Период за который предоставляется информация по будущим пенсионерам

Современное российское законодательство предусматривает несколько видов пенсионного обеспечения для граждан, которые по тем или иным причинам утратили трудоспособность. Среди них особо следует отметить так называемую накопительную пенсию – особый вид денежного довольствия граждан, которые выбрали подобный способ формирования пенсионных накоплений. При этом для ее расчета используются специальные методики и параметры, об одном из которых и пойдет речь далее в статье.

Понятие ожидаемые периоды выплаты пенсии

Бесплатно по России

Те граждане, которые решили, что наравне со страховой пенсией они будут формировать еще и накопительную, по достижению возраста выхода на заслуженный отдых вправе рассчитывать сразу на две выплаты.

Расчет страховой пенсии производится государственным пенсионным фондом на основании имеющихся к моменту достижения нужного количества лет соответствующего количества баллов, составлявших ИПК. Соответственно, чем выше будет данный показатель, тем на большее количество получаемых денег может рассчитывать пожилой гражданин.

Накопительная рассчитывается по некоторым иным принципам. Перечисленные в счет нее денежные средства не конвертируются в какие-либо условные единицы, а аккумулируются в своем непосредственном выражении. Кроме этого, при подсчете накопительной пенсии учитывается доход, полученный гражданином от инвестиций. Также это могут быть и иные поступления, к примеру, средства материнского капитала.

Таким образом, важнейшим параметром при определении размера накопительной пенсии является общая сумма накопленных денежных средств гражданином с учетом инвестиционного дохода и иных источников.

Далее следует рассмотреть то, каким образом осуществляются выплаты накопительной части пенсии гражданину. Законодательно выделяется три таких формы:

  1. Единовременная.Предполагает выплату всех имеющихся денежных средств сразу после наступления права на их получение. Однако следует учитывать, что такое возможно лишь в исключительных случаях и никак не зависит от воли самого гражданина. Единовременно полностью получить всю сумму можно только в тех случаях, которые прямо определены законом. К примеру, такой возможностью могут воспользоваться инвалиды или получатели соцпособий. Кроме этого, вся сумма может быть выплачена, если накопленная сумма не очень велика.
  2. Срочная.Денежные средства выплачиваются в течение определенного самим пенсионером срока, однако не менее, чем 10 лет.
  3. Бессрочная. В данном случае пенсионер может получать деньги пожизненно или до исчерпания накопленных им финансовых ресурсов. При этом размер ежемесячного обеспечения рассчитывается исходя из такого важного параметра, как «ожидаемый период выплаты».

Под ним следует понимать продолжительность жизни гражданина после выхода на пенсию.

Естественно, этот параметр является усредненным. Он рассчитывается исходя из тех данных, что предоставляются официальными статистическими органами, и в этой связи не вполне корректно отражает реальное положение дел. Однако именно этот параметр является обязательным при подсчетах, что устанавливается соответствующими нормативными актами.


Изменение времени дожития за последние пять лет

Длительное время рассматриваемый в настоящей статье параметр не подлежал каким-либо существенным изменениям. Так, до 2015 года он был равен 19 годам или 228 месяцам. Однако на протяжении последующих периодов данный показатель увеличивался. Для оценки соответствующей динамики ниже представлена таблица, в которой содержится информация относительно установленных сроков дожития применительно к конкретным календарным годам:

ГодСрок дожития в месяцах
2014228
2015228
2016234
2017240
2018246

Несмотря на условность обоснований ежегодного увеличения периода дожития, оно не лишено оснований, поскольку действительно средняя продолжительность жизни в нашем государстве растет, хотя и в таких темпах, которые были заявлены.

Срок дожития в 2019 году

В 2019 году тенденция увеличения показателя рассматриваемого параметра была продолжена. Так, в этом году время дожития составляет 252 месяца или 21 год. Увеличение по сравнению с предыдущим годом составило полгода.

Оснований полагать, что период дожития сохранится на уровне 2019 года в дальнейшем, нет оснований. Уже сейчас известно, что в 2020 году он составит 21,5 года или 258 месяцев.

На что влияет ожидаемый период

Рассматриваемый в статье период используется, в первую очередь, при расчете накопительного типа пенсии, которая выплачивается бессрочно. Так, срок дожития применяется для определения размера ежемесячного денежного обеспечения. Соответственно, чем выше становится данный показатель, тем на меньший размер пенсионного обеспечения может рассчитывать гражданин в будущем.

Однако изначально это должно было быть не совсем так. Дело в том, что практически одновременно с параметром ожидаемого периода в стране увеличивается и возраст выхода на пенсионное обеспечение. Соответственно, перечислений в счет накопительной пенсии, по замыслу законодателей, должно было быть больше.

Расчет пенсии с учетом ожидаемого периода на примере

Чтобы понять, каким непосредственно образом период дожития влияет на размер обеспечения, следует привести обстоятельный пример.

Соответственно, размер его пенсии рассчитывается по следующей формуле:

РП – размер пенсии.

СН – сумма накоплений

ПД – период дожития.

В 2019 году рассматриваемый период составляет 252 месяца, поэтому:

300000/252 = 1190,47 рубля.

Соответственно, размер накопительной пенсии Смирнова составит 1190 рублей 47 копеек.

Как сокращается время дожития

Время дожития может быть сокращено в том случае, если гражданин преклонного возраста обратится за накопительной пенсией позже, чем у него возникает такое право. При этом из общего времени дожития высчитываются периоды в календарных месяцах.

Разберем на примере:

Какие действия предпринять, чтобы сумма не уменьшалась

Чтобы размер накопительной пенсии из-за увеличения периода дожития не уменьшался, гражданин должен в самостоятельном порядке обеспечить поступление дополнительных денежных средств на накопительный счет. Кроме этого, обращение за накопительной пенсией позже установленного срока также сократит период дожития, что приведет к увеличению выплаты.

Ожидаемый период выплаты накопительной пенсии для досрочников

Ряд категорий граждан имеет право выйти на пенсию досрочно. Как правило, это связано с особой спецификой деятельности работников, которая приводит к ранней утрате способности трудиться.

Период дожития в данном случае рассчитывается с учетом срока, на который был сокращен период трудовой деятельности благодаря предоставленной льготе.

В соответствии с законом граждане, наравне с пенсией страховой, имеют право на формирование и накопительной части своего материального обеспечения в старости. При его назначении используется такой параметр как период дожития, от которого непосредственно зависит размер ежемесячных выплат. При этом сроки дожития имеют тенденцию к постоянному увеличению. Так, в 2019 году соответствующий период составляет 252 месяца или 21 календарный год.

Полезное видео

Об изменениях в 2019 году смотрите в видео:


Переходный период

– Лариса Юрьевна, последние несколько лет при начислении пенсии используется такое понятие, как пенсионные баллы. Что это такое, как они влияют на пенсию и остаются ли они после внесения изменений?

– Пенсионные баллы – это индивидуальный пенсионный коэффициент, он складывается из заработной платы человека, из стажа, взносов, которые уплачиваются в Пенсионный фонд. Система пенсионных баллов для расчета пенсий была введена в России в 2015 году. Понятно, что чем больше стаж, зарплата и взносы, тем больше баллов, а значит, выше пенсия. Для расчета пенсии включены и так называемые иные периоды – это военная служба по призыву, период ухода за ребенком до полутора лет, получение пособий по безработице, уход за инвалидами и людьми преклонного возраста, время отсутствия возможности трудоустроиться у супругов военнослужащих. Пока эти баллы для расчета пенсии в законодательстве остаются и об их отмене никто не говорит.

– Поэтапное повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин уже законодательно утверждено. Получается, что те, кто должен выйти на пенсию по старости в 2019 году, смогут это сделать лишь в 2020-м? К примеру, в редакцию недавно позвонил мужчина, ему в начале января 2019-го исполняется 60 лет. И теперь по закону он выйдет на пенсию в январе 2020 года, в 61 год?

– Те, кто выходит на пенсию в 2019 и 2020 годах, обладают неким преимуществом переходного периода – они выйдут на пенсию на полгода раньше, чем все остальные по новому пенсионному законодательству. Ваш читатель, которому в январе 2019 года исполняется 60 лет, выйдет на пенсию уже в июле 2019 года, то есть в шестьдесят с половиной лет. Женщины, которым 55 исполняется в 2019 году, – в пятьдесят пять с половиной. Те, кто должен выходить на пенсию в 2020 году, получат право на пенсию в пятьдесят шесть с половиной лет (женщины 1965 года рождения) и в шестьдесят один с половиной (мужчины 1960 г.р.).

– Для граждан, имеющих большой стаж, предусматривается новое основание для досрочного выхода на пенсию. Женщины с трудовым стажем не менее 37 лет и мужчины – не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Но в эти 37 и 42 года входят только непосредственно трудовой стаж и больничные листы. Служба в Вооруженных силах, отпуск по уходу за ребенком, получение пособия по безработице и другие нестраховые периоды учитываются при начислении пенсии, но не входят в страховой стаж при «новом» досрочном выходе на пенсию.

Если человек потерял работу…

– В новом законе уделено особое внимание понятию «предпенсионный возраст». Что это такое?

– Предпенсионный возраст – это возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. И здесь важно понимать, что социальные льготы, которыми пользуются нынешние пенсионеры, сохраняются с 2019 года и для людей предпенсионного возраста. Пенсионная реформа предусматривает и дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан предпенсионного возраста на рынке труда.

Так, для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста. Будут разработаны стимулы для работодателей, утверждена специальная программа по повышению квалификации, финансируемая из федерального бюджета. Помимо этого за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

– Если человек за два года до выхода на пенсию все же потерял работу, допустим, предприятие закрылось? Имеет ли он в этом случае право на досрочную пенсию?

– Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию максимум на два года раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства.

– А если в эти два года они, выйдя досрочно на пенсию, вновь трудоустроятся?

– Это запрещено и нынешним пенсионным законодательством, и новым. А вот после достижения 60 и 65 лет соответственно женщины и мужчины могут вновь искать работу.

О накоплениях и стаже

– Что будет с выплатами накопительной пенсии? Гражданам придется ждать, пока они выйдут на пенсию по старости?

– Нет, накопительную пенсию можно будет получить в 55 лет женщинам и в 60 лет – мужчинам. То есть право на накопительную пенсию в отрыве от страховой сохраняется. Накопительная пенсия выплачивается по заявительному принципу, то есть гражданин при достижении определенного возраста должен написать заявление в Пенсионный фонд о назначении ему накопительной пенсии, в том случае если у него имеются пенсионные накопления.

– А что будет с теми, кто к старости не выработал необходимый стаж?

– Необходимые условия для получения страховой пенсии в текущем году – 9 лет страхового стажа, далее эта цифра будет постепенно увеличиваться до 15 лет, и наличие индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) – 13,8, к 2025 году ИПК составит 30 баллов.

Те, кто не выработал этот стаж и не приобрел соответствующие баллы, будут получать социальную пенсию на 5 лет позднее установленного пенсионного возраста: с 65 лет – женщины и с 70 лет – мужчины. На сегодняшний день социальная пенсия по старости – 8163 рубля, у нас в области ее получают порядка 20 тысяч человек.

– Лариса Юрьевна, последний вопрос. В свете всех этих изменений не опасаетесь ли вы, что люди не будут стремиться трудоустраиваться официально? Зачем делать отчисления в Пенсионный фонд, если своя пенсия все дальше и дальше…

– Напротив, я думаю, что сейчас все понимают, как много зависит от стажа и официального трудоустройства. Так что даже если молодой человек учится в техникуме или вузе и подрабатывает, ему следует трудоустроиться официально. Эти два-три года потом могут очень пригодиться при начислении пенсии.

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Будущим пенсионерам необходимо хорошо понимать механизм формирования грядущих выплат. Ведь размеры пособия напрямую зависят от стараний самого будущего получателя.

15 декабря 2001 года принято два закона № 166-ФЗ и № 167-ФЗ, заложивших основу новой системы пенсионного страхования. В тексте первого документа содержится основополагающее на сегодняшний момент понятие — пенсионный коэффициент.

Основы системы пенсионного страхования РФ


Система социальных гарантий для нетрудоспособных граждан в России выстроена на взаимодействии специализированного государственного органа — Пенсионного фонда (ПФР) с гражданами. Суть распределения обязанностей состоит в следующем:

Внимание: взаимодействие участников системы строится на законодательных актах, выполнение которых одинаково обязательно для всех.

Персонифицированный учет плательщиков взносов


На основании закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 государственный орган проводит учет грядущих получателей пенсионных выплат. В его рамках каждый добровольный участник системы получает:

Он дает право владельцу:

Какими станут грядущие пенсии


В законодательстве заложены основы для формирования различных видов выплат в страховых ситуациях. Они зависят от:

  1. вида трудовой деятельности будущего получателя;
  2. выбора гражданина;
  3. суммы накопленных баллов и стажа;
  4. вклада будущего получателя.

Принципы формирования дают возможность человеку участвовать в таких системах:

  1. Страховые пенсии назначаются при наступлении одного из случаев:
    • старость (предельный возраст обязательного трудоустройства);
    • инвалидность (невозможность принимать участие в производственной деятельности по здоровью);
    • утрата кормильца;
  2. Накопительное пенсионное содержание полагается только людям, перенаправившим часть взносов в:
    • негосударственный ПФ ;
    • управляющую компанию (УК).

Кроме того, существуют такие дополнительные виды господдержки лиц определенных категорий:

  • пенсия за счет госбюджета по выслуге;
  • выплаты из негосударственных фондов, в которые гражданин перечислял дополнительные взносы по своему желанию на основании договора.
Важно: в некоторых случаях люди имею право на получение двух пенсий, к примеру, по гособеспечению и страховой.

Как определить размер предстоящих пенсионных выплат


Прежняя методика не позволяла гражданам самостоятельно подсчитывать будущее содержание по старости. Реформирование системы ОПС 2015 года исправило этот недостаток. Работа с прогнозами предполагаемых поступлений стала прозрачнее и проще. Вот ее принципиальные основы:

  1. участие человека в пополнении солидарного пенсионного бюджета выражается в баллах;
  2. количество их зависит от сроков официального трудоустройства и заработков;
  3. стоимость одного пенсионного коэффициента определяется Правительством РФ на основании цены потребительской корзины;
  4. данные о вкладе каждого труженика в ПФР за предшествующий (до реформирования) период конвертируются в баллы;
  5. размер грядущей пенсии зависит от премиальных коэффициентов за более позднее обращение за пенсией .

Внимание: в баллы конвертируются нестраховые периоды. А именно:

  • время ухода за новорожденными с 0 до полутора лет;
  • декретный отпуск;
  • служба в рядах Вооруженных сил РФ по призыву;
  • период официальной регистрации в органах занятости;
  • срок осуществления ухода за нетрудоспособными:
  • инвалидами 1 группы;
  • лицами, перешагнувшими 80-летний порог;
  • детьми-инвалидами.

Женщины, вышедшие на пенсию до 2015 г. могут претендовать на перерасчет уже назначенной пенсии в случае, если они хотят заменить период учтенного периода ухода за детьми по старому законодательству на пенсионные баллы. Перерасчет происходит по следующей схеме:

  • за 1-го — начисляют 1,8 баллов за 1 год ухода (в сумме за 1.5 года ухода выходит 2.7 балла);
  • за 2-го — 3,6 балла (в сумме за 1.5 года ухода выходит 5,4 балла);
  • за 3-го и 4-го — 5,4 баллов (в сумме за 1.5 года ухода выходит 8,1 балла).

За остальных начисление не предусматривается.

Важно! Целесообразность данного перерасчета зависит от количества детей, продолжительности трудового стажа по состоянию на 01.01.2002 и величины соотношения заработной платы, на их основании определяется размер пенсии. Пенсию пересчитают, если это не приведет к уменьшению её размера.

Формула подсчета размера грядущих выплат


Расчет начислений по старости или ному страховому случаю ныне определяется точной формулой. Она такова:

  • РП = ИПК х СтИПК + БВ, где:
  • РП — итоговый размер пенсии;
  • ИПК — количество накопленных за жизнь индивидуальных коэффициентов;
  • СтИПК — цена одного балла в рублях, определенная на дату назначения пособия;
  • БВ — фиксированная или базовая часть, имеющая одинаковый размер для всех пенсионеров на дату назначения.

Внимание: специалисты разработали программу по автоматической оценке величины предполагаемого содержания в страховой ситуации. Калькулятором может воспользоваться гражданин любого возраста. Однако программа дает только оценочный результат, сильно отличающийся от реального.

Порядок назначения пенсионного содержания


Методика работы с населением по вопросам пенсий описана в соответствующих статьях законодательных актов:

  1. страховых — в ст. 21 закона № 400-ФЗ от 28.12.2013;
  2. государственных — в ст. 24 (№ 166 от 15.12.2001);
  3. накопительных — ст. 9 закона № 424-ФЗ от 28.12.2013.

Заявки принимаются органами, занимающимися назначением. В частности, обратиться за страховой пенсией можно несколькими способами:

Для всех видов дотаций работают такие правила назначения:

  1. подать заявку разрешено не ранее, чем за 30 дней до наступления права на выплату;
  2. обрабатывается она:
    • десять дней при наличии всех бумаг;
    • до трех месяцев, если требуется доработка пакета документов;
  3. при отказе в назначении пособия госорган обязан уведомить претендента в течение пяти дней с объяснением:
    • причин принятия такого решения;
    • методов и сроков его обжалования.

Для предварительной сверки документов будущий пенсионер может обратиться в орган за 6 месяцев до установленного возраста.

Пакет документов


К заявке о начислении пособия в 2020 году прилагаются бумаги и их копии, подтверждающие соответствующее право. К ним в общем случае относятся:

Советы будущим пенсионерам


Изучение методики расчета грядущего содержания показывает внимательному человеку, что его предстоящее благополучие строится с первых дней трудового пути. Сколько конкретный гражданин будет получать в старости, зависит от участия в наполнении бюджета ПФР сейчас. Кроме того, первостепенное значение исходя из приведенных формул получают:

  • заработок на месте службы;
  • количество лет трудового стажа;
  • возраста выхода на пенсию.
Важно: чем больше гражданин трудится, тем выше окажется его пенсионное содержание.

Однако просто работать мало. В выборе места приложения талантов необходимо учитывать такие формальные факторы, как:

Молодым людям (позже 1967 года рождения) рекомендуется выбрать комфортный план распределения взносов на грядущее содержание:

  • только страховой;
  • страховой и накопительный.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.


Переходный период

– Лариса Юрьевна, последние несколько лет при начислении пенсии используется такое понятие, как пенсионные баллы. Что это такое, как они влияют на пенсию и остаются ли они после внесения изменений?

– Пенсионные баллы – это индивидуальный пенсионный коэффициент, он складывается из заработной платы человека, из стажа, взносов, которые уплачиваются в Пенсионный фонд. Система пенсионных баллов для расчета пенсий была введена в России в 2015 году. Понятно, что чем больше стаж, зарплата и взносы, тем больше баллов, а значит, выше пенсия. Для расчета пенсии включены и так называемые иные периоды – это военная служба по призыву, период ухода за ребенком до полутора лет, получение пособий по безработице, уход за инвалидами и людьми преклонного возраста, время отсутствия возможности трудоустроиться у супругов военнослужащих. Пока эти баллы для расчета пенсии в законодательстве остаются и об их отмене никто не говорит.

– Поэтапное повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин уже законодательно утверждено. Получается, что те, кто должен выйти на пенсию по старости в 2019 году, смогут это сделать лишь в 2020-м? К примеру, в редакцию недавно позвонил мужчина, ему в начале января 2019-го исполняется 60 лет. И теперь по закону он выйдет на пенсию в январе 2020 года, в 61 год?

– Те, кто выходит на пенсию в 2019 и 2020 годах, обладают неким преимуществом переходного периода – они выйдут на пенсию на полгода раньше, чем все остальные по новому пенсионному законодательству. Ваш читатель, которому в январе 2019 года исполняется 60 лет, выйдет на пенсию уже в июле 2019 года, то есть в шестьдесят с половиной лет. Женщины, которым 55 исполняется в 2019 году, – в пятьдесят пять с половиной. Те, кто должен выходить на пенсию в 2020 году, получат право на пенсию в пятьдесят шесть с половиной лет (женщины 1965 года рождения) и в шестьдесят один с половиной (мужчины 1960 г.р.).

– Для граждан, имеющих большой стаж, предусматривается новое основание для досрочного выхода на пенсию. Женщины с трудовым стажем не менее 37 лет и мужчины – не менее 42 лет смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее 55 лет (для женщин) и 60 лет (для мужчин). Но в эти 37 и 42 года входят только непосредственно трудовой стаж и больничные листы. Служба в Вооруженных силах, отпуск по уходу за ребенком, получение пособия по безработице и другие нестраховые периоды учитываются при начислении пенсии, но не входят в страховой стаж при «новом» досрочном выходе на пенсию.

Если человек потерял работу…

– В новом законе уделено особое внимание понятию «предпенсионный возраст». Что это такое?

– Предпенсионный возраст – это возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости. И здесь важно понимать, что социальные льготы, которыми пользуются нынешние пенсионеры, сохраняются с 2019 года и для людей предпенсионного возраста. Пенсионная реформа предусматривает и дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан предпенсионного возраста на рынке труда.

Так, для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста. Будут разработаны стимулы для работодателей, утверждена специальная программа по повышению квалификации, финансируемая из федерального бюджета. Помимо этого за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста два дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

– Если человек за два года до выхода на пенсию все же потерял работу, допустим, предприятие закрылось? Имеет ли он в этом случае право на досрочную пенсию?

– Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию максимум на два года раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства.

– А если в эти два года они, выйдя досрочно на пенсию, вновь трудоустроятся?

– Это запрещено и нынешним пенсионным законодательством, и новым. А вот после достижения 60 и 65 лет соответственно женщины и мужчины могут вновь искать работу.

О накоплениях и стаже

– Что будет с выплатами накопительной пенсии? Гражданам придется ждать, пока они выйдут на пенсию по старости?

– Нет, накопительную пенсию можно будет получить в 55 лет женщинам и в 60 лет – мужчинам. То есть право на накопительную пенсию в отрыве от страховой сохраняется. Накопительная пенсия выплачивается по заявительному принципу, то есть гражданин при достижении определенного возраста должен написать заявление в Пенсионный фонд о назначении ему накопительной пенсии, в том случае если у него имеются пенсионные накопления.

– А что будет с теми, кто к старости не выработал необходимый стаж?

– Необходимые условия для получения страховой пенсии в текущем году – 9 лет страхового стажа, далее эта цифра будет постепенно увеличиваться до 15 лет, и наличие индивидуального пенсионного коэффициента (баллов) – 13,8, к 2025 году ИПК составит 30 баллов.

Те, кто не выработал этот стаж и не приобрел соответствующие баллы, будут получать социальную пенсию на 5 лет позднее установленного пенсионного возраста: с 65 лет – женщины и с 70 лет – мужчины. На сегодняшний день социальная пенсия по старости – 8163 рубля, у нас в области ее получают порядка 20 тысяч человек.

– Лариса Юрьевна, последний вопрос. В свете всех этих изменений не опасаетесь ли вы, что люди не будут стремиться трудоустраиваться официально? Зачем делать отчисления в Пенсионный фонд, если своя пенсия все дальше и дальше…

– Напротив, я думаю, что сейчас все понимают, как много зависит от стажа и официального трудоустройства. Так что даже если молодой человек учится в техникуме или вузе и подрабатывает, ему следует трудоустроиться официально. Эти два-три года потом могут очень пригодиться при начислении пенсии.

Читайте также: