Пенсионное страхование временное убежище

Общие положения

Страховые взносы, установленные Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», уплачиваются в целях обязательного социального (пенсионного, социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, медицинского) страхования лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, то есть застрахованных лиц.

Такими законами являются:

Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;

Федеральный закон от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ обязательному пенсионному страхованию подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ определено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат, в частности, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, а также иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ).

Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ к застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию относятся, в частности, иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона № 115-ФЗ).

Таким образом, обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке во все государственные внебюджетные фонды подлежат выплаты в пользу иностранных граждан, являющихся постоянно или временно проживающими на территории Российской Федерации.
Выплаты в пользу иностранных граждан, являющихся временно пребывающими на территории Российской Федерации, подлежат обложению только в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР) и Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС РФ).

При этом, учитывая положения части 3 статьи 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, применяется тариф страховых взносов в ФСС РФ в размере 1,8%.

Что касается выплат, производимых в пользу высококвалифицированных специалистов, то не уплачиваются страховые взносы во все государственные внебюджетные фонды с выплат в пользу иностранца — высококвалифицированного специалиста, являющегося временно пребывающим на территории Российской Федерации, а с выплат в пользу иностранца — высококвалифицированного специалиста, являющегося постоянно или временно проживающим на территории Российской Федерации, страховые взносы уплачиваются только в ПФР и ФСС РФ.

Обложение страховыми взносами выплат в пользу иностранцев в случае изменения их статуса с временно пребывающего на временно проживающего на территории Российской Федерации

В случае изменения статуса иностранного гражданина с временно пребывающего на временно проживающего на территории Российской Федерации база для начисления страховых взносов в ПФР в отношении такого иностранного гражданина продолжает определяться нарастающим итогом с начала расчетного периода в общеустановленном порядке, поскольку они остаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования и тариф страховых взносов в отношении данных лиц не меняется.

При этом с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с выплат в его пользу уплачиваются по тарифу 2,9%.

Кроме того, учитывая, что с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание он становится застрахованным в системе обязательного медицинского страхования, с этой даты организация-работодатель должна с выплат в пользу данного работника также уплатить страховые взносы на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%.

Обложение выплат в пользу иностранцев страховыми взносами по дополнительным тарифам

Статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР установлены для плательщиков-работодателей в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1—18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Исключений в отношении начисления вышеуказанных страховых взносов с выплат в пользу иностранных граждан данной статьей не установлено.

В связи с этим, если работник-иностранец занят на вышеупомянутых работах с вредными или опасными условиями труда, то с выплат в его пользу необходимо уплатить страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам.

Применение пониженных тарифов страховых взносов в ФСС РФ в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих на территории Российской Федерации

Статьями 58, 58.1, 58.4, 58.5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ для отдельных категорий плательщиков страховых взносов установлены пониженные тарифы страховых взносов в отношении выплат в пользу работников, в том числе пониженные тарифы страховых взносов в ФСС РФ.
В связи с этим, в случае если организация-работодатель относится к льготной категории плательщиков страховых взносов, то в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, ею применяются тарифы страховых взносов, установленные статьями 58, 58.1, 58.4, 58.5 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

Единственным исключением является часть З статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ (третья строка таблицы), где вместо установленных данной частью тарифов страховых взносов в ФСС РФ плательщики страховых взносов, указанные в пунктах 4-6 части 1 статьи 58 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ, в отношении выплат в пользу иностранных граждан, временно пребывающих в Российской Федерации, применяют тариф страховых взносов в ФСС РФ в размере 1,8%.

Обложение страховыми взносами выплат в пользу беженцев и лиц, которым предоставлено временное убежище

Иностранные граждане, признанные беженцами, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» имеют право на социальное обеспечение наравне с гражданами Российской Федерации.

В системе обязательного пенсионного (социального, медицинского) страхования такая категория граждан из числа застрахованных лиц не исключена.

Федеральный закон от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ особенностей по уплате страховых взносов с выплат беженцам не содержит.

В связи с этим на выплаты в пользу лиц, признаваемых беженцами, страховые взносы в государственные внебюджетные фонды начисляются в общеустановленном порядке.

Начисление страховых взносов на выплаты лицам, которым предоставлено временное убежище на территории Российской Федерации, и лицам, подавшим ходатайство о признании их беженцами, происходит в следующем порядке.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 временное убежище — это возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории Российской Федерации.

Исходя из положений части 3 статьи 12 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1, лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование, выдается свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое является основанием его законного пребывания на территории Российской Федерации и документом, удостоверяющим личность его владельца на территории Российской федерации, то есть фактически данное лицо является временно пребывающим на территории Российской Федерации.

Статьей 4 и пунктом 8 статьи 6 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 установлено, что лицу, подавшему ходатайство о признании беженцем, выдается свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, которое является документом, удостоверяющим его личность, и основанием законного пребывания такого лица на территории Российской Федерации, дающим ему право на трудоустройство, что позволяет полагать, что лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем, признается временно пребывающим на территории Российской Федерации.

При этом, как было отмечено выше, иностранные граждане, являющиеся временно пребывающим на территории Российской Федерации, признаются застрахованными в системе обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и, соответственно, выплаты в пользу лиц, которым предоставлено временное убежище и лиц, получивших свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами, подлежат обложению взносами в ПФР и ФСС РФ.

Кроме того, в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования являются, в частности, лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 г. № 4528-1.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 лицо, получившее свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании его беженцем, имеет право на медицинскую помощь.

Исходя из положений пункта 13 Порядка предоставления временного убежища на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. № 274, на лицо, которому предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные статьей б Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1, в том числе право на медицинскую помощь.

Таким образом, лица, которым предоставлено временное убежище, и лицам, получившим свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании их беженцами, являются застрахованными лицами в системе обязательного медицинского страхования в Российской Федерации и с выплат в их пользу начисляются также страховые взносы на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее — ФОМС).

Обложение страховыми взносами выплат в пользу граждан государств — членов Евразийского экономического союза

Статьей 1.1 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ, статьей 2 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ, статьей 1 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ определено, что в случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные данными Федеральными законами, применяются правила международного договора.

С 1 января 2015 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. (далее — договор), участниками которого являются Республика Беларусь, Республика Казахстан, Российская Федерация, Республика Армения.

Согласно пункту 3 статьи 98 договора социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

При этом пунктом 5 статьи 96 договора определено, что социальное обеспечение (социальное страхование) означает, в том числе, обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.

Таким образом, на основании пункта 3 статьи 98 договора с 1 января 2015 года граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и со 2 января 2015 года — граждане Республики Армения, работающие в российских организациях по трудовым договорам, являются застрахованными лицами по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному медицинскому страхованию независимо от их статуса, и с выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиком страховых взносов в их пользу, уплачиваются страховые взносы в ФСС РФ и ФОМС по тарифам, применяемым в отношении выплат в пользу граждан Российской Федерации: в ФСС РФ — 2,9%, в ФОМС — 5,1%.

Обязательное пенсионное страхование вышеупомянутых лиц осуществляется в следующем порядке.

Пунктом 3 статьи 98 договора определено, что пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.

Учитывая, что договор не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов, а также учитывая, что отдельный договор по пенсионному страхованию и обеспечению не принят, в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства.
В настоящее время в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ иностранные граждане независимо от их статуса являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования. Следовательно, с выплат в их пользу следует уплачивать страховые взносы в ПФР в общеустановленном законодательством Российской Федерации порядке.

Дистанционные работники

Особенности регулирования труда дистанционных работников определены главой 49.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

На дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК РФ (ст. 312.1 ТК РФ).
Вместе с тем, учитывая положения статьи 312.3 ТК РФ об обязанности работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда дистанционных работников, а также положения статьи 13 Кодекса о том, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, действуют только на территории Российской Федерации, обеспечение работодателем безопасных условий труда для дистанционных работников, работающих за пределами Российской Федерации, не представляется возможным.

Следовательно, ТК РФ не предусматривает возможности заключения трудового договора о дистанционной работе с иностранным гражданином, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, сотрудничество с этими гражданами следует осуществлять в рамках гражданско-правовых отношений.

При этом, учитывая, что иностранный гражданин, работающий дистанционно, то есть осуществляющий свою деятельность за пределами территории Российской Федерации, не проживает (не пребывает) на территории Российской Федерации, т.е. не является застрахованным лицом по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию, суммы выплат и иных вознаграждений, производимых в его пользу за работу за пределами территории Российской Федерации, не подлежат обложению страховыми взносами во внебюджетные фонды — ПФР, ФСС РФ и ФОМС.
Одновременно следует отметить, что в соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ выплаты и иные вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами, в связи с осуществлением ими деятельности за пределами территории Российской Федерации в рамках заключенных договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, не являются объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды.

Государственный советник РФ 2 класса С.П. Павленко

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «Временное убежище страховые взносы 2020». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Норма, указанная в п. 5 ст. 420 НК РФ, позволяет не облагать взносами доходы, начисляемые иностранцам, находящимся вне территории РФ и выполняющим работу по договору ГПХ удаленно (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-11/ 1951@).

3. Ни ст. 10 закона «Об обязательном медицинском…» от 29.11.2010 № 326-ФЗ, определяющая необходимость оформления обязательного медстрахования (ОМС) для лиц, работающих по договорам (трудовому или ГПХ) или являющихся ИП, но не относящихся к иностранным специалистам высокой квалификации или к временно пребывающим в РФ иностранцам.

Некоторые отдельные ситуации по взносам с доходов иностранцев

2. Ни п. 1 ст. 2 закона «Об обязательном социальном…» от 29.12.2006 № 255-ФЗ, обязывающий к осуществлению обязательного соцстрахования (ОСС) по нетрудоспособности и материнству физлиц, работающих по трудовым договорам, кроме временно находящихся в РФ иностранных специалистов высокой квалификации. Но ИП (соответственно, и иностранцев) этот закон освобождает от ОСС (п. 3 ст. 2).

Работники, имеющие статус беженцев, являются застрахованными лицами. Поэтому страховые взносы во внебюджетные фонды с выплат данной категории лиц начисляются по тем же правилам, что и за работников — граждан РФ. Также взносы нужно начислять на вознаграждения работникам, которым предоставлено временное убежище в России. Об этом напомнил Минтруд в письме от 19.12.14 № 17-3/В-620.

Выплаты беженцам и лицам, получившим временное убежище в России, облагаются страховыми взносами во внебюджетные фонды

С 2020 года обязательному социальному страхованию подлежат все иностранные сотрудники, в том числе, временно пребывающие в России иностранные граждане и лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов). Поэтому с выплат временно пребывающим иностранцам, в том числе работникам, которым предоставлено временное убежище на территории РФ, работодатели должны исчислять взносы в части ФСС. Тариф страхового взноса составляет 1,8 процента.
Также см. «Как начислять взносы на выплаты иностранцам».

Работники-беженцы

Напомним, что до 1 января 2020 года обязательное пенсионное страхование распространялось только на тех временно пребывающих на территории РФ иностранцев, которые заключали бессрочный трудовой договор или если общая продолжительность срочных трудовых договоров составляла не менее шести месяцев в течение календарного года (п. 1 ст. 7 Закона № 167-ФЗ).

“ В настоящее время позиция министерства заключается в том, что по совокупности норм законодательства РФ выплаты и вознаграждения в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, которым предоставлено временное убежище в РФ, облагаются взносами в ФФОМС в общеустановленном порядке по ставке

  • НДФЛ — по ставке 13% с доходов, полученных от трудовой деятельности, с первого дня работы в
  • взносы в ПФР — по ставке 22% с выплат, не превышающих 711 000 руб., и 10% — с выплат, превышающих эту сумм
  • взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством — по ставке 1,8% с выплат, не превышающих 670 000 руб. С выплат свыше этой суммы взносы не уплачиваютс

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Как видим, непосредственно в Законе «О беженцах» ничего не сказано о праве на медицинскую помощь для тех, кому предоставлено временное убежище в РФ. Но там говорится, что правовое положение таких лиц может устанавливаться иными нормативными актам И действительно, если изучить подзаконные акты, в частности правительственный Порядок предоставления временного убежищ то мы увидим, что право на медпомощь на указанных лиц все же распространяетс Следовательно, они являются застрахованными в системе ОМС. А значит, и взносы в ФФОМС с выплат в их пользу уплачивать нужно. Это нам подтвердил и специалист Минтруда.

Поэтому Правительством был утвержден иной порядок оформления статуса – он предполагает существенное сокращение сроков рассмотрения ходатайства, что позволяет быстро исключить риск угрозы жизни и здоровью.

Временное убежище в россии в 2020 году: разрешение на получение статуса беженца

  • На данный момент остаются актуальными вопросы оформления граждан Украины покинувших страну в экстренном порядке и оформивших в России временное убежище.
  • Нам часто задают вопросы:
  • — должно ли быть у беженцев разрешение на работу?
  • — можно ли брать на работу гражданина Украины со справкой о том, что его документы приняты для оформления временного убежища,
  • — можно ли брать на работу украинца со свидетельством о предоставлении временного убежища на работу в Москву, если свидетельство было выдано в Красноярске?
  • — нужно ли уведомлять органы ФМС и ЦЗН о том, что взяли на работу работников с таким статусом?
  • Эксперты ГК ОСТ объединили эти вопросы и подготовили разъяснение, которое я предлагаю для ознакомления.

Какие документы понадобятся?

1 Закона возлагает данную обязанность на работодателей, привлекающих иностранных граждан, имеющих разрешение на работу. В нашем случае иностранцам разрешение на работу не требуется, в силу чего обязанность по уведомлению перечисленных органов власти не возникает, уведомления не требуется.

Если на дату получения дохода срок нахождения физического лица на территории РФ за 12 следующих подряд месяцев составляет менее 183 дней, то он не является на эту дату налоговым резидентом РФ и его доходы от источников на территории РФ подлежат обложению НДФЛ по ставке 30%.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон N 167-ФЗ) застрахованными лицами, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, являются, в частности, работающие по трудовому договору, по договору гражданско-правового характера (предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг), по договору авторского заказа:

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

Так, в письме Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ставропольского края от 24.06.2020 N 07/07-247 «Об оказании медицинской помощи гражданам, прибывшим из Украины»*(1) разъяснено следующее. При наличии статуса беженца или оформленного разрешения на временное проживание, или вида на жительство в РФ выбор страховой медицинской организации, а также процедура получения полиса для прибывших из Украины аналогичны таковым для граждан РФ и дают право на бесплатное оказание медицинской помощи на всей территории России в объеме, предусмотренной базовой программой обязательного медицинского страхования. Статус беженца подтверждается удостоверением беженца или свидетельством о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, или свидетельством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

Может так случиться, что иностранный работник изменил свой статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории России. Следовательно, меняются размеры и порядок исчисления страховых взносов на ОМС и в ФСС с вознаграждений ему. Поэтому разбираем, как платят страховые взносы временно пребывающие и временно проживающие.

Как платить страховые взносы за временно пребывающих и временно проживающих иностранцев, а также при смене статуса

В письме от 06.08.2020 № СД-4-11/15529 ФНС России рассмотрела исчисление страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранного гражданина, у которого в течение расчетного периода изменился статус с временно пребывающего на временно проживающего на территории России.

Временно пребывающие

На основании ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», временно пребывающий в России – это иностранец, имеющий визу (или в порядке, не требующем получения визы) и получивший миграционную карту, но не имеющий вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Напомним, что иностранец считается постоянно проживающим в России, если имеет вид на жительство. Если у него есть разрешение на временное проживание, он будет временно проживающим. Если же у гражданина нет вышеперечисленных документов, а только виза или миграционная карта, значит, он временно пребывающий.

Страховые взносы за иностранцев в 2020 году

29 мая 2020 года между Россией, Белоруссией, Казахстаном был заключен Договор о Евразийском экономическом союзе. В 2020 году к договору присоединились также Армения и Киргизия. Граждане государств ЕАЭС имеют право на получение пособий в том же порядке, что и россияне (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).

Сотрудник является гражданином одного из государств ЕАЭС

Если иностранец постоянно или временно проживает на территории РФ, платите с его выплат взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС. Причем, по тем же тарифам, что и с выплат работникам, являющимся гражданами России. Так, если вы будете применять в 2020 году общепринятые тарифы, начисляйте взносы с выплат иностранцам по ставкам (ст. 426 НК РФ):

Прошу написать статью о приеме на работу беженцев (лиц с временным убежищем) и описать все вопросы, которые были затронуты в № 14 (апрель 2015), № 45 (ноябрь 2014), № 35 (сентябрь 2014), так как законодательство изменилось и эта тема по-прежнему актуальна.

Ст. 1 Федерального закона от 19.02.1993 г. № 4528-1 «О беженцах» установлено, что беженцем признается лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Лицу, признанному беженцем и достигшему возраста 18 лет, ФМС РФ либо его территориальным органом выдается удостоверение, форма которого утверждена постановлением Правительства РФ от 10.05.2011 г. № 356.

Удостоверение выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на 3 года.

Удостоверение является документом, удостоверяющим личность лица, признанного беженцем.

Возможность иностранного гражданина или лица без гражданства временно пребывать на территории РФ признается временным убежищем.

Лицу, получившему временное убежище и прошедшему обязательное медицинское освидетельствование в установленном объеме требований медицинского сертификата, территориальным органом ФМС РФ выдается свидетельство установленной формы (п. 3 ст. 12 Закона № 4528-1).

Форма бланка свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ утверждена приказом ФМС РФ от 25.04.2011 г. № 81.

Свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории РФ.

Временное убежище предоставляется на срок до 1 года.

Лица, признанные беженцами, имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ (п.п. 9 п. 1 ст. 8 Закона № 4528-1).

Беженцы признаются иностранными гражданами, временно пребывающими на территории РФ.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.05.2015 г.) временно пребывающий в РФ иностранный гражданин – это лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Исходя из п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ осуществлять трудовую деятельность на территории РФ без разрешения на работу вправе иностранные граждане:

– признанные беженцами на территории РФ, – до утраты ими статуса беженца или лишения их статуса беженца;

– получившие временное убежище на территории РФ, – до утраты ими временного убежища или лишения их временного убежища.

Кроме того, беженцам и лицам, получившим временное убежище, не нужно получать патент.

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган ФМС РФ в субъекте РФ, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Форма уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства и форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства утверждены приказом ФМС РФ от 28.06.2010 г. № 147 (в ред. от 12.03.2015 г.).

После получения уведомления территориальный орган ФМС проверит регистрацию работодателя или заказчика работ (услуг), являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Орган ФМС самостоятельно обменяется сведениями о привлечении работодателями и заказчиками работ (услуг) иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности с органами занятости и налоговыми органами.

Поэтому работодателю не нужно уведомлять Службу занятости и ИФНС о приеме на работу беженцев.

Напомним, что лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами РФ.

В соответствии со ст. 11 ТК РФ на территории РФ правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан.

В ст. 65 ТК РФ перечислены документы, которые работник должен предъявить при приеме на работу.

Требования ст. 65 ТК РФ распространяются и на беженцев и лиц, получивших временное убежище.

Форма трудовой книжки и форма вкладыша в трудовую книжку утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225.

При этом имеющиеся у работников трудовые книжки ранее установленного образца действительны и обмену на новые не подлежат.

Ранее форма трудовой книжки была утверждена постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 г. № 656.

Следовательно, если беженец с Украины представит трудовую книжку образца 1973 г. (времен СССР), работодатель вправе внести в нее запись о приеме на работу.

Если же трудовая книжка – по форме, утвержденной другим государством (в частности, Украиной), то работодатель должен оформить новую трудовую книжку по форме, утвержденной постановлением № 225.

В соответствии со ст. 15 Закона № 115-ФЗ иностранные граждане не могут быть призваны на военную службу (альтернативную гражданскую службу), поэтому беженцы не должны предъявлять документы воинского учета.

Уведомление о постановке на учет и присвоенный ИНН выдает (направляет заказным письмом) беженцу налоговый орган на основании полученных из органов ФМС сведений.

Ставка НДФЛ от осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», установлена в размере 13% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

При этом общая ставка налога 13% установлена п. 1 ст. 224 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 210 НК РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218–221 НК РФ.

П. 4 ст. 210 НК РФ определено, что для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (в том числе установленные п. 3 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению.

При этом налоговые вычеты, предусмотренные ст. 218–221 НК РФ, не применяются.

П. 1 ст. 224 НК РФ установлено, что для доходов физических лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ от осуществления трудовой деятельности, налоговая ставка установлена в размере 13%.

В соответствии с п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

ФНС РФ считает, что если иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ в соответствии с законом «О беженцах» не является налоговым резидентом РФ и его доходы облагаются по ставке 13%, предусмотренной п. 3 ст. 224 НК РФ, то вычеты, предусмотренные ст. 218–221 НК РФ, не предоставляются.

Когда иностранный гражданин или лицо без гражданства, признаваемое беженцем или получившее временное убежище на территории РФ в соответствии с законом «О беженцах» станет налоговым резидентом РФ и его доходы будут облагаться по ставке 13%, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, ему могут быть предоставлены вычеты по НДФЛ (письмо от 30.10.2014 г. № БС-3-11/3689).

В целях получения стандартного налогового вычета, преду-смотренного п.п. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, налогоплательщик должен предъявить налоговому агенту документы, свидетельствующие о соблюдении всех условий его получения.

Такими документами, по мнению чиновников, могут быть: копия свидетельства о рождении ребенка (копия свидетельства об установлении отцовства), копия страницы гражданского паспорта налогоплательщика, где указаны фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка, а также заявление о предоставлении налогового вычета.

Вместе с тем, учитывая положения ст. 13 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния», документы, выданные компетентными органами иностранных государств в удостоверение актов гражданского состояния, совершенных вне пределов территории РФ по законам соответствующих иностранных государств в отношении граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, признаются действительными в РФ при наличии их легализации, если иное не установлено международным договором РФ.

П.п. 15 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов — работодателей суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона РФ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованными лицами по обязательному пенсионному страхованию являются, в частности, временно пребывающие на территории РФ иностранные граждане.

Работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, указанные граждане признаются застрахованными лицами независимо от срока заключения трудового договора.

Страхователи в отношении застрахованных лиц из числа иностранных граждан, временно пребывающих на территории РФ, уплачивают страховые взносы по тарифу, установленному законом для граждан РФ на финансирование страховой пенсии, независимо от года рождения указанных застрахованных лиц (п. 2 ст. 22.1 Закона № 167-ФЗ).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в ПФР в соответствии с законодательством РФ.

Застрахованное лицо, поступающее на работу или заключающее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, в случае отсутствия свидетельства обязательного пенсионного страхования обязано написать соответствующее заявление о выдаче ему страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования впервые, а также сообщить страхователю сведения, предусмотренные п.п. 1–8 п. 2 ст. 6 Закона № 27-ФЗ, для передачи в ПФР.

В соответствии с п. 9 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 г. № 987н, при заключении страхователем трудового договора или договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, с застрахованным лицом, не зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь представляет на это лицо анкету застрахованного лица по форме АДВ-1, утвержденной постановлением ПФР от 31.07.2006 г. № 192п, в территориальный орган фонда в течение двух недель с даты заключения договора.

Территориальный орган ПФР в течение трех недель со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации, которое сообщается страхователю или застрахованному лицу.

Страхователь в течение недели после получения страховых свидетельств должен выдать их застрахованным лицам.

Ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат иностранные граждане, временно пребывающие в РФ, работающие по трудовым договорам.

С выплат лицам, которым предоставлено временное убежище на территории РФ, и беженцам уплачиваются страховые взносы в ФСС РФ.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие в РФ (за исключением высококвалифицированных специалистов), имеют право на получение страхового обеспечения в виде пособия по временной нетрудоспособности при условии уплаты за них страховых взносов страхователями за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу, в котором наступил страховой случай (п. 4.1 ст. 2 Закона № 255-ФЗ).

В отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, применяется тариф страховых взносов в ФСС РФ 1,8% (ст. 12, 58.2 Закона № 212-ФЗ).

То есть если беженец (или лицо, получившее временное убежище) заболел, а страхователь уплачивал за него взносы в ФСС РФ менее 6 месяцев, права на пособие по временной нетрудоспособности беженец не имеет.

П.п. 10 п. 1 ст. 8 Закона «О беженцах» установлено, что лицо, признанное беженцем, имеет право на социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами РФ в соответствии с настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

– единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

Это установлено ст. 1 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и п.п. «в» п. 3 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 г. № 1012н.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» действие данного закона распространяется как на граждан РФ, так и на иностранных граждан.

Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором заказчик работ, услуг обязан уплачивать страховые взносы за физическое лицо, выполняющее работу.

Поэтому страховые взносы «на травматизм» начисляются на выплаты беженцам и получившим временное убежище.

На выплаты иностранному работнику, временно пребывающему в РФ, не начисляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, поскольку указанные лица не признаются застрахованными лицами (ст. 10 Федерального закона от 29.11.2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»).

Однако лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах», являются застрахованными лицами (ст. 10 Закона № 326-ФЗ).

А лицо, признанное беженцем, имеет право на медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами РФ (ст. 8 Закона № 326-ФЗ)

Следовательно, на выплаты беженцам начисляются страховые взносы в ФФОМС.

Иностранные граждане и лица без гражданства, признанные беженцами, в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Закона № 4528-1 имеют право на социальное обеспечение наравне с гражданами РФ.

В системе обязательного пенсионного (социального, медицинского) страхования такая категория граждан из числа застрахованных лиц не исключена.

Согласно п.п. 7 п. 1 ст. 6 Закона о беженцах лицо, получившее свидетельство о временном убежище, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на медицинскую и лекарственную помощь.

П. 13 Порядка предоставления временного убежища на территории РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 09.04.2001 г. № 274, определено, что на лицо, которому предоставлено временное убежище, распространяются права и обязанности, установленные ст. 6 Закона № 4528-1, в том числе право на медицинскую помощь.

Таким образом, сообщил Минтруд РФ в письме от 19.12.2014 г. № 17-3/В-620, лица, которым предоставлено временное убежище, являются застрахованными лицами в системе обязательного пенсионного страхования в РФ, при условии заключения с ними трудового договора независимо от срока действия трудового договора, а также в системе обязательного медицинского страхования в РФ и, соответственно, с выплат и иных вознаграждений, производимых в пользу вышеуказанных лиц, подлежат обложению страховыми взносами не только в ПФР, но и в ФФОМС.

Читайте также: