Пенсионное обеспечение в рб шпоры

Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных законодательством (ст.1 Закона РБ от 17.04.1992 г. «О пенсионном обеспечении»).

Порядок предоставления работающих граждан к назначению пенсий и оформления необходимых для этого документов установлен Законом и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Минсоцзащиты РБ от 23.05.1997 г. № 44.

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований Комитета государственного контроля РБ, а также членов их семей регулирует Закон от 17.12.1992 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего состава и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований».

Пенсионное обеспечение граждан, пострадавших на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, и членов их семей осуществляют с учетом условий и норм Закона РБ от 06.01.2009 г. «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий».

Пенсионное обеспечение за работу государственных служащих предусмотрено положениями Закона РБ от 14.06.2003 «О государственной службе в республике Беларусь».

Пенсионное обеспечение за работу с особыми условиями труда и в связи с занятостью отдельными видами профессиональной деятельности осуществляется с учетом условий и норм, предусмотренных Законом РБ от 05.01.2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании».

Кто имеет право на государственное пенсионное обеспечение?

Граждане Республики Беларусь имеют право на государственное пенсионное обеспечение в старости, при инвалидности, потере кормильца и в иных случаях, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении».

Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, проживающих за ее пределами, производится на основе соглашений (договоров) с другими государствами.

Постоянно проживающие в Республике Беларусь граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Законодательством.

В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном обеспечении между Республикой Беларусь и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

Рассмотрим виды пенсий.

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. В соответствии с законодательством назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: трудовые и социальные.

Гражданам, имеющим право на различные государственные пенсии, ежемесячное денежное содержание (по вопросу, касающемуся порядка назначения и выплаты ежемесячного денежного содержания отдельным категориям государственных служащих, смотрите Указ Президента Республики Беларусь от 30.11.2006 г. № 705) или ежемесячную страховую выплату, назначается по их выбору одна пенсия или указанная иная выплата.

Однако лицам, имеющим одновременно право на пенсию, не связанную с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, ежемесячное денежное содержание и на ежемесячную страховую выплату назначается пенсия (ежемесячное денежное содержание) и ежемесячная страховая выплата.

Согласно ст. 4 Закона «О пенсионном обеспечении» назначаются:

А) трудовые пенсии:

- по случаю потери кормильца;

- за особые заслуги перед республикой;

Б) социальные пенсии.

Трудовые пенсии назначаются лицам, подлежащим в период работы или занятия иными видами трудовой деятельности государственному социальному страхованию и уплачивающим обязательные страховые взносы при соблюдении условий, установленных законодательством. При этом право на трудовую пенсию по возрасту представляется при условии уплаты страховых взносов не менее 5 лет.

Нетрудоспособные граждане, не получающие трудовую пенсию, имеют право на социальную пенсию на условиях, определяемых Законом «О социальном обеспечении»

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию (ст. 72 Закона):

- инвалидам, в т.ч. инвалидам с детства;

- лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет;

- детям – в случае потери кормильца;

- детям-инвалидам в возрасте до 18 лет.

Закон предусматривает обращение граждан за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком и независимо от характера их занятий ко времени обращения.

В Республике Беларусь пенсионное обеспечение является основным видом социального обеспечения нетрудоспособных граждан. Видовые признаки пенсий раскрываются в следующем понятии: «Пенсия – это ежемесячная денежная выплата, назначаемая нетрудоспособным гражданам при достижении ими определённого пенсионного возраста, при установлении инвалидности, в случае смерти кормильца, а также в связи с длительной профессиональной деятельностью, в размере, как правило, соизмеримом с оплатой по труду и являющаяся основным источником средств существования для неработающих пенсионеров»[1]. В нём можно выделить следующие родовые признаки пенсии:

· выплачивается ежемесячно в денежной форме;

· по целевому назначению выступает основным источником средств существования для неработающих пенсионеров;

· находится в определенной связи с предыдущей общественно полезной деятельностью, последнее условие является основным.

Порядок обращения за назначением пенсии регулируется ст. 75 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и Положением о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденным приказом Министра социальной защиты Республики Беларусь №44 от 23.05.1997.

Обращение за пенсией

Обращаться за назначением пенсии можно в любое время после возникновения на нее права без ограничения сроков. При этом обращаться за назначением трудовой пенсии по возрасту можно и до наступления общеустановленного пенсионного возраста, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на нее.

Днем обращения за пенсией считается день приема заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами органом по труду, занятости и социальной защите либо дата, указанная на почтовом штемпеле места их отправления (если заявление и все необходимые документы пересылаются по почте).

В тех случаях, когда для назначения пенсии представлены не все необходимые документы, для оформления недостающих назначается месячный срок. Если документы будут представлены в этот срок, то днем обращения за пенсией будет считаться день приема заявления о назначении пенсии.

§ 2.4. Виды социального обеспечения в Республике Беларусь

Граждане республики при наступлении старости, болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, при достижении пенсионного возраста, при получении помощи семье в воспитании детей, при медицинском и санаторно-курортном лечении и обслуживании обеспечиваются через названные организационно-правовые формы такими видами социального обеспечения, как пенсии, надбавки и доплаты к пенсиям, пособия, льготы, услуги, натуральные материальные блага.

Пенсии. Среди видов социального обеспечения граждан Республики Беларусь основное место занимают пенсии. Пенсия (лат. pensio — платеж) в юридической литературе определяется различно. Основное внимание при определении понятия пенсии авторы обращают на то, что пенсия представляет собой материальное обеспечение граждан по возрасту, по инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет в виде ежемесячных денежных выплат, которые имеют целью материально обеспечить престарелых и нетрудоспособных. Отдельные авторы определяют пенсию как денежное содержание граждан при наступлении постоянной или стойкой нетрудоспособности, которое назначается им за их прошлый труд. Поскольку в юридической литературе все точки зрения на понятие пенсий в бывшем СССР исследованы обстоятельно, мы не будем останавливаться на их анализе, а лишь считаем необходимым в понятии пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам республики, выделить следующие признаки. Пенсии - это: а) денежные выплаты, б) ежемесячные, в) алиментарного характера, г) выплачиваемые за счет государства, предприятий всех видов и колхозов, д) в случае старости, за выслугу лет, инвалидности, потери кормильца, е) их выплата обусловлена определенной продолжительностью трудового стажа, ж) размер зависит от суммы прошлого заработка. Все эти признаки позволяют раскрыть понятие пенсий, назначаемых и выплачиваемых гражданам, и ограничить их от иных периодических и систематических денежных выплат (пособий, алиментов и др.).

Гражданам назначаются и выплачиваются два вида пенсий: а) трудовые; б) социальные. Трудовые пенсии подразделяются на: пенсии по возрасту, пенсии по инвалидности, за особые заслуги, в случае потери кормильца, пенсии за выслугу лет. Социальные пенсии назначаются инвалидам с детства; лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины -55 лет, детям - в случае потери кормильца, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет.

Пособия. Законодательство республики предусматривает обеспечение граждан и их семей многими видами пособий по социальному обеспечению. Анализ признаков понятия пособий по социальному обеспечению позволяет выделить следующие из них, которые в совокупности раскрывают понятие пособий и отграничивают их от пенсии и других денежных выплат: а) это денежные выплаты; б) разовые или ежемесячные выплаты; в) за счет средств государства, предприятий всех видов, аккумулированных в Фонде социальной защиты населения и фондах предприятий и колхозов; г) алиментарного характера; д) выплачиваются гражданам и их семьям в предусмотренных законодательством случаях с целью: возместить или восполнить утраченный заработок по причине болезни, беременности и родов; покрыть дополнительные расходы, вызванные рождением ребенка, смертью, необходимостью санаторно-курортного лечения; оказать помощь многодетным и малообеспеченным семьям, одиноким матерям и женам военнослужащих срочной службы в воспитании детей; а также семьям всех граждан с целью их социальной защиты в связи с инфляцией и поддержанием стоимости жизни, в связи с безработицей; е) в размерах, в одних случаях зависящих от прошлого заработка, в других - в твердой сумме. При анализе выделенных признаков, раскрывающих понятия пособий по социальному обеспечению, можно заметить, что отдельные из них схожи с признаками, раскрывающими понятие пенсий. Так, для пособий, как и для пенсий, характерно то, что: а) они денежные выплаты; б) алиментарного характера; в) выплачиваются за счет средств фонда социальной защиты и фондов предприятий и колхозов. Это общие признаки понятия пособий и пенсий. Однако, несмотря на это, пособия содержат в своем понятии признаки, по которым они отличаются от пенсий. По своему целевому назначению пособия являются помощью гражданам в предусмотренных законодательством случаях. Причем эта помощь в одних случаях восполняет заработок, утраченный лицом, по причине, признанной обществом уважительной, в других случаях она служит цели покрыть, восполнить дополнительные расходы, возникающие у граждан республики в связи с наступлением у них таких событий и обстоятельств, к которым государство не может оставаться равнодушным. В третьих случаях пособия выплачиваются гражданам с целью предоставить им средства к жизни в связи с утратой ими источников средств существования в связи с безработицей.

Услуги. Гражданам Республики Беларусь предоставляются многие услуги, которые также являются важным видом социального обеспечения. Услуга представляет собой особую потребительскую стоимость, которую доставляет наш труд, подобно всякому другому товару, но особая потребительная стоимость этого труда получила здесь специфическое название «услуги». «Услуги есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости - товара ли, труда ли», - писал К. Маркс. Термин «услуги» в социальном обеспечении граждан, по нашему мнению, есть собирательное понятие. Этим термином охватываются лишь те социально-экономические мероприятия, которые осуществляют государство, предприятия всех видов и колхозы за счет своих средств в форме различных действий, какими являются: предоставление медицинского и санаторно-курортного лечения и отдыха, содержание и социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, содержание, воспитание и обслуживание детей в детских учреждениях и другие. Для всего круга услуг, которыми обеспечиваются граждане и их семьи по социальному обеспечению, как и для пенсий и пособий, общим является то, что они: а) предоставляются в качестве вида социального обеспечения государством, предприятиями всех видов и колхозами; б) за счет средств государства, предприятий и колхозов; в) носят алиментарный характер. Однако в отличие от пенсий и отдельных видов пособий предоставление услуг гражданам и их семьям не обусловлено определенной продолжительностью общественно-полезной деятельности в прошлом или настоящем, а их размер не ставится в какую-либо зависимость от заработка и других условий.

Льготы. Гражданам республики по социальному обеспечению предоставляются льготы, которые также относятся к видам социального обеспечения. Термин «льготы» в социальном обеспечении - также собирательное понятие. Им охватываются лишь те социально-экономические мероприятия, проводимые государством, предприятиями всех видов и колхозами за счет своих средств, которые имеют целью облегчение материального положения граждан и их семей, которые вследствие престарелого возраста, инвалидности, семейного положения и других причин не в состоянии нести полные расходы по удовлетворению своих семейно-бытовых и других нужд. К числу важнейших льгот, которые предоставляются гражданам, следует отнести: а) льготы в приобретении лекарств; б) льготы в оплате расходов на содержание детей граждан в детских дошкольных учреждениях - детских яслях и детских садах; в) льготы в оплате по содержанию детей в школах-интернатах и школах в сельской местности; г) льготы в оплате расходов и организации отдыха в пионерских лагерях; д) льготы в частичной оплате путевки в санатории, профилактории, дома отдыха, пансионаты, туристические базы, в детские санатории и дома отдыха для матери и ребенка и другие; е) льготы по оплате протезно-ортопедических изделий, предоставляемых в необходимых случаях; ж) льготы в пользовании общественным транспортом, в оплате стоимости топлива, электроосвещения, газа и квартиры. Характерным для льгот как вида социального обеспечения граждан Республики Беларусь является то, что они: а) носят алиментарный характер; б) назначаются гражданам и их семьям государством, предприятиями всех видов или колхозами.

Натуральные материальные блага. Важным видом социального обеспечения граждан является предоставление им натуральных материальных благ. К их числу относятся: протезно-ортопедические изделия, ортопедическая обувь, корригирующие изделия, слуховые аппараты, средства передвижения инвалидов - мото- и велоколяски, автомобили с ручным управлением. При медицинском и санаторно-курортном лечении и отдыхе гражданам предоставляется питание, спальные принадлежности. Питание, спальные принадлежности и другие натуральные материальные блага предоставляются детям в яслях и детских садах, инвалидам и престарелым в домах-интернатах для престарелых и инвалидов. Общим для всех видов натуральных материальных благ как видов социального обеспечения является то, что они предоставляются гражданам в порядке социальной алиментации в предусмотренных законодательством случаях государством, предприятиями всех форм собственности и видов, а также колхозами своим работникам.

Конституция Республики Беларусь гласит, что гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом [1, ст.47].

Основным документом, регулирующим правоотношения, возникающие в сфере пенсионного обеспечения, является Закон Республики Беларусь Верховного Совета Республики Беларусь от 17.04.1992 № 1596-XII «О пенсионном обеспечении». По данному закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

по случаю потери кормильца;

за особые заслуги перед республикой;

б) социальные пенсии.

В Республике Беларусь право на трудовую имеют лица, которые в период работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. При этом право на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями предоставляется при условии уплаты обязательных страховых взносов не менее 5 лет, а на трудовую пенсию по возрасту в соответствии со статьями и за выслугу лет не менее 10 лет [2, ст.5].

Право на пенсию по возрасту имеют:

мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет;

женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет [2, ст.11].

Выплата трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. Он не входит в состав государственного бюджета Республики Беларусь, формируется за счет взносов нанимателей, страховых взносов лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, обязательных страховых взносов граждан, а также средств государственного бюджета Республики Беларусь.

Положение о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь утверждается Советом Министров Республики Беларусь. Размеры обязательных страховых взносов в указанный фонд устанавливаются законом. Пенсии не подлежат обложению налогами.

Пенсионное обеспечение производится органами социальной защиты. Управление Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь. К ведению Совета Министров Республики Беларусь относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан с соблюдением гарантий, а также решение вопросов пенсионного и иного материального обеспечения некоторых категорий граждан за их особые заслуги перед республикой. [3, 289-292c.]

В целях упрощения и ускорения назначения пенсий органами ФСЗН осуществляется персонифицированный учет осуществляется [4, ст.3].

Пенсии по инвалидности назначаются независимо от причины инвалидности при наличии необходимого стажа работы ко времени наступления инвалидности или обращения за пенсией [2, ст.27]

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. При этом детям (в том числе усыновленным, пасынкам и падчерицам), братьям, сестрам и внукам, не достигшим 18 лет (обучающиеся, не достигшим 23 лет), данным лицам старше 18 лет, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, а также одному из родителей или супругов (либо дед, бабушка, брат или сестра) независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 8 лет, и не работают. пенсии назначаются независимо от того, состояли ли они на иждивении кормильца [2, ст.35].

Пенсия по случаю потери кормильца назначается, если кормилец ко дню смерти имел стаж работы, который был бы необходим ему для назначения пенсии по инвалидности. Членам семьи умершего пенсионера, получавшего трудовую пенсию (за исключением пенсии по случаю потери кормильца), пенсия назначается исходя из стажа работы, из которого назначалась пенсия умершему кормильцу [2, ст.37].

Как известно, наша пенсионная модель является распределительной, в основе ее лежит принцип солидарности поколений, когда страховые взносы собирают с одних, а полученные средства распределяют среди другого, более старшего поколения. Такая система имеет свои преимущества. Среди них - возможность начать выплату пенсий незамедлительно, поскольку не требуется времени для накоплений. Размеры пенсий не зависят от результатов функционирования финансовых рынков. Она гарантирует определенную степень социальной защиты всем пожилым гражданам, обеспечивает более высокую норму замещения (отношение пенсии к заработной плате) для лиц с невысокой зарплатой, т.е. внутрипоколенческое перераспределение доходов от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым. Распределительные пенсионные системы существуют в большинстве развитых стран. Правда, они не являются там единственными и функционируют наряду с другими, например, накопительными.

Необходимо отметить, что при высоком, можно сказать, критическом тарифе страховых взносов действующая пенсионная система не выполняет свою главную задачу: обеспечить достойный уровень жизни тем, кто в прошлом активно работал и создавал национальное богатство страны. Большим недостатком распределительной системы является ее зависимость от демографических факторов, от соотношения численности работающих и пенсионеров. Солидарной системе свойственен еще один существенный недостаток - излишнее перераспределение сумм пенсий. Соотношения размеров пенсий и заработной платы для отдельных категорий пенсионеров бывают очень разными. Средний показатель здесь примерно 42 процента. Однако при этом для низкооплачиваемых в прошлом пенсионеров он составляет 280 процентов, а для высокооплачиваемых - около 20 процентов. Ясно, что такая ситуация не создает стимулов для участия в пенсионной системе высокооплачиваемых работников.

Недостатки распределительного механизма позволяет уравновесить так называемая накопительная модель пенсионной системы. Каждый работник в течение трудовой деятельности вносит взносы в пенсионные фонды, средства которых продолжительное время используются для инвестирования в экономику, а после прекращения трудовой деятельности идут на его личное пенсионное обеспечение. Эти средства можно рассматривать как одну из форм сбережений, но особого рода. Накопление финансовых ресурсов в фондах и их расходование на выплату пенсий осуществляется по установленным государством тарифам и нормативам. Управление финансовыми ресурсами этих фондов также происходит в соответствии с законодательством [5].

В пользу накопительной системы можно привести следующие аргументы: такая модель не зависит от демографических проблем; дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии в зависимости от заработной платы и эффективности использования накоплений; такая система приумножает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и экономическому росту.

Однако, в самой накопительной модели заключены многочисленные риски. Участникам системы не гарантируется полная эффективность ее действия. Накопительная схема в большей мере применима в более богатых странах, она идеально подходит для хорошо оплачиваемых работников, которые в состоянии накопить на личных пенсионных счетах приличную денежную сумму, и достаточно проблематична для общества с высокой поляризацией доходов. Эта модель не обеспечивает гибкого механизма перераспределения доходов между поколениями, отраслями и не предотвращает бедность.

Таким образом, и распределительная, и накопительная системы пенсионного обеспечения обладают как своими преимуществами, так и недостатками. Между ними нет непреодолимого барьера. В большинстве развитых стран эти системы успешно сосуществуют, дополняя друг друга.

Все эти проблем обусловили законодателя пойти на ряд реформ в области пенсионного обеспечения. При реформировании национальной пенсионной системы, законодательства в этой сфере следует, на наш взгляд, идти по двум направлениям: 1) совершенствование нынешней модели пенсионного обеспечения, поиск ее внутренних резервов; 2) постепенное внедрение накопительных элементов, используя полезный опыт других стран, прежде всего тех, которые в недалеком прошлом имели подобную нашей пенсионную систему [5].

Пенсионное законодательство сегодня содержит свыше 20 оснований для досрочного (на 5-10 лет) выхода на пенсию. Это означает, что почти 17 процентов пенсионеров по возрасту и выслуге лет получают пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Широкое распространение пенсий на льготных условиях в значительной мере связано с отсутствием отдельного источника их финансирования и предоставлением указанных пенсий в рамках единых для всех работодателей тарифов пенсионных взносов. Такой подход ведет к снижению общего уровня пенсионного обеспечения и расходованию средств Фонда социальной защиты населения на компенсацию неблагоприятных условий труда, ответственность за которые должен нести работодатель.

Для решения указанных проблем необходимо было принятие закон «О профессиональном пенсионном страховании», который установил правовые, экономические и организационные основы обязательного государственного пенсионного страхования работников, занятых в особых условиях труда, урегулировал порядок предоставления им профессиональной (досрочной) пенсии с использованием новых механизмов формирования прав на такие пенсии и в конечном итоге освободил общую пенсионную систему от обязанности отвечать за производственные риски в виде досрочных трудовых пенсий по возрасту за работу с особыми условиями труда и трудовых пенсий за выслугу лет.

Средства профессионального пенсионного страхования формируются из взносов на профессиональное пенсионное страхование и доходов от их размещения, а также иных не запрещенных законодательством источников и размещаются в банке, уполномоченном обслуживать государственные программы [6, ст.11].

Так, застрахованным лицам, имеющим одновременно право на досрочную профессиональную пенсию и другую государственную пенсию, ежемесячное денежное содержание в соответствии с законодательством о государственной службе, назначается (выплачивается) по их выбору одна из указанных выплат [6, ст.12].

Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, в т.ч. досрочную профессиональную пенсию по законодательству о профессиональном пенсионном страховании, на ежемесячное денежное содержание по законодательству о государственной службе, назначаются по их выбору одна пенсия или ежемесячное денежное содержание.

Пенсии за выслугу лет назначаются отдельным категориям работников, не имеющим права на досрочную профессиональную пенсию.

Периоды занятости отдельными видами профессиональной деятельности после 1 января 2009 года учитываются при определении права на пенсию за выслугу лет при условии уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование. При этом применяются правила зачета работ в выслугу лет, предусмотренные настоящим Законом для соответствующей категории работников [2, ст.47].

Работодатели обязаны своевременно оформлять документы о стаже работы, заработке и о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, необходимые для назначения пенсии, и своевременно представлять их в районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите [2, ст.76].

Неработающие граждане документы, необходимые для назначения пенсии, представляют самостоятельно. При необходимости содействие в получении необходимых документов им оказывают районные (городские) управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите

Обременительно действует на пенсионную систему учет при определении размера трудовой пенсии периодов без уплаты страховых взносов наравне с периодами их уплаты. Эти так называемые кредитные периоды (учеба, периоды проживания в отдельных местностях, уход за детьми и другие) не соотносятся с принципами пенсионного страхования и не способствуют адекватной замене заработка, утраченного в связи с нетрудоспособностью.

Социальные пенсии назначаются гражданам, не получающим трудовую пенсию:

инвалидам, в том числе инвалидам с детства;

лицам, достигшим возраста: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет;

детям - в случае потери кормильца;

детям-инвалидам в возрасте до 18 лет [2, ст.72].

Пенсии исчисляются по установленным нормам в процентах к среднемесячному заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

Трудовая пенсия исчисляется из откорректированного фактического заработка за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет стажа работы независимо от имеющихся перерывов. Начиная с 1 января 2000 года ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, за который учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний период, из которого он избирается обратившимся за пенсией, увеличиваются на один год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы. При этом в периодах работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности, в течение которых работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, учитывается фактический заработок. В периодах, предусмотренных частью второй статьи 51 Закона о пенсионном обеспечении, в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

В случаях, когда стаж работы обратившегося за пенсией менее установленного периода, заработок для исчисления пенсии определяется за фактически имеющийся стаж работы.

В связи с ростом средней заработной платы работников в республике при назначении трудовых пенсий производится корректировка фактического заработка. Указанная корректировка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при перерасчете трудовых пенсий на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.

Индивидуальный коэффициент заработка пенсионера определяется путем соотнесения его ежемесячного фактического заработка в установленном периоде и средней заработной платы работников в республике в тех же месяцах и является средним арифметическим значением коэффициентов заработка за каждый месяц в установленном периоде.

Размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 года подтверждается справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 1 января 2003 года - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы. Форма справки о заработке утверждается Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь [2, ст.57].

Индивидуальный лицевой счет идентифицируется страховым номером. Страховой номер соответствует идентификационному номеру, указанному в документе, удостоверяющем личность. В случае отсутствия в документе, удостоверяющем личность, идентификационного номера или письменного отказа гражданина от использования идентификационного номера для целей персонифицированного учета страховой номер присваивается Фондом социальной защиты населения [7, п.22].

Социальная защита является приоритетом внутренней политики нашей страны. Это вытекает из самой сущности нашего государства как социального и правового. Из вышеизложенного можно вывести определение пенсии как гарантированной регулярной денежной выплаты для материального обеспечения граждан, которая назначает и выплачивается гражданам, нуждающимся в социальной защите при наступлении обстоятельств, закрепленных законодательством.

Особая роль в системе социальной защиты населения принадлежит пенсионному обеспечению, которое реализуется через систему государственного социального страхования.

Пенсионное обеспечение - это то направление материального обеспечения нетрудоспособных граждан, которое пользуется особым вниманием в нашем обществе, так как затрагивает интересы практически каждого человека.

Существующая в Республике Беларусь пенсионная система, где «Работающий платит за пенсионера» РПП называется солидарной. Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через следующие законы: «О пенсионном обеспечении» (1992 г.), «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» (1991 г.), «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового составов органов внутренних дел» (1992 г, «Об основах государственного социального страхования» (1995 г.), «О размерах обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» (1996 г.) и другие. [10]

Сегодня в республике установлены два вида пенсий: трудовые и социальные.

По настоящему Закону назначаются:

  • 1) трудовые пенсии:
    • - по возрасту;
    • - по инвалидности;
    • - по случаю потери кормильца;
    • - за выслугу лет;
    • - за особые заслуги перед республикой;
  • 2) социальные пенсии.

Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии.

Трудовые пенсии предоставляются по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Согласно Закону Республики от 17 апреля 1992 г. «О пенсионном обеспечении» право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 50 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов. [10]

При начислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы.

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала. [15]

Выплата назначенных трудовых пенсий осуществляется из средств Фонда социальной защиты населения. Выплата социальных пенсий осуществляется за счет средств республиканского бюджета.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты. [15]

Основными задачами Фонда являются: реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Фонд в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:

  • - осуществляет сбор и аккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей на государственное социальное страхование;
  • - финансирует расходы на выплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленных законодательством случаях, мероприятиях по обеспечению занятости населения, а также иные расходы, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании;
  • - финансирует расходы на санаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
  • - назначает и выплачивает профессиональные пенсии;
  • - осуществляет контроль за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) взносов;
  • - контролирует правильность использования средств государственного социального страхования;
  • - осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Основным источником доходов Фонда являются обязательные страховые взносы, взымаемые в соответствии с Законом Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями. [10]

Необходимо отметить, что социальное страхование в целом носит как обязательный, так и добровольный характер.

Проект бюджета и сметы расходов Фонда формируется на основании прогнозных макроэкономических показателей развития республики на соответствующий год, анализа исполнения бюджета предыдущих лет, а также статистических данных.

Доходы бюджета Фонда формируются за счет:

  • 1. Взносов на государственное социальное страхование:
    • - обязательных страховых взносов в Фонд;
    • - взносов на профессиональное пенсионное страхование;
  • 2. Неналоговых доходов:
    • - процентов, уплачиваемых банками за пользование денежными средствами;
    • - доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;
    • - доходов от размещения взносов на ППС;
    • - административных штрафов за нарушение законодательства государственном социальном страховании и др.;

Главной статьей расходов бюджета Фонда являются расходы на пенсионное обеспечение: выплата трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным служащим, пенсий за особые заслуги перед Республикой Беларусь, пенсий военнослужащим срочной службы и членам их семей, социальных пенсий, отдельных видов доплат, а также оказание услуг по выплате пенсий и пособий.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

  • - инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, - 85 %;
  • - инвалидам с детства II группы - 75 %;
  • - инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка - 65 %;
  • - инвалидам III группы - 55 %;
  • - лицам, достигшим возраста: мужчины - 55 лет, женщины - 50 лет, - 50 %;
  • - детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой - 60 %, второй - 65 %, третьей - 75 %, четвертой - 85 %. [15]

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий [Рисунок Г.1, Приложение Г]. Перерасчет пенсий осуществляется:

  • - во-первых, в связи с ростом заработной платы;
  • - во-вторых, в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Следует отметить, что на выплату пенсий расходуется значительная часть валового внутреннего продукта страны и при этом доля людей пенсионного возраста в республике растет.

В настоящее время пенсионными выплатами из средств Фонда социальной защиты населения обеспечивается четверть населения страны, в то время как на рынке труда занято около 45 % населения. Прогнозируемое увеличение числа получателей пенсий вызовет рост расходов на социальное обеспечение и обслуживание пожилых людей, а, следовательно, пенсионной нагрузки на экономику.






















Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение. В настоящее время в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получает более 2,4 млн. человек.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях предоставляется мужчинам - по достижении 60 лет при стаже работы не менее 25 лет, женщинам - по достижении 55 лет при стаже работы не менее 20 лет. Обязательным условием для реализации права на пенсию является наличие не менее 5 лет работы с уплатой обязательных страховых взносов.

При исчислении размера пенсии учитывается стаж работы до назначения пенсии и заработок, с которого уплачивались обязательные страховые взносы. До 2000 года пенсия исчислялась из заработка за любые 5 лет подряд из последних 15 лет работы. С 2000 года указанные периоды увеличиваются на 1 год (в 2000 году пенсия исчислялась из заработка за любые 6 лет подряд из последних 16 лет работы, в 2001 году – за 7 лет из последних 17 лет и т.д.).

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе - 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) - 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту; детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – в размере 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 декабря 1999 г. № 1976 к трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, установлена доплата в размере 15 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы в соответствии со статьей 70 Закона (далее – доплата к минимальным пенсиям).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначаются социальные пенсии. Согласно статье 73 Закона эти пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Правительством Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 85 процентов; инвалидам с детства II группы – 75 процентов; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35 настоящего Закона) на каждого ребенка – 65 процентов; инвалидам III группы – 55 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, – 50 процентов; детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 60 процентов, второй – 65 процентов, третьей – 75 процентов, четвертой – 85 процентов.

Одним из приоритетных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обеспечения является последовательное повышение уровня пенсий. Перерасчет пенсий осуществляется:

1. в связи с ростом средней заработной платы;

2. в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В соответствии со статьей 70 Закона перерасчет трудовых пенсий в связи с ростом средней заработной платы работников в республике осуществляется, если ее рост в истекшем квартале по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, составил более 15 процентов. В случае, если за календарный год оснований для перерасчета пенсий не возникнет, с 1 ноября трудовые пенсии перерассчитываются в обязательном порядке на основании средней заработной платы работников в республике за III квартал.

Одновременно с таким повышением перерассчитывается размер доплаты к минимальным пенсиям.

В соответствии со статьей 69 Закона минимальные трудовые пенсии и социальные пенсии, а также надбавки к пенсиям и повышения пенсий перерассчитываются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

Читайте также: