Пенсионный возраст декабрь

16 июня 2018 года проект закона о повышении пенсионного возраста был передан в Госудуму. 29 августа президент выступил со своими предложениями. Как поменялась таблица выхода на пенсию в зависимости от года рождения? Сравним варианты и покажем таблицы, опубликованные Пенсионным фондом.

Инструкции по оформлению пенсии: используйте бесплатно

Эксперты КонсультантПлюс составили много инструкций, которые помогут оформить пенсию и разобраться в новых правилах и последних изменениях. Собрали самые полезные. Регистрируйтесь по ссылке, чтобы получить к ним бесплатный доступ.

С чего все началось

14 июня 2018 года премьер-министр Медведев на заседании Кабинета министров сформулировал следующие условия пенсионной реформы:

  • выход на пенсию для женщин — 63 года (плюс 8 лет);
  • пенсионный возраст для мужчин повышается на 5 лет (достигает 65 лет).

По словам премьера, это пойдет на пользу всем российским пенсионерам, так как позволит улучшить их финансовое положение: появится возможность ежегодно индексировать пенсии в среднем на 1000 рублей, что более чем в 2 раза увеличивает нынешний размер индексации. Но произойти это может только в случае роста экономики страны, обеспечить который и должны трудоспособные граждане (по статистике, сейчас только четверть пенсионеров уходят на заслуженный отдых по достижении пенсионного возраста). О том, что это выгодно гражданам, заявил и Алексей Кудрин.

Премьер объявил также, что изменения не будут одномоментными:

Как планировали вначале

Пенсионная реформа коснется мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: это самые старшие будущие пенсионеры, возраст выхода на пенсию для которых будет перенесен — на 1 год. То есть если по прежним правилам они бы выходили на пенсию в 2020 году, в возрасте 60 (мужчины) и 55 (женщины) лет, то теперь это право они получат лишь в 2020 году, когда им исполнится 61 и 56 лет.

Женщинам, родившимся позже, надо для расчета прибавлять по году. Арифметика не понадобится тем, кто родился в 1971 году и позже: для них возраст в 63 года станет реальностью.

Мужчинам, родившимся с 1960 по 1962 годы, нужно так же последовательно прибавлять по одному году, чтобы получить свой возраст выхода на пенсию, а для тех, кто родился в 1963 году и позже, возраст уже установлен — это 65 лет.

Педагоги, врачи и творческие работники, которые имели право выходить на пенсию досрочно, такое право сохранят, но реализовать его смогут на 8 лет позже, чем сейчас.

Для «северян» (работающих на Крайнем Севере) и приравненных к ним пенсионный возраст также отодвигается: 60 лет для мужчин и 58 — для женщин.

Для удобства редакция PPT подготовила таблицу выхода на пенсию по годам рождения, в которой изменения становятся очевидными без дополнительных расчетов.

Возраст выхода на пенсию, таблица (первый, жесткий сценарий)

Женщины

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964 2020 56 +1
1965 2022 57 +2
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5
1969 2030 61 +6
1970 2032 62 +7
1971 2034 63 +8

Мужчины

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1959 2020 61 +1
1960 2022 62 +2
1961 2024 63 +3
1962 2026 64 +4
1963 2028 65 +5

График выхода на пенсию (сценарий, смягченный Путиным)

Напомним предложение президента:

Женщины

Дата рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1964, 1 января — 30 июня 2019, 1 июля — 31 декабря 55,5 +0,5
1964, 1 июля — 31 декабря 2020, 1 января — 30 июня 55,5 +0,5
1965, 1 января — 30 июня 2021, 1 июля — 31 декабря 56,5 +1,5
1965, 1 июля — 31 декабря 2022, 1 января — 30 июня 56,5 +1,5
1966 2024 58 +3
1967 2026 59 +4
1968 2028 60 +5

Таблица, опубликованная на сайте Пенсионного фонда, выглядит так:


Мужчины

Год рождения Год выхода на пенсию Возраст выхода на пенсию На сколько лет увеличен возраст выхода на пенсию
1959, 1 января — 30 июня 2019, 1 июля — 31 декабря 60,5 +0,5
1959, 1 июля — 31 декабря 2020, 1 января — 30 июня 60,5 +0,5
1960, 1 января — 30 июня 2021, 1 июля — 31 декабря 61,5 +1,5
1960, 1 июля — 31 декабря 2022, 1 января — 30 июня 61,5 +1,5
1961 2024 63 +3
1962 2026 64 +4
1963 2028 65 +5

Таблица Пенсионного фонда:


Социальная пенсия — еще позже

Сроки назначения социальной пенсии по старости (ее получают граждане, которые по каким-то причинам не заработали себе пенсию страховую) также отодвигаются. Получается, что право на нее появляется:

  • у женщин — в 65 лет (вместо нынешних 60);
  • у мужчин — в 70 лет (вместо нынешних 65).

К сведению: по статистике Росстата, средняя продолжительность жизни женщин в 2017 году составила 77,4 года, а мужчин — 67,5, так что до получения социальной пенсии по старости доживет далеко не каждый мужчина.

Кого реформа не коснется

Ожидается, что возраст выхода на пенсию не будет увеличен для:

  • уже вышедших на пенсию («отзывать с пенсии» не предполагается);
  • работающих на вредных производствах (шахтеры, металлурги, железнодорожники — то есть все те, кому положена досрочная пенсия «за вредность»);
  • многодетных матерей (детей у которых — не меньше пяти) и матерей детей-инвалидов;
  • инвалидов.

Подробее обо всех предложениях президента о смягчении пенсионной реформы мы написали в статье «Путин меняет пенсионную реформу».

А для людей, которые уже вышли на пенсию и ждут обещанного увеличения ее размера в 2020 году, мы подготовили простой калькулятор, который поможет определить размер пенсии в будущем году.

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы




В России могут снова повысить пенсионный возраст. Причем под видом приведения нашей страны к общим «стандартам» цивилизованных стран.

Пока аналитики называют дату, кажущуюся далекой. А именно 2040 год. Тогда вероятно, что мужчины и женщины будут пенсионерами с 67 лет. Проще говоря, кому сегодня из мужчин 45, тот не может рассчитывать через 20 лет выйти на заслуженный отдых. Правительство наверняка придумает, что-то «интересненькое», и придется вкалывать вплоть до гробовой доски.

Что руководство страны и впрямь хочет заставить людей работать дольше, мало у кого сомнений. Но есть ли для этого условия? Да, в некоторых странах Европы действительно уходят на пенсию в 67 лет. Но там и пенсия совсем другая. Старики спокойно путешествуют по всему миру, ведут активный образ жизни. У нас вообще попробуй доживи…

Экономист Владислав Жуковский полагает, что российским пенсионерам нет элементарной возможности жить благополучно:

— Мы не можем сравниваться с другими странами. У нас ожидаемая продолжительность жизни около 73 лет. Это уже на 7−10 лет ниже, чем в странах Центральной Европы. Так что рассуждения о том, что пенсионный возраст должен быть как в Великобритании или Германии, это ложь и обман со стороны правительства. У нас время выхода на пенсию должен быть на семь лет раньше, как это и было.

«СП»: — Важно же еще и сохранение дееспособности людей.

— Есть такой показатель, как активная жизнь. В РФ этот показатель вообще самый низкий из стран Европы. Мы по этому низкому показателю «боремся» только с Украиной, у нас он порядка 59−60 лет. То есть, после 60 лет у человека обостряются хронические заболевания, возникают инсульты и инфаркты. В Европе этот показатель равен 70 годам, то есть и здесь мы отстаем.

«СП»: — Но дело еще и в деньгах. Сколько должны получать пенсионеры?

— В Европе минимальный показатель — 40% от потерянного дохода. Этот уровень, на самом деле, ставит пенсионера на уровень бедности и даже нищеты.

В развитых странах вроде Германии, Франции, Голландии, Бельгии пенсия составляет около 55% от утерянного дохода, где-то в ЕС этот показатель достигает 80%. В России этот показатель по официальным данным около 32%, причем он постоянно снижается. В этом году он будет на уровне 29−30%. Проще говоря, у нас коэффициент замещения пенсией заработка вдвое ниже, чем в цивилизованных странах.

И по самому заработку мы отстаем. По ВВП на душу населения по покупательской способности мы занимаем место в седьмом десятке. Но по уровню жизни пенсионеров мы занимаем место от 120-го до 150-го.

У нас в принципе пенсионеры воспринимаются как некий социальный балласт и как лишние издержки для государства.

«СП»: — Пенсионная система во многом держится за счет работающих.

— У нас министры часто говорят, что давайте посмотрим на «цивилизованную Европу». Хорошо, давайте посмотрим, какой у них НДФЛ. Везде есть прогрессивная шкала, богатые платят до 40%. У нас же говорят, что богатые это слишком умные и платить не будут. Получается, что у нас бедные будут платить, а высокопоставленные чиновники — нет.

У нас же, по сути, регрессивная шкала. Если ваши доходы составляют меньше 110 тысяч в месяц, то 30% идут в фонды социального страхования. Но если доходы выше, то ставка падает вдвое, до уровня 15,1%.

Вот и вопрос, почему топ-менеджеры крупнейших корпораций платят в систему пенсионного страхования вдвое меньше, чем люди, у которых заработок 20 или 30 тысяч рублей. То есть, это уже вопрос о новом налоговом законодательстве.

«СП»: — Есть еще доход от собственности.

— Совершенно верно. Если в 1990-е годы кто-то подсуетился, то сейчас он получает неплохие дивиденды. Они платят себе зарплату в 20 тысяч рублей, но львиную долю дохода получают в качестве дивидендов. И с них платится только 13% НДФЛ, но никаких социальных взносов не берут.

Так что ни при каких условиях нельзя категорически соглашаться на повышение пенсионного возраста.

Просто потому, что у нас сегодня крайне антисоциальная и антигуманистическая налоговая и финансовая политика.

«СП»: — Может, стоить изменить культуру восприятия старости? Скажем, зачем копить на похороны, когда в Европе пенсионеры больше думают о путешествиях?

— Всё упирается в нищету народа. Если бы пенсионеры не жили по уши в кредитах, не думая о покупке молока и хлеба, то вполне бы люди путешествовали. Просто люди не могут себе этого позволить.

Кстати, старшее поколение старается не просто жить на пенсию, а еще и работают. Буквально до 75 лет и далее, потому что не могут выжить на пенсию. Приходится работать на котельной или таксистом.

Путешествовать это здорово. Но вот в Финляндии пенсия составляет в среднем 1700 евро, то есть около 155 тысяч рублей. Если у вас такой доход, то можете поехать на море. Но если вы живете в Бурятии или Туве, получаете 10 тысяч рублей, то вам придется выращивать дополнительно картошку и морковку.

Переходный период по увеличению пенсионного возраста продолжается. И, учитывая, сколько новых нюансов появилось при определении возраста выхода на пенсию, теперь не так-то просто стало ответить на вопрос читателей: «А когда уже можно подавать заявление в ПФР?».

До тех пор, пока переходный период не будет окончательно завершен, с наступлением каждого очередного года правила выхода на пенсию будут меняться.

Поэтому предлагаю рассмотреть график выхода на пенсию в следующем, 2021 году: с какого возраста будут выходить на пенсию и кто сможет стать пенсионером раньше положенного срока.

1. Каким будет общий пенсионный возраст в 2021 году?

Согласно утвержденному плану поэтапного повышения пенсионного возраста, в 2021 году подходит очередь для выхода на пенсию:

-женщинам, рожденным в 1-м полугодии 1965 года,

-и мужчинам, рожденным в 1-м полугодии 1960 года.

У них по графику пенсионный возраст наступает в 56,5 лет и в 61,5 год соответственно. Подавать заявление в ПФР о назначении пенсии можно уже за месяц до наступления этого возраста.

Но есть важное условие: для назначения страховой пенсии по старости в 2021 году требуется подтвердить не менее 12 лет стажа и иметь на лицевом счете не менее 21 пенсионного балла.

В противном случае в назначении пенсии будет отказано. О том, что делать, если не хватает баллов для пенсии, рассказывается здесь.

А вот перейти на пенсию супруга в 2021 году (это касается пережившего супруга, у которого пенсия была намного ниже) можно будет только женщинам не моложе 1964 г.р. и мужчинам не моложе 1959 г.р.

Дело в том, что возраст для перехода на пенсию по случаю потери кормильца в 2020 году повышается на 2 года, а в 2021 году — на 3 года.

Поэтому граждане из следующей возрастной группы (женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.) смогут перейти на пенсию супруга не раньше 2022 года, по достижении 57 и 62 лет соответственно.

Исключение составляют только супруги военнослужащих и приравненных к ним по статусу сотрудников правоохранительных органов. Для них возраст перехода на ведомственную пенсию по потере кормильца остался прежним (55 и 60 лет — для женщин и мужчин соответственно).

2. Кто еще может выйти на пенсию по старости в 2021 году, даже если не достиг общего пенсионного возраста?

1) Безработные граждане, которые встали на учет в Центр занятости населения в результате сокращения штата или ликвидации работодателя.

При отсутствии вакансий их могут направить на пенсию раньше на 2 года, если есть стаж не менее 20 лет (у женщин) и 25 лет (у мужчин). В 2021 году на это могут претендовать женщины и мужчины, которым исполнилось 56 лет и 61 год соответственно.

Аналогичное правило (снижение пенсионного возраста на 2 года) применяется к гражданам, выработавшим длительный трудовой стаж (у женщин — это 37 лет, у мужчин — 42 года). Но в этот стаж учитываются только периоды работы и временной нетрудоспособности.

2) Женщины, которые родили 4-х детей и воспитали их до 8-летнего возраста, могут выйти на пенсию в 2021 году в возрасте 56 лет (т. е. раньше на полгода).

У матерей с 3-мя детьми пенсионный возраст наступает в 57 лет, т. е. не раньше следующего года.

3) На досрочную пенсию в связи с выработкой северного стажа (15 лет в РКС или 20 лет в МКС) в 2021 году могут выйти женщины, рожденные в 1-м полугодии 1970 г. (т. е. в возрасте 51,5 год), и мужчины, рожденные в 1-м полугодии 1965 г. (т. е. в возрасте 56,5 лет).

Напомню, что пенсионный возраст для северян также повышается на 5 лет с учетом переходного периода.

4) Также на досрочную пенсию по старости в 2021 году выходят педагогические, медицинские и творческие работники (артисты балета, оперные певцы и т. д.) — если они выработали необходимую выслугу в 1-м полугодии 2020 года.

Например, учитель выработал 25 лет спецстажа по состоянию на 1 февраля 2020 года — значит, он выходит на досрочную пенсию по старости через 1,5 года, т. е. с 1 августа 2021 года.

Также напоминаю, что пенсионный возраст не повысился для:

-родителей и опекунов детей-инвалидов,

-для женщин, родивших 5 и более детей (либо 2-х детей при выработке 12 лет стажа в РКС или 17 лет в МКС),

-прочих льготников, указанных в ст. 32 п.п. 1-5, 7 Закона 400-ФЗ, а также для работников с вредными условиями труда (перечисленных в ст. 30 п.п.1 - 18 Закона 400-ФЗ).

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.

В связи с проведением пенсионной реформы существенно изменился график выхода на пенсию. В первую очередь, это связано с повышением пенсионного возраста на 5 лет для женщин и мужчин, которое будет происходить поэтапно с 2019 года (см. таблицу по годам). Но достижение необходимого возраста — далеко не единственное необходимое условие для оформления страховой пенсии по старости. Другие требования (минимальный стаж и пенсионные баллы) также будут ежегодно повышаться, пока не достигнут окончательных значений (которые будут существенно выше нынешних).

Все эти изменения приведут к одному общему результату — с каждым годом россиянам будет значительно сложнее получить право на привычную страховую пенсию по старости. А это, в свою очередь, естественным образом приведет к тому, что количество пенсионеров в России будет уменьшаться.

20 мая 2020 года стало известно, что Правительство рассматривает возможность досрочного назначения пенсии тем, кому до наступления пенсионного возраста 3 года и менее. Подробнее с этой инициативой можно ознакомиться в статье по ссылке.

Выход на пенсию по новому закону

Полный перечень обязательных требований для назначения страховой пенсии по старости устанавливается ст. 8 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. По новому закону никаких дополнительных условий для назначения пенсии не предусматривается — будут корректироваться только уже предусмотренные сейчас нормативы.

Таким образом, для выхода на пенсию по возрасту по-прежнему потребуется выполнение трех обязательных условий:

  1. Достижение предусмотренного пенсионного возраста. Нормативы до конца 2018 г. составляли 55 и 60 (женщины и мужчины). С 1 января 2019 г. в рамкахпроводимой реформы значения будут постепенно увеличиваться, пока не установятся на уровне 60 и 65 лет (в 2023 г.).
  2. Наличие необходимого страхового стажа. Величина минимального стажа ежегодно увеличивается на 1 год, пока в 2024 году не зафиксируется окончательное значение — 15 лет.
  3. Наличие предусмотренного количества пенсионных баллов. Требования к минимальному ИПК, необходимому для оформления выплат, тоже ежегодно повышаются на 2,4 балла. В 2025 г. переходный этап завершится и норматив зафиксируется на уровне 30 баллов.

Необходимо понимать, что новый закон о пенсиях, принятый в 2018 году, из этих трех условий предусматривает только повышение пенсионного возраста, а требования к стажу и ИПК начали повышаться еще раньше — с 2015 года.

График выхода на пенсию по годам с 2019 для женщин и мужчин

Как отмечалось ранее, требования к стажу и количеству баллов ежегодно изменяются уже на протяжении нескольких лет, а с 2019 года начал повышаться еще и пенсионный возраст. Определить требования для оформления страховой пенсии по старости в зависимости от года рождения для женщин и мужчин можно по таблице, представленной ниже:

Женщины Мужчины Минимальные требования к: Год выхода на пенсию
ДР ПВ ДР ПВ стажу ИПК
I п. 1964 55,5 I п. 1959 60,5 10 16,2 II п. 2019
II п. 1964 II п. 1959 11 18,6 I п. 2020
I п. 1965 56,5 I п. 1960 61,5 12 21 II п. 2021
II п. 1965 II п. 1960 13 23,4 I п. 2022
1966 58 1961 63 15 28,2 2024
1967 59 1962 64 15 30 2026
1968 и далее 60 1963 и далее 65 15 30 2028 и далее

Используемые сокращения: I и II п. — соответственно первое и второе полугодие; ДР — дата рождения; ПВ — пенсионный возраст. Таблица будет отличаться для многодетных матерей, льготников (учителей, врачей, граждан, имеющих северный стаж или стаж на вредном/тяжелом производстве).

Как видно из представленной выше общей таблицы:

  • По пенсионному возрасту:
    • промежуточные положения предусматриваются для женщин 1964-1967 г.р. и мужчин 1959-1962 г.р. — для них значения постепенно будут увеличиваться с 55,5/59 до 60,5/64 лет;
    • окончательные величины устанавливаются для женского населения с 1968 г.р., мужского — 1963 г.р. (60/65 лет).
  • По страховому стажу:
    • промежуточные положения предусматриваются для женщин 1964-1965 и мужчин 1959-1960 гг. рождения — для них норматив будет установлен в значениях 10-13 лет;
    • окончательные требования устанавливаются для женского населения с 1966 г.р., мужского — с 1961 г.р. (15 лет);
  • По пенсионным баллам (ИПК):
    • промежуточные параметры предусматриваются для женщин 1964-1966 и мужчин 1959-1961 г.р. — это величина ИПК от 16,2 до 28,2;
    • окончательные параметры устанавливаются для женского населения 1967 г.р. и моложе, мужского — 1962 и моложе (30 баллов).

Необходимо помнить, что выйти на заслуженный отдых можно будет только при одновременном выполнении всех трех условий. Если достигнув установленного возраста, гражданин не будет иметь минимальное количество ИПК или необходимое количество лет стажа, то оформить выплаты он сможет только после их достижения. В противном случае через 5 лет можно будет оформить социальную пенсию по старости.

Пенсионный возраст — таблица по годам

С 1 января 2019 года пенсионный возраст постепенно повышается до 60 и 65 лет (женщины и мужчины). Под эти изменения попадут все те граждане, которые должны были оформить выплаты, начиная с 2019 года. Закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ устанавливает следующий план увеличения норматива возраста:

  • Значение ежегодно увеличивается на 1 год, начиная с 01.01.2019 г. в течение срока переходного периода — до 2023 г.
  • Гражданам, которые должны были по нормативам старого закона уйти на заслуженный отдых в 2019/2020 гг., можно будет оформить выплаты на 6 месяцев раньше установленных для них новых сроков — такую поправку к закону внес Владимир Путин. Таким образом:
    • в 2019 г. пенсионный возраст увеличится не на 1 год, а только на 6 месяцев (до 55,5 и 60,5 лет соответственно для женского и мужского населения);
    • в 2020 г. повышение составит не на 2 года, а на 1 год 6 месяцев (до 56,5 и 61,5 лет соответственно).

С учетом этих изменений таблица пенсионного возраста по годам по новому закону приводится в таблице ниже:

ДВП по старому закону I п. 2019 II п. 2019 I п. 2020 II п. 2020 2021 2022 2023
ПВ Ж 55,5 56,5 58 59 60
М 60,5 61,5 63 64 65
ДВП по новому закону II п. 2019 I п. 2020 II п. 2021 I п. 2022 2024 2026 2028

Используемые сокращения: ДВП — дата выхода на пенсию; Ж — женщины; М — мужчины; ПВ — пенсионный возраст.

Таким образом, окончательное значение «периода трудоспособности» будет установлено в 2023 году, когда норматив зафиксируется на уровне 60 и 65 лет. Оформлять выплаты по достижении новых значений россияне начнут с 2028 года — т.е. всего период трудоспособности будет продлен на 5 лет.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону

Для выхода на пенсию необходимо наработать установленное законодательством количество лет стажа. Согласно п. 2 ст. 8 закона № 400-ФЗ, выплаты можно оформить при наличии не менее 15 лет страхового стажа, но этот норматив также устанавливается постепенно, с предусмотренным переходным периодом:

  • требования к минимальному значению ежегодно увеличиваются с 2015 года на 1 год, когда норматив был установлен в значении 6 лет;
  • окончательная величина (15 лет) будет зафиксирована с 2024 г.

По новому закону, одним из изменений которого является продление периода трудоспособности, никакие корректировки в требования по стажу не вносятся. Все изменения, которые осуществлялись ежегодно с 2015 г., будут производиться в том же порядке.

Требования к минимально необходимому стажу с 2020 года в России представлены в таблице ниже:

Год 2020 2021 2022 2023 2024
Требования к стажу (лет) 11 12 13 14 15

Необходимо учитывать, что в страховой стаж засчитываются:

  • периоды работы или любой другой деятельности, во время которой осуществлялись страховые взносы в ПФР (т.е. при официальном трудоустройстве);
  • иные, определенные п. 1 ст. 12 закона № 400-ФЗ периоды, например:
    • служба в армии;
    • уход за ребенком до достижения 1,5 лет;
    • уход за инвалидом 1-ой группы или ребенком-инвалидом и т.п.

Сколько баллов нужно для пенсии

Еще одним обязательным условием для получения пенсии является наличие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в предусмотренном размере. Пунктом 3 ст. 8 закона № 400-ФЗ установлено, что страховую пенсию по старости можно будет оформить при наличии как минимум 30 сформированных баллов. Такой величина ИПК установится не сразу, а постепенно, с предусмотренным переходным периодом:

  • С 2015 года, когда этот норматив составлял 6,6 баллов, его величина каждый год повышается на 2,4 балла.
  • Окончательное значение (30 баллов) зафиксируется только в 2025 году.

Если гражданин, достигнув установленного пенсионного возраста, не наработал необходимое количество страховых баллов (ИПК), то оформить выплаты он сможет только после достижения необходимых показателей.

Необходимое количество ИПК для оформления выплат в течение переходного периода можно определить, воспользовавшись следующей таблицей по годам:

Год 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
Минимальное количество ИПК 16,2 18,6 21 23,4 25,8 28,2 30

Например, в 2020 году для оформления страховой пенсии по старости нужно будет иметь 18,6 балла, а уже с 2025 года россиянам необходимо будет наработать не менее 30 ИПК.

Юрий Горлин: «Предпосылки для увеличения пенсионного возраста могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: