Пенсионный фонд рф социальные технологии

Система пенсионного обеспечения в России находится в государственном ведении. Ведущей организацией, которая ответственна за осуществление соответствующих выплат, является Пенсионный фонд России.

Государственные услуги в рамках компетенции ПФР оказываются во всех регионах России. Кроме этого, по линии этой организации пенсию получают граждане иностранных государств, которые, в соответствии с действующим законодательством, имеют право на получение выплат.

Бесплатно по России

Пенсионный фонд назначает денежное содержание не только гражданам преклонного возраста, как это принято думать. Несмотря на то, что на выплату страховых пенсий по старости расходуется большая часть средств фонда, в задачу ПФР входит обеспечение других социально уязвимых категорий граждан – инвалидов и несовершеннолетних, потерявших кормильца.

Как один из крупнейших социальных институтов государства, ПФР имеет разветвленную и сложную структуру, разобраться в которой мы постараемся в рамках этой статьи.

История Пенсионного фонда

1956 год в отечественной истории отмечен знаменитым XX съездом КПСС, где официально был развенчан культ личности Иосифа Сталина, в результате чего были инициированы кардинальные изменения в общественной жизни советского общества. Однако эта дата знаменательна и тем, что с выходом закона «О государственных пенсиях» рабочие и служащие могли рассчитывать на получение ежемесячного денежного пособия по нетрудоспособности в старости.

В то время экономика страны была полностью под контролем государства. Управление организациями и предприятиями на местах осуществлялось в рамках советской плановой доктрины. В этой связи государство, по сути, и было единственным работодателем, поэтому и пенсия выплачивалась за счет бюджета страны.

В конце советской эпохи экономика и система государственного управления оказалась в глубоком кризисе. В этой связи государство дистанцировалось от исполнения своих обязательств в новых условиях. На этом фоне в 1990 году был создан Пенсионный фонд России, который хоть и оставался государственной организацией, однако обладал определенной степенью самостоятельности, а денежные средства, находящиеся в распоряжении ПФР, не входили в состав бюджета какого-либо уровня.

На протяжении последнего десятилетия XX века ПФР испытывал значительные трудности с наполняемостью, однако, по мере улучшения экономической обстановки в стране, пенсионная система стабилизировалась, хотя и активно реформируется, в том числе и в современный период.

Функции пенсионного фонда сегодня

Основной целью ПФР, ради чего и было принято решение о создании фонда, является управление денежными средствами, за счет которых происходит обеспечение пенсионной системы в стране. Это выражается в аккумулировании денежной массы, поступающей в фонд за счет, преимущественно, страховых взносов, и в выплате пенсий гражданам, имеющим на нее право. С этой задачей ПФР справляется и сегодня.

Кроме этого, к функциям этой организации следует отнести:

  • администрирование системы персонифицированного учета;
  • софинасирование отдельных социальных программ;
  • осуществление контроля поступления страховых взносов и надзор за исполнением страхователями их обязанностей по ОПС;
  • выдача сертификатов маткапитала и контроль расходования его средств.

Схема структуры ПФР

Большой объем задач, возложенный на эту организацию, и внушительный штат сотрудников обуславливает сложную организационную структуру.

Проще всего ее представить в виде следующей схемы:


Главным распорядительным органом фонда выступает правление. Руководителем с 2008 года занимает Дроздов А. В. Именно председатель утверждает бюджет фонда, а также принимает ключевые решения по вопросам, связанным с функционированием пенсионной системы.

В состав правления также входят заместители председателя. Каждый из них специализируется на отдельных направлениях деятельности ПФР.

Неотъемлемой частью структуры пенсионного фонда является ревизионная комиссия. К ее задаче относится внутренний аудит, в том числе проверка обоснованности расходования бюджета организации.

Информационный центр появился в структуре ПФР совсем недавно – в 2015 году. Его деятельность направлена на сопровождение электронных систем в организации.

Об исполнительной дирекции

Возглавляет исполнительную дирекцию один из заместителей председателя правления ПФР. Это основная структура, которая определяет характер текущей деятельности фонда.

Функциями исполнительной дирекции являются:

  • определение бюджета ПФР, анализ его доходной и расходной частей;
  • распределение денежных средств по регионам;
  • осуществление учета и отчетности, предоставляемой правлению;
  • составление прогнозов относительно положения пенсионной системы в целом.

Исполнительная дирекция осуществляет надзорную функцию за деятельностью территориальных органов на местах.

Территориальный аппарат

Территориальные органы Пенсионного фонда имеют иерархическую структуру. В их число входят.

Окружные управления

Всего существует 8 окружных управлений. Их число равняется количеству федеральных округов в стране.Основными их задачами являются:

  • надзор за деятельностью региональных отделений
  • планирование работы органов ПФР;
  • координация деятельности управления на местах;
  • осуществление статистического учета на подведомственной территории;
  • участие в формировании и подготовке бюджета фонда.


Территориальные отделения

Территориальные отделения осуществляют свою деятельность в конкретном регионе, где они ответственны за:

  • администрирование страховых взносов;
  • контроль собираемости взносов;
  • ведение персонифицированного учета;
  • осуществление координации отделов на местах.

Руководства и отделы в города и районах (муниципалитетах)

Именно эти низовые структуры территориального аппарата и осуществляют непосредственную работу с гражданами. В обязанности их сотрудников входит:

  • назначение пенсионных выплат, в т. ч. прием соответствующих документов;
  • прием заявлений на маткапитал, выдача сертификатов;
  • доставка пенсий;
  • ведение персонифицированного учета;
  • администрирование страховых взносов;
  • консультирование по вопросам пенсионного обеспечения;
  • обеспечение софинансирования региональных социальных программ.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крайне важной и значимой структурой, деятельность которой затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Для успешной и эффективной работы была разработана эффективная структура, которая, с небольшими изменениями, существует уже практически 30 лет.

Интересное видео

Дополнительную информацию о системе Пенсионного фонда смотрите в видео:


Пенсионный фонд активно внедряет в свою работу цифровые технологии, которые облегчают жизнь гражданам и позволяют решать те или иные вопросы, не выходя из дома. О том, какие услуги ПФР можно получить дистанционно, как изменится начисление пенсии с помощью искусственного интеллекта, как получить скидку в магазинах пенсионерам и гражданам предпенсионного возраста, в интервью ТАСС рассказал глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

— Антон Викторович, Пенсионный фонд в последние годы активно внедряет в свою работу цифровые сервисы. Расскажите о них подробнее.

— В настоящее время в рамках программы "Цифровая экономика" разработаны прототипы так называемых суперсервисов — это глобальные сервисы, которые связаны с различными жизненными ситуациями человека. Например, это рождение ребенка, получение статуса инвалида, выход на пенсию и так далее. В этих случаях гражданин получает сразу весь комплекс услуг, которые предоставляются всеми уровнями власти. То есть не нужно ходить в разные организации, а нужно зайти на Единый портал государственных услуг (ЕПГУ), и там сразу будет представлена вся информация.

Кроме того, благодаря современным технологиям мы активно переходим от заявительного порядка предоставления услуг к проактивному. Сейчас мы реализуем это при беззаявительном назначении разного рода доплат к пенсии, например федеральной социальной доплаты, и дистанционном выборе способа доставки.

А в ближайшем будущем проведем пилотный проект по проактивному назначению страховых и социальных пенсий по инвалидности, а также ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) инвалидам и детям-инвалидам, который позже будет распространен на все субъекты РФ.

— Как вы относитесь к тому, что сейчас все государственные структуры переводят свои услуги в электронный вид?

— На самом деле это современная тенденция, которая развивается из-за растущего спроса со стороны населения. Мы видим, что количество населения, которое общается с нами дистанционно, растет ежегодно в 1,5–2 раза. В связи с этим мы также наращиваем электронные сервисы.

Если посчитать все электронные обращения за услугами ПФР, которые поступили по разным информационным каналам, то в прошлом году это было порядка 80 млн, а за первый квартал этого года — 25 млн.

— На Форуме социальных инноваций регионов, который проходил в Москве с 19 по 21 июня, было подписано двустороннее соглашение между Пенсионным фондом России и компанией Х5 Retail Group. В чем суть этого соглашения?


— В этом году мы занимаемся исполнением законодательства о совершенствовании пенсионной системы и у нас появилась новая категория льготников — это граждане предпенсионного возраста. X5 Retail Group выступила с предложением, чтобы в магазинах сети давали льготы для граждан предпенсионного возраста. Но для этого надо подтверждать их статус, а это может сделать только Пенсионный фонд. У нас внутри системы генерируется реестр предпенсионеров. Эту информацию мы передаем налоговой службе, поскольку они предоставляют налоговые льготы, и субъектам РФ, которые предоставляют льготы по проезду на общественном транспорте, оплате коммунальных услуг, на покупку лекарственных препаратов.

Через личный кабинет ПФР мы можем дать такую информацию и самому гражданину в виде электронного документа, который он может распечатать самостоятельно, либо — о чем идет речь в данном соглашении — подтвердить его статус через специально сгенерированный QR-код в мобильном приложении ПФР. Предъявив смартфон с QR-кодом на кассе магазина сети, можно получить скидку на покупку.

Еще одно соглашение в рамках форума было подписано с РЖД по льготному проезду. Мы сейчас проводим пилотный проект на основе технологии блокчейн. Там три участника — это РЖД, Пенсионный фонд и Минтруд. В реальном времени при продаже льготного билета РЖД формирует реестр лиц, которые воспользовались льготным проездом. Мы подтверждаем статус гражданина как человека, имеющего право на льготный проезд, а Минтруд производит оплату проезда. Благодаря нашему соглашению процедура покупки билетов для льготников будет упрощена. Используя сведения ПФР, система будет сразу же получать информацию, обладает ли покупатель правом на льготный проезд, и предоставлять билеты. В этом году планируем закончить пилотный проект с Северо-Западной пригородной пассажирской компанией, и со следующего года на всех направлениях РЖД будет доступна покупка льготных билетов.

— Антон Викторович, как вы считаете, важно ли проводить подобные форумы?

— Безусловно, потому что тут на одной площадке можно видеть последние тенденции и достижения в социальной сфере. Поэтому в этом году особенность форума в том, что он проходит на новом технологическом уровне. И занятость, и образование, и здравоохранение, и социальная сфера используют много современных подходов, которые позволяют видеть перспективу нашей социальной сферы.

— Внедряет ли Пенсионный фонд в своей работе искусственный интеллект?

— Да, мы внедряем искусственный интеллект по двум направлениям: это обработка обращений граждан в виде чат-бота и вторая тема — это оценка пенсионных прав и выбор наиболее оптимального варианта начисления пенсии.

С точки зрения обращений граждан тут все понятно — чат-бот разгрузит операторов и на типовые вопросы даст типовые ответы. А вот с точки зрения пенсионных прав искусственный интеллект даст нам дополнительную гибкость. Дело в том, что пенсионное законодательство непростое, в нем сложно разобраться и оценка прав зачастую требует специальных знаний.


У нас сейчас идет пилотный проект в Бурятии, который стартовал осенью прошлого года. Мы использовали опытный прототип, а в следующем году хотим перейти к эксплуатации в отдельных регионах.

— Антон Викторович, вице-премьер Татьяна Голикова на итоговой коллегии Минтруда обратила внимание на жалобы граждан как раз по поводу начисления пенсий. Планируется ли что-то поменять в этом отношении?

— Доля таких людей, которые жалуются именно на ошибки при начислении, составляет от 1,5 до 2%. Мы внутри системы используем все фильтры для того, чтобы увеличить пенсию. Как правило, такие истории случаются, если человек не принес какие-то советские документы. Мы со своей стороны применяем дополнительные алгоритмы, которые позволяют нам самостоятельно работать с Росархивом и более активно помогать им в восстановлении документов, даже посылать запросы в другие страны, если человек прибыл к нам из другой страны и в этом есть необходимость.

Второй момент — мы обобщили судебную практику и подготовили предложение в Минтруд, чтобы изменить законодательство и чтобы судебная практика стала нормой закона. В основном все обращения в суд, которые мы проигрываем, связаны с признанием льготного стажа различных категорий граждан. В законодательстве есть много норм, что этот стаж можно было бы не учитывать, например, если человек работал неполный рабочий день или в ходе льготной работы имел периоды учебы или переподготовки, которые сейчас в льготный стаж не включаются. Изменения законодательства нацелены на то, чтобы человек не обращался в суд, а норма закона уже давала нам возможность применять это решение на основе закона.

— Антон Викторович, может ли повышение предельной базы для начисления страховых взносов существенно увеличить размер пенсии?

— Предельная база в течение последних семи лет растет темпами выше инфляции. Если мы существенно ее увеличим, то потом должны будем выплачивать пенсию тем, кто получал высокую заработную плату. А поскольку система солидарная, то произойдет большое перераспределение в сторону богатых, и это отразится на всех. Сейчас облагаемая база составляет 1,150 млн рублей. Предельная величина базы взносов устанавливается с применением к размеру средней заработной платы повышающего коэффициента в этом году 2,1, в 2020 году будет 2,2, в 2021 году — 2,3 от средней зарплаты по стране.

Беседовала Татьяна Степанова

Тот самый, что выдает пенсию


Пенсионный фонд России (ПФР) — один из трех государственных внебюджетных фондов, которые оказывают социальные услуги населению.


Именно в ПФР оформляют пенсию по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также маткапитал, некоторые пособия и выплаты, в том числе в качестве господдержки во время пандемии коронавируса. Еще в ПФР выдают СНИЛС — страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе пенсионного страхования.

Разберемся, как устроен и работает пенсионный фонд.

Что такое ПФР

Пенсионный фонд России основали в декабре 1990 года специально для работы с пенсионерами и пенсиями, которые они должны получать. Эта организация существует по сей день, хотя ее структура несколько изменилась.

ПФР — не государственный орган, но он подотчетен государству. Это отдельная организация с собственным бюджетом, который не входит в федеральный, региональный или муниципальный бюджеты, — изымать из него деньги никто не может.


Бюджет пенсионного фонда пополняется в основном взносами работодателей и ИП, но есть и другие источники — о них расскажу ниже. Эти деньги уходят на выплату пенсий.

Правила подсчета стажа, условия назначения и размеры пенсий определяет государство, а не ПФР. По своей инициативе фонд деньги не раздает и не решает, сколько кому заплатить. Все, что он делает для пенсионеров, прописано в законах.

Отделения пенсионного фонда есть в каждом субъекте РФ, в каждом крупном городе и районном центре. Главный офис находится в Москве.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) тоже выплачивают пенсию людям, но для этого нужно заключить пенсионный договор.

В России несколько десятков НПФ — можно выбрать любой. Деньги в НПФ может перевести сам застрахованный по программе негосударственного пенсионного обеспечения или работодатель, если, например, в компании есть специальная программа корпоративной пенсии. Также в НПФ можно перевести свою накопительную пенсию, которая сформировалась до моратория.

НПФ инвестирует поступившие деньги в ценные бумаги и получает с этого доход. Проценты накапливаются, и в результате растет размер будущей пенсии застрахованного лица.

Отличие ПФР от НПФ в том, что бюджет пенсионного фонда входит в бюджетную систему РФ и он подотчетен государству, а НПФ — нет: это частная компания, которая работает по лицензии.

Задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Задача ПФР — управление деньгами, а также выплата пенсий и социальных пособий жителям РФ.

  1. Ставит граждан на пенсионный учет.
  2. Устанавливает и выплачивает страховые пенсии по старости, по инвалидности и по потере кормильца, а также пенсии по государственному пенсионному обеспечению, социальные пенсии и пенсии госслужащим.
  3. Доплачивает разницу между социальной пенсией и прожиточным минимумом, установленным в регионе проживания пенсионера.
  4. Выплачивает пенсионные накопления — накопительную часть пенсии.
  5. Выплачивает ряд детских пособий, например 10 000 Р семьям с детьми от 3 до 16 лет в период пандемии коронавируса.
  6. Устанавливает и выплачивает ежемесячные денежные выплаты ветеранам боевых действий и ветеранам труда.
  7. Выдает сертификаты на маткапитал и т. д.

У ПФР есть и более глобальные функции. Например, он инвестирует деньги застрахованных лиц в ценные бумаги, а также сотрудничает с другими странами по вопросам пенсионного обеспечения.


Структура ПФР

Пенсионным фондом руководит правление ПФР — председатель и четыре его заместителя. Председателя правления назначает правительство.

Система Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов имеет трехуровневую структуру.

Как устроена система ПФР

УровеньЧто входит
Федеральный уровеньЦентральный аппарат: исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР
Региональный уровеньОтделения ПФР в субъектах РФ
Местный уровеньУправления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах

Система ПФР устроена так:

  1. Федеральный уровень — центральный аппарат, в который входят исполнительная дирекция ПФР, ревизионная комиссия ПФР.
  2. Региональный уровень — отделения ПФР в субъектах РФ.
  3. Местный уровень — управления — самостоятельные отделы — ПФР в городах или районах.

Правление ПФР определяет перспективные и текущие задачи пенсионного фонда, утверждает бюджет, сметы расходов ПФР и его органов, в том числе фонд оплаты труда, а также отчеты об их исполнении. Кроме того, правление ПФР определяет его структуру и штаты, назначает и увольняет руководителей центрального аппарата.

Исполнительная дирекция считает, планирует и исполняет бюджет ПФР, инвестирует деньги, обеспечивает безопасность персональных данных, занимается административными вопросами вроде госзакупок и общения со СМИ.

Ревизионная комиссия контролирует правомерное, целевое и эффективное использование бюджетныֹх средств по всей структуре ПФР — следит, чтобы деньги не разворовывались и не тратились непонятно куда.

Территориальные отделения в субъектах РФ включают в себя руководство, отделения и отделы. К руководству относятся: управляющий отделением, его заместители, специалисты.

Отделы бывают, например, такие:

  • организации и назначения пенсии;
  • социальных выплат;
  • организации персонифицированного учета;
  • казначейства и др.

Все отделы не счесть, их количество зависит от размера населенного пункта: чем больше жителей, тем больше аппарат местного пенсионного фонда.

Руководство и отделы в города и районах (муниципалитетах) устроены аналогичным образом.

Еще есть информационный центр персонифицированного учета — это самостоятельное юридическое лицо, которое отвечает за формирование и ведение баз данных ПФР. То есть всю электронную базу данных будущих и настоящих пенсионеров хранят в этом информационном центре.

Территориальный аппарат и окружные управления раньше входили в структуру ПФР, но сейчас их нет.

Доходы ПФР

Бюджет пенсионного фонда формируется из нескольких источников:

  1. Страховых взносов, которые перечисляют работодатели и ИП.
  2. Добровольных взносов физических лиц и организаций.
  3. Доходов от инвестирования временно свободных средств.
  4. Сумм пеней и других финансовых санкций.
  5. Средств, которые поступили из федерального бюджета.

Все эти деньги аккумулируются и инвестируются, а потом выплачиваются пенсионерам и тратятся на нужды самого ПФР.

Обязательные и добровольные отчисления в пенсионный фонд дают застрахованному лицу страховой стаж, от которого зависит размер пенсии. Пока идут отчисления — идет стаж, как только отчисления прекращаются — стаж приостанавливается.

Расходы ПФР

В законе прописано, на что должны тратиться деньги пенсионного фонда. Вот куда уходят средства:

  1. Выплата пенсий, положенных по закону.
  2. Доставка пенсий: почтовыми переводами, наличными, переводами на банковские счета пенсионеров.
  3. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности ПФР: ремонт помещений, закупка обстановки и канцтоваров, зарплата работников.
  4. Уплата гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных накоплений — страхование накопительной части пенсии, которую ПФР инвестирует так же, как и НПФ.

Платежи в Пенсионный фонд РФ

Около 60% бюджета ПФР пополняется за счет страховых взносов. Взносы с плательщиков собирает налоговая — так сделали для удобства сбора и контроля уплаты всех взносов. Потом деньги передают в ПФР, и тот уже распоряжается ими. При этом деньги считаются собственностью РФ.

Кто вносит платежи — перечислено в налоговом кодексе. Это:

  1. Работодатели или заказчики — за людей, которым выплачивают зарплату или другое вознаграждение.
  2. ИП, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие — за себя.

Если у плательщика несколько категорий, то он платит взносы по каждому основанию. Например, ИП с работниками платит взносы и за себя, и за своих работников.

Сумму взносов за работников и за себя считают по-разному.

Работодатель ежемесячно платит за работника 22% от начисленной зарплаты до тех пор, пока сумма заработка за год не достигнет 1 292 000 Р . Это ограничение актуально для 2020 года. После этого страховой взнос будет рассчитываться исходя по формуле: зарплата × 10%.


Например, зарплата Иванова — 140 000 Р . С января по сентябрь 2020 года Иванов заработает 1 260 000 Р , а работодатель будет ежемесячно платить пенсионные страховые взносы:

140 000 Р × 22% = 30 800 Р .

В октябре сумма заработка Иванова станет 1 400 000 Р — превысит лимит 1 292 000 Р . Поэтому часть взносов в октябре нужно исчислить по ставке 22%, а часть — по 10%.

В ноябре и декабре за Иванова нужно будет заплатить:

140 000 Р × 10% = 14 000 Р .

Если ИП или организация входит в реестр МСП, то с 1 апреля 2020 года из-за коронавируса они уплачивают страховые взносы по новому порядку:


  • с зарплаты в части 12 130 Р — 22%, то есть 2668,6 Р ;
  • с зарплаты в части, превышающей 12 130 Р , — 10%.

Компании и ИП, которые пострадали от коронавирусной инфекции, могут вообще не платить страховые взносы за работников за три месяца: апрель, май и июнь 2020 года.

ИП и люди, которые занимаются частной практикой, — нотариусы, адвокаты, оценщики, медиаторы — должны платить пенсионные взносы за себя.

В 2020 году они должны заплатить 32 448 Р . Если годовой доход превысит 300 000 Р , то сверх этой суммы они должны заплатить еще 1%.

Например, адвокат Александр за год заработал 1 500 000 Р . Он должен заплатить:

32 448 Р + (1 500 000 Р − 300 000 Р ) × 1% = 44 448 Р .

Для ИП из отраслей, пострадавших от коронавирусной инфекции, сумму страхового взноса уменьшили на 12 130 Р . Поэтому в 2020 году нужно будет заплатить 20 318 Р фиксированной суммы.

Отчетность перед ПФР

Перед пенсионным фондом отчитываются работодатели — те, кто платит взносы за работников или исполнителей.

Предпринимателям и тем, кто занимается частной практикой и платит взносы только за себя, документы сдавать не нужно.

СЗВ-М страхователи сдают ежемесячно до 15 числа. В этом отчете пишут ФИО и СНИЛС застрахованных лиц.

СЗВ-ТД подают только на людей, с которыми заключены трудовые договоры. Если договор гражданско-правовой или авторский, можно не отчитываться.

Этот отчет сдают в ПФР:

  1. при приеме или увольнении работника — не позднее следующего рабочего дня;
  2. при постоянном переводе сотрудника, присвоении ему новой квалификации с записью в трудовую книжку, а также при подаче им заявления о выборе формы трудовой — до 15 числа следующего месяца.

СЗВ-стаж и опись передаваемых сведений по форме ОДВ-1 отправляют раз в год до 1 марта года, следующего за отчетным. В этом отчете указывают общую сумму уплаченных пенсионных взносов и период работы застрахованного лица.

Отчеты отправляют электронно — если у страхователя трудится больше 25 человек, включая тех, кто работает по гражданско-правовым договорам. Если численность сотрудников меньше, можно отправлять бумажные или электронные отчеты — по выбору.

Часто можно услышать от пенсионеров, да и не только - пойду в соц.защиту разбираться, что-то мне пенсию маленькую насчитали. Так вот, Пенсионный Фонд и Социальная защита - это абсолютно разные организации. В чём-то их деятельность пересекается, но направления работы, финансирование - у каждой службы своё.

Пенсионный Фонд - это молодая относительно служба . Пенсионный фонд Российской Федерации (сокращённый вариант названия — ПРФ) представляет собой крупнейшую организацию России, занимающуюся оказанием социально значимых государственных услуг гражданам РФ.

Данный фонд был образован в 1990 году согласно постановлению Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР».

Главной целью Пенсионного фонда РФ является государственное управление средствами пенсионной системы и обеспечение прав граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

На Пенсионный фонд России возложен ряд социально значимых функций, в числе которых представлены установление и выплата страховых пенсий (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца), накопительной пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, а также пенсии военнослужащих и их семей, социальных пенсий и пенсии госслужащих.

К числу таких функций также относятся выдача государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал, назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан, как то ветераны, инвалиды, Герои Российской Федерации и другие, назначение и реализация федеральной социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе, а также ведение системы персонифицированного учёта прав участников системы обязательного пенсионного страхования.

Также Пенсионный фонд РФ выполняет и такие социально значимые функции, как формирование, инвестирование и выплата средств пенсионных накоплений, адресная помощь пенсионерам и софинансирование социальных программ субъектов Российской Федерации, реализация Программы государственного софинансирования пенсии, а также реализация международных соглашений. К слову, в настоящее время на основании международных соглашений Пенсионный фонд России осуществляет пенсионные выплаты в 109 странах мира.

И вкратце о Социальной защите, поддержке, помощи.

Социальная поддержка (помощь) предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.

Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.

Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы — социальное обслуживание.

Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.

Теперь понятно, что за неправильно насчитанной пенсией надо обращаться в Пенсионный фонд?

Далее я более подробно буду рассказывать об услугах.


Рубрика: Юриспруденция

Дата публикации: 15.10.2020 2020-10-15

Статья просмотрена: 106 раз

Библиографическое описание:

Чванова, О. В. Мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ / О. В. Чванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 257-258. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74185/ (дата обращения: 07.12.2020).

Автор рассматривает круг основных проблем в системе пенсионного обеспечения РФ, определяет мероприятия по совершенствованию системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.

Совершенствованию системы пенсионного обеспечения в РФ уделяется в настоящее время много времени, однако реформирование данной отрасти не должно сводится лишь к изменениям системы расчета и формирования пенсионных накоплений, повышением пенсионного возраста и т. д. [1] Совершенствование пенсионной системы, должно проводится в комплексе мероприятий направленных на упразднение причин, задерживающих развитие пенсионных реформ в полной мере. Основные мероприятия должны быть следующего характера:

− проведение мероприятий по снижению уровня неофициальной заработной платы, то есть население страны, должно быть заинтересовано в получении легальной «белой» заработной платы, с которой взымаются страховые взносы;

− совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. Данные технологии должны быть направлены не только на взаимодействие с населением, но и другими организациями, такими как Фонд социального страхования, Федеральный фонд ОМС и т. д.;

− повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Рассмотрим подробнее каждое из названных мероприятий:

1. Мероприятия по снижению уровня неофициальной заработной платы у населения.

Несмотря на довольно негативные последствия теневой занятости, многие работодатели вынуждают работников прибегать к такому виду оплаты труда, даже если сам работник этого не хочет [2]. Из-за высокой безработицы граждане конкурируют за свободные рабочие места, а работодатели, в свою очередь, пользуются данной ситуацией. Рост неофициальной заработной платы приводит к росту цен, отсутствия стабильности в экономики, а также уменьшению заработной платы [3].

В связи с этим необходимо усилить контроль соответствующих ведомств с целью устранения нарушений налогового законодательства. Необходимо также усилить разъяснительную и агитационную работу по поводу необходимости в «белой» заработной плате, а также в перечислении страховых взносов в бюджет.

2. Совершенствование информационных технологий в сфере пенсионного обеспечения. В настоящее время у каждого фонда (ПФР, ФСС, ФФОМС) создана своя информационная система, так как функции данных учреждений сопрягаются, по сути у них должна быть единая информационная база. Данная база должна включать данные социальных учреждений, а также взаимодействовать с населением и организациями страны.

Данные должны быть синхронизированы, отшлифованы и очищены от сторонней информации. Данная база позволит человеку по умолчанию пользоваться своими социальными правами, без доказывания их в суде.

Совершенствование системы предоставления услуг ПФР должно происходить по многим направлениям, также совершенствуется взаимодействие с МФЦ, чтобы человек мог получить все услуги за один визит.

Очень важным остается, на данный момент, вопрос о единых стандартах предоставления государственных услуг клиентам ПФР.

Также необходимо постоянно увеличивать долю услуг через лицевые счета сайта Пенсионного фонда и через портал государственных услуг. Необходимо развивать услуги, которые будут оказываться без заявления гражданина, а по данным которые имеются в ПФР.

3. Повышение уровня надзора и осуществление профилактических мероприятий по выявлению и искоренению коррупции в пенсионной системе РФ.

Для борьбы с коррупцией в системе ПФР необходимо определить структурные подразделения, которые будут заниматься противодействием коррупции. Во всех Управлениях пенсионной системы необходимо создать отделы организации и надзора за системами безопасности, на которые будет возложена координация мероприятий по предупреждению коррупции, а также контроль за их выполнением.

Необходимо разработать и принять положение о порядке обработки информации, в котором будет содержаться признаки коррупции в деятельности пенсионной системы РФ и его сотрудников. В соответствии с этим документом необходимо определить порядок регистрации жалоб, писем и обращений граждан, а также юридических лиц, содержащих сведения о возможной коррупционной деятельности сотрудников пенсионной системы.

В ПФР необходимо провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и иных документов пенсионной системы, с целью выявить коррупционные факторы.

Пенсионный фонд России также должен проверить своевременность и полноту выполнения процедур по ключевым направлениям деятельности Пенсионного фонда, в том числе:

− контрольные мероприятия по контролю за деятельностью региональных органов ПФР по назначению и выплате пенсий;

− руководство мероприятиями по обеспечению функционирования региональных органов ПФР в сфере государственной поддержки семей, имеющих право на получение материнского (семейного) капитала;

− контрольные мероприятия по проверке своевременного и полного выполнения процедур управления страховыми премиями;

− разработка и реализация административных положений по предоставлению государственных услуг в ПФР, а также анализ и оценку качества их реализации;

− совершенствование межведомственного электронного взаимодействия в системе ПФР [3].

Любые действия ПФР по предупреждению коррупции в системе Пенсионного фонда Российской Федерации должны согласовываться с правоохранительными органами и другими государственными органами [3].

Таким образом, необходимо найти пути улучшения функционирования пенсионной системы с качественной точки зрения, заложить основы и условия для увеличения продолжительности трудовой деятельности граждан, обеспечить условия для их достойной жизни.

Пенсионный фонд в системе внебюджетных фондов РФ занимает особое положение. Фактически он является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, однако свои средства может использовать только в строго оговоренных направлениях, посредством процедур, регламентированных государством. Государство определяет размеры пенсий, технологии ее начисления и выплат.

Другими словами пенсионный фонд аккумулирует денежные средства, размещает их определенным образом и осуществляет выплату, гарантированную государством.

Пенсионный фонд как элемент бюджетной системы выполняет распределительную функцию и соответственно имеет все 3 уровня распределений: федеральный, региональный, местный.

Все отчисления фонда, принадлежащие первому уровню, решают один и тот же типовой набор задач. Взаимодействие и обмен данными между подразделениями пенсионного фонда осуществляется с помощью корпоративной вычислительной сети или при ее отсутствии с помощью сети Internet.

Основной задачей пенсионного фонда явялется управление бюджетом пенсионного фонда, что означает управление доходами и управление расходами.

Доходы бюджета складываются из поступления сумм единого социального налога, взносов на обязательные пенсионные страхования, средств размещения временно свободных средств, а также сумм страховых взносов в накопительную часть трудовой пенсии, сумм санкций, а также добровольных взносов юридических и физических лиц. Контроль за поступлением денежных средств ведут налоговые органы соответствующего уровня. Взыскание недоимок и пеней по страховым взносам органы пенсионного фонда осуществляют самостоятельно в судебном порядке.

Полный учет пенсионных доходов и расходов пенсионного фонда в целом возможен только при наличии единой автоматизированной информационной системы. На данный момент идет активная разработка ее функциональных элементов.

Разработаны системы для пенсионных органов местного самоуправления, которые решают следующие задачи:

Сбор анкетных данных, т.е. регистр застрахованных лиц, выдача страховых свидетельств и их дубликатов.

Ввод и обработка сведений о стаже и доходах застрахованного лица.

Получение выписок из лицевого счета зарегистрированного лица.

Обмен данными с базой данных регионального уровня.

Ведение классификаторов, подразделений и сотрудников пенсионного фонда, а также реестров застрахованных в пенсионном фонде данного региона работодателем и формирование статистических отчетов.

Согласно федеральному закону "Об обязательном пенсионном страховании" от 15 декабря 2001 года №167ФЗ все страхователи должны быть зарегистрированы в базе данных территориальных органов пенсионного фонда, а все работодатели в свою очередь должны регулярно подавать сведения о своих работниках.

Если сведения о работнике поданы в первый раз, то ему присваивают индивидуальный номер зарегистрированного и выдается свидетельство. Сведения о зарегистрированном работнике заносятся в центр пенсионного фонда, где хранятся данные обо всех зарегистрированных.

Далее работодатель сообщает регулярно в территориальное отделение пенсионного фонда сведения о стаже и о заработке зарегистрированных лиц, самостоятельно выполняет страховые взносы за каждого работника и передает эти сведения в пенсионный фонд. Эти сведения заносятся в автоматизированную информационную систему пенсионного фонда и потом поступают в общую информационную систему пенсионного фонда РФ.

При необходимости программа позволяет осуществлять контроль за правильностью уплаты страховых взносов каждым работодателем.

Также автоматизированная информационная система пенсионного фонда позволяет проводить статистический анализ работы пенсионного фонда и формировать необходимые отчеты в автоматическом режиме.

К расходам пенсионного фонда РФ принято относить выплату пенсий и пособий, назначенных согласно законодательству РФ - это государственная пенсия, ежемесячные доплаты к государственной пенсии для отдельных категорий граждан, а также финансирование региональных программ социальной защиты, таких как: доплаты проживающим в неблагоприятных условиях и т.д.

Учет расходов пенсионного фонда осуществляется с помощью автоматизированной системы "Назначения и выплаты пенсий и пособий". Она разработана в соответствии с названным законом "О государственных пенсиях в РФ" и нормативными актами.

Программа написана в среде Clipper и предназначена для секторов районного и государственного уровня в децентрализованном режиме.

Программа выполняет следующие функции:

  • Ведение карточек пенсионных дел:
    • назначение пенсий и пособий;
    • коррекция и перерасчет пенсий;
    • расчет стажа, среднего заработка;
    • расчет повышений и надбавок;
    • выдача протоколов;
    • выдача справок о стаже, заработке, иждивении, отказе от пенсии.

    Ведение картотеки получателей алиментов и пособий;

    Выдача необходимых документов для выплаты пенсии: ведомости, разовые поручения в отделения связи, списки получателей пенсии, филиалы сбербанка и распоряжения на разовые почтовые переводы;

    Формирование платежных поручений для расчетов со сбербанком и отделениями связи;

    Массовый перерасчет копий при ее индексации, ведение районных коэффициентов и т.д.;

    Выдача первичной информации по назначению и выплате пенсии;

    Формирование форм государственной статистической отчетности;

    Прочие вспомогательные функции.

    Программное обеспечение предназначено для работы в среде Windows на компьютерах Macintosh и обеспечивает одновременное выполнение нескольких приложений.

    Т.к. база данных пенсионного фонда РФ содержит сведения о страхователях, застрахованных лицах и выплатах, то в пенсионном фонде большое внимание уделяется информационной безопасности.

    Эта информация может выдаваться только по запросу застрахованного лица или пенсионера или по мотивированным запросам организации, согласно действующему в РФ законодательству о передаче конфиденциальной информации. Для обеспечения защиты информации от несанкционированного доступа, хакерских атак из интернета и незаконного проникновения, осуществлен комплекс мероприятий по защите информации, т.е. автоматизированный доступ к данным, аппаратные средства защиты информации, криптографическая защита, программное разбиение сетевого трафика, межсетевые экраны.

    Читайте также: