Переселение пенсионеров из зато

Прошу помочь разобраться в нескольких вопросах:

Родители: Мама-пенсионер и Отец (пока не пенсионер, но через год достигнет пенсионного возраста) постоянно проживают в ЗАТО (постоянная регистрация + в собственности недвижимость на территории ЗАТО) с ними в квартире прописаны двое детей, которые фактически не проживают на территории ЗАТО, живут в других городах, но собственности за пределами ЗАТО не имеют.

Вопрос 1: При такой ситуации можно ли претендовать на социальную выплаты для переселения из ЗАТО?

Вопрос 2: Если да, то в каком размере?

Вопрос 3: Имеющаяся в собственности недвижимость остается в собственности?

Заранее благодарю за ответы.

Ответы юристов ( 2 )


Жилое помещение сдается муниципалитету после предоставления субсидии на переселение.

И родители и дети, могут претендовать на переселение при соответствии требованиям закона.

Статус пенсионера дает право на обеспечение сертификатом вне очереди.

Закон РФ от 14.07.1992 N 3297-1
(ред. от 03.07.2016)
«О закрытом административно-территориальном образовании»

Статья 7. Меры государственной поддержки граждан, проживающих и (или) работающих в закрытом административно-территориальном образовании

2. На территории закрытого административно-территориального образования осуществляется государственная поддержка граждан, указанных в пункте 2.1 настоящей статьи, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, путем предоставления им социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования (далее — социальная выплата).
Граждане, получившие социальную выплату, имеют право приобрести жилое помещение за счет социальной выплаты либо за счет социальной выплаты с привлечением иных (в том числе собственных и заемных) средств.
Социальная выплата может быть использована для приобретения одного или нескольких жилых помещений и не может быть использована на другие цели.
Социальная выплата может быть предоставлена только один раз.
Предоставление социальной выплаты осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину, имеющему право на ее получение, определяется исходя из:
количества членов его семьи, выезжающих из закрытого административно-территориального образования;
норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека;
норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета социальной выплаты.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении размера социальной выплаты, предоставляемой гражданину, учитывается право гражданина на получение жилого помещения общей площадью, превышающей используемый для расчета размера социальной выплаты норматив общей площади жилого помещения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2.1. Государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в отношении:
граждан, прекративших трудовые или служебные отношения с расположенными на территории закрытого административно-территориального образования организациями, указанными в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, государственными, муниципальными организациями или организациями, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, по основаниям, не связанным с виновными действиями работника или служащего, или в связи с назначением пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом стаж работы или службы граждан в указанных организациях должен составлять не менее 15 лет;
граждан, признанных инвалидами вследствие увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта;
членов семей граждан, погибших в результате несчастного случая на производстве в организациях, указанных в абзаце втором настоящего пункта, или умерших вследствие профессионального заболевания, связанного с исполнением трудовых (должностных) обязанностей в указанных организациях. Вдовам (вдовцам) погибших (умерших) граждан социальная выплата может быть предоставлена до повторного вступления в брак.
Государственная поддержка, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в случае, если граждане, указанные в абзацах втором — четвертом настоящего пункта, и члены их семей постоянно проживают на территории закрытого административно-территориального образования и не имеют жилых помещений за границами данного закрытого административно-территориального образования.
Для целей настоящего Закона членами семьи гражданина признаются постоянно проживающие (проживавшие) совместно с ним супруг (супруга), дети, родители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут (вели) с ним общее хозяйство.
Не имеющими жилых помещений за границами закрытого административно-территориального образования признаются граждане, не являющиеся нанимателями расположенных за его границами жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма либо собственниками расположенных за его границами жилых помещений (долей в праве собственности на жилые помещения) или членами семьи собственника такого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение).

2.2. Органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований принимают на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, ведут их учет и определяют размер социальной выплаты в порядке и по формам, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Списки граждан, претендующих на получение социальной выплаты, с указанием фамилии, имени, отчества и даты рождения заявителя и членов его семьи размещаются на информационных стендах в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления, и иных отведенных для этих целей местах, в печатных средствах массовой информации, предназначенных для опубликования муниципальных правовых актов, а также на официальном сайте соответствующего закрытого административно-территориального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.
(п. 2.2 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 454-ФЗ)

2.3. В случае смерти (гибели) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, за членами его семьи сохраняется его очередность при условии, что указанные члены семьи соответствуют требованиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 2.1 настоящей статьи. Вдова (вдовец) указанного гражданина сохраняет право состоять на данном учете до повторного вступления в брак.
(п. 2.3 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 454-ФЗ)

2.4. Граждане, состоящие на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты, снимаются с учета в случае:
подачи ими заявления о снятии с учета;
выезда из закрытого административно-территориального образования на другое постоянное место жительства;
выявления сведений, которые не соответствуют сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки на учет, и свидетельствуют об отсутствии оснований для получения социальной выплаты;
заключения гражданами трудового договора (служебного контракта) с организацией, расположенной на территории закрытого административно-территориального образования, за исключением членов семей граждан, указанных в абзаце четвертом пункта 2.1 и пункте 2.3 настоящей статьи, и граждан, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации;
отказа от предложенного государственного жилищного сертификата;
намеренного ухудшения гражданином и (или) членами его семьи своих жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования.
(п. 2.4 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 454-ФЗ)

2.5. В случае, если гражданин и (или) члены его семьи совершили действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий, гражданин принимается на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных действий.
К действиям, повлекшим намеренное ухудшение жилищных условий на территории закрытого административно-территориального образования, в котором гражданин и члены его семьи постоянно проживают, относятся:
обмен жилыми помещениями;
невыполнение условий договора о пользовании жилым помещением, повлекшее выселение в судебном порядке;
вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей и временных жильцов);
выдел доли или изменение долей собственниками жилых помещений;
отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
К действиям, повлекшим намеренное ухудшение жилищных условий за границами закрытого административно-территориального образования, в котором гражданин и члены его семьи постоянно проживают, относятся:
отчуждение жилого помещения или его доли, принадлежащих гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности;
расторжение договора социального найма жилого помещения.
(п. 2.5 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 454-ФЗ)

2.6. Социальная выплата предоставляется гражданам в порядке очередности исходя из времени принятия решения о постановке их на соответствующий учет.
Гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты в первоочередном порядке, социальная выплата предоставляется ранее, чем другим лицам, принятым на учет в том же году.
В первоочередном порядке социальная выплата предоставляется следующим категориям граждан, состоящих на учете в качестве граждан, претендующих на получение социальной выплаты в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи:
гражданам, уволенным с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более;
гражданам, имеющим детей-инвалидов;
гражданам, имеющим трех и более детей;
гражданам, которым назначена пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.7. Право гражданина на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, являющимся именным документом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предоставление государственного жилищного сертификата осуществляется при условии подписания гражданином и всеми совершеннолетними членами его семьи обязательства о расторжении договора социального найма жилого помещения, договора найма специализированного жилого помещения или обязательства о заключении договора о безвозмездном отчуждении в муниципальную собственность жилого помещения, принадлежащего гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений.
Отчуждению в муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет социальной выплаты.

Уважаемый владелец государственного жилищного сертификата, желающий приобрести жилое помещение за пределами ЗАТО!

Решение жилищного вопроса путем получения социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета через механизм Государственных жилищных сертификатов - это наиболее реальный способ стать собственником своего нового жилого помещения.

Претендовать на получение государственного жилищного сертификатов могут:

  1. Граждане, поставленные на учет до 1 января 2015 г. в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам", в целях их переселения из закрытого административно-территориального образования, сохраняют право состоять на данном учете до получения социальной выплаты (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 454-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан").
  2. Граждане, поставленные после 1 января 2015 г. на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании".
  3. Члены семей умершего (погибшего) гражданина, состоявшего на учете в качестве гражданина, претендующего на получение социальной выплаты, при условии, что указанные члены семьи соответствуют требованиям, предусмотренным абзацем пятым пункта 2.1 статьи 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании". Вдова (вдовец) указанного гражданина сохраняет право состоять на данном учете до повторного вступления в брак (пункт 2.3 статьи 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании").
  4. Граждане, поставленные на учет до 1 января 2015 г. в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 11 января 2001 г. № 23, и граждане, поставленные после 1 января 2015 г. на учет граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, в соответствии со статьей 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1, проживающие на территориях, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении (пункт 2.9 статьи 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании").

Кто имеет право на получение ГЖС

Право на получение государственного жилищного сертификата имеют следующие граждане:

  1. Состоящие на учете для переселения из ЗАТО.
  2. Изъявившие желание на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы.

  • Мы подберем для Вас квартиру в Санкт-Петербурге или Ленинградской области.
  • Работаем со вторичным рынком и новостройками.
  • При необходимости доплаты - помощь в подборе кредитных программ.
  • Минимальные сроки.
  • Анализ налоговых последствий.
  • Все консультации бесплатны.
  • Мы уже помогли реализовать ГЖС и субсидии сотням семей.

Согласно подпункту "з" пункта 19 Правил выпуска и реализации сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила) для этого необходимо:

  1. Представить в орган местного самоуправления ЗАТО, в котором гражданин состоит на учете, как подлежащий переселению из ЗАТО, заявления по форме, установленной приложением № 1 к Правилам;
  2. К заявлению приложить:
    • документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных о себе по форме согласно приложению № 1.1 к Правилам;
    • выписку из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
    • документ, удостоверяющий личность гражданина, подтверждающий проживание по месту жительства в закрытом административно-территориальном образовании;
    • копию документа, подтверждающего право на получение жилого помещения общей площадью, превышающей используемый для расчета размера социальной выплаты норматив общей площади жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Оформление и выдача сертификатов будет осуществляется в установленном порядке органом местного самоуправления ЗАТО.

Для получения сертификата необходимо будет представить документы, установленные пунктом 44 Правил.

Срок действия сертификата исчисляется с даты его выдачи, указываемой в сертификате, и составляет:

  • для владельца сертификата (в целях представления сертификата в кредитную организацию, участвующую в реализации мероприятий) - 2 месяца;
  • для банка (в целях представления владельцем сертификата документов, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения) -7 месяцев.
ВАЖНО: Датой выдачи сертификата является дата его подписания уполномоченным должностным лицом органом местного самоуправления ЗАТО.

Уполномоченные банками являются:

  • ПАО "Сбербанк России;
  • Генбанк (реализация ГЖС на территории Республики Крым и Севастополя).
ВАЖНО: При наличии у владельца сертификата обстоятельств, потребовавших замены выданного сертификата, он представляет в орган местного самоуправления ЗАТО, где он получал первый сертификат, заявление о замене ГЖС с указанием обстоятельств, потребовавших его замены, и приложением документов, подтверждающих эти обстоятельства, а также сертификата (при его наличии) или справки о расторжении договора банковского счета без перечисления социальной выплаты.

Заключение договора банковского счета и открытие банковского счета:

Социальная выплата предоставляется владельцу сертификата в безналичной форме путем перечисления средств из федерального бюджета на его банковский счет.

Владелец сертификата в течение 2 месяцев с даты выдачи сертификата сдает его в отделение банка по месту приобретения жилого помещения для заключения договора банковского счета и открытия банковского счета.

ВАЖНО: Сертификат, представленный в банк по истечении 2-месячного срока с даты его выдачи, банком не принимается. Банк при открытии банковского счета проверяет соответствие данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность владельца сертификата, а также своевременность представления сертификата в банк, после чего заключает с ним договор банковского счета и открывает на его имя банковский счет.

ВАЖНО: В случае выявления несоответствия данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в представленных документах, а также в случае истечения 2-месячного срока с даты выдачи сертификата банк возвращает сертификат его владельцу. В договоре банковского счета оговариваются основные условия обслуживания банковского счета, порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата, на имя которого открыт банковский счет. В указанном договоре банку может быть предоставлено право на перечисление поступивших на банковский счет распорядителя счета средств в счет оплаты договора (договоров), явившегося (явившихся) основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение (жилые помещения).

Открытие банковского счета осуществляется за счет средств распорядителя счета.

ВАЖНО: Договор банковского счета заключается на срок, оставшийся до истечения срока действия сертификата. Сертификат, сданный его владельцем в банк, после заключения договора банковского счета владельцу сертификата не возвращается.

Порядок приобретения жилья:

Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение (жилые помещения) как на первичном, так и на вторичном рынках жилья у любых физических и юридических лиц (в том числе индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее требованиям, установленным статьями 15 и 16 Жилищного кодекса Российской Федерации, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, в том числе в сельской местности (с учетом надворных построек).

ВАЖНО: Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение не только в пределах выделенной ему по сертификату социальной выплаты, но и с использованием собственных и (или) заемных (кредитных) средств, а также средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Для оплаты приобретаемого жилья в течение срока действия договора банковского счета необходимо представить в банк по месту приобретения жилья:

  • договор банковского счета;
  • договор на жилое помещение (договор купли-продажи жилого помещения);
  • свидетельство (свидетельства) о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (жилые помещения).
ВАЖНО: В договоре на жилое помещение должны быть указаны реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, наименование уполномоченной организации, выдавшей сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

В случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер социальной выплаты, указанный в сертификате, в договоре на жилое помещение может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

При приобретении двух и более жилых помещений договоры на жилое помещение и свидетельства о государственной регистрации права собственности должны представляться в банк одновременно.

Банк в течение трех рабочих дней с даты получения договора на жилое помещение и свидетельства (свидетельств) о государственной регистрации права собственности осуществляет их проверку и в случае положительных результатов проверки принимает договор на жилое помещение для оплаты.

ВАЖНО: Допускается принятие договора на жилое помещение для оплаты в случае, если стоимость приобретаемого жилого помещения (жилых помещений) ниже размера социальной выплаты, указанного в сертификате.

ВАЖНО: Решение об отказе банка в приеме договора на жилое помещение для оплаты или об отказе банка от его оплаты должно быть выдано в течение 3 рабочих дней с даты получения документов в письменной форме с указанием причин отказа. При этом документы, принятые банком для проверки, возвращаются.

В случае приобретения распорядителем счета жилого помещения (жилых помещений) с использованием кредитных (заемных) средств банка или иной организации (далее - кредитор) допускается перечисление средств социальной выплаты кредитору в целях:

  • уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита (займа) на приобретение жилого помещения (жилых помещений);
  • погашения основного долга (части основного долга) и уплаты начисленных на дату представления в банк документов, предусмотренных пунктом 55 настоящих Правил, процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения (жилых помещений), обязательство по которому возникло после выдачи сертификата распорядителю счета. В кредитном договоре (договоре займа) на приобретение жилого помещения (жилых помещений) должно быть указано, что погашение основного долга (части основного долга) и уплата процентов по ипотечному кредиту (займу) на приобретение жилого помещения (жилых помещений), начисленных на дату представления в соответствии с пунктом 55 настоящих Правил документов в банк, будет осуществляться за счет социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом с указанием его реквизитов (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат), а также с указанием банковского счета, с которого будут осуществляться операции по погашению основного долга и уплате процентов по указанному ипотечному кредиту (займу). Не допускается использование социальной выплаты на уплату штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу).
Допускается оплата за счет и в пределах средств выделенной социальной выплаты услуг по подбору жилого помещения и оформлению правоустанавливающих документов, если требования по оплате указанных услуг предусмотрены в договоре купли-продажи.

Договор на жилое помещение:

Договор на жилое помещение может быть составлен самостоятельно либо за его составлением обращаются в риэлтерскую компанию, к нотариусу или в любую юридическую фирму. Продавец жилья по договору

должен обладать правом собственности на это жилье. При заключении договора на жилое помещение продавец должен представить следующие документы:

  1. правоустанавливающие документы на отчуждаемое жилье;
  2. документы, удостоверяющие личность и подтверждающие правоспособность продавца;
  3. справки жилищно-коммунальных органов об отсутствии задолженности по коммунальным платежам;
  4. справку об уплате налога с имущества, а также справку по отсутствию задолженности по оплате налога с имущества, находящегося в собственности (если отчуждаемое жилье приобретено в собственность в порядке дарения или наследования);
  5. выписку из единого государственного реестра прав на имущество и сделок с ним;
  6. выписку из домовой книги и копию финансово-лицевого счета;
  7. справку БТИ о стоимости отчуждаемого жилья, содержащую, в том числе, информацию об отсутствии какого-либо обременения на отчуждаемое имущество;
  8. разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки (если на отчуждаемое жилье имеют право несовершеннолетние дети продавца).
ВАЖНО: В договоре на жилое помещение должны быть указаны реквизиты сертификата (серия, номер, дата выдачи, орган, выдавший сертификат) и банковского счета, с которого будут осуществляться операции по оплате жилого помещения, приобретаемого на основании договора на жилое помещение.

В случае если стоимость приобретаемого жилого помещения превышает размер социальной выплаты, указанный в сертификате, в договоре может быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

Договор на жилое помещение до предъявления его в соответствующее отделение Сбербанка России должен быть зарегистрирован органом, уполномоченным в данном субъекте Российской Федерации осуществлять государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В соответствии с Законом Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрация сделки с недвижимостью должна производиться в течение месяца со дня подачи заявления и всех необходимых документов, но не позднее данного срока.

Порядок оплаты по договору на жилое помещение:

Банк в течение 1 рабочего дня с даты принятия решения о приеме договора на жилое помещение для оплаты направляет в ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России заявку на перечисление средств федерального бюджета в счет оплаты договора на жилое помещение.

ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России в течение 5 рабочих дней с даты получения заявки банка проверяет данные, указанные в заявке банка, на соответствие данным, содержащимся в едином реестре сертификатов, который формируется на основании сведений органов местного самоуправления ЗАТО, осуществляющего оформление и выдачу сертификатов.

ВАЖНО: При несоответствии данных, указанных в заявке банка, данным, содержащимся в едином реестре выданных сертификатов, перечисление средств социальной выплаты не производится, о чем ФКУ "Объединенная дирекция" уведомляет банк. В случае соответствия данных заявки банка сведениями единого реестра выданных сертификатов ФКУ "Объединенная дирекция" представляет в территориальный орган Федерального казначейства платежные поручения, в которых указываются номер и дата заявки банка, и заявка банка.

После проверки территориальным органом Федерального казначейства платежных поручений заявка банка возвращается в Минстрой России. При несоответствии данных, указанных в платежном поручении, данным, содержащимся в заявке банка, платежное поручение подлежит возврату ФКУ "Объединенная дирекция" Минстроя России без исполнения, а при их соответствии территориальный орган Федерального казначейства санкционирует кассовый расход Минстроем России средств федерального бюджета, предусмотренных сертификатом.

Проблема отселения из ЗАТО волнует почти всех жителей «особых» городов. По это проблеме я писал здесь и здесь. Но самая подробная информация представлена в материале Анастасии Бобровой из Орбиты. Сохраняю здесь для себя и для других посетителей блога.

Программы по отселению из ЗАТО с годами меняются. Ушли в прошлое и денежные компенсации (когда администрация, как говорили в народе, «выкупала» квартиры), и предоставление квартир в конкретных городах. С 2015 года работает новая программа. Жители ЗАТО могут встать на очередь для получения государственного жилищного сертификата.

Что такое ГЖС?

В соответствии со статьей 7 Закона РФ от 14.07.1992 № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», с 01.01.2015 государственная поддержка граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования осуществляется ТОЛЬКО путем предоставления им социальных выплат для приобретения жилого помещения за границами ЗАТО (социальные выплаты), удостоверяемых государственными жилищными сертификатами (ГЖС).

В связи с этим, постановлением Правительства РФ от 25.08.2015 № 889 утверждена новая редакция федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, при этом в число граждан – участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» (далее – подпрограмма) включена новая категория «Граждане, подлежащие переселению из закрытого административно-территориального образования». Постановлением Правительства РФ от 23.09.2015 № 1013 установлены положения Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, касающиеся предоставления ГЖС новой категории участников подпрограммы (новый подпункт «к» пункта 5 Правил).

Где получить?

Заявления от граждан, рассчитывающих на социальные выплаты, принимают муниципальные власти закрытых административно-территориальных образований, ставят их на учет, ведут этот учет, помещают списки очередников на своих официальных сайтах, и «на информационных стендах в помещениях, занимаемых органами местного самоуправления». Фамилии, имена, отчества и даты рождения всех членов семьи указываются обязательно. Это не противоречит действующему законодательству о персональных данных россиян.

Начиная с 2015 года, в год очередники получают 15-16 сертификатов. Очередь движется. Но пока специалист отрабатывает список вставших на учет в 2002 году. Прикинуть, сколько лет придется ждать своего шанса покинуть ЗАТО, можно простым делением.

Очередь «дышит»

В формировании очередности тоже есть свои нюансы. В соответствии с пунктом 2.6 статьи 7 Закона РФ от 14 июля 1992 № 3297-1 социальная выплата предоставляется гражданам в порядке очередности, исходя из времени принятия решения о постановке их на учет. Каждый год до 1 сентября в Минстрой России подается информация о желающих получить ГЖС по состоянию на 1 июля текущего года. В список включаются граждане, состоящие на учете по состоянию на 1 января текущего года, в порядке очередности, исходя из времени принятия решения о постановке граждан на учет и их права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения в первоочередном порядке. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в списке по номерам в книге регистрации и учета заявлений. Гражданам, имеющим право на получение социальной выплаты в первоочередном порядке, социальная выплата предоставляется ранее, чем другим лицам, принятым на учет в том же году. К первоочередникам относятся: граждане с выслугой 20 лет и более; граждане, имеющие детей-инвалидов, граждане, имеющие трех и более детей; пенсионеры. Как видите, первоочередников много, однако, еще раз подчеркнем, они занимают первое место в очереди среди тех, кто встал на учет в том же самом, что и они, году.

А больше будет?

278 сертификатов – столько, согласно Распоряжению Правительства от 30 января 2018 № 19Р, было запланировано выпустить в 2018 году для ВСЕХ претендующих на переселение из ЗАТО в РФ. Так что количество в 16 сертификатов – именно столько было выдано жителям Знаменска в 2018 году — достаточно хорошее. Особенно если учесть, что ЗАТО в России 42. В июле 2016 года внесены изменения в Правила выпуска и реализации сертификатов, согласно которым изменен принцип распределения сертификатов между ЗАТО. На 2015 и 2016 годы оно осуществлялось пропорционально количеству граждан, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве подлежащих переселению из ЗАТО. Начиная с 2017 года, осуществлен переход на принцип распределения, применяемый в отношении других категорий граждан-участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 — 2020 годы. То есть пропорционально количеству граждан — участников подпрограммы, изъявивших желание получить сертификаты в планируемом году. Таким образом, количество сертификатов на ЗАТО может увеличить только растущее количество жаждущих из него уехать.

Как рассчитать размер выплаты?

Конечно, для того, чтобы рассчитать ваш размер выплаты, лучше обратиться к специалисту. Он и подскажет, на какую сумму рассчитывать в вашем конкретном случае. А там вы уже будете решать, сможете ли приобрести на нее то, на что нацеливаетесь. Однако следует знать, что размер социальной выплаты определяется на основе нескольких параметров. К примеру, из норматива общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м — для одиноких граждан, в размере 42 кв. м — на семью из двух человек, в размере 18 кв. м общей площади жилого помещения — на каждого члена семьи при большей численности семьи.

Стоимость квадратного метра для приобретения жилого помещения по сертификату устанавливается 2 раза в год на федеральном уровне. В этом году она выросла почти на четыре тысячи и составляет 42 тысячи 753 рубля.
Сертификат обналичить нельзя, т.е. денежные средства на руки граждане не получают. При приобретении жилого помещения оплата производится безналичным расчетом через банк. Сертификат является целевым, поэтому потратить его можно строго на приобретение жилого помещения. При этом, если средства были израсходованы не в полном объеме, остаток возвращается в федеральный или региональный бюджет. Срок реализации сертификата — семь месяцев.

Что еще?

Следует отметить, что, получив сертификат, вы будете обязаны сдать свою жилплощадь муниципалитету. Важно, что жилье может находиться как в социальном либо служебном найме, так и в частной собственности. На ваше право воспользоваться программой отселения это не влияет.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

У меня родители пенсионеры, более 20 лет прожили и работали на Камчатке. Сейчас желают переехать на родину в Краснодарский край. Слышали что есть программа переселения пенсионеров из районов крайнего севера. Есть ли такая программа, куда нужно обратиться и какие необходимо документы? Спасибо.


Нет именно и только для пенсионеров - для всех указанных категорий граждан.

В органы местного самоуправления.

Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ

"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

Принят Государственной Думой 27 сентября 2002 года

Одобрен Советом Федерации 16 октября 2002 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Статья 1. Установить, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:

инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;

инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.

Статья 2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;

в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).

Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

С 1 января 2012 года из очереди на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом исключаются граждане, которые выезжают из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации, и которым предоставление жилищных субсидий осуществляется на основании Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" с сохранением имеющейся очередности.

Гражданин, получивший жилищную субсидию в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и выехавший в иные районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, не имеет права на получение жилищной субсидии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации вправе направить на предоставление гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий во вторую - четвертую очереди, установленные настоящей статьей, не более чем тридцать процентов средств федерального бюджета, выделенных на основании федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период данному субъекту Российской Федерации на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года.

Статья 3. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Жилищная субсидия может быть предоставлена гражданину только один раз".

о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей

(утв. постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 г. N 879)

"I. Общие положения

1. Настоящее Положение устанавливает порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (далее соответственно именуются - социальные выплаты, граждане, имеющие право на получение социальных выплат для приобретения жилья).

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья".


Обратиться Вам необходимо в Министерство жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Камчатского края.


Могу ли я переселиться из свердловской области. По программе переселения?


Куда нужно обратиться?


В местную администрацию.


Оксана, добрый вечер!


Вы можете обратиться с Заявлением (2 экземпляра) в жилищный департамент Администрации города Омска, главное чтобы на Вашем экземпляре поставили оттиск печати, вх. № и подпись, если откажутся принимать, то направьте его заказным письмом с уведомлением и описью, возможно Вас поставят в очередь на получение бесплатного социального жилья.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма 1. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. 2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Статья 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях 1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. 2. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. 3. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями. 4. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. 5. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет. 6. Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем. 7. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Читайте также: