Пенсионный возраст увеличение россия обсуждение в думе рф

Краткое содержание:

Пенсионная реформа в России, принятая в 2018 году, за два года так и не получила полноценной поддержки у населения страны. В условиях экономического кризиса, разразившегося из-за эпидемии, депутаты рассматривают вопрос о возвращении к прежнему пенсионному возрасту, что значительно облегчило бы жизнь предпенсионеров, массово остающихся без рабы в разгар эпидемии в 2020 году.

Депутаты рассматривают вариант возвращения старого пенсионного возраста в России в 2020 году

Новая пенсионная реформа предполагает повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет и для мужчин с 60 до 65 лет соответственно. Чтобы жители страны привыкли к изменениям, реализация реформы по плану должна была занять 10 лет — до 2028 года включительно. В 2020 году на пенсию выйти могут женщины, достигшие возраста 55,5 лет и мужчины в 60,5 лет, т.е. отработать «лишних» по реформе придется всего полгода.

Коррективы в планы правительства внесла эпидемия коронавируса, оставившая людей зрелого возраста практически без средств к существованию. Предпенсионеров и пенсионеров массово отправляют на режим самоизоляции, и данная мера профилактики является самой эффективной защитой от дальнейшего распространения болезни.

Ввиду самоизоляции многие люди пожилого возраста остались вовсе без работы, так как далеко не все работодатели готовы «ждать» сотрудника. Помочь гражданам справиться с возникшими трудностями депутаты решили по своему — вернуть старый пенсионный возраст, чтобы «закрыть тему раз и навсегда».

С подобной инициативой выступили парламентарии от партии «Справедливая Россия». Такого же мнения придерживаются некоторые депутаты местных советов, не раз призывающие федеральное правительство рассмотреть спорную тему.

Поддержки большинства депутатов инициативы пока не имеют, но активные разговоры на данную тему вселяют надежду в россиян, которым идея трудовой деятельности до 65 лет не понравилась изначально.

Причиной отмены пенсионной реформы депутаты называют уход в отставку правительства, при котором и началась реализация новой программы. С помощью новых законодательных инициатив власть может вернуть доверие населения страны, считают парламентарии.


Экономисты предлагают плавающий пенсионный возраст в России

Специалисты из Высшей школы экономики предлагают законодательным образом закрепить в стране совершенно новую систему пенсионного обеспечения, которую используют во многих европейских странах. «Плавающий» пенсионный возраст предполагает выход на пенсию каждого гражданина страны сугубо по его личному желанию.

Система работает эффективно в западных странах. Нижний порог пенсионного возраста устанавливается государством, но он не обязывает человека отправляться на заслуженный отдых. Если стажа недостаточно или пенсионные отчисления в последнее время оставляют желать лучшего, будущий пенсионер продолжает свою трудовую деятельность, чтобы получать повышенную пенсию.

Такая модель пенсионного законодательства позволит установить в обществе некую справедливость, о потере которой жители говорили на митингах после принятия пенсионной реформы 2018 года. Те, кто боится не доработать до пенсии из-за состояния здоровья, на заслуженный отдых уйти смогут раньше. Те же, кто чувствуют в себе силы и возможности, трудиться будут гораздо дольше, чем установлено законом.

Безработные предпенсионеры могут выйти на пенсию досрочно

Пока в правительстве не комментируют многочисленные предложения по изменению пенсионного законодательства в России. Реальный вопрос, который действительно рассматривает власть в условиях эпидемии, — это возможность досрочного выхода на пенсию тем предпенсионерам, которые оказались из-за режима самоизоляции безработными.

Пор закону, обратиться в Пенсионный Фонд для оформления пенсии могут жители со статусом предпенсионера, которым работать до заслуженного отдыха осталось всего два года, но они потеряли работу без возможности устроиться на новую.

Подкрепить свое право на пенсию в данном случае нужно справкой из Службы занятости, которая и рекомендует Пенсионному Фонду начислить пожилому человеку пенсию, так как работу ему найти действительно не могут.

Из-за эпидемии срок досрочного выхода на пенсию уже в 2020 году могут увеличить, и составит он после принятия соответствующего законопроекта три года.

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Пенсионный возраст является одной из самых болезненных и обсуждаемых тем в России с 2018 года, когда в стране была принята реформа о повышении возраста граждан, который позволяет уйти на заслуженный отдых. Что будет с пенсионным возрастом в 2021 году — ожидать ли его снижения на фоне пандемии коронавируса, объяснили эксперты.

Почему в России ждут снижения пенсионного возраста

Об отмене пенсионной реформы в 2020 году предпенсионеры России заговорили на фоне усугубления экономического положения в стране в связи с пандемией коронавируса. Пожилые люди в регионах по указу местных властей обязаны соблюдать самоизоляцию, из-за чего массово оказываются без работы и, соответственно, без средств к существованию.

Из-за подобных обстоятельств в Сети поползли слухи о том, что власти задумались о временной отмене реализации реформы, связанной с повышением пенсионного возраста: безработных якобы собрались отправить на пенсию, чтобы снизить нагрузку на центры занятости в условиях кризиса в стране.

Также причиной «ожидания» стали первые итоги реформы, реализация которой началась 2 года назад: финансовая нагрузка на Пенсионный Фонд не снизилась, и благосостояние пенсионеров не улучшилось, хотя изначально именно эти два фактора были решающими при принятии решения властью о повышении пенсионного возраста.

В Сети граждане страны в 2020 году создавали петиции и обращения к власти с просьбами пересмотреть отношение к пенсионному возрасту. Аргументы остались такими же, как и в 2018 году, когда жители страны оказались против реформы: женщины и мужчины в России не готовы трудиться до 60 и 65 лет, так как условия их жизни не позволяют поддерживать здоровье и трудоспособность на должном уровне.

Будет ли снижен пенсионный возраст в России в 2021 году

Вопрос о снижении пенсионного возраста в России в 2021 году в Сети назвали практически решенным: якобы в правительстве готовы прислушаться к гражданам, а потому пересмотрят решения «прошлого».

Но официально власти категорически опровергли данную информацию: реализация реформы будет продолжаться в условиях пандемии, кризиса, возможного конца света и других обстоятельств. Смягчение закона допустимо, но полная отмена планируемого повышения пенсионного возраста категорически невозможна.

Что будет с пенсионным возрастом в России в 2021 году: кто уйдет на пенсию по закону

Пенсионный возраст в России в 2028 году достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин, как и было запланировано законом. Пока повышение проходит постепенно, чтобы гражданам было легче переживать обстоятельства, в которых им до пенсии оставалось всего ничего, а поработать придется год-два «лишних».

В 2021 году пройдет очередная ступень постепенного повышения пенсионного возраста: женщин на заслуженный отдых отпустят только тех, которые достигли возраста 56,5 лет, а мужчин в 61,5 года.

При этом эксперты предполагают, что пенсионеров будет гораздо больше, чем изначально предполагалось реформой, так как свои коррективы в планы власти внесла пандемия коронавируса. Правда, для получения права на досрочную пенсию им придется предъявить документ из центра занятости о том, что работы в регионе проживания для отдельного жителя, действительно, нет.

Кому положен досрочный выход на пенсию в 2021 году

Расширение списка тех граждан, которые могут уйти на пенсию досрочно, — это и была реакция власти на призыв народа о снижении пенсионного возраста. С 2021 года право на выход на пенсию не в установленном законом возрасте, а раньше, будут иметь:

предпенсионеры, оставшиеся без работы за два года «официального» выхода на пенсию;
люди, работающие на тяжелом или опасном для здоровья производстве и занятые в социально-значимых сферах, например, в медицине или образовании, но имеющие определенное количество наработанного трудового стажа;
многодетные матери, имеющие стаж не менее 15 лет.

Право на досрочную пенсию закрепили за теми гражданами, которые имеют трудовой стаж не менее 37 и 42 лет для женщин и мужчин соответственно. Предпенсионеры имеют право претендовать на выход на пенсию, если их стаж работы оставляет не менее 20 и 25 лет (женщины и мужчины).

Что же касается многодетных матерей, у которых есть необходимое количество наработанного стажа, то им пенсионный возраст сократят на один год за каждого ребенка, независимо от его возраста.


Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и для женщин до 63. За принятие законопроекта на пленарном заседании Госдумы проголосовали 328 депутатов, против —104, воздержавшихся не было. Против проголосовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

«Рост пенсий, которого никогда не было в истории»

Все средства, полученные от повышения пенсионного возраста, пойдут на увеличение пенсий неработающим пенсионерам, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме. По расчетам властей, благодаря реформе пенсии будут расти в среднем на 1 тыс. руб. в год, в 2019 году их размер должен превысить 15 тыс. руб. (средняя пенсия по старости на 1 января 2018 года составляла 14,2 тыс. руб.). ​«Когда я говорю «в среднем», это очень важно, потому что конкретная прибавка каждому пенсионеру будет соответствовать его пенсии, будет пропорциональный рост», — отметил Топилин. Если смягчить предложенные параметры изменения пенсионного возраста, обеспечить обещанные параметры роста пенсий не удастся, подчеркивали ранее в Минтруде.


Топилин в четверг также заявил, что к 2024 году соотношение пенсии неработающего пенсионера достигнет 200% прожиточного минимума пенсионера. По его словам, сейчас оно составляет 163–164%. При этом Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, принятая правительством в 2012 году, ставила задачу обеспечить к 2030 году средний размер пенсии по старости на уровне не менее 250% прожиточного минимума пенсионера.

«В 2019 году индексация составит 7%. Это более чем в два раза выше, чем уровень инфляции за 2018 год. То есть будет реальный рост пенсий такой, которого никогда не было в истории Российской Федерации. Человек получит 1 тыс. руб. при средней пенсии, которая составляет 14,4 тыс. руб.», — добавил Топилин.

​«Комитет по бюджету подтверждает, что те возможности, которые предложены сегодня, то решение, которое предлагает правительство, оно реально позволяет обеспечить задачу выплаты пенсий в два раза выше темпов инфляции», — сказал глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на пленарном заседании. Если возраст выхода на пенсию не увеличить, трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд в период 2024–2026 годов только для поддержания текущего размера пенсий мог бы возрасти до 5 трлн руб., следует из заключения комитета.

«Внуки не простят»

Фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» проголосовали против принятия законопроекта в первом чтении. «Не принимайте этот закон, вам дети и внуки не простят», — сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов на пленарном заседании в ходе выступления лидеров фракций. По его мнению, правительственный законопроект является «ударом под дых» стабильности страны.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что большинство россиян против повышения пенсионного возраста. «Как может та самая Государственная дума, депутатов которой избирал народ, который сейчас протестует, в том числе и у стен Думы, проголосовать за этот законопроект?» — спросил он.

Миронов добавил, что рост продолжительности жизни, на который ссылается правительство, произошел из-за снижения детской смертности, но показатель ожидаемого периода жизни на пенсии не изменился за последние полвека.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что во фракции «будут против закона голосовать». «Потому что мы проявляем солидарность с гражданами, которых обманула власть», — сказал политик.

Время для поправок

Ключевое второе чтение законопроекта о повышении пенсионного возраста состоится осенью. Спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании заявил, что срок принятия поправок будет продлен до 24 сентября (ранее планировалось до 18 августа). Ко второму чтению в законопроекте будут, в частности, зафиксированы параметры индексации пенсий для обеспечения их роста выше инфляции, обещал Топилин. Ко второму же чтению Минтруд представит и программу повышения квалификации для граждан предпенсионного возраста, сказал он на заседании. Правительство планирует направить на финансирование указанной программы около 5 млрд руб. ежегодно.

В текущей версии законопроекта не содержится механизма увеличения размера пенсий выше уровня инфляции, отметила Счетная палата в своем заключении.

Свои предложения по корректировке пенсионной реформы представили ранее партия «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт. Единороссы, в частности, предложили закрепить в законодательстве понятие «предпенсионный возраст» и обязать работодателей уведомлять Роструд об увольнении пожилых сотрудников. Народный фронт, в свою очередь, выступил за увеличение переходного периода реформы в 1,5 раза, до 14 лет для мужчин и до 23 лет для женщин. А ЛДПР внесет поправку, предполагающую повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет (вместо 63 лет), заявлял глава комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

Реакция регионов

Отказаться от рассмотрения пенсионной реформы на заседании предлагал депутат от КПРФ Николай Коломейцев: он просил снять законопроект с повестки. Однако 104 депутата проголосовали за то, чтобы отклонить предложение, лишь один высказался за.


Ликвидация «разрыва»

Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил об увеличении пенсионного возраста 14 июня, через два дня законопроект был внесен в Госдуму. Правительство предлагает увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин на пять лет, а для женщин на восемь лет. Переходный период пенсионной реформы начнется с 2019-го и продлится до 2028 года для мужчин (десять лет) и до 2034 года для женщин (16 лет). Темп повышения составит плюс один год каждый год.

Правительство решилось на повышение пенсионного возраста из-за демографической ситуации: доля пенсионеров растет, а доля работающих граждан, за которых отчисляются взносы в пенсионную систему, сокращается. Если не повысить пенсионный возраст, разрыв между пенсионерами и работающими с каждым годом будет расти и может привести к «разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства», предупреждал Медведев.

Согласно правительственному законопроекту пенсионный возраст будет также увеличен для педагогов, медицинских и творческих работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно. Для этих категорий работников возраст выхода на пенсию будет повышен на восемь лет. Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера, пенсионный возраст планируется увеличить с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин.

Право на досрочные пенсии сохранится без каких-либо изменений у работников, занятых на вредном и опасном производстве, у женщин с пятью и более детьми, у пострадавших при аварии в Чернобыле и у других категорий, имеющих социальные льготы. Гражданам с большим стажем работы (40 лет для женщин и 45 — для мужчин) правительство предлагает дать возможность выйти на пенсию на два года раньше.​

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.


Правительственный законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предполагает повышение пенсионного возраста для мужчин до 65 лет и для женщин до 63. За принятие законопроекта на пленарном заседании Госдумы проголосовали 328 депутатов, против —104, воздержавшихся не было. Против проголосовали КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». РБК следил за трансляцией заседания на сайте нижней палаты парламента.

«Рост пенсий, которого никогда не было в истории»

Все средства, полученные от повышения пенсионного возраста, пойдут на увеличение пенсий неработающим пенсионерам, сообщил министр труда и социальной защиты Максим Топилин, представляя законопроект в Госдуме. По расчетам властей, благодаря реформе пенсии будут расти в среднем на 1 тыс. руб. в год, в 2019 году их размер должен превысить 15 тыс. руб. (средняя пенсия по старости на 1 января 2018 года составляла 14,2 тыс. руб.). ​«Когда я говорю «в среднем», это очень важно, потому что конкретная прибавка каждому пенсионеру будет соответствовать его пенсии, будет пропорциональный рост», — отметил Топилин. Если смягчить предложенные параметры изменения пенсионного возраста, обеспечить обещанные параметры роста пенсий не удастся, подчеркивали ранее в Минтруде.


Топилин в четверг также заявил, что к 2024 году соотношение пенсии неработающего пенсионера достигнет 200% прожиточного минимума пенсионера. По его словам, сейчас оно составляет 163–164%. При этом Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы, принятая правительством в 2012 году, ставила задачу обеспечить к 2030 году средний размер пенсии по старости на уровне не менее 250% прожиточного минимума пенсионера.

«В 2019 году индексация составит 7%. Это более чем в два раза выше, чем уровень инфляции за 2018 год. То есть будет реальный рост пенсий такой, которого никогда не было в истории Российской Федерации. Человек получит 1 тыс. руб. при средней пенсии, которая составляет 14,4 тыс. руб.», — добавил Топилин.

​«Комитет по бюджету подтверждает, что те возможности, которые предложены сегодня, то решение, которое предлагает правительство, оно реально позволяет обеспечить задачу выплаты пенсий в два раза выше темпов инфляции», — сказал глава комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров на пленарном заседании. Если возраст выхода на пенсию не увеличить, трансферт из федерального бюджета в Пенсионный фонд в период 2024–2026 годов только для поддержания текущего размера пенсий мог бы возрасти до 5 трлн руб., следует из заключения комитета.

«Внуки не простят»

Фракции КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» проголосовали против принятия законопроекта в первом чтении. «Не принимайте этот закон, вам дети и внуки не простят», — сказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов на пленарном заседании в ходе выступления лидеров фракций. По его мнению, правительственный законопроект является «ударом под дых» стабильности страны.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов заявил, что большинство россиян против повышения пенсионного возраста. «Как может та самая Государственная дума, депутатов которой избирал народ, который сейчас протестует, в том числе и у стен Думы, проголосовать за этот законопроект?» — спросил он.

Миронов добавил, что рост продолжительности жизни, на который ссылается правительство, произошел из-за снижения детской смертности, но показатель ожидаемого периода жизни на пенсии не изменился за последние полвека.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что во фракции «будут против закона голосовать». «Потому что мы проявляем солидарность с гражданами, которых обманула власть», — сказал политик.

Время для поправок

Ключевое второе чтение законопроекта о повышении пенсионного возраста состоится осенью. Спикер Госдумы Вячеслав Володин на пленарном заседании заявил, что срок принятия поправок будет продлен до 24 сентября (ранее планировалось до 18 августа). Ко второму чтению в законопроекте будут, в частности, зафиксированы параметры индексации пенсий для обеспечения их роста выше инфляции, обещал Топилин. Ко второму же чтению Минтруд представит и программу повышения квалификации для граждан предпенсионного возраста, сказал он на заседании. Правительство планирует направить на финансирование указанной программы около 5 млрд руб. ежегодно.

В текущей версии законопроекта не содержится механизма увеличения размера пенсий выше уровня инфляции, отметила Счетная палата в своем заключении.

Свои предложения по корректировке пенсионной реформы представили ранее партия «Единая Россия» и Общероссийский народный фронт. Единороссы, в частности, предложили закрепить в законодательстве понятие «предпенсионный возраст» и обязать работодателей уведомлять Роструд об увольнении пожилых сотрудников. Народный фронт, в свою очередь, выступил за увеличение переходного периода реформы в 1,5 раза, до 14 лет для мужчин и до 23 лет для женщин. А ЛДПР внесет поправку, предполагающую повышение возраста выхода на пенсию для женщин до 60 лет (вместо 63 лет), заявлял глава комитета по труду и соцполитике Ярослав Нилов.

В 2013 году пенсионный возраст, который на тот момент составлял 65 лет, привязали к средней ожидаемой продолжительности жизни. В результате к 2018 году возраст выхода на пенсию в стране составил 66 лет и четыре месяца. С 2007 года был предусмотрен ранний выход на пенсию — условиями для него были возраст не менее 55 лет и выплаты пенсионных взносов в течение 30 лет. В 2012 году действие этого правила приостановили, а в 2015 году вновь запустили, изменив условия: теперь на раннюю пенсию могут рассчитывать люди не моложе 60 лет при условии выплат взносов в течение 40 лет.

Реакция регионов

Отказаться от рассмотрения пенсионной реформы на заседании предлагал депутат от КПРФ Николай Коломейцев: он просил снять законопроект с повестки. Однако 104 депутата проголосовали за то, чтобы отклонить предложение, лишь один высказался за.


Ликвидация «разрыва»

Премьер-министр Дмитрий Медведев объявил об увеличении пенсионного возраста 14 июня, через два дня законопроект был внесен в Госдуму. Правительство предлагает увеличить возраст выхода на пенсию для мужчин на пять лет, а для женщин на восемь лет. Переходный период пенсионной реформы начнется с 2019-го и продлится до 2028 года для мужчин (десять лет) и до 2034 года для женщин (16 лет). Темп повышения составит плюс один год каждый год.

Правительство решилось на повышение пенсионного возраста из-за демографической ситуации: доля пенсионеров растет, а доля работающих граждан, за которых отчисляются взносы в пенсионную систему, сокращается. Если не повысить пенсионный возраст, разрыв между пенсионерами и работающими с каждым годом будет расти и может привести к «разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства», предупреждал Медведев.

Согласно правительственному законопроекту пенсионный возраст будет также увеличен для педагогов, медицинских и творческих работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно. Для этих категорий работников возраст выхода на пенсию будет повышен на восемь лет. Для граждан, работающих в районах Крайнего Севера, пенсионный возраст планируется увеличить с 55 до 60 лет для мужчин и с 50 до 58 лет для женщин.

Право на досрочные пенсии сохранится без каких-либо изменений у работников, занятых на вредном и опасном производстве, у женщин с пятью и более детьми, у пострадавших при аварии в Чернобыле и у других категорий, имеющих социальные льготы. Гражданам с большим стажем работы (40 лет для женщин и 45 — для мужчин) правительство предлагает дать возможность выйти на пенсию на два года раньше.​


Новый серьёзный скандал возник в государственном управлении, а точнее, в области социальной политики. Политики, которая напрямую завязана на население и которая призвана его защищать от экономических невзгод, гарантировать хотя бы минимальное физиологическое выживание. Однако с этим очень большой напряг в современной России.

Яркий пример – заявление аудиторов Счётной палаты России, которые поставили под сомнение, что в России будет рост хотя бы, подчёркиваю, хотя бы прожиточного минимума, например, для пенсионеров. Разберём крайне показательную ситуацию, когда в результате обмана и манипуляций в очередной раз крайними становятся простые люди.

На протяжении трёх лет в десятках регионов России размер пенсионных добавок увеличивался от 0 до 10 рублей, несмотря на инфляцию. Несмотря на заверения того же министра финансов Силуанова, который обещал ежегодную прибавку российским пенсионерам в одну тысячу рублей. Он заверял, что после повышения пенсионного возраста наши старики смогут "путешествовать по миру, помогать внукам, жить в достатке". Так вот, несмотря на все эти слова, реальные выплаты у части пенсионеров почти не растут. По результатам проверки Счётной палаты, в 24 регионах России общее увеличение пенсий не превысило сумму в 10 рублей, а в 9 субъектах рост пенсий оказался нулевым.

В Счётной палате отметили, что и в 2021 году в 18 регионах размер прожиточного минимума пенсионера останется без изменений, причём в 15 из них это сохранится на протяжении трёх лет. Иными словами, аудиторы сомневаются, что пенсионерам хватит денег, чтобы свести концы с концами.

На эту проблему, мягко говоря, недостаточного роста выплат пенсионерам этой осенью уже обратили внимание в правительстве.

В сентябре правительство внесло в Госдуму законопроект о новой методике расчёта МРОТ и прожиточного минимума. Согласно документу, расчёт будет строиться не на стоимости потребительской корзины, а определяться установленным процентом от среднедушевого дохода. И вот, когда стало известно о планах ввести новый расчёт, эксперты сразу обратили внимание на то обстоятельство, что МРОТ и прожиточный минимум со следующего года привяжут не к постоянно дорожающей потребительской корзине, а к доходам граждан, которые падали на протяжении последних 7 лет и в условиях кризиса они продолжат своё падение.

Попросту говоря, изменения не гарантируют ежегодное увеличение прожиточного минимума, например, для пенсионеров.

– Та категория людей, которые получают пенсию ниже прожиточного минимума, их немного, – говорит Валерий Рязанский, глава Комитета Совета Федерации по соцполитике. Как немного? В принципе, много, это 10 процентов от общей численности пенсионеров, порядка 4 миллионов человек. Часть из них получает доплаты до прожиточного минимума, который установлен в регионе для пенсионеров, получает эту доплату из региональных бюджетов. А часть получает из федерального бюджета. И здесь тоже есть проблема. Например, методологически региону хотелось бы больше получать денег за счёт федеральной составляющей. И они таким образом чуть прижимают свой прожиточный минимум для того, чтобы как можно больше средств те пенсионеры, которые объективно находятся ниже черты, получали извне, то есть из федерального бюджета. Ну и что ещё можно сказать в этой части?

Когда мы пенсионеру доплачиваем до прожиточного минимума в виде социальной доплаты из бюджета, пенсионер считает, что это его пенсионные выплаты. На самом деле это не его пенсионные выплаты. Его пенсия является трудовой пенсией или социальной пенсией, неважно, и она индексируется каждый год. Но учитывая, что индексация всё время, что называется, дополняется вот этой субсидией, но всё время сверху прижата прожиточным минимумом. Поэтому индексация пенсий происходит, а вот эта доплата уменьшается. И, естественно, у людей создаётся настроение: как же так, президент сказал, что нужно менять методики, нужно индексировать, а моя вся сумма увеличивается незначительно.

Это страшно, что в богатейшей стране мира порядка 4 миллионов стариков не живут, а существуют. К ним добавим миллионы семей, который имеют доход ниже прожиточного минимума – минимума, который позволяет не уйти в мир иной. Доходы у простых граждан в России падают с 2013 года. Добавим перманентную девальвацию рубля, которая наносит существенный удар по нашей покупательной способности, и получим весьма удручающую картину. Но даже не это самое главное. Прискорбно то, что чиновники потеряли всякий стыд и постоянно пытаются нас обмануть. Обмануть российских стариков, которые заработали себе пенсии. Стыд и позор тому государству, которое манипулирует и лжёт своим людям старшего поколения.

Читайте также: