лиц, перечисленной в Законе «О трудовых пенсиях», утверждены списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия.

2. Масштабы досрочных пенсий в общей пенсионной системе страны

Досрочные пенсии – хорошо это или плохо? Судите сами.

В апреле 2011 года единороссы в очередной раз заблокировали в Госдуме закон о профессиональных пенсиях (ППС). Это значит, что все мы, и работающие и пенсионеры, и дальше будем вместо олигархов продолжать оплачивать пенсионный соцпакет сотрудников их компаний, позволяя крупному капиталу и дальше генерировать сверхприбыль за наш счет.

По данным Минздравсоцразвития численность получателей досрочных пенсий (работников, занятых на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, а также работников Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) достигла 34% от числа пенсионеров по старости, или 10,5 млн человек.

В структуре вновь оформляемых трудовых пенсий 42,5% составляют досрочные трудовые пенсии по старости.

При этом более 73% пенсионеров - досрочников продолжают работать, причем три четверти из них - на тех же рабочих местах.

В чем тут дело?

Форма собственности предприятий, на которых работали пенсионеры – получатели досрочных трудовых пенсий по старости, в процессе «либеральных» рыночных реформ во многих случаях преобразовалась в частную. Однако государство по-прежнему фактически субсидирует новым собственникам привлечение работников в неблагоприятные производственно-технологические условия.

Каким образом?

Прежде всего за счет сохранения для собственников таких предприятий тарифов «стандартных» пенсионных взносов.

При этом себестоимость меньше, прибыль олигархов больше. А пенсии пусть платит государство, т.е. фактически все российские пенсионеры по старости, ежемесячно недополучающие за счет присутствия в их рядах без вины виноватых пенсионеров - досрочников до 35% (по самым скромным оценкам) от размера своей «большой» трудовой пенсии.

Так вот к вопросу – хорошо это или плохо?

Людей завлекают на вредные производства или на Севера перспективой досрочной пенсии, но выплачивать ее должны не олигархи путем перечисления дополнительных страховых сумм в трещащий по швам ПФР, а все мы.

3. История досрочных пенсий в нашей стране

Досрочные пенсии определялось задачами, которые в разные периоды стояли перед страной.

Так в 1925 г. было объявлено о досрочном выходе на пенсию «по выслуге лет» народных учителей, в начале 30-х гг. — медицинских, ветеринарных работников, агрономов, работников гражданского воздушного флота, а в 1932 г. был утвержден первый «Временный список вредных профессий, дающих право на понижение стажа и повышение пенсий».

Этот список состоял из 136 профессий, а право на досрочные пенсии возникало при достижении мужчинами и женщинами возраста 50 лет при наличии 20-летнего трудового стажа, из которых не менее 10 лет должно было приходиться на подземные или другие вредные работы.

После Великой Отечественной войны страна нуждалась в скорейшем восстановлении народного хозяйства.

И в 1947 г. система досрочных пенсий распространилась на угольную промышленность, геологию и черную металлургию, в 1948 г. — на асбестовую, химическую, рыбную промышленность, цветную металлургию, промышленность районов Севера, в 1949 г. — на золотоплатиновую, алмазную, нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, железнодорожный транспорт и отдельные сельскохозяйственные профессии.

К 1956 г. система досрочных пенсий охватила связь, морской и речной флот, энергетику и электрификацию, промышленность искусственного волокна, электротехническую, кинопленочную, торфяную, лесную и бумажную промышленность.

В 1972 г. были разработаны показатели предоставления досрочных пенсий на основе гигиенической классификации условий труда, на основании которых в Списки 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на досрочные пенсии, дополнительно включили свыше 500 профессий и должностей с числом занятых до 1,5 млн человек.

Действующие в настоящее время Списки были утверждены постановлением Совета министров РСФСР от 2 октября 1991 г. № 517 «О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет».

По этим спискам право на льготные пенсии получили работники более чем 1700 профессий и должностей. Многих профессий уже нет, другие заменила автоматика, а списки неприкосновенны и по сей день.

В 1995 г., когда российские олигархи еще только набирали силы и влияние на власть, правительство одобрило Концепцию реформы системы пенсионного обеспечения.

Характерной чертой концепции стало рассмотрение профессиональных пенсионных систем (ППС) как механизма, обеспечивающего выплату дополнительных пенсий к пенсиям по обязательному пенсионному страхованию.

Важным было то, что ППС могли формироваться на базе негосударственных пенсионных фондов (НПФ) по отраслевому или территориальному признакам, допускалось как солидарное, так и накопительное финансирование ППС, а взносы должны были платить работодатели, что подталкивало последних к совершенствованию условий труда.

Ту концепцию составляли настоящие профессионалы (мне довелось принять участие в ее разработке). Одно из подтверждений высокого качества концепции - современный зарубежный опыт формирования профессиональных пенсионных систем.

Например, в Скандинавских странах, Нидерландах или Канаде ППС являются добровольными, в Австралии, Франции и Швейцарии — обязательными, а в Великобритании или Германии — смешанными. Причем взносы в ППС уплачивают работодатели и лишь иногда, в незначительных объемах, работники, как в Чили.

Сегодня институт профессиональных пенсионных систем получил настолько широкое распространение, что при его помощи будущие пенсии формируются для 90% всех занятых в экономике, к примеру в Швеции.

При этом подавляющая часть застрахованных в ППС к вредным и опасным производствам никакого отношения не имеют.

В 2002 г., законопроект о ППС наконец-то был внесен в Думу, а в 2011 году – успешно похоронен. Даже щадящие дополнительные страховые взносы в 2–8% от ФОТ в зависимости от вредности и опасности условий труда были восприняты как посягательство на либеральные устои экономики.

Российская бюрократия знает массу способов замотать любую положительную инициативу, но когда речь идет об отработке теневой зарплаты, стена из бизнес-холуев становится непрошибаемой.

Справочно.

1.Доля фонда оплаты труда в себестоимости продукции крупнейших российских предприятий, культивирующих вредные, тяжелые и опасные условия труда, в среднем составляет около 15%. Увеличение страховой нагрузки за счет введения ППС приведет к росту себестоимости опять же в среднем всего на 0,3–1,2%. Что легко компенсируется модернизационными усилиями, мероприятиями по охране труда и уменьшением масштабов воровства.

2. Первая десятка российских миллиардеров сплошь состоит не только из поклонников офшорных зон, но и из приверженцев вредных, тяжелых и опасных производств: «нефтянки», газовой отрасли, черной и цветной металлургии, горнодобывающей и угольной промышленности. Их суммарное состояние «Форбс» оценил в $168,2 млрд, что составляет более половины всех доходов федерального бюджета. Нынешняя система олигархического госуправления сама себя высекать не будет.

4. Перспективы досрочных пенсий

Что необходимо учитывать при пенсионном планировании работникам, ориентированным на получение досрочной трудовой пенсии по старости?

Сегодня усиленно муссируется идея о законодательном ограничении стажа нахождения на вредных и опасных работах. Отработал 20 лет на вредном производстве, пополучал не облагаемые пенсионными взносами надбавки за вредность и все – свободен. Дальше ищи себе применение в «безопасной» экономике.

А на трудовую пенсию выйдешь вместе со всеми, без надбавок за утраченное здоровье. Надо полагать, после выборов этот вариант развития досрочных пенсий с подобающим в таких случаях пиар-блеском и будет исполнен.

Важно. Вас не устраивает будущая или настоящая жизнь на пенсии? Тогда нужно что-то делать!

Я предлагаю следующее:

  • Во-первых,определиться с образом жизни, который бы Вы мечтали вести на пенсии.
  • Во-вторых, рассчитаться со всеми имеющимися у Вас долгами и кредитами. Без этого говорить о ЖИЗНИ на пенсии бессмысленно. Если у Вас психология вечного должника, Вы подсели на кредиты, то никакой ЖИЗНИ на пенсии у Вас не будет.
    Как рассчитаться с долгами и кредитами читайте в моей книге «Как освободиться от долгов? Вся правда о кредитах…».

В противном случае Вас ожидает вынужденная РАБОТА на кого-то в пенсионном возрасте. Пока позволит здоровье, а потом ВЫЖИВАНИЕ, нищета…

PS. Внимание. Пока не поздно (фактор времени играет против вас) независимо от возраста приступите к формированию своих пенсионных накоплений не зависимых от государственных.

Как это делать вы можете познакомиться в разделах «Как сохранить и приумножить деньги» и «Финансовое планирование жизни», а также узнать из моих книг.
Если будут вопросы задавайте, постараюсь на них ответить.

PS1. Если материал "Вся правда о досрочных пенсиях" оказался Вам полезным нажмите на кнопку «Мне нравится» в начале статьи и оставьте свой комментарий в конце статьи. Поделитесь с друзьями в социальных сетях. Они будут Вам благодарны.

Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему трудовых пенсий:

Читайте также: