Пенсионные фонды как институты финансовой системы

Внебюджетные фонды являются важным компонентом системы публичных финансов во всех развитых странах мира. Увеличение их количества и совокупного объема аккумулируемых средств характерная особенность для экономически развитых стран. Это объясняется возрастающей ролью государства в решении социальных проблем.

Исключительная особенность внебюджетных фондов - осуществление финансирования ограниченного круга целей по сравнению с бюджетными фондами.

Важнейшим и наиболее крупным по величине мобилизуемых ресурсов из всех социальных фондов является Пенсионный фонд Российской Федерации. Его бюджет второй по величине и составляет 50% федерального бюджета, на его долю приходится более 80% суммы средств, поступающих во все внебюджетные фонды.

Пенсионный Фонд России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения. Это самостоятельный финансовый институт, средства которого находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, финансирование соответствующих расходов; капитализацию средств, привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц; контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, за правильным и рациональным расходованием средств; организацию и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов; участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий; изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию; проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования; разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

Пенсионный фонд может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Средства Пенсионного фонда России формируются за счет страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям социальных пенсий, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.

Средства Пенсионного фонда России направляются на: выплату государственных, трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации; оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Пенсионного фонда России и его органов и др.

Пенсионный фонд России, являясь крупнейшим финансовым институтом государства по консолидации денежных средств для текущей выплаты государственных пенсий, одновременно, в соответствии с действующим законодательством, является одним из важнейших элементов всей государственной бюджетной системы России. Особенности Пенсионного фонда России, вытекающие из необходимости выполнения этих функций, четко регламентируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Бюджет Пенсионного фонда полностью автономен от государственного бюджета на всех уровнях федеративного устройства России и должен быть сбалансирован по доходам и расходам путем регулирования размера и условий уплаты единого социального налога (ЕСН) различными категориями плательщиков. Альтернативным регулятором сбалансированности бюджета служат размер и сроки повышения пенсий, а также способ индексации пенсии. Его доходная часть формируется исходя из величины ставки страховых взносов либо ЕСН для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законодательством, а расходная часть - в полном соответствии с условиями исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству. Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного Фонда России осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и другими контролирующими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Трудовая пенсия по источникам финансирования смешанная. Базовая часть трудовой пенсии финансируется из государственного бюджета, страховая часть - из бюджета Пенсионного фонда России. Государственные пенсии финансируются из федерального бюджета.

Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей средства через банк плательщика поступают в районные отделения налоговой службы и далее в региональные отделения Пенсионного Фонда России, на счет Пенсионного фонда России в Казначействе, откуда через Центральный Банк Российской Федерации или банк, им уполномоченный, направляются в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам.

В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы-доноры), излишек переводится региональным отделением в централизованный фонд, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.

Сложившаяся в России структура финансовых потоков не обеспечивает достаточного контроля со стороны центрального аппарата за добросовестностью финансовых операций на местах. Кроме того, существуют очевидные стимулы для руководителей регионального уровня удерживать у себя как можно больше средств. Не отрицая обоснованности этих выводов, все же отметим положительный аспект существующей структуры финансовых потоков пенсионной системы: она создает на местах возможность наиболее полного решения собственных проблем.

Таким образом, в целях выполнения накопленных государственных пенсионных обязательств создана специализированная финансовая система пенсионного страхования, основанная на принципе систематического отчисления части текущего заработка (либо иного дохода) застрахованного лица в целевой фонд с последующим обязательством выплаты соответствующей суммы. Пенсионный Фонд России в свою очередь выполняет функцию концентрации, хранения и распределения накопленных ресурсов для выплаты гарантированных государством пенсий. Следует отметить, что современное пенсионное законодательство предусматривает возможность, помимо федеральных пенсионных обязательств, выплачивать дополнительные виды пенсий из средств бюджетов субъектов Федерации.

Финансовая нагрузка, связанная с содержанием пожилого поколения, составляет существенную долю валового внутреннего продукта (рисунок 1) и продолжают увеличиваться.


Рис. 1. Расходы на пенсионное обеспечение в различных странах мира

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. Выделяют два основных способа финансирования пенсионных систем:

  • распределительный (нефондируемый), при котором покрытие текущих пенсионных расходов приходится из текущих поступлений. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you go);
  • накопительный (фондируемый), при котором средства идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Во многих развитых странах пенсионное обеспечение основано на распределительной пенсионной системе (таблица 1).

Платежеспособность распределительной (нефондируемой) пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в объеме, требуемом в данный момент. Пенсионеры получают пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов, что выражается следующей формулой:


, где

ОЧР - общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов);

СЗ - средняя заработная плата;

СПВ - ставка пенсионных взносов;

ОЧП - общее число пенсионеров;

СП - средняя пенсия.

Таблица 1. Финансирование пенсионных систем

Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.

Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.

Государственный пенсионный фонд РФ

Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.

Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.

Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.

Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.

И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.

Источники формирования средств пенсионного фонда РФ

Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:

- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:

1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;

3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);

- средства из федерального бюджета РФ;

Задачи пенсионного фонда РФ

Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:

обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;

капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;

организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;

работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;

осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.

Функции пенсионного фонда РФ

К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:

Назначение и выплата пенсий;

Ведение учета средств, поступающих на счета;

Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.

Взаимодействие со страхователями и работодателями;

Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;

Оформление и выдача материнских сертификатов;

Выплата средств материнского капитала;

Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;

Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;

Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.

Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России

На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.

Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.

Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:

Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.

Подать заявление на получение пенсии.

Выбрать способ получения пенсии.

Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.

Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.

Оформить справку для предоставления в организации.

Негосударственный пенсионный фонд

Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.

Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.

Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.

При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.

Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.

Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".







Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ установил, что Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию, и определил организационно-правовую форму Пенсионного фонда Российской Федерации как юридического лица – «государственное учреждение». Согласно статье 5 Федерального закона ПФР и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Следует отметить, что наличие централизованной системы является отличительными признаком Пенсионного фонда Российской Федерации по сравнению, например, с системой обязательного медицинского страхования, в которой территориальные фонды обязательного медицинского страхования входят в структуру органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Система Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру:

- центральный аппарат (Исполнительная дирекция ПФР, Ревизионная комиссия ПФР);

- отделения ПФР в субъектах Российской Федерации;

- управления (самостоятельные отделы) ПФР в городах (районах).

Пенсионный фонд России (ПФР) является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, в соответствии с пунктом 3 которого ПФР обеспечивает контроль (с участием налоговых органов) за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов.

Порядок формирования средств Пенсионного фонда Российской Федерации устанавливается Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Согласно закону, бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:

средств федерального бюджета;

сумм пеней и иных финансовых санкций;

доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;

средств выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости;

средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата;

иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, предоставляемые бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на финансовое обеспечение валоризации величины расчетного пенсионного капитала, на возмещение расходов Пенсионного фонда Российской Федерации по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж отдельных периодов, а также в связи с преобразованием в расчетный пенсионный капитал пенсионных прав отдельных категорий граждан с учетом финансового обеспечения организации доставки указанных пенсий, включаются в общий объем доходов и общий объем расходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, суммы взносов работодателей, уплаченных в пользу застрахованных лиц, и суммы взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на финансирование накопительной части трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, средства выплатного резерва для осуществления выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, средства пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.

Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яндиева А.Р.

Дана общая характеристика Пенсионного фонда РФ в системе финансовых отношений и финансового обеспечения обязательного пенсионного страхования. Определена специфика организации пенсионного фонда. Выделены основные функциональные особенности деятельности внебюджетного фонда .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яндиева А.Р.

Текст научной работы на тему «Роль пенсионного фонда в системе финансовых отношений»

128 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Таким образом, организационно-законодательное формирование региональной финансово-налоговой политики должно обеспечивать надёжное финансовое существование территорий, их реальную заинтересованность в увеличении доходной базы, реализации инвестиционного развития.

1. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. Финансы. - М.: Финансы и статистика, 2012.

2. Подъяблонская Л.М. Финансы. - М.: ИТК «Дашков и К», 2012.

3. Финансы. - М.: ЮНИТИ, 2011; Финансы: учебник для бакалавров / Под общ. ред. Н.И. Берзона. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013. - 590 с.

4. Финансы: учебник для бакалавров / Под ред. А.М. Ковалевой. - М.: Издательство ЮРАЙТ, 2013. - С. 235.

5. Сайт Министерства Финансов РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.minfin.ru/ru/.

6. http://www.consultant.ru/law/hotdocs/18355.html/?utm_campaign=hot-docs_day3&utm_source=ya.direct&utm_medium=cpc&utm_content=77705841 © Консультант Плюс, 2015.

7. http ://www. zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODU CT&id=3 96.

РОЛЬ ПЕНСИОННОГО ФОНДА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Институт экономики и правоведения, г. Назрань

Дана общая характеристика Пенсионного фонда РФ в системе финансовых отношений и финансового обеспечения обязательного пенсионного страхования. Определена специфика организации пенсионного фонда. Выделены основные функциональные особенности деятельности внебюджетного фонда.

Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, внебюджетный фонд, государственное учреждение, финансовая система, финансовые отношения.

Государственное пенсионное обеспечение в Российской Федерации, включая назначение, перерасчёт и выплату государственных трудовых и социальных пенсий, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственных трудовых и социальных пенсиях, осуществляется Пенсионным фондом РФ и его территориальными органа-

Финансы и налоговая политика

ми, составляющими единую централизованную систему органов управления средствами государственного пенсионного обеспечения,

Пенсионный фонд РФ входит в систему государственных внебюджетных фондов. Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении федеральных, региональных и местных органов власти и имеющих целевое назначение, являющихся важным звеном финансовой системы.

В этой связи пенсионный фонд можно представить в виде:

1) элемента звена государственных финансов, а точнее государственных внебюджетных фондов;

2) основного института, деятельность которого направлена на финансовое обеспечение пенсионного страхования;

3) финансового посредника;

4) некоммерческой организации (бюджетного учреждения).

Рассматривая пенсионный фонд с позиции элемента звена системы государственных финансов, необходимо обратить внимание на отличия между пенсионным фондом и бюджетом, среди которых выделены: социальная направленность расходов пенсионного фонда, связанных с социальной защитой населения в части пенсионного обеспечения и страхования; самостоятельность фонда в бюджетной системе; адресность источников доходов фонда; бюджет пенсионного фонда не включается в консолидированный бюджет бюджетной системы. Данные отличия обуславливают особенности принципов организации пенсионных фондов.

Являясь элементом звена государственных финансов, пенсионный фонд должен выполнять такие же функции, как и государственные финансы в целом, а именно: формирование финансовых ресурсов (доходов) пенсионного фонда, их использование, а также контроль за их использованием.

Деятельность пенсионного фонда характеризуется возникновением целой системы финансовых (денежных) отношений (внутренние и внешние). Внешние представлены взаимоотношениями пенсионного фонда с плательщиками страховых взносов в части уплаты взносов и других обязательных платежей; федеральным бюджетом в части предоставления субсидий на выплату государственных пенсий и пособий; другими бюджетами в части получения бюджетных кредитов; Министерством финансов Российской Федерации в части вопросов использования Фонда национального благосостояния; Центральным банком в вопросах открытия и ведения счетов пенсионного фонда, а также исполнения его бюджета.

Внутренние же свидетельствуют об отношениях, возникающих между пенсионным фондом и его работниками в части оплаты труда персонала; другими организациями, осуществляющими закупки товаров, выполнение строительно-монтажных работ для нужд пенсионного фонда и т.д.

Отметим, что необходимость участия пенсионного фонда в денежных отношениях в части формирования и использования денежного фонда, пред-

130 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

назначенного для финансирования его расходов, определяет особенности его функционирования, в том числе его финансовую устойчивость.

Так, функцию управления государственным внебюджетным фондом призвана выполнять специально созданная в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 г. № 2122-1 организация - Пенсионный фонд России (ПФР) [1].

Пенсионный фонд обеспечивает материальную защиту от особого вида социального риска - утраты заработка (или другого постоянного дохода) вследствие:

- потери трудоспособности при наступлении старости, инвалидности;

- для нетрудоспособных членов семьи - смерти кормильца;

- для отдельных категорий трудящихся - длительного выполнения определенной профессиональной деятельности.

В Российской Федерации пенсионный фонд представляет собой крупнейшую и самую эффективную систему оказания социальных услуг, среди направлений деятельности которой можно выделить:

1) учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;

2) назначение и выплату пенсий (за счет средств Фонда получают пенсии 33,5 млн. российских пенсионеров) [2];

3) назначение и реализацию социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т.д.;

4) персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования (в системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян) [2];

5) взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых взносов (информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц) [2];

6) выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;

7) управление средствами пенсионной системы, в том числе накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;

8) реализация Программы государственного со финансирования пенсии.

Пенсионный Фонд России является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

К основным задачам пенсионного фонда как финансового посредника -некоммерческой организации следует относить:

Финансы и налоговая политика

- целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов на выплату пенсии и пособий в соответствии с действующим законодательством;

- регистрацию плательщиков обязательных платежей;

- организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

- капитализацию средств пенсионного фонда, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

- контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в пенсионный фонд страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;

- организацию и ведение индивидуального персонифицированного учёта застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в пенсионный фонд;

- межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда; участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;

- проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции пенсионного фонда.

При этом пенсионный фонд может также принимать участие в финансировании региональных программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.

Таким образом, доказательна особенность пенсионного фонда в части наделения его как государственного учреждения публично-властными полномочиями и обладающего специальной правоспособностью.

Говоря о пенсионном фонде как о финансовом посреднике, можно рассматривать его с двух сторон: как инвестора, и как лицо, осуществляющего сбор страховых взносов и выплату пенсий. Деятельностью пенсионного фонда, прежде всего, являются операции по аккумулированию денежных средств плательщиков страховых взносов (страхователей) и их размещению, то есть выплате застрахованным лицам и инвестированию. Таким образом, пенсионный фонд выступает в первую очередь финансовым посредником между страхователей и застрахованным лицом в области пенсионного страхования.

132 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

Кроме того, существует следующая трактовка финансового посредника -посредник между инвесторами и эмитентами: инвестиционная компания, коммерческий банк и т.д. Финансовые посредники выполняют функцию подбора заемщиков и кредиторов. Пенсионный Фонд России может выступать в роли своеобразного финансового посредника между частными управляющими компаниями и застрахованными лицами.

Именно через пенсионный фонд застрахованные лица осуществляют действия по реализации прав на выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании, с которой пенсионный фонд заключен договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений) и на выбор негосударственного пенсионного фонда, осуществляющего деятельность по обязательному страхованию. Все действия пенсионного фонда осуществляются исключительно в интересах застрахованных лиц.

Таким образом, пенсионный фонд наделен широким кругом полномочий в области негосударственного пенсионного обеспечения, что позволяет говорить о нем как о финансовом посреднике.

1. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)».

5.1. Пенсионный фонд Российской Федерации

Государственные внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Они выступают одним из звеньев общегосударственных финансов.

Государственные внебюджетные фонды создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов.

К государственным внебюджетным фондам относятся созданные во многих странах фонды социального страхования, которые предназначены для социальной поддержки определенных групп населения.

В РФ это — Пенсионный фонд РФ, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ОМС). Средства фондов формируются в основном за счет единого социального налога, взимаемого с работодателей и работников; доходов от инвестирования временно свободных денежных средств.

Пенсионный фонд РФ (ПФР) — самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде РФ.

Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. В большинстве стран с солидарно-распределительными системами подобные фонды рассматриваются как собственность самих застрахованных лиц и работодателей.

Основные задачи Пенсионного фонда РФ:

— финансирование расходов на выплату пенсий и пособий гражданам в соответствии с действующим законодательством;

— организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;

— капитализация (вложение) средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;

— контроль совместно с налоговыми органами за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также за правильным и рациональным расходованием его средств;

— организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц, а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;

— межгосударственное и международное сотрудничество по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;

— разъяснительная работа среди населения и юридических лиц.

Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.

На федеральном уровне управление пенсионной системой осуществляется Правлением ПФР и его исполнительным органом — Исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители государственных и общественных организаций, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов, детей. В дальнейшем предполагается создать орган управления фондом из лиц наемного труда, представителей независимых профсоюзов и государства.

К основным функциям центрального аппарата ПФР относятся:

— формирование и оперативная корректировка бюджета ПФР;

— прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР;

— перераспределение финансовых ресурсов между территориями;

— экономический анализ и актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.

На региональном уровне управление осуществляется отделениями ПФР, которые являются юридическими лицами. Действует 88 региональных отделений ПФР.

Управление на территориальном уровне осуществляется районными и городскими отделами ПФР, которых насчитывается около 3,5 тысяч.

Бюджет ПФР состоит из бюджета Федерального ПФР и бюджетов территориальных отделений. Бюджет ПФР формируется за счет единого социального налога, средств федерального бюджета, сумм пеней и иных финансовых санкций, доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных средств, других источников.

Временно свободные денежные средства ПФР размещены:

— в облигации государственных нерыночных займов в валюте РФ и иностранной валюте;

— в ценные бумаги кредитных организаций, принятые в счет погашения просроченной задолженности по страховым взносам в фонд, образовавшийся до 01.01.2001 г.

Накопительная составляющая бюджета ПФР формируется нарастающим итогом с 01.01.2002 г. Часть пенсионных накоплений передана в доверительное управление управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам.

Средства ПФР расходуются на:

— финансирование базовой части трудовой пенсии;

— финансирование страховой части трудовой пенсии;

— выплату пособий на погребение пенсионеров, не работавших на день смерти;

— выплату пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место жительства за пределы РФ;

— компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами;

— расходы на доставку пенсий;

— расходы на дополнительное пенсионное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работников ядерного оружейного комплекса РФ за счет средств целевого бюджетного фонда Минатома России;

— расходы на дополнительное пенсионное обеспечение государственных служащих за счет средств федерального бюджета;

— выплату пенсий, назначенных досрочно безработным гражданам за счет средств федерального бюджета;

— обеспечение текущей деятельности фонда;

— оказание социальной помощи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

1.1.3. Пенсионный фонд России

1.1.3. Пенсионный фонд России Обязанность регистрации в качестве плательщика обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд России (далее – ПФР) возложена на предпринимателей пунктом 1 статьи 11 Федерального закона РФ от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном

5.1. Пенсионный фонд РФ

5.1. Пенсионный фонд РФ Обязательное пенсионное страхование на территории РФ регулируется Федеральным законом № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Он распространяется на всех – на организации и индивидуальных

9.4. Отчетность, представляемая в Пенсионный фонд

9.4. Отчетность, представляемая в Пенсионный фонд С 2010 г. в Пенсионный фонд сдается отчетность сразу по двум видам страховых взносов – на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование. Отчетность выполняется в форме РСВ-1 ПФР, которая

Негосударственный пенсионный фонд – НПФ

Негосударственный пенсионный фонд – НПФ Данный пенсионный продукт напоминает накопительное страхование с последующей выплатой рентного дохода. НПФ позволяет получать гарантированную пенсию в течение определенного периода или пожизненно в зависимости от вашего

Дополнительные взносы в Пенсионный фонд

Дополнительные взносы в Пенсионный фонд За работников, которые имеют право на досрочную или повышенную трудовую пенсию, необходимо уплачивать дополнительные страховые взносы в Пенсионный фонд.Для работников, занятых на подземных работах, на работах с вредными

10.4. Расчет ЕСН и взносов в Пенсионный фонд России

10.4. Расчет ЕСН и взносов в Пенсионный фонд России Налоговая база по ЕСН (база для исчисления взносов на обязательное пенсионное страхование) определяется по каждому работнику в отдельности в соответствии с учетом назначенного работнику начисления для целей

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1)

Статья 8. Медицинское страхование граждан Российской Федерации за границей и иностранных граждан на территории Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 02.04.1993 № 4741-1) Медицинское страхование граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, осуществляется на основе

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала

1.5. Уведомление Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации и фондов обязательного медицинского страхования о создании филиала В соответствии с п. 8 ст. 243 НК РФ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс,

Как перевести деньги в негосударственный пенсионный фонд

Как перевести деньги в негосударственный пенсионный фонд Ежегодно каждому россиянину приходит извещение из Пенсионного фонда, которым ПФР информирует о состоянии «пенсионного счета». Если у вас есть желание перевести свои деньги в негосударственный пенсионный фонд,

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь от

Постановление Пленума ВАС РФ от 14.02.2008 № 14 О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.03.2007 № 17 “О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу

11.2. Как выбрать пенсионный фонд

11.2. Как выбрать пенсионный фонд Процветание государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан. И. Этвеш, венгерский писатель XIX века Исходные предпосылки. Практически невозможно решить

46. Пенсионный фонд РФ

46. Пенсионный фонд РФ Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. По объему финансовых ресурсов он занимает второе место после Федерального фонда. ПФ РФ был образован в период распада СССР.Согласно п. 1 Положения о

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской Федерации

Приложение 21 УВЕДОМЛЕНИЕ о регистрации юридического лица в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту нахождения на территории Российской

7.1. Пенсионный фонд РФ

7.1. Пенсионный фонд РФ Индивидуальные сведения (ИС) и другие документы, представляемые в ПФР для целей обязательного пенсионного страхования и назначения (перерасчета) пенсии оформляются в соответствии с нормативными документами:1) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г.

42. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации

42. Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации Правовая основа создания Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ установлена положениями ст. 131 БК РФ.Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФобразуется в составе

Создайте собственный пенсионный фонд

Создайте собственный пенсионный фонд Разумеется, в странах Богатого мира многие не работают в корпорациях, которые имеют пенсионные фонды, и таким людям надо выяснить, как самим оплатить свою старость.Предположим, в Великобритании (примерно такие же расчеты

Читайте также: