Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения в россии

РАЗЛИЧНЫЕ ВАРИАНТЫ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ИХ ОТЛИЧИЯ

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) является дополнительным видом обеспечения граждан пенсионного возраста. К его особенностям относится: добровольный характер уплаты взносов; возможность получать выплату без наличия страхового стажа; возможность назначения пенсионного обеспечения досрочно.

В отличие от обязательного пенсионного страхования в рамках негосударственного обеспечения можно выделить ряд преимуществ последнего: самостоятельно оплачивать взносы; устанавливать периодичность и срок выплаты; возможность расторгнуть договор и вернуть накопленные сбережения; наследовать правопреемниками в любое время.

Немаловажной отличительной чертой системы негосударственного пенсионного обеспечения является также отсутствие необходимости иметь определенное количество страхового стажа.

Согласно закона, «О негосударственных пенсионных фондах» договор должен содержать следующие пункты:

  • основные данные сторон (наименование, личные данные);
  • сведения о предмете договора;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок внесения пенсионных взносов;
  • вид пенсионной схемы;
  • положения о порядке выплаты негосударственных пенсий;
  • ответственность сторон за неисполнение своих обязательств;
  • сроки действия и прекращения договора;
  • порядок и условия изменения или расторжения договора;
  • порядок решения споров;
  • реквизиты сторон.

КОРПОРАТИВНАЯ ПЕНСИЯ

Перечисление пенсионных взносов в НПФ, осуществляемое организациями в пользу своих сотрудников, называется корпоративным пенсионным обеспечением. Условия формирования такой пенсии отражаются страхователем в коллективном договоре, а также в трудовом договоре, заключаемом с сотрудником.

Как правило, вкладчиком в данном случае является работодатель и за счет его средств происходит формирование корпоративной пенсии. Однако существуют варианты участия и самого работника в таких накоплениях. Учет взносов в таком случае ведется раздельно.

Плюсы корпоративного пенсионного обеспечения для работника очевидны, но и для работодателя участие в такой системе дает ряд преимуществ:

  • уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль;
  • увеличение рабочих мест для молодого поколения;
  • повышение лояльности сотрудников;
  • привлечение ценных кадров с рынка труда;
  • наличие приоритета при выходе на международные рынки и привлечении иностранных инвестиций.

КАК ПРОИСХОДИТ НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ?

Непосредственно процесс дополнительного пенсионного обеспечения выглядит следующим образом:

  • Гражданин обращается в выбранный им НПФ для заключения договора, в соответствии с которым будет осуществляться уплата взносов, а позднее и выплата пенсии.
  • Специалисты фонда предлагают к рассмотрению несколько пенсионных схем.
  • По выбранному варианту пенсионной программы заключается соответствующий договор, где указываются все условия формирования дополнительной пенсии.
  • Осуществляется первый платеж согласно срокам выбранной схемы.
  • При достижении определенного возраста или выполнении иных условий, указанных в договоре, назначается выплата.

Стоит отметить, что гражданин может заключить договор дополнительного пенсионного обеспечения, как в пользу третьих лиц, так и в свою пользу. В последнем варианте он становится одновременно и участником и, соответственно, приобретает права и обязанности обоих сторон.

ПЕНСИОННЫЕ СХЕМЫ НПФ

Несмотря на большое разнообразие пенсионных схем, можно выделить несколько в зависимости от тех или иных параметров:

1 - От вида открываемого счета для учета накоплений:

  • солидарные (открытие счета в пользу группы определенных лиц) – в данном случае список участников фонда заранее известен, но в момент зачисления суммы не распределяются по каждому конкретному лицу. Так происходит весь период накопления, после чего в момент назначения пенсии открывается именной счет, и необходимая сумма переводится уже на индивидуальный счет;
  • индивидуальные (открытие именного счета) - такой подход подразумевает учет взносов и начисление дохода по индивидуальной схеме.

2 - От срока пенсионных выплат:

  • срочные - выплачиваются в течение срока, предусмотренного договором;
  • пожизненные - уплата происходит с момента наступления оснований и продолжается всю жизнь.

Единственное ограничение данной схемы может быть связано с исчерпанием средств на счете участника.

3 - От числа вкладчиков:

  • с единственным лицом , уплачивающим взносы - им может быть страхователь или физическое лицо;
  • паритетные схемы - подразумевают участие в накоплении и работодателя, и сотрудника.

При этом можно выделить два общих правила, применяемых к пенсионным схемам:

  • возможность в любой момент расторгнуть договор и получить выкупную сумму;
  • наличие у вкладчика права изменить существующий вариант пенсионной программы.

ДОГОВОР ДОСРОЧНОГО НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основным условием выплаты негосударственной пенсии является наличие специальной оценки условий труда, по результатам которой эти условия будут приняты вредными и опасными. По итогам проведения такой оценки может быть установлен один из четырех классов опасности:

  • оптимальный;
  • допустимый;
  • вредный;
  • опасный.

Последние два варианта обязывают работодателя обеспечить своим сотрудникам право на досрочное пенсионное обеспечение:

  • в форме обязательного пенсионного страхования
  • или негосударственного обеспечения.

Содержание договора досрочного НПО так же, как и состав его участников, и требований, предъявляемых к ним, идентичен обычному пенсионному договору, заключаемому с негосударственным фондом. Последние также предлагает различные варианты пенсионных программ на выбор.

Но стоит отметить, что размер взноса, уплачиваемого ежемесячно, напрямую зависит от класса условий труда:

  • при вредном классе он не может быть ниже 2 % от уровня дохода сотрудника;
  • при опасном классе — не ниже 4 % всех выплат и вознаграждений работника.

Для того, чтобы стать участником досрочного НПО гражданину необходимо выбрать один из следующих вариантов:

  • включение в трудовой договор пункта о присоединении к пенсионной программе;
  • или заключение отдельного соглашения с работодателем.

КАК ПОЛУЧИТЬ НЕГОСУДАРСТВЕННУЮ ПЕНСИЮ?

Для получения негосударственной пенсии необходимо выполнение двух условий:

  • наступление пенсионных оснований, предусмотренных договором;
  • наличие заявления от участника о выплате ему пенсионного обеспечения.

Выплата негосударственной пенсии осуществляется ежемесячно в рублях путем перечисления на расчетный счет получателя согласно реквизитам открытого им вклада или по номеру пластиковой карты.

В некоторых фондах предусмотрена индексация первоначальной суммы пенсии в зависимости от величины дохода, полученного фондом за предыдущий год.

РАЗМЕР И УСЛОВИЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЫПЛАТ

Размер негосударственной пенсии устанавливается по одному из двух вариантов:

  • определяется самостоятельно вкладчиком при составлении договора;
  • рассчитывается фондом на момент назначения выплаты.

При первом варианте размер выплаты напрямую зависит от выбранной пенсионной схемы. В таком случае эта сумма не может быть ниже установленной договором при условии выполнения всех его условий к данному моменту.

При втором варианте сумма к выплате рассчитывается, исходя из накопленных к моменту выхода на пенсию денежных средств на индивидуальном счете путем ее деления на количество лет, определяющих период дожития, согласно действующего законодательства. Для получения ежемесячной суммы необходимо результат разделить на количество календарных месяцев в году.

При изменении персональных данных или смены реквизитов получателя пенсии необходимо своевременно уведомлять НПФ о данных обстоятельствах во избежание задержек выплаты.

Следует учитывать, что негосударственных пенсионных фондов сейчас существует значительное число. Многие из которых, по сути, являются завуалированными финансовыми пирамидами. Как показывает юридическая практика, граждане часто подписывают договора с фондами, будучи введенными в заблуждение сотрудниками банков, обещающими, что так легче получить кредит. Либо в офисах фальшивых потенциальных работодателей, которые во время записи на собеседование сразу же предупреждают, чтобы соискатель взял с собой СНИЛС.

МЫ ГОТОВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ВАМ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПОМОЩИ:

В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Расторжение договора с НПФ

Расторжение договора с НПФ, если вы подписали его, будучи введенным в заблуждение.

Экспертиза договора с НПФ

Экспертиза договора, предложенного НПФ с указанием всех возможных «подводных камней» и рисков.

Правовое заключение

Правовое заключение с проектом договора, и перечнем положительно зарекомендовавших себя НПФ, если вы в процессе выбора.

Выезд на переговоры в НПФ

Выезд на переговоры в НПФ, при возникновении разногласий сторон.

В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

Подача искового заявления

Подготовим и подадим исковое заявление в суд.

Подача искового заявления с представительством

Подготовим и подадим исковое заявление в суд. Наш представитель разово выйдет в суд для защиты ваших интересов.

Решение «под ключ»

Полное представление интересов работника в суде до вынесения решения по делу, в не зависимости от количества выходов в суд и количества подготовленных необходимых документов.

Сейчас страна работает с двумя системами пенсионного обеспечения граждан. Такой шаг стал необходимостью из-за увеличения количества действующих пенсионеров по отношению к другим категориям трудоспособного населения. Негосударственный вариант был создан ещё в 1992, соответствующим указом Президента. В период со сложной экономической обстановкой такие указы имели силу закона.

Негосударственное пенсионное обеспечение — что это такое

Бесплатно по России

Реализуется при заключении договоров с Негосударственными Пенсионными Фондами или НПФ. Дополняет систему с поддержкой, действующей со стороны государства.

На протяжении определённого времени гражданин сам перечисляет конкретные сумму в пользу того или иного учреждения. Финансовая деятельность фонда обеспечивает прирост сумм или инвестиционный доход. Это общее правило, которое действует для всех заключённых договоров.

Для формирования компенсационных пакетов для текущих сотрудников негосударственные пенсионные накопления становятся очень важным фактором.

Благодаря возможности инвестировать собственные средства достигают сразу нескольких результатов:

Центробанк и НФ утверждают целый свод правил, согласно которым должны работать НПФ вне зависимости от масштабов и сфер деятельности. Отдельно описываются основные и дополнительные причины для выплат.


Разница между государственной пенсией и негосударственной

Рассматриваемый вид обеспечения имеет следующие отличительные черты:

  • Право при необходимости расторгнуть договор, вернуть все деньги себе.
  • Суммы, периодичность уплаты по взносам определяется самостоятельно клиентами.
  • Необязательные начисления по страховому стажу.

Тонкости договоров НПО – на что обратить внимание при подписании

К выбору НПФ надо подходить очень внимательно.

Самые важные факторы в данном случае следующие:

  1. Опыт.
  2. Репутация компании.
  3. Показатели доходности от инвестирования пенсионных накоплений.

Сайт Банка России и самих НПФ содержит обычно исчерпывающую информацию относительно особенностей работы конкретных учреждений.

Первый шаг – изучение всех правил и выбор схемы, по которой будут происходить отчисления в пользу гражданина. Чаще всего устанавливают размер конкретных взносов или выплат. Схемы бывают страховыми и сберегательными. Есть комбинированные варианты, когда принимаются оба решения сразу, последовательно.

В случае смерти гражданина предусмотрена выплата средств тем, кто относится к законным правопреемникам. При заключении договора можно сразу указать тех, кто представляет данную категорию. Если эта информация отсутствует в соглашении – организуют процесс унаследования, согласно общим правилам.

Информация о состоянии пенсионных счетов направляется ежегодно, максимум до 1 сентября. Сообщается о результатах инвестиционных действий.

Как выплачиваются НПФ накопленные средства

Чтобы назначить негосударственную пенсию – надо обратиться с заявлением к представителям соответствующего учреждения. Список конкретных документов-дополнений отличается в зависимости от того, где обслуживают того или иного гражданина.

Негосударственную выплату назначают в тот же день, когда гражданин обратился за ней. Перечисление денег начинается максимум спустя 30 суток после первого обращения.

Что касается размера будущей пенсии, то его определяют сразу несколько факторов:

  • Сумма, накопленная к моменту оформления пенсии.
  • Пенсионная схема, указанная в договоре.
  • Правила выбранного фонда.

Если по итогам года учреждению удалось получить более высокий доход – значит, увеличивается и размер обеспечения для гражданина.

Когда сумму назначили – гражданину направляют соответствующее уведомление. В документе перечисляют не только сумму, но и сроки для выплаты компенсации.

Для перечисления средств используют один из указанных способов:

  1. Почтовый перевод.
  2. Банковская карта с определённым номером.
  3. Номер счёта в банковском учреждении.

Можно ли оформить досрочную пенсию, если состоишь в НПФ

Само обеспечение на пенсии назначают, если выполняется хотя бы одно условие:

  • Наступление оснований, указанных в договоре.
  • Письменное заявление со стороны клиента о появившемся праве на выплату пособия.

Есть ситуации, когда деньги начинают перечислять досрочно. То есть – ранее возраста, установленного согласно общим правилам. Контролирующие органы проводят специальную оценку, чтобы точно удостовериться в наличии опасных и вредных условий труда на той или иной должности. Эта процедура заменяет аттестацию по рабочим местам, которую проводили ранее.

Условиям труда присваивают один из классов опасности, когда оценка заканчивается. Третий и четвёртый класс – самые опасные, за них компенсация идёт в любом случае, часто повышенная.

Чтобы обеспечить подчинённых средствами, работодателей наделяют следующими правами:

  1. Дополнительное перечисление денег в негосударственные фонды.
  2. Уплата страховых взносов в зависимости от установленного класса опасности, по повышенным тарифам.

В случае с первым решением не обойтись без письменного согласия и подтверждения со стороны сотрудника. Размер взносов устанавливает законодательство.

Есть две возможные ситуации:

  • 2% для сотрудников с вредными условиями труда.
  • 4%, если трудовые условия повышенной опасности.

Пенсионная система у работодателя может включать саму возможность гражданина лично обеспечивать будущее. В этом случае на взносы идёт часть заработной платы. Но обязательно предварительно уведомлять вторую сторону.

Накопленные суммы инвестируются в какое-либо направление, когда достигают определённых пределов, установленных компанией. То есть – формируется инвестиционный портфель, который и приносит прибыль вкладчикам. Так вложенные деньги получат дополнительную защиту от инфляции. А сама пенсия действительно станет больше.

Полезное видео

Что выбрать НПФ или ПФР? Узнайте из видео:

Заключение

Единственный недостаток – невозможно полностью контролировать существующий инвестиционный портфель. Но некоторые компании соглашаются давать вкладчику полную информацию относительно того, что происходит с его вложениями. Поэтому такой недостаток часто считают относительным.

Состояние негосударственного пенсионного обеспечения в разных регионах страны

Для России конца девяностых годов двадцатого века и начала двадцать первого века характерно неравномерное распространение негосударственного пенсионного обеспечения, которое обусловлено причинами политического и экономического характера

Установка на суверенитет субъектов Российской Федерации и отсутствие разграничений полномочий между центром и региональными органами власти в области социального обеспечения тоже сдерживают развитие негосударственного пенсионного обеспечения населения

Отсутствие закона за негосударственное пенсионное обеспечение напрямую сказалось на его состоянии во многих регионах страны

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации возможно в решении общих и частных проблем

В ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся вопросы здравоохранения и защита семьи

По предметам ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы – акты субъектов Российской Федерации по этому виду социального обеспечения с органами власти. С данной целью предлагается в нормах закона предусмотреть обязательства субъекта Российской Федерации за направление законопроектов на экспертизу или предварительное заключение в государственные органы

Проблемы совершенствования негосударственного пенсионного обеспечения

Нормы законодательства не исключают возможность включения в договоры разделов за негосударственное пенсионное обеспечение, но мало организаций, в которых можно встретить закрепление в них положений об условиях обеспечения работников данными видами пенсий

В статье 57 ТК РФ приводится набор условий договора, в том числе касающиеся социального страхования работников[8]

Страхование осуществляется в рамках обязательного страхования или социального страхования

Условия договора, к которым следует относить страхование работников, расположены в конструкции договора, представленной существенными и дополнительными его условиями

Существование в договоре положений за негосударственное пенсионное обеспечение позволит решать проблемы, которые имеются в настоящее время

Складывающееся в настоящее время в Российской Федерации законодательство за негосударственное пенсионное обеспечение позволяет выявить тенденцию формирования его структуры. На федеральном уровне выделяются законы и Указы Президента РФ

Паритетные условия являются условиями, с обязательством работодателем перечисления взносов в фонд на условиях и в размере, который определяется работником, и актами органов власти и управления субъектов Российской Федерации. Последний локальный уровень является коллективными договорами и трудовыми договорами, которые заключаются непосредственно в организациях

Приведенное в целом исследование правовой базы негосударственного пенсионного обеспечения показывает отсутствие подхода в решении проблем, которые возникают в этом виде социального обеспечения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы и рекомендации, которые были получены в результате исследования, могут и должны быть использованы при формировании негосударственных систем социальной защиты населения и в деятельности предприятий

Изложенное выше позволяет считать главную цель исследования, включающую раскрытие сущности регулирования негосударственного пенсионного обеспечения и разъяснение его функций и субъектов, достигнутой

Данное исследование представляет собой одну из попыток рассмотрения негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации с правовой точки зрения

Негосударственное пенсионное обеспечение работников предприятий, включающих вкладчиков, представляет собой сформировавшуюся и устоявшуюся подсистему пенсионного обеспечения в России. Подсистема строится на одинаковых принципах с пенсионной системой и выделяется лишь только в связи с наличием специфики формирования фонда для осуществления пенсионного обеспечения. Специфика заключается в представлении отношений между гражданином и государством в системе по поводу назначения и выплаты пенсий в качестве публичных и содержании данных отношений в негосударственной пенсионной системе лишь элементов правовых взаимоотношений

Необходимо обеспечить работу государственных и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и государственных и исполнительных органов в вопросах разработки законопроектов регионального уровня, которые регулируют рынок негосударственного пенсионного обеспечения

Практическое и юридическое решение проблемы повышения уровня пенсионного обеспечения и соответственно снижение количества людей, которые находятся за чертой бедности, возможно только при условии решения следующих задач:

закрепление в актах федерального уровня размера коэффициента возмещения заработка, обеспечивающегося пенсионной системой страны

законодательное определение коэффициента возмещения заработка, гарантируемого системой пенсионного обеспечения

законодательное определение величины коэффициента возмещения заработка, которая обеспечена системой негосударственного пенсионного обеспечения, и расчет затрат работника или работодателя

формирование механизма поддержки модели пенсионного обеспечения

Данный подход интегрирует обязательное и добровольное пенсионное обеспечение в систему и позволяет определить варианты негосударственного пенсионного обеспечения, необходимого для поддержания на государственном уровне

Рассмотрение правовой базы системы негосударственного пенсионного обеспечения позволило прийти к заключению за отсутствие причин говорить за завершение строительства правовой базы для нормального функционирования системы неправительственных организаций при принятии закона «О негосударственных пенсионных фондах»

С учетом выводов и на основании исследований теоретической и правовой основы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации, а также практики представляется необходимым осуществить разработку законопроектов и внести изменения и дополнения в законодательство, которое регулирует отношения по негосударственному пенсионному обеспечению

В статье 29 закона «О негосударственных пенсионных фондах» более детально отобразить вопросы Совета негосударственных пенсионных фондов и его статуса при указании норм, как минимум, в отношении:

порядка формирования Совета негосударственных пенсионных фондов и изменения его состава

полномочий Совета негосударственных пенсионных фондов

порядка принятия решений Советом негосударственных пенсионных фондов

В статье 30 данного закона более детально отобразить вопросы о дирекции негосударственных пенсионных фондов:

за порядок формирования исполнительного органа

за полномочия исполнительного органа

Для наполнения статуса Попечительского совета негосударственных пенсионных фондов содержанием необходимо осуществить новации в законодательстве, а именно в статье 31 данного закона необходимо закрепить:

порядок формирования Попечительского совета негосударственных пенсионных фондов и внесения изменений в его состав

полномочия Попечительского совета негосударственных пенсионных фондов в части контроля и надзора за деятельностью исполнительного органа фонда

обязательность согласования с Попечительским советом негосударственных пенсионных фондов документов и процедур

обязанность дирекции негосударственного пенсионного фонда предоставлять информацию в Попечительский совет негосударственного пенсионного фонда по его запросу

обеспечение финансирования деятельности Попечительского совета негосударственных пенсионных фондов

Совершенствование законодательства, которое регулирует вопросы негосударственного пенсионного обеспечения, в этом направлении позволит существенным образом изменить ситуацию в лучшую сторону, потому что присутствие в органах управления и контроля негосударственных пенсионных фондов представителей участников или вкладчиков, которые наделены полномочиями, позволит им в дополнение к системе контроля более эффективно отстаивать и защищать обеспечительные интересы будущих и нынешних пенсионеров

Оригинальность данной курсовой работы 54,11% (Приложение А)

Пенсионная система России представлена двумя видами пенсионных выплат: государственная и негосударственная пенсионная выплаты.

Для получения государственной пенсии необходимо соответствовать требованиям:

  • стаж работы, включаемый в страховой стаж;
  • отчисления в пенсионный фонд за период официального трудоустройства;
  • требования к возрасту выхода на пенсию.

Негосударственное пенсионное обеспечение имеет свои особенности, которые рассмотрим более подробно.


Негосударственное пенсионное обеспечение - что это?

Негосударственное пенсионное обеспечение является добровольным видом накоплений гражданина, выплачиваемых ему в период нетрудоспособности. Добровольное пенсионное обеспечение может быть инициировано как сотрудником, так и работодателем в рамках заключенных договоров на корпоративные пенсионные продукты для сотрудников. Такое обеспечение служит цели обеспечить достойный уровень жизни после наступления нетрудоспособного возраста, и, в отличие от трудовой пенсии, при таком способе накопления не предъявляются требования к стажу деятельности работника.

Заключение договоров на добровольную пенсию не отменяет распространения на вас действия обычных норм пенсионного обеспечения, т.е. pаконодательно разрешено одновременное получение государственной пенсии и пенсии, сформированной за счет добровольных отчислений.

Заключение договора с представителем негосударственного пенсионного обеспечения (фонда) предполагает доверие ваших вложений данному фонду, который распоряжается вашими деньгами по своему усмотрению, и инвестирует в прибыльные и растущие отрасли и сферы экономической деятельности. Законодательно закреплена обязанность и ответственность фондов по возврату денежных средств вкладчику.

Негосударственные пенсионные фонды осуществляют услуги как для физических лиц (индивидуально), так и в рамках заключенных договоров по обслуживанию с юридическими лицами (каждый сотрудник имеет лицевой счет, где отражаются суммы взносов и накопление).

Такой вид обеспечения формирует социальный пакет организации, который является несомненным преимуществом для сотрудников при прочих равных условиях. Причем, средства могут накапливаться путем добровольных взносов физлица, а также напрямую вычитаться из заработной платы – по вашему усмотрению.

Средства по негосударственному пенсионному обеспечению, согласно действующему законодательству, могут наследоваться правопреемниками физического лица.

Данные фонды негосударственной пенсии могут также осуществлять деятельность в рамках обязательного страхования, т.е. Принимать вместе с государством участие в обеспечении пенсией физических лиц на условиях партнерства. Что решает важнейшую социальную задачу.


Негосударственное пенсионное обеспечение - преимущества

  • обеспечение достойного уровня выплат при достижении нетрудоспособного возраста;
  • накопленные средства наследуются;
  • формирование полного соцпакета организации;
  • повышение мотивации труда;
  • уверенность в работодателе;
  • широкий выбор продуктов пенсионного обеспечения для различных сфер деятельности и возрастных категорий работников.

Не гонитесь за обещанной высокой доходностью, в первую очередь смотрим на критерий надежности и стабильности. Также многие пенсионные негосударственные фонды предлагают оформление пенсионной выплаты не покидая дом (через личный кабинет на официальном сайте, электронную почту и пр.), что позволит вам сэкономить время для других дел.


  • «Сбербанк»
  • «ВТБ»
  • «ГАЗФОНД»
  • НЕФТЕГАРАНТ
  • «Атомгарант»
  • «Альянс»
  • «Алмазная осень»
  • «Сургутнефтегаз»
  • «Ренессанс пенсии»
  • «Социум»


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 03.12.2017 2017-12-03

Статья просмотрена: 2476 раз

Библиографическое описание:

Петренко, Т. А. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения РФ / Т. А. Петренко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 48 (182). — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/archive/182/46743/ (дата обращения: 07.12.2020).

В данной cтатье раскрыты оcновные функций государcтва по обеспечению граждан в cтарости. Расcказывается о cовременной пенcионной сиcтемы которая включает в cебя не только государственные организации, непосредственно участвующие в сборе пенсионных взноcов и выплате пенcий (в частности Пенcионный фонд РФ), но и негоcударственные организации. Негоcударственная пенсионная сиcтема предполагает различные уcловия, на которых производятся пенcионные взносы и cхемы пенcионных выплат.

Ключевые слова: негосударственный пенсионный фонд, пенсия, взносы, система гарантирования пенсионных накоплений

Целью создания НПФ в Росcии явилаcь необходимоcть улучшения пенcионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции. В соответствии с Федеральным Законом от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «О негоcударственных пенсионных фондах» негосударственные пенсионные фонды действуют отдельно от системы гоcударственного пенсионного обеспечения. Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию

Минимальный размер уставного капитала фонда должен составлять не менее 120 миллионов рублей, а с 1 января 2020 года — не менее 150 миллионов рублей. Если фонд принял решения об уменьшении его уставного капитала лица, перед которыми фонд несет обязанности по пенсионным договорам, договорам об обязательном пенсионном страховании, управляющие компании этого фонда, его специализированный депозитарий, аудиторская организация, актуарий и исполнители услуг по ведению пенсионных счетов не являются кредиторами фонда для цели применения положений законодательства Российской Федерации об акционерных обществах о защите прав кредиторов при уменьшении уставного капитала акционерного общества. [1]

Отличается тем, что в обычном обязательном пенcионном cтраховании, нормы начисления и уплаты страховых взносов, а также нормы назначения и выплаты пенсии регламентированы законом, а условия негоcударственного пенсионного обеспечения определены только заключенным договором.

Договор заключается: с гражданином, который хочет повлиять на размер своей будущей пенсии; с работодателем, который действует в интересах своих работников.

Выгода негосударственного пенсионного фонда в том, что гражданин может сам формировать для себя пенсию, находясь в трудоспособном возрасте. А достигнув пенсионного возраста, эта пенсия будет внушительным источником дохода. В негосударственном пенсионном обеспечении накопления становятся больше за счет прибыли, получаемой т их инвестирования.

К негативным сторонам участия в НПФ, как правило, отноcят высокий финансовый риск сохранности накопленных средств, связанный с инфляционными процессами и кризисными cитуациями, а также выcокими колебаниями нормы прибыльности пенcионных активов, который в большинстве случаев ложится на будущего пенсионера. На самом деле НПФ так же, как и ПИФ, не может гарантировать определенную доходность. Пенсионные накопления инвестируются в средства на фондовом рынке, и доходность этих инвестиций предсказать заранее очень сложно. И от кризисных ситуаций полной гарантии тоже дать невозможно.

Основное занятие негосударственных пенсионных фондов — это сбор денег с граждан или работодателей, которые заключили с ними договора. Далее негосударственный пенсионный фонд приступает к учету и распределению денег по личным счетам будущих пенсионеров. Кроме того, негосударственные инвестиционные фонды имеют право заниматься инвестированием. Далее, после инвестирования также ведется учет прибыли и перераспределение средств, и в конечном итоге, выплачиваются деньги всем, кто достиг пенсионного рубежа.

Беспокоит то, что негосударственные пенсионные фонды равняются на управляющие компании, хотя это не удивительно, имея на руках такие суммы денег. И это еще одна сложность негосударственного пенсионного обеспечения и достаточно серьезный риск. [2]

Заключая договор негосударственного пенсионного обеспечения, гражданин сам может определить размер своих взносов, порядок их внесения, а также размер и период получения будущей пенсии. Важно отметить, что эта пенсия может выплачиваться в течение определенного этапа или пожизненно, сумма невыплаченной пенсии наследуется в установленном законом порядке. Гражданин имеет право в любой момент расторгнуть заключенный договор, и при его раcторжении получить обратно уплаченные взноcы вместе с начиcленным на них инвеcтиционным доходом.

Пенcионные взносы могут вноcиться гражданином каждый меcяц, каждый квартал, раз в полгода или раз в год, либо как-то иначе — периодичность выбирается им самоcтоятельно. Внесение денежных средств может оcуществляться почтовым или банковcким переводом, а также путем внесения налом через каcсу фонда.

Существующая российская пенсионная система обусловлена многочисленными процессами исторического развития, влиянием тех или иных идей, причем в большинстве своем в нашей стране она носила государственный характер, а поколения, воспитанные в Советском Союзе, в вопросах пенсионного обеспечения привыкли полностью полагаться на государство. Однако новые условия требуют новых решений. Внедрение накопительного элемента, инвестирование пенсионных накоплений дало определенный толчок развитию негосударственных пенсионных фондов, которые пусть постепенно, но уже начали занимать важное место как в пенсионной системе, так и на ее финансовом рынке.

  1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
  2. Николаева Т. Н. Негосударственные пенсионные фонды в России. — М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. — 300 с.
  3. Бончик В.М,. Негосударственные пенсионные фонды. Финансовая устойчивость и актуарные расчеты. — М.: Дашков и Ко, 2014. — 208 с.

В России первые пенсионные кассы появились до 1917 года. Более полувековой перерыв в этой области имел свои негативные результаты в виде законодательного вакуума, отсутствия квалифицированных специалистов и т.д.

В 1988 году было введено дополнительное добровольное пенсионное обеспечение. В 1992 году пенсионные накопления были гражданам возвращены: государство не смогло выполнить свои обязательства.

Первым НПФ стал НПФ работников науки. Он был создан в 1990 году. Второй - Российский страховой пенсионный фонд (как и первый, на страховых принципах) был создан в форме смешанного товарищества, кроме того, имел филиалы на многих территориях России.

Первым документом, напрямую регулирующим деятельность негосударственных пенсионных фондов, стал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" [1] (в последующем в указ вносились изменения 12 апреля 1999г.).

При создании института негосударственного пенсионного обеспечения на него возлагались большие надежды. С помощью негосударственных пенсионных фондов планировалось снять социальную напряженность в обществе, сформировать новую структуру в системе финансовых институтов, аккумулирующую огромные средства, снизить нагрузку на бюджет по социальной поддержке граждан.

Указ закреплял: «в целях улучшения пенсионного обеспечения граждан и защиты их сбережений от инфляции:

1. Установить, что предприятия, учреждения, организации, банки, коллективы граждан, общественные объединения могут учреждать негосударственные пенсионные фонды на правах юридических лиц с именными счетами граждан.

2. Негосударственные пенсионные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Выплаты из этих фондов осуществляются наряду с выплатами государственных пенсий. Размеры, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяются соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страхователем, заключаемым на основании утвержденного примерного договора.

3. Установить, что негосударственные пенсионные фонды и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов негосударственных пенсионных фондов осуществляют специализированные компании по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, взаимоотношения которых с указанными фондами строятся на основании договора об управлении активами негосударственных пенсионных фондов».

Интересно заметить, что Указ предусмотрел, что фонд является некоммерческой организацией, но между тем, на тот момент не было федерального закона о некоммерческих организациях. Тем не менее, правовой вакуум в области некоммерческих организаций ликвидирован в целом ряде регионов. Субъекты РФ принимали акты о некоммерческих организациях.

В 1993-94 годах начинается активное создание НПФ. По оценкам исследователей до 1995г. НПФ работали без должного государственного контроля [2] . «Развитие системы негосударственного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия адекватной нормативной правовой базы, системы надзора и регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Это негативно отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пенсионных фондов. Уровень доверия населения к негосударственным пенсионным фондам также остается низким» [3] .

Положение изменилось после создания Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 19.06.94 г. N 730) [4] и утверждения Правительством Российской Федерации Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов (постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.94 г. N 1266) [5] . Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации стала тем государственным учреждением, которое осуществляло разрешительные и контрольные функции за деятельностью негосударственных пенсионных фондов и специализированных компаний по управлению активами негосударственных пенсионных фондов, а также содействующим развитию негосударственного пенсионного обеспечения. Инспекция была наделена полномочием по принятию актов, направленных на регулирование деятельности НПФ. Инспекция получала право проводить проверки деятельности фондов, требовать устранения выявленных нарушений и в случае их невыполнения приостанавливать действие лицензий.

Вскоре был утверждено Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (утв. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ 15 декабря 1994 г.) [6] .

С этого времени НПФ начали работать в правовом поле, а именно: получать лицензии (разрешения) на осуществление деятельности при условии соответствия учредительных документов и правил установленным требованиям; соблюдать нормативы, разработанные методическими документами Инспекции; представлять отчетность и иную информацию, необходимую для выполнения Инспекцией разрешительных и контрольных функций.

Заметим, что на первом этапе своего становления и развития негосударственные пенсионные фонды формировались вокруг финансово-промышленных групп, отдельных компаний, по отраслевому или региональному принципу. Это привело к тому, что НПФ занимались обслуживанием только своих учредителей.

Отдельно остановимся на кризисе 1998 года. В результате наступившего кризиса, как подчеркивают эксперты, некоторые небольшие по размеру активов фонды прекратили деятельность, большая часть фондов столкнулась с проблемой ликвидности из-за невозможности осуществлять текущие выплаты, что было вызвано реструктуризацией государственных пенных бумаг. Был создан Московский клуб кредиторов, куда вошли пенсионные и инвестиционные фонды, страховые компании, регистраторы и другие участники финансового рынка, которые были законодательно обязаны вкладывать часть своих активов в государственные ценные бумаги (в частности, ГКО и ОФЗ). В результате длительных переговоров условия реструктуризации для этой категории инвесторов были улучшены по отношению к остальным участникам рынка. В целом, ситуацию с негосударственными пенсионными фондами после кризиса можно охарактеризовать как сложную, но в силу наличия “длинных” пассивов и отсутствия необходимости фиксировать убытки по дешевым активам (основные выплаты вкладчикам будут осуществляться через 5-10 лет) негосударственные пенсионные фонды пережили кризис значительно успешнее банков, страховых компаний и паевых инвестиционных фондов [10] .

Дальнейшее развитие система негосударственных пенсионных фондов получает с принятием специального Федерального закона "О негосударственных пенсионных фондах" (далее по тексту – Закон «О негосударственных пенсионных фондах»; Закон). Законом было установлено, что НПФ являются особой организационно - правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Законом определены права и обязанности НПФ, их вкладчиков и участников; установлены требования к совокупному вкладу учредителей; введены обязательное ежегодное актуарное оценивание и независимая аудиторская проверка; сформулированы принципы размещения пенсионных резервов; дана структура органов управления фондом и контроля за его деятельностью.

В отличие от первого источника - Указа Президента РФ, Закон детально урегулировал основные вопросы и механизмы негосударственного пенсионного обеспечения. Закон – уже не просто «программный», отсылочный источник, а базис для осуществления добровольного страхования.

Во исполнение положений Закон были разработаны и приняты ряж ряд постановлений Правительства Российской Федерации. Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.99 г. N 1385 "Об утверждении Требований к пенсионным схемам негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного пенсионного обеспечения населения" утверждено содержание пенсионной схемы, используемой НПФ и мн. др.

Отдельно необходимо выделить Программу пенсионной реформы в Российской Федерации утвержденную Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 [11] . В Программе говорилось о р азвитии добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования). В частности, акцентировалось внимание на развитии и повышении финансовой надежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов. Подчеркивалось, что в целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

- реорганизацию существующих органов контроля и регулирования развития системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответственности;

- совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее информационной прозрачности;

- установление требований к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

Указанные направления нашли свое законодательное закрепление в ряде постановлений Правительства РФ.

Следующий этап развития системы негосударственных пенсионных фондов связан с изменениями и дополнениями пенсионного законодательства, а именно о включении НПФ в систему обязательного пенсионного страхования. Здесь необходимо заметить, что уже в середине 1990-х гг. в ходе споров о способах и путях осуществления российской пенсионной реформы активно обсуждался вопрос о подключении НПФ к государственной пенсионной системе, - вернее, об их участии в осуществлении обязательного пенсионного обеспечения (страхования). Если в рамках распределительной государственной пенсионной системы необходимости в НПФ объективно не было, то введение составной структуры трудовой пенсии, включающей накопительный компонент, явно позволяло НПФ претендовать на участие в системе пенсионного страхования [12] .

Первым законодательным актом закрепившим возможность перехода из государственного Пенсионного фонда России (ПФР) в негосударственный пенсионный фонд стал Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ” (ст. 32), установивший, что застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда Российской Федерации и передать свои накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, в негосударственный пенсионный фонд начиная с 1 января 2004 года.

Затем федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" закрепил, что граждане могут отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через пенсионный фонд России и выбрать негосударственный пенсионный фонд (п.п.2 п.1 ст.31).

Наконец, были внесены изменения в Закон «О негосударственных пенсионных фондах». Согласно Федеральному закону от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" [13] , в соответствии с которым исключительными видами деятельности НПФ являются:

- деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

- деятельность в качестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию.

Таким образом, можно выделить следующие этапы становления негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации:

Первый этап – создание системы негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения, первые шаги по формированию правовых основ добровольного страхования, создание специальной Инспекции.

Второй этап – принятие специального закона о негосударственных пенсионных фондах, а также широкого ряда подзаконных и нормативных актов.

Третий этап – включение негосударственных пенсионных фондов в систему обязательного пенсионного страхования.

В настоящее время нельзя говорить, что пенсионная реформа в целом, построение системы негосударственных пенсионных фондов в частности, закончены. Отнюдь нет. До сих пор не воплощены задачи Программы пенсионный реформы 1998 года (например, касаемо снижения налогового бремя для НПФ), кроме того, разрабатываются новые программы: Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 - 2008 годы [14] .

Как закреплено в указанной Стратегии, «основным направлением развития негосударственного пенсионного обеспечения должно стать совершенствование регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов. Относительно низкий уровень развития отрасли добровольного пенсионного обеспечения посредством негосударственных пенсионных фондов в значительной степени обусловлен отсутствием требований к стандартизации пенсионных продуктов, направленных на обеспечение их понятности для потребителей, а также недостаточной информационной прозрачностью фондов.

Необходимо установить унифицированные требования к пенсионным продуктам негосударственных пенсионных фондов, обеспечивающие их понятность для потребителей.

Представляется необходимым законодательно обеспечить раскрытие информации, как о структуре вложений негосударственных пенсионных фондов, так и о структуре обязательств, структуре владения и бенефициарах. Отсутствие такого регулирования зачастую используется сегодня для сокрытия реальных собственников акций и получения контроля над компаниями».

[1] Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 "О негосударственных пенсионных фондах" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1 октября 1992г. - №39. - Ст.2184.

[2] Клевцова Т. Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты // Финансовая газета. - №12. - 2004г.

[3] Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 мая 1998г. - №21. - Ст.2239.

[4] Постановление Правительства РФ от 19 июня 1994 г. N 730 "Вопросы Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 27 июня 1994г. - №9. - Ст.1052.

[5] Постановление Правительства РФ от 17 ноября 1994 г. N 1266 "Об утверждении Положения об Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 28 ноября 1994г. - №31. - Ст.3284.

[6] Временное положение о порядке регистрации уставов негосударственных пенсионных фондов (утв. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Минтруда РФ 15 декабря 1994 г.) // Экономика и жизнь. – 1995. - №2.

[7] Бочкарев Д.В. Негосударственные пенсионные фонды. Автореферат диссертации. – М.: 2000.

[8] Кокорев Р.А., Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда "Бюро экономического анализа". - июль 2004. - № 62.

[9] Рейтинг НПФ, 2005 г. Эксперт РА // http://www.raexpert.ru/ratings/npf/2005/

[10] Бочкарев Д.В. Указ. соч.

[11] Постановление Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 25 мая 1998г. - №21. - Ст.2239.

[12] Кокорев Р.А., Трухачев С.А. Указ. соч.

[13] Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 14-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" // Собрание законодательства Российской Федерации. - 13 января 2003г. - № 2. - Ст.166.

[14] Проект документа находится на рассмотрении Государственной думы РФ

Читайте также: