Пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мосейко Виктория Владимировна

Представлена попытка проведения анализа понятия « пенсия », выработанного как в отечественной науке, так и в отечественной нормотворческой практике. Выявлены основные признаки понятия и предложена собственная авторская дефиниция, отражающая реалии развития национальных пенсионных систем и их разнообразие в современном мире

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мосейко Виктория Владимировна

In this article an attempt of carrying out of the analysis of the notion « pension » produced both in a domestic science, and in domestic rule-making practice is presented. The basic attributes of notion are revealed and own author"s definition reflecting realities of development of national pension systems and their variety in the modern world is offered

Текст научной работы на тему «Пенсия в условиях современной социально ориентированной рыночной экономики»

ПЕНСИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ

Представлена попытка проведения анализа понятия «пенсия», выработанного как в отечественной науке, так и в отечественной нормотворческой практике. Выявлены основные признаки понятия и предложена собственная авторская дефиниция, отражающая реалии развития национальных пенсионных систем и их разнообразие в современном мире.

Ключевые слова: пенсия, пенсионная система, пенсионное обеспечение.

Базовой категорией любой современной системы пенсионного обеспечения является «пенсия».

Чтобы определить, что есть пенсия в современных национальных системах пенсионирования, необходимо прежде всего провести тщательный анализ самого понятия «пенсия» как в отечественной научной доктрине, так и в законодательстве.

В самом общем смысле пенсия - это наиболее распространенный и характерный вид социального обеспечения престарелых и нетрудоспособных граждан, воплощенный в денежной форме [1]. Пенсия (от латинского слова решю - платеж, уплата) - это регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам. Такое определение данному термину дают словари.

В экономической литературе тема, посвященная анализу понятия пенсии, исследована недостаточно полно. В большей степени она освещена в рамках юридических исследований. Так, в советские годы этим вопросом занимались, в частности, В.С. Андреев,

А.Д. Зайкин. На современном этапе - В.С. Аракчеев, М.О. Буянова, З.А. Кондратьева, С.И. Кобзева, М.Л. Захаров и ряд других.

Весьма скудно рассматривается понятие «пенсия» теоретиками экономической науки. Среди тех, кто исследовал данную тему, А.В. Соловьев, Т.В. Юрьева, Я.Ю. Титкова и др.

Так, по мнению А.В. Соловьева, «пенсия - это определенная часть заработной платы работника, которая в период его трудовой деятельности в обязательном (или добровольном) порядке отчислялась в виде страховых взносов в Пенсионный фонд для резервирования на будущие пенсионные выплаты, при наступлении нетрудоспособности по старости или другим причинам, предусмотренным законом» [2].

Т.В. Юрьева под пенсией понимает денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, а также за выслугу лет и особые заслуги перед государством [3. С. 312].

Ряд авторов считают, что пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и смертью кормильца [4.

По мнению П.А. Орлова-Карба, пенсия - это «регулярные периодические денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в установленных законодательством случаях (обычно по старости, инвалидности и потере кормильца)» [5].

Еще более полное определение дает Я.Ю. Титкова. По ее мнению, пенсия представляет собой ежемесяч-

ную денежную выплату, производимую государством из пенсионного фонда и/или страховщиком из негосударственного пенсионного фонда гражданам, достигшим пенсионного возраста, ставшим инвалидами, а также нетрудоспособным гражданам, потерявшим кормильцев [6].

Эволюция взглядов на сущность пенсии идет в соответствии с развитием и совершенствованием национальных систем пенсионирования: например, на современном этапе подчеркивается роль негосударственных структур в формировании данного вида платежа, что связано, в первую очередь, с фактором изменения самих пенсионных моделей.

Хотелось бы подробнее остановиться на основных признаках «пенсии», указанных в вышеобозначенных определениях.

Пенсия - это платеж. С этим трудно не согласиться, однако мало кто из исследователей уделяет внимание характеру данного платежа. В основном авторы отмечают только лишь регулярный систематический принцип данных выплат. Представляется, что в традиционном понимании «пенсия» действительно является регулярной выплатой, чаще всего ежемесячной. Однако еще в советские годы ряд авторов отвергали принцип пенсии как периодичность выплаты. Но эта позиция не нашла широкой поддержки, т.к. все действовавшие на тот момент нормативные акты устанавливали выплату пенсий ежемесячно и предусматривали способ исчисления месячного размера пенсии. Сегодня ситуация аналогична: основные нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в сфере пенсионного обеспечения, также акцентируют внимание на ежемесячном характере платежа.

Однако, рассматривая институт пенсионирования в международном проявлении, можно найти примеры единовременных пенсионных выплат. Например, такая практика существовала при ранее действующей пенсионной системе в Австралии. Конечно, данный подход используется только в накопительных пенсионных системах. Насколько это правильно? Вопрос сложный. Однако практика применения механизма единоразовой выплаты всей пенсионной суммы одновременно приводит к не вполне благоприятным последствиям. Так, в Австралии данное правило отменили после того, как участились случаи, когда граждане, получив всю сумму разом и нерационально использовав ее, впоследствии становились нуждающимися.

Практически все исследователи акцентируют внимание на денежной форме пенсионного платежа; данное утверждение нашло свое отражение и в российском законотворчестве. Однако история знает примеры, когда выплаты пенсий производились в отличных формах. Так, ст. 35 Положения о социальном обеспечении

трудящихся от 31 октября 1918 г. предусматривала выплату пенсий натурпродовольствием [7. С. 21]. Представляется, что деньги как наиболее универсальное расчетное средство в большей степени приемлемы для того, чтобы быть формой пенсионного платежа. Пенсионер должен самостоятельно удовлетворять свои потребности, выбирая те товары и услуги, предлагаемые рынком, в которых он действительно нуждается, исключая насильственное установление императивно закрепленной номенклатуры в виде конкретных типов продукции и услуг по фиксированным ценам.

Пенсия - это выплата алиментарного характера. Обратимся для начала к понятию «алименты», которое произошло от латинского слова аИтепШт, что означает «содержание, средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других». В юридической науке данный признак пенсии вызвал бурные дискуссии: ряд исследователей полагают, что алиментация относится исключительно к семейному праву и не распространяется на иные правоотношения [8. С. 39]. Иными словами, предлагается четкое соблюдение субъектного состава в алиментарных правовых отношениях, а именно в рамках семьи. Есть и другая позиция, учреждающая основы социальной алиментации в пенсионном обеспечении. В частности, такого мнения придерживаются В.С. Андреев, А.А. Карцхия, В.Ш. Шайхатдинов, В.С. Аракчеев. Отчасти это действительно так, поскольку еще никто не отменял обязанности государства по содержанию отдельных категорий граждан, что закреплено, в частности, в ст. 7, 39 Конституции РФ. При этом необходимо отметить, что в большинстве случаев граждане сами формируют себе пенсию, отчисляя часть своих доходов. Представляется, что такая практика освобождена от алиментарных притязаний. Ни с юридической, ни с экономической, ни тем более с морально-этической стороны нельзя признать пенсионера на содержании у государства и общества, если он всю свою трудовую жизнь исправно и в полном объеме выплачивал страховые взносы, формируя тем самым пенсионный капитал для выплаты пенсии в будущем. Предполагается, что большинство людей все-таки сами формируют свою пенсию и поэтому не могут находиться с государством в социально-алиментарной зависимости. Государство в этом случае берет на себя роль гаранта при осуществлении перераспределительных механизмов.

И лишь незначительное количество форм пенсионного обеспечения в действительности имеет социально-алиментарный характер. В российской практике это, например, социальная пенсия или пенсия по потере кормильца.

Пенсия - определенная часть заработной платы работника. С этим действительно можно согласиться, но только отчасти. Такая ситуация справедлива в полной мере лишь в распределительных системах пенсионного обеспечения, когда пенсии работников действительно формируются в виде страховых отчислений в определенные фонды и затем выплачиваются при наступлении страховых случаев. Но в накопительных моделях пенсионирования пенсия только частично является частью заработной платы, в остальной доле она представляет собой доход от инвестирования данных

средств, который может значительно превышать сумму страховых отчислений.

Еще один не менее важный признак - это основания для предоставления пенсии, ими традиционно считаются достижение определенного возраста, наступление нетрудоспособности по инвалидности, потеря кормильца или другие причины, предусмотренные национальными законами.

Говоря об основаниях к назначению пенсии, нельзя не коснуться вопроса о том, кому она назначается. Из вышеназванных определений следует, что единства в данном подходе нет. Так, А. Д. Зайкин указывает на несколько категорий граждан, имеющих право на пенсию, в том числе называя лиц пожилого возраста. Представляется, что такая формулировка, по меньшей мере, некорректна, поскольку трудно четко определить тех граждан, которые могут быть названы пожилыми.

В. С. Аракчеев всех, имеющих право на пенсию, называет нуждающимися [9. С. 48]. Думается, что и такой подход не вполне удачный. Что такое нужда? Словарь Ожегова объясняет это как недостаток в необходимом, бедность. Действительно, большинство пенсионеров, а также претендующих на пенсию, - люди нуждающиеся. Пенсия зачастую является их единственным и основным источником дохода. Но бывают и обратные ситуации. Например, в силу достижения определенного возраста человек выходит на пенсию, не прекращая своей основной трудовой деятельности. При этом пенсия в общей корзине доходов носит факультативный характер, т.к. основным источником по-прежнему является заработная плата. В этом случае человека нельзя признать нуждающимся. И если следовать логике данного В.С. Аракчеевым определения, то в подобных случаях (когда нет нужды) претендовать на пенсию, по всей видимости, неправомерно.

Таким образом, ни одно из вышеназванных определений не может претендовать на роль универсального, охватывающего все существующие модели пенсионирова-ния. Большинство авторов, конечно, и не ставили перед собой такой задачи, руководствуясь лишь целью поиска оптимальной дефиниции «пенсии», распространяющейся на советскую или российскую действительность.

Поэтому, исследуя данный вопрос, необходимо учитывать два основных фактора. Это, во-первых, распространение и применение пенсионных систем. Так, большинство указанных определений фактически дают толкование пенсии с точки зрения российской практики пенсионирования и исключая при этом отличные системы пенсионного обеспечения. И, во-вторых, условие времени также имеет определяющее значение, т.к., развиваясь, пенсионные системы приобретают все новые признаки, неизвестные прежним моделям, требующие доктринального и легального отражения.

Прежде чем предложить собственное определение «пенсии», обратимся к законодательной практике закрепления данного понятия. Легальное определение «пенсии» дано в ряде нормативно-правовых актов:

Во-первых, в ст. 2 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закрепляется понятие «трудовая пенсия» - это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица

перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом» [10].

М.Л. Захаров, В.Б. Савостьянова, Э.Г. Тучкова и ряд других авторов отмечают, что данное определение «не в полной мере соответствует теоретическим постулатам, которые исповедуются уже многие годы в большинстве развитых стран, как и в России. назначение пенсии - материальное обеспечение человека при наступлении определенных событий - страховых случаев. Ими являются наступление старости, инвалидности или смерть кормильца. Компенсация утраченного заработка при прекращении или изменении трудовой деятельности - это всего лишь способ определения размера пенсии - исчисление уровня пенсии на основе заработка» [11].

Причиной столь некорректной формулировки понятия пенсии является, по их мнению, «подведение теоретической базы для установления в дальнейшем ограничений в выплате пенсий работающим пенсионерам» [12].

Во-вторых, федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении» дает похожее толкование, где пенсия по государственному пенсионному обеспечению есть ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением государственной службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или

техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию [13].

В-третьих, в ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 7 мая 1998 г. пенсия трактуется как «денежные средства, регулярно выплачиваемые в соответствии с условиями пенсионного договора» [14].

Данные нормативно-правовые акты, являющиеся, по сути, основными в регулировании правоотношений, возникающих в сфере российского пенсионного обеспечения, экономико-правовой основой пенсии учреждают не что иное, как компенсацию заработной платы.

Как было отмечено выше, далеко не все российские ученые разделяют данный подход.

Представляется, что пенсия как социальноэкономическая категория может рассматриваться в разных аспектах. С точки зрения отражения международной практики пенсионного обеспечения в современный период времени понятие «пенсия» целесообразно рассмотреть в широком значении, где под пенсией необходимо понимать разновидность социального обеспечения граждан, осуществляемого в виде денежных выплат единовременного или регулярнопериодического характера за счет средств государства, страховых отчислений граждан, а также дохода от инвестирования пенсионных накоплений, используемых как автономно, так и в интегрированной взаимосвязи, в целях предоставления содержания по основаниям, указанным в национальном законодательстве.

В узком же смысле понятие «пенсия» может отражать сложившуюся национальную правоприменительную или нормотворческую практику, а также доктринальные авторские подходы, обосновывающие правовую, экономическую или социальную стороны категории «пенсия».

1. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Феде-

ральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2005. Режим доступа: Компьютерная сеть науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

2. Титкова Я.Ю. Пенсия: сущность и виды // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http://www.pension.

3. Юрьева Т.В. Социальная экономика. М.: Дрофа, 2001. С. 312.

4. Игнатов В.Г., Батурин Л.Н., Бутов В.И. и др. Экономика социальной сферы. Ростов н/Д: МарТ, 2001. С. 402.

5. Орлов-Карба П.А. Пенсионное обеспечение как составляющая системы социальной защиты // Аналитический портал. Пенсионный консуль-

тант. Режим доступа: http://www.pension.ru/pr_rf_1.htm

6. Титкова Я.Ю. Пенсия: сущность и виды // Аналитический портал. Пенсионный консультант. Режим доступа: http://www.pension.

7. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 21.

8. Фогель Я.М. Право на пенсию и его гарантии. М.: Юридическая литература, 1972. С. 39.

9. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. СПб.: Юридический центр Пресс, 2003. С. 48.

10. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2001 г. № 173-ФЭ // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2008. Режим доступа: Компьютерная сеть науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

11. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2005. Режим доступа: Компьютерная сеть науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

12. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2005. Режим доступа: Компьютерная сеть науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

13. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 2001 г., № 166-ФЗ // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2008. Режим доступа: Компьютерная сеть науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

14. О негосударственных пенсионных фондах: Федеральный закон от 7 мая 1998 г., №-75 // Гарант: Справочная правовая система. Сетевая версия. 2008. Режим доступа: Компьютерная сеть науч. б-ки Том. гос. ун-та, свободный.

Статья представлена научной редакцией «Экономика» 12 октября 2008 г.



МОСКВА, 20 ноя – ПРАЙМ, Ульяна Крайняя. Реализация предложения выплачивать пенсии напрямую из бюджета никак не отразится на размере выплат. Низкие пенсии связаны со скромными доходами работающих россиян, которые и субсидируют пенсионную систему, и ликвидацией Пенсионного фонда эту проблему не решить, говорят эксперты, опрошенные агентством "Прайм". К тому же, прежде чем упразднять ПФР, надо решить, кто придет ему на смену, и к каким расходам это приведет.

Чьи пенсии пересчитают. Власти разрабатывают новый порядок выплат

Председатель "Справедливой России" Сергей Миронов заявил, что власти России должны признать провал пенсионной реформы. По его мнению, необходимо вернуться к выплатам пенсии из бюджета, туда же отправлять и пенсионные выплаты из доходов. Средняя страховая пенсия в России едва превышает прожиточный минимум, на который и так "невозможно прожить", сказал он.

ОТ ПЕРЕМЕНЫ МЕСТ СЛАГАЕМЫХ…

Эксперты считают, что низкие пенсии в России связаны с объективными причинами, в частности, с низкими доходами работающего населения, которое и субсидирует пенсионную систему. В стране не развиты корпоративные пенсионные программы, лишь единицы могут себе позволить индивидуальные сбережения.

"Низкие зарплаты – следствие слабой экономики и неработающих профсоюзов. Как известно, от перемены мест слагаемых сумма не меняется, следовательно, замена ПФР его альтернативой на уровень жизни пенсионеров в ближайшем будущем никак не повлияет", — уверена профессор кафедры финансов и цен РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова.

По ее мнению, необходимо разработать стратегию повышения эффективности работы ПФР за счет сокращения внутренних издержек, но его ликвидация и передача функций другому органу "не только не повлияет на размер пенсий пенсионеров, но и может привести к ошибкам при их назначении и задержкам в выплате".

Эксперт рассказал, как будет расти средняя пенсия в РФ до 2024 года

Предложение выплачивать пенсии напрямую из бюджета вместо ПФР никоим образом не скажется на размере пенсий в России соглашается и аналитик "Фридом Финанс" Валерий Емельянов.

СЭКОНОМИТЬ НЕ ВЫЙДЕТ

Консолидированный бюджет России, куда сейчас формально не входят ПФР, соцстрах и аналогичные структуры, составляет порядка 50 триллионов рублей. Из этой суммы страна тратит 9 триллионов в год на пенсии — в среднем получается около 17 тысяч в месяц на каждого пенсионера, инвалида или другого льготника.

"Существенно нарастить пенсии можно, лишь сократив другие статьи расходов. Самые крупные из них, не считая пенсий, — это армия, полиция и спецслужбы. Они совокупно расходуют более 5,5 триллионов в год, но даже если мы сократим силовые ведомства вдвое, средний размер пенсии в России увеличится всего на треть или на 6 тысяч рублей в месяц", — подсчитал Емельянов.

Так что возможность сильно сэкономить за счет ликвидации ПФР — это иллюзия. На собственные нужды, включая зарплаты, фонд тратит около 117 миллиардов рублей в год. Этих денег хватит, чтобы прибавить каждому пенсионеру 220 рублей в месяц, а ведь начислениями все равно придется заниматься, у Минфина нет лишних рук, чтобы администрировать пенсии для каждого из 43 миллионов человек, вычисляя ошибки, проверяя индексацию и т.д. "Во всех странах, где существует пенсионная система, есть либо частные, либо государственные фонды, которые ее обслуживают", — говорит аналитик.

Прежде чем ликвидировать ПФР, необходимо понять, кто придет ему на смену и каких расходов этот переход потребует.

"Расходы на содержание ПФР составляют менее 1% его бюджета, а вот будут ли издержки значительно ниже при переводе его функций, например, в МФЦ – большой вопрос", — размышляет Финогенова.

Учитывая то, что в России сложилась страховая пенсионная система, необходим администратор, назначающий пенсии, собирающий подтверждающие документы, а также осуществляющий выплаты.

ПРОСТО СМЕНИТСЯ ВЫВЕСКА

Нюанс состоит в свободе распоряжения средствами — правительство весьма легко может перераспределять деньги в рамках бюджета, считает руководитель центра аналитики НПФ "Сафмар" Евгений Биезбардис. Однако страховые взносы внебюджетного пенсионного фонда имеют строго целевой характер и направляются исключительно на выплаты застрахованным лицам.

К тому же ликвидация ПФР облегчит вопрос полной национализации всех пенсионных накоплений в случае очередного кризиса.

В Госдуме предложили выплачивать пенсии из бюджета

"Все это приблизит современную страховую пенсионную систему к советской модели, в рамках которой пенсии не имели такого индивидуального характера, как сейчас, и зависели не от полученных взносов от работодателей, а от доходов госбюджета. Иначе говоря, в годы высокой цены на нефть пенсии выплачивались нормально, а во время кризиса их выплата приостанавливалась либо прекращалась индексация", — рассуждает аналитик.

Огромная часть страховых пенсий стабильно финансируется за счет трансферта из госбюджета или Фонда национального благосостояния. Всего в 2021 году расходы ПФР планируются в объеме 9,6 трлн рублей по разным направлениям. Из них на страховые пенсии будет направлено 7,8 трлн рублей, которые лишь на 5,7 трлн рублей будут профинансированы страховыми взносами, то есть, лишь на 73%. Получается, почти 40% всех доходов ПФР – это поступления из бюджетов других уровней.

"Некоторые сторонники отмены ПФР сетуют на якобы большие и неэффективные расходы фонда, но по сравнению со многими зарубежными аналогами расходы Пенсионного фонда на одного обслуживаемого человека оказываются не такими уж и большими. Цифровизация серьезно повышает эффективность, но далеко не все люди старших возрастов готовы к новшествам. Да и после ликвидации ПФР обслуживание россиян надо будет проводить в тех же зданиях – просто сменится вывеска", — заключает эксперт.

МЕЧТЫ О СПОКОЙНОЙ СТАРОСТИ

В свою очередь политический обозреватель Дмитрий Галкин убежден, что выплата пенсий должна осуществляться напрямую из государственного бюджета, поскольку в российских условиях нельзя гарантировать нормальную работу Пенсионного фонда, дефицит которого постоянно растет, и, соответственно, реализацию конституционного права граждан на обеспеченную старость.

"Безусловно, доля расходов на пенсионное обеспечение в госбюджете существенно возрастет, но ведь речь идет о выполнении важнейшей обязанности государства. В условиях надвигающегося экономического кризиса власть не может поставить под угрозу работу пенсионной системы, поэтому, если в рамках нынешнего подхода к бюджетным расходам нет средств на пенсионное обеспечение, то структуру бюджета необходимо менять", — резюмировал он.

Переход от пенсионной системы СССР к пенсионной системе РФ в условиях рыночной экономики не был безоблачным, однако, государство предпринимает попытки улучшить пенсионное обеспечение граждан. Одним из таких шагов стало принятие в 2008 году Программы софинансирования пенсии.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан РФ определен в ФЗ от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Закон претерпел ряд дополнений и изменений, последнее из которых вступило в силу 1 апреля 2019 года.

Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений

· Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц определяется исходя из суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 12000 рублей в год. Государство удвоит взнос застрахованного лица. Но сумма не может быть больше 12000 рублей в год.

· Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, имеющих право на страховую пенсию в соответствии и не обратившихся за установлением страховой пенсии, накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений, либо иной пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая ежемесячное пожизненное содержание судьи, определяется исходя из увеличенной в четыре раза суммы дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, уплаченной застрахованным лицом за истекший календарный год, но не может составлять более 48000 рублей в год.

· Размер взноса на софинансирование формирования пенсионных накоплений рассчитывается Пенсионным фондом Российской Федерации с учетом условий предоставления государственной поддержки формирования пенсионных накоплений в отношении каждого застрахованного лица на основании данных индивидуального персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования.

· Взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений включаются в состав пенсионных накоплений застрахованных лиц.

Важно: суммы, потраченные на накопительную часть пенсии в рамках программы, можно использовать как налоговый вычет, тем самым возвращая себе 13% размера своих добровольных взносов.

Как получить выплаты по программе?

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений» за счет средств пенсионных накоплений, сформированных в пользу застрахованного лица, предусматривает следующие случаи выплат:

1) единовременная выплата средств пенсионных накоплений. Можно получить все средства, если они составляют не более 5% получаемой пенсии;

2) срочная пенсионная выплата. Выплачивается лицам по достижении возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и при соблюдении условий, дающих право на страховую пенсию по старости (наличие необходимого страхового стажа и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента). Размер срочной пенсионной выплаты определяется по формуле:

где СП - размер срочной пенсионной выплаты;

ПН - сумма средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, дохода от их инвестирования, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица по состоянию на день, с которого ему назначается срочная пенсионная выплата;

Т - количество месяцев периода выплаты срочной пенсионной выплаты, указанное в заявлении застрахованного лица о назначении срочной пенсионной выплаты, которое не может быть менее 120 месяцев (10 лет).

3) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица.

Многих интересует вопрос о досрочной выплате по требованию гражданина всей суммы накоплений. На данный момент такой формы выплаты не существует.

Сроки и перспективы программы софинансирования

Несмотря на то, что 31 декабря 2014 года приём новых участников в программу софинансирования пенсии закончился, полностью действие программы завершится только в 2024 году, т.е. тогда когда закончится десятилетний срок для граждан, севших «в последний вагон» программы в 2014 году.

Для тех, кто вступил в программу сразу, в 2009 году, программа закончилась через 10 лет, в 2018 году.

В Правительстве обсуждались вопросы продления Программы, но пока такого решения не принято.

Счастливой вам и обеспеченной пенсии!

История развития пенсионного обеспечения

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?

Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.

Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».

Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».

Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.

Как можно заметить, проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущности системы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, так и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико – правовых отношений как в области финансов, так и в области правового обеспечения пенсиями населения.

Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах. Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места. Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни. Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности. Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.

История развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I. В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец. Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы. Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Пенсионное обеспечение в СССР

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е. уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности. Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

В дальнейшем социальная защита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложения государства в развитие промышленности, индустриализацию страны получила развитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс. крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургические заводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск (Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появились новые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная, авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Список может быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в 1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же за предвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупных предприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг. Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в 1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих и служащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионного возраста.

Таким образом, с конца 19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране еще почти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих и служащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964 года. В 1964 году пенсии по старости были установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию был установлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих. Но в 1968 году было установлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всех граждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.

Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий. Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

Современная модель российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения. В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г. были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов. В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии. Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста. Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет. Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

Год Изменения
2015 В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
2016 В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.
2017 В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан.
2018 – 2019 (плановый) Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», принятых изменений в сфере назначения и выплаты пенсий в федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» вступила в силу новая конструкция пенсионных и предпенсионных правил, предусматривающая:

— поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости,

— сохранение льгот по досрочному выходу на пенсию;

— изменение порядка индексации пенсий и трансферта Пенсионному фонду;

— разграничение предпенсионного и пенсионного возраста;

— расширение перечня доходов бюджета Пенсионного фонда за счет средств, изымаемых у коррупционеров.

Эти правила, прежде всего, затронут распределительный элемент обязательного пенсионного страхования, но любое изменение должно учитывать принцип социальной справедливости для существующих и будущих пенсионеров, а также влияние пенсионной системы на экономическую динамику. Повышение пенсионного возраста является одним из основных инструментов, используемых в ряде стран для поддержания сбалансированности и устойчивости пенсионной системы. Согласно прогноза Министерства экономического развития РФ на период до 2024 года повышение пенсионного возраста приведет к увеличению численности экономически активного населения к 2024 году на 1,8 млн. человек, а в 2019 г. прирост занятых оценивается в 137,2 тыс. чел. при сокращении количества пенсионеров на 331,9 тыс. чел. Сокращение количества коснется только получателей страховой пенсии, количество получателей государственного пенсионного обеспечения, наоборот, увеличится в 2019 г. на 2,5 % .

Увеличение количества занятых предпенсионных возрастов в экономике в совокупности с индексацией заработной платы работников бюджетной сферы, увеличением фонда заработной платы на 2019-2021 гг., продлением моратория на направление страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, отказом от индексации для работающих пенсионеров повлияют на структуру доходов бюджета Пенсионного фонда на 2019-2021 гг. Если в 2016 г. на долю страховых взносов которых приходилось 54,4% в общем объеме доходов, то к 2021 г. планируется увеличение до 64,5 % доходов бюджета Пенсионного фонда. Если доля трансфертов федерального бюджета РФ в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда составляла в 2016 г. 44,0 %, что соответствует 3,9% ВВП, то ожидается, что к 2021 г. межбюджетные трансферты должны сократиться до 35,6 % в структуре доходов бюджета Пенсионного фонда, т.е. до 2,8% ВВП.

В результате, реализация новых правил позволяет добиться выполнения двух задач: роста размеров пенсий и снижения зависимости от трансфертов федерального бюджета, что обеспечит определенную сбалансированность бюджета Пенсионного фонда. Но учитывая встроенность функционирования пенсионной системы в общую социально-экономическую динамику развития России, нельзя исключать долгосрочные риски от введения новых пенсионных и предпенсионных правил, в числе которых можно отметить такие, как различия в ожидаемой продолжительностью жизни между мужчинами и женщинами, изменение структуры занятости, состояние рынка труда, снижение реальных доходов населения, изменение системы социальной поддержки, падение доверия к социальной политике государства. Определенные бюджетные риски устойчивости пенсионной системы создают теневая занятость, сокращение количества организаций-плательщиков взносов в ПФР при некомпенсируемом увеличении уровня самозанятости при низком уровне страховых взносов самозанятого населения, не сопоставимом с размерами будущей пенсии. В этой связи необходимо отметить, что заявленный долгосрочный рост уровня пенсионного обеспечения граждан, возможность индексации размеров пенсий выше уровня инфляции в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», адаптация пенсионной системы к новым демографическим условиям могут быть реализованы в условиях функционирования эффективной пенсионной системы.

Таким образом, пенсионное обеспечение в России уже на протяжении нескольких десятилетий находится в процессе формирования и глубокого реформирования. Ключевой целью эффективной пенсионной системы является обеспечение достойного уровня пенсионного обеспечения на основе взаимодействия социальных, демографических и экономических критериев выполнения пенсионных обязательств.

Читайте также: