Пересылка пенсионных дел в украине

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 октября 2014 10:00


Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие на Украине и вернувшиеся в Россию, имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации в полном объеме.

У граждан Украины право на пенсионное обеспечение возникает при постоянном проживании на территории России, подтверждаемым видом на жительство, выдаваемым территориальными органами ФМС России.

Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия статуса беженца, подтверждаемого удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На лиц из числа иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Для назначения российской пенсии гражданами, прибывшими с территории Украины, представляются следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность:

для иностранных граждан – вид на жительство,

для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации,

для беженцев – удостоверение беженца;

- о нетрудоспособных членах семьи;

- об установлении инвалидности;

- о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях;

- документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002;

- пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России не менее 15 лет или наличия статуса беженца.

Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.

Для назначения пенсии по инвалидности необходимо представить документ об установлении инвалидности, выданный компетентным учреждением Российской Федерации или до распада СССР - компетентным учреждением республик, входивших в состав Советского Союза (либо пройти специальное медицинское освидетельствование на территории России).

Для назначения пенсии по случаю потери кормильца необходимо представить документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем, документ о смерти кормильца.

Справочно: размер социальной пенсии в России с 1 апреля 2016 года. Размеры приведены по состоянию на 01.04.2016:

  • инвалидам с детства I группы, детям - инвалидам - 11903,51 руб.;
  • инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы, детям, потерявшим обоих родителей (детям одинокой матери) - 9919,73 руб.;
  • инвалидам II группы, детям, потерявшим одного родителя, мужчинам по достижении 65 лет, женщинам по достижении 60 лет - 4959,85 руб.;
  • инвалидам III группы - 4215,90 руб.

По всем вопросам пенсионного обеспечения следует обращаться в территориальные органы Пенсионного фонда России по месту пребывания.

Об установлении ежемесячной денежной выплаты лицам, прибывшим на территорию Российской Федерации из Украины

В соответствии с законодательством Российской Федерации граждане из числа ветеранов, инвалидов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварий и ядерных испытаний, имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) и получение государственной социальной помощи (ГСП) в виде набора социальных услуг (НСУ).

Право на ЕДВ лиц, прибывших на территорию Российской Федерации из Украины, зависит от их статуса.

Граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в Украине и вынужденно вернувшиеся в Россию, имеют право на ЕДВ и НСУ на общих основаниях.

Украинские граждане, вынужденно покинувшие территорию Украины и получившие в России статус беженца, имеют право на ЕДВ, предусмотренную Федеральными законами от 16.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», наравне с гражданами Российской Федерации в период действия этого статуса, который подтверждается удостоверением беженца установленного образца, выдаваемого территориальными органами ФМС России.

На украинских граждан и лиц без гражданства, прибывших из Украины, которым предоставлено временное убежище, право на ЕДВ и НСУ не распространяется.

Право на ЕДВ и НСУ у украинских граждан и лиц без гражданства возникнет при условии постоянного проживания на территории Российской Федерации, которое подтверждается видом на жительство, выдаваемом иностранным гражданам и лицам без гражданства территориальными органами ФМС России.

Для установления ЕДВ гражданам, прибывшим из Украины, следует обращаться с письменным заявлением и документами, подтверждающими личность и правовой статус, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту пребывания.

Для каждой категории граждан, имеющих право на ЕДВ, устанавливается свой размер ЕДВ.

Со дня установления ЕДВ у гражданина возникает право на получение НСУ.

В состав предоставляемого гражданам НСУ включены следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями по рецептам врача, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Часть суммы ЕДВ удерживается из ее размера и направляется на финансирование предоставления гражданину НСУ.

По вопросам осуществления ЕДВ обращайтесь в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Пенсионное дело с Украины забрать нереально. Будет ли действительно перексеренное дело, заверенное нотариусом?

С 1 января 2015 г. введен новый порядок исчисления пенсий в связи с вступлением в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Закон № 400-ФЗ). В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона № 400-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом, имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 62-ФЗ статус постоянно проживающего в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства определяется наличием у него вида на жительство.

Таким образом, право на пенсию в РФ обретается после получения вида на жительство. Лица, получившие в России статус беженца, право на пенсионное обеспечение имеют наравне с гражданами Российской Федерации на период действия данного статуса. Его подтверждает удостоверение беженца установленного образца, выдаваемое территориальным органом ФМС России. На иностранных граждан, которым предоставлено временное убежище, право на пенсионное обеспечение не распространяется.

Для информации сообщаем, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств — участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 года (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) производится в порядке, предусмотренном указанным Соглашением. Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения. Так, для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения. При этом стаж работы после 01.01.2002 г. может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

В соответствии со ст. 7 Соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

При смене пенсионером места жительства выплата страховой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется на основании его выплатного дела по его новым месту жительства или месту пребывания, подтвержденным документами о регистрации, выданными органами регистрационного учета в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, либо по месту фактического проживания, подтвержденному личным заявлением пенсионера (п. 5 ст. 21 Закона № 400-ФЗ).
В силу п. 8 ст. 3 Закона № 400-ФЗ выплатное дело — комплект соответствующих установленным требованиям документов в подлиннике и (или) в копии на бумажном носителе или в электронной форме, на основании которых гражданину установлены и выплачиваются пенсия (пенсии), дополнительное материальное обеспечение и иные выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На сайте Пенсионного фонда РФ размещена памятка для пенсионеров, прибывающих из Украины. Для назначения российской пенсии представляются следующие документы: — документ, удостоверяющий личность (для иностранных граждан – вид на жительство; для граждан Российской Федерации – паспорт гражданина Российской Федерации; для беженцев – удостоверение беженца); — о нетрудоспособных членах семьи; — об установлении инвалидности; — о смерти кормильца (кормильцев) и родственных с ним отношениях; — документы о стаже, о среднемесячном заработке за любые 60 месяцев работы подряд до 01.01.2002; — пенсионное дело и сведения о прекращении выплаты пенсии на территории Украины, подтверждаемые органом, осуществляющим пенсионное обеспечение по прежнему месту жительства. В случае, если такие сведения о прекращении выплаты пенсии в Украине отсутствуют, гражданин, обращающийся за назначением российской пенсии, дополнительно оформляет заявление, в котором самостоятельно указывает сведения о сроках прекращения выплаты пенсии на Украине и обязуется при поступлении соответствующих сведений выплатить переполученные суммы пенсии, если такие факты будут установлены (для пенсионеров, получавших пенсию на Украине).

В случае, если гражданин не может представить документы о стаже и заработке, пенсионное дело из Пенсионного фонда Украины, ему по достижении возраста (60 лет женщинами, 65 мужчинами) может быть назначена социальная пенсия по старости при условии подтверждения постоянного проживания на территории России или наличия статуса беженца.

Также граждане, имеющие вид на жительство или статус беженца, могут обратиться за назначением пенсии по инвалидности или по случаю потери кормильца независимо от возраста.

Перевод пенсии с Украины в Россию – некорректное определение. Такого понятия нет в законе. Пенсия назначается бывшим гражданам Украины, переехавшим в Россию при условии соблюдения ряда требований.


РФ имеет механизмы социального страхования с несколькими странами СНГ, включая Украину, чтобы сделать процедуру проще для тех, кто переезжает на ПМЖ

Как переехать в Россию на ПМЖ можете узнать на нашем сайте.

Важно заранее проверить все положения и согласовать вопросы, связанные с процедурой, для чего лица пенсионного возраста должны сообщать о своем намерении в местные отделы социального обеспечения на Украине.

Условия для назначения пенсии

Существуют определенные ограничения и, возможно статус иностранных граждан, проживающих на территории РФ, не попадает под право на получение российской пенсии.

Только лица, достигшие пенсионного возраста, с видом на жительство или беженцы, имеющие соответствующее свидетельство, подтверждающее их статус, будут обеспечены выплатами. На иностранных граждан, имеющих временное убежище, данное право не распространяется.

Как перевести пенсию с Украины в Россию

Хотя для переселенцев из стран СНГ предусмотрена упрощенная схема получения гражданства, прежде чем решится вопрос с видом на жительство, разумнее оставлять украинскую прописку и продолжать получать пенсию на Украине. В противном случае, когда вопрос ещё в неопределенном состоянии, 100% вероятности того, что можно остаться вообще без выплат.

Между Российской Федерацией и Украиной есть договор о невозможности получения двойных пенсий, в рамках которого граждане не могут одновременно получать российскую и украинскую пенсии.

При необходимости оформляется международная банковская карта, на которую переводится украинская пенсия и без каких-либо ограничений суммы снимаются со счета в России.

Пересчет пенсий в РФ

Пересчет пенсии осуществляется соответственно российскому законодательству. РФ имеет соглашение о социальном и пенсионном обеспечении со странами – участниками СНГ от 1992 года. Именно данное соглашение, основанное на территориальных принципах, играет регулирующую роль в вопросе пенсионного обеспечения лиц, которые переселяются в Россию.

Территориальный договор определяет, что пересчет пенсии осуществляется по законодательству того государства, на территории которого лица проживают. При этом учитывается трудовой стаж, который приобретался в СССР до 1992 года, он приравнивается и к страховому стажу.

А также после этой даты засчитывается весь стаж, приобретенный на территории государства-участника соглашения, с которого исчисляют пенсию уже на территории РФ.

Необходимые документы для получения пенсии

Проще говоря, все страны несут взаимную ответственность за трудовой стаж. Но важно отметить, что украинские граждане, оказавшиеся на территории России при назначении им пенсии, были официально трудоустроены и, таким образом, страховые отчисления делались их работодателями в ПФ Украины.

За назначением пенсии лицам, прибывшим с Украины, нужно обратиться в отделение ПФ РФ по месту проживания, и представить пакет документов:

  1. ВНЖ или удостоверение, подтверждающее статус беженца.
  2. Сведения о трудовом стаже (среднемесячной заработной плате за 60 месяцев до 2002 года подряд в любой период времени).
  3. Сведения о прекращении пенсионных выплат на Украине (запрос о снятии с пенсионного учета на Украине).
  4. Документ о нетрудоспособных членах семьи.

Независимо от возраста лица, получившие ВНЖ или статус беженца, могут обращаться за назначением пенсии по инвалидности (медицинское освидетельствование проходит на территории РФ) и в случае потери кормильца.


Документ, подтверждающий получения вида на жительство в России

В силу тех или иных объективных причин не всем украинцам-переселенцам удается представить полный пакет документов на получение пенсии.

В этих случаях предусматриваются исключения.

  1. Лицам, обратившимся за назначением пенсии в РФ, но не имеющих сведений о прекращении выплаты таковой на Украине, необходимо оформить заявление. В нем указывается информация о сроках прекращения выплаты пенсии на территории Украины. Если будет установлен факт переплаты (при уплате российской пенсии), человек обязуется сумму выплатить.
  2. Социальная пенсия назначается лицам, не имеющих возможности представить документы, подтверждающих их трудовой стаж (или пенсионное дело из ПФ Украины).

Необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного страхования и получить страховой номер, чтобы оформить права пенсионера уже по законам РФ.

Для этого лицо обращается в территориальный орган ПФ лично, представляя документ об удостоверении личности (по месту регистрации или по месту фактического проживания). В среднем оформление страхового свидетельства занимает около трех недель.


СНИЛС для иностранного гражданина в РФ

Льготы и военная пенсия

В лимитированных обстоятельствах досрочный выход на пенсию возможен для работников некоторых отраслей, в частности профессий с коротким сроком службы (вредные предприятия) или связанных с рисками. В таких условиях российская пенсия рассчитывается по льготной системе.

Перевод военной пенсии с Украины в Россию осуществляется по тем же стандартам. При назначении выплат засчитывается служба, включая и ту, что на льготных условиях, в воинских формированиях соответственно порядкам, установленным законодательствами государств-участников форума о социальном и пенсионном соглашении.

Обязательное условие – наличие ВНЖ (постоянное проживание в РФ). Для получения дополнительных документов рекомендуется обращаться в пенсионный отдел военкомата (по месту регистрации или фактического проживания). Например, граждане, которые являлись участниками боевых действий, получают льготы.


Глава Украины Владимир Зеленский подписал закон, касающийся верификации пенсий. Согласно документу происходит регулирование мониторинга госвыплат на территории страны. Проект способствует развитию правильной системы социального обеспечения, направлен на оптимизацию затрат средств из государственной казны с помощью проверки данных, влияющих на размер субсидий. В декабре 2019 года закон был обнародован.

Содержание:

  • Что такое верификация
  • Что проверят
  • Как будут проверять получателей госвыплат
  • Какую информацию будут собирать
  • За что могут забрать пенсию
  • Как будет проходить верификация
  • Когда начнется
  • Что с персональными данными
  • Что будет с выплатами

Что такое верификация

Верификация пенсионных выплат – это процесс сбора и проверки персональных сведений, предусмотренных для назначения государственных социальных выплат физическим лицам. Процедура влияет на определение прав получения тех или иных дотаций каждым малообеспеченным украинцем и пенсионером. Документ корректирует многие выплаты, в том числе пенсии и субсидии.

Во время процедуры верификации определяются неточности сведений в:

  • базах данных;
  • единых и специальных реестрах;
  • официальных ресурсах и системах.

Процедура необходима, чтобы сравнить информацию, полученную от малообеспеченных граждан, получателей субсидий и выплат, с законодательными требованиями. Во время верификации будет установлено, не обманывает ли физическое лицо государство, получили ли пожилые лица необходимые дотации.

Данные будут собираться благодаря отчетности финансовых учреждений, органов регистрации гражданского состояния, от работников пограничных пунктов. Кабинет министров устанавливает порядок осуществления контроля и верификации финансовой помощи.

К безвозмездным государственным выплатам относятся: пособия, пенсии, субсидии, а также стипендии и льготы. Действие проекта не распространяется на академические стипендии. Законопроект коснулся денежных средств из региональных бюджетов и государственной казны, фондов. Он не обошел учреждения социального и общеобязательного страхования. Были утверждены в актах категории дотаций, на которые влияет закон о верификации пенсий и субсидий.

Главная задача верификации – проверить законность выдачи социальных пособий, субсидий и пенсионных начислений, но процедура может повлиять на любые платежи из казны и фондов. В законопроекте упоминается ретроспективная верификация. Согласно данному виду верификации будет изучена и проанализирована персональная информация о физических лицах, которые уже не получают финансовую помощь от страны.

В документе отмечено, что будет проходить проверка выплат, которые больше не выплачиваются по тем или иным причинам. Попадают под действие закона дотации, перечисляемые украинцам в течение последних 3 лет.

Уполномоченная организация, осуществляющая процедуру, предоставляет прочим органам данные о соответствии представленной человеком информации с законодательными требованиями. Ведомства и учреждения, отвечающие за государственные выплаты физическим лицам, ознакамливаются с рекомендациями и вносят коррективы.

Пенсионный и прочие фонды после верификации принимают решения о возобновлении, перерасчете сумм. В некоторых случаях они прекращают начислять дотации и пенсии. В кратчайший период происходит устранение несоответствий сведений. Реестры и системы пересматриваются специалистами, вносятся коррективы в их работу.

Если в ходе верификации будут выявлены различные неточности, возможно выдвижение требования о возмещении финансовой помощи. Реципиент, получивший больше денег, чем положено, обязан вернуть разницу государству. Неправомерное назначение и получение сумм тоже фиксируется в ходе верификации. Украинец столкнется с рядом проблем, если обманул государство и незаконно присвоил государственную выплату.

Что проверят

Верховная Рада поддержала проект закона о верификации пенсий, а президент внес коррективы. Опубликованный документ коснулся не только пенсионных начислений, но и стипендий, субсидий, выплачиваемых из местных и государственного бюджета.

В список выплат, подлежащих проверке, относятся:

  1. Больничные, касающиеся несчастных случаев на работе.
  2. Выплаты на терапию и оздоровление в санаториях.
  3. Декретные.
  4. Помощь украинцам, имеющим статус инвалида.
  5. Суммы, положенные матерям-одиночкам.
  6. Выплаты лицам, участвующим в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ветеранам, малообеспеченным семействам и переселенцам.

Министерство финансов занимается мониторингом правомерности начислений. Анализируя финансовые операции, происходит отслеживание сумм. Благодаря верификации получится понять, закономерно ли получал ветеран, мать-одиночка и прочие граждане финансовую помощь в определенный период времени. Министерство финансов уполномочено давать рекомендации учреждениям, выплачиваемым денежные средства физическим лицам.

Документ определяет права, задачи, обязанности центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализацию финполитики и бюджетной программы. Закон о верификации пенсий определяет полномочия органов, выплачивающих денежные средства гражданам, как обрабатывается, собирается и анализируется информация, полученная от субъектов.

Информационно-аналитическая платформа и комплекс мероприятий по сбору, сравнению и анализу данных помогут провести верификацию. Получатель при этом становится реципиентом. Законодательством определен список дотаций, подлежащих верификации.

Документ определяет несколько этапов проверки, в нем отмечены механизмы возврата незаконно присвоенных реципиентом денежных средств. Законом предусмотрено внедрение системы электронного взаимодействия государственных электронных информационных ресурсов.

Как будут проверять получателей госвыплат

Проверку получателей государственных выплат будут проводить работники Министерства финансов.

Закон предусматривает создание специальной платформы с данными из реестров. На каждого гражданина страны будет заведена анкета. В ней фиксируется информация, полученная от реципиента. Она защищается специальным шифрованием, поэтому доступ к данным не смогут получить мошенники и злоумышленники. Орган по верификации имеет право использовать Национальную систему конфиденциальной связи и прочие технические средства.

Три этапа верификации:

  1. Превентивный. Проверка проводится во время обращения украинца за получением дотаций, субсидий.
  2. Текущий. Верификация проводится во время перечисления средств реципиентам на их счета.
  3. Ретроспективный. Процедура касается проверки выплат, которые уже не поступают на счета физических лиц.

В законе про верификацию отмечено, как будет проходить проверка получателей выплат. Обязательный момент – заведение анкет. Полученные данные будут сверяться с законодательными требованиями. Если все хорошо, то украинец не потеряет материальную помощь.

Некоторые сервисы предлагают пройти процедуру валидации. Это так называемое подтверждение личности. Например, банки просят прислать отсканированное удостоверение личности, ввести номер телефона, а потом код, который отправила финансовая организация.

Какую информацию будут собирать

Чтобы успешно прошла верификация пенсий и субсидий, понадобится проанализировать большое количество данных. Министерство финансов будет бесплатно получать конфиденциальные сведения из реестров и автоматизированных баз данных. Специальная платформа и анкеты на ней заполнятся данными реципиентов. По закону будет действовать некое ограничение для Минфина на получение данных о соцвыплатах.

Работников министерства интересует информация:

  1. От банков, финансовых организаций. Министерству доступна информация о транзакциях, балансе, прочих перечислениях.
  2. От реестров. Сотрудники Минфина посмотрят, какие и кому начисляются выплаты на общегосударственное социальное страхование.
  3. От реестра актов гражданского состояния. Доступны данные о рождении, кончине, заключении браков, смене имени и фамилии.
  4. От пограничников.
  5. От реестра избирателей. Минфин получит данные о регистрации граждан.

В ходе верификации пенсий в Украине уполномоченный орган соберет данные о занятости и трудовой миграции, узнает, где проживает и зарегистрирован каждый получатель государственных выплат. Соответствующие реестры позволят проверить регистрацию лиц, их права на недвижимость и прочие виды имущества.

За что могут забрать пенсию

Согласно законодательной базе страны временно прекратить выплаты пенсионеру, малоимущей семье и другим категориям лиц имеет право не только суд, но и Пенсионный фонд.

Если у уполномоченного органа имеются подозрения, что выплата назначена на основании фальшивых документов с недостоверными сведениями, начинается разбирательство, а начисления прекращаются на определенный период. Также если в документах во время верификации будут найдены грубые ошибки, госвыплаты перестанут поступать на счет.

В соответствии с законом происходит пересмотр сведений, на основании которых была установлена дотация. Пенсионный фонд и уполномоченный орган может обязать пенсионера вернуть полную или частичную сумму выплат.

Пожилым гражданам особенно надо знать, что же такое верификация, потому что от этого зависит, будет ли выплачена ежемесячная помощь. Бабушки и дедушки должны знать, что пенсионные довольствия государство имеет право блокировать, если украинцы проживают в другой стране длительный период времени. Если пенсионер живет в другом государстве, он не будет получать социальную помощь.

Пенсию перестают начислять, когда человек умирает или если пожилой человек не получает надбавку в течение полугода. Закон про верификацию пенсий предполагает возобновление выплат по решению территориального органа. Пенсионный фонд на протяжении декады после разбирательства имеет право возобновить социальную помощь, если присутствуют для этого законные основания.

Как будет проходить верификация

В проекте не указано, как часто должны анализироваться сведения. Процедура систематическая и индивидуальная к каждому получателю выплат.

Иногда семьи оформляют выплаты на всех членов семьи. В этом случае верификация пенсий в Украине будет проводиться по каждому члену семейства. Особенности:

  1. Гражданин обращается за назначением субсидии, материальной помощи.
  2. Учреждение, принявшее заявку у украинца, подает запрос на проверку сведений о физическом лице.
  3. Специально разработанная и запущенная платформа выдает результаты проверки спустя несколько минут. Если сведения достоверны, выплату семейство будет получать, если данные отсутствуют, следует дополнительный мониторинг.
  4. В ходе дополнительной проверки устраняются неточности или приостанавливаются выплаты.

Максимальная длительность дополнительного мониторинга – 15 дней. На информационно-аналитической платформе постоянно происходит внесение данных о финансовом, имущественном и социальном положении граждан. Управлением платформы будет заниматься администратор.

В анкетах указываются персональные данные: фамилия имя отчество, где родился человек, сведения из удостоверения личности, номер из государственного демографического реестра, данные из банков и других организаций. Обязательно указывается номер карты плательщика налогов. Верификация пенсии проводится над той информацией, которую подал получатель государственных выплат. Если есть данные подтверждающие законность начисления средств украинцу, верификация это установит.

Во время проверки важно, как написано каждое слово, правильно ли указаны цифры. Обработка ложится на работников Министерства финансов. Учреждение отвечает за защиту сведений, сохранность всей конфиденциальной информации.

Когда начнется

Закон был опубликован еще в декабре 2019 года. В нем есть поправка от Зеленского. Предложение главы страны – сохранение предоставления Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции доступа к реестру прав граждан на недвижимое имущество. Агентство имеет право брать сведения из реестра юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательским делом.

Верификация пенсий вступила в силу на следующий день после обнародования закона. Статья 8 документа вступает в силу с 1 января 2021 года. В ней говорится, что должна быть создана система электронной связи онлайн-ресурсов и реестров.

После того, как документ начал действовать, Кабинет министров начал работу над нормативной базой. Службы и реестры начали работать с помощью электронной системы связи и предоставлять данные для проведения верификации. В документе не отмечено, в какие сроки должна быть создана информационная площадка. Превентивная верификация вступит в силу в июле 2021 года.

Что с персональными данными

Что касается сохранности конфиденциальных сведений и особенностей сбора данных, то закон продублировал многие инициативы Министерства финансов. Еще несколько лет назад Минфин получил доступ ко всем конфиденциальным данным граждан минуя их согласие.

Вскоре Конституционный суд заморозил доступ, поэтому Минфин не мог больше делать индивидуальные проверки и сверки. Суд отметил, что люди имеют право на частную жизнь и ведомство не должно без согласования вмешиваться в дела украинцев.

На данный момент верификация проводится на основании актов и постановлений. Закон действует, но пока нет единой рабочей площадки. Она должна быть простой в использовании и отвечать всем требованиям законодательства. Все персональные данные будут охраняться исключительно Министерством финансов.

Что будет с выплатами

Периодическая верификация не должна кардинально повлиять на систематичность начислений государственных выплат украинцам. В документе отмечены сроки перерасчета и назначения пенсионных довольствий.

Согласно законодательству, Пенсионный фонд Украины принимает решения о назначении и перерасчете выплат в течение 10 дней. Дополнительная проверка может занять еще месяц, если для этого будет истинная необходимость.

Выплаты могут дальше зачисляться на счета граждан или быть заморожены. Государство имеет право требовать возврат средств, полученных в связи с проблемами в документах. Неправомерно полученные субсидии придется вернуть, потому что они берутся из налогов плательщиков.

Если человек не согласен с прекращением поступлений на счет денежных выплат или необходимостью возврата материальных ресурсов в казну, он может обжаловать решение ПФ в суде.


Тотальные проверки всех получателей бюджетных выплат (пенсии, субсидии, помощь на детей, чернобыльские и др.) "за три года", о которых ранее писала "Страна", стартуют уже в ближайшее время.

Напомним: еще в октябре парламент принял закон о верификации, который предусматривает три этапа проверок - до, во время и после выплат. И, если выяснится, что средства вы получали незаконно, все до копейки придется вернуть. Причем, срок давности по возврату денег - три года.

Но тогда президент новый закон так и не подписал, так как у него появились замечания к документу.

На днях парламент повторно принял законопроект №1231 уже с учетом правок Зеленского.

А буквально сразу после этого Кабмин утвердил постановление о проведении пилотного проекта по верификации. Его суть - проверка информации на граждан, которая уже содержится в ряде реестров и баз данных.

То есть, фактически создается досье на каждого украинца, по которому людей смогут "верифицировать" даже без их ведома.

"Страна" разбиралась как и кого будут проверять.

Дали отмашку по проверкам

Сразу стоит отметить, что итоговый вариант нового закона - с учетом правок президента - не сильно отличается от того, что принял парламент в октябре.

Собственно, у Зеленского возникло только одно замечание, и то - чисто техническое.

Дело в том, что в переходных положениях закона о верификации прописано внесение изменений в несколько действующих законов - о регистрации имущественных прав на недвижимость и о госрегистрации предпринимателей (о доступе к базам данных). Но эти правки не учитывают изменений, который ранее уже вносились в эти законы (в частности о предоставлении доступа к базам данных НАПК).

То есть, проще говоря, нардепы попытались подправить старые версии законов. И, если бы такую формулировку оставили, то тогда без доступа к базам данных могла остаться НАПК.

Чтобы найти эту оплошность в тексте Зеленскому понадобилось две недели, а нардепам, чтобы все исправить - и того больше.

То есть, всего эпопея с этим законом - с момента его первого и второго принятий - длилась без малого два месяца.

Впрочем, как видно, проверять все же решили. И маховик верификации запускают буквально с колес. Не успела Рада повторно проголосовать за закон, как правительство в среду, 5 декабря, приняло постановление о некоем пилотном проекте по верификациям.

Правда, он предусматривает верификацию не самих получателей, а пока только данных о них, которые уже содержатся в госреестрах.

То есть, запускается своего рода подготовительный этап - на каждого украинца соберут досье, и, если он обратится за той же субсидией, то первичный отсев чиновники могут сделать и без участия самого просителя.

Фактически так происходит и сейчас, но соцслужба анализирует документы, которые приносит человек (а они не всегда правдивые), или же данные из реестров, к актуальности которых также немало вопросов.

Досье на каждого украинца

Как указано в постановлении правительства по верификациям, на сегодняшний день ни один государственный реестр не может обеспечить "достоверную идентификацию физлиц".

В итоге данные дублируются по разным ресурсам, что мешает самим людям, в частности, при получении административных услуг. Собственно, сама идея таких проверок реализуется, как указанно в пояснительной записке, в рамках июльского указа президента об улучшении доступа физических и юридических лиц к электронным услугам.

Но "единый идентификатор" на каждого украинца., который создается в рамках этого "улучшения" , - это практически готовая шпаргалка и для проверяющих законность получения различных выплат. Ведь, по сути, создается досье на каждого украинца.

Собрать "досье" будет Министерство внутренних дел. Оно получит данные всех реестров (гражданских актов, физлиц-плательщиков налогов, соцстрахования, по образованию и даже по медицине).

Затем эти данные сверят, обращая особое внимание на несовпадения.

Государственной миграционной службе поручено по результатам обновить Единый демографический реестр, присвоив каждому проверенному украинцу "уникальный номер".

Методологию проверок будет утверждать МВД, а техническую часть возьмет на себя Министерство цифровой трансформации.

Эксперимент стартует с 20 декабря этого года, а полностью отфильтрованные данные планируется получить к концу апреля следующего года. Электронный сервис идентификации физлиц МВД должен заработать в июне 2020 года.

То есть, это своего рода подготовка к верификации получателей бюджетных выплат, - говорит Кравец.

Проверки в три этапа

Закон о верификации получателей бюджетных выплат предусматривает три этапа проверок - превентивный, поточный и ретроспективный.

Превентивная верификация - это проверки претендентов на бюджетные средства. Она запускается, как только человек обратиться за государственной помощью, и вполне возможна даже без участия самого просителя - по реестрам и электронным базам данных. И, собственно, как раз в этом случае пригодятся "досье" от Авакова.

Но, кроме них, проверяющие могут использовать базы данных по регистрации прав собственности на недвижимость, авто, земельные участки, запрашивать у банков данные по остаткам на счетах и прочее.

Если вы пройдете этот этап, выплаты вам назначат. Но "колпак" не снимут.

Получателя переводят на следующий этап - текущую верификацию. Проверяющие будут мониторить все изменения в жизни человека и решать - по-прежнему ли он имеет право на компенсации от государства,

Скажем, в случае с получателями субсидий осок внимание станут обращать на финансовое положение. Если обнаружится, что ваше благосостояние с момента назначения выплат улучшилось, их могут досрочно отменить.

Тут будут включать фильтры, которые уже используются. Скажем, для субсидиантов критическим является наличие автомобиля не старше 5 лет или покупка дороже 50 тысяч гривен.

Но, если сейчас всего этого нельзя иметь только на момент принятия решения о выделении субсидии, то по новому закону - никогда. То есть, покупка авто во время получения субсидий влечет их отмену.

Третий этап - ретроспективная верификация. Она будет проводиться после завершения периода выплат, в течение последующих трех лет. Если выясниться, что вам платили "зря", всю полученную из бюджета сумму придется вернуть.

Показательно, что проверяющим разрешили использовать, по-сути, все персональные данные украинцев - о наличии земельных участков, недвижимости, авто, о состоянии банковского счета и прочее.

Эти данные собираются сливать в единую базу данных, к которой получат доступ как проверяющие из Минфина, так и местные контролеры. Базу хотят постоянно обновлять, так что чиновникам станет известно даже о несущественном улучшении вашего материального положения. Скажем, о денежном переводе или наследстве. И это может стать поводом для "расследования", по итогам которого есть риск остаться без соцпомощи.

При этом, как отмечает экономист Юрий Гаврилечко, допускается субъективная оценка контролерами вашего права на выплаты, то есть, отменить выплату, а то и повесить на человека долг могут "под настроение".

Тем более, что в законе не предусмотрено никакой ответственности для верификаторов.

"То есть, если обнаружится, что выплаты вам три года назад назначили незаконно, то отвечать будет не тот, кто их назначил, а вы - придется все вернуть. А для чиновников ответственность вообще не прописана. Как и за те случаи, когда, наоборот, человеку отказали, хотя он имел все права на бюджетную компенсацию", - говорит Гаврилечко.

Страшилка для субсидиантов

Алексей Кущ считает, что верификация, хотя и предусмотрена для всех получателей бюджетных средств, больше всего ударит по субсидиантам.

"Дело в том, что по другим категориям и так всегда шел жесткий отсев. Скажем, те, кто получают выплаты по инвалидности, ежегодно должны собирать справки, что у них не улучшилось здоровье и т.д. Но по субсидиям, когда начался резкий рост тарифов, государство одно время немного упростило процедуру. Люди ездили в отпуск за границу, делали дорогие ремонты в квартирах и при этом получали субсидию на коммуналку. Поэтому, если начнут копать, то могут выявить 20-30% "незаконных получателей", - считает Алексей Кущ.

"Кого угодно могут поставить "на долг". Точно так же как в платежках рисуют показатели с потолка, так и будут рисовать основания для взыскания. Ведь за последние три года порядок начисления субсидий изменился не менее четырех раз. И даже если все бумаги оформлены правильно - подвести вас под статью не составит труда", - написал в Facebook эксперт Вячеслав Ильченко.

Он также подсчитал, какие "долги" могут теоретически предъявить субсидиантам.

"Отопительный период у нас 7 месяцев. Средняя платежка 2693,2 гривны, В среднем люди платят порядка 1000 гривен при наличии субсидий. То есть, субсидиарный остаток составляет 1690 гривен. Умножаем - за сезон субсидии предоставляют на 11851 гривну. За три года эта сумма составит 35 553 гривны. Такой долг не потянет ни одна украинская семья. Соответственно каждый гражданин сейчас находится под дамокловым мечем долговой кабалы", - считает Ильченко.

Понятно, что каждому счет на 35 тысяч не пришлют.

Пока вообще сложно представить, как такие проверки будут выглядеть на практике.

"Только домохозяйств, которые в последние три года получали субсидии, в Украине 7 млн. Какая армия верификаторов нужна, чтобы проверить каждого? Администрирование проверок может оказаться слишком дорогим для бюджета и не факт, что эффективным", - считает Гаврилечко.

"Этот закон приведет к хаосу в соцорганах, органах пенсионного фонда и парализует суды", - добавил Кравец.

Непонятно также, какой будет процедура возврата "незаконно полученных" денег, особенно, если человеку особо нечем платить.

Но ясно одно - люди будут попросту бояться проверок и лишний раз просить у государства помощи не пойдут.

"Всех в долги не загонят, а вот показательные возвраты могут и устроить. Такая "страшилка" - верный способ держать людей на коротком поводке", - считает Кущ.

Читайте также: