Пенсионный возраст в словакии



Пенсионный возраст в Европе


В Венгрии все выходят на пенсию на год раньше. Аналогичная уравниловка утверждена в Бельгии, Боснии, Великобритании, Испании, на Кипре, в Люксембурге и Португалии.


Конкретный возраст определяется в зависимости от типа работы и ряда льгот. Также диапазон установлен в Дании – 65-67 лет, в Ирландии – 65-66 лет, Италии – 57-65 лет, Финляндии – 62-68 лет и Швеции – 61-67 лет.

Премьер-министр Швеции, кстати, активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет! В Болгарии мужчины выходят на пенсию в 64 года, а женщины в 61. В Грузии – 60 для женщин и 65 для мужчин.

Пенсионный возраст

Впрочем, следует отметить, что по ещё одному закону из «социального пакета» Бисмарка люди, утратившие трудоспособность до достижения пенсионного возраста, могли рассчитывать на пенсию по инвалидности).


В Европе и США в отдалённой перспективе возраст выхода на пенсию собираются повышать до 70 лет как для мужчин, так и для женщин к , а в Германии собираются это сделать в ближайшее время.

По другим расчётам, в 2060 году пенсионный возраст станет приближаться к отметке 80 лет, а возрастной предел приблизится к 120 годам. В в было введено пенсионное обеспечение по старости. Пенсионный

Пенсионный возраст в Европе

С 1 января 2024 года пенсионный возраст для женщин начнёт постепенно повышаться и к 2033 году сравняется с пенсионным возрастом мужчин.

Мужчины в Албании имеют права на государственную пенсию по достижении 64,5 лет, а женщины — 60,5. В Армении в данном вопросе установлено равноправие — все имеют право выхода на пенсию в 63 года.


В Греции выход на пенсию для всех установлен в диапазоне от 58 до 65 лет. Конкретный возраст определяется в зависимости от типа работы и ряда льгот.

Пенсии в странах Европы

Рейтинг пенсий в миреКак начислялись средства? Рабочие и служащие платили процент от своей заработной платы в пенсионную казну.

Считается, что данная реформа в Германии была связана с тогдашней демографической проблемой.

Выходит, что государство пыталось таким образом поднять рождаемость и сохранить нацию.Когда к власти пришел Адольф Гитлер, он не внес каких-либо существенных изменений в данную реформу. Пенсионная система, которую заложил канцлер Бисмарк, работала более столетия. Однако в ХХ веке произошли значительные изменения.

В 1953 году к власти пришел канцлер Аденауэр.


Пенсионный возраст в Словении в 2020 году: 40 лет отчислений

Также вы можете самостоятельно оплачивать пенсионные отчисления в период отсутствия работы, чтобы не прерывать пенсионный стаж.

Прохождение обязательной военной службы или работа в других опасных профессиях дает право на более ранний возраст выхода на пенсию. Также причиной более раннего выхода на пенсию может служить инвалидность. Размер пенсионных отчислений составляет 29 процентов от пенсионной базы для женщин, и 26 процентов для мужчин при условии 15 лет пенсионного стажа.

За каждый последующий год пенсионного стажа для женщины добавляется 1,38 процента, а для мужчины — 1,25 процента. Общие условия Застрахованное лицо имеет право на пенсию по старости по достижении установленного возраста, если они имеют необходимый пенсионный стаж, как это предусмотрено законом. В соответствии с законом предусмотрены следующие три возможности: Для женщин: Возраст Пенсионный стаж 59 лет и 8 месяцев

Как и во многих европейских государствах, с переменным успехом здесь борются с двумя главными социальными проблемами: быстрым старением населения и ростом безработицы, особенно после мирового финансового кризиса.

Недавно корреспондент «ВВ» по приглашению Министерства иностранных дел Словакии и общественной организации «Человек в опасности» побывал в этой стране и узнал, как там сегодня живется пенсионерам и безработным. Трудиться дольше

В Словакии пенсионеров почтительно называют сеньорами.

Как и в Беларуси, население стремительно стареет, и сейчас около четверти граждан страны – пенсионеры.

Прежде чем начать, хотим предупредить: наша задача — изучить сравнительную таблицу пенсионного возраста в других странах. Она должна отражать данные на текущий момент (февраль 2020), исходя из информации в открытых источниках в Рунете. Если у вас есть другая проверенная информация, ждем ваших комментариев.

Как бы вы ни относились к США, эксперты считают, что экономика этого государства самая стабильная, поэтому начнем со штатов. Существует 2 типа пенсии — государственная и от компаний, в которых человек долго работал. И на ту, и на другую по состоянию здоровья можно уйти в любое время. Но тогда выплаты будут не самыми высокими. В большинстве случаев американцы становятся пенсионерами, если им исполнилось от 59,5 (59 полных лет и еще 6 месяцев со дня рождения) до 67 лет. Каждый сам выбирает, сколько ему работать, и это зависит от того, какую сумму хотел бы получать гражданин в старости. Для большинства выгодно уходить на пенсию в 67, этот показатель и возьмем за основу.

Китай

Страна с уникальной историей имеет такую же уникальную систему пенсионного обеспечения. По закону, на нее имеют право только городские жители. Тех, кто имеет сельскую прописку, должны обеспечивать их дети.

Уйти со службы китайские мужчины могут в 60, а женщины — в 50-55, в зависимости от рода занятий. Власти Поднебесной неоднократно говорили, что собираются повысить пенсионный ценз на 5 лет. Последний раз они обещали это сделать в 2017 г., но не сложилось. Реформу перенесли на период «до 2045 г.».

Япония

Возраст выхода на пенсию в Японии, как и в США, зависит от того, какую сумму хотел бы получать человек в старости. Если японец готов довольствоваться 70 % заслуженной пенсии, он может уйти с работы в 60. Но если он претендует на 100 % выплат, его отпустят только в 65. Это касается и женщин, и мужчин.

Западноевропейские страны: Германия, Англия, Франция

Возраст выхода на пенсию в Европе отличается в зависимости от конкретной страны. В Германии, при условии, что гражданин не является инвалидом или представителем иной льготной категории, можно закончить работать в 65. Сейчас пенсионная система реформируется таким образом, что лица, родившиеся в 1964 г. и позже, смогут покинуть службу только в 67. Возрастной ценз един и для женщин, и для мужчин.

Выход на пенсию во Франции: возраст в 2018 году повысили до 62,5 (без разделения по полам). Надо иметь стаж не менее 42 лет, чтобы получать все предусмотренные законом выплаты. Если стажа недостаточно, можно поработать до 67 лет и тоже получать всю сумму.

В Великобритании с ноября 2018 и мужчины, и женщины могут уйти на заслуженный отдых в 65. А в ближайшее время власти планируют увеличить возрастную планку до 67. Получать максимальную пенсию, англичанину позволит минимальный стаж в 44 г.

Если не ограничиваться только странами Западной Европы, а взять такие государства как Швеция, Бельгия, Дания, Италия, Швейцария, Норвегия, Финляндия, то пенсионный возраст в европейских странах (таблица 2020 г.) несколько отличается (страны перечислены в алфавитном порядке):

Государство

Выход на пенсию в странах мира (таблица на 2020 г.), лет

65, но при наличии стажа свыше 41 г. можно уйти в 63

62 — при наличии стажа 38 лет, но в целом работает формула «возраст + трудовой стаж = 100», то есть при большом стаже можно уйти с работы раньше

63, но по различным причинам можно уйти и в 60

65, но некоторые льготники могут покинуть службу и раньше

Женщины — в 64, мужчины — в 65

А как у наших соседей

Особенно интересно узнать, какой пенсионный возраст в странах мира (таблица 2020 г. представлена ниже), расположенных по соседству с Россией: в Беларуси, Украине, Польше, Болгарии, Молдове, Чехии, Словакии.

Чтобы было нагляднее, какой пенсионный возраст в мире, — таблица 2020 г.

Государство

Во сколько уходят на пенсию, лет

Согласно утвержденной реформе, с 01.01.2022 мужчины будут выходить на пенсию в 63, а женщины — в 58. В 2020 женщине можно прекратить работать в 56,5, а мужчине — в 61,5

Женщины — в 60,8 при наличии стажа не менее 34,8 лет , м ужчины — в 63,8 при стаже не менее 37,8

Согласно утвержденной реформе, пенсионерами могут быть лица, достигшие 63 лет. Но мужчины до этой планки «дойдут» к 01.07.2019, а женщины — только к 01.07.2028. Поэтому в 2020 представительницы прекрасной половины обязаны работать до 58,5 лет. При этом обязательно наличие минимального трудового стажа — 15 л.

Женщины — в 60, мужчины – в 65

Женщины — 55,5, мужчины — 60,5 при наличии стажа не менее 10 л. Согласно реформе, к 2028 г. женщины будут уходить на пенсию в 60, мужчины — в 65

60 — при наличии полных 26 л. стажа; если менее 16 л., то на заслуженный отдых отпустят в 65

Граждане, рожденные после 1971 года, — в 65

Проанализировав эти данные, ответить на вопрос, где самый низкий пенсионный возраст, легко: в Китае. Во многих странах обычного гражданина могут отпустить на пенсию не раньше 60, а в среднем по миру — в 63–64 г. И чем государство богаче, тем больше самоотдачи оно требует от своих граждан. На этом фоне Россия выглядит «как все»: мы следуем мировым тенденциям по повышению пенсионного возрастного ценза, как бы нам ни хотелось отличиться.

Экономист Владислав Жуковский раскрыл причины будущей реформы




В России могут снова повысить пенсионный возраст. Причем под видом приведения нашей страны к общим «стандартам» цивилизованных стран.

Пока аналитики называют дату, кажущуюся далекой. А именно 2040 год. Тогда вероятно, что мужчины и женщины будут пенсионерами с 67 лет. Проще говоря, кому сегодня из мужчин 45, тот не может рассчитывать через 20 лет выйти на заслуженный отдых. Правительство наверняка придумает, что-то «интересненькое», и придется вкалывать вплоть до гробовой доски.

Что руководство страны и впрямь хочет заставить людей работать дольше, мало у кого сомнений. Но есть ли для этого условия? Да, в некоторых странах Европы действительно уходят на пенсию в 67 лет. Но там и пенсия совсем другая. Старики спокойно путешествуют по всему миру, ведут активный образ жизни. У нас вообще попробуй доживи…

Экономист Владислав Жуковский полагает, что российским пенсионерам нет элементарной возможности жить благополучно:

— Мы не можем сравниваться с другими странами. У нас ожидаемая продолжительность жизни около 73 лет. Это уже на 7−10 лет ниже, чем в странах Центральной Европы. Так что рассуждения о том, что пенсионный возраст должен быть как в Великобритании или Германии, это ложь и обман со стороны правительства. У нас время выхода на пенсию должен быть на семь лет раньше, как это и было.

«СП»: — Важно же еще и сохранение дееспособности людей.

— Есть такой показатель, как активная жизнь. В РФ этот показатель вообще самый низкий из стран Европы. Мы по этому низкому показателю «боремся» только с Украиной, у нас он порядка 59−60 лет. То есть, после 60 лет у человека обостряются хронические заболевания, возникают инсульты и инфаркты. В Европе этот показатель равен 70 годам, то есть и здесь мы отстаем.

«СП»: — Но дело еще и в деньгах. Сколько должны получать пенсионеры?

— В Европе минимальный показатель — 40% от потерянного дохода. Этот уровень, на самом деле, ставит пенсионера на уровень бедности и даже нищеты.

В развитых странах вроде Германии, Франции, Голландии, Бельгии пенсия составляет около 55% от утерянного дохода, где-то в ЕС этот показатель достигает 80%. В России этот показатель по официальным данным около 32%, причем он постоянно снижается. В этом году он будет на уровне 29−30%. Проще говоря, у нас коэффициент замещения пенсией заработка вдвое ниже, чем в цивилизованных странах.

И по самому заработку мы отстаем. По ВВП на душу населения по покупательской способности мы занимаем место в седьмом десятке. Но по уровню жизни пенсионеров мы занимаем место от 120-го до 150-го.

У нас в принципе пенсионеры воспринимаются как некий социальный балласт и как лишние издержки для государства.

«СП»: — Пенсионная система во многом держится за счет работающих.

— У нас министры часто говорят, что давайте посмотрим на «цивилизованную Европу». Хорошо, давайте посмотрим, какой у них НДФЛ. Везде есть прогрессивная шкала, богатые платят до 40%. У нас же говорят, что богатые это слишком умные и платить не будут. Получается, что у нас бедные будут платить, а высокопоставленные чиновники — нет.

У нас же, по сути, регрессивная шкала. Если ваши доходы составляют меньше 110 тысяч в месяц, то 30% идут в фонды социального страхования. Но если доходы выше, то ставка падает вдвое, до уровня 15,1%.

Вот и вопрос, почему топ-менеджеры крупнейших корпораций платят в систему пенсионного страхования вдвое меньше, чем люди, у которых заработок 20 или 30 тысяч рублей. То есть, это уже вопрос о новом налоговом законодательстве.

«СП»: — Есть еще доход от собственности.

— Совершенно верно. Если в 1990-е годы кто-то подсуетился, то сейчас он получает неплохие дивиденды. Они платят себе зарплату в 20 тысяч рублей, но львиную долю дохода получают в качестве дивидендов. И с них платится только 13% НДФЛ, но никаких социальных взносов не берут.

Так что ни при каких условиях нельзя категорически соглашаться на повышение пенсионного возраста.

Просто потому, что у нас сегодня крайне антисоциальная и антигуманистическая налоговая и финансовая политика.

«СП»: — Может, стоить изменить культуру восприятия старости? Скажем, зачем копить на похороны, когда в Европе пенсионеры больше думают о путешествиях?

— Всё упирается в нищету народа. Если бы пенсионеры не жили по уши в кредитах, не думая о покупке молока и хлеба, то вполне бы люди путешествовали. Просто люди не могут себе этого позволить.

Кстати, старшее поколение старается не просто жить на пенсию, а еще и работают. Буквально до 75 лет и далее, потому что не могут выжить на пенсию. Приходится работать на котельной или таксистом.

Путешествовать это здорово. Но вот в Финляндии пенсия составляет в среднем 1700 евро, то есть около 155 тысяч рублей. Если у вас такой доход, то можете поехать на море. Но если вы живете в Бурятии или Туве, получаете 10 тысяч рублей, то вам придется выращивать дополнительно картошку и морковку.

Пенсионный возраст в разных странах мира.

В таблице представлены:

  • границы и темпы повышения пенсионного возраста в разных странах: текущий возраст выхода на пенсию и планируемый (будущий)
  • ожидаемая продолжительность жизни,
  • коэффициент замещения пенсий в разных странах (Коэффициент замещения служит показателем эффективности страховой пенсионной системы, он позволяет оценивать уровень замещения пенсией утраченного заработка работника. Согласно Конвенции №102 «О минимальных нормах социального обеспечения» Коэффициент замещения должен быть не менее 40% от уровня заработной платы гражданина в трудоспособный период. Однако в России механизм измерения коэффициента замещения не соответствует международной практике и не отражает реальную действительность.)
Текущий возраст выхода на пенсиюБудущий возраст выхода на пенсиюСредняя продолжительность жизни (общая или м/ж)коэффициент замещения пенсий %
СтранаМужчиныЖенщины
Израиль68,3363,3381,475,1
Греция676784/7853,7
Исландия676784/8175,7
Италия66,5865,5867+ (2022)85/8193,2
Португалия66,3366,3366+79,294,9
Ирландия666668 (2028)80,742,3
Нидерланды666667+ (2022)84/80100,6
Соединенные Штаты666667 (с 1960 г.р.)79,749,1
Германия65,5865,5867(2029)83/7950,5
Австралия65,565,567 (2023) и 70 (2035)82,242,6
Испания65,565,567 (2027)86/8081,8
Албания6560,6778,1
Австрия656065 (2034)84/7991,8
Бельгия656567 (2030)84/7966,1
Бразилия656073,576,4
Канада656567 (2030)81,853,4
Чили656078,640,1
Хорватия656276,6129,2
Кипр656578,582,6
Дания656567+ (2025)83/7980,2
Грузия656078/70
Гонконг65656583,7
Люксембург65656584/8088,4
Мексика656575,729,6
Новая Зеландия656581,143,2
Польша656081/7438,6
Румыния6560,9279/7151,6
Сербия656275,3
Швейцария656465 (предложение 2020 года)82,544,9
Великобритания656568 (2037)83/7929
Еврозона64,3663,96
Европейский Союз64,2863,4470,6
Болгария64,0861,1774,688,9
Лихтенштейн646481,8
Литва63,6762,3365 (2026)79/6871,2
Азербайджан63,560,565 (2021) /65 (2027)76/70
Эстония63,563,565 (2027)82/7357,4
Венгрия63,563,565 (2021)79/7289,6
Чешская Республика63,3362,6767 (2054)78,560
Латвия63,2563,2565 (2025)79/7059,5
Армения636363(2002)/63 (2012)78/72
Финляндия636365+ (2030)84/7865
Казахстан635863 (2024)70,6
Молдова635863(2028)76/68
Таджикистан635874/67
Словакия62,4262,4280/7383,8
Франция626267 (2023)85/7974,5
Япония62 (60-70 гибкая система выплат)62 (60-70 гибкая система выплат)65 (2025)84,740
Мальта626280,341,9
Норвегия62 (гибкая система) или 67)62 (гибкая система) или 67)67 (2034)84/8048,8
Сингапур626262+84,7
Туркменистан625762/71
Беларусь615663 /58 (2023)78/67
Швеция61616584/8154,9
Алжир606076,6
Китай605075,383
Индия606068,199,3
Малайзия606074,8
Монголия605569,3
Россия605565(2028г.)/63(2034г.)65/7638,8
Саудовская Аравия605575,165,4
Словения6059,6784/7856,7
Южная Африка60606049,717,1
Южная Корея606065 (2033)8045,1
Турция605873,6102,1
Украина6058,560(2021)76/66
Узбекистан605573/66
Вьетнам605573,2
Бангладеш595970,9
Индонезия5858постепенное увеличение до 6572,565,5

Повышение пенсионного возраста обусловлено процессом старения населения и происходит во многих странах.

Предполагается, что к 2050 году коэффициент демографической нагрузки пожилыми людьми (от 65 лет) в странах ЕС в среднем возрастет в 1,7 раза, а в таких странах как Ирландия, Словакия, Польша, Греция, Литва и Испания – более чем в два раза.
В настоящее время на рынок труда входит малочисленное поколение 1990-х, а выходит из трудоспособного возраста многочисленное поколение 1950-х.

Согласно данным Росстата коэффициент демографической нагрузки пожилыми людьми в России увеличится с 2017 по 2051 г. в полтора раза.

Собственно, основным фактором, подталкивающим страны к повышению пенсионного возраста, является проблема обеспечения приемлемого уровня пенсий и нагрузки пенсионной системы на экономику.

Словакия осуществила пенсионную реформу 2004 г. Основной ее фактор - распространенное в обществе недовольство относительно уровня жизни пенсионеров. В Государственном пенсионном фонде с 1997 г. был постоянный дефицит денег, что повлекло за собой неуклонное снижение реальной величины пенсий. Старая система имела высокий уровень перераспределения средств. Разница между самыми низкими и самыми высокими пенсиями была минимальной. Такая система устраивала только людей с низким уровнем дохода и спекулянтов, которые работали в теневом секторе экономики и платили минимальные взносы. Указанная тенденция усилилась вследствие процесса глобализации, который предоставил возможности тем, кто имел большую зарплату, вообще избегать уплаты взносов в этот фонд. Резкий рост безработицы в конце 1990-х годов вместе с ожидаемым демографическим кризисом вызвало необходимость реформирования системы.

Приняв во внимание рекомендации Всемирного банка и изучив опыт реформ в Венгрии и Польше, новое правительство Словакии решило построить пенсионную систему, которая бы состояла из трех уровней и "сети безопасности" для граждан с очень низкими пенсиями. Старую солидарную систему разделили на обязательное социальное страхование (первый уровень) и обязательное сбережения (второй уровень), дополнялись менее масштабной системой добровольных сбережений (третий уровень).

Реформирование первого уровня привело к введению таких основных инноваций

1. Постепенное повышение установленного пенсионного возраста в среднем от 55 лет для женщин (в зависимости от количества детей) и 60 лет для мужчин до 62 лет для представителей обоих полов. Все мужчины с 2006 г. выходят на пенсию в возрасте 62 года, а женщины - в 62 года, начиная с 2015 г.

2. По сравнению со старой, новая формула расчета пенсий дает возможность получать более высокие пенсии тем, кто зарабатывал больше и платил большие взносы в течение всего рабочего стажа, и наоборот. Перераспределение денег будет уменьшаться в течение трехлетнего переходного периода. Новая схема расчета должна была увеличить мотивацию к уплате взносов и устранить возможность избежания такой уплаты. Одновременно она является невыгодной для малообеспеченных граждан, которые будут иметь очень низкие пенсии. Предполагается, что такие люди будут получать помощь из государственного бюджета. Итак, солидарность было четко отделено от уплаты обязательных взносов.

3. Новая индексация предоставленных пенсий по так называемым швейцарским методом, который предусматривает автоматическую ежегодную индексацию пенсий на средневзвешенное значение индекса потребления цен (инфляцию) и рост средней номинальной заработной платы в экономике. Доля каждого параметра составит 50 %. В целом изменения принципов индексации ослабляют влияние политики на расчет пенсий (это положительная особенность, ведь индексация часто была предметом политической борьбы накануне реформ), но привязывают его к росту экономических показателей.

4. В отличие от прежней системы, реформированная солидарная система позволяет выходить на пенсию раньше и позже установленного срока. За каждый месяц выхода на пенсию раньше размер пенсии уменьшается на 0,5 %, а за каждый месяц выхода на пенсию позже установленного возраста - растет на 0,5 %.

Несмотря на то, что новая солидарная система Словакии усиливает мотивацию, она не в состоянии автоматически изменить уровень занятости. Последнее имеет значительное влияние на объемы пенсионных вкладов и является основным ограничением для увеличения размера пенсий. Однако ни новая формула расчета пенсий, ни новые правила индексации не отражают этих изменений, и система продолжает давать негарантированные обещания. Учитывая демографические ожидания указанная проблема может снова появиться уже в 2016 г. Это потребует еще одной реформы солидарной системы, которая в частности предусматривает: дальнейшее повышение пенсионного возраста, увеличение взносов, внесение изменений в формулы расчета пенсий и/или правил индексации пенсий.

Попытка словацких реформаторов построить универсальную систему с одинаковыми правилами для всех оказалась напрасной. Сопротивление представителей силовых структур (в том числе военных и полицейских) был слишком сильным, поэтому неизменной оставалась наличие льготы.

Новый обязательный второй уровень вступил в силу с 1 января 2005 г. Всем гражданам, младше определенный возраст (примерно 52 года), было разрешено сделать выбор до июня 2006 г.: вступать в системы финансирования/инвестирования или нет. После вступления в систему возврат назад уже невозможен. Молодые люди, которые впервые приходят на рынок труда, будут обязаны начинать со второго уровня. их активами будут управлять частные пенсионные компании, которые будут конкурировать на рынке, а независимый орган по вопросам финансового надзора наблюдать за их деятельностью. Учредители пенсионных компаний должны быть финансово устойчивыми учреждениями, иметь как минимум три года опыта такой деятельности, их минимальный основной капитал должен составлять 300 млн словацких крон (7,1 млн евро). Каждая пенсионная компания управляет тремя фондами с различными ограничениями по инвестированию и разным отношением между риском и прибылью. Деньги, уплачиваемые на втором уровне, будут частной наследственной собственностью граждан, которые их будут экономить. Проценты, заработанные на таких фондах, не будут подлежать налогообложению.

Акции - слишком нестабильный инструмент для обеспечения дохода после выхода на пенсию, хотя они и могут быть ценным компонентом портфеля инвестиций в течение периода накопления денег. Облигации предоставляют стабильный доход за счет меньших прибылей, поэтому клиенты пенсионных фондов в основном инвестируют деньги в акции, чтобы воспользоваться преимуществами больших, но нестабильных доходов, а затем постепенно, с приближением времени выхода на пенсию, переводят деньги в облигации. Значительная часть фондов вкладывают свои средства в акции (табл. 5.5).

Чтобы разрешить такую стратегию инвестирования, словацким реформаторам нужны три разные фонды. Каждый из тех, кто экономит деньги, может одновременно иметь активы лишь в одном из них. За пятнадцать лет до выхода на пенсию те, кто экономит деньги, не могут держать активы в инвестиционном фонде, и за семь лет до выхода на пенсию они должны полностью переместить активы до консервативного фонда.

Государство непосредственно не гарантирует ни особых результатов функционирования пенсионных фондов, ни сохранение номинальной стоимости уплаченных взносов, однако косвенно в законодательстве установлены жесткие ограничения относительно инвестирования для пенсионных компаний и обеспечено жесткое регулирование их деятельности. Закон также требует от пенсионных компаний достижения определенных минимальных результатов функционирования, соизмеримых с результатами деятельности их конкурентов. Кроме того, государство

Таблица 5.5. Фонды, которые управляют пенсионными средствами

Фонд

Процент акции

Облигации и инструменты денежного рынка

Сегодня в Казахстане сложно найти сферу жизни, на которую не повлияли карантин, самоизоляция и их первопричина – пандемия коронавируса. Повлияло заболевание и на пенсионную реформу, дело в том, что инфекция вызывает высокий риск заражения и смерти граждан старше 60 лет. Данные ВОЗ показали, что именно эта возрастная категория находится в наибольшей опасности. В связи с этим в стране вновь начались разговоры о снижении пенсионного возраста. Так, депутаты Мажилиса предложили снизить пенсионный возраст как для мужчин, так и для женщин.

По словам депутата Айкына Конурова, с января по август 2020 года в Казахстане была зарегистрирована 110 981 смерть, из которых 71 процент, или 78 637 случаев, приходится на граждан старше 60 лет. Так, было предложено определить 60 лет возрастом выхода на пенсию для всех.

Но, несмотря на опасность заражения COVID-19, в Казахстане решили не рассматривать вопрос снижения пенсионного возраста граждан, посчитав, что в 60 лет считать человека нетрудоспособным еще рано. Хотя такое предложение от граждан поступало, сообщил министр труда и социальной защиты населения Биржан Нурымбетов.

"Если в Европе и других развитых странах пенсионный возраст был и раньше выше, чем в Казахстане, то в наших соседних странах в последние годы также принимаются меры по повышению пенсионного возраста. (. ) Поэтому, учитывая все эти экономические и демографические факторы, те показатели, о которых я сказал, на сегодня в Казахстане вопрос снижения пенсионного возраста не рассматривается", – отметил министр.

Давайте познакомимся с реалиями Европы. В Швеции возраст выхода на пенсию также увеличивают, но постепенно. К 2026 году он вырастет с 61 года до 64 лет. Дело в том, что среднестатистический гражданин Швеции живет сейчас на 2,5 года дольше, чем представители прошлого поколения. С одной стороны, это хорошо, с другой – для обеспечения достойной старости выход на пенсию придется отсрочить: данные Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) говорят, что сегодня бедность ввиду пенсионного возраста в Швеции достаточно низкая, но по мере общего старения нации этот риск возрастает.

Получается, необходимость пенсионной реформы оправдывается заботой о госбюджете даже в благополучных западных странах. К слову, во многих из них все еще работает пенсионная система, основанная на принципе "солидарности поколений". Это значит, что пенсионерам платят из обязательных платежей, которые в настоящее время платят работающие граждане. Ухудшающаяся демографическая ситуация облегчения не приносит: население стареет на фоне общего благополучия, соотношение числа работающих и количества пенсионеров уменьшается. Получается, что рост среднего уровня жизни требует установления все более "щедрых" пенсий. А значит, обязательства государства перед пенсионерами растут, обязательные пенсионные отчисления также увеличиваются. Как же быть?

Власти другой европейской державы, Словакии, решились в 2017 году на эксперимент. Словацкий путь – это "плавающий" пенсионный возраст, его каждый год пересматривают и меняют в зависимости от свежих данных средней продолжительности жизни в стране. Продолжительность растет, к сроку выхода на пенсию прибавляются дни – в среднем 60-70 в год. В 2026 году пенсионный возраст в стране достигнет 65 лет. При этом большая часть народа считает такое положение вещей неприемлемым и так же, как у нас в Казахстане, настаивает на снижении этой цифры, предлагая вернуться к классической схеме, установив предельный работоспособный возраст — 64 года.

Словакия в своих колебаниях не одинока: население всей Европы неуклонно стареет высокими темпами. По данным Статистической службы Европейского союза, к 2066 году на 100 трудоспособных граждан будет приходиться 60 пенсионеров. В переводе на циничный язык цифр – это очень много денег.

А теперь опыт Японии, известной своими долгожителями. Здесь проживает женщина Канэ Танака, родившаяся 2 января 1903 года. Ее возраст составляет без малого 118 лет, и она признана старейшим долгожителем Японии, третьим в мировой истории и старейшим из ныне живущих людей в Японии и мире.

В Стране восходящего солнца первую пенсию можно получить в 60–70 лет, а те, кто в свои 65 продолжает работать, рассчитывают на солидные выплаты. Местные компании, как правило, идут навстречу своим сотрудникам, предлагая им после 60 лет перейти на график с частичной занятостью. Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ, ушедший в отставку в августе 2020 года, был готов поддержать социально ответственных работодателей, но его правительство с уверенностью говорило о постепенном закреплении пенсионного возраста на уровне 65 лет к 2025 году. Важным фактором для японцев является также крайне низкая рождаемость: так, за 2019 год население страны уменьшилось приблизительно на 148 783 человека. Учитывая, что в начале года в Японии проживал 126 087 131 человек, годовой прирост составил -0.12 процента. Рынок труда ощущает острый дефицит рабочей силы несмотря на уровень миграции, иммигрантов здесь обычно больше, чем эмигрантов.

По какому пути со временем пойдет Казахстан – пока неясно. У нас в стране пенсионная система привязана к трудовому стажу: солидарная пенсия выплачивается за счет трудовой деятельности до 1998 года, также существует гарантированная базовая пенсия и накопительная составляющая. При этом, по словам Биржана Нурымбетова, солидарная пенсия потихоньку сворачивается.

"На первую роль выходит накопительная пенсионная система, которая зависит от продолжительности участия в ней. Задачи стоят по повышению доходов населения, адекватных накоплений, новым источникам накоплений, повышению уровня занятости и повышению доходности пенсионных накоплений", – считает министр.

  • Facebook
  • Вконтакте
  • Я.Дзен


Президент Венгрии Янош Адер подписал закон о занятости в сфере здравоохранения

  • 15:38
  • 1 811
  • 21


Мисс Балатон 2019

  • 11:50
  • 41 521
  • 21


Сегодня в Будапеште состоится матч Ференцварош — Динамо

  • 09:40
  • 389
  • 6


С 15 июня Венгрия, Австрия, Чехия и Словакия начнут снимать ограничения на своих границах

  • 10:50
  • 10 652
  • 6


Достигнут прогресс в вопросе открытия нового пограничного пункта между Венгрией и Украиной

  • 11:00
  • 2 472
  • 3


Мисс Балатон 2019

  • 11:50
  • 41 521
  • 21


Венгрия и Румыния откроют границу для жителей тридцати километровой зоны

  • 12:04
  • 33 404
  • 0


В Венгрии вводится комендантский час

  • 10:32
  • 17 998
  • 1


С 15 июня Венгрия, Австрия, Чехия и Словакия начнут снимать ограничения на своих границах

  • 10:50
  • 10 652
  • 6


Границы закрыты: кто может заехать в Венгрию и как?

  • 14:04
  • 7 836
  • 0


Партия венгерского меньшинства будет представлена в румынском парламенте

  • 12:00
  • 78
  • 0


Сегодня в Венгрии празднуют День Святого Микулаша

  • 09:19
  • 739
  • 0


Со следующего года будут изменены правила обязательной гарантии

  • 15:58
  • 545
  • 0


Цель правительства - облегчить жизнь венграм

  • 14:29
  • 965
  • 0


Работодатели Венгрии против повышения минимальной заработной платы

  • 17:24
  • 543
  • 0


Использование любых материалов, размещённых на сайте, разрешается при условии ссылки на наш сайт.

При копировании материалов – обязательна прямая открытая для поисковых систем гиперссылка. Ссылка должна быть размещена в независимости от полного либо частичного использования материалов. Гиперссылка (для интернет- изданий) – должна быть размещена в подзаголовке или в первом абзаце материала.

Читайте также: