Пенсионные продукты на рынке


0


Минфин собирается гарантировать надежность финансовых институтов, занимающихся пенсионным страхованием и ограничить их маржу. При этом они попадут под жесткий контроль государства.

В замен они, теоретически, как следует из Стратегии пенсионной реформы, в целом утвержденной правительством месяц назад, смогут рассчитывать на получение в управление триллионов рублей - работодатели получат право передавать им (вместо Пенсионного фонда) 2-4% фонда оплаты труда своих работников.

Но эксперты уверены, что появление новых пенсионных инструментов призвано лишь отвлечь от главного содержания будущей пенсионной реформы – отказа от обязательных накоплений, а никаких масштабных добровольных накоплений не будет ни с гарантиями надежности от государства, ни без них.

Новый инструментарий для пенсионных накоплений предполагается создать проектами двух законов, опубликованных во вторник на сайте Минфина.

В пояснительной записке написано, что законы должны повысить надежность добровольных накопительных пенсионных систем.

На новом рынке пенсионного страхования смогут работать не только негосударственные пенсионные фонды (НПФ), но и страховые компании за исключением обществ взаимного страхования.

Финансовый институт, желающий заниматься пенсионным страхованием, обязан подать соответствующее уведомление в определенный правительством госорган и зарегистрировать там свои программы страхования.

Все эти пенсионные продукты вносятся в особый реестр. Его ведением может заняться либо Минфин, либо ФСФР, либо будущий финансовый мегарегулятор на в составе Центрального банка. Также, по данным «Финмаркета», рассматривалась возможность, чтобы пенсионным регулятором стал Минтруд.

Пенсионные программы могут быть следующих видов:

с заранее установленными размерами выплат ;

с установленными взносами и с расчетом размера выплат по результатам их инвестирования ;

смешанные пенсионные программы , имеющие признаки как первой, так и второй группы;

пенсионный аннуитет , предполагающий единовременное внесение всей суммы взносов по пенсионной программе.

Для каждого вида пенсионных программ уполномоченным правительством органом будут утверждены типовые правила.

В законопроекте уже определены рамочные требования к будущим пенсионным программам.

Срок их действия должен быть не менее десяти лет.

Накопленные в рамках пенсионных программ средства будут наследоваться.

К любым программам должен быть обеспечен равный доступ всем желающим гражданам. Оговаривать особые условия для конкретных клиентов законом будет прямо запрещено.

Финансовым институтам будет запрещено делать заявления и прогнозы относительно результатов будущей инвестиционной деятельности, кроме как в рамках зарегистрированной программы. Но любой пенсионный продукт должен содержать минимальный объем обязательств перед его покупателем.

Ранее замдиректора департамента финансовой политики Минфина Андрей Воронцов так комментировал данное требование законопроекта: «Получение отрицательных финансовых результатов от инвестирования пенсионных накоплений не влечет уменьшения пенсионных обязательств».

Работающие по пенсионным программам финансовые институты должны будут формировать собственные или объединенные компенсационные фонды на случай возмещения убытков, обеспечить страхование своей ответственности перед гражданами.

Пенсионные активы объявляются собственностью финансовых институтов.

Для них будут установлены нормативы достаточности собственного капитала. Сейчас они есть только у банков.

Пенсионные активы подлежат исключению из конкурсной массы в случае банкротства финансового института.

Сферы нынешней деятельности НПФ и страховщиков будут максимально разведены с зарегистрированными пенсионными программами. Формируемые по ним активы должны быть обособлены. Для управления ими надо иметь лицензированного доверительного управляющего и обособленный от других видов деятельности персонал.

Расходы на ведение дела по пенсионной программе не должны превышать 1% от стоимости находящихся в ее рамках активов. Для небольших пенсионных программ, аккумулирующих на конец года не более 1,5 млн руб., размер расходов не может быть более 5% от суммы взносов, поступивших в течение года. Любое превышение расходов финансовый институт оплачивает за свой счет.

Закон в случае его принятия должен начать действовать с 1 января 2014 года.

Во Всероссийском союзе страховщиков и в Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) прокомментировать законопроект во вторник не смогли.

Евсей Гурвич, научный руководитель Экономической экспертной группы

«С одной стороны, создавать условия для добровольного страхования надо. С этой точки зрения появление законопроекта – правильный шаг.

Но с другой стороны, никаких оснований рассчитывать, что это страхование примет в обозримом будущем какие-то значимые масштабы, способные повлиять на общее развитие пенсионной системы, нет. Чтобы это серьезно заработало, нужно иметь достаточно развитую финансовую систему. Как мы видим на примере работы обязательной накопительной системы, есть большие проблемы с надежными и в то же время доходными инструментами.

К тому же наши граждане не сознают своей ответственности за обеспечения себе достойной старости. Как показывают опросы, в массе своей россияне считают исключительно обязанностью государство обеспечить им счастливую старость.

И это не только наша проблема. В мире очень мало стран, где значимую роль играют добровольные пенсионные системы. В основном, либеральные страны англо-саксонского права. Во Франции, в Швеции – очень развитые финансовые рынки. Но пенсионные системы основаны все равно на обязательном страховании. У них в обществе тоже нет установки, что пенсия – ответственность самих граждан».

Один из экспертов, участвовавший в разработке законопроекта и просивший себя не называть

«Этот закон должен появиться только после того, как будет утверждена Стратегия пенсионной реформы. До этого нет смысла его даже вносить в Госдуму. Пока законопроект выглядит абстрактным, не понятно о чем.

Законопроект призван дополнить обязательные и добровольные системы пенсионного страхования механизмами корпоративных пенсионных систем, например, для выходящих на пенсии досрочно, или для тех работодателей и работников, которые за свой счет пожелают сохранить накопительный компонент.

Чтобы на этом рынке не возникало непонятных схем, предполагается такая дополнительная госрегистрация не только финансовых институтов, но и пенсионных продуктов. Государство требует прежде, чем идти к клиенту, зарегистрировать продукт в госоргане, который проверит реалистичность тарифов, условий финансирования.

Но единственным конкретным предложением, работающим на повышение надежности инвестирования пенсионных накоплений по данному законопроекту, можно считать гарантийные фонды. Правда, конкретики о механизме их работы в законопроекте почти нет.

Законопроект никак не касается того, чем сейчас занимаются пенсионные фонды и страховщики. У каждого есть свое законодательство, свои продукты. Поэтому не понятно, как можно в одном законе унифицировать НПФ, являющиеся некоммерческими структурами, с коммерческими страховыми компаниями, для которых действует совершенно другой закон, свой понятийный аппарат. Это попытка скрестить ужа с ежом.

Гораздо проще было бы прописать правила корпоративного пенсионного страхования отдельно в каждом из отраслевых законодательств: в страховом, для НПФ. Обсуждалась возможность привлечения к этому банков».

Татьяна Омельчук, эксперт Центра стратегических разработок

«Все эти законопроекты отвлекают от главного – от задуманной пенсионной реформы. Люди, у которых есть возможности делать сбережения на старость, и так это делают, без всяких пенсионных продуктов. А им придумывают, куда еще лучше деньги отнести.

Накопительный компонент так и не заработал в полную силу, пока был обязательным. А теперь его хотят сделать добровольным. Никто добровольно откладывать на пенсию не будет. Все эти законопроекты ни к чему не приведут.

Тем более, сейчас государство не хочет честно сказать, что в результате пенсионной реформы всех ждут маленькие пенсии. Наоборот, утверждается, что они будут стабильно расти. Если человеку говорят, что у него и так все будет хорошо, зачем он будет еще копить? Да и правила игры у нас меняются постоянно».

Вообще-то с пенсии у меня остается на еду гораздо меньше, точнее после оплаты квартплаты, коммунальных услуг, телефона и интернета, ничего не остается , так как социальную доплату до сих пор не получила.

Подработка пока есть, поэтому выживаю. Но пора привыкать….. Сказано — сделано. Не приучено наше поколение зря языком молоть. Написала список необходимых продуктов и отправилась в «Пятерочку». Специально не брала с собой банковскую карту, чтобы лишнего не потратить. На еду за месяц надо уложиться в 4625 рублей .

Решила эти деньги разделить по 1000 в неделю и 625 на то, чтобы себя — любимую побаловать. Но с собой взяла 1500 рублей, так как предстояло закупаться долгосрочными продуктами.

Честно признаюсь, что даже представления не имела, сколько стоят крупы, например. Во-первых, по магазинам всегда ходил муж. Во-вторых, гарниры давно практически не едим, вместо них легкий салат. Из каш только геркулес.

Главное не смотреть по сторонам на всякие вкусности. Особенно фрукты — овощи. Не сезон. Дорого для пенсионного бюджета.

Итак, сначала надо закупить долгосрочные продукты. Почти на все есть акции. Совсем не дорого получается

Макароны вообще по смешной цене.

Спагетти не было, купила рожки. В конце концов какая разница какой они формы.

И конечно же геркулес

Геркулес — это мое спасение в смене режима питания. И раньше часто кашу на завтрак делала. Правда с фруктами и орехами.

Эх, была не была! Изюм и финики по акции. Куплю в кашку. Чтобы утро начинать в хорошем настроении. Не знаю как для других, в для меня вкусная еда очень много значит. Опять же сахар не нужен будет.

Теперь хотя бы на 2-3 дня надо купить что-то для основных блюд. Куриный суповой набор. Выглядит прилично. Не дорого. И проблему с супчиком решит.

Вернулась и купила еще пачку вермишели, чтобы куриный бульон заправить.

Теперь на второе. Рыбу. Рыбу я люблю.

Не семга конечно, зато дешево. С голодных 90-х помню, что его вполне съедобно готовить по-польски и килограмма мне на целую неделю хватит.

Теперь овощи. Только самое дешевое и самое необходимое: картошка, морковка, свекла, лук, чеснок

И не смотри даже на свежие огурцы и помидоры. Не пенсионное это дело. Летом поешь, когда подешевеют.

Но 4 яблока все же не выдержала — взяла. Самых дешевых.

Теперь яйца. Дороговаты они перед пасхой, но без яиц никак. И для рыбы, и на завтрак. Не кашу же каждый день….

Бабушка-пенсионерка, пока никто не видит, перекладывает яйца высшего сорта в упаковку из под самых дешевых.

Пристыдить ее язык не повернулся. Набралась опыта, но сама так не могу сделать. Пока…. Возможно когда — нибудь жизнь и заставит. Уже начинаю на своей шкуре осознавать смысл поговорки «От тюрьмы и от сумы не зарекайся».

Расстроилась ужасно…… а тут шоколадки по акции

Взяла обе своих любимых — горьких. Если так дальше пойдет, никакой пенсии не хватит…… Уговариваю себя, что их можно и на 2 недели растянуть, а потом может акций и не быть, но понимаю, что нельзя так.

Теперь молочка…..Хотела творога немного купить, но нормальный слишком дорог, в то, что подешевле….

Нет, я конечно нищая, но травиться такой гадостью…….. Хотя посмотрела — мамы детишкам его берут. А там даже сок изготовления затерт.

Молоко тоже брать не стала. Кашу можно и на воде, а куда мне целый литр. В следующий поход в магазин куплю. Немного в кашу, а из остального йогурт сделаю.

Хлеб я практически не ем. По крайней мере раньше не ела. Попробую и сейчас. В следующий раз куплю.

Вроде все самое необходимое есть. Завтра постараюсь в магазины ни ногой. Экономим.

Растительное масло 74.99 рублей.
Геркулес 24.99 рублей
Рис 500г 26.90 рублей
Гречка 500г 19.90 рублей
Макароны 2 х 400г 20.40 рублей
Курица (суповой набор) 756г 58.36 рублей
Минтай 1кг 159.27 рублей
Свекла 3 шт средних 14.90 рублей
Морковка 4 шт. средних 15.08 рублей
Картошка 1.5 кг 50.04 рублей
Лук 5 шт 18.36 рублей
чеснок 3 шт. 17.90 рублей
Соль 8.50 рублей
Перец молотый 1 уп. 38.99 рублей
Сахар 1 кг 27.99 рублей
Мука 1 кг 47.50 рублей
Яблоки 4 шт. 57.77 рублей
Изюм 300 г 64.90 рублей
Финики 250 г 39.00 рублей
Яйца 1 дес 54.99 рублей
Шоколад 39.90 рублей
Шоколад 42.90 рублей

ИТОГО расходы: 923 рубля 53 копейки. 3 копейки не взяли и скидку 5% пенсионную, которая положена в другие дни, кроме понедельника, не дали. Но тут сама виновата — пенсионную справку взяла, а паспорт забыла. Выслушала комплимент: «Обнаглела молодежь, с чужими пенсионными скидку требует».

Осталось на еду 3701 рубль 50 копеек.

Только не смейтесь. Я еще учусь экономить на всем.

Если публикуемая здесь информация Вам интересна, нажмите «палец вверх» и подписывайтесь на мой канал .


Россиянам предложат копить на старость с помощью гарантированного пенсионного продукта. Однако для тех, кто может хоть что-то откладывать на будущее, уже есть альтернативные варианты на рынке коллективных инвестиций.

Как и следовало ожидать, плод трехлетних дискуссий в правительстве, сменивший название ИПК на ГПП (гарантированный пенсионный продукт), оказался мертворожденным. Несмотря на массу «пряников», обещанных тем, кто будет добровольно копить на пенсию. Например, сейчас известно, что взносы на будущую пенсию освободят от налога, а сами эти накопления застрахуют и будут индексировать на величину инфляции. А еще будут гарантии и возможность передать накопления наследникам.

Тем не менее даже на уровне первых лиц признается, что массового притока денег в гарантированный пенсионный продукт не будет. Его вряд ли обеспечат работодатели, которым за участие в софинансировании пенсии своих сотрудников обещаны льготы по налогу на прибыль. «Сейчас значительная часть населения имеет доходы, из которых им просто нечего выделять на увеличение пенсионного обеспечения в будущем», — честно заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко, комментируя то, насколько своевременно была начата пенсионная реформа.

Деньги у населения были, но закончились, потому что с введением ГПП опоздали примерно лет так на пять-шесть. Вводить его надо было уже давно. И лучше одновременно с заморозкой пенсионных накоплений. Так гражданам был бы подан четкий сигнал: денег на все мегапроекты и индексацию нам не хватает, поэтому, будьте добры, подумайте о старости заранее сами. Конечно, в этом случае у многих все равно возник бы вопрос: «А почему, собственно говоря, я должен тогда отдавать в ПФР 6%, которые раньше шли на мой накопительный счет в НПФ и УК?» Но, во всяком случае, это было бы понятно. А главное, работающие россияне получили бы конкретный инструмент, чтобы копить на будущую пенсию. Вместо этого трудящиеся граждане оказались брошены на произвол судьбы, а пенсионная система потеряла миллионы вкладчиков.

Как раз за несколько последних лет доходы россиян заметно снизились. То есть деньги, которые могли бы пойти на будущую пенсию и инвестироваться, просто были съедены ростом цен. И каждый год эти потери растут. Власти уже прикинули, сколько будет стоить бюджету предоставление льгот для ГПП, но нигде нет цифры, которая давала бы представление о том, сколько потеряли граждане, которые, возможно, смогли бы участвовать в новой пенсионной программе, но государство вовремя не предоставило им альтернативы пенсионным накоплениям. Миллионы или миллиарды?

Конечно, и сейчас есть те, кто в принципе готов копить на будущую пенсию. Или хотя бы имеет такую возможность. Их еще много. И возможно, тем, кому сейчас 25—30 лет, покажется интересной перспектива выйти на пенсию пораньше. Однако самые активные давно предпочитают решать эту проблему самостоятельно. Кто-то покупает доллары, рассчитывая на очередную девальвацию, а кто-то инвестирует в акции и облигации. По статистике Московской биржи, за последние пять лет число граждан, у которых открыт брокерский счет, выросло в четыре раза (сейчас там зарегистрировано 4,5 млн человек). А число тех, кто торгует Apple и Amazon на Питерской бирже, вообще растет в последние год-два в геометрической прогрессии.

Инвестирование становится модным и интересным занятием. По крайней мере, у узкой прослойки так называемого среднего класса, который еще способен что-то откладывать. В немалой степени этому поспособствовало само государство, предоставив возможность открывать индивидуальные инвестиционные счета (ИИС). Сейчас их уже открыто больше миллиона, и мало кто сомневается, что это число продолжит расти. Пока это выглядит куда более привлекательно, чем просто отдавать свои деньги в НПФ и УК. Все зависит только от твоих навыков и опыта.

А вот институт управления пенсионными накоплениями давно себя дискредитировал. Миллиардные хищения, неэффективная инвестиционная политика и откровенно враждебные для вкладчика условия («правило пятилетки», возможность взимать комиссию при убытке и прочее) — все это ясно показывает, что доверять свое пенсионное будущее этой системе не стоит. Куда легче и безопаснее вложиться в Сбербанк или «Газпром». Стоимость акций этих компаний, к слову сказать, за пять лет выросла в три и два раза соответственно. И это еще без учета дивидендов!

Пенсионный рынок явно проигрывает. Скажем, «молчуны» за последнюю пятилетку (2014—2018 годы) получили накопленным итогом 40%. А вот в частных пенсионных фондах ситуация отличается. Скажем. накопленная доходность у НПФ Сбербанка за тот же срок — около 40%, а доходность фонда «Сафмар» составила около 11%. Если бы наши пенсионные управляющие просто размещали все деньги в индекс Мосбиржи, то за это время пенсионные накопления их клиентов как минимум удвоились бы. Или вот еще одна альтернатива — ПИФы. Даже самые консервативные из них, фонды облигаций, за последние пять лет показали доходность по 70—80%, а доходность фондов, инвестирующих в валютные евробонды, и вовсе за это время превысила 100%.

Конечно, у ГПП по сравнению с ИИС есть одно важное преимущество — власти обещают, что эти деньги будут застрахованы. Идея гарантировать ИИС пока подвисла в воздухе. В ГПП должны гарантировать как внесенную будущим пенсионером сумму, так и полученный инвестиционный доход. По аналогии с пенсионными накоплениями, где результат вложений фиксируется раз в пять лет. Весь вопрос только в том, будет или нет потолок для страховки? Например, если сделать максимальную страховку до 1,4 млн рублей (по аналогии с вкладами), то такой пенсионный депозит, если исходить из срока дожития (252 месяца), позволит получать прибавку к пенсии в 5—6 тыс. рублей. Для тех, кто сейчас зарабатывает 80—100 тыс. рублей в месяц и может копить на старость, прибавка не очень значительная.

И даже ноу-хау с наследованием пенсионных денег вряд ли способно повысить интерес к гарантированному пенсионному продукту. Ведь те же средства на депозите или облигации, в которые вложился будущий пенсионер, открыв ИИС, его дети получат в наследство без всяких условий и ограничений.

Поэтому есть риск, что гарантированный пенсионный продукт будет серьезно проигрывать в конкурентной борьбе. По крайней мере, до тех пор, пока государство полностью не поменяет правила игры на пенсионном рынке, сделав упор на эффективность работы НПФ и УК, а не требуя от них соблюдать когда-то придуманные нормативы и пугая проверками и стресс-тестами. Пока же пенсионные деньги идут на финансирование бюджета, а обанкротившиеся фонды заливают миллиардами из копилки ЦБ, ничего не поменяется.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Итоги года в сфере пенсионного страхования


Москва. 18 декабря. INTERFAX.RU - Если 2018 год был периодом внутренней санации группы НПФов, когда они, по выражению зампреда ЦБ РФ Владимира Чистюхина, "фактически списывали давно накопленные проблемы", то 2019 можно назвать годом, когда проблемы потребовалось решать уже на всем рынке. И главные из них - это отсутствие новых источников поступлений средств в пенсионную систему и недоверие, причем как со стороны граждан и регулятора, так и со стороны самой индустрии НПФов.

Не дорастив буквально год до совершеннолетия обязательное пенсионное страхование, власти решили сосредоточиться на развитии второго, более перспективного "ребенка" - негосударственного пенсионного обеспечения. Для этого в 2019 году Банк России представил концепцию гарантирования пенсионных резервов, новую политику самостоятельного инвестирования НПФами этих средств, опубликовал законопроект о санации фондов по аналогии с банками и страховщиками, а Минфин предложил новый гарантированный пенсионный план (ГПП) взамен индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

ЦБ пообещал участникам финансового рынка "остановить принтер" нормотворчества и подморозить все новые инициативы по регулированию, дав друг другу передышку. Пенсионный рынок, скорее всего, вздохнуть сможет, но выдохнуть ему удастся только после 2021 года, когда все эти новации вступят в силу.

Доходность теплеет

НПФам потребовалось полтора года, чтобы отойти от контузии после серии санаций на финансовом рынке. Если в 2018 году фонды группы "Открытие", крупнейшие НПФы "Будущее" и "Сафмар", на которых приходилось 40% пенсионных накоплений, показали убыток от инвестирования этих средств в размере более 10% из-за обесценения облигаций "Открытие холдинга", а также инвестиций в Бинбанк и Промсвязьбанк, то к концу 2019 года почти все фонды пришли с положительной доходностью, большая часть - даже выше доходности ВЭБа по расширенному портфелю (8,4%). Средневзвешенная доходность НПФов на конец сентября составила 10,1%, а накопленная доходность на горизонте 3-5 лет опережает уровень инфляции, утверждают в ЦБ РФ.

Инвестиционный портфель пенсионных средств всех НПФов за три квартала 2019 года вырос почти на 300 млрд рублей, пробив планку в 4 трлн рублей. Источником роста после "заморозки" пенсионных накоплений в 2014 году остается инвестиционный доход, который ускорил свой рост, в том числе благодаря оздоровлению НПФами своих портфелей и улучшению их кредитного качества. Так, например, вероятность дефолта субпортфелей облигаций НПФов с начала 2018 года, после серии санаций банковских холдингов в августе-сентябре 2017 года, снизилась с 2,3% до 1%, рассказали "Интерфаксу" в ЦБ РФ.

На руку фондам сыграла и положительные конъюнктура на финансовых рынках: рост доходности по особенно любимым для НПФов инструментам - ОФЗ и корпоративным облигациям - с их положительной переоценкой на фоне снижения ключевой ставки ЦБ. В 2019 году ключевая ставка снижалась пять раз, достигнув в декабре 6,25%. Также наблюдался рекордный объем первичных размещений госдолга и увеличение спроса на него со стороны инвесторов-нерезидентов, к тому же рублевые корпоративные облигации демонстрировали позитивную динамику.

Несмотря на то, что динамика акций опережала динамику рынка облигаций: индекс МосБиржи за год вырос более чем на 27% к середине декабря, пробив в ноябре 3000 пунктов, а индекс РТС - на 42%, фонды не спешили увеличивать свои вложения в долевые инструменты в первые три квартала. К тому же, как отмечает ЦБ, более рисковые активы не принесли фондам более высокой доходности, чем ту, которую показали НПФы, вложившиеся в облигации и госбумаги. К низкой доходности портфелей фондов привели вложения в акции компаний с повышенным риском или неликвидные инструменты, от которых фонды избавлялись в 2018-2019 годах и будут это делать в 2020 году. Проблема перекрестного инвестирования сохраняется: ЦБ все еще видит риски в инвестировании НПФами пенсионных резервов в закрытые паевые инвестиционные фонды (ЗПИФы), аффилированные с этими НПФами.

Более того, фонды с недоверием относились и к долговому рынку. Как заявили "Интерфаксу" в ЦБ, чтобы избежать рисков волатильности рынка, треть портфеля пенсионных накоплений и четверть пенсионных резервов была учтена по амортизированной стоимости, то есть для этих активов рост рынка не оказал влияния на доходность.

На конец сентября 2019 года фонды вложили в корпоративный долг суммарно 49% пенсионных накоплений и резервов (2 трлн рублей), в ОФЗ - 23,5% (976 млрд рублей), в акции - всего 7,5% (314 млрд рублей). Впрочем, выбора для НПФов на рынке акций не так уж и много: на начало декабря на "Московской бирже" в числе разрешенных для инвестирования пенсионных накоплений торговались бумаги всего 62 эмитентов.

В следующем году доходность станет одним из главных конкурентных преимуществ на рынке, говорит куратор пенсионного бизнеса группы "Регион" Галина Морозова. Так, например, НПФ Сбербанка, на который приходится шестая часть активов всех фондов, уже увеличил долю вложений пенсионных накоплений в акции вдвое по сравнению с показателем на начало года, до 2% на конец ноября.

Однако опрошенные "Интерфаксом" фонды отметили, что не стоит ждать существенных изменений в инвестиционных стратегиях НПФов в 2020 году. На консервативность вложений, прежде всего, повлияет "дамоклов меч" регулятора в виде возможности применения фидуциарной ответственности и требований к нормативам стресс-тестирования, несоблюдение которых планируется внести в число признаков финансовой неустойчивости в законе о санации НПФов. "Скорее всего, инвестполитика всей индустрии НПФов будет оставаться крайне консервативной с большой долей госбумаг в портфелях, высоким кредитным качеством корпоративных облигаций при ограниченной дюрации и минимальной долей акций", - считает гендиректор НПФ "Открытие" Михаил Моторин. По данным ЦБ, средняя дюрация портфеля НПФов сейчас составляет 3,2 года, фонды предпочитают облигации на срок от 1 до 3-5 лет, поэтому говорить о НПФах как об источнике длинных денег также пока не приходится.

У Минфина и ЦБ появился план "Г"

В конце года Минфин и Банк России официально заявили о том, что введения ИПК в ближайшие годы ждать не стоит: после трех лет разработки и внутреннего обсуждения было принято решение отложить его до лучших времен. Вместо этого гражданам и фондам был предложен гарантированный пенсионный план (ГПП), который должен подарить отрасли "второе дыхание". Участники рынка неоднозначно оценивают новую инициативу властей.

ГПП в наследство от ИПК досталось много норм, однако главное отличие - это добровольность взносов. К тому же гражданин сможет менять НПФ в рамках ГПП без потери инвестиционного дохода, а также переводить в новую систему свои средства по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Как и в концепции ИПК, в ГПП гражданин сможет получить налоговые вычеты на сумму взноса в ГПП, но не более 6% от зарплаты. Налоговые льготы получит и работодатель: при софинансировании ГПП своего сотрудника он сможет сократить налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Вести персонифицированный учет пенсионных прав и администрировать переводы граждан между НПФами будет "Национальный расчетный депозитарий" (НРД), через него же будут осуществляться и выплаты.

В принципе, граждане могли и раньше самостоятельно копить на пенсию, поэтому правительство не ждет от населения активного участия в этой системе: разработчики планируют, что за первый год работы этого продукта им заинтересуется 1 млн человек со средней ставкой пенсионного взноса 2% от заработной платы. Аналитики и представители отрасли уверены, что новое предложение заинтересует только граждан с достатком выше среднего, которые достаточно грамотны, чтобы копить на пенсию в другом месте. Текущее налоговое стимулирование ГПП для граждан с доходом до 160 тыс. рублей в месяц пока находится на том же уровне, что и в программах негосударственного пенсионного обеспечения, говорит Моторин. Согласно данным ЦБ, количество участников добровольной пенсионной системы за год выросло на символические 0,3%, до 6,2 млн человек.

А вот отсутствия интереса со стороны страховщиков и управляющих компаний ждать не стоит. Участники двух СРО - Всероссийского союза страховщиков и НАУФОР - уже заявили о своем желании поучаствовать в новой системе наравне с НПФами. Их поддерживают Минфин и ЦБ РФ, предлагая подумать над расширением возможных участников ГПП после вступления в силу соответствующего пакета поправок. Для этого, в том числе, ЦБ РФ уже предложил систему гарантирования для страховщиков жизни по аналогии с той, которая сейчас работает в банковской индустрии, а профучастникам - расширение возможностей индивидуальных инвестиционных счетов, на основе которых планируется создать индивидуальные пенсионные счета. Привлекательность предложенной системы увидел для себя и ВЭБ, который в ожидании реформы в августе объявил о покупке 25%-ной доли в НПФ "Благосостояние" (фонд специализируется на программах негосударственного пенсионного обеспечения для работников РЖД).

Конкурировать по доходности с УК фондам будет сложно, в первую очередь это связано с разным подходом к инвестированию, кроме того, регулятор жестко следит за политикой вложений НПФов. Например, доходность УК по инвестированию пенсионных накоплений на конец сентября 2019 года составляла от 10% по консервативному портфелю, у некоторых УК она доходила до 17-19%. А показать хорошую доходность НПФам все же придется: власти не отказываются от концепции ИПК и все-таки намерены доработать законопроект по реформированию пенсионной системы. Поэтому для того, чтобы граждане поверили в надежность и доходность добровольной программы, ЦБ и Минфин будут стимулировать фонды показывать высокую доходность.

По закону НПФы - это организации с исключительным видом деятельности: фонды могут осуществлять только негосударственное пенсионное обеспечение и обязательное пенсионное страхование. Таким образом, если управляющие и страховщики не получат такой же регуляторной нагрузки, какая действует сейчас в отношении пенсионных фондов, то некоторые функции по формированию пенсии могут отойти от НПФов к этим финансовым институтам: при сравнении граждане всегда будут выбирать большую доходность. Понимая это, пенсионные СРО предлагают отменить исключительность вида деятельности НПФов в течение ближайших пяти лет, предоставив им возможность осуществлять смежные услуги для пенсионеров: уход, медицинское сопровождение, патронаж. Дальнейшее развитие индустрии участники видят и в объединении лицензий НПФов и страховщиков.

"Заморозка" накопительной пенсии вновь продлена на год, до 2022 года включительно. А это значит, что с учетом уклона в сторону добровольных схем формирования дополнительной пенсии все большее значение будет приобретать доверие граждан как к отдельным участникам рынка, так и к системе в целом. "Сейчас доверие к НПФам в значительной степени подорвано в силу множества факторов, в том числе из-за отсутствия понимания дальнейшего развития системы пенсионных накоплений и отсутствия законодательных инициатив, которые бы упорядочили тот ряд хаотичных изменений, который произошел в пенсионной системе за последние несколько лет", - говорит Моторин.

Люди - это новая доходность

Из-за "заморозки" пенсионных накоплений пять лет назад новые деньги в пенсионную систему поступать перестали, поэтому фонды каждый год вынуждены вести "феодальные войны" друг с другом: одни стремятся завоевать новых клиентов, а вторые - защитить свою клиентскую базу. При этом в 2019 году переходная компания была самой малочисленной за все время. Россияне подали лишь 345 тыс. заявлений на переход между НПФами и Пенсионным фондом России, что почти в 6 раз меньше, чем в 2018 году, когда число граждан, захотевших сменить пенсионный фонд, равнялось 1,96 млн человек.

В предыдущий период - 2016 и 2017 годы - количество заявлений составило 18 млн за два года. Причем большинство граждан даже не знали о том, что пожелали сменить свой пенсионный фонд. Недобросовестные агенты НПФов, используя информацию из базы данных ПФР, подделывали заявления граждан и договоры о переводе средств в свои фонды. Проблема приняла такие масштабы, что в 2019 году потребовалась всероссийская проверка фондов и отделений ПФР Генпрокуратурой по поводу нарушений двух- и трехлетней давности.

Однако несмотря на то, что ситуация с незаконными переходами в сравнении с прошлым годом значительно улучшилась, проблема не исчезла совсем. "Большинство досрочных переходов сопровождается потерей инвестиционного дохода, и эта проблема пока сохраняется. Несмотря на принятые в 2018 году законодательные изменения в этой части, проблема не решена окончательно: граждане до сих пор в полной мере не осознают последствия перехода либо не информируются должным образом о таких последствиях", - заявляют в ЦБ. Согласно данным ПФР, за последние три недели была подана четверть всех заявлений о переходе от их общего объема за год.

Для предотвращения этой проблемы летом 2019 года ЦБ, Минфин и Минтруд заявили о разработке поправок в законодательство с изменениями концепции переходов граждан между НПФами. Пока предложено "заморозить" досрочные переходы граждан между фондами на 3-5 лет. Однако представители министерств и регулятора отмечали, что это будет сделано лишь для того, чтобы взять передышку перед обсуждением реального решения проблемы переходов и повышения доверия граждан к ГПП.

При этом некоторые фонды уже закладывают в свои стратегии активное привлечение граждан. Так, НПФ "ВТБ Пенсионный фонд", который по предварительным данным является лидером переходной компании 2019 года, планирует увеличить свою клиентскую базу за три года в 1,5 раза, до 1,4 млн человек.

В первом полугодии планируют объединиться НПФы группы "Регион": к НПФ "Эволюция" присоединятся "Социальное развитие", "Образование" и "Согласие". Осенью 2019 года об объединении заявили НПФ "Ростех" и НПФ "Роствертол" . В конце декабря "АЛРОСА" объявила о желании продать свой фонд "Алмазная осень" кому-то из госструктур. К тому же группы "Регион", Сбербанк , ВТБ и "Открытие" не исключают в ближайшее время неорганического роста на пенсионном рынке, сообщили "Интерфаксу" в организациях.

Меньше народа - больше кислорода, гласит народная мудрость. Пенсионный рынок уже давно научился задерживать дыхание в ожидании хоть какого-то развития индустрии. Но продолжать бить рекорды в этой игре с каждым годом становится все сложнее, особенно когда рядом конкуренты по финансовому рынку дышат полной грудью.


Пенсионная реформа предусматривает постепенное (до 2028 года) увеличение возраста выхода на пенсию: с 55 до 60 лет для женщин и с 60 до 65 лет — для мужчин. С самого начала законопроект вызывал ожесточенные споры как среди населения, так и в Государственной думе. С позиции социальных гарантий граждан это неблагоприятная перемена. Но государство рассматривает реформу как необходимую и вынужденную меру для обеспечения баланса бюджета Пенсионного фонда.

За последние несколько десятилетий численность пенсионеров в России увеличилась в разы, а процент работающего населения, отчисляющего взносы в ПФР, наоборот, начал снижаться. По итогам 2017 года количество пенсионеров в России достигло более 43,5 млн. Для сравнения — в 2005 году соотношение работающих и пенсионеров было 1,7:1 — почти вдвое больше людей работало, чем получало пенсии. Сейчас соотношение составляет 1,12:1, и эта тенденция продолжает развиваться.

Депутаты надеются сэкономить для ПФР значительные средства, которые впоследствии пойдут на увеличение пенсий. Первую надбавку в 1000 рублей пенсионеры должны получить уже в 2019 году (при этом индексация пенсий будет почти в два раза превышать величину инфляции). Планируется, что и впоследствии пенсии будут индексироваться в размере «в два раза выше инфляции»: при таком раскладе к 2024 году средний размер пенсионного обеспечения россиянина достигнет 20 000 рублей. Но еще вступит в силу и налоговая реформа о повышении НДС, которая тяжким бременем ляжет на плечи потребителя, — на ее фоне пенсионная прибавка в 1000 рублей в будущем году вряд ли будет ощутима.

Перспектива позднего выхода на пенсию заставит будущих пенсионеров искать альтернативные источники пенсионного обеспечения. Вероятнее всего, многие люди предпенсионного возраста задумаются о том, как выгодно вложить средства, чтобы увеличить доходы и обеспечить свою старость.

Что будут покупать?

На фоне пенсионной реформы возрастет количество сделок с ликвидными объектами недвижимости, преимущественно с квартирами. Помимо жилой недвижимости усилится интерес к офисным блокам, торговым помещениям, расположенным на первых этажах. Выбранный объект должен обязательно быть ликвидным — способным обеспечить как ожидаемую доходность, так и возможность быстрой продажи. В жилом сегменте речь пойдет об однокомнатных и двухкомнатных квартирах, расположенных в шаговой доступности от метро. Для коммерческой недвижимости месторасположение тоже играет важную роль, но, как правило, коммерческие помещения больше по площади, что ограничивает инвестирование с небольшим бюджетом.

Кроме будущих пенсионеров в рынок недвижимости могут инвестировать и пенсионные фонды, аккумулирующие накопительную часть пенсий и добровольные взносы по различным пенсионным программам. С 2014 года действует мораторий на формирование накопительной пенсии: сейчас все средства идут только на формирование страховой части. Если запрет снимут, интерес к инвестициям в недвижимость со стороны пенсионных фондов начнет расти. На рынке и сегодня немало примеров, когда негосударственные пенсионные фонды инвестировали в качественные объекты недвижимости или девелоперские проекты: например, покупка бизнес-центра Marr Plaza «Газфондом» или вложение средств НПФ «Нефтегарант» в бизнес-центры «Конкорд» и «Мерседес-Бенц Плаза».

Влияние на рынок торговой недвижимости

Одним из последствий пенсионной реформы станет изменение покупательской способности и потребительских предпочтений. В теории реформа должна привести к увеличению численности работающего населения и, соответственно, росту благосостояния общества. Но ряд причин нивелируют предполагаемый рост платежеспособности граждан пенсионного возраста — даже несмотря на запланированную индексацию выплат.

По состоянию на начало 2018 года общая численность пенсионеров составила 46 млн человек. Численность работающих пенсионеров на начало 2018 года составила 9,7 млн человек (или 21% от общего числа). Но можно предположить, что фактически эта цифра гораздо выше, поскольку годом ранее, к 1 января 2017 года общая численность работающих пенсионеров официально сильно сократилась — более чем на 35%. Это было связано с отменой индексации выплат работающим пенсионерам в 2016 году. По нашим оценкам, лишь малая доля пенсионеров от этого числа фактически отказалась от дополнительного заработка — большая часть, вероятно, перешла по договоренности с работодателем на «серую» заработную плату, и общий процент работников пенсионного возраста остается в стране достаточно высоким. Поэтому в результате реформы та часть населения, которая собиралась продолжать работу после выхода на пенсию, лишается такой возможности, теряя доход в виде пенсионных выплат за эти 5 лет. Соответственно, говорить о повышении покупательской способности не приходится.

От пенсии до пенсии

Несмотря на обещанные дополнительные гарантии для работников пенсионного возраста, компании на рынке труда предпочитают нанимать более молодых специалистов. Руководство объясняет это более высокой мотивацией у молодежи, их мобильностью, умелым владением современными технологиями, крепким здоровьем и прочими факторами. Некоторые организации при подборе персонала отталкиваются от среднего возраста в коллективе. Из-за таких ограничений для большинства соискателей в возрасте за 45 (даже при наличии большего опыта) становится трудно найти высокооплачиваемую работу. В итоге, вероятнее всего, сотрудники предпенсионного возраста станут соглашаться на более низкую оплату труда.

С возрастом истощается ресурс здоровья. Увеличение продолжительности трудовой деятельности скажется на затратах на товары и услуги, необходимые для поддержания здоровья, что может свести к нулю эффект от получаемого дохода. Покупательская способность и потребительские предпочтения пожилых людей зависят от уровня их достатка. В 2018 году минимальная пенсия для неработающих пенсионеров в столице составляет 11 816 рублей. Эта сумма примерно соответствует прожиточному минимуму, однако вряд ли среднестатистический пенсионер в столице сможет позволить себе активный и разнообразный шопинг.

В результате кризиса пенсионерам еще больше пришлось урезать свои расходы: средства идут в основном на продукты, лекарства и товары первой необходимости. Одежду и обувь пожилые люди стараются покупать простую, недорогую и по возможности такую, какую смогут носить как можно дольше. В России многие ретейлеры предпочитают не обращать внимания на потребности людей «серебряного возраста» — для них выгоднее ориентироваться на более платежеспособное население. Но нельзя сказать, что эту аудиторию вообще не замечают. С 2000-х годов стали появляться магазины экономкласса, целевой аудиторией которых были потребители со средним и низким достатком: «Сток-центр» (первый магазин появился в 1998 году), Familia (открыт в 2000 году), Modis (открыт в 2007 году), «Смешные цены», магазины недорогого белья — «Парижанка», «Черемушки». Также активно развиваются магазины фиксированных цен (Fix Price, «Заодно» и т. д.), где пенсионеры могут приобрести товары для дома, одежду и аксессуары по невысокой цене.

Последствия пенсионной реформы

Что касается пенсионной реформы, на предпочтения нынешних пенсионеров она точно не повлияет. Как изменятся предпочтения пенсионеров будущих (людей поколения Х, которые подойдут к пенсионному возрасту в 2025-2030 годах), станет ясно со временем, ведь многие из них уже сейчас начинают откладывать средства, чтобы обеспечить себя в старости. Налоговая реформа по увеличению НДС повлечет за собой рост инфляции и повышение цен, что нивелирует заявленную в 2019 году индексацию пенсий.

Поэтому рост покупательской способности населения, основанный на увеличении пенсионного возраста, в перспективе кажется довольно спорным. Сейчас в стране происходит общее старение общества, что влияет на изменение структуры потребления. Повышение пенсионного возраста может стать дополнительным импульсом для развития бизнеса, производящего товары и услуги по оздоровлению общества — например, производство здоровых продуктов, лекарственных средств и витаминов, создание рекреационных и санаторно-курортных учреждений, медицинских центров, аптечных сетей (в том числе социальных), фитнес-клубов (возможно, специализированных) и т. д.

На рынке недвижимости мы можем прогнозировать следующие изменения. Во-первых, все больше людей будет инвестировать в недвижимость (прежде всего в жилую), чтобы обеспечить себе надежный источник дохода на старость. Во-вторых, из-за изменения возрастных характеристик потребителя, вероятно, будет активно развиваться бизнес, производящий товары и услуги для здоровья. Как итог, появятся новые концепции торгово-сервисных площадей (ТЦ, торгово-сервисной инфраструктуры жилых комплексов), ориентированные на потребности возрастной группы населения, а многие существующие объекты ожидает реконцепция.

Читайте также: