Пенсионное обеспечение распространяется на лиц

Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

Бесплатно по России

Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

Глава 1

Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

Глава 2

Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

Глава 3

Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

Глава 4

Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

Глава 5

Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

Глава 6

В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

Приложение 1

Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

Приложение 2

Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

Условия назначения пенсии по закону 166

Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

Федеральные гражданские служащие

Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

Космонавты и летчики-испытатели

Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

Военнослужащие

Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

Ветераны ВОВ и «блокадники»

Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

Социальная пенсия

На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

  • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
  • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

Размеры пенсии

Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

  1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
  2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
  3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
  4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
  5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
  6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

Выплаты и перерасчеты

Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

  1. За выслугу лет.
  2. По инвалидности.
  3. По потере кормильца.
  4. По старости.
  5. Социальная выплата.

Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

Последние поправки к закону

Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

  • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
  • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
  • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию призвано гарантировать защиту интересов граждан страны. Однако, в связи с неоднократным проведением реформ, система ОПС и механизм ее функционирования для многих кроют множество вопросов. Попробуем разобраться и ответить на них.

Обязательное страховое обеспечение — что это

Обязательное страховое обеспечение по ОПС представляет собой непосредственно осуществление выплат, полагаемых гражданам в рамках страховой пенсионной системы. В свою очередь, страховая пенсионная система – это система мер, создаваемых государством, для финансовой поддержки людей после прекращения получения ими заработка и при наличии оснований для получения страхового обеспечения.

Подробнее об особенностях обязательного пенсионного страхования можно узнать здесь .

Таким образом, понятия страховой пенсионной системы и обязательного страхового обеспечения различны. Их разница заключается в том, что:

  • Страховая пенсионная система является более широким понятием, которое охватывает весь процесс формирования и распределения средств, предназначенных для поддержки населения.
  • Обязательное страховое обеспечение касается только этапа выплат в рамках всей системы.

К обеспечению по бюджетной пенсионной системе относятся следующие выплаты:

  • пенсии по возрасту, инвалидности , потери кормильца ;
  • накопительная часть;
  • выплаты к пенсии (срочная и фиксированная);
  • социальное погребение отдельных категорий умерших пенсионеров.

Как работает эта система

Система пенсионного страхования представляет собой вид долгосрочного страхования, при котором страхователем (гражданином) производятся отчисления в специальный фонд, а из него страховщик (ПФ) выплачивает полагающиеся пенсии.

Основными участниками такой системы являются:

  • Страховщики – государственные и негосударственные пенсионные фонды. Негосударственные представляют собой частные организации, деятельность которых регулируется правовыми стандартами.
  • Страхователи – являются физическими лицами, ИП и организациями, которые осуществляют платежи страховщикам.
  • Застрахованные – лица, которым полагается обеспечение в рамках данной системы.

Для того, чтобы получать выплаты при возникновении таких оснований, с заработка застрахованных работающих граждан в ПФ каждый месяц перечисляют 22% налога. Он оплачивается с любого дохода (премий, поощрений и т.д.), кроме социальных доплат.

Данная ставка состоит из 2 частей. Одна из них – солидарная, идет на выплату фиксированного объема пенсии. Вторая – индивидуальная, накапливается на личном счете ( СНИЛС ).

ВАЖНО! По номеру СНИЛС человек может получить информацию о своих индивидуальных накоплениях.

Таким образом, алгоритм функционирования данной системы можно представить следующим образом:

  • Все компании, после своей регистрации, в обязательном порядке регистрируются в органе ПФ.
  • При устройстве на работу и подписании соответствующих бумаг, человек получает статус застрахованного и может в будущем претендовать на получение компенсации ОПС.
  • Организации ежемесячно оплачивают обязательные взносы за всех сотрудников.
  • Перечисленные деньги учитываются на лицевых счетах работников и затем информация по этим данным используется для расчета пенсии.
  • При наступлении оснований для получения выплаты, граждане обращаются в ПФ с пакетом необходимых документов.

При этом ОПС выполняет следующие функции:

  • Инвестиционную. Имеющиеся в фондах средства используются для получения дополнительного дохода.
  • Аккумулирующую. Все деньги, оплачиваемые из разных источников, собираются в бюджете ПФ.
  • Регулирующую. С помощью ПФ происходит четкое распределение полученных средств.
  • Гарантийную. При выполнении всех условий, гражданам гарантируется финансовая поддержка при наступлении определенных ситуаций.

Структура пенсионного страхования в Российской Федерации

Всего в нашей стране существует три разновидности обеспечения граждан пенсиями:

  • Государственное пенсионное обеспечение. Не относится к страховому обеспечению и выплачивается госслужащим, военным, участникам ВОВ, и другим категориям граждан, включая нетрудоспособных и обеспечивается за счет федерального бюджета.
  • Обязательное страхование. Финансируется благодаря осуществлению взносов работающих граждан. Выплачивается также и иностранцам, проживающим в нашей стране и ведущим здесь трудовую деятельность.
  • Дополнительное (негосударственное). Обеспечивается частными организациями, за счет получения взносов на основании заключенных с клиентами договоров и инвестиционного дохода.

Таким образом, структура пенсионного страхования включает в себя обязательное и дополнительное страхование. Обязательное страхование обеспечивает гражданам получение следующих выплат:

  • Фиксированной. Она положена всем, у кого есть минимальный трудовой стаж, который в 2020 году составляет 11 лет. Ежегодно он будет увеличиваться до достижения 15 лет.
  • Страховой. Зависит от объема выплаченных работников налогов в ПФ.
  • Накопительной. Накопления могут осуществляться только у лиц, старше 1967 года рождения.

При этом, люди, рожденные после 1967 года могут самостоятельно выбирать: либо им рассчитывать только на страховое пособие, либо формировать страховую и накопительную часть пенсии в НПФ.

Накопительную часть можно разместить в понравившемся не пенсионном фонде. Это позволит получить дополнительный инвестиционный доход. Однако, перед подписанием договора следует взвесить все плюсы и минусы и изучить репутацию организации.

Правовое регулирование

Основным законом, регулирующим систему обязательного пенсионного страхования в области права в РФ, является ФЗ №167-ФЗ. В нем даны основные понятия и прописаны права и обязанности главных действующих сторон, определены основания для получения обеспечения.

За правовое регулирование обязательного пенсионного страхования также отвечают:

  • Конституция страны;
  • ФЗ № 165-ФЗ;
  • ФЗ № 212-ФЗ;
  • ФЗ № 173-ФЗ;
  • ФЗ № 27-ФЗ.

Виды страхового обеспечения по ОПС

Основным видом обеспечения по ОПС является страховая пенсия , представляющая собой ежемесячную финансовую поддержку – компенсацию дохода после прекращения работы и выхода на пенсию. Получать ее могут после смерти застрахованного его нетрудоспособные родственники.

ВАЖНО! Некоторые категории граждан имеют право получить данную поддержку досрочно. Для этого необходим специальный опыт работы (в сложных условиях) и его определенная продолжительность.

Данная выплата бывает трех видов: по возрасту, при получении инвалидности и смерти кормильца. Разберемся, в чем разница между ними.

По старости (трудовая)

Данная компенсация положена при достижении конкретного возраста. В 2020 году продолжается постепенное увеличение возраста выхода на пенсию. Однако, благодаря действующей льготе, как и в прошлом году, женщины получат обеспечение при достижении 55,5 лет, а мужчины – при 60,5.

У граждан, имеющих право на преждевременное получение поддержки, возраст остался прежним. Это касается, например, спасателей, шахтеров и других работников, ведущих деятельность в трудных условиях.

ВАЖНО! Не коснулись изменения и учителей, врачей и других сотрудников, которые выходят на пенсию в зависимости от продолжительности стажа.

Для того, чтобы получать компенсацию, необходимо соответствовать следующим условиям: иметь стаж не меньше 11 лет и накопить хотя бы 18,6 пенсионных баллов.

По инвалидности

Данный вид пенсии выплачивается при выполнении двух условий:

  • наличие любой группы инвалидности;
  • наличие любого стажа.

Размер данной выплаты различен и зависит от следующих факторов:

  • группы;
  • времени работы;
  • суммы перечисленных налогов;
  • количества людей, находящихся на попечении;
  • места проживания.

По потере кормильца

Данный вид поддержки предназначен семьям, потерявшим близкого, который содержал семью и имел хотя бы минимальный стаж работы.

ВАЖНО! Расчет данного вида выплаты основывается на основании суммы произведенных отчислений и накопленных баллов.

В некоторых ситуациях, при наличии очень маленького стажа, семьям погибшего возможно будет выгоднее получать социальную пенсию, нежели страховую. При наличии большого опыта работы, наоборот страховые выплаты будут ощутимо больше.

Однако, право на такую компенсацию имеют далеко не все родственники, а именно:

  • родные и приемные дети до 18 лет;
  • внуки, сестры и братья до того же возраста, но только при возможности доказать финансовую зависимость от усопшего;
  • оставшийся супруг при наличии пенсионного возраста или невозможности работать;
  • родители-пенсионеры;
  • дедушка и бабушка, если их дети умерли.

Как учитываются взносы на ОПС

Учет взносов на ОПС в России осуществляется с использованием специального номера – СНИЛС. Он присваивается каждому гражданину и через него происходит учет всех оплаченных взносов. По информации данного счета и происходит расчет причитающейся выплаты.

Правила оплаты взносов имеют отличия для работодателей и работающих на себя (ИП). В первом случае имеется обязанность оплатить налог за своих работников до 15 числа месяца, следующего за расчетным. ИП производят взносы по итогам целого года и производят до 30 июня следующего года.

Таким образом, пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию представляет собой финансовую поддержку граждан при наступлении определенных событий и выполнении ими установленных требований. Выплаты осуществляются за счет средств, аккумулирующихся ПФ за счет платежей всех застрахованных.

Видео по теме статьи

Компенсация за недоплату пенсий — законопроект № 1018844-7 (подробнее )

В Госдуме РФ рассматривают законопроект, согласно которому если устранение ошибки со стороны органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, повлекло увеличение размера пенсии, то пенсионеру дополнительно выплачиваются проценты на сумму недополученных денежных средств.

Размер процентов, указанных в абзаце 1 настоящей части, при расчете за периоды до 1 января 2016 года определяется процентной ставкой рефинансирования Банка России, после 1 января 2016 года —ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды, и не может быть уменьшен. В Пояснительной записке указывается, что действующее законодательство не содержит дополнительных гарантий, направленных на защиту прав пенсионеров в случае, когда в результате ошибки уполномоченного органа пенсионеру за определенный период не была начислена пенсия.

Гарантии работающим пенсионерам при прохождении диспансеризации — письмо Минтруда от 9 сентября 2020 № 14-2/ООГ-14662 (подробнее)

На лиц, достигших пенсионного возраста, но не получающих пенсию, распространяются гарантии при прохождении диспансеризации.

Обзор налоговых новостей за сентябрь 2020

Защита пенсионных накоплений граждан — законопроект № 1021999-7 (подробнее)

В Государственной Думе РФ рассматривается законопроект, согласно которому ввести прямой запрет на привлечение посредников (в том числе агентов, поверенных) в целях заключения ими договоров об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и негосударственным пенсионным фондом от имени негосударственного пенсионного фонда.

В Пояснительной записке указывается на то, что в результате действий посредников граждане вводятся в заблуждение и переводят свои накопление в новый негосударственный пенсионный фонд, что ведет к финансовым потерям.

Новая категория военных пенсионеров — Законопроект № 1024091-7 (подробнее)

Согласно этому законопроекту, положения Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» распространяются на военнослужащих, уволенных из федерального органа исполнительной власти в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации, а также их семей.

В Пояснительной записке к законопроекту указывается, что Законопроект разработан в целях повышения социальной защищенности лиц, проходивших с 31 декабря 2017 г. военную службу в Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации.

Комментарий к налоговым спорам за июнь 2020

Пенсии военнослужащих в 2021 году — Законопроект № 1027752-7 (подробнее)

Суть законопроекта в том, что денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 73,68 процента. В Пояснительной записке указывается на то, что проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2021 год» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих на 3,7 процента, что повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную и приравненную к ней службу, на 3,7 процента.

Продление заморозки накопительной части пенсии — Законопроект № 1027751-7 (подробнее)

По мысли авторов этого проекта, до 2023 года приостанавливается направление части пенсионных взносов на накопительную пенсию. Как указывается в Пояснительной записке, такое решение значительно уменьшает объем трансферта на обязательное пенсионное страхование, передаваемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

Бюджет пенсионного фонда на 2021 — Законопроект № 1027744-7 (подробнее)

И наконец, в этом законопроекте говорится об утверждении бюджета Пенсионного фонда на 2021 год. Согласно документу доходы фонда составят 8 триллионов 937,32 миллиарда рублей, расходы устанавливаются в размере 9 триллионов 146,49 миллиардов рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 209,17 миллиардов.

По плану средний размер пенсий составит:

  • средний размер пенсии — 15 781,97
  • страховая пенсия — 16 245,80
  • страховая пенсия по старости неработающих пенсионеров — 17 406,05
  • социальная пенсия — 10 122,46

Налоговые споры за 1 полугодие 2020

установлены статьей 1 Федерального закона «О военных пенсиях» № 4468-1.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом «О военных пенсиях», распространяются на следующие категории лиц:

  • лиц, проходивших военную службу в качестве

офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин

в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств,

Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации,

внутренних и железнодорожных войсках,

федеральных органах правительственной связи и информации,

войсках гражданской обороны,

органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках,

органах внешней разведки,

других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и

семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу

в Вооруженных Силах,

войсках и органах Комитета государственной безопасности,

внутренних и железнодорожных войсках,

других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и

семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу

в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР,

в Государственной противопожарной службе,

в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и

в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и

семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших

службу в органах внутренних дел,

органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и

учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и

при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин

в Вооруженных Силах,

Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации,

внутренних и железнодорожных войсках,

федеральных органах правительственной связи и информации,

войсках гражданской обороны,

органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках,

органах внешней разведки,

других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и

в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством,

в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств,

на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц,

которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Примечание. Федеральным законом от 04.06.2014 N 145-ФЗ с 1 января 2017 года абзац второй пункта "а" статьи 1 Федерального закона «О военных пенсиях» № 4468-1 после слов "органах внешней разведки," будет дополнен словами "органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации,".

О гарантиях пенсионного обеспечения гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иную службу или осуществлявшим деятельность (работу),

в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенным со службы (с работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшим право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание см. Федеральный закон от 04.06.2011 N 126-ФЗ.

Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельной категории граждан, которые на протяжении регламентируемого временного периода выполняли трудовые обязанности в конкретной должности или оказались в определенной ситуации, обусловленной предусмотренными законодательством обстоятельствами. Финансовая поддержка носит компенсационный характер, поскольку она возмещает потерянные возможности физического лица получать прибыль в результате полной или частичной потери трудоспособности по различным факторам. О том, как осуществляется пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, можно узнать из данной статьи.

Реализация государственного пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан

Государственная финансовая поддержка отдельных категорий граждан имеет компенсационный характер. Ее назначение регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166-ФЗ.

В нормативно-правовом акте определена категория граждан, которая вправе рассчитывать на денежную компенсацию. В зависимости от занимаемой должности претендента и от обстоятельств, она может быть увеличена в несколько раз. Для получения пенсии по этой схеме необходимо соответствовать регламентируемым параметрам и иметь требуемый пакет документов для предоставления в комплекте с заявлением в уполномоченные органы.

Государственные служащие

Федеральные служащие могут рассчитывать на специальное пенсионное довольствие только при наличии стажа в 15 лет. С 2017 года, временные параметры трудового стажа увеличиваются с 15 до 20 лет, при этом каждый последующий год планируется увеличивать стаж на 6 месяцев.


Величина обеспечения рассчитывается с учетом уровня доходов, полученных за последние 12 месяцев. Она соответствует сумме параметров, определяемых разницей среднего размера заработной платы, скорректированной на уровне 45 % с величиной страховой пенсии и произведения величины стажа на скорректированный до 3 % средний размер заработной платы.

Величина довольствия не может превышать 75 % от размера среднемесячной заработной платы гражданского служащего.

Депутаты Госдумы и членов Совета Федерации

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность в статусе депутатов Государственной думы или членов Совета Федерации, на протяжении временного периода, большего, чем один год, имеют право претендовать на ежемесячную доплату. Надбавки начисляются к пенсионному обеспечению страхового характера ввиду достижения гражданином соответствующего возраста или к досрочно назначенной пенсии.

Граждане, относящиеся к этой категории, могут получать:

  • пенсию по выслуге лет;
  • доплату к пенсии, полагающуюся ежемесячно;
  • выплаты пожизненного характера на содержание.

Бывшие депутаты Госдумы и члены Совета Федерации могут рассчитывать только на один вид обеспечения, который они вправе выбрать самостоятельно. При расчете величины доплаты, её размер, суммированный со страховой пенсией, не может превышать 55 % от базовой расчетной величины, определяемой размером оклада в период выполнения обязательств, если гражданин выполнял полномочия от 1 до 3 лет. Параметр увеличивается до 75 % при наличии трудового стажа на должности свыше 3 лет.

Судьи

Судьи имеют право на специальное пенсионное обеспечение, назначение которого регулируется законом №3132-1 от 26.06.1992 года «О статусе судей в Российской Федерации». После прекращения полномочий и ухода в отставку судьям мирового и федерального значения предоставляют ежемесячное содержание пожизненно.

Судья, находящийся в отставке имеет право выбора обеспечения, которое может быть выражено в пожизненном содержании с ежемесячными выплатами или в пенсии, оформленной на общих основаниях.

Величина пожизненного содержания определяется в зависимости от параметров трудовой деятельности и рассчитывается в соответствии с регламентируемым порядком:

  • если трудовой стаж работника менее 20 лет, он вправе рассчитывать на обеспечение в размере 80 % от оклада;
  • если стаж составляет менее 20 лет, но работнику исполнилось 55 или 50 лет, то ему полагаются регулярные выплаты, размеры которых определяется пропорционально временному периоду, на протяжении которого он выполнял трудовые обязанности в должности судьи;
  • если выслуга превышает 20 лет, то размер содержания увеличивается на 1 % за каждый отработанный год до достижения критерия в 85 процентов, который берется за основу расчётов.

Претендовать на пенсионное и ежемесячное обеспечение вправе судьи, являющиеся инвалидами ввиду получения военных травм. Для этого им нужно оформить пенсию сразу же после прекращения своих полномочий.

Космонавты

Граждане, осуществляющие трудовую деятельность по профессии космонавт, имеют право выйти на пенсию при наличии определенного трудового стажа. Для женщин данный параметр должен соответствовать 20 годам, а для мужчин – 25 годам.

Величина пенсии определяется по формуле:

55%*ЗП + 3%*ЗП*СТ = П, где

ЗП - заработная плата лица на день увольнения с должности;

СТ - количество лет стажа сверх требуемых 20 или 25.

Размер пенсионного обеспечения не может превышать 85 % величину заработной платы гражданина. В случае наличия у работника социальных обстоятельств, он может рассчитывать на прибавки пенсии, которые на 1 апреля 2017 года соответствуют денежной сумме 4959,85 рублей.

Увеличение размера пенсионного обеспечения может быть осуществлено до 200 % от исходной величины, в случае, если претендент является:

  • инвалидом 1 группы;
  • лицом, достигшим восьмидесятилетнего возраста;
  • гражданином, нуждающимся в постоянном уходе, что подтверждено медицинским заключением.

Увеличение обеспечения возможно неработающим гражданам, которые младше 55 лет или являются инвалидами, в ситуациях, когда они имеют на своем обеспечении членов семьи, ограниченных в возможностях. При наличии одного иждивенца, бывший космонавт может оформить увеличение пособия на 32 %, при уходе за двумя членами семьи – 64 %, а за тремя или более – 100 %.

Пример расчета №1. Космонавт-испытатель Серов И.А. на день увольнения с данной должности в 2017 году имел денежное довольствие в размере 69 600 рублей. Его стаж работы составлял 26 лет (из требуемых 25). В соответствии с этим размер его пенсии составил:

55% x 69 600 + 3% x 69 600 x 1 = 40 668 рублей.

Пример расчета №2. Васильев П.Р. осуществлял трудовую деятельность в должности космонавта на протяжении 30 лет. Должностной оклад гражданина составлял 88 500 рублей. Регламентируемый временной минимум он переработал на 5 лет. За выработку лет Васильеву полагается пенсия в размере 0,55 x 88,5 + 0,03 х 88,5 х 5=619 500 рублей. Поскольку получившаяся денежная сумма превышает максимальную величину, полагающуюся к выплате, то пенсия считается как 85 % от оклада, что соответствует 75 225 рублям.

Работники летно-испытательного состава

Работники, относящиеся к категории летно-испытательного состава, при определенной наработке по специальности имеют право оформить компенсацию. Ее размер зависит от величины профессионального стажа и характеристик трудовой деятельности, обусловленных временем выполнения прямых обязанностей членов летных экипажей.

Социальная пенсия увеличивается до 1000 % для работников мужского пола при наличии выслуги в 25 лет и 20 лет для женщин при условии, если 2/3 стажа они были заняты непосредственной деятельностью, связанной с полетами. Если на время испытательных полётов ушло меньше 2/3 стажа, то базовая пенсия будет увеличена до параметра, соответствующего 800 %. Чтобы получить обеспечение, летчикам не нужно увольняться с должности. Они вправе получать одновременно заработную плату и довольствие.

Участники военных действий ВОВ и жители блокадного Ленинграда

Граждане, являющиеся инвалидами, имеющими награждение медалями «За оборону Ленинграда» и знаками, идентифицирующими жителей Ленинграда в период блокады города, имеют право на единовременное получение нескольких обеспечений:

  • страхового, назначенного по возрасту или по инвалидности;
  • государственного, при условии получения инвалидности;
  • социального, в виде дополнительных ежемесячных выплат.

Участники ВОВ вправе оформить пенсию по инвалидности. Для граждан с 1 группой инвалидности полагается увеличение социального обеспечения до 250 %. При наличии 2 группы, пенсионеры получат 200 % от базового параметра, а при присвоенной 3 группе выплаты будут увеличены до 150 %.

Инвалиды, которые не участвовали в военных действиях, но проживали на территории Ленинграда в период его блокады, могут рассчитывать на увеличение пенсии в зависимости от присвоенной группы инвалидности. Обладателям 1 группы довольствие увеличивается до 200 % от базового параметра, 2 группы – до 150 %, а 3 – на 100 %.

Пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф

Граждане, пострадавшие во время выполнения трудовых обязанностей или в результате осуществления мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с техногенными или радиационными авариями, могут рассчитывать на помощь государства. Она может быть выражена в виде пенсионного довольствия, оформленного по инвалидности или в результате достижения пенсионного возраста. Граждане не имеют права оформлять несколько видов обеспечения, однако они вправе осуществить выбор наиболее выгодного довольствия, величина которого будет наибольшей.

Размер пенсионного обеспечения определяется в процентном соотношении от размера социальной пенсии. В соответствии с категорией граждан размер пенсии составляет:

  • 250% - для перенесших лучевую и иные болезни, ставших инвалидами в результате Чернобыльской аварии и иных катастроф, а также участвовавших в их ликвидации;
  • 200% - для проживающих или работающих в зоне отчуждения.

Заключение

Физические лица, выполняющие определенные трудовые обязанности в конкретных должностях, имеющие специфические заслуги перед государством, имеют право на государственное пенсионное обеспечение. Его выплата компенсирует потерянные возможности гражданина, связанные с получением потенциального дохода.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Читайте также: