Пенсия в белоруссии гражданину ссср

я гражданин рф как оформить пенсию п1 ст23 договора рф и рб 24 01 2006г что должен сделать пенсионный фонд

Ответы юристов ( 3 )


Для назначения дааной пенсии необходимо обратиться с данным вопросом в пенсионный фонд

При том согласно разьяснениям ПФР:

Пенсионное обеспечение лиц, прибывших из республик бывшего СССР

Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины)

Для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории России является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства.

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости

Гражданам, прибывшим из государств — участников Соглашения от 13 марта 1992 года учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств — республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения.

Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стаж, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором

Для назначения данной пенсии вам необходимо предоставить в ПФР перечень документов, аналогичный перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но с необходимостью предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей)

Если пенсионный фонд вам откажет вы впрве обжаловать отуаз в судебном порядке.


В Россию каждый год приезжает все больше людей на постоянное место жительства, большинство из которых прибывают из стран СНГ. При выходе на пенсию кроме периода работы в России им может быть засчитан стаж работы и до приезда в Россию. Особые условия созданы для тех, кто приехал в Россию из Белоруссии – в некоторых случаях они получают пенсии сразу от двух стран.

Кто из иностранцев имеет право на российскую пенсию

Согласно российскому законодательству получать пенсию и некоторые другие социальные выплаты могут не только граждане Российской Федерации, но и граждане других стран.

Основное условие, которое нужно соблюдать для получения российской пенсии иностранцами – подтверждение факта постоянного проживания в России. Другими словами, иностранец может получать пенсию, имея вид на жительство в Российской Федерации.

Чтобы оформить страховую пенсию, иностранец должен соответствовать таким требованиям:

  • постоянно проживать в России на основании соответствующих документов (вида на жительство);
  • быть застрахованным в системе пенсионного страхования (это значит, что нужно получить СНИЛС – его выдают обладателям вида на жительство);
  • соответствовать требованиям Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» – то есть, иметь право на пенсию по критерию возраста, наличия стажа и пенсионных баллов.

Важно, что временно проживающий или пребывающий в России иностранец права на пенсию не получает. Другими словами, с разрешением на временное проживание (РВП) получить российскую пенсию нельзя.

Однако иметь статус застрахованного в системе обязательного пенсионного страхования России временно проживающие иностранцы могут при условии, что они официально работают в России.

Это нужно для того, чтобы иностранец в дальнейшем, если оформит вид на жительство или даже российское гражданство, имел право на страховую пенсию.

Стоит отметить, что если постоянно проживающий в России иностранец (то есть, имеющий вид на жительство) оформит пенсию, он будет ее получать даже, выезжая за пределы России. Но тут важно помнить, что при отсутствии в России определенный период времени вид на жительство может быть аннулирован.

Таким образом, граждане других стран, приехавшие в Россию на постоянное место жительства, при достижении пенсионного возраста получают право на пенсию. Однако исчисление ее размера зависит от того, гражданство какой страны есть у иностранца.

Наиболее лояльные условия для начисления пенсии есть у граждан Белоруссии, а также других стран СНГ (за исключением нескольких стран). Рассмотрим эти условия более подробно.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.

Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.

  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.
  • Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

    Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

    • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
    • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
    • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

    С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.

    На практике это означает, что Пенсионный фонд России признает трудовой стаж в Молдове, Грузии и Литве с 1991 по 2001 годы только если есть подтверждение уплаты взносов в бюджеты этих стран.

    С 1999 года действует соглашение России с Азербайджаном, с 2007 года – с Эстонией, а с 2011 года – с Латвией. Содержание соглашений отличаются в некоторых аспектах, но суть заключается в том, что Россия принимает стаж граждан этих стран как до 1991 года, так и после.

    Особая ситуация – отношения между Белоруссией и Россией в сфере пенсионной системы. В отличие от других стран, для граждан РБ, проживающих в России, предлагается больше прав.

    Назначение пенсий гражданам Белоруссии, проживающим в России

    С 29 марта 2007 года вступил в силу Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Документ определяет порядок выплаты не только пенсий, но и множества других социальных выплат гражданам Белоруссии в России и наоборот.

    Согласно Договору для граждан Белоруссии, проживающих в России, и наоборот, предоставляются на выбор 2 варианта начисления и выплаты пенсии:

      за стаж до 13 марта 1992 года пенсию платит страна, в которой живет пенсионер. За периоды после этой даты – та страна, в которой этот стаж заработан.

    Например, гражданин Белоруссии живет в России. У него есть стаж до 13.03.1992 года, а также 7 лет стажа в Белоруссии и 8 лет – в России. При выборе первого варианта: от России он будет получать часть пенсии за советский период (так как живет в России) и за 8 лет стажа в России. Белоруссия будет ему платить за 7 лет, которые он проработал там.

  • пенсия назначается и выплачивается только по законодательству страны, где проживает пенсионер.
  • Выбрать вариант можно только один раз, пересмотреть свой выбор не получится. При этом, выбрав первый вариант, нельзя будет за один и тот же период получать пенсию от двух стран сразу.

    Важно, что полную пенсию, рассчитанную согласно российскому законодательству, РФ будет платить гражданину Белоруссии только при наличии стажа на территории РФ не менее 20 лет для женщин и 25 лет для мужчин.

    Если такого стажа недостает, то рассчитанный размер пенсии делится на 240 или 300 месяцев соответственно и умножается на количество месяцев стажа в России. Другими словами, пенсия устанавливается пропорционально минимальному необходимому стажу.

    Суммарная выплата не может быть меньше минимального размера пенсии. В России это прожиточный минимум пенсионера. Если пенсия (даже от двух стран сразу) будет суммарно меньше минимальной, пенсионеру доплатят до минимального или базового размера (доплатит та страна, где он живет).

    Социальные пенсии выплачиваются только по законам той страны, где живет пенсионер. При выезде за пределы страны выплата прекращается, пока пенсионер не оформит пенсию по новому месту жительства.

    Таким образом, Договор между Россией и Белоруссией позволяет получать гражданам этих государств получать пенсию от двух стран сразу, если они успели поработать и в России, и в Белоруссии. Это позволяет не «терять» заработок на конвертации валют, что случается с гражданами других постсоветских стран.

    Жители обеих стран пользуются такой возможностью. По состоянию на 2017 год в Белоруссии российскую пенсию получали 22,7 тысяч человек, а в России пенсию по белорусским законам получали 1,8 тысячи человек.

    Как учитывается заработок в другой валюте

    Прежде всего, напомним, что заработок и страховые взносы, уплаченные в других странах, могут учитываться только до 1 января 2002 года, когда в России заработал Федеральный закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Согласно нему с 2002 года на размер пенсии влияют только страховые взносы в Пенсионный фонд России.

    Поэтому взносы, которые перечислялись в Пенсионные фонды стран СНГ после 2002 года, не учитываются при расчете российской пенсии. Расчет пенсионных прав на конец 2001 года по заработку за 2000-2001 годы тоже может проводиться только на основе данных персонифицированного учета на территории России.

    Следовательно, учесть можно только данные о зарплате из справки, содержащей информацию о заработке заявителя за любые 60 месяцев подряд.

    Однако данные о заработке нужно учитывать в российских рублях, тогда как после советского периода зарплату работники получали в национальной валюте страны, где жили. Поэтому принят такой порядок:

    • за периоды до момента введения национальной валюты заработок считается в советских рублях;
    • за периоды после введения национальной валюты сумма конвертируется в российские рубли по официальному курсу на 1 января 2002 года (то есть дату, когда пенсионные права конвертировались в пенсионный капитал). За периоды до 1 января 1998 года (деноминация в России) суммы умножаются в 1000 раз.

    По факту рассчитанные пенсии оказываются низкими – доходы в постсоветских странах (за исключением Прибалтики) были низкими, а курсы валюты – нестабильными. С учетом деноминации рубля рассчитанные пенсии граждан стран СНГ оказываются ниже, чем при работе на аналогичных должностях в России.

    Достаточно ли получают пенсионеры в союзной стране?

    После распада Советского Союза прошло практически три десятилетия, но до сих пор представители старшего поколения считают теперь уже бывших сограждан соотечественниками, а многих вообще связывают товарищеские или родственные отношения. На правительственном уровне Россия и Белоруссия сотрудничают между собой и успешно пытаются сохранить теплые взаимоотношения, несмотря на сложную международную политическую ситуацию в мире.

    Поэтому особенности механизма начислений пенсионных пособий и размер ежемесячного денежного вознаграждения для людей преклонного возраста, которые действуют в братской стране, интересны не столько из праздного любопытства, сколько для сравнения уровней дохода пенсионеров двух стран, которых объединяет не только общая история, но и единый менталитет и общие нравственные ценности.

    Невольно в голову приходит вечный некрасовский вопрос, который так и остается на сегодняшний день риторическим: «Кому на Руси жить хорошо?»: украинцам (как выяснили ранее, – не очень хорошо живут пенсионеры на Украине), русским (ответ в России на этот вопрос также окажется сомнительным), а может быть всё-таки белорусам?

    Условия выхода на пенсию в Белоруссии

    Конституция Республики Беларусь, Закон «О пенсионном обеспечении» и другие нормативно-правовые акты гарантируют гражданам право на пенсионное обеспечение и закрепляют условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по случаю потери кормильца, по инвалидности, за выслугу лет и за особые заслуги перед республикой.

    I. Трудовой стаж и возраст. На общих основаниях право выхода на трудовую пенсию по возрасту имеют женщины при общем трудовом стаже не менее 20 лет, а представители сильной половины человечества – не меньше 25 лет при соблюдении следующих возрастных рамок для выхода на пенсию.

    В 2019 году мужчины должны достичь возраста 61 года и 6 месяцев, а женщины – 56 лет и 6 месяцев. Каждый последующий год требуемый возрастной порог будет увеличиваться ежегодно на пол года.

    Кроме того, в Белоруссии учитывается и наличие обязательного страхового стажа, который предполагает уплату ежемесячных обязательных взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. В 2019 году этот стаж должен составлять не менее 17-ти лет с последующим ежегодным увеличением на полгода.

    II. Периоды, которые учитываются в общий стаж. В Белоруссии помимо собственно трудовой деятельности гражданина учитываются следующие годы, оговоренные в ч.2 ст. 51 Закона :

    • время ухода за детьми в возрасте до 3 лет, но не более 9 лет в общей сложности;
    • служба в Вооруженных Силах;
    • период получения пособия по безработице, но в общей сложности он не должен превышать полугода;
    • период ухода за инвалидами I группы или ухода за людьми, достигшими 80-летнего возраста (если они в этом нуждаются).
    • период обучения в вузах и профессионально-технических учреждениях на очной форме.

    III. Уровень заработной платы. Этот фактор, как и в России, является одним из основополагающих при расчете пенсионного пособия, которое будет получать гражданин, вышедший на пенсию. При начислении в Белоруссии пенсии учитывается фактический заработок за последние 24 года из стажа. Что касается других периодов, входящих в него, то в качестве этого самого заработка принимается 40% от уровня средней заработной платы, установленной в республике в соответствующие месяцы стажа.

    Размер белорусских пенсий

    С 1 мая 2019 года в Белоруссии были увеличены минимальные и социальные пенсии, что связано с увеличением размеров бюджета прожиточного минимума (БМП). По данным пресс-службы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, с этого дня БМП в стране составляет 224,02 белорусских рубля (или чуть более 6 900 руб.). От этого показателя зависят минимальные и социальные пенсии граждан, а также надбавки и доплаты к пенсионным пособиям.

    Таким образом, на сегодняшний день минимальный размер пенсии по возрасту в вотчине Александра Лукашенко составляет 229,05 белорусских рублей (или почти 7 100 руб.) с учетом доплаты за минимальный общий трудовой стаж. Если говорить о средней пенсии по стране, то она составляет около 400 белорусских рублей (или чуть более 12 000 руб.).

    Хороша ли жизнь белорусских пенсионеров , мы судить не беремся, потому что гражданам, проживающим там, безусловно, виднее.

    Сейчас на пенсию, пусть и небольшую, могут рассчитывать абсолютно все жители страны. Но еще 50 лет назад получать выплаты мог далеко не каждый.


    Фото: Виктор Гилицкий

    Как менялось пенсионное законодательство в Беларуси с течением времени, разбиралась «КП».

    Есть вопрос о современной пенсионной системе? Задайте его во время прямой линии со специалистом

    Пенсии трудовые, социальные, по инвалидности: на любые волнующие вас вопросы о пенсионном обеспечении в Беларуси ответит начальник управления по труду, занятости и социальной защите Светлогорского райисполкома Наталья Александровна Дорошевич.

    Чтобы задать вопрос, напишите нам на электронный адрес info@sn.by, позвоните по телефону 5-04-71 или оставьте сообщение в группах нашей газеты в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, и «Одноклассники».

    Вы также можете лично пообщаться со специалистом во время «прямой линии», которая пройдет в редакции «СН» в среду, 1 августа, с 14:00 до 15:00 по телефону 5-04-71.

    20%–40% от последней месячной зарплаты (военные, чиновники, врачи, учителя, рабочие)

    Военные и чиновники, вне зависимости от возраста выхода в отставку, а лишь от выслуги лет и чина, получали 20–40% от последней зарплаты. Рабочие государственных заводов — 1,5% от населения страны — получили право на пенсию перед самым началом Первой мировой войны. Но не по старости, а лишь по инвалидности — около 25% зарплаты.

    Аналогичные пенсии были и на отдельных частных заводах. На территории Западной Беларуси, которая с 1921 года входила в состав Польши, были свои особенности. Бывшие служащие могли претендовать на пенсию только в том случае, если получали польское гражданство. Иначе — никаких выплат.

    5–10% от последней месячной зарплаты (рабочие и служащие)

    К этому году сталинская пенсионная система сложилась окончательно. В 1932 году был установлен пенсионный возраст: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Но выйти на заслуженный отдых можно было лишь при стаже не менее 20 и 25 лет соответственно. Заметный скачок вперед по тем временам.

    Выплаты по старости полагались большей части рабочих и городских жителей. А вот колхозников обошли стороной. У сталинской пенсии оставалось два больших недостатка. Прожить на нее было невозможно. А получить ее — только при наличии свидетельства о рождении, справок с мест работы о стаже и зарплате.

    Но во время разрухи и войн терялись документы — доказать свои права и заслуги многим не удавалось.

    50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10–20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие)

    Средние пенсии в СССР составляли около 70 рублей (в пересчете на деньги после денежной реформы 1961 года). Максимальная пенсия не превышала 120 рублей. При этом в 55 и 60 лет можно было оставить работу и без стажа 20 и 25 лет. Но тогда полагалась лишь минималка — 35 рублей. Прожить на нее было невозможно.

    Колхозники же в пенсионную систему снова включены не были. Лишь 10% деревенских жителей получали пособия (ветераны, механизаторы, председатели), но и у них пенсия составляла 31 рубль, что не превышало 4–6% от общего дохода семьи. Но и им деньги платило не государство, а сельхозартели — фактически сами же крестьяне.

    50% от средней месячной зарплаты за последний год работы плюс надбавка 10–20% за трудовой стаж, особенно непрерывный на одном месте (рабочие и служащие); 15% (колхозники)

    В СССР за всю ее историю появилось первое поколение деревенских стариков, которое формально уже не зависело от молодого поколения. Вот только на пенсию они могли выйти на 5 лет позже городских: в 60 и 65 лет. 12 рублей, которые получало большинство сельских пенсионеров, едва хватало на жизнь за городом. Учитывая, что большую часть еды они получали от подсобного хозяйства и огородов.

    В 1973 году государство вспомнило об инвалидах и семьях, потерявших кормильца. Если до 1973 года выделяемые им пособия оставались совсем мизерными, то теперь стали приравнены к средним пенсиям по старости.

    33% от последней месячной зарплаты (все граждане страны)

    Забавно, но окончательно классовая дискриминация исчезает лишь на самом закате советской власти: селянам позволяют выйти на пенсию одновременно с горожанами — вводится единый пенсионный возраст для всех, 55 и 60 лет. Так же уравнивают и размер пенсий колхозников с рабочими и служащими.

    В трудовой стаж, который остается 20 и 25 лет, включили учебу (если до вуза или техникума ты успел потрудиться), службу в армии, декретный отпуск. Изменился принцип расчета пенсии. Стали учитывать зарплату не за один последний год, а за два либо за любые пять лет непрерывного стажа.

    45% от средней зарплаты по стране

    Пенсионная система в Беларуси с советских времен практически не изменилась. С 2003 года взносы в Фонд соцзащиты стали персонифицированными: теперь страховой стаж каждого человека известен с точностью до месяца. А пенсию на тот момент рассчитывали исходя из зарплаты за девять лет стажа подряд (сейчас — за 24 года).

    40% от средней зарплаты по стране (а к настоящему моменту это соотношение снизилось до 36%)

    С этого года в нашей пенсионной системе начали происходить серьезные изменения. Все началось с увеличения минимального страхового стажа. Начиная с 1 января 2014-го этот минимальный стаж увеличился с 5 лет до 10. С 1 января 2015-го — до 15 лет.

    А с 1 января 2016-го — до 15,5 лет и с этого момента будет прибавлять по полгода каждый год до тех пор, пока не достигнет 20 лет. Это произойдет в 2025 году. Из-за этих нововведений многие белорусы оказались в так называемой пенсионной ловушке: те, кто не успел наработать стаж на полную пенсию, будут получать только социальную и на 5 лет позже.

    А с 2017 года в стране начал повышаться и пенсионный возраст: до 58 лет — для женщин, до 63 — для мужчин. Он тоже будет расти плавно, по полгода каждый год. Сейчас белорусы выходят на пенсию в 56 и 61 год соответственно.

    Расчет по пятилетке

    В советское время сумма пенсии привязывалась к зарплате на основном месте работы в последний год. Теоретически всю жизнь можно было проработать дворником, в последний момент стать большим начальником — и обеспечить себе приличную пенсию.

    Другой вариант: по желанию будущего пенсионера выбиралась одна из пятилеток, входящая в десятку лет непрерывной профессиональной деятельности, высчитывалась средняя зарплата в ней. То есть можно было получать пенсию за то, что ты работал большим начальником когда-то раньше.

    К 1980 году из-за увеличения продолжительности жизни количество пенсионеров заметно увеличилось. Но государство продолжало платить пособия — средняя пенсия на тот момент составляла 67 рублей — половину зарплаты молодого инженера в НИИ.

    В 1985 году средняя пенсия в СССР достигла 72 рублей у городских жителей и 47 рублей у сельских: пиковый уровень за всю историю.

    Важные пояснения

    1. О пенсиях при «развитом социализме»

    В реальности 50% от последней зарплаты получали далеко не все пенсионеры, а лишь самые малооплачиваемые. Если твоя зарплата была, например, 250 рублей (как у высококвалифицированного рабочего), ты мог рассчитывать на пенсию максимум 80–90 рублей.

    Северяне, зарабатывавшие 800–900 и даже 1200 рублей в месяц, получали пенсию максимум в 120 рублей. Одновременно появилась система так называемых персональных пенсий — местного (областного и республиканского) и союзного значения — от 110 до 130 рублей.

    2. О пенсиях в наше время

    Сейчас самому прикинуть, какую пенсию вы будете получать, практически невозможно. Дело в том, что для ее расчета нужно знать свой индивидуальный коэффициент. Это, по сути, то, как ваша зарплата соотносится со средней зарплатой по стране. Но рассчитать ее нужно за каждый месяц из последних 24 лет стажа работы, потом — найти общий коэффициент.

    А для окончательного расчета пенсий существует еще и множество ограничений. В итоге человек, зарабатывавший гораздо больше средней зарплаты по стране, на пенсии будет получать ненамного больше человека со средней зарплатой.

    Если вы нашли опечатку, пожалуйста, сообщите нам. Выделите текст с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

    Равные права



    Одно из очевидных преимуществ Союзного государства - равные права белорусов и россиян в пенсионной сфере. Можно трудиться в России, например, а, выйдя на пенсию, переехать в Беларусь. И наоборот. При этом пенсия "придет" следом. С 29 марта 2007 года, когда вступил в силу договор Беларуси и России о сотрудничестве в области социального обеспечения, у наших граждан появилась возможность получать пенсию не только вовремя, но и от тех государств, которым они платили страховые взносы.

    - Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за периоды работы на его территории после 13 марта 1992 года. А за стаж в СССР страна, где проживает гражданин в момент обращения за назначением пенсии, - напоминает положения договора Елена Гоморова, начальник управления пенсионного законодательства Минтруда и соцзащиты Беларуси. - Кроме того предусмотрена возможность назначения пенсии по законодательству страны, гражданином которой является обратившийся за пенсией. Налаженный механизм взаимодействия социальных служб позволяет гражданину, не выезжая в государство, в котором он работал и где были сформированы его пенсионные права, получать пенсию по месту жительства. Пакет документов будет подготовлен и направлен для рассмотрения коллегам в Российскую Федерацию или Беларусь.

    На 1 апреля в Беларуси российскую пенсию полностью или частично за российский стаж получали 22,7 тысячи человек. В России белорусскую - более 1,8 тысячи. С каждым годом эти цифры увеличиваются. Примерно на 2 тысячи в год растет количество получателей российских пенсий в Беларуси: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Это очень удобно и выгодно. Пенсионеру, допустим, из белорусского города Быхова не нужно ехать в российский Владивосток и собирать справки у бывших работодателей или в архивах. Все сделают специальные службы, документы найдут, стаж посчитают, деньги проконвертируют, перешлют и даже помогут выбрать наиболее выгодный вариант пенсионирования.

    - Для этого существует возможность предварительного расчета пенсии, - продолжает Елена Гоморова. - Гражданин по достижении пенсионного возраста обращается с соответствующим заявлением. Компетентные органы обмениваются информацией о предварительном расчете пенсии. Это, конечно же, занимает некоторое время, но позволяет правильно определиться с выбором.

    Ведь каждое государство назначает пенсию по-своему. Общий подход - право на пенсию и ее размер зависит от стажа и заработка, с которого уплачивались страховые взносы. Но в 2017 году страховой стаж в Беларуси составляет 16 лет, а в Российской Федерации - 8 лет. По договору предусматривается возможность суммирования стажа, приобретенного на территориях двух государств (если он не совпадает по времени). Допустим, если человек работал в Беларуси 10 лет и еще 10 лет в России с уплатой страховых взносов, то российский стаж будет учтен для определения его права на пенсию в Беларуси. В то же время Беларусь не сохранила советские льготы за работу в районах Крайнего Севера, а в российском законодательстве такие нормы имеются.

    Любопытный факт: нынче у работавших в России граждан появляется возможность получить пенсию из России раньше, чем от Беларуси. Связано это с изменением пенсионного возраста, который начиная с 2017-го увеличивается в Беларуси ежегодно на полгода. А в России остался неизменным - 55 лет для женщин и 60 для мужчин.

    - Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения важнейший документ, позволяющий гражданам реализовать свои сформированные пенсионные права, - отмечает Елена Гоморова.

    Но время идет, пенсионное законодательство меняется. В связи с этим сейчас готовятся поправки в договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Еще один важный этап - началась подготовка проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов ЕАЭС.

    Одно из очевидных преимуществ Союзного государства – равные права белорусов и россиян в пенсионной сфере. Можно трудиться в России, например, а, выйдя на пенсию, переехать в Беларусь. И наоборот. При этом пенсия «придет» следом. С 29 марта 2007 года, когда вступил в силу договор Беларуси и России о сотрудничестве в области социального обеспечения, у наших граждан появилась возможность получать пенсию не только вовремя, но и от тех государств, которым они платили страховые взносы.

    – Каждое государство назначает и выплачивает пенсию за периоды работы на его территории после 13 марта 1992 года. А за стаж в СССР –страна, где проживает гражданин в момент обращения за назначением пенсии, – напоминает положения договора Елена Гоморова, начальник управления пенсионного законодательства Минтруда и соцзащиты Беларуси. – Кроме того, предусмотрена возможность назначения пенсии по законодательству страны, гражданином которой является обратившийся за пенсией. Налаженный механизм взаимодействия социальных служб позволяет гражданину, не выезжая в государство, в котором он работал и где были сформированы его пенсионные права, получать пенсию по месту жительства. Пакет документов будет подготовлен и направлен для рассмотрения коллегам в Российскую Федерацию или Беларусь.

    На 1 апреля в Беларуси российскую пенсию полностью или частично за российский стаж получали 22,7 тысячи человек. В России белорусскую – более 1,8 тысячи. С каждым годом эти цифры увеличиваются. Примерно на 2 тысячи в год растет количество получателей российских пенсий в Беларуси: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. Это очень удобно и выгодно. Пенсионеру, допустим, из белорусского города Быхова не нужно ехать в российский Владивосток и собирать справки у бывших работодателей или в архивах. Все сделают специальные службы, документы найдут, стаж посчитают, деньги проконвертируют, перешлют и даже помогут выбрать наиболее выгодный вариант пенсионирования.

    – Для этого существует возможность предварительного расчета пенсии, – продолжает Елена Гоморова. – Гражданин по достижении пенсионного возраста обращается с соответствующим заявлением. Компетентные органы обмениваются информацией о предварительном расчете пенсии. Это, конечно же, занимает некоторое время, но позволяет правильно определиться с выбором.

    Ведь каждое государство назначает пенсию по-своему. Общий подход – право на пенсию и ее размер зависит от стажа и заработка, с которого уплачивались страховые взносы. Но в 2017 году страховой стаж в Беларуси составляет 16 лет, а в Российской Федерации – 8 лет. По договору предусматривается возможность суммирования стажа, приобретенного на территориях двух государств (если он не совпадает по времени). Допустим, если человек работал в Беларуси 10 лет и еще 10 лет в России с уплатой страховых взносов, то российский стаж будет учтен для определения его права на пенсию в Беларуси. В то же время Беларусь не сохранила советские льготы за работу в районах Крайнего Севера, а в российском законодательстве такие нормы имеются.

    Любопытный факт: нынче у работавших в России граждан появляется возможность получить пенсию из России раньше, чем от Беларуси. Связано это с изменением пенсионного возраста, который начиная с 2017-го увеличивается в Беларуси ежегодно на полгода. А в России остался неизменным – 55 лет для женщин и 60 для мужчин.

    – Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения – важнейший документ, позволяющий гражданам реализовать свои сформированные пенсионные права, – отмечает Елена Гоморова.

    Но время идет, пенсионное законодательство меняется. В связи с этим сейчас готовятся поправки в договор о сотрудничестве в области социального обеспечения. Еще один важный этап – началась подготовка проекта договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов ЕАЭС.

    Аэлита СЮЛЬЖИНА, «СОЮЗ. Беларусь – Россия», 6 апреля 2017 г.

    В редакцию "СОЮЗа" приходит очень много писем, посвященных проблеме пенсионного обеспечения граждан Союзного государства. Сегодня мы публикуем одно из них и надеемся, что разъяснения, которые нам удалось получить, будут полезны многим нашим читателям.

    Мы с мужем граждане России, с 1992 года постоянно проживающие в Беларуси. В 2009 году достигли пенсионного возраста и, поверив в равенство прав и единое государство, выбрали пенсию по принципу гражданства, т.е. российскую. Когда мы получили ее, то испытали шок. Я работаю с 17 лет, имею высшее образование, стаж более 25 лет, а пенсия мне была назначена 2795 руб. 02 коп.

    Первая реакция - произошла ошибка. Но оказалось, что Пенсионный фонд России зачел нам не весь стаж работы, а лишь до 2001 года, мотивируя тем, что мы не делали страховых выплат в российский ПФ. Но мы их делали в Пенсионный фонд Беларуси, то есть эти выплаты имеются, они реальные.

    Когда мы оформляли пенсию, белорусская сторона нас уверила, что весь наш стаж (работа в СССР, России и Беларуси) будет учтен согласно Договору о равных правах. Мы работали на государственных предприятиях, являлись добросовестными налогоплательщиками, а оказались вне закона. Продолжаем трудиться и после назначения пенсии, делать страховые отчисления, которые не влияют на размер нашей пенсии, и уже два года ведем переписку с различными организациями. Но куда бы мы ни обращались, российская бюрократическая машина возвращает все наши послания в Пенсионный фонд РФ, который непробиваем.

    Возникает вопрос, а как будет назначаться пенсия нашей дочери, гражданке России, у которой вся трудовая деятельность прошла на территории Беларуси, если она осуществит свое право на пенсию по принципу гражданства? Она будет равна нулю? Возможно ли в такой ситуации говорить о равных правах в пенсионном обеспечении, когда нарушены наши конституционные права.

    Жизнь заставила меня изучить законодательную базу обоих государств и международные соглашения в области пенсионного обеспечения. Законодательные органы разработали замечательные законы, защищающие права граждан. Казалось бы, что может быть проще для единого государства - каждая из сторон засчитывает весь имеющийся стаж, приобретенный гражданами на территории обоих государств, и выплачивает либо из своего фонда, либо перечисляет начисленные страховые взносы стране, производящей выплаты. Все просто, но этого не делается. Почему?

    Думаю, дело в том, что правильные и нужные законы приняты на высшем уровне, а низшие эшелоны власти никак за все эти годы не выработали и не приняли механизмы взаимодействия между договаривающимися сторонами. Что дает возможность Пенсионному фонду РФ вольно трактовать свои законы, читая то, что их устраивает, и говорить, что они не знакомы с международными соглашениями и не учитывают их. Если бы был четко проработан механизм взаимодействия между собой органов двух стран, занимающихся соцобеспечением, то отступления от законов были бы невозможны.

    Пора, наконец, и ведомствам, которые равные права граждан должны обеспечивать на практике, разработать и принять четкий и эффективный механизм взаимодействия. Пенсионеры обеих стран ждут этого с нетерпением.

    Людмила Черевашенко,

    Редакция "СОЮЗа" попросила прокомментировать это письмо заместителя министра труда и социальной защиты Беларуси Валентину Королеву:

    - С 29 марта 2007 года пенсионное обеспечение российских граждан в Беларуси и наоборот регулируется международным договором о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года. А также соглашением наших министерств труда и социальной защиты, здравоохранения и финансов с Минздравсоцразвития России о применении норм названного договора. Соглашение - технический документ, закрепивший порядок взаимодействия компетентных органов cоюзных государств, например, по назначению, перечислению (переводу) денежных средств и другим актуальным вопросам.

    Как вы правильно заметили, пенсионное обеспечение россиян в Беларуси может производиться по двум принципам: "по пропорциональности" либо "по гражданству". Если человек выбирает "пропорциональность", то каждое государство назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) с учетом страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13 марта 1992 года на его территории. В этом случае применяется и национальное законодательство, и международный договор о соцобеспечении. За периоды работы до 13 марта 1992 года в СССР пенсию назначает и выплачивает та страна, в которой пенсионер проживает. Также по желанию пенсия может быть назначена по законам страны, гражданином которой заявитель является.

    Выбор лучше делать обдуманно и взвешенно, поскольку решение окончательное и пересмотру в дальнейшем не подлежит. Государство, назначающее пенсию, подсчитывает и подтверждает страховой (трудовой) стаж, влияющий на размер пенсии, по своим законам.

    Например, по белорусскому Закону "О пенсионном обеспечении" в стаж работы засчитываются те периоды деятельности, в которые уплачивались обязательные страховые взносы, предусмотренные системой государственного социального страхования. Белорусское законодательство (в отличие от российского) позволяет включить в "пенсионный" стаж годы работы в России, если из заработной платы гражданина удерживались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

    Более того. По Закону "Об основах государственного социального страхования" гражданин Беларуси, работающий за границей, имеет право самостоятельно и добровольно формировать право на пенсию, перечисляя в белорусский Фонд соцзащиты 29 процентов от определяемого им дохода. Надо только помнить: если доход, от которого рассчитываются взносы, окажется ниже минимальной заработной платы (с учетом индексации), то к стажу для назначения пенсии применят поправочный коэффициент. Информация о размере минимальной заработной платы и ее индексации есть на сайте Министерства труда и социальной защиты Беларуси (www.mintrud.gov.by) в разделе "Социальные нормативы. Индексация. Бронирование средств".

    Для реализации права на добровольную уплату пенсионных взносов гражданину нужно стать на учет в отделе фонда по месту жительства в Беларуси. Что можно посоветовать вашей дочери? До принятия ею решения, какой принцип пенсионирования выбрать, по "пропорциональности" или по признаку гражданства, стоит обратиться в орган по труду, занятости и соцзащите по месту жительства в Беларуси и предварительно просчитать размер будущей пенсии в обоих случаях, чтобы выбрать наиболее выгодный вариант.

    Этой публикацией мы не заканчиваем освещение данной проблемы. И в одном из следующих номеров вернемся к этой теме, продолжив разговор с чиновниками как с белорусской, так и с российской стороны.

    Читайте также: