Пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования относятся

Страховые фонды – это государственные органы, основная функция которых заключается в управление и руководстве обособленными видами государственного общеобязательного социального страхования. Задача страховых фондов состоит в следующем:

  • собирать и аккумулировать страховые взносы;
  • контролировать целевое использование денежных средств;
  • обеспечивать своевременное финансирование страховых выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию;
  • осуществлять ряд других функций, законодательно утвержденных Уставом (Положением).


Система государственного страхования в Российской Федерации состоит из основных внебюджетных фондов:

  • Фонд обязательного медицинского страхования;
  • Фонд социального страхования;
  • Фонд пенсионного страхования.

Деятельность страховых фондов регулируется рядом федеральных законов, нормативными актами и Бюджетным кодексом Российской Федерации. Формирование активов страховых фондов происходит за счет уплаченных страховых взносов, поступающих на расчетные счета территориальных фондов. Первоочередной задачей страховых фондов является покрытие возникающих расходов для населения при наступлении страховых событий, предусмотренных положениями конкретно каждого фонда страхования. Страховые фонды выступают гарантом в обеспечении прожиточного минимума гражданам Российской Федерации.

Фонд обязательного медицинского страхования

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) является составной частью в государственном социальном страховании, который призван осуществлять государственную деятельность в сфере обязательного медицинского страхования населения. В своей деятельности ФОМС руководствуется Конституцией Российской Федерации, другими законодательными актами, постановлениями, распоряжениями и уставом ФОМС.

Федеральный Фонд ОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение. ФОМС относится к юридическим лицам, обладает обособленным имуществом, ведет самостоятельный баланс, имеет открытые счета в Центральном Банке Российской Федерации и прочих коммерческих кредитных организациях.

Основной сутью деятельности Федерального фонда ОМС является аккумулирование денежных средств, направленных в последующем на страхование медицинского обслуживания, как для работающей части населения, так и неработающей. ФОМС финансирует деятельность медицинских учреждений.


Фонд социального страхования

Фонд социального страхования (ФСС) осуществляет государственную политику в сфере социального страхования граждан Российской Федерации. Денежные средства, аккумулированные ФСС РФ, принадлежат государству, не подлежат изъятию и входят в бюджетный состав.

Фонд социального страхования Российской Федерации объединяет следующую структуру:

  • Центральный аппарат;
  • Региональные отделения;
  • Центральные отраслевые отделения;
  • Филиалы отделений фонда.

Основным направлением деятельности Фонда является социальная защита населения, независимо от материального положения каждого гражданина Российской Федерации, а именно:

  • выплата пособия по беременности (и родам), временной нетрудоспособности;
  • пособие при рождении ребенка и достижения им возраста полутора лет;
  • пособие на погребение;
  • оплата санаторно-курортного лечения;
  • прочее.

Законодательно определено, что в фонд социального страхования поступают перечисления обязательных страховых взносов от юридических лиц (работодателей) РФ по установленным тарифам. Тарифы едины на всей территории Российской Федерации.


Региональные отделения фонда социального страхования

Региональные отделения ФСС являются неотъемлемой составной частью Федерального фонда социального страхования. Деятельность региональных отделений направлена на развитие социального страхования в своем регионе, а так же на обеспечение возможности гражданам РФ воспользоваться государственной социальной помощью при наступлении страхового события.

Фонд пенсионного страхования

Фонд пенсионного страхования Российской Федерации образован в государственных целях по управлению финансами в пенсионном обеспечении в РФ. Средства фонда относятся к государственной собственности, не подлежат изъятию и не являются бюджетной составляющей.

Основными источниками в формировании Пенсионного фонда России являются:

  • поступающие страховые взносы от работодателей РФ;
  • ассигнования из ФБ (Федерального бюджета) РФ;
  • возмещение выплат от Государственного фонда занятости населения РФ;
  • штрафы, пени, неустойки;
  • добровольные взносы граждан РФ.

Аккумулированные денежные средства Фонда пенсионного страхования направлены:

  • на выплату государственных пенсий;
  • выплату материальной помощи нетрудоспособным и престарелым гражданам через органы социальной защиты;
  • выплату пособия на ребенка от полутора лет;
  • прочие социальные выплаты, связанные улучшением благосостояния населения РФ.

3.5. Государственные внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды – представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или местных органов власти и имеющих целевые назначения. В зависимости от целевого назначения они делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления государственные и региональные.

К социальным фондам относят: пенсионный фонд, фонд обязательного социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

К экономическим – дорожные фонды, фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

Эти фонды создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;

- определение собственных источников дохода.

К доходам внебюджетных фондов относятся:

- специальные целевые налоги и сборы;

- отчисления от прибыли предприятий, учреждений, организаций;

- прибыль от коммерческой деятельности учрежденных фондом предприятий;

Через внебюджетные фонды осуществляется обязательное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование – часть государственной формы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством РФ социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:

- дотации, другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ;

- штрафные санкции и пеня;

- денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам;

- доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования;

- иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.

Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются:

1) оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) пособие по временной нетрудоспособности;

6) пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;

7) пособие по беременности и родам;

8) ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

9) пособие по безработице;

10) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

11) единовременное пособие при рождении ребенка;

12) пособие на санаторно-курортное лечение;

13) социальное пособие на погребение;

14) оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.

Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Они не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат.

В состав государственных внебюджетных фондов входят:

- пенсионный фонд РФ;

- фонд социального страхования РФ;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд (28% с ФОТ входит в состав единого социального налога)

Средства ПФР направляются на:

- выплату в соответствии с действующим на территории РФ законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы РФ;

- выплату пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет;

- оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;

- финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов;

- другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР.

1. Трудовая пенсия, начисляется при выполнении двух условий – возраст (м – 60 лет, ж – 55 лет) и стаж (м – 25 лет, ж – 20 лет). За каждый год работы свыше пенсионного стажа – начисляется 1%, но не более 20% дополнительно.

2. Социальная пенсия – выплачивается при достижении пенсионного возраста, размер социальной пенсии равен минимальной пенсии.

Руководство фондом осуществляет правление и его постоянно действующий орган – исполнительная дирекция. Ей подчиняются отделения в республиках в составе РФ. В городах и районах имеются уполномоченные отделения фонда.

Фонд социального страхования (4% с ФОТ входит в состав единого социального налога; по категориям взносы «от несчастных случаев»)

Основными задачами Фонда являются:

- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;

- санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;

- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;

- разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов на государственное социальное страхование;

- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;

- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.

Руководство деятельностью Фонда социального страхования осуществляется его председателем.

Для обеспечения деятельности создается центральный аппарат, а в региональных и центральных отраслевых отделениях и филиалах – аппараты органов Фонда социального страхования.

Фонд обязательного медицинского страхования (терр. 3,4%; федер. 0,2% с ФОТ входит в состав единого социального налога)

Основными задачами Федерального фонда являются:

1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;

2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования;

3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.

Территориальный фонд:

1) аккумулирует финансовые средства Территориального фонда на обязательное медицинское страхование граждан;

2) осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (далее – страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда;

3) осуществляет финансово-кредитную деятельность по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;

4) выравнивает финансовые ресурсы городов и районов, направляемые на проведение обязательного медицинского страхования;

5) предоставляет кредиты, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;

6) накапливает финансовые резервы для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования;

7) разрабатывает правила обязательного медицинского страхования граждан на соответствующей территории;

8) осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств, направляемых на обязательное медицинское страхование граждан;

9) согласовывает совместно с органами исполнительной власти, профессиональными медицинскими ассоциациями тарификацию стоимости медицинской помощи, территориальную программу обязательного медицинского страхования населения и вносит предложения о финансовых ресурсах, необходимых для ее осуществления;

10) вносит предложения о страховом тарифе взносов на обязательное медицинское страхование;

11) согласовывает с органами государственного управления, местной администрацией, профессиональными медицинскими организациями, страховщиками тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию;

12) осуществляет взаимодействие с Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и другими территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

13) предоставляет Федеральному фонду обязательного медицинского страхования информацию о финансовых ресурсах системы обязательного медицинского страхования и другую информацию в пределах своей компетенции;

14) проводит разъяснительную работу по вопросам, относящимся к компетенции Территориального фонда;

15) осуществляет другие мероприятия по организации обязательного медицинского страхования граждан.

Дорожный фонд:

На территории Российской Федерации финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых внебюджетных средств (за исключением налогов, собираемых на территориях закрытых административно-территориальных образований), концентрируемых в дорожных фондах субъектов РФ (далее – территориальные дорожные фонды).

Целевые внебюджетные средства дорожных фондов образуются за счет:

- налога на пользователей автомобильных дорог (1%);

- налога с владельцев транспортных средств (в зависимости от вида транспортного средства);

- акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан.

В дорожные фонды могут направляться также средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов, а также из других источников (включая ассигнования из бюджетов РФ).


Автор статьи — Аналитик-эксперт Контур.Бухгалтерии

Содержание статьи

  • Кто платит страховые взносы
  • Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами
  • Предельная база для начисления страховых взносов
  • Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году
  • Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021году

Кто платит страховые взносы

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Любой работодатель каждый месяц платит различные страховые взносы с выплат своим сотрудникам. Если они работают по трудовому договору, то это взносы:

  • в Пенсионный фонд России (в ПФР);
  • в Фонд медицинского страхования (в ФФОМС);
  • на социальное страхование от болезней и травм или по материнству (в ФСС).
  • на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний (тоже в ФСС).

Также взносы платятся с выплат тем сотрудникам, которые оформлены в компании по гражданско-правовым договорам:

  • в ПФР;
  • в ФФОМС;
  • на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, если это прописано в договоре.

Мы поговорим о взносах за сотрудников на пенсионное, медицинское страхование и страхование от болезней и травм или по материнству. Они регламентируются главой 34 НК РФ. О страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний читайте в ФЗ от 24.07.98 N 125-ФЗ.

Выплаты, подлежащие обложению страховыми взносами


Страховыми взносами облагаются выплаты сотрудникам исходя из трудовых отношений и согласно гражданско-правовым договорам по выполнению работ, оказанию услуг и авторским заказам.

Выплаты, с которых взносы не уплачиваются, перечислены в ст. 422 НК РФ:

  1. Государственные и социальные пособия;
  2. Компенсационные выплаты при увольнении, выплаты по возмещению вреда, оплате жилья или питания, оплате спортивной или парадной формы, выдаче натурального довольствия и т.д.;
  3. Призы, доплаты к пенсии бывших сотрудников и стипендии по ученическим договорам;
  4. Полевое довольствие;
  5. Суммы единовременной материальной помощи, например, при рождении или усыновлении ребенка, при потере члена семьи, при стихийном бедствии и других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Доходы, помимо оплаты труда, полученные членами общин коренных малочисленных народов от реализации продукции традиционного промысла;
  7. Страховые платежи по обязательному и добровольному личному страхованию;
  8. Оплата обучения сотрудников, связанная с профессиональной необходимостью;
  9. Другие компенсации и выплаты.

Предельная база для начисления страховых взносов

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Взносы в ПФР и ФСС ограничены предельными базами для начисления взносов, которые ежегодно индексируются исходя из роста средней зарплаты:

Предельная база для взносов в ПФР в 2020 году — 1 292 000 рублей.

Предельная база для взносов в ПФР в 2021 году — 1 465 000 рублей.

Предельная база рассчитывается исходя из дохода работника нарастающим итогом. Как только его доход за год достигнет предельной базы — в дальнейшем взносы нужно платить по новым правилам. При выплате взносов по основному тарифу при превышении этой базы взносы уплачиваются по уменьшенной ставке — 10%. Если организация на льготном тарифе, то при превышении взносы не платятся.

Предельная база для взносов в ФСС в 2020 году — 912 000 рублей.

Предельная база для взносов в ФСС в 2021 году — 966 000 рублей.

Если база превышена, то взносы платить не нужно.

Для взносов на ОМС и травматизм предельная база не устанавливается, поэтому весь доход, полученный работником, облагается взносами.

Тарифы страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Рассмотрим основные тарифы страховых взносов за работников в 2020 и 2021 году. Они остаются неизменными:

  1. На обязательное пенсионное страхование — 22 %.
  2. На обязательное медицинское страхование — 5,1 %.
  3. На случай временной нетрудоспособности и материнства — 2,9 %;
  4. На травматизм — от 0,2 % до 8,5 % в зависимости от класса профессионального риска, присвоенного основному осуществляемому виду деятельности.

В таблице указаны специальные пониженные тарифы взносов для некоторых категорий плательщиков, установленные в 2020 и 2021 году.

В 2021 году большинство работодателей на УСН будут платить взносы по общему тарифу в 30 %, так как переходный период подошел к концу. До 2024 года льготной ставкой в 20 % смогут пользоваться благотворительные и некоммерческие организации на УСН.

С 2020 года на основные тарифы перешли еще несколько категорий страхователей:

  • хозяйственные общества и партнерства, которые применяют или внедряют результаты интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат их участникам или учредителям — бюджетным или автономным научным учреждениями либо образовательным учреждениям высшего образования;
  • организации и предприниматели, которые осуществляют технико-внедренческую деятельность и платят сотрудникам, работающим в технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
  • организации и ИП, заключившие соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, которые платят сотрудникам, ведущим эту деятельность в особых экономических зонах.

С 2020 года эти категории платят взносы по общему тарифу — 30%, а при превышении предельной базы для начисления взносов на обязательное пенсионное страхование не отменяют уплату, а снижают процент взносов в ПФ до 10%.

Сроки уплаты страховых взносов в 2020 и 2021 году

Простой и удобный расчет страховых взносов в онлайн-сервисе Контур.Бухгалтерия!

Страховые взносы перечисляются в ИФНС за каждый месяц до 15-го числа последующего месяца. Если последний день уплаты — выходной или праздничный, то уплатить взносы можно в ближайший рабочий день. Со взносами на травматизм порядок аналогичный, но уплачивать их надо по-прежнему в ФСС.

Предприниматели уплачивают страховые взносы за себя в другие сроки. Взносы за прошедший год нужно уплатить до его окончания или в ближайший следующий рабочий день. За 2019 год деньги перечисляйте в налоговую до 31 декабря, а если ваш доход превысил 300 000 рублей, то сумму доплаты переведите в ИФНС до 1 июля 2020 года.

Автор статьи: эксперт Контур.Бухгалтерии Наталья Потапкина

Ведите учет в Контур.Бухгалтерии — удобном онлайн-сервисе для расчета зарплаты и отправки отчетности в ФНС, ПФР и ФСС. Сервис подходит для комфортной совместной работы бухгалтера и директора.

Что такое «ФНС», «ФСС», «ПФР», «ФФОМС», «Росприроднадзор» и другие, и что я им должен?

Часто начинающие предприниматели задают вопросы: как избежать проблем с регулирующими органами?

Для того чтобы не знать с ними проблем, для начала нужно как минимум знать, какие вообще существуют надзорные, регулирующие и контролирующие органы.

В настоящее время полномочия по государственному контролю и инспектированию деятельности хозяйствующих субъектов в РФ предоставлены таким государственным органам, как:

1. Федеральная налоговая служба (ФНС) – это первый и главный орган, с которым знакомится любая фирма (как юридическое лицо, так и индивидуальный предприниматель).

Помимо сбора налогов, на налоговые органы возложены функции:
регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
регистрации и контроля за применением контрольно-кассовой техники;
учета всех налогоплательщиков, ведения Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и Единого государственного реестра налогоплательщиков;
приостановления операций по счетам налогоплательщика при нарушении законодательства о налогах и сборах, и др.

2. Фонд социального страхования, или ФСС — один из трех внебюджетных фондов, наделенных полномочиями по
Если у Вас ООО, то Вам придется столкнуться с ФСС в любом случае: даже если деятельность не ведется, вы обязаны ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме 4-ФСС. Если же деятельность ведется, то, помимо сдачи отчетности, необходимо ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.

Если же Вы – индивидуальный предприниматель, то Вам общение с ФСС предстоит только в случае, если у Вас будут наемные работники: с момента появления у Вас первого наемного работника необходимо в течение 10 дней зарегистрироваться в ФСС в качестве работодателя, и в дальнейшем – ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме 4-ФСС и ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.
Если же у вас нет наемных работников, то ничего платить «за себя» индивидуальному предпринимателю в ФСС не нужно, только если он не решил добровольно застраховать себя в ФСС и уплачивать взносы в добровольном порядке. Отчетности у ИП без наемных работников в ФСС никакой нет.

В каких же еще случаях Вам предстоит общение с ФСС?

Страховой случай

Что делаете вы как работодатель?

Что делает ФСС?

Болезнь работника / болезнь члена семьи работника

Выплачиваете пособие по временной нетрудоспособности

Возмещает Вам выплаченное пособие (частично)

Выплачиваете пособие по беременности и родам

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Уход за ребенком

Выплачиваете единовременное пособие по уходу за ребенком

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Выплачиваете ежемесячное пособие по уходу за ребенком на протяжении полутора лет

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Смерть работника или несовершеннолетнего члена его семьи

Выплачиваете социальное пособие на погребение

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

Несчастный случай на производстве, произошедший с вашим работником

Выплачиваете пособие по временной нетрудоспособности

Возмещает Вам выплаченное пособие (полностью)

3. Пенсионный фонд РФ, или ПФР – государственный внебюджетный фонд РФ, созданный для управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан на получение пенсий.
Отношения организаций с ПФР аналогичны отношениям с ФСС: юридическое лицо, даже не ведущее деятельность, обязано ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме РСВ-1. Если же деятельность ведется, то, помимо сдачи отчетности, необходимо ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.

Если же Вы – индивидуальный предприниматель, то Вам общение с ПФР предстоит в 2 случаях:

1. Если нет наемных работников, Вам в любом случае нужно уплачивать взносы в ПФР и ФФОМС «за себя», даже если деятельность не ведется – см.статьи Налоги и отчетность у ИП и Фиксированные взносы ИП: что это и сколько?). Отчетности у ИП без сотрудников никакой нет;

2. Если у Вас будут наемные работники, то с момента появления у Вас первого наемного работника необходимо в течение 30 дней зарегистрироваться в ПФР в качестве работодателя, и в дальнейшем ежеквартально (4 раза в год) сдавать отчетность по форме 4-ФСС и ежемесячно (до 15 числа следующего месяца) уплачивать страховые взносы за своих работников.

А также любому работодателю общение с ПФР предстоит в случае выхода его сотрудников на пенсию.

4. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) — внебюджетный фонд, созданный для обеспечения бесплатного медицинского обслуживания всех граждан РФ.

В настоящее время юридические лица и ИП не контактируют напрямую с этим фондом, однако уплачивают в ФФОМС страховые взносы в размере 5,1% от начисленной заработной платы работников. Отдельная отчетность специально для ФФОМС не предусмотрена: суммы начисленных и уплаченных взносов отражаются в отчете РСВ-1, который сдается в ПФР.

А индивидуальные предприниматели должны уплачивать фиксированные взносы в ФФОМС, которые составляют 3 650,58 руб. в 2015 г. (см. статью Фиксированные взносы ИП: что это и сколько?).

5. Росприроднадзор, или Федеральная служба по надзору в сфере природопользования Министерства природных ресурсов РФ – это орган исполнительной власти РФ, осуществляющий функции по надзору в сфере природопользования, а именно — осуществляет контроль и надзор за использованием и охраной недр; за состоянием, охраной и защитой лесного фонда, водных объектов, объектов животного мира; за использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за соблюдением законодательства в области охраны морской среды.

Казалось бы, все перечисленное выше не имеет к Вам никакого отношения? Тем не менее, любая организация – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель – выступает в отношениях с Росприроднадзором в роли природопользователя, который обязан ежеквартально (4 раза в год) вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и ежеквартально (4 раза в год) сдавать Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (подробнее см. статью «У меня нет даже офиса! Что еще за плата за экологию?!»).

Вот четыре основных органа государственного контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов, которые вправе интересоваться финансово-хозяйственной деятельностью абсолютно любого субъекта предпринимательской деятельности.
Однако существует еще целый ряд узкоспециализированных регуляторов, которым Вы будете интересны в зависимости от осуществляемого вами вида деятельности.

Примеры таких органов:

6. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) – орган исполнительной власти, с которой может столкнуться в процессе своей деятельности практически любой бизнес. Полномочия данной службы достаточно широки:

— контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках;
— защиты конкуренции на рынке финансовых услуг;
— контроль цен на продукты питания;
— контроль цен на топливо;
— контроль за размещением заказов при проведении открытых аукционов в электронной форме;
— контроль за соблюдением законодательства о рекламе,
— контроль за осуществлением иностранных инвестиций.

7. Федеральная таможенная служба (ФТС). Общения с этой службой Вам не миновать при осуществлении внешнеэкономической деятельности.

8. Федеральная миграционная служба (ФМС) будет интересна вам, а вы – ей, если у вас есть иностранцы среди наемных работников.

9. Федеральная служба по тарифам (ФСТ). Вы столкнетесь с этой службой и с ее региональными представительствами (в лице Департамента по тарифам) только в случае, если вы являетесь субъектом естественных монополий и осуществляете деятельность в области электроснабжения, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, транспортировки нефти, газа по магистральным трубопроводам, занимаетесь перевозками в сфере железнодорожного транспорта, оказываете услуги портов, аэропортов и транспортных терминалов… В общем, в этом списке Вы вряд ли себя нашли.

10. Росфинмониторинг, или Федеральная служба по финансовому мониторингу. Регулирует отношения в рамках 115-ФЗ от 07.08.2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Кому же предстоит знакомство с данной службой? Эти субъекты перечислены в статье 5 федерального закона № 115-ФЗ:

— кредитные организации;
— профессиональные участники рынка ценных бумаг;
— страховые организации и страховые брокеры;
— лизинговые компании;
— организации федеральной почтовой связи;
— ломбарды;
— организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения;
— организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
— управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;
— организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
— операторы по приему платежей;
— коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов;
— кредитные потребительские кооперативы, в том числе сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы;
— микрофинансовые организации;
— общества взаимного страхования;
— негосударственные пенсионные фонды, имеющие лицензию на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;
— операторы связи, имеющие право самостоятельно оказывать услуги подвижной радиотелефонной связи.

11. Роспотребнадзор, или Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Наиболее частые претенденты на встречу с этим органом — это те, кто непосредственно работает с населением: оказывает ему услуги, в том числе бытовые, занимается реализацией лекарств, продуктов питания и непродовольственных товаров, оказывает услуги общественного питания и др.).
Что проверяет Роспотребнадзор:
— Техническую документацию предприятия на предмет соответствия ее санитарно-гигиеническим, эпидемиологическим нормам.
— Наличие санитарных книжек, документов об образовании.
— Исследование профессиональных вредностей, действующих на сотрудников.
— Проверка хранения, реализации и производства продукции на предмет соответствия ее санитарно-гигиеническим нормам.
— Соответствие площади предприятия предлагаемому ассортименту продукции.
— Исследование помещений предприятия на предмет вентиляции, загрязненности, освещения и некоторых других показателей.
— Исследование производственного инвентаря, технологии приготовления, хранения и реализации пищевых продуктов.
— Предоставление гарантий потребителям, правильное оформление договоров об оказании услуг.
— Документация по проведению текущей и генеральной дезинфекции помещения и оборудования.
— Четкие ценники на товарах с указанием точной цены, срока изготовления и срока годности товара, подписи ответственных лиц с указанием даты.
— Измерение освещенности, температуры воздуха, влажности в помещениях.
— Исследование сроков хранения и реализации товаров.
— Предоставление потребителю полной и адекватной информации о препарате путем нанесения ее на ценник.

Этот перечень не является исчерпывающим: в своей деятельности вы можете встретить Россельхознадзор, Росздравнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения), Роскомнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций), Росреестр (Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии), Росалкогольрегулирование (Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка), Государственную инспекцию труда и других. Ну и, конечно же, не забывайте о полиции, прокуратуре и о пожарной инспекции.

Не хотите общаться с регулирующими и надзорными органами?
Обращайтесь, и это сделаем за Вас мы

Правовой основой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначально являлся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовые акты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социально­го назначения. С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу (отменен).

В Российской Федерации к фондам социального назначения от­носятся: 1) Пенсионный фонд РФ (ПФ); 2) Фонд социального страхования РФ (ФСС); 3) Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государствен­ный фонд занятости населения РФ (ГФЗН).

Эти фонды призваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации на получение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, на охрану здоро­вья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т. п.

Крупнейшим из внебюджетных фондов России является Пенсион­ный фонд РФ. Его бюджет — второй по величине после федерального бюджета РФ и составляет около 50% федерального бюджета.

Пенсионный фонд РФ был образован постановлением Верховно­го Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Фе­дерации. Он является самостоятельным финансово-кредитным учре­ждением, выполняющим отдельные банковские операции. Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственной собст­венностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.

Главными задачами Пенсионного фонда РФ являются:

  • выплаты в соответствии с действующим на территории Россий­ской Федерации законодательством, межгосударственными и между­народными договорами государственных пенсий в виде трудовых, во­енных и социальных пособий, а также пенсии по инвалидности, в том числе гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
  • пособий по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потерю кормильца, компенсацион­ных выплат;
  • организация и ведение индивидуального (персонифицированно­го) учета застрахованных лиц в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифициро­ванном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организацию и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Государственная пенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарности поколений рабо­тающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в России де­мографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на рабо­тающее население. В этих условиях государство стремится поднять уровень государственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет к выравниванию государственных пенсий и ослаб­лению стимулов к их «зарабатыванию».

Общее руководство Пенсионного фонда осуществляется правле­нием, оперативное управление — исполнительной дирекцией. В субъ­ектах Российской Федерации органами оперативного управления яв­ляются отделения Пенсионного фонда, а в городах и районах — уполномоченные отделения.

Правление Пенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределение средств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов и расходов в отделени­ях и уполномоченных отделениях Пенсионного фонда.

Введение индивидуально-персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования обусловлено следующими факторами: 1) созданием условий для назначения пенсии в соответ­ствии с результатами труда каждого застрахованного лица; 2) обес­печением достоверности сведений о стаже и заработке, определяю­щих размер пенсии при ее назначении; 3) созданием информацион­ной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства, для назначения пенсии на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; 4) развитием заинте­ресованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ; 5) созданием условий для контроля за уп­латой страховых взносов застрахованными лицами; 6) упрощением порядка и ускорением процедуры назначения государственных тру­довых пенсий застрахованным лицам.

Индивидуальный учет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующих принципах:

  • единство государственного пенсионного страхования в РФ;
  • всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и учета сведений о застрахованных лицах;
  • доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
  • использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионного обеспечения;
  • соответствие сведений о суммах страховых взносов, представ­ляемых каждым плательщиком для индивидуального учета, сведени­ям о фактически перечисленных этим плательщиком суммах страхо­вых взносов;
  • осуществление индивидуального учета в процессе всей трудо­вой деятельности застрахованного лица.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы выдают каж­дому застрахованному лицу страховое свидетельство государственно­го пенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкет­ные данные.

Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору, получает страховое свидетельство по месту работы. Несовершенно­летние, не достигшие 14 лет, не являются субъектами государствен­ного пенсионного страхования, кроме несовершеннолетних, получаю­щих пенсию по случаю потери кормильца.

Страховые свидетельства государственного пенсионного страхова­ния хранятся у застрахованных лиц. Изменение сведений о застрахо­ванном лице влечет за собой необходимость внесения соответствую­щих изменений в его индивидуальном лицевом счете.

Сведения о застрахованных лицах представляются плательщика­ми страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Работодатели пред­ставляют сведения о всех лицах, работающих у них по трудовому договору, за которых они уплачивают страховые взносы. Сведения передаются в те органы Фонда, в которых эти работодатели зареги­стрированы в качестве плательщиков страховых взносов. Граждане, самостоятельно уплачивающие страховые взносы в Фонд, сами пред­ставляют сведения о себе в органы Фонда по месту своей регистра­ции в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации создан в России в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992 г. №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» и дей­ствует в соответствии с Положением от 12 февраля 1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».

Фонд предназначен для управления средствами государственного страхования. Он выступает в качестве специализированного финан­сово-кредитного учреждения при Правительстве РФ.

Денежные средства и иное имущество, находящиеся в оператив­ном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подве­домственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являют­ся федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не вхо­дят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются феде­ральным законом, а бюджеты региональных и центральных отрасле­вых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотре­ния правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.

В Фонд социального страхования РФ входят следующие испол­нительные органы: 1) региональные отделения, управляющие сред­ствами государственного социального страхования на территории субъектов Российской Федерации; 2) центральные отраслевые отде­ления, управляющие средствами государственного социального стра­хования в отдельных отраслях хозяйства; 3) филиалы отделений, создаваемые региональными и центральными отраслевыми отделе­ниями Фонда по согласованию с председателем Фонда.

Фонд, его региональные и центральные отраслевые отделения яв­ляются юридическими лицами, имеют текущие валютные и иные счета в банках.

Главными задачами Фонда являются:

обеспечение гарантированных государством пособий по времен­ной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по ухо­ду за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также со­циального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслужива­ние работников и их детей;

участие в разработке и реализации государственного программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социально­го страхования.

Фонды обязательного медицинского страхования (далее — ОМС) созданы для реализации государственной политики в области обяза­тельного медицинского страхования в соответствии с Законом РФ от 28 нюня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с 18 янва­ря 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования и деятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября 1991 г.).

Цель медицинского страхования состоит в предоставлении гаран­тий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств, а также в фи­нансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхо­вание осуществляется в Российской Федерации в двух видах: обяза­тельном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование является составной ча­стью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на ус­ловиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

Введение обязательного медицинского страхования означало для государственного здравоохранения переход к смешанной системе фи­нансирования — бюджетно-страховой. Бюджетные средства обеспечи­вают финансирование в части неработающего населения (пенсионе­ры, домохозяйки, учащиеся и т. п.), а внебюджетные средства - ра­ботающих граждан. Страхователями соответственно выступают исполнительные органы субъектов РФ, местного самоуправления (они уплачивают взносы на неработающее население) и хозяйствующие субъекты (организации), а также граждане-предприниматели, не имеющие статуса юридического лица.

Фонды обязательного медицинского страхования являются само­стоятельными государственными некоммерческими финансово-кре­дитными учреждениями. Они предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обес­печение финансовой стабильности государственной системы обяза­тельного медицинского страхования и выравнивания финансовых ре­сурсов на его проведение.

Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхова­ния находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 24 февра­ля 1993 г. Ма4543-1 «О порядке финансирования обязательного меди­цинского страхования граждан на 1993 год» и действует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.

На Федеральный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

  • выравнивание условий деятельности территориальных фондов ОМС по обеспечению финансирования программ обязательного ме­дицинского страхования;
  • финансирование целевых программ в рамках обязательного ме­дицинского страхования;
  • разработка нормативно-методических документов, обеспечиваю­щих реализацию Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»;
  • организация подготовки специалистов для системы ОМС;
  • участие в создании территориальных фондов ОМС и в разра­ботке базовой программы ОМС.

Территориальные фонды ОМС создаются местными органами власти для реализации государственной по­литики в области ОМС как составной части государственного соци­ального страхования. В городах и районах могут создаваться филиа­лы, действующие в соответствии с Положением, утвержденным ис­полнительным директором территориального фонда ОМС.

На территориальный фонд ОМС возложены следующие основные функции:

  • финансирование ОМС, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщи­ками);
  • выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направ­ленное на проведение ОМС;
  • предоставление кредитов, в том числе на льготных условиях, страховщикам при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
  • создание финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;
  • организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в территориальный фонд.

Процесс выравнивания состоит в перераспределении средств в форме суб­венций территориальным фондам ОМС, у которых образуется недостаток собст­венных доходов на покрытие расходов по программе ОМС. При определении раз­меров субвенций применяются следующие оценочные критерии, разработанные правлением Федерального фонда: наличие утвержденной в установленном поряд­ке территориальной программы ОМС и обеспеченность ее источниками финанси­рования.

Для финансирования мероприятий но реализации государственной политики занятости населения с 1992 до 2001 г. существовал Госу­дарственный фонд занятости населения РФ. Он был образован в со­ответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занято­сти населения в Российской Федерации».

Фонд занятости не имел статуса юридического лица, а средства Фонда находились в оператив­ном управлении и распоряжении Федеральной службы занятости на­селения и подведомственных ему территориальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему, включающую фонды заня­тости в городах и районах, на базе которых создавались региональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.

Основными функциями Фонда занятости являлись:

  • профессиональная подготовка и переподготовка граждан, вклю­чая содержание (аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлению органов службы занятости;
  • выплаты пособий по безработице, а также оказание материаль­ной и иной помощи членам семьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временной нетрудоспособности безработным гра­жданам;
  • создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы;
  • организация общественный работ.

Финансовое положение Фонда занятости с 1996 г. характеризова­лось как неудовлетворительное ввиду значительных долгов по соци­альным выплатам населению. Так, например, к началу 1998 г. задол­женность государственного фонда занятости по выплате пособий по безработице, досрочных пенсий, стипендий и т. п. составила более половины всех фактически профинансированных расходов по этой статье.

С 2001 г. финансирование расходов, связанных с выполнением основных функций Государственного фонда занятости, осуществляет­ся через бюджеты разных уровней бюджетной системы РФ.

К экономическим внебюджетным фондам в Российской Федера­ции относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития. Они создают­ся на федеральном уровне по решению органов Федерального Соб­рания России, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне — по решению законодательных (представитель­ных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.

Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за ис­пользованием средств этих фондов до введения в действие Бюджетно­го кодекса РФ (до 1 января 2000 г.) определялись Законом РФ от 15 апреля 1993 г. №4807-1 «Об основах бюджетных прав по форми­рованию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местно­го самоуправления».

Ведомственные внебюджетные фонды создаются на федеральном уровне для финансирования конкретных программ развития отдель­ных отраслей, проведения научно-исследовательских и опытно-конст­рукторских работ, социального и материально-технического обеспече­ния отдельных ведомств. Сроки существования их в Российской Фе­дерации, к сожалению, крайне незначительны, что во многом предопределяется непоследовательностью и противоречивостью соци­ально-экономической политики государства.

Внебюджетные фонды НИОКР формировались за счет добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере до 1,5% себестоимости реализуе­мой продукции (работ, услуг) с отнесением этих расходов на себе­стоимость продукции (работ, услуг) и создавались по согласованию с Министерством науки и технической политики Российской Феде­рации, на которое и был возложен контроль за целевым использованием средств вышеуказанных фондов. Самым крупным по объему аккуму­лируемых финансовых средств среди внебюджетных фондов НИОКР являлся Российский фонд технологического развития.

Региональные внебюджетные фонды характеризуются разнообра­зием форм формирования, исполнения и контроля за использовани­ем средств этих фондов. Во многих регионах РФ вопросы формиро­вания и использования средств внебюджетных фондов находятся полностью в ведении исполнительных органов власти. В то же вре­мя есть регионы, где проекты сметы дохо­дов и расходов внебюджетных фондов, отчеты о ее исполнении рас­сматриваются представительными органами аналогично тому, как рассматривается и сам бюджет.

В последние годы наметилась тенденция по ликвидации внебюд­жетных фондов. Это происходит на всех уровнях бюджетной систе­мы и касается всех видов внебюджетных фондов как экономическо­го, так и социального назначения.

В большей мере данный процесс затронул ведомственные вне­бюджетные фонды. С 1994 г. были консолидированы в бюджетную систему, то есть включены в бюджеты соответствующего уровня в виде целевых бюджетных фондов, федеральный и территориальные дорожные фонды, федеральный и территориальные экологические фонды.

В дальнейшем из внебюджетных в состав бюджетных целе­вых фондов были трансформированы: Фонд развития таможенной системы РФ; Федеральный и территориальные фонды воспроизвод­ства минерально-сырьевой базы; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов; Государственный фонд борьбы с пре­ступностью; Федеральный фонд Министерства по налогам и сборам; Федеральный фонд службы налоговой полиции РФ; Фонд Мини­стерства РФ по атомной энергии.

В Федеральном законе от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ «О бюд­жете на 2001 год» указанные выше федеральные целевые бюджетные фонды были вообще ликвидированы (упразднены).

Читайте также: