Пенсионное управление алвар аалто

Аалто Алвар Хуго Хенрик (фин. Hugo Alvar Henrik Aalto, 3 февраля 1898, Куортане — 11 мая 1976, Хельсинки) — финский архитектор и дизайнер, “отец модернизма” в Северной Европе, представитель функционализма и органической архитектуры, один из основоположников современного дизайна.

Род деятельности: архитектор, дизайнер, скульптор, живописец

Дата рождения: 3 февраля 1898

Дата смерти: 11 мая 1976

Место рождения: Финляндия, Куортане


Алвар Аалто родился в Финляндии в семье лесника. В 1916 году поступил в Политехнический институт города Гельсингфорса, где учился у Армаса Линдгрена. В 1918 году его учёба была прервана войной за независимость Финляндии. Аалто принимал участие в этой войне как солдат финской армии. В 1921 году закончил институт и получил диплом архитектора.

После окончания Политехнического института в Хельсинки путешествует по Скандинавии и Европе, изучая архитектуру. В 1923 году Аалто открывает свою мастерскую. Первые работы Аалто (1923-27) выполнены в стиле северного неоклассицизма. Рабочий клуб в Ювяскюля (1923-25), первое крупное сооружение архитектора, является типичной неоклассической постройкой.

Испытал влияние неоклассицизма Гуннара Асплунда и эстетики европейского архитектурного авангарда, на основе которой стала складываться его индивидуальная манера. В поисках новых конструктивных форм отдавал предпочтение природным материалам (эксперименты с гнутой древесиной: мебель, беспредметные композиции).

Переезд Аалто в Турку (1927), повлиял на все дальнейшее творчество архитектора. Программным произведением финского функционализма стал спроектированный им санаторий в Паймио близ Турку, а европейскую известность ему принес проект здания городской библиотеки в Выборге (1930-35). В этом проекте проявились основные черты почерка архитектора: использование особенностей освещения и акустики. Форма потолка лекционного зала, набранного из сосновой рейки, корректирует распространение звуковой.

В 30-е годы Аалто занялся решением проблем массового жилища. Архитектор заложил основные принципы композиции жилого здания, базирующиеся на использовании “перетекающего” пространства. На них основана композиция известного произведения Аалто – виллы Майреа в Нормаркку (1938-39). Здание расположено на холме, центр композиции образует дворик с газоном и бассейном, окруженный с трех сторон галереей.

В 1933 году он переехал в Хельсинки, где открыл собственную фирму «Артек», которая начала выпуск предметов интерьера, становившихся образцами современного стиля и финского дизайна. Благодаря поддержке лесоперерабатывающих концернов продемонстрировал возможности деревянной архитектуры в проектах для Всемирных выставок в Париже (1937) и в Нью-Йорке (1939); гибко сочетал традиции народного зодчества с новизной авангардных приёмов, свободу пространственных композиции с красотой северного пейзажа (вилла). После успеха созданного для Нью-Йоркской выставки 1939 финского павильона Аалто был приглашен в США (1939), где преподавал архитектуру в Массачусетском технологическом институте (до 1947), там же осуществил ряд проектов, таких как общежитие MIT в Бостоне. В 1949 году умерла его супруга и постоянный партнёр по проектной работе Айно Марсио-Аалто. Вернувшись в Финляндию, Аалто сотрудничал с Элиссой Мякиниеми; они поженились в 1952 году.

Аалто осуществил ряд проектов крупных общественных зданий: муниципальный центр в Сяюнятсало (1950—1952), Управление пенсионного обеспечения (1952—1956), Дом культуры рабочих (1955—1958) и дворец «Финляндия» (1967—1971; (все в Хельсинки), Дом северных стран в Рейкьявике (1965—1968). Автор многих проектов церковной архитектуры, в том числе церкви Трёх крестов в Вуоксенниска (1958), приходских центров в Вольфсбурге (1963) и в местечке Риола под Болоньей (1966, построен в 1975—1980 годах). Создатель промышленных сооружений в Топпиле (1931), Суниле (1936—1939), Оулу (1951—1957), жилых домов в Бремене (1958—1963), вилл, выставочных павильонов. Выступал и как градостроитель в Рованиеми (1946—1948) и Сяйнятсало (1949—1952).

Алвар Аалто является одним из самых важных представителей современной архитектуры и самым известным в мире финским архитектором. Он проектировал как отдельные здания, так и архитектурные комплексы. Дизайном мебели и интерьеров он занимался вместе со своей женой Айно Аалто. С точки зрения финской архитектуры и финского общества чрезвычайно важна была работа, проделанная Аалто в интересах развития стандартизированного современного строительства и социального архитектурного планирования. Алвар Аалто относится к тем получившим международную известность архитекторам, имена которых упоминаются в ряду крупнейших представителей архитектурного модернизма. Аалто создал свое направление в архитектуре, эстетический эффект которого достигается за счет четкой привязки строений к окружающей среде, соразмерности человеку, чувства материала, отточенных деталей и искусного освещения. Заслугой Аалто считается то, что он предложил альтернативу безличной техничности международного стиля, повторяемости простой структуры и монотонности.



Алвар Аалто, библиотека Выборга, фото

Говоря о творчестве Аалто, редко вспоминают, что оно появилось как результат сотрудничества двух архитекторов. В 1924 г. Алвар женился на Айно Марсио, которая также была архитектором. Она стала специализироваться на дизайне интерьеров, но при этом была самым близким профессиональным советником своего мужа и в вопросах проектирования зданий, хотя заботы о доме, о детях и собственном муже оставляли мало времени для работы в проектном бюро. Судя по всему, характеры супругов дополняли друг друга. Считается, что более уравновешенная и реалистически настроенная Айно Аалто сдерживала типичные для Алвара Аалто причуды и порывы. Влияние жены пошло на пользу многим проектам.



Алвар Аалто, Baker Dormitory, фото

Творчество Аалто начального периода было выдержано в классическим стиле 1920-х гг. В нем делался акцент на живописном способе исбипользования исторических или классических мотивов. Пример шведских и датских архитекторов, прежде всего Гуннара Асплунда, а также Рагнара Эстберга и Мартина Нюрупа, раскрыл перед Аалто возможности романтической экспрессии, скрытые в классицизме. Переход Аалто к функционализму в конце 1920-х гг. произошел в связи с работой над довольно крупными проектами, и обращение к новым архитектурным концепциям стало довольно резким поворотом в его творчестве. Речь шла одновременно об углублении архитектурных воззрений: для Аалто важно было понять принципы нового течения и установить четкую границу между ним и поверхностным формализмом. У него, тем не менее, сохранился романтический настрой, ставший противовесом рационализму модернистского движения. Он нашел в природе те новые черты, которые можно было использовать в архитектуре, и основной его целью при проектировании становится достижение единства пейзажа, ландшафта, растительности и самого здания.



Аалто Алвар, дом (Riihitie, Helsinki), фото

Пространственная и визуальная сложность зданий, спроектированных Аалто, рассчитана, прежде всего, на чувственное восприятие, но она может также нести в себе аллюзии, связанные с местами великих исторических событий, например, с античными развалинами, или с «примитивной» экзотикой. В представлении Аалто архитектура была явлением прежде всего социальным. Здание воплощает эмфатическое отношение архитектора к потребителю. Или за исходную точку можно было взять воображаемое идеальное сообщество, при этом здание олицетворяет идею хорошего демократического правления, или же заботу государства всеобщего благосостояния о своих гражданах.



Алвар Аалто, стул на трех ножнах, фото

Наибольший интерес в мире вызвал период творчества Аалто, начавшийся в 1930-е гг. и продолжившийся после войны.



Алвар Аалто, Lounge стул 43, 1936-37 гг, фото

В особенности после войны Аалто делал проекты по заказам из-за рубежа, однако, его карьера была все же в большей степени связана с Финляндией. Он почти все время работал у себя на родине, и большинство его работ находится в Финляндии. Статус Аалто на родине несколько отличается от того, как его оценивают в мире. С точки зрения Финляндии, особенно важно то, что он одним из первых финских архитекторов настолько основательно усвоил архитектурные принципы модернизма, что довольно быстро стал ведущим архитектором этого нового направления в Северных странах. С точки зрения финской архитектуры и общества, большое значение имел тот вклад, который Аалто внес в дело стандартизированного строительства и социально ориентированного архитектурного планирования, присущего модернистскому движению. Начиная с конца 1950-х гг. Алвар Аалто был уже известным и в стране и в мире мастером.



Алвар Аалто, Enso-Gutzeit Headquarters, Хельсинки, фото

Начиная с середины 1930-х годов, Аалто стал соединять свободные пространственные объемы в духе модернизма, с формами, заимствованными у природы (свободная волнистая линия) и качественными характеристиками органического строительного материала древесины.

С работы над интерьерами Дома крестьян Юго-западной Финляндии началось сотрудничество с Отто Корхоненом, техническим директором фабрики мебели и строительных материалов в Турку. Он был специалистом в области технологии фанеры и гнутого дерева. Вместе с Корхоненом Аалто разработал модели стульев для серийного производства. Интерьеры санатория в Паймио и Выборгской библиотеки стали существенным шагом вперед в проектировании стандартных моделей.

Некоторые из спроектированных тогда моделей мебели остаются в серийном производстве по сей день.



Алвар Аалто, квартиры на Hansaviertel, Берлин, фото

В начале 1930-х гг. среди архитекторов все еще велись споры о традиционализме и функционализме. По мнению многих, Аалто и представляемый им стиль был «большевистской архитектурой», но за десятилетие функционализм стал ведущим направлением в архитектуре Финляндии. Верным признаком перемены курса было избрание Аалто в 1935 г. в правление Союза архитекторов Финляндии. Аалто смог приступить к осуществлению социальной программы СИАМа в сотрудничестве с концерном Альстрём. В середине 1930-х гг. Аалто познакомились с исполнительным директором концерна Харри Гуллихсеном и его женой Майре Гуллихсен, в девичестве Альстрём, которые работали над созданием прогрессивной, социально ответственной культуры предпринимательства. Майре Гуллихсен была знакома с модернистскими направлениями в искусстве и поддерживала их развитие, участвуя в финансировании Артека. По мнению Гуллихсен, концерн Алстрём нуждался в современном дизайне, и бюро Аалто было в состоянии всесторонне соответствовать нуждам концерна. Для населенных пунктов, в которых были расположены предприятия концерна, таких как Варкаус и Кауттуа, Аалто разработал генеральные планы и проекты застройки, а также проектировал жилье для рабочих и различные здания. Харри Гуллихсен использовал свое влияние для того, чтобы Аалто получил заказ на проектирование совместно финансируемого несколькими предприятиями лесной промышленности целлюлозного завода в Сунила, недалеко от Котки. Аалто сделал проектные чертежи всех зданий Сунила, включая само промышленное предприятие. В архитектуре жилых зданий присутствовало стремление к «внеклассовой» архитектуре, которая отличалась бы от прежних принципов проектирования заводских населенных пунктов, и в ней не просматривалась социальная иерархия поселения. В Сунила, построенном в 1936-1954 гг., здания вписаны в окружающий лесной пейзаж и адаптированы к ландшафту. Этот поселок послужил в Финляндии образцом для дальнейшего строительства жилых пригородов. Для Гуллихсенов Аалто спроектировали в Нормаркку дом, получивший название Вилла Майреа, в котором они сознательно искали альтернативу тогдашнему церемониальному представительскому дому. Построенная в 1938-1940 гг. вилла совершила переворот в представлениях высшего среднего класса Финляндии об идеальном жилье. Даже в своей модернистской простоте Вилла Майреа была роскошной, если судить по меркам жилищного строительства концерна Альстрём.



Алвар Аалто, Вилла Mairea, фото

На другом конце шкалы расположились изготовленные на заводах Варкауса серийные деревянные дома. Для них Аалто создал систему, получившую название «система АА», по промышленному производству строительных конструкций и смог тем самым применить функционалистскую идею стандартизации к материалам и продукции, еще не известным модернистской Центральной Европе, но уже производимым в США. Аалто подошел к задаче создания «минимальной квартиры» с точки зрения живущего в ней человека, то есть с точки зрения ее функциональности. В архитектурном мышлении Аалто главенствовал идеал единого «многофункционального пространства», проявившийся также в проекте Виллы Майреа.



Алвар Аалто, Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки, фото



Алвар Аалто, Концертный зал «Финляндия» в Хельсинки, фото

Промышленные проекты создавали для бюро Аалто прочную финансовую базу, благодаря которой становились возможными художественные эксперименты и участие в конкурсах, успех в которых отнюдь не был гарантирован. В 1930-е гг. Аалто установил профессиональные связи с англоамериканским миром. Нью-йоркский музей современного искусства организовал в 1938 г. выставку четы Аалто.

Наиболее значимым для творчества Аалто был общественный центр в Сяюнатсало (1950-52), состоящий из двух различных по величине объемов, объединенных внутренним двориком, расположенным выше уровня улицы. Архитектор вводит в систему внутренних пространств пространство улицы, сохраняя с ним визуальную связь. Эта постройка определила развитие финского зодчества 50-х.



Алвар Аалто, дизайн кресла Paimio, фото

От строго геометрических форм ранних построек пришёл к самобытному сочетанию национальных традиций, принципов функционализма и органической архитектуры, к свободе и гибкости объёмно-пространственной композиции, умело вписанной в природную среду. В постройках Аалто богато используется дерево. Некоторые из его градостроительных замыслов, отличавшиеся свободной композицией объёмов и живописной ландшафтной планировкой, были реализованы посмертно в Рованиеми и в Сейняиоки.

Своё представление о достоинстве творческого труда Аалто воплотил в проекте собственной мастерской близ Хельсинки (1955) с внутренним двором в форме амфитеатра (лекционный зал под открытым небом).



Мастерская Ааалто, фото

Алвар Аалто, несомненно, один из ярчайших представителей финской архитектуры. Его работы невероятным образом сочетали в себе строгий функционализм и плавность природных линий. Как говорил сам архитектор: «Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.»

И этот принцип можно наблюдать во всех его архитектурных шедеврах, начиная от знаменитой «Финской вазы» и «Кресла Паймио», заканчивая величественным дворцом Финляндия в Хельсинки.



Алвар Аалто, "Финская ваза", фото



Алвар Аалто, Подвеска лампы, 1950 г, фото



Аалто Алвар, люстра "Artek", фото

  • Санаторий в Паймио
  • Выборгская библиотека
  • Вилла Майре
  • Бейкер-хаус
  • Дворец «Финляндия»
  • Политехнический институт в Отаниеми



Алвар Аалто, чайный столик, фото

Аалто был почетным доктором Принстонского и Колумбийского университетов, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технологического института. С 1943 по 58 он являлся президентом Союза финских архитекторов и Академии Финляндии (1963—1968).

Аалто – один из немногих финских архитекторов, внесших вклад в развитие мировой архитектуры Будучи последовательным функционалистом, создал ряд сооружений, определивших дальнейшее развитие финского зодчества. Аалто оказал значительное влияние на поколение молодых архитекторов разных стран.


Алвар Аалто (Alvar Aalto, 3.02.1898 — 11.05.1976) — великий финский архитектор и дизайнер. Спроектированные им здания вошли в архитектурные учебники и энциклопедии, основанная им компания Artek до сих пор с успехом продает его мебель.

За 78 лет своей жизни Алвар Аалто построил множество общественных и частных зданий в Европе, США, и даже в Ираке. По всей Финляндии, от Хельсинки до маленького городка Алаярви, где жили его родители, стоят его университеты, библиотеки, музеи, театры, культурные центры, офисы, школы и церкви. С 1963 по 1968 гг он был президентом Финской Академии, в 1957-м был избран почетным членом Американской Академии искусств и наук, стал лауреатом престижных архитектурных наград: золотой медали Королевского института британских архитекторов (RIBA) и золотой медали Американского института архитекторов (AIA).

Нам повезло: одна из его наиболее значимых построек находится в Выборге, под Петербургом. Три года назад библиотека, созданная Алваром Аалто в 1935 году, была торжественно открыта после многолетней реставрации, которую проводили российские и финские специалисты. Теперь это настоящее место паломничества всех, кто неравнодушен к архитектуре модернизма. В 2015-м проект получил высшую награду ЕС за сохранение культурного наследия «Европа Ностра» — так называемый «европейский реставрационный Оскар». Это один из первых проектов Аалто, где в полную силу проявился его авторский стиль: сочетание функционализма, диктующего строгость форм, и мягкой, плавной органики в интерьерах, плюс эргономика и ориентированность на человека во всем вплоть до мелочей.

Белоснежное здание, состоящее из четких геометрических объемов, с ленточным и панорамным остеклением, с металлическим рейлингом на разноуровневой крыше, как и многие другие здания модернизма, напоминает огромный океанский лайнер. Внутренняя архитектура поражает гармонией и продуманностью деталей — вплоть до размещения стеллажей, кресел и табуретов.

Аалто создал великолепную систему естественного освещения всех помещений. Читальный зал пронизан рассеянным светом, попадающим сюда через 57 круглых зенитных фонарей в потолке. В центре — эффектная двойная лестница со скульптурно изогнутым контуром перил. В актовом зале был восстановлен знаменитый волнообразный акустический потолок, обшитый тонкими деревянными рейками, — деталь, ставшая после выборгской библиотеки одной из визитных карточек Аалто.

Аалто родился в глубокой финской провинции — наверное, там и научился чувствовать и понимать природу, связь с которой так искусно умел позже передавать в своих постройках. Диплом архитектора он получил в 1921 году в Политехническом университете Хельсинки, но строить начал еще будучи студентом. Первый его проект — дом для родителей в Алаярви, 1918 год. В те годы он придерживался неоклассического стиля. В столице получить заказ для начинающего архитектора было сложно, поэтому Аалто вернулся в провинциальный город Йювяскюля, где учился в лицее, и открыл там бюро. Принимал заказы на частные дома. Из Йювяскюли начал постепенное движение в сторону столицы: сначала перебрался в Турку, и только в 1933-м — в Хельсинки. В Йювяскюле сохранилось около полутора десятков зданий, построенных им еще в 1920-е годы и позже, когда он возвращался сюда уже став всемирно известным. Это, в числе прочего, городской театр, университет и художественный музей, в котором теперь расположился мемориальный музей самого архитектора.

«Задача архитектора — возрождать правильный порядок ценностей… Пытаться очеловечить век механизмов — до сих пор является его первостепенным долгом. Но при этом важно не забывать о форме.»

С конца 1920-х годов Аалто активно включается в мировой архитектурный дискурс — он много ездит по Европе, знакомится с архитекторами и художниками: Ле Корбюзье, Поулом Хеннингсеном, Вальтером Гропиусом, Андре Люрса, Карлом Мозером, Герритом Ритвельдом и пр., — обсуждает с ними их принципы и идеи, вырабатывает свое собственное понимание и постепенно становится одной из ведущих фигур современной архитектуры — как раз в этот период он и строит те два здания, выдвинувших его в первый ряд: библиотеку в Выборге и туберкулезный санаторий в Паймио, в сосновом бору недалеко от Турку. Современников поражали изящные, отточенные контуры этого комплекса и не менее выверенная внутренняя архитектура.

В санатории все — от архитектуры до мельчайших деталей — должно было способствовать выздоровлению пациентов. Аалто вместе с женой Айно, которая тоже была архитектором, разрабатывает для санатория буквально все — даже раковины и емкости для приема анализов. Особенно успешной оказалась мебель. Кресло Paimio было спроектировано так, чтобы у сидящего в нем максимально раскрывались легкие. Пружинящие кресла и шезлонги из гнутой березовой фанеры, складируемые друг на друга стулья, кожаные диваны, функциональные светильники, мобильные столики-тележки — все эти предметы были спроектированы столь удобными и эргономичными, что позже было налажено их промышленное производство.

«Ножка стула — это маленькая сестра архитектурной колонны.»

В начале 1930-х Аалто плотно сотрудничает с финским мебельщиком Отто Корхоненом, они экспериментируют с гнутой березовой фанерой и наконец патентуют технологию производства мебели из нее. Основным запатентованным ими элементом стала ножка-опора L-leg: она была плавно изогнута под углом в 90 градусов. На основе L-leg была создана целая серия кресел, стульев и табуретов, и первым был легендарный табурет Stool 60 с круглым сиденьем на трех опорах — Аалто первоначально использовал его в интерьерах выборгской библиотеки. Потом началось его массовое производство, которое продолжается и в наши дни. Эта одна из наиболее часто подделываемых мебельных моделей. Оригинальных табуретов, произведенных в Финляндии, с 1930-х годов было выпущено более миллиона. Всего же в мире разными производителями было выпущено, по разным данным, до восьми миллионов таких табуретов. С недавних пор Stool 60 — обязательный атрибут всех официальных салонов Apple.

В 1935 году Аалто, его жена и еще пара их единомышленников основали компанию Artek, что значило арт+техника, — теперь мебель его дизайна выпускалась под этой маркой. Сегодня это один из ведущих финских дизайн-брендов, владеющий правами на римейки предметов мебели, созданных Аалто и его женой. Помимо мебели Аалто проектировал светильники — тоже под конкретные архитектурные объекты, а в 1936-м, в преддверии всемирной выставки в Париже делает серию стеклянных ваз для мануфактуры Iittala. Ваза, ставшая позже известной под названием Savoy, получила в Париже золотую медаль. Говорили, что в ней Аалто передал очертания одного из финских озер. Ресторан Savoy в Хельсинки, интерьеры которого оформлял Аалто, закупил эти вазы в большом количестве, отсюда и прикрепившееся к ним название. Ресторан, кстати, работает по-прежнему, и вазы Аалто стоят на каждом столе.

Наибольший успех у мебели Аалто был в Лондоне — здесь продажами занимались местные коммерсанты, и счет шел на тысячи проданных экземпляров, в то время как в самой Финляндии — лишь на десятки. В любом случае, благодаря успеху своей мебели Аалто получил возможность сделать небольшую паузу в архитектурной деятельности, не гоняться за заказами, а спокойно заняться строительством собственного дома в одном из районов Хельсинки, куда он перебрался.

Подсчитано, что за свою карьеру Аалто построил около 75 частных домов, большую часть в первые ее годы, но самым важным для истории архитектуры частным домом стала вилла Майреа на западе страны, в Нормаркку, строительство которой завершилось в 1939-м. Многие историки архитектуры считают ее самым комфортабельным частным домом в истории ХХ века. Во всяком случае, она стоит в одном ряду с самыми знаменитыми модернистскими виллами XX века, такими как вилла Savoy Ле Корбюзье в Пуасси, Tugendhat Миса ван дер Роэ в Брно, Beer Йозефа Франка в Вене, «Над водопадом» Френка Ллойда Райта в Пенсильвании, «Стеклянный дом» Филиппа Джонсона в Коннектикуте, Schroeder Геррита Ритвелда в Утрехте или вилла Е-1027 Эйлин Грей на Лазурном берегу.

Заказчиками виллы Майреа были друзья Аалто — строительный магнат Гарри Гуллихсен и его жена Майре. Они дали ему полный карт-бланш: никаких ограничений ни в плане идей, ни в плане финансов. В результате была построена внешне весьма радикальная по тем временам вилла: ничего общего с традиционным поместьем и доминирующим в нем господским домом, к которому привыкли финны, — здание со сдвинутыми горизонтальными «уровнями», беспечно раскинувшееся среди сосен буквой L, с открытым бассейном, с деревянной «башней», где разместилась художественная студия хозяйки, с открытыми террасами, зимним садом внизу и японским садом камней на крыше.

На первом этаже все помещения объединены в open space и в то же время обособлены — тонкими колоннами в японском стиле, разным напольным покрытием, разными уровнями пола. Натуральное дерево, белая штукатурка, керамическая плитка, необработанные каменные слэбы, из которых сложены камины, создают уникальное сочетание модернистского и чего-то исконного, архаичного, заставляющего чувствовать себя в уютном, защищенном укрытии. Вилла Майреа сегодня функционирует как музей и открыта для посетителей, но их, к сожалению, очень мало, так как добраться до этих глухих мест не так-то просто.

С 1938 года Аалто несколько раз бывает в США: он автор павильона Финляндии на всемирной выставке в Нью-Йорке, он путешествует по стране, знакомится с известными американскими архитекторами, посещает семейство Кауфманнов в их «Доме над водопадом» и уже почти оседает в Массачусетском политехническом университете, получив место профессора, но из-за второй мировой войны уезжает на родину. В 1946 году он вновь в США, преподает, строит общежитие в кампусе Массачусетского Политеха — знаменитый, идущий широкой волной Baker House. Начинается краснокирпичный период в его творчестве. При этом до сих пор он так и не получил ни одного значимого контракта в Хельсинки. И вдруг в 1948 году проект Аалто побеждает в конкурсе на строительство здания пенсионного фонда с столице. Аалто вновь в Финляндии.

Кроме здания Пенсионного фонда он построил в Хельсинки еще несколько других объектов: монументальный и беломраморный Концертный зал «Финляндия», прозванный «айсбергом модернизма» (1967-1971), мощный, похожий на гигантские кирпичные цистерны Дом культуры (1952-1958), Политехнический университет в городе-спутнике Хельсинки Эспоо со ставшей лендмарком аудиторией главного корпуса (1949-1966).

Экспрессивные, рождающие образы здания соседствуют в его послевоенном творчестве с другим типом построек: это прямоугольные функционалистские коробки с большим количеством регулярно расположенных окон, похожие друг на друга как близнецы. Именно такими предстают Здание финской электрической компании (1970), штаб-квартира концерна Stora-Enso 1959, академический книжный магазин в центре города (1969). Внутренняя архитектура его зданий часто бывает еще сложнее и выразительнее, чем внешняя: пересекающиеся плоскости и линии, сталкивающиеся цвета, фактуры и потоки света напоминают пульсирующие внутренней энергией супрематические композиции.

Аалто относился к архитектурному творчеству как истинный художник: он не придерживался какого-то одного стиля, ордера, концепции, каждый раз опираясь на рожденный воображением образ, источником вдохновения для него была природа, а конечной целью — гуманизм, служение человеку.

Алвар Аалто ( Hugo Alvar Henrik Aalto , 1898-1976) – выдающийся финский архитектор и дизайнер. Творческий гений Аалто оставил след в самых разных, иногда диаметрально противоположных сферах и на разных континентах. По его проекту построены такие разные по назначению здания, как, например, кампус знаменитого Массачусетского технологического института ( MIT ) в США и церковь Риола в Вергато (Финляндия). Аалто получил мировое признание в 1937 году, когда представил павильон Финляндии на всемирной выставке в Париже, а затем и в Нью-Йорке.


Алвар Аалто


MIT


Церковь Риола в Вергато

Алвар Аалто стал настоящим новатором, соединившим в своих проектах рациональную расчетливость функционального модернизма с качественно новой на тот момент идеей гуманизма в архитектуре и дизайне. Лаконичность неоклассицизма в работах Аалто удивительным образом сочетается с эмоциональной теплотой. Создается впечатление, что Аалто, кроме всего прочего, был и чутким психологом, тонко чувствующим потребности людей, для которых он создавал функциональные пространства. Так, например, все пространства спроектированы с учетом того, чтобы их полностью заполнял естественный свет, важный для комфорта человека.


Дом Алваро Аалто, гостиная. Фото: Maija Holma

Имя Аалто часто связывают с именем другого известного архитектора – американца Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright, 1867-1959), который считается одним из основоположников так называемой «органической архитектуры». В противовес ортодоксальным функционалистам, ставящим во главу угла исключительно утилитарные задачи объекта, приверженцы «органической архитектуры» руководствуются не только функциональными, но и психологическими аспектами проектирования. Кроме очевидного (преимущественного использования натуральных материалов), одной из ключевых для течения идеей стала необходимость гармонично вписать новый рукотворный объект в окружающий его природный ландшафт.


Säynätsalo Town Hall. Аваро Аалто . Фото: Fernanda Castro

Новаторское мышление Аалто вышло далеко за пределы поставленных эпохой рамок. Взяв на вооружение лучшие идеи модернизма и неоклассицизма, Аалто стал создавать по-нордически лаконичные, но визуально уникальные объекты, максимально комфортные для пользователей. Смелые с точки зрения дизайна, а также сочетания материалов, произведения Аалто значительно опережали свое время и остаются актуальными и столетие спустя.

ПРОЕКТ «ПОД КЛЮЧ»

«Универсальное произведение искусства» — так можно перевести с немецкого сложный философский термин гезамкунстверк ( Gesamtkunstwerk ). Пионерами и евангелистами гезамкунстверка в дизайне и архитектуре стали представители легендарной школы Баухаус (Staatliches Bauhaus). Продолжил развивать эту концепцию и Алвар Аалто, разумно полагая, что каждая деталь интерьера должна продолжать общий художественный замысел. Именно поэтому он создавал объекты, что называется, «под ключ» — начиная от общего архитектурного проекта и заканчивая светильниками.

Аалто много внимания уделял используемым материалам, изобретая новые и более эффективные способы их использования. Он стал умело сочетать традиционные материалы (камень, дерево, кирпич) со стеклом и металлами – в начале XX века такой подход можно было бы назвать революционным. Но, несмотря на всю смелость экспериментов с формами, проекты Аалто остались очень далеки от авангардной вычурности, а построенные по его замыслам здания всегда гармонично вписываются в окружающую их природную среду.

Для воплощения гезамкунстверка Аалто в 1935 году создал производственную компанию Artek, которая выпускала эстетически-выверенные предметы мебели и интерьера по запатентованным Аалто, часто инновационным технологиям. Среди них, например, технология изготовления мебели из гнутого дерева. Бренд Artek следовал принципам, которыми сам Аалто руководствовался в архитектуре: функциональность, лаконичность, гуманизм.


Столик на колесиках 901. Artek


Кресло Little Paimio , №42. Artek

Эксперименты с материалами особенно хорошо просматриваются на примере мебели и элементов декора, созданных и переосмысленных Аалто заново. Среди них можно отметить канонический деревянный табурет Sto o l 60, стеклянную вазу Savoy (которую также называют вазой Aalto в честь мастера) и выпускаемый домом MisuraEmme диван-кровать AA 1 (1932).




AA1, MisuraEmme


Stool 60

Ваза Savoy – предмет интерьерного искусства, ставший по-настоящему легендарным. Имея асимметричную волнообразную форму, ваза может использоваться как по прямому назначению, так и быть предметом декора или самостоятельным арт-объектом. Созданная в 1937 году, она выпускается по сей день. В производстве каждой вазы участвует не менее 7 мастеров, благодаря чему, несмотря на серийность, каждая остается уникальной.







Приобрести диван AA 1, спроектированный Алваро Аалто и выпускаемый MisuraEmme , как и другие предметы бренда, можно в новом выставочном дизайн-центре премиум-класса Casa Ricca EXPO на Фрунзенской набережной, 30, стр. 19.


  • Биография
  • Постройки

Биография

«Задача архитектора – сделать жизнь удобнее».

Родился в Финляндии в семье лесника. После окончания Политехнического института в Хельсинки в 1921 году путешествовал по Скандинавии и Европе, изучая архитектуру. В 1923 году открыл свою мастерскую Первые работы Аалто (1923-27 года) выполнены в стиле северного неоклассицизма . Этот небольшой, но плодотворный период выявил редкую работоспособность и профессиональную одаренность архитектора, предшествовал появлению работ, сделавших его в конце 20-х лидером нового направления. Рабочий клуб в Ювяскюля (1923-25 года) – типичная неоклассическая постройка – был первым крупным сооружением архитектора.

Переезд Аалто в Турку в 1927 году, где в это время получило мощный импульс новое движение в архитектуре — функционализм , повлиял на все дальнейшее творчество архитектора. Программным произведением финского функционализма стал спроектированный им санаторий в Паймио близ Турку, а европейскую известность ему принес проект здания городской библиотеки в Выборге (1930-35 года) . В этом проекте проявились основные черты почерка архитектора: использование особенностей освещения и акустики. Форма потолка лекционного зала, набранного из сосновой рейки, корректирует распространение звуковой волны. Применение дерева – основного строительного материала Финляндии – как в конструкции сооружений, так и в отделке здания придает интернациональный по стилю постройки местный колорит.

В 30-е годы Аалто занялся решением проблем массового жилища и его оборудования. Архитектор заложил основные принципы композиции «перетекающего» пространства. На них основана композиция известного произведения Аалто виллы Майреа в Нормаркку (1938-39 года). Здание расположено на холме, центр композиции образует дворик с газоном и бассейном, окруженный с трех сторон галереей.

После успеха созданного для Нью-Йоркской выставки 1939 года финского павильона Аалто был приглашен в США, где преподавал архитектуру в Массачусетском технологическом институте вплоть до 1947 года.

Создание общежития для студентов Массачусетского технологического института (1947) стало началом так называемого «красного периода» мастера. Для построек этого времени характерно применение кирпича и меди; композиция здания основывается на контрастах.

Связь рационально-конструктивистской традиции XX века и творческого наследия национально-романтического движения определила характер послевоенных построек Аалто. Вернувшись в Финляндию, он уделил особое внимание градостроительству. Наиболее значимым для его творчества был общественный центр в Сяюнатсало (1950-52 года) , состоящий из двух различных по величине объемов, объединенных внутренних двориком, расположенным выше уровня улицы. Здесь размещены здания муниципалитета. Архитектор вводит в систему внутренних пространств пространство улицы, сохраняя с ним визуальную связь. Эта постройка определила развитие финского зодчества 50-х.

Начиная с Дома культуры в Хельсинки (1954-56 года) и церкви в Вуоксенниске (1956-58 года) , в трактовке пространства преобладают экспрессивные пластические формы. Аалто применил стены криволинейных очертаний, сложные ассиметричные планы. В 60-е годы Аалто работал над крупными градостроительными проектами: Административный и культурный центр в Ювяскюля (1964 год), Скандинавский центр в Рейкьявике (1965-68 года) . Они выглядят монументально, но эта монументальность не подавляет человека. Наиболее ярким произведением этого периода является комплекс Политехнического института в Отаниеми .

Одна из последних построек Аалто – дворец «Финляндия» (концертный зал, 1967-71 года) в общественном центре Хельсинки, расположенном в парке у водоема.

Аалто был почетным доктором Принстонского и Колумбийского университетов, политехнических институтов Хельсинки, Цюриха, Милана, Вены, Норвежского технологического института. С 1943 по 58 он являлся президентом Союза финских архитекторов.

Аалто – один из немногих финских архитекторов, внесших вклад в развитие мировой архитектуры. Будучи последовательным функционалистом, создал ряд сооружений, определивших дальнейшее развитие финского зодчества.

Cпроектировал около 500 зданий, и около 300 из них было построено.

Читайте также: