Пенсионное обеспечение с принятием конституции

Дарья Новая, Мария Бокарева, Редакция сайта 360


Некоторые идеи из социального блока поправок на практике уже доказали свою эффективность. Власти применили их во время действия ограничений из-за коронавируса. Рассмотрим ситуацию подробнее.

В 75-ю статью Конституции внесут поправку: «Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации».

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается на федеральном уровне. В этом году эта сумма составляет 12 130 рублей в месяц. Прожиточный минимум складывается из обязательных платежей и цен на товары в потребительской корзине. Эти суммы связаны между собой. Для расчета МРОТ берут прожиточный минимум за II квартал каждого года.

Как рассказал «360» первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Андрей Исаев, в ближайшее время трехсторонняя комиссия рассмотрит вопрос об увеличении потребительской корзины, что приведет к росту МРОТ.

«Мы ожидаем, что в Госдуму будет внесен законопроект, в котором предполагается увеличение потребительской корзины. Это должно отразиться и на росте минимального размера оплаты труда», — отметил он.

Председатель профсоюза работников агропромышленного комплекса России, член рабочей группы Наталья Агапова пояснила «360», что в случае увеличения прожиточного минимума из-за расширения потребительской корзины МРОТ тут же увеличится.

Если в Конституции будет прописано, что МРОТ равен прожиточному минимуму, то гарантом этого становится государство

Минимальный размер оплаты труда стал реальным инструментом, который обеспечил социальную поддержку граждан во время пандемии, отметил Андрей Исаев.

«Во-первых, на этом уровне был установлен размер пособия по безработице во время пандемии коронавируса. Во-вторых, исходя из величины МРОТ рассчитывались субвенции на выплату заработных плат и кредиты пострадавшим организациям», — заявил он.

Пенсии

Еще одной важной социальной поправкой в Конституцию станет закрепление ежегодной индексации пенсий. Изменения внесут в статью 75-ю. В ней говорится, что система пенсионного обеспечения формируется на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Сохранение последнего пункта, по словам Натальи Агаповой, очень важно.

Принцип солидарности поколений заключается в том, что страховые пенсионные взносы с каждого работающего сейчас россиянина идут на выплаты нынешним пенсионерам. Когда сегодняшнее поколение выйдет на заслуженный отдых, то пенсии они будут получать за счет страховых взносов молодых граждан.

Очень много было попыток уйти от принципа солидарности в пенсионном обеспечении. Разные были предложения, но если это зафиксировано в Конституции, то все, солидарная остается. Это очень важно

Также она подчеркнула, что упоминание в Конституции ежегодной индексации пенсий — одна из главных гарантий государства, которая очень важна для граждан. Она пояснила, что некоторые работники агропромышленного комплекса получают очень небольшие пенсионные выплаты. Власти выделяют дополнительные средства, чтобы довести их до уровня минимального размера оплаты труда.

«Доярка отработала много лет, а у нее пенсии 9-12 тысяч рублей. Индексировать пенсии в такой ситуации необходимо. Поэтому, если в Конституции это прописано, то за это нужно голосовать. Это действительно гарантия. Потому что правительство наше в прошлом позволяло себе не проводить индексацию, задерживать ее», — напомнила она.

Остальные социальные выплаты, согласно поправке, будут проводиться ежегодно с учетом уровня инфляции.

Социальное партнерство

В Конституции появится понятие социальное партнерство. Это система регулирования отношений между работником и работодателем, чтобы ничьи интересы не ущемлялись. Ранее этот термин был только в Трудовом кодексе, но сейчас его решили прописать в основном законе страны. При этом регулировать этот вопрос будет правительство.

Инициатором этой поправки стала Наталья Агапова. Она отметила, что на время нерабочего режима, введенного в России, было важно сохранить занятость работников. Поэтому правительство по поручению президента и пошло на поощрительные меры в виде компенсаций и кредитов тем, кто сохранил рабочие места.

«Представьте себе, если бы ситуацию отпустили без всяких тормозов, то собственники бы сократили штат, сократили выплаты без всяких ограничений. Но как бы на это отреагировал человек, который остался без работы?» — уточнила она.

Наталья Агапова отметила, что окончательное решение по изменению Конституции должны принимать россияне. «Но я считаю, что обязательно нужно проголосовать за, потому что это гарантии достойной жизни наших граждан», — заключила она.

1 июля нам предстоит проголосовать за документ, который обсуждает вся Россия, хотя своими газами его видели очень немногие. Речь идет о поправках в Конституцию РФ, анонсированных президентом Владимиром Путиным в начале 2020 года.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Насмешники-журналисты вытащили на всеобщее обозрение самые спорные предложения, вроде упоминания особой роли традиционной семьи. Между тем этот документ содержит намного более насущные моменты. В их числе — закрепление в законе индексации пенсий, которые получают и будут получать миллионы российских граждан.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

Индексацию не отменят

Сегодня большинство российских пенсионеров получает или страховую пенсию, которая индексируется каждый год с 1 января, или социальную, размер которой пересматривается начиная с 1 апреля. При этом в отношении работающих пенсионеров индексация не выполняется уже шестой год — все накопленные средства будут компенсированы им после того, как они прекратят работать.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Судя по информации, попавшей в прессу, поправки в Конституцию предусматривают, что страховые пенсии будут повышаться не реже одного раза в год — с 1 февраля. При этом их будут увеличивать не на ожидаемый уровень инфляции предстоящего года, как сейчас, но в соответствии с показателями инфляции только что закончившегося года. Правда, эти изменения вступят в силу не сейчас, а лишь начиная с 2024 года.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Предусмотрена и дополнительная индексация пенсий — в ситуации, когда рост среднемесячной зарплаты опережал увеличение инфляции.


p, blockquote 8,1,0,0,0 -->

Вопросы без ответа

Будет ли возвращена индексация пенсий для продолжающих работать пенсионеров? Этот вопрос остается открытым. Судя по высказываниям политических деятелей, соответствующий пункт внесен в последнюю из редакций поправок. Но для того, чтобы он заработал, необходимо разработать специальный закон. Пока что пожилые люди, привыкшие рассчитывать на государство, не услышали в ответ на этот вопрос ни обнадеживающего «да», ни однозначного «нет».

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Еще меньше ясности насчет индексации пенсий военных пенсионеров, которая также «замораживается» не первый год. В результате пенсии военнослужащих рядового и сержантского звания практически сравнялись с обычными страховыми пенсиями.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Между тем обсуждаемые публично цитаты из поправок к Конституции касаются индексации пенсий вообще, а не взятых в отдельности страховых, социальных, военных или государственных пенсий.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Возврат к прежнему пенсионному возрасту не гарантирован

И еще один актуальнейший вопрос без однозначного ответа — пересмотр положений крайне непопулярной пенсионной реформы, уменьшающей шансы большинства граждан нашей страны дожить до пенсии, и возврат к «старому» пенсионному возрасту, действовавшему до 2018 года — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

p, blockquote 12,0,0,1,0 -->

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Соответствующие предложения внесли, в частности, депутаты от партии «Справедливая Россия», но практически сразу стало известно, что эти идеи отвергнуты. При этом российские законодатели периодически выдвигают инициативы, связанные с возвратом к дореформенному возрасту выхода на пенсию, так что нельзя сказать, что эта тема совсем снята с повестки дня.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Текст поправок к Конституции напоминает черный ящик, в котором может скрываться что угодно — от золотого слитка до изношенных сапог. К тому же попавшие в прессу выдержки из этого документа насколько обтекаемые, что из них с одинаковой вероятностью можно сделать и оптимистические и неутешительные выводы.

p, blockquote 15,0,0,0,0 --> p, blockquote 16,0,0,0,1 -->

Единственное твердое «да» касается обязательной ежегодной индексации пенсий. О более конкретном содержании этого пункта мы должны узнать в ближайшие недели.

Продолжаем цикл статей об изменении Конституции России ( начало тут ).

Статьи 75 и 75.1. предлагается дополнить положениями, в которых красивыми словами указывается, что государство уважает труд, обещает зарплату не ниже МРОТа и ещё индексировать пенсии, и платить пособия нуждающимся . Вот эти изменения на картинке ниже.

«Вот, наконец-то. » - радуются граждане, которые привыкли доверять тому, что им скажут государственные структуры, - «Теперь то заживём! Все, теперь точно надо обязательно голосовать «ЗА» все поправки к Конституции. ».

Но не стоит спешить радоваться. Все дело в том, что подобные красивые фразеологические обороты уже существуют и содержатся ни где-нибудь, а в тексте этой же Конституции, только в других главах (ст.ст.7, 37, 39). Вот, пожалуйста, текст статей ниже:

Как видно при сравнении, текст действующей Конституции по сути просто дублируется с планируемыми поправками. Да, раньше в Конституции не было указано про ежегодную индексацию пенсий. Но существует пенсионное законодательство, в соответствии с которым социальные пенсии индексируются также не реже одного раза в год, после 1 апреля (см. ст.25 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

И это законодательство худо-бедно исполнялось, причем были случаи, когда пенсии индексировались и по нескольку раз в год. Правда, поднимались пенсии на совсем крохотные суммы. Известны даже случаи, когда разозленные старики присылали Путину и Медведеву свою прибавку к пенсии в конверте по почте. Но ведь в поправках к Конституции тоже не сказано, на сколько именно будет индексироваться пенсия …

Да даже если и будет высокий процент индексации, то эта индексации касается только социальной части пенсии , а трудовая часть пенсии зависит от стажа и заработка каждого человека. Вот так вот хитро. Зря что ли несколько раз пенсионную реформу проводили.

Поэтому и не понятно, чему все радуются то? С этой поправкой государство никаких конкретных дополнительных обязательств на себя не берет!

Примерно такая же ситуация и с МРОТ . В ч.2 ст.7 действующей редакции Конституции с 1993 года (!) была закреплена норма о том, что «устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда» . Положения этой же нормы были развиты в ст.2, 130, 133, 133.1 и ряде других статей Трудового Кодекса РФ (принят в 2001 году).

Но только в 2019 году государство "вспомнило" про МРОТ и он стал "гарантироваться" государством (и то, мне кажется, не у каждого работодателя можно гарантированно МРОТ получить). А до этого времени в воздухе стоял немой вопрос: ПОЧЕМУ конституционная гарантия есть, но она НЕ ИСПОЛНЯЕТСЯ. Но внятного ответа так и не было дано.

То же самое с пособиями . Право получать пособия гарантировано государством, но я не думаю, что все получающие пособия в восторге от их размера. А чтобы добиться их получения нужно вообще пройти 9 кругов ада и выслушать о себе много нового от «добрейших» социальных работников. Все же для людей у нас в стране.

Так ЧТО именно должно измениться после принятия поправок, если государственные гарантии были, но не исполнялись или исполнялись не так, как гражданам России этого хотелось бы? Чего ожидают и на что надеются доверчивые граждане, которые с пеной у рта доказывают необходимость принятия поправок? Мне лично не понятно. Если государство десятилетиями ни в грош не ставит трудового человека, если стремится различными способами выстроить с ним отношения по типу «господин» - «раб» (или по крайней мере «крепостной»), то что изменится после принятия поправок? Вопрос, как я полагаю, риторический…

Еще про пенсии для информации и размышления. Все, наверное, помнят недавнее повышение пенсионного возраста. И как все были возмущены многомиллиардными дефицитом Пенсионного фонда России, образовавшимся в результате многочисленных хищений. Граждане же в этом не виноваты! И что дальше? А ничего. Что с виновными – достоверно не известно, а убытки ПФР решил возместить за счет будущих пенсионеров путем поднятия пенсионного возраста!

В это же время Путин В.В. распоряжался раздавать «компенсации» дружественным олигархическим структурам, «пострадавшим» от международных санкций (видимо они самые бедствующие и нуждающиеся). Что выглядело особо цинично с его стороны.

При этом, мало кто знает, что вышеуказанные убытки Пенсионного фонда должны были компенсироваться за счет Фонда национального благосостояния (ФНБ) . Об этом прямо говорится в ст.96.10. Бюджетного кодекса РФ.

Но ведь нет же! Деньги ФНБ, в нарушение действующего бюджетного законодательства, были направлены на… покупку Правительством РФ акций ПАО Сбербанк фактически у самого себя (у Банка России, который по Конституции подконтролен Правительству РФ). В этой «мутной» сделке много непонятных моментов, и это тема для отдельного исследования.

Но факт остается фактом: деньги из ФНБ ушли не на пользу нашим пенсионерам , а, скорее всего, эти гигантские деньги ( 2,14 триллиона рублей. ) просто растворятся в карманах дружественных властям структур путем совершенно законного «освоения» бюджетных средств…

Так вот, к чему это я все говорю: даже при наличии Конституционных гарантий власти поступают с гражданами как захотят. И ни одна поправка к Конституции этого отношения не изменит, если только не изменится (сменится) сама власть.

Но для этого не поправки нужны, а кое-что эффективнее.

Спасибо за то, что выслушали (дочитали), а то просто накипело уже.


Москва, 07.12.2020, 12:36:58, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Татьяна Орлонская.

В Российской Федерации продолжают реформировать действующую пенсионную систему. Согласно задуманной реформе, необходимо провести постепенное повышение пенсионного возраста на пять лет как для мужчин, так и для женщин. В итоге, сильная половина россиян будет идти на заслуженный отдых в шестьдесят пять лет, а прекрасная — в шестьдесят. При этом многие наши соотечественники предполагают, что подобного рода реформа может противоречить основному закону России, а именно Конституции.

  • Осуществление пенсионной реформы в России
  • Новый пенсионный возраст в РФ, есть ли нарушения
  • Ст. 39 Конституции РФ, что изменилось в 2020 году

Осуществление пенсионной реформы в России

Запуск данной реформы произошел с наступлением прошлого года, а причиной ее старта является вступление в действие Федерального закона №350-ФЗ, в котором и было предложено внести определенные изменения в законодательство нашей страны касательно выплаты пенсий. При этом некоторые из положений данного закона начнут действовать лишь через пять лет.


Ход пенсионной реформы по годам

В начале прошлого года мужчины и женщины, которые родились в первые шесть месяцев в 1959 и 1964 года соответственно, могли выходить на пенсию, но лишь во второй половине года. При этом, если у них были особые льготы или прочие важные обстоятельства, то можно было оформить выход на пенсию и раньше.

Тем не менее, данная реформа за прошлый год снизила количество пенсионеров на более, чем триста пятьдесят тысяч.

В первое полугодие этого года на пенсию смогут уходить россияне, которые родились во втором полугодии 1959 и 1964 годов соответственно, а вот начиная с июля и до конца года на пенсию люди выходить будут лишь при наличии определенного рода льгот.

Отметим, что в январе изменился руководитель Пенсионного фонда нашей страны. Им назначили М.А.Топилина, который ранее занимал пост министра труда. Касательно Дроздова, который ранее руководил ПФР, он назначен заместителем министра финансов.

Новый пенсионный возраст в РФ, есть ли нарушения

Еще в декабре 2018 года некоторые оппозиционные парламентарии подали запрос в Конституционный суд России с целью прояснить данный закон.


Депутаты просят проверить, не противоречит ли этот закон отечественной Конституции, ведь по их мнению, повышение пенсионного возраста не соответствует главному законодательству Российской Федерации. В случае если бы судебная инстанция признала правомерные подозрения депутатов, то данный закон могли бы отменить полностью, либо частично, а именно в вопросе повышения пенсионного возраста. Однако в Конституционном суде сообщают, что пенсионный возраст устанавливается законами, а не прописан в Конституции. Более того, в ней нет никаких данных о запрете на повышение возраста, при достижении которого выходят на пенсию. При этом в в самом определении указывается, что закон о повышении пенсионного возраста рассматривается парламентом и одобряется им же.

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из 9 глав, из которых 1-я, 2-я и 9-я неизменяемы. Главы 3-8 могут изменяться. Для этого нужно согласие субъектов Федерации, Госдумы, Совета Федерации, президента. За время действия конституции было проведено несколько изменений. В 2020 году изменения вновь планируют реализовать.


Таким образом можно понять, что Конституция нашей страны не запрещает изменить пенсионный возраст. Поэтому все притязания депутатов на незаконность данного решения не обоснованы с юридической точки зрения. Единственное, что прописано в главном законе России, так это то, что запрещается издавать законы, которые отменяют или ущемляют права и свободу граждан страны.

Однако некоторые юристы утверждают, что из-за повышения пенсионного возраста напрямую ущемляются права россиян. По их мнению, те, кто будет уходить на пенсию по новому граничному возрасту, не находятся в равных условиях с действующими пенсионерами, а это напрямую противоречит Конституции, в которой прописано равенство всех граждан. Юристы уверены, что перед принятием такого закона необходимо было изменить Конституцию, однако делает это не парламент, а созывается Конституционное собрание. Поэтому, по их мнению, одобрение закона о повышении пенсионного возраста сделано незаконно и в обход отечественной Конституции

Ст. 39 Конституции РФ, что изменилось в 2020 году

Порядок индексации пенсий россиян в 2020-м будет регулироваться не Конституцией, а Федеральным законом. Это связано с тем, что в Конституции (ч. 2 ст. 39) закреплено правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.


Поправки в Конституцию, которые сейчас готовятся рабочей группой по поручению президента России Владимира Путина, не гарантируют индексацию пенсий работающим пенсионерам. Индексация возможна, только если будут приняты соответствующие поправки в пенсионное, отраслевое законодательство.

«Таким образом, конкретизация прав работающих пенсионеров на индексацию будет определена в отраслевом законодательстве», — вот такое новое пояснение дала сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок Талия Хабриева.

Статья 39 Конституции Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.


  • 1. Что написано в Конституции
    • 1.1 Можно ли изменить Конституцию
  • 2. Мнения юристов
  • 3. Итог: нарушены ли права народа

Что написано в Конституции

Конституция РФ 2018 г. пенсионный возраст изменять не запрещает. Рассмотрим конкретные статьи. Конституция РФ, статья 55, пенсионный возраст и другие права регламентирует так: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция РФ, статья 7, пенсионный возраст ставит под охрану: «В России труд и здоровье народа под охраной. РФ признана государством, заботящемся о своем народе». Следовательно, нововведения законодательства ущемляют права россиян по выходу на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Это противоречит статье 55 ч. 2 Конституции, где прописан запрет на нарушение прав народа, и ч. 1 ст. 19 Конституции.

По новшествам законотворцев те, кто уйдет на пенсию в будущем, не равны в правах сегодняшним пенсионерам — это противоречит положению Конституции о равенстве всех перед императивом. Права народа, утвержденные в ст. 2, нарушены. Прежде чем внедрять нововведения, надо изменить основной закон государства. По ст. 135 Конституции члены парламента не вправе изменять содержание статей в гл. №1 и №2 Конституции, для этого требуется созыв Конституционного собрания. Правительство при одобрении закона об изменении возрастных рамок идет в обход Конституции.


Можно ли изменить Конституцию

Конституция — главный документ в демократической стране. Длительный срок обходиться без изменения Конституция не может. Периодически требуется вносить изменения, соответствующие развитию общества.

Конституция РФ пенсионный возраст регламентирует по законодательству. Как вносят корректировки в Конституцию? Существуют правила подачи корректировок. Не все главы можно изменить одинаково. Проще всего внести изменения в ст. 65, в которой приведен список субъектов федерации. Для корректировок Конституции требуется одобрение Федерального собрания, которое издает закон по поводу изменений, после его подписывает президент. Это называют внесение поправок.

Основную часть Конституции изменять сложнее. Для этого создают Конституционное собрание, которое предлагает издать обновленную редакцию. Принять изменения Конституции самостоятельно собрание не вправе. Обновленную редакцию одобряют на референдуме, где народ выражает свое мнение. Порядок изменений закреплен для глав 1, 2 и 9.

Несмотря на сложные процедуры, текст Конституции иногда редактируют. В 2008 году изменяли срок полномочий президента с 4 до 6 лет. Меняли главный документ страны в связи с присоединением Крыма.

Мнения юристов

Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.

Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2019 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.


Когда появилась информация об изменении пенсионных рамок, интернет запестрил высказываниями, что правительственные нововведения нарушают Конституцию. Попробуем выяснить, соответствует ли это действительности.

В интернете выложено мнение эксперта юридической практики В. М. Митина о противоречии нововведений ст. 55 ч. 2 Конституции, где прописан запрет на издание законов, нарушающих права и свободы граждан. Внедрение новшеств повлечет снижение покупательной способности народа и застой в экономике. В кризисные периоды экономики проблемы пенсионной схемы решать абсурдно. Повышать возвратные рамки для выхода на пенсию опасно: это приведет к снижению рождаемости из-за того, что лица преклонных лет не смогут помогать молодым семьям ухаживать за малолетними детьми. Возрастет безработица в стране, так как рабочих мест для тех, кого обяжут работать дольше, не хватит. От нововведений пострадают молодые кадры, потому что работодателей вынудят не увольнять лиц преклонных лет — молодежь трудоустраивать будут неохотно.

Росстат заявляет об увеличении длительности жизни в России, но медицинские источники свидетельствует, что длительность жизни выросла не за счет того, что старики живут больше, а из-зи снижения младенческой смертности. Во времена застоя СССР входил в пятерку государств по продолжительности жизни, сегодня нас включают в сотню.

Правительство пропагандирует миф, что на одного трудящегося приходится много пенсионеров, но это неверная информация. Эксперты по статистическому учету указывают, что анализировать следует не возраст, а народ, который работает, и иждивенцев на его попечении. Если обработать эти данные, то выясняется, что количество работающих пенсионеров растет и восполняет сокращение лиц рабочего возраста. Следовательно, количество работников не уменьшается, и доводы членов правительства по этому поводу не обоснованы. Таким образом, власти пытаются залатать дыры в бюджете, не выплачивая пенсии гражданам.

Профессор ВШЭ В. Мазаев отмечает, что подъем возрастных рамок не уменьшает и не отменяет конституционных прав, а законотворцы действуют согласно полномочиям. Но при внедрении нововведений требуется оценка состояния экономики. Мазаев говорит, что в Конституции определен институт государственных пенсий и порядок их оформления без указания сроков предоставления пенсии, размера, правил расчета и т. д. — ст. 39 ч. 2 Конституции.

Закон не противоречит Конституции, потому что она не закрепляет возрастные рамки оформления пенсии, следовательно, возраст позволительно утвердить любой. Права пенсионеров не нарушаются, пенсии назначаются.

Итог: нарушены ли права народа

По ст. 55 ч. 3 Конституции права лиц подвергаются ограничению:

  • законодательно;
  • при защите положений Конституции;
  • при охране безопасности страны.

Права народа по начислению пенсий относят к социальным правам, они подвергаются ущемлению. Выполнение обязательств политики в интересах народа зависит от экономической ситуации в стране.

Владимир Мазаев: Если экономика не позволяет выполнить нормы законодательства о сроках выхода на пенсию, следует изменить правовую схему.

Возникает ряд вопросов при внедрении реформы: почему бюджет имеет профицит? Какие выгоды будущим пенсионерам от нововведений, если пропорции величины пенсий к уровню оплаты труда не изменятся? Кто и каким образом предоставит рабочие места людям, если здоровье не позволит качественно трудиться на старом рабочем месте?

В Конституции определено положение не внедрять императивы, нарушающие права или ограничивающие свободу народа. Внедрение новшеств право на назначение пенсии не отменяет и не нарушает. Изменены правила применения: увеличен срок выхода на пенсию при росте размеров пенсионного обеспечения. При изменении возрастных рамок оформления пенсии не нарушено равноправие народа для начисления пенсии.

В Российской Федерации продолжают реформировать действующую пенсионную систему. Согласно задуманной реформе, необходимо провести постепенное повышение пенсионного возраста на пять лет как для мужчин, так и для женщин. В итоге, сильная половина россиян будет идти на заслуженный отдых в шестьдесят пять лет, а прекрасная — в шестьдесят. При этом многие наши соотечественники предполагают, что подобного рода реформа может противоречить основному закону России , а именно Конституции.

  • Осуществление пенсионной реформы в России
  • Новый пенсионный возраст в РФ , есть ли нарушения
  • Ст. 39 Конституции РФ, что изменилось в 2020 году

Осуществление пенсионной реформы в России

Запуск данной реформы произошел с наступлением прошлого года, а причиной ее старта является вступление в действие Федерального закона №350-ФЗ, в котором и было предложено внести определенные изменения в законодательство нашей страны касательно выплаты пенсий. При этом некоторые из положений данного закона начнут действовать лишь через пять лет.

Ход пенсионной реформы по годам

  • 2019 год

В начале прошлого года мужчины и женщины, которые родились в первые шесть месяцев в 1959 и 1964 года соответственно, могли выходить на пенсию, но лишь во второй половине года. При этом, если у них были особые льготы или прочие важные обстоятельства, то можно было оформить выход на пенсию и раньше.

Тем не менее, данная реформа за прошлый год снизила количество пенсионеров на более, чем триста пятьдесят тысяч.

  • 2020 год

В первое полугодие этого года на пенсию смогут уходить россияне, которые родились во втором полугодии 1959 и 1964 годов соответственно, а вот начиная с июля и до конца года на пенсию люди выходить будут лишь при наличии определенного рода льгот.

Отметим, что в январе изменился руководитель Пенсионного фонда нашей страны. Им назначили М.А.Топилина , который ранее занимал пост министра труда. Касательно Дроздова, который ранее руководил ПФР , он назначен заместителем министра финансов.

Новый пенсионный возраст в РФ , есть ли нарушения

Еще в декабре 2018 года некоторые оппозиционные парламентарии подали запрос в Конституционный суд России с целью прояснить данный закон.

Депутаты просят проверить, не противоречит ли этот закон отечественной Конституции, ведь по их мнению, повышение пенсионного возраста не соответствует главному законодательству Российской Федерации . В случае если бы судебная инстанция признала правомерные подозрения депутатов, то данный закон могли бы отменить полностью, либо частично, а именно в вопросе повышения пенсионного возраста. Однако в Конституционном суде сообщают, что пенсионный возраст устанавливается законами, а не прописан в Конституции. Более того, в ней нет никаких данных о запрете на повышение возраста, при достижении которого выходят на пенсию. При этом в в самом определении указывается, что закон о повышении пенсионного возраста рассматривается парламентом и одобряется им же.

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года. Конституция состоит из 9 глав, из которых 1-я, 2-я и 9-я неизменяемы. Главы 3-8 могут изменяться. Для этого нужно согласие субъектов Федерации, Госдумы , Совета Федерации , президента. За время действия конституции было проведено несколько изменений. В 2020 году изменения вновь планируют реализовать.

Таким образом можно понять, что Конституция нашей страны не запрещает изменить пенсионный возраст. Поэтому все притязания депутатов на незаконность данного решения не обоснованы с юридической точки зрения. Единственное, что прописано в главном законе России , так это то, что запрещается издавать законы, которые отменяют или ущемляют права и свободу граждан страны.

Однако некоторые юристы утверждают, что из-за повышения пенсионного возраста напрямую ущемляются права россиян. По их мнению, те, кто будет уходить на пенсию по новому граничному возрасту, не находятся в равных условиях с действующими пенсионерами, а это напрямую противоречит Конституции, в которой прописано равенство всех граждан. Юристы уверены, что перед принятием такого закона необходимо было изменить Конституцию, однако делает это не парламент, а созывается Конституционное собрание. Поэтому, по их мнению, одобрение закона о повышении пенсионного возраста сделано незаконно и в обход отечественной Конституции

Ст. 39 Конституции РФ, что изменилось в 2020 году

Порядок индексации пенсий россиян в 2020-м будет регулироваться не Конституцией, а Федеральным законом. Это связано с тем, что в Конституции (ч. 2 ст. 39) закреплено правило о том, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Поправки в Конституцию, которые сейчас готовятся рабочей группой по поручению президента России Владимира Путина , не гарантируют индексацию пенсий работающим пенсионерам. Индексация возможна, только если будут приняты соответствующие поправки в пенсионное, отраслевое законодательство.

«Таким образом, конкретизация прав работающих пенсионеров на индексацию будет определена в отраслевом законодательстве», — вот такое новое пояснение дала сопредседатель рабочей группы по подготовке поправок Талия Хабриева .

Статья 39 Конституции Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1 июля нам предстоит проголосовать за документ, который обсуждает вся Россия, хотя своими газами его видели очень немногие. Речь идет о поправках в Конституцию РФ, анонсированных президентом Владимиром Путиным в начале 2020 года.

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Насмешники-журналисты вытащили на всеобщее обозрение самые спорные предложения, вроде упоминания особой роли традиционной семьи. Между тем этот документ содержит намного более насущные моменты. В их числе — закрепление в законе индексации пенсий, которые получают и будут получать миллионы российских граждан.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

Индексацию не отменят

Сегодня большинство российских пенсионеров получает или страховую пенсию, которая индексируется каждый год с 1 января, или социальную, размер которой пересматривается начиная с 1 апреля. При этом в отношении работающих пенсионеров индексация не выполняется уже шестой год — все накопленные средства будут компенсированы им после того, как они прекратят работать.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

Судя по информации, попавшей в прессу, поправки в Конституцию предусматривают, что страховые пенсии будут повышаться не реже одного раза в год — с 1 февраля. При этом их будут увеличивать не на ожидаемый уровень инфляции предстоящего года, как сейчас, но в соответствии с показателями инфляции только что закончившегося года. Правда, эти изменения вступят в силу не сейчас, а лишь начиная с 2024 года.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Предусмотрена и дополнительная индексация пенсий — в ситуации, когда рост среднемесячной зарплаты опережал увеличение инфляции.


p, blockquote 8,1,0,0,0 -->

Вопросы без ответа

Будет ли возвращена индексация пенсий для продолжающих работать пенсионеров? Этот вопрос остается открытым. Судя по высказываниям политических деятелей, соответствующий пункт внесен в последнюю из редакций поправок. Но для того, чтобы он заработал, необходимо разработать специальный закон. Пока что пожилые люди, привыкшие рассчитывать на государство, не услышали в ответ на этот вопрос ни обнадеживающего «да», ни однозначного «нет».

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Еще меньше ясности насчет индексации пенсий военных пенсионеров, которая также «замораживается» не первый год. В результате пенсии военнослужащих рядового и сержантского звания практически сравнялись с обычными страховыми пенсиями.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Между тем обсуждаемые публично цитаты из поправок к Конституции касаются индексации пенсий вообще, а не взятых в отдельности страховых, социальных, военных или государственных пенсий.

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

Возврат к прежнему пенсионному возрасту не гарантирован

И еще один актуальнейший вопрос без однозначного ответа — пересмотр положений крайне непопулярной пенсионной реформы, уменьшающей шансы большинства граждан нашей страны дожить до пенсии, и возврат к «старому» пенсионному возрасту, действовавшему до 2018 года — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

p, blockquote 12,0,0,1,0 -->

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Соответствующие предложения внесли, в частности, депутаты от партии «Справедливая Россия», но практически сразу стало известно, что эти идеи отвергнуты. При этом российские законодатели периодически выдвигают инициативы, связанные с возвратом к дореформенному возрасту выхода на пенсию, так что нельзя сказать, что эта тема совсем снята с повестки дня.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Текст поправок к Конституции напоминает черный ящик, в котором может скрываться что угодно — от золотого слитка до изношенных сапог. К тому же попавшие в прессу выдержки из этого документа насколько обтекаемые, что из них с одинаковой вероятностью можно сделать и оптимистические и неутешительные выводы.

p, blockquote 15,0,0,0,0 --> p, blockquote 16,0,0,0,1 -->

Единственное твердое «да» касается обязательной ежегодной индексации пенсий. О более конкретном содержании этого пункта мы должны узнать в ближайшие недели.

Так противоречит ли Конституции России повышение пенсионного возраста, или нет? Об этом спорят на множестве форумов, в СМИ и в мессенджерах, рассылая публикацию юриста Виталия Митина "Увеличение пенсионного возраста против Конституции".

Давайте разберемся, что это — страшная правда, популизм или желание автора получить "хайп" на горячей теме, а у рассылающих это сообщение — желание показаться "самым умным" и "предупредить серый народ"?

Итак, "юрист Виталий Митин" пишет:

"В России началось бурное обсуждение законопроекта об увеличении пенсионного возраста для мужчин вместо 60 лет до 65 лет, а женщинам вместо 55 лет до 63 лет.

Чтобы обсуждать новый закон, то сначала нужно четко и ясно сказать, что новый закон это прямое нарушение Конституции РФ.

Читаем ч. 2 ст. 39 Конституции РФ: "Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом".

Согласно п. 1 ст. 7 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлено (предусмотрено): "Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет".

Но ведь согласно ч. 2 ст. 55 Конституции РФ четко и ясно предусмотрено (запрещено): "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина".

Безусловно, новым законом отменяются и умаляются права граждан России выходить на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Подчеркиваю особо: отменяются эти права граждан в сторону ухудшения! А это уже не только прямое нарушение указанной ч. 2 ст. 55 Конституции РФ о запрете отменять права граждан, но и прямое нарушение ч. 1 ст. 19 Конституции РФ: "Все равны перед законом…"

Оказывается, будущие пенсионеры, но граждане сегодняшней России будут, по новому закону, явно не равны сегодняшним гражданам-пенсионерам, что и есть прямое нарушение конституционных прав будущих пенсионеров о конституционном равенстве всех перед законом — новый антиконституционный закон серьезно (существенно) ущемляет права будущих пенсионеров.

Безусловно, нарушаются права человека, гарантированные в ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства".

Нарушается также и ч. 1 ст. 1 Конституции РФ о правовом государстве. Поэтому не должен быть принят новый закон без изменения Конституции РФ, то есть сначала надо изменить Конституцию — поотменять все указанные выше права граждан, а потом с чистого листа писать новый закон о пенсионном возрасте.

А согласно ст. 135 Конституции РФ парламент России (Федеральное Собрание) сам не может изменить указанные выше статьи Конституции из глав 1 и 2 Конституции, а в случае необходимости должно быть созвано Конституционное Собрание. А это уже очень серьезно!

В общем, получается, что правительство замахнулось попутно серьезно изменить Конституцию, но правду об этом скромно умалчивает, или вообще задумало обойти Конституцию, или даже само не замечает (что вполне вероятно, ведь юристов у нас не хотят даже слышать), что нарушает Конституцию.

Надеюсь, что на этот раз меня. юриста, услышат власти и Конституция РФ и права граждан России не будут нарушены!"

Так что же на самом деле — против Конституции такое решение правительства Медведева или все-таки нет?

На помощь нам приходят куда более продвинутые специалисты.

Читаем подробный разбор "Повышение пенсионного возраста противоречит Конституции".

"Почти сразу после объявления о грядущем повышении пенсионного возраста в России в социальных сетях появились посты с утверждениями, что объявленная правительством реформа противоречит основному закону Российской Федерации. Давайте разберемся, действительно ли это так.

Что случилось?

Через четыре дня после объявления о повышении пенсионного возраста — 18 июня — по социальным сетям начали распространяться копии поста "юриста Виталия Михайловича Митина", в котором утверждается, что пенсионная реформа противоречит ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, где "четко и ясно предусмотрено (запрещено)": "В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина", — и ч. 1 ст. 19 Конституции РФ ("Все равны перед законом…").

Автор утверждает, что право граждан на пенсию "отменяется в сторону ухудшения", а дореформенные и пореформенные пенсионеры перестают быть равными в правах. Действия правительства автор текста расценил как попытку "попутно серьезно изменить Конституцию".

Что говорят юристы?

Повышение пенсионного возраста не умаляет и не отменяет закрепленных Конституцией прав, а исполнительные и законодательные органы действуют в рамках своих полномочий. Однако при проведении реформы необходимо грамотно оценить состояние российской экономики, соразмерность и необходимость изменений, объяснил профессор кафедры конституционного и административного права факультета права Высшей школы экономики Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в Конституции действительно устанавливается институт государственных пенсий (ч. 2 ст. 7) и право на их получение (ч. 2 ст. 39). Однако в нормах основного закона не указаны сроки выхода на пенсию по различным основаниям, размеры, условия расчета, порядок начисления, получения и т. д. — ч. 2 ст. 39 Конституции РФ делает отсылку по этим вопросам к специальному федеральному закону.

Да, Конституция закрепляет требование не издавать законы, отменяющие или умаляющие права и свободы (ч. 2 ст. 55). Но в данном случае, по словам эксперта, право на государственную пенсию не отменяется и не умаляется, меняются некоторые параметры его использования (увеличивается срок выхода на пенсию при условии увеличения объема пенсионных выплат — как нам говорят). Не нарушается при повышении пенсионного возраста и принцип равноправия.

"В данном случае следует исходить из того, что обратной силы закон не имеет, нельзя ухудшать положение вышедших на пенсию. Нарушением этого принципа было бы, например, выделение какой-то отдельной группы граждан в целях наделения их дополнительными правами и льготами. В данном случае предполагается, что закон распространяется на всех граждан 1959 года и моложе, а все граждане старше 1959 года остаются в прежнем правовом режиме пенсионного обеспечения, то есть здесь не усматриваются какие-то дискриминационные основания", — резюмировал Владимир Мазаев.

Значит, все гладко?

Нет. Повышение пенсионного возраста все же может рассматриваться в качестве ограничения конституционных прав.

"Согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы могут быть ограничены при наличии следующих условий: а) только федеральным законом; б) в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Более того, это конституционное право относится к ряду социальных прав и не является "абсолютным", то есть его можно ограничивать", — пояснил эксперт.

Он рассказал, что согласно правовым позициям Конституционного Суда РФ ограничение прав и свобод помимо условий, указанных в ст. 55 Конституции, должно быть необходимо для обеспечения указанных целей, например, защиты прав и законных интересов других лиц, и соразмерно целям, ради которых ограничиваются эти права.

Оба понятия являются оценочными, и эту оценку проводят представители исполнительной и законодательной властей (то есть правительство и Федеральное Собрание: Госдума и Совет Федерации. — Ред.). А результат оценки принимается в форме федерального закона (его подписывает президент страны).

Владимир Мазаев отметил, что обеспечение социальных прав в отличие от личных и политических имеет важную особенность — они тесно связаны с уровнем развития национальных экономик.

"Если российская экономика не в состоянии обеспечить действующее законодательное положение о сроке выхода на пенсию, то это является существенным основанием изменения правовой модели", — подчеркнул Владимир Мазаев.

Он напомнил, что в ст. 4 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах закрепляется в качестве одного из условий ограничения таких прав цель исключительно способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

"Главным в конституционной оценке повышения пенсионного срока являются необходимость и соразмерность!" — отметил правовед.

На что надо обратить внимание?

Эксперт назвал ключевые для обсуждения пенсионной реформы вопросы с точки зрения конституционного права.

"Если повышение пенсионного возраста — мера, необходимая для обеспечения экономического развития страны, — то начинать следует с внедрения новых технологий, повышения производительности труда и эффективности управленческой сферы; более справедливого распределения общественных благ, снижения колоссальной имущественной дифференциации, в том числе по заработной плате. Если брать конституционный аспект, то несправедливые и несоразмерные критерии в оплате труда, получения доходов в современном демократическом мире рассматриваются как нарушение принципа правового государства, где справедливость и достоинство личности (выраженное в том числе в справедливом распределении национального дохода) является приоритетным по отношению к формальным законодательным актам.

Если повышение пенсионного возраста необходимо, то.

— Почему бюджет страны профицитный?

— Что положительного даст эта реформа будущим пенсионерам, если соотношение уровня пенсий с их уровнем заработной платы будет таким же — не более 30-35 процентов?

— Кто и как обеспечит работой (то есть важнейшим конституционным правом) этих людей, когда многие на прежнем месте работы по состоянию здоровья просто не смогут квалифицированно осуществлять свои функции? Для них потребуется целая система переподготовки и переучивания.

— Кто и как обеспечит работой пенсионеров в сельской местности, особенно женщин предпенсионного возраста?

— Лишит ли повышение пенсионного возраста миллионы граждан льгот и пособий, которые они могли бы получать от государства в связи со статусом пенсионера?

Все эти вопросы относятся к сфере обеспечения конституционных прав и свобод и могут быть предметом для рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Откуда все началось?

Оригинал поста об антиконституционности повышения пенсионного возраста появился на ресурсе "Проза.ру" 18 июня. Этот сайт предназначен для бесплатной публикации литературных произведений, однако у его редакции нет возможности контролировать весь контент, размещаемый пользователями. Виталий Михин, автор поста о пенсионном возрасте, называет себя правоведом, специалистом по Уставу ООН и международному праву. Судя по его странице в соцсети "Одноклассники", ему 69 лет, он закончил Кемеровский госуниверситет, живет в Кемерове и не работает с 2013 года.

С сентября 2015 года он разместил на "Прозе.ру" 165 текстов — в основном политических деклараций о Курилах, Крыме, Донбассе, Косове и других конфликтных ситуациях в мире. За 2,5 года их прочитали около 28 тысяч человек.

Поиск Google выдает около 38 тысяч результатов по цитатам из "вирусного" поста о пенсиях.

С разбором текста выступил сетевой публицист Алекс Экслер, который отметил, что "можно до посинения рыться в Конституции — никакого указания на возраст выхода на пенсию там нет. Возраст выхода на пенсию регулируется федеральным законом".

Тезис о неконституционности пенсионной реформы на заседании Госдумы 21 июня высказал депутат от "Справедливой России" Олег Нилов. В своей речи он тоже упомянул норму о недопустимости умаления прав человека в России и предположил, что повышение пенсионного возраста нарушает ч. 2 ст. 55 Конституции РФ.

Читайте также: