Правила размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов

Проект Указания Центрального банка Российской Федерации «О требованиях по формированию состава и структуры пенсионных резервов, объектах инвестирования, в которые негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов, и в случаях, когда управляющая компания, действуя в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных резервов, вправе заключать договоры репо» (далее именуется Новое Указание) разработан с целью совершенствования требований к инвестированию средств пенсионных резервов и ограничения рисков при инвестировании пенсионных резервов.

Анализ проекта документа позволяет отметить, что в большей части требования к инвестированию средств пенсионных резервов прописываются аналогично требованиям, установленным к пенсионным накоплениям в соответствии с Положением Банка России от 01.03.2017 года № 580-П «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений…» (далее именуется Положение № 580-П). Другими словами, регулятор стремится унифицировать требования к размещению пенсионных активов (пенсионные резервы и пенсионные накопления).

Важным моментом является то, что Новое Указание предоставляет для негосударственных пенсионных фондов возможность самостоятельно размещать средства пенсионных резервов во все разрешенные для включения в состав пенсионных резервов активы наряду с управляющими компаниями, определяет требования к составу и структуре активов, которые могут составлять пенсионные резервы, и содержит условия, при соблюдении которых могут совершаться сделки за счет средств пенсионных резервов. Новый нормативный акт вступит в силу со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 года № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (далее именуется Постановление № 63). Рынок ожидает, что это должно произойти до конца 2019 года.

Одной из новаций Нового Указания, как уже было отмечено выше, является предоставление негосударственному пенсионному фонду (далее именуется Фонд) возможности самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в любые объекты инвестирования, разрешенные Указанием, наряду с управляющими компаниями. Сейчас в соответствии с Постановлением № 63 Фонды могут самостоятельно размещать средства пенсионных резервов в следующие активы: денежные средства на счетах в рублях и иностранной валюте; банковские депозиты в рублях и иностранной валюте; государственные ценные бумаги Российской Федерации; депозитные сертификаты российских банков; инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов; объекты недвижимого имущества. Новое Указание значительно расширяет перечень активов, разрешенных к размещению, как для Фонда, так и его Управляющей компании.

Перечень новых разрешенных активов:

· драгоценные металлы на счетах и во вкладах в кредитных организациях;

· российские и иностранные депозитарные расписки;

· клиринговые сертификаты участия, полученные по первой части договора репо с центральным контрагентом;

· единые недвижимые комплексы;

· сооружения инженерной инфраструктуры;

· права аренды земельного участка;

· права требования из договоров страхования активов, входящих в состав пенсионных резервов;

· доли в уставных капиталах российских обществ с ограниченной ответственностью;

· права требования из договоров (кроме договоров доверительного управления), заключенных для целей управления (доверительного управления) в отношении активов, составляющих пенсионные резервы;

· активы, не предусмотренные Указанием, при одновременном соблюдении следующих условий:

- права на указанные активы перешли фонду в результате ликвидации (банкротства) лица, являвшегося обязанным лицом по активам, составляющим пенсионные резервы, либо в результате получения доходов по ценным бумагам, входящим в состав пенсионных резервов;

- указанные активы входят в состав пенсионных резервов в течение не более 90 рабочих дней с даты перехода фонду прав на такие активы.

Основные требования к качеству активов при размещении средств пенсионных резервов

Во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание устанавливает дополнительные требования к качеству активов и обязанных лиц по данным активам, входящим в состав пенсионных резервов, а именно:

· в целях увеличения лимита на приобретение установлены требования к управляющим компаниям ПИФ о ежедневном раскрытии (предоставлении) сведений о стоимости активов, СЧА и стоимости пая;

· установлено требование к объему сдаваемой в аренду полезной площади при инвестировании в недвижимость.

Новые требования к структуре активов при размещении средств пенсионных резервов

Также во многом по аналогии с Положением № 580-П Новое Указание вводит ряд дополнительных структурных ограничений при размещении средств пенсионных резервов. При этом устанавливается постепенное снижение максимально разрешенных долей активов на промежутке с 2020 по 2022 гг.

Новые требования к структуре активов:

· введение структурных ограничений в отношении активов группы связанных юридических лиц. Это достаточно сложное ограничение, поскольку контроль и значительное влияние одного общества на другое имеет многоуровневый характер и не ограничивается цепочкой связанных лиц: основное – дочернее общество. Следует учитывать и возможную косвенную связь основного и дочернего общества через несколько юридических лиц;

· введение структурных ограничений в отношении активов на момент заключения сделки;

· введение ограничений по доле акций от капитализации эмитента;

· введение ограничений по максимальным долям паев одного ПИФ, долям одного ООО;

· расширение перечня активов кредитных организаций, которые включаются в расчет структурного ограничения на вложение в активы кредитных организаций. Сейчас по Постановлению №63 в расчет включаются только банковские депозиты и депозитные сертификаты. После принятия Нового Указания в расчете будут учитываться любые активы кредитной организации, включая требования из договоров на брокерское обслуживание. Также текущая редакция проекта Нового Указания предполагает, что в это ограничение попадут и активы, находящиеся в Небанковской кредитной организации-центральном контрагенте «Национальный Клиринговый Центр» (НКО НКЦ (АО)).

· введение структурных ограничений на вложения в любые активы в иностранной валюте;

· введение структурных ограничений на активы с меньшим объемом прав (субординированные облигации, облигации, конвертируемые в акции, акции, субординированные депозиты);

· введение структурных ограничений на облигации с переменным доходом/купоном/номиналом (любые выплаты), акции, не удовлетворяющие требованиям, паи, доли ООО, права требования;

· установлены различные структурные ограничения по акциям, входящим в список для расчета Индекса МосБиржи, и по акциям, не входящим в такой список;

· введение ограничений по заключению сделок с ПФИ и сделок РЕПО.

Важно отметить, что теперь при расчете различных структурных ограничений в общем случае инвестиционные паи будут рассматриваться, как совокупность активов, в которые инвестировано имущество ПИФ, депозитарные расписки - как базовые акции, права собственности на которые удостоверяют указанные расписки, ПФИ – как базовые активы указанных ПФИ.

Проект Нового Указания устанавливает ряд новых требований, соблюдение которых необходимо при совершении сделок за счет средств пенсионных резервов. Такие требования касаются, как самих Фондов, так и их Управляющих компаний. Предлагаемые изменения в порядке размещения пенсионных резервов во многом также аналогичны требованиям, которые установлены в отношении инвестирования пенсионных накоплений в соответствии с Положением № 580-П.

Требования в отношении сделок с ценными бумагами, РЕПО, ПФИ, валютой и драгоценными металлами

По общему правилу, так же, как и по пенсионным накоплениям, сделки с ценными бумагами, допущенными к организованным торгам, совершаются на организованных торгах в анонимном режиме на основе безадресных заявок. В настоящее время Постановление № 63 допускает совершение внебиржевых сделок при определенных условиях в рамках двадцатипроцентного лимита от стоимости пенсионных резервов. Новое Указание такую возможность для ценных бумаг, допущенных к торгам, не предусматривает. Однако возможны сделки на организованных торгах в иных режимах, в том числе в РПС, в определенных ситуациях и при соблюдении определенных условий. При этом допустимы следующие иные случаи совершения сделок вне «стакана»:

· в отличии от ограничений по пенсионным накоплениям отсутствует ограничение по цене при совершении сделок по приобретению облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации;

· совершение сделок с ценными бумагами в иных режимах, если правилами организованных торгов не предусмотрено их совершение на основании безадресных заявок, и, если указанные сделки совершаются на организованных торгах на условиях поставки против платежа.

Проект Указания предусматривает возможность совершения сделок с ценными бумагами, не допущенными к обращению на организованных торгах. В этом случае расчеты должны производиться на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента.

В проекте Указания устанавливаются требования по заключению сделок РЕПО, заключению договоров, являющихся ПФИ, и по совершению сделок купли-продажи валюты иностранных государств. Эти требования абсолютно идентичны требованиям в отношении аналогичных сделок по пенсионным накоплениям. Требования к совершению сделок купли-продажи драгоценных металлов аналогичны требованиям к сделкам с валютой.

Требования в отношении сделок с иным имуществом

Новое Указание допускает совершение сделок с иным имуществом исключительно на условиях предоплаты (предпоставки) со стороны контрагента. Такое ограничение может осложнить совершение сделок с недвижимым имуществом. Во-первых, ограничивается возможность участия в сделках на других условиях оплаты. Во-вторых, невозможность участия Фонда и его управляющих компаний в конкурсах по приобретению недвижимого имущества, в которых обязательным условием является внесение предварительных взносов или предварительная оплата. В-третьих, в случаях изъятия недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (что встречается довольно часто) оплата выкупа изъятого имущества со стороны контрагента как правило происходит после изъятия имущества и его перерегистрации.

Требования в отношении взаимоотношений с брокером

В случае совершения сделок через брокера и Фонд, и его управляющая компания должны взаимодействовать только с тем брокером, который ведет обособленный учет денежных средств, поступивших от Фонда (его управляющей компании), на отдельном банковском счете (специальном брокерском счете), на котором учитываются только средства пенсионных резервов Фонда. Иными словами, не допускается на счете у брокера (специальном брокерском счете) объединение пенсионных резервов конкретного Фонда с иными активами. Постановление 63 для специального брокерского счета допускало исключение. Это новшество необходимо учитывать и заранее подготовиться к его реализации не только Фондам и управляющим компаниям, но и брокерам.

Требования в отношении контрагентов по сделке и обязанных лиц по активам

В отношении контрагентов вводится понятие связанных лиц. Не допускается совершение сделок со связанными лицами Фонда, управляющей компании, специализированного депозитария, аудитора, оценщика, актуария. Это же понятие применяется к обязанным лицам по активам: обязанным лицом по части активов (проще говоря эмитентом) не могут быть не только сами Фонды, управляющие компании, специализированные депозитарии, аудиторы, оценщики, актуарии Фонда, но и лица, связанные с Фондом, его управляющей компанией, управляющей компанией, действующей в качестве доверительного управляющего средствами пенсионных накоплений Фонда, специализированным депозитарием, аудитором, оценщиком и (или) актуарием. Следует признать, что такого требования по связанным лицам в настоящий момент нет даже в отношении пенсионных накоплений.

При этом связанным признается лицо, которое контролирует или оказывает значительное влияние на другое лицо (других лиц) или если указанные юридические лица находятся под контролем или значительным влиянием третьего юридического лица (третьих юридических лиц). Контроль и значительное влияние определяются в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Постановление № 63 в отношении контрагентов оперирует понятием «аффилированные лица», что гораздо понятнее для всех участников процесса размещения средств пенсионных резервов, так как оно четко определено российским законодательством. В отношении пенсионных накоплений в Положении № 580-П понятие связанных лиц конкретизируется иначе – основные и дочерние юридические лица и применяется в целях контроля концентрационных лимитов.

Необходимо учитывать, что в соответствии с МСФО каждое юридическое лицо самостоятельно определяет для себя круг связанных лиц, а также тот факт, что часть информации о них может не раскрываться в открытых источниках. Данное обстоятельство увеличивает вероятность различного понимания со стороны управляющих компаний, фондов и специализированного депозитария какие лица входят или не входят в круг связанных лиц в соответствии с МСФО. Возникает вопрос, какие источники информации следует принимать к сведению если учесть, что некоторые юридические лица в определенных случаях совершенно не обязаны ее раскрывать. Точки зрения участников рынка в данном случае могут существенно различаться.

Возможность передачи Специализированному депозитарию расчета рыночной стоимости активов, в которые размещены средства пенсионных резервов фонда, а также совокупной рыночной стоимости пенсионных резервов

Пункт 38 действующего в настоящее время Постановления № 63 позволяет Фонду возложить исполнение своей обязанности рассчитывать рыночную стоимость активов, в которые размещены средства пенсионных резервов Фонда, а также совокупную рыночную стоимость пенсионных резервов, на его специализированный депозитарий. Однако анализ положений проекта нового Указания, заменяющего собой Постановление № 63, не позволит Фондам в будущем передавать на аутсорсинг указанную выше свою обязанность. Данное ограничение права Фонда на передачу одной из своей обязанности на аутсорсинг специализированному депозитарию представляется излишним и не отвечающим рыночным ожиданиям. Практика показывает, что Фонды в большинстве своем пользовались предоставленной законодателем возможностью, однако, к сожалению, в будущем они будут ее лишены.

Передача на аутсорсинг в специализированный депозитарий учетных функций – это тренд будущего, позволяющий участникам рынка перепоручить исполнение части своих обязанностей профессиональному участнику рынка – специализированному депозитарию, который в силу своей основной деятельности наделен достаточными знаниями, опытом и ресурсами для исполнения указанных обязанностей. Это безусловно логично и полезно для Фондов, так как позволяет Фонду уже сейчас не отвлекать свои силы от исполнения свих основных функций.

Порядок формирования пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ регулируется:

  • статьей 18 «Пенсионные резервы и пенсионные накопления» Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О негосударственных пенсионных фондах".

Для обеспечения своей платежеспособности по пенсионным обязательствам перед участниками НПФ:

  • негосударственный пенсионный фонд формирует пенсионные резервы.

Для обеспечения своей платежеспособности по пенсионным обязательствам перед застрахованными лицами НПФ:

  • негосударственный пенсионный фонд формирует пенсионные накопления.

Пенсионные резервы НПФ

Пенсионные резервы НПФ - совокупность средств, находящихся в собственности негосударственного пенсионного фонда и предназначенных для исполнения негосударственным пенсионным фондом обязательств перед участниками в соответствии с пенсионными договорами.

Пенсионные резервы НПФ включают в себя резервы покрытия пенсионных обязательств и страховой резерв и формируются за счет:

пенсионных взносов в НПФ;

дохода НПФ от размещения пенсионных резервов;

целевых поступлений в НПФ;

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) фонда.

Нормативный размер пенсионных резервов НПФ для пенсионных схем с установленными выплатами:

  • устанавливается Банком России.

Для учета денежных средств, составляющих пенсионные резервы НПФ, и для расчетов по операциям со средствами пенсионных резервов:

негосударственному пенсионному фонду открывается отдельный банковский счет,

а для учета прав на ценные бумаги, составляющие активы, в которые размещены средства пенсионных резервов, - отдельный счет депо.

Денежные средства, составляющие пенсионные резервы НПФ:

  • должны находиться в кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов в банках РФ.

Пенсионными правилами НПФ может быть предусмотрено:

формирование, учет и размещение резервов покрытия пенсионных обязательств НПФ раздельно по каждой пенсионной схеме;

в этом случае резервы покрытия пенсионных обязательств НПФ, сформированные в рамках одной пенсионной схемы, не могут использоваться на покрытие пенсионных обязательств НПФ по другим пенсионным схемам;

при недостаточности средств пенсионных резервов, сформированных по пенсионной схеме, на покрытие пенсионных обязательств НПФ по данной схеме перед вкладчиками и участниками (их правопреемниками) используются средства страхового резерва.

Пенсионные накопления НПФ

Пенсионные накопления НПФ - совокупность средств:

в том числе средства взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, поступивших в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ (ред. от 01.04.2019) "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", и

средства материнского капитала, направленные на формирование накопительной пенсии в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 18.03.2019) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей",

находящихся в собственности негосударственного пенсионного фонда, предназначенных для исполнения обязательств НПФ перед застрахованными лицами в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании и формируемых в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах".

Пенсионные накопления НПФ формируются за счет:

переданных из Пенсионного фонда РФ в НПФ по заявлению застрахованного лица и еще не переданных управляющей компании пенсионных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, включая:

страховые взносы на финансирование накопительной пенсии, а также

дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию,

взносы работодателя, уплаченные в пользу застрахованного лица, и

взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений в соответствии с Федеральным законом № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, поступивших в Пенсионный фонд РФ для последующей передачи в НПФ;

средств НПФ, находящихся в доверительном управлении управляющей компании в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";

средств, поступивших в НПФ от управляющих компаний для выплаты застрахованным лицам или их правопреемникам и еще не направленных на формирование выплатного резерва, на выплату накопительной пенсии, на осуществление срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты, выплат правопреемникам;

средств, переданных в НПФ предыдущим страховщиком (НПФ) в связи с заключением застрахованным лицом с НПФ договора об обязательном пенсионном страховании в установленном Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" порядке;

средств, поступивших в НПФ от управляющих компаний для передачи в Пенсионный фонд РФ или другой НПФ в соответствии с Федеральным законом № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" и еще не переданных в Пенсионный фонд РФ или другие НПФ;

иного имущества, определяемого по решению совета директоров (наблюдательного совета) НПФ;

средств гарантийного возмещения, полученного в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 422-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений".

В состав пенсионных накоплений НПФ входят:

  • средства выплатного резерва, формируемого негосударственным пенсионным фондом в целях финансового обеспечения выплат накопительной пенсии, и средства пенсионных накоплений, сформированные в пользу застрахованных лиц, которым назначена срочная пенсионная выплата.

Ограничения на использование средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений НПФ

На средства пенсионных резервов НПФ и на активы, в которые размещены средства пенсионных резервов:

не может быть обращено взыскание по долгам НПФ (за исключением долгов негосударственного пенсионного фонда перед его участниками, вкладчиками), вкладчиков, управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и иных третьих лиц, включая застрахованных лиц и участников,

к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

На средства пенсионных накоплений НПФ и активы, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений:

не может быть обращено взыскание по обязательствам негосударственного пенсионного фонда (за исключением обязательств НПФ перед застрахованными лицами и их правопреемниками), вкладчиков, страхователя, управляющей компании (за исключением обязательств, возникших в связи с осуществлением ею деятельности по доверительному управлению средствами пенсионных накоплений), специализированного депозитария и иных лиц, включая застрахованных лиц и участников,

к ним также не могут применяться меры по обеспечению заявленных требований, в том числе арест имущества.

Исполнение обязательств субъектов отношений по негосударственному пенсионному обеспечению:

  • не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений НПФ.

Исполнение обязательств субъектов отношений по обязательному пенсионному страхованию:

  • не может осуществляться за счет средств пенсионных резервов НПФ.

Исполнение обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты:

  • не может осуществляться за счет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц, которым не установлена накопительная пенсия или срочная пенсионная выплата.

определены статьей 24 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О негосударственных пенсионных фондах".

Размещение средств пенсионных резервов и инвестирование средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда осуществляются на следующих принципах:

обеспечения сохранности указанных средств;

обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;

определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;

учета надежности ценных бумаг;

информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;

прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;

профессионального управления инвестиционным процессом.

Разрешенные активы (объекты инвестирования) пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда

Средства пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда могут быть инвестированы в следующие финансовые инструменты:

государственные ценные бумаги РФ;

государственные ценные бумаги субъектов РФ;

облигации российских эмитентов помимо указанных выше, в том числе субординированные облигации;

акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

паи паевых инвестиционных фондов, в том числе паи (акции, доли) иностранных индексных инвестиционных фондов, перечень которых устанавливается Банком России;

ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;

иностранную валюту на счетах в кредитных организациях;

ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в РФ в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг;

облигации иностранных эмитентов, проспект которых содержит норму или нормы о том, что доходы от размещения таких облигаций передаются российскому юридическому лицу и (или) российское юридическое лицо несет солидарную ответственность по обязательствам по таким облигациям.

Средства пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда не могут быть использованы:

для приобретения ценных бумаг, эмитентами которых являются управляющие компании, брокеры, специализированный депозитарий и аудиторы, с которыми негосударственным пенсионным фондом заключены соответствующие договоры;

для приобретения ценных бумаг эмитентов, в отношении которых осуществляются меры досудебной санации или возбуждена процедура банкротства (наблюдения, временного (внешнего) управления, конкурсного производства) в соответствии с законодательством РФ о банкротстве либо в отношении которых такие процедуры применялись в течение двух предшествующих лет.

Разрешенные активы для размещения средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда

Государственные ценные бумаги РФ

Разрешается, только если они обращаются на организованных торгах или специально выпущены Правительством РФ для размещения средств институциональных инвесторов, а также при их первичном размещении, если условиями выпуска ценных бумаг предусмотрено обращение на организованных торгах или они специально выпущены для размещения средств институциональных инвесторов

Государственные ценные бумаги субъектов РФ; облигации российских эмитентов (помимо государственных ценных бумаг РФ и субъектов РФ), в том числе субординированные облигации;акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;облигации иностранных эмитентов, проспект которых содержит норму или нормы о том, что доходы от размещения таких облигаций передаются российскому юридическому лицу и (или) российское юридическое лицо несет солидарную ответственность по обязательствам по таким облигациям.

Разрешается, только если они обращаются на организованных торгах и удовлетворяют требованиям, установленным Банком России, а также при их первичном размещении, если они удовлетворяют требованиям, установленным Банком России

Денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях, в том числе субординированные депозиты;иностранную валюту на счетах в кредитных организациях.

Разрешается только в тех кредитных организациях, которые отвечают требованиям, установленным законодательством РФ к кредитным организациям - участникам системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках РФ

Банком России могут устанавливаться дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений.

1. Негосударственный пенсионный фонды осуществляют размещение средств пенсионных резервов

Негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельно размещать средства пенсионных резервов

  • в государственные ценные бумаги Российской Федерации,
  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования, предусмотренные Банком России.

Размещение средств пенсионных резервов

  • в государственные ценные бумаги Российской Федерации,
  • банковские депозиты и
  • иные объекты инвестирования,

предусмотренные Банком России, осуществляется негосударственными пенсионными фондами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Передача средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда в доверительное управление

  • не влечет перехода права собственности на них к управляющей компании (управляющим компаниям).

Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением средствами пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

  • переданных управляющей компании по одному договору доверительного управления, управляющая компания открывает отдельный банковский счет (счета),
  • а для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении по указанному договору, - отдельный счет (счета) депо.

Для расчетов по деятельности, связанной с доверительным управлением средствами пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда,

  • переданных управляющей компании по одному договору доверительного управления средствами пенсионных накоплений, управляющая компания открывает отдельный банковский счет (счета),
  • а для учета прав на ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении по указанному договору, - отдельный счет (счета) депо.

2. Размещение средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

сформированных в соответствии с пенсионными правилами негосударственного пенсионного фонда,

  • производится исключительно в целях сохранения и прироста средств пенсионных резервов в интересах участников негосударственного пенсионного фонда.

3. Негосударственные пенсионные фонды организуют размещение средств пенсионных резервов через управляющую компанию (управляющие компании),

  • которая (которые) должна (должны) способами, предусмотренными гражданским законодательством Российской Федерации, обеспечить надлежащее управление переданными ей (им) фондом средствами пенсионных резервов по договорам доверительного управления.

4. Управляющая компания (управляющие компании)

  • несет (несут) ответственность перед негосударственным пенсионным фондом (фондами) за ненадлежащее исполнение возложенных на нее (них) обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Управляющая компания (управляющие компании)

  • не несет (не несут) ответственности перед участниками по обязательствам негосударственного пенсионного фонда (фондов).

5. Требования по формированию состава и структуры пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда

  • устанавливаются Банком России.

6. Оценка недвижимого имущества, а также иного имущества, предусмотренного нормативными актами Банка России, в которое размещаются средства пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

  • осуществляется на основании договора с лицом, определенным советом директоров (наблюдательным советом) негосударственного пенсионного фонда.

Копия отчета об оценке указанного имущества

  • представляется в специализированный депозитарий фонда и Банк России.

Договор на проведение оценки имущества, предусмотренного настоящим пунктом,

  • может заключаться только с физическими и юридическими лицами, которые отвечают требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и
  • не являются аффилированными лицами негосударственного пенсионного фонда, его управляющей компании (управляющих компаний), специализированного депозитария и аудиторской организации, с которой заключен договор на проведение обязательного аудита.

При этом оценка имущества должна осуществляться

  • при его приобретении, а также
  • не реже одного раза в год, если иная периодичность не установлена нормативными актами Банка России.

Лицо, с которым заключен договор на проведение оценки имущества негосударственного пенсионного фонда, предусмотренного настоящим пунктом,

  • несет ответственность перед негосударственным пенсионным фондом за причиненные ему убытки, возникшие в связи с использованием итоговой величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете, подписанном этим лицом.

7. Негосударственный пенсионный фонд заключает с управляющей компанией договор доверительного управления,

  • обязательные условия которого устанавливаются Банком России.

9. Правила размещения средств пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда,

  • в том числе установление особенностей в зависимости от принятого негосударственным пенсионным фондом способа формирования и учета пенсионных резервов и порядок осуществления контроля за их размещением

устанавливаются Банком России.

10. Негосударственный пенсионный фонд, осуществляющий деятельность по обязательному пенсионному страхованию,

  • не вправе самостоятельно инвестировать средства пенсионных накоплений.

11. Результаты инвестирования средств пенсионных накоплений учитываются негосударственным пенсионным фондом

  • на пенсионных счетах накопительной части трудовой пенсии (с 1 января 2015 года - пенсионных счетах накопительной пенсии)
  • в порядке, установленном Банком России.

12. Результаты от размещения средств пенсионных резервов учитываются негосударственным пенсионным фондом

  • при формировании обязательств перед вкладчиками и участниками негосударственного пенсионного фонда
  • в порядке, установленном Банком России.

13. Оплата расходов негосударственного пенсионного фонда, связанных с размещением средств пенсионных резервов и инвестированием средств пенсионных накоплений,

  • производится соответственно из средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда.

14. Негосударственный пенсионный фонд и управляющая компания обязаны

  • представлять специализированному депозитарию копии всех первичных документов в отношении средств пенсионных резервов и средств пенсионных накоплений негосударственного пенсионного фонда,
  • а также в отношении активов, в которые размещены или инвестированы указанные средства.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) – это некоммерческая организация, которая служит альтернативой ПФР. Граждане могут перевести в нее свои пенсионные накопления, чтобы руководство фонда инвестировало их в различные проекты и получало прибыль. Чем больше прибыли получает НПФ от инвестиций, тем выше доход граждан, переведших свою пенсию в этот фонд.

Деятельность НПФ регламентируется ФЗ «О НПФ», который был принят Госдумой 08.04.1998. Совет Федерации одобрил данный законодательный акт 22.04.1998.

Бесплатно по России

О чем говорит 75 ФЗ о негосударственных пенсионных фондах

Данный закон служит для регулирования правовых, экономических, социальных отношений, которые возникают при формировании предприятия, ведении ими деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО), а также определяет порядок, по которому государство контролирует их работу.


Основные понятия

В федеральном законе применяются следующие понятия:

  1. Договор НПО – договор между фондом и вкладчиком, соответственно с которым последний обязуется делать взносы в НПФ, а организация обязуется предоставить ему НПО.
  2. Договор об обязательном пенсионном страховании (ОПС) – договор между НПФ и гражданином, соответственно с которым НПФ обязуется назначить и выплатить ему пенсионное обеспечение, когда наступит страховой случай.
  3. Вкладчик – физлицо либо юрлицо, которое является участником договора НПО и делает взносы в НПФ.
  4. Страхователь – физлицо либо юрлицо, которое обязано делать взносы на пенсионное обеспечение своего работника.
  5. Участник – физлицо, которому, соответственно с соглашением, выплачивается НПО. Участник также может быть вкладчиком.
  6. Застрахованный – физлицо, которое заключило соглашение об ОПС.
  7. Пенсионный взнос – деньги, которые уплачиваются вкладчиком в пользу участника соответственно с условиями соглашения.
  8. Пенсионная схема – комплекс правил, по которым уплачиваются взносы и выплачивается НПО.
  9. Выкупная сумма – деньги, которые выплачиваются НПФ участникам фонда или переводятся в другую организацию при аннулировании соглашения.
  10. Пенсионные резервы – деньги, которые находятся в распоряжении НПФ и предназначаются для выполнения организацией обязанностей перед участниками.
  11. Портфель инвестиций УК – активы, которые сформированы за счет пенсионных накоплений, предоставленных УК в доверительное управление от НПФ.
  12. Актуарий – лицо, которое соответствует нормам, определенным для лиц, занимающихся актуарным оцениванием работы предприятия.
  13. Единоразовая выплата – сумма, предоставляемая застрахованным гражданам за счет накоплений.

Основные положения

Основные положения закона, касающиеся деятельности фонда, заключаются в том, что он должен следовать таким принципам в своей работе:

  1. Знакомство участников с правилами организации.
  2. Ведение учета информации о каждом участнике.
  3. Бесплатное предоставление раз в 12 месяцев всем участникам сведений о состоянии их индивидуальных лицевых счетов (ИЛС).
  4. Выплата НПО соответственно с условиями соглашения.
  5. Соблюдение норм, устанавливаемых Центробанком.
  6. Организация системы управления рисками, которые связаны с работой по НПО и ОПС.
  7. Определение цены активов, которые составляют пенсионные резервы, по правилам, которые устанавливаются Центробанком.

75 ФЗ и создание НПФ

Процедура создания предприятия подчиняется следующим правилам:

  1. Фонд должен относиться к ОАО.
  2. Предприятия создается в порядке, предусмотренном законодательными актами об ОАО.
  3. Акционеры располагают правом управлять работой предприятия. НПФ может осуществлять выпуск только обычных акций.
  4. Предприятия отвечает по собственным обязательствам всем своим имуществом.
  5. Предприятие не отвечает по обязательствам акционеров.
  6. Фондовые акции, которые размещены при создании НПФ, должны целиком оплачиваться учредителями перед тем, как в Центробанк будет подано ходатайство на оформление лицензирующего документа.
  7. Фонд не имеет права проводить операции с векселями и предоставлять кредиты.
  8. Оплачивать фондовые акции посредством зачета финансовых требований к НПФ нельзя.
  9. Размещение организацией ценных бумаг выполняется соответственно с законодательными актами РФ, касающимися ОАО и рынка ценных бумаг.

Об учредителях

Учредительным документом фонда считается устав. Утверждение устава осуществляется учредителями. Дополнительно к информации, которая предусмотрена ФЗ от 26.12.1995 г. номер 208 «Об ОАО», фондовый устав должен включать в себя:

  • полное название организации, которое содержит слова «негосударственный пенсионный фонд», и укороченное, включающее в себя аббревиатуру «НПФ»;
  • указание на особый характер работы;
  • указание на максимально возможную долю от прибыли, которая получена организацией от размещения средств пенсионных резервов и вложения денег и переводится на ее счет;
  • указание на создание попечительского совета, в состав которого включены представители каждой категории участников фонда.

Функции НПФ

Основные функции фонда заключаются в следующем:

  1. Разработка правил фонда.
  2. Заключение пенсионных соглашений и соглашений об ОПС.
  3. Аккумулирование взносов и накоплений.
  4. Ведение ИЛС НПО.
  5. Информирование участников о состоянии ИЛС.
  6. Заключение соглашений с другими компаниями об оказании услуг.
  7. Определение стратегии инвестирования.
  8. Формирование пенсионных резервов, размещение этих резервов.
  9. Организация инвестиционной деятельности.
  10. Заключение соглашений с управляющими компаниями (УК), специальными депозитариями, иными субъектами и участниками отношений по НПО и ОПС.
  11. Рассмотрение отчетов УК и депозитариев.
  12. Расторжение соглашений с УК и депозитариями.
  13. Ведение бухучета и налогового учета.
  14. Осуществление актуарных расчетов.
  15. Оформление и предоставление выплат НПО участникам.

Статья о вкладчиках

Вкладчики вправе:

  • требовать от фонда исполнять обязательства по пенсионному соглашению в полном объеме;
  • представлять перед организацией собственные интересы, опротестовывать ее действия по правилам, которые установлены законами России;
  • требовать от организации предоставления выкупных сумм либо их отправки в другую организацию.

Участники вправе:

  • требовать от фонда выполнения обязательств по предоставлению НПО, соответственно с пенсионным соглашением;
  • получать НПО соответственно с заключенным соглашением;
  • требовать от фонда изменить условия НПО;
  • требовать от фонда выплатить выкупные суммы либо перевести их в другой НПФ/ПФР.

Застрахованные вправе:

  • требовать от организации выполнения обязательств по соглашению об ОПС;
  • получать накопительную пенсию;
  • получать минимум раз в 12 месяцев сведения о состоянии собственного ИЛС (бесплатно);
  • максимум раз в 12 месяцев оформлять новое соглашение об ОПС с другим НПФ либо оформлять ходатайство о переводе накоплений в ПФР;
  • требовать от организации перевести деньги либо часть денег маткапитала, которые направлены на образование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, в ПФР;
  • получать единоразовую выплату в ситуациях, которые предусмотрены ФЗ «О правилах финансирования выплат за счет пенсионных накоплений»;
  • получать уведомление о том, что наступил страховой случай.

О досрочном пенсионном обеспечении

Досрочное НПО выполняется вкладчиком, который является нанимателем гражданина, работающего во вредных или опасных условиях.

В пенсионном соглашении досрочного НПО прописываются:

  • наименования участников;
  • информация о предмете соглашения;
  • тип пенсионной схемы;
  • права и обязательства участников;
  • основания для назначения пенсии;
  • ответственность участников за невыполнение собственных обязанностей;
  • правила и условия аннулирования соглашения;
  • правила, по которым регулируются спорные ситуации;
  • реквизиты участников.


Заключение

ФЗ номер 75 – главный законодательный акт, регламентирующий деятельность НПФ. Данный закон регулярно подвергается небольшим изменениям, что стоит учитывать при рассмотрении положений этого ФЗ. С его нормами и понятиями будет полезно ознакомиться людям, которые планируют начать делать взносы на свою пенсию в НПФ.

Читайте также: