Пенсионные системы мира учебник

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Юлдашева Надира Викторовна, Турсунов Жахонгир Пулатович

Текст научной работы на тему «История возникновения и становления пенсионных систем стран мира»

определенному стилю руководства зависит от психологических характеристик самого руководителя. Так, если руководитель, к примеру, флегматик, демократические или нейтральные методы руководства подходят ему больше, чем авторитарные. Холерикам же, легче применять в своей деятельности директивные методы, нежели демократические. Таким образом, именно природа направляет человека в тот или иной стиль руководства. Однако, чем больше руководитель разбирается в разных стилях руководства, тем разнообразнее его способы воздействия на коллектив, а значит, гарантия успеха в руководящей должности возрастает. Любой стиль конкретного руководителя - это определенная система, включающая в себя приемы из разнообразия стилей, но при этом, с преобладанием лишь одного.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в своей деятельности руководители не используют один конкретный стиль руководства, так как по ходу деятельности они вынуждены корректировать его в соответствии с внутренними и внешними условиями. На сегодняшний день управляющие должны сконцентрировать внимание на человеческих качествах своих сотрудников, а именно их отдаче и способности решать возникающие вопросы. В современном мире не исключены постоянные перемены, влекущие за собой обстоятельства, при которых руководители должны быть готовыми к проведению организационных и технических реформ, а также к изменению или корректировке стиля руководства. От верного выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но и социально-психологический климат внутри организации. Важно отметить, что при эффективной работе всего коллектива достигаются не только поставленные перед ним задачи и цели, но и удовлетворенность работой.

Список литературы / References

1. АдизесИ. Управление жизненным циклом корпорации. СПб.: Питер, 2007. 512 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. СПб: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. 672 с.

3. Бураканова Г. Стиль руководства и эффективность менеджмента // Проблемы теории и практики менеджмента, 2003. № 4. С. 112-117.

4. Управление изменениями: учебник для бакалавров / А. О. Блинов, Н. В. Угрюмова. М.: Дашков и К, 2014. 303 с.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ

СИСТЕМ СТРАН МИРА Юлдашева Н. В.1, Турсунов Ж. П.2

'Юлдашева Надира Викторовна — старший преподаватель; 2Турсунов Жахонгир Пулатович — преподаватель, кафедра «Пенсионное дело», Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье раскрывается теоретическая сущность пенсионной системы, приводится краткий обзор по становлению и развитию пенсионных систем стран мира. Построение эффективной системы пенсионного обеспечения является важнейшей задачей для органов государственной власти в любом государстве. Пенсионную систему государства можно представить как совокупность правовых, финансово-экономических и организационных институтов и норм, имеющих своей целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсий и других выплат. Процесс появления и становления пенсионных систем в каждой стране мира имеет свои особенности, что привело к формированию различных видов пенсионных систем.

Ключевые слова: пенсионная система, социальная защита, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, пенсии, распределительная система, накопительная система.

HISTORY OF APPEARANCE AND DEVELOPMENT OF PENSION SYSTEMS OF COUNTRIES OF THE WORLD Yuldasheva N.1, Tursunov J.2

'Yuldasheva Nadira Victorovna — Senior Lecturer; 2Tursunov Jahongir Pulatovich — Lecturer, DEPARTMENT "PENSION WORK", TASHKENT FINANCIAL INSTITUTE, TASHKENT, THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article reveals the theoretical essence of the pension system, provides a brief overview on the formation and development of pension systems of the countries of the world. Building an effective pension system is an important task for state authorities in any state. Pension system of a state can be represented as a set of legal, financial-economic and organizational institutions and norms, which aim is to provide citizens with material support in the form of pensions and other benefits. The process of the emergence and development of pension systems in every country in the world has its own characteristics, which led to the formation of different types ofpension systems. Keywords: pension system, social protection, social security, pension, pensions, distribution system, accumulative system.

Как известно, социально-экономическое развитие государства зависит от многих факторов, одним из которых является налаженная система пенсионного обеспечения. Несмотря на то, что первые пенсионные системы возникли уже более 100 лет назад, и прошли не один этап реформирования, сегодня проблемы пенсионного обеспечения даже в развитых странах вновь серьезно обострились. Это связано в первую очередь с демографическими факторами. Демографическая ситуация в большинстве развитых стран в настоящее время характеризуется замедлением роста численности трудоспособного населения, или даже его сокращением.

Во всём мире в структуре населения страны, начиная с 2015 года, постепенно увеличивается доля пожилого возраста. Прогноз демографических показателей показывает, что после 2016 года ожидается существенное изменение структуры населения за счёт постепенного роста населения старших возрастных групп с 6% в 2003 году до 8.5% в 2020 году.

По своей экономической сущности система пенсионного обеспечения представляет собой согласование интересов нетрудоспособных граждан (пенсионеров, инвалидов, лиц временно потерявших здоровье) с экономически активной частью населения, то есть той частью населения, которая создаёт материальные блага.

Существует множество подходов к определению термина «пенсионная система». Так например Захаров М. Л. и Тучкова Э. Г. под пенсионной системой понимают комплексное образование, регулирующее отношения по формированию соответствующих пенсионных фондов, за счёт которых выплачиваются пенсии и осуществляются иные пенсионные выплаты, отношения по материальному обеспечению членов общества пенсиями и иными пенсионными выплатами и отношения по управлению и организации пенсионного обеспечения [1, с. 200-201].

Куценко В. В. даёт немного иную трактовку пенсионной системе, определяя её как составную часть социального обеспечения, звена защитного механизма, призванного обеспечить эффективное функционирование одного из секторов социальной сферы общества [2].

Многие экономисты, говоря о пенсионной системе, рассматривают её в качестве механизма, обеспечивающего сбор, учёт взносов и выплату пенсий бенефициарам.

Впервые элементы системы пенсионного обеспечения возникли ещё в начале XVII века, проявлявшиеся в виде предоставления привилегий на пожизненное содержание военнослужащих. Однако возникновение системы полномасштабного пенсионного обеспечения относят к концу XVIII началу XIX веков. Именно в это время шёл переход от государственного обеспечения отдельных малочисленных категорий государственных служащих к пенсионным механизмам, охватывающим всех граждан страны.

Родоначальницей всей пенсионных систем принято считать пенсионную систему Германии, введённую в 1889 году Отто фон Бисмарком. Именно в Германии был создан первый пенсионный фонд. Данная система в отличие от других систем охватывала всех граждан страны. Немного позже пенсионные системы стали вводить другие передовые страны Европы: Дания (1891), Великобритания (1908), Франция (1910), Швеция (1913 г.), Италия (1919), Нидерланды (1919), Чили, которая первая в западном полушарии создала общенациональную

распределительную систему (1924 г.) и первая от неё отказалась (1980 г.). В Китае до сих пор не создана полноценная система пенсионного обеспечения. Говоря о странах американского континента можно отметить, что там система пенсионного обеспечения возникла значительно позже, так в Канаде формирование национальной пенсионной системы относят к 1927 году, в США федеральная пенсионная система возникла в 1935 году(в этом году был создан федеральный пенсионный фонд Social Security), хотя некоторые элементы пенсионного обеспечения зародились намного раньше. Так ещё в 1875 году негосударственным пенсионным обеспечением своих сотрудников занималась кредитная компания «Американ Экспресс». В Японии система пенсионного обеспечения была введена во время второй мировой войны в 1942 году, хотя функционировать начала с 1954 года.

Эволюцию становления и развития пенсионных систем государств можно пронаблюдать в таблице 1 .

Таблица 1. Основные этапы становления и развития пенсионных систем ряда государств мира [4]

1956 СССР - советская пенсионная система приобрела общенациональный характер

1954 ЯПОНИЯ - полный охват всех сфер с государственной пенсионной системой

1935 США - введена федеральная система страхования

1927 КАНАДА- введено пенсионное обеспечение на основе критерия нуждаемости

1908 1910 1913 1919 1924 ВЕЛИКОБРИТАНИЯ рабочий класс ФРАНЦИЯ охвачен ШВЕЦИЯ государственным ИТАЛИЯ, ГОЛЛАНДИЯ пенсионным ЧИЛИ обеспечением

1891 ДАНИЯ - введена целевая система пенсионная обеспечения для поддержки бедных

1889 ПРУССИЯ - Отто фон Бисмарком была введена солидарная государственная пенсия

Во многих странах Азии становление и развитие пенсионных систем шло немного по иному пути. В середине XX века, когда солидарные системы пенсионного обеспечения находились на пике своей популярности, многие азиатские страны вводили вопреки этому ещё неопробованные схемы, основанные на капитализации пенсионных сбережений каждого из будущих пенсионеров. Примером может служит опыт Малазии, которая в 1951 году создала Сберагательный фонд работающих, который охватил всё население. Подобные сберегательные пенсионные фонды функционируют в Индии, Индонезии, Непале.

Просуществовав несколько десятилетий, пенсионные системы большинства стран показали свою макроэкономическую неспособность в решении вопросов и неадекватность существующим реалиям. Возникла острая необходимость в создании новых механизмов пенсионного обеспечения. Пионером среди стран, кто встал на путь построения пенсионной системы, функционирующей на накопительных принципах, было государство Чили. Ещё в 1980 году там начались первые преобразования старой модели. Сегодня чилийский опыт является хрестоматийным примеров для тех стран, которые решаются сделать первые шаги на пути к воздвижению новых форм пенсионного обеспечения.

Так, следуя Чилийскому примеру, на накопительный механизм пенсионного обеспечения перешли Швейцария (1985 г), Великобритания (1986 г), Дания (1990 г), Колумбия (1993 г), Аргентина (1994 г), Мексика (1997 г), Венгрия (1998 г), Польша (1999 г), Гонконг (2000 г), Узбекистан (2005 г).

Таким образом, история свидетельствует о том, что страны, в которых действуют накопительные принципы распределительной системы, идут по пути дальнейшего расширения диапазона распространения данных механизмов, посредством увеличения содержания накопительной составляющей в единой пенсии. Однако есть и обратные примеры. Так, например, Аргентина, перешедшая в 1994 году полностью на накопительную схему пенсионного обеспечения, отказалась от неё в 2004 году. Причиной того послужил тот факт, что одновременное использование механизмов распределительного и накопительного обеспечения становится препятствием для дальнейшей реализации данной модели пенсионного обеспечения.

Перечисленные выше аргументы свидетельствует о том, что вторая половина XX века характеризуется новым витком в развитии пенсионных систем развитых стран мира.

Список литературы / References

1. Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России: учебник. 2-е изд., испр. и перераб. М.: Издательство БЕК, 2002. 560 с.

2. Понятия и виды пенсионных систем [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pension-npf.ru/index.php@src=226.html/ (дата обращения: 23.01.2017).

ХЕДХАНТИНГ И EXECUTIVE SEARCH. КАК ПЕРЕМАНИТЬ СОТРУДНИКА ИЗ ДРУГОЙ ОРГАНИЗАЦИИ? Капитанов С. В.

Капитанов Сергей Викторович - магистрант, кафедра управления, Московский финансово-промышленный университет «Синергия», г. Москва

Аннотация: статья посвящена двум современным технологиям рекрутинга по переманиванию сотрудников, хедхантингу и executive seacrh. В ней рассмотрены их понятия и главные их различия. Также освещаются причины, по которым работодатели могут принять решение о переманивании сотрудников у конкурентов. В статье выделяются этапы, на которые разделяется процесс переманивания, рассматриваются условия, позволяющие заинтересовать кандидата на смену места работы, и раскрываются риски, сопровождающие этот процесс. А также приводится пример ООО «Проектная Мастерская № 11» по переманиванию сотрудника. Ключевые слова: хедхантинг, executive search, переманивание сотрудника, рекрутинг.

HEADHUNTING AND EXECUTIVE SEARCH. HOW TO ENTICE THE EMPLOYEE FROM OTHER COMPANY? Kapitanov S.

Kapitanov Sergey Viktorovich - undergraduate, DEPARTMENT OF MANAGEMENT, MOSCOW FINANCIAL AND INDUSTRIAL UNIVERSITY "SYNERGY", MOSCOW

Abstract: article is devoted to two modern technologies of recruiting for enticement of employees -headhunting and executive seacrh. In it their concepts and their main distinctions are considered. Also there are consecrated the reasons for which employers can make the decision on enticement of employees at competitors. In article stages into which enticement process is divided are allocated, the conditions allowing to interest the candidate for change of a place of employment are considered and the risks accompanying this process reveal. In addition, the example of LLC "Proyektnaya Masterskaya № 11" on enticement of the employee is given. Keywords: headhunting, executive search, enticement of the employee, recruiting.

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время высококвалифицированные сотрудники настоящая ценность для любой компании, поэтому в стремлении заполучить в свой штат таких работников, компании все чаще прибегают к услугам по их переманиванию.

Важнейшие критерии конкурентоспособности продукции или услуг, а именно их качество и себестоимость, зависят в большей мере не от материалов или технологий, а от самих работников, которые и производят эту продукцию или услуги [1, с. 14]. От их компетентности и опытности зависит, какие конкурентные позиции будет занимать организация. Именно поэтому в современном рекрутинге постоянно появляются новые и модные услуги. Такими услугами являются хедхантинг и Executive Search.

    Екатерина Ваткеева 2 лет назад Просмотров:

1 УДК Назарова С.В. старший преподаватель кафедры «Экономические теории» Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Россия, г. Москва Шароваров С.Ю. студент 4 курса конструкторско-механического факультета ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА Россия, г. Москва Аннотация: в данной статье проанализированы особенности пенсионных систем различных стран мира: Франции, Великобритании, Канады, США, Японии, Израиля, Германии и др.; также рассмотрены проблемы реформирования российской пенсионной системы. Ключевые слова: пенсии, пенсионные системы, пенсионные модели, англо-саксонская модель, континентальная модель, накопительная пенсионная система, распределительная пенсионная система. Nazarova S.V. Sr. instructor of the department of economic theories Moscow state automobile and road technical university (MADI) Russia, Moscow Sharovarov S.U. 4th year student of the design and mechanical faculty Russia, Moscow PECULIARITIES OF PENSION SYSTEMS IN VARIOUS COUN- TRIES OF THE WORLD

2 Annotation: in this article the authors analyzed the peculiarities of pension systems in various countries of the world: France, Great Britain, Canada, USA, Japan, Israel, Germany and others and also considered the problems of reforming the Russian pension system. Keywords: pensions; pension systems; pension models; Anglo-Saxon model; continental model; accumulative pension system; distribution pension system. Пенсионное обеспечение, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует практически во всех развитых странах мира. Однако современные демографические тенденции увеличения продолжительности жизни населения и снижения рождаемости добавляют значимости и актуальности данной проблеме. В настоящее время вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения обострился во многих странах [7]. Речь идет либо о целесообразности увеличения налогов и взносов на социальное страхование, либо о сокращении государственных пенсий, либо об увеличении пенсионного возраста и др. [8]. Для нашей страны эти вопросы также являются актуальными, и чтобы выбрать правильное направление в проведении реформирования пенсионной системы России необходимо провести подробное исследование и изучение зарубежного опыта. Сегодня высокоразвитые западные страны используют пенсионные модели двух типов: англо-саксонскую модель (Бевериджа) и континентальную модель (Бисмарка) [9]. Англо-саксонская модель применяется в США, Канаде, Великобритании, Голландии и некоторых других стран. Модель гарантирует всем гражданам предоставление государством минимального пенсионного обеспечения. Как правило, оно обеспечивается специальным налогом. С уровнем жизни и доходом человека эта базовая пенсия от государства никак не связана, поэтому имеют место дополнительные выплаты по пенсионному обеспечению, построенные, как правило, по накопительному принципу.

3 Пенсионные системы стран, имеющих в своей основе англосаксонскую модель, гарантируют своим гражданам лишь минимальные выплаты от государства, предназначение которых - защита от бедности. Это стимулирует самих будущих пенсионеров участвовать в дополнительных программах, позволяющих им достичь желательного уровня пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение в этих странах не является тяжелым бременем для государства, но способствует формированию активной гражданской позиции у граждан и ответственности за свое будущее. Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире. Она существует с 1908 года. Британские пенсионеры могут получать как государственную базовую пенсию, так и трудовую пенсию от национальной страховой системы. Размер государственной базовой пенсии зависит от стажа работы, но уровень ее ограничен. Государство гарантирует пенсионные выплаты только в размере 20% от средней заработной платы работника. Трудовая пенсия формируется за счет взносов самого работника пополам с работодателем. Также в Великобритании существует множество способов накопления частных пенсий, например, имеются корпоративные программы на предприятиях и др. [4]. Пенсионное обеспечение в Канаде состоит из трех составляющих: вопервых, это базовая пенсия, которая выплачивается из фондов государства; вторая составляющая - обязательная пенсия, она начисляется за счет налога на доходы физических лиц и отчислений за счет работодателя; третья часть пенсии добровольная, то есть, частные накопления. В США существуют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а сразу три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. Государственная пенсионная система США охватывает всех граждан занятых в

4 экономике и построена по распределительному принципу, обеспечивая только минимальную пенсию. Накопительные пенсионные системы делятся на государственные и частные. Программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей. Сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Пенсионные программы с установленными взносами финансируются как предпринимателями, так наемными работниками в равных долях. Работники, с персональным счетом в пенсионном фонде, имеют право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Также каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах и страховых компаниях. Базовая часть пенсии в Японии финансируются за счет бюджета государственного социального обеспечения. На нее имеют право все граждане Японии независимо от уровня дохода и рода деятельности. Дополнительно к базовой пенсии работники получают государственные и профессиональные пенсии, которые финансируются за счет равнозначных взносов работников и работодателей. В случае если работник продолжает работать, будучи уже в пенсионном возрасте, размер пенсии ежегодно возрастает. В Израиле пенсионная система является двухуровневой: пенсия складывается за счет ежемесячных государственных выплат из фонда социального страхования, а также за счет накоплений, сделанных работодателем [3]. Если англо-саксонская модель, как уже было отмечено, способствует формированию ответственности каждого работника за свою будущую пенсию, то в основе континентальной пенсионной модели лежит уравнительный принцип пенсионного обеспечения. К континентальной модели пенсионного обеспечения можно отнести такие страны как Германия, Австрия, Италия, Швеция, Франция и др. Континентальная модель относится к распределительной системе пенсионного обеспечения, то есть предполагает финансирование пенсий за счет

5 взносов работающих, которые пропорционально распределены между гражданами, имеющими право на пенсию. Уравнительный принцип начисления пенсий обеспечивает социальную защищенность населения, но порождает социальное иждивенчество и снижает интерес к сбережениям. При этом государство имеет монопольное право маневрировать размерами пенсионных выплат в зависимости от экономической ситуации в стране. Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсий производятся за счет доходов, сформированных за счет взносов работающего населения [2]. Французские пенсионеры получают пенсию в размере около 50% от своей средней зарплаты. Существует жесткая привязка выплачиваемых пенсий к стажу, пенсионные взносы поровну распределены между наемными работниками и работодателем, а лица свободных профессий осуществляют ежемесячные выплаты в пенсионный фонд самостоятельно. В Германии работающие граждане платят в государственный пенсионный фонд, откуда потом сами получают пенсию. Половину взноса оплачивает работодатель, во время декретного отпуска или службы в армии взносы платит государство. Размер пенсионного обеспечения зависит от возраста выхода на пенсию, размера зарплаты, стажа работы, вида пенсии и ряда других индивидуальных коэффициентов формулы расчета. Кроме этого государственную пенсию дополняет производственная пенсия от предприятий и личные пенсионные выплаты. В чистом виде пенсионные модели Бевериджа и Бисмарка практически не существуют можно говорить лишь об условном отношении той или иной страны к данной модели. Пенсионные системы стран мира сочетают в себе два основных элемента: распределительный и накопительный. В условиях нестабильности экономической ситуации и распределительная, и накопительная системы имеют свои недостатки: минусом накопительной системы является то, что

6 инфляция обесценивает пенсионные сбережения граждан, однако при распределительной системе инфляция также является негативным фактором, так как индексация пенсий становится достаточно тяжелым бременем для государства [5]. Поэтому в чистом виде эти модели (накопительная или распределительная) используются редко пенсионные модели стран мира основаны на сочетании элементов распределительной и накопительной пенсионных систем с преобладанием одного из них. До 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Однако проблема старения населения, когда на одного работающего приходится все больше и больше пенсионеров, сделало эту модель бесперспективной, а реформирование пенсионной системы России необходимостью. Сегодняшняя пенсионная модель России является комбинированной, сочетающей накопительный и распределительный элементы, что неоднократно подчеркивалось международными экспертами в качестве её преимущества. Однако современное реформирование российской пенсионной системы не исчерпывает всех проблем. Очевидной перспективой для России, по мнению экспертов, является повышение пенсионного возраста путь по которому вынуждены были пойти многие западноевропейские страны. Еще один проблемный аспект для России заключается в необходимости формирования культуры сбережений у населения - добровольные сбережения у нас не развиваются так, как на Западе [1]. Государство должно создать предпосылки для того, чтобы стимулировать вовлеченность самих работников в процессы инвестирования сбережений и принятия ими значимых решений в вопросах формирования будущих пенсий. В заключении хочется отметить, что изучение успешного опыта построения пенсионных систем в других странах, анализ преимуществ и недостатков различных пенсионных моделей, является необходимым условием процесса формирования эффективной пенсионной системы и в России.

7 Использованные источники: 1. Коваленко Н.В., Безновская В.В. Анализ уровня жизни и доходов населения России // Международный технико-экономический журнал С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Франции // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (17). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Израиля // Форум молодых ученых (9). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Великобритании // Экономика и социум (22). С Прусова В.И., Безновская В.В., Гусева Е.А., Попов А.Н. Уровень жизни населения России в период кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика С Прусова В.И., Безновская В.В., Корсакова А.Г. Мотивация к труду работников автотранспортных предприятий через пенсионную реформу // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура (3). - С Улицкая И.М., Юстратова И.Л. Сравнительный анализ пенсионных систем Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Социалистической Республики Вьетнам // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 1. М.: Экон-Информ, С Юстратова И.Л., Бау Иеде Жиль Арман. Пенсии в Республике Котд'Ивуар // В сборнике: Национальные и международные финансовоэкономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 2. М.: Экон- Информ, С (дата обращения ).

Настоящее издание является практическим пособием и раскрывает понятие и определение пенсии.

Данное издание позволит широкому кругу читателей ознакомиться и в дальнейшем практически использовать Пенсионное законодательство РФ. А также в данном пособии содержится суть страховых принципов формирования средств для финансирования выплаты пенсий, а также рассматриваются системы пенсионного обеспечения и трудовых пенсий.

Пособие написано доступным языком с примерами из практики и предназначено для широкого круга читателей.

Глава 1. Правовые положения пенсионного обеспечения 1

Глава 2. Общие положения о трудовых пенсиях 3

Глава 3. Трудовая пенсия по старости 5

Глава 4. Трудовые пенсии по инвалидности 9

Глава 5. Трудовые пенсии по случаю потери кормильца 14

Глава 6. Пенсии за выслугу лет 18

Глава 7. Исчисление и выплата трудовых пенсий 25

Глава 8. Право на досрочное назначение пенсий 27

Глава 9. Выплата трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации 30

Глава 10. Порядок выплаты пенсий лицам, прибывшим на жительство в Россию из государств – бывших республик СССР 32

Список использованной литературы 33

Алексей Степанов, Ксения Кутепова
ВСЕ О ПЕНСИЯХ

Глава 1. Правовые положения пенсионного обеспечения

1.1. Законодательные акты по пенсионному обеспечению

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

1) Конституция Российской Федерации;

2) Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ);

3) Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – НК РФ);

4) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

5) Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

6) Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

7) Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

8) Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации";

9) Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

10) Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования";

11) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

12) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации".

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионом обеспечении в РФ" пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

1) федеральные государственные служащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

5) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

6) нетрудоспособные граждане.

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) социальная пенсия.

Статья 1 Федерального закона "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

1) лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

2) лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

3) лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

4) лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

5) лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

6) лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

7) лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

1) наступление инвалидности;

2) определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" относятся:

1) необходимость получения медицинской помощи;

2) временная нетрудоспособность;

3) трудовое увечье и профессиональное заболевание;

6) наступление старости;

7) потеря кормильца;

8) признание безработным;

9) смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

    Екатерина Ваткеева 2 лет назад Просмотров:

1 УДК Назарова С.В. старший преподаватель кафедры «Экономические теории» Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Россия, г. Москва Шароваров С.Ю. студент 4 курса конструкторско-механического факультета ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННЫХ СИСТЕМ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН МИРА Россия, г. Москва Аннотация: в данной статье проанализированы особенности пенсионных систем различных стран мира: Франции, Великобритании, Канады, США, Японии, Израиля, Германии и др.; также рассмотрены проблемы реформирования российской пенсионной системы. Ключевые слова: пенсии, пенсионные системы, пенсионные модели, англо-саксонская модель, континентальная модель, накопительная пенсионная система, распределительная пенсионная система. Nazarova S.V. Sr. instructor of the department of economic theories Moscow state automobile and road technical university (MADI) Russia, Moscow Sharovarov S.U. 4th year student of the design and mechanical faculty Russia, Moscow PECULIARITIES OF PENSION SYSTEMS IN VARIOUS COUN- TRIES OF THE WORLD

2 Annotation: in this article the authors analyzed the peculiarities of pension systems in various countries of the world: France, Great Britain, Canada, USA, Japan, Israel, Germany and others and also considered the problems of reforming the Russian pension system. Keywords: pensions; pension systems; pension models; Anglo-Saxon model; continental model; accumulative pension system; distribution pension system. Пенсионное обеспечение, как необходимость материального обеспечения граждан в старости, существует практически во всех развитых странах мира. Однако современные демографические тенденции увеличения продолжительности жизни населения и снижения рождаемости добавляют значимости и актуальности данной проблеме. В настоящее время вопрос о необходимости реформирования системы пенсионного обеспечения обострился во многих странах [7]. Речь идет либо о целесообразности увеличения налогов и взносов на социальное страхование, либо о сокращении государственных пенсий, либо об увеличении пенсионного возраста и др. [8]. Для нашей страны эти вопросы также являются актуальными, и чтобы выбрать правильное направление в проведении реформирования пенсионной системы России необходимо провести подробное исследование и изучение зарубежного опыта. Сегодня высокоразвитые западные страны используют пенсионные модели двух типов: англо-саксонскую модель (Бевериджа) и континентальную модель (Бисмарка) [9]. Англо-саксонская модель применяется в США, Канаде, Великобритании, Голландии и некоторых других стран. Модель гарантирует всем гражданам предоставление государством минимального пенсионного обеспечения. Как правило, оно обеспечивается специальным налогом. С уровнем жизни и доходом человека эта базовая пенсия от государства никак не связана, поэтому имеют место дополнительные выплаты по пенсионному обеспечению, построенные, как правило, по накопительному принципу.

3 Пенсионные системы стран, имеющих в своей основе англосаксонскую модель, гарантируют своим гражданам лишь минимальные выплаты от государства, предназначение которых - защита от бедности. Это стимулирует самих будущих пенсионеров участвовать в дополнительных программах, позволяющих им достичь желательного уровня пенсионного обеспечения. Таким образом, пенсионное обеспечение в этих странах не является тяжелым бременем для государства, но способствует формированию активной гражданской позиции у граждан и ответственности за свое будущее. Пенсионная система Великобритании является одной из старейших в мире. Она существует с 1908 года. Британские пенсионеры могут получать как государственную базовую пенсию, так и трудовую пенсию от национальной страховой системы. Размер государственной базовой пенсии зависит от стажа работы, но уровень ее ограничен. Государство гарантирует пенсионные выплаты только в размере 20% от средней заработной платы работника. Трудовая пенсия формируется за счет взносов самого работника пополам с работодателем. Также в Великобритании существует множество способов накопления частных пенсий, например, имеются корпоративные программы на предприятиях и др. [4]. Пенсионное обеспечение в Канаде состоит из трех составляющих: вопервых, это базовая пенсия, которая выплачивается из фондов государства; вторая составляющая - обязательная пенсия, она начисляется за счет налога на доходы физических лиц и отчислений за счет работодателя; третья часть пенсии добровольная, то есть, частные накопления. В США существуют как государственные, так и частные пенсионные системы. Благодаря этому американцы могут обеспечить себе не одну, а сразу три пенсии: государственную, частную коллективную по месту работы и частную индивидуальную путем открытия личного пенсионного счета. Государственная пенсионная система США охватывает всех граждан занятых в

4 экономике и построена по распределительному принципу, обеспечивая только минимальную пенсию. Накопительные пенсионные системы делятся на государственные и частные. Программы с установленными выплатами формируются за счет отчислений работодателей. Сами работники в подобном финансировании участия не принимают. Пенсионные программы с установленными взносами финансируются как предпринимателями, так наемными работниками в равных долях. Работники, с персональным счетом в пенсионном фонде, имеют право выбора между различными инвестиционными программами, предлагаемыми управляющими компаниями. Также каждый американец может открыть и свой личный пенсионный счет в коммерческих и сберегательных банках, паевых фондах и страховых компаниях. Базовая часть пенсии в Японии финансируются за счет бюджета государственного социального обеспечения. На нее имеют право все граждане Японии независимо от уровня дохода и рода деятельности. Дополнительно к базовой пенсии работники получают государственные и профессиональные пенсии, которые финансируются за счет равнозначных взносов работников и работодателей. В случае если работник продолжает работать, будучи уже в пенсионном возрасте, размер пенсии ежегодно возрастает. В Израиле пенсионная система является двухуровневой: пенсия складывается за счет ежемесячных государственных выплат из фонда социального страхования, а также за счет накоплений, сделанных работодателем [3]. Если англо-саксонская модель, как уже было отмечено, способствует формированию ответственности каждого работника за свою будущую пенсию, то в основе континентальной пенсионной модели лежит уравнительный принцип пенсионного обеспечения. К континентальной модели пенсионного обеспечения можно отнести такие страны как Германия, Австрия, Италия, Швеция, Франция и др. Континентальная модель относится к распределительной системе пенсионного обеспечения, то есть предполагает финансирование пенсий за счет

5 взносов работающих, которые пропорционально распределены между гражданами, имеющими право на пенсию. Уравнительный принцип начисления пенсий обеспечивает социальную защищенность населения, но порождает социальное иждивенчество и снижает интерес к сбережениям. При этом государство имеет монопольное право маневрировать размерами пенсионных выплат в зависимости от экономической ситуации в стране. Пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсий производятся за счет доходов, сформированных за счет взносов работающего населения [2]. Французские пенсионеры получают пенсию в размере около 50% от своей средней зарплаты. Существует жесткая привязка выплачиваемых пенсий к стажу, пенсионные взносы поровну распределены между наемными работниками и работодателем, а лица свободных профессий осуществляют ежемесячные выплаты в пенсионный фонд самостоятельно. В Германии работающие граждане платят в государственный пенсионный фонд, откуда потом сами получают пенсию. Половину взноса оплачивает работодатель, во время декретного отпуска или службы в армии взносы платит государство. Размер пенсионного обеспечения зависит от возраста выхода на пенсию, размера зарплаты, стажа работы, вида пенсии и ряда других индивидуальных коэффициентов формулы расчета. Кроме этого государственную пенсию дополняет производственная пенсия от предприятий и личные пенсионные выплаты. В чистом виде пенсионные модели Бевериджа и Бисмарка практически не существуют можно говорить лишь об условном отношении той или иной страны к данной модели. Пенсионные системы стран мира сочетают в себе два основных элемента: распределительный и накопительный. В условиях нестабильности экономической ситуации и распределительная, и накопительная системы имеют свои недостатки: минусом накопительной системы является то, что

6 инфляция обесценивает пенсионные сбережения граждан, однако при распределительной системе инфляция также является негативным фактором, так как индексация пенсий становится достаточно тяжелым бременем для государства [5]. Поэтому в чистом виде эти модели (накопительная или распределительная) используются редко пенсионные модели стран мира основаны на сочетании элементов распределительной и накопительной пенсионных систем с преобладанием одного из них. До 2002 года в России функционировала распределительная система пенсионного обеспечения. Однако проблема старения населения, когда на одного работающего приходится все больше и больше пенсионеров, сделало эту модель бесперспективной, а реформирование пенсионной системы России необходимостью. Сегодняшняя пенсионная модель России является комбинированной, сочетающей накопительный и распределительный элементы, что неоднократно подчеркивалось международными экспертами в качестве её преимущества. Однако современное реформирование российской пенсионной системы не исчерпывает всех проблем. Очевидной перспективой для России, по мнению экспертов, является повышение пенсионного возраста путь по которому вынуждены были пойти многие западноевропейские страны. Еще один проблемный аспект для России заключается в необходимости формирования культуры сбережений у населения - добровольные сбережения у нас не развиваются так, как на Западе [1]. Государство должно создать предпосылки для того, чтобы стимулировать вовлеченность самих работников в процессы инвестирования сбережений и принятия ими значимых решений в вопросах формирования будущих пенсий. В заключении хочется отметить, что изучение успешного опыта построения пенсионных систем в других странах, анализ преимуществ и недостатков различных пенсионных моделей, является необходимым условием процесса формирования эффективной пенсионной системы и в России.

7 Использованные источники: 1. Коваленко Н.В., Безновская В.В. Анализ уровня жизни и доходов населения России // Международный технико-экономический журнал С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Франции // Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования (17). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Израиля // Форум молодых ученых (9). - С Назарова С.В. Инновационная политика: актуальный опыт Великобритании // Экономика и социум (22). С Прусова В.И., Безновская В.В., Гусева Е.А., Попов А.Н. Уровень жизни населения России в период кризиса // Экономика и бизнес: теория и практика С Прусова В.И., Безновская В.В., Корсакова А.Г. Мотивация к труду работников автотранспортных предприятий через пенсионную реформу // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура (3). - С Улицкая И.М., Юстратова И.Л. Сравнительный анализ пенсионных систем Российской Федерации, Китайской Народной Республики и Социалистической Республики Вьетнам // В сборнике: Национальные и международные финансово-экономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 1. М.: Экон-Информ, С Юстратова И.Л., Бау Иеде Жиль Арман. Пенсии в Республике Котд'Ивуар // В сборнике: Национальные и международные финансовоэкономические проблемы автомобильного транспорта. Вып. 2. М.: Экон- Информ, С (дата обращения ).

Читайте также: