Пфр в банковской системе

Краткое содержание:

ПФР России имеет возможность доставить пенсионеру причитающуюся ему месячную выплату разными способами. Банковская карта – один из наиболее удобных для пенсионеров: начисление производится автоматически, без взимания комиссионных, а снимать деньги можно в банкоматах бесплатно и в удобное время.

С 1 июля 2017 года для бюджетников получающих социальные выплаты, в том числе пенсии, начали в обязательном порядке вводиться карты национальной российской платежной системы «Мир». Карты выдаются по умолчанию в момент оформления любых пособий. По информации с сайта организации, системой выпущено уже более 70 000 000 карт по всей территории страны.

Но так ли хороша новая пенсионная карта «МИР» от Сбербанка, как о ней сегодня отзываются СМИ? Каковы причины перевода, его обязательность, преимущества и недостатки перехода на МИР интересуют многих людей, привыкших пользоваться картами Visa, MasterCard. Те граждане, кто уже оформил карту Сбербанка, делятся своими отзывами о нововведении.


Собственная платёжная система

В разгар компании санкций, инициированной США, этот факт дал о себе знать: карты Visa и MasterCard, эмитированные банками России, перестали работать, и такие казусы происходили неоднократно. Получается, что США имеют возможность в любой момент вмешаться в работу российских банков по своему выбору и испортить жизнь их клиентам.

Впервые это произошло в 2014 году, и именно тогда было принято решение о запуске собственной платёжной системы, чтобы оградить граждан от неприятностей, инспирированных из-за рубежа.

Тогда и было решено организовать собственную банковскую платёжную систему МИР, чтобы застраховать граждан РФ от неприятных неожиданностей при пользовании карточными счетами.

Две главные причины перевода банковских платежей на суверенную систему:

  • санкции США весной 2014 года – стали блокироваться финансовые операции в сетях Visa, MasterCard некоторых банков;
  • прекращение обслуживания иностранными системами банковских карт в декабре того же года в Крыму и городе Севастополе.

Уже в 2015 году проект был запущен. Положения закона о российской платёжной системе призваны: во-первых, обеспечить независимость движения денежных потоков от воздействия ситуаций во внешней политике. Во-вторых, – гарантировать тайну финансовых операций пользователей, состояния их счетов в границах России.

Наименование новой многонациональной платёжной системе было дано весьма символическое – «МИР», с логотипом в виде глобуса, с фирменными цветами зелёным и голубым. Выбрали название системы в результате всероссийского творческого конкурса в 2015 году, а практические работы по её созданию начались значительно раньше, с образования 23 июня 2014 года АО НСПК — «Национальной системы платёжных карт».

Это и есть оператор ПС МИР, и все платежи по картам внутри России, включая Visa и MasterCard, проходят через НСПК.

Закон № 161-ФЗ от 27.06.2011 «О национальной платёжной системе» обязывает все банки, которые на рынке платёжных услуг признаны значимыми, вступить в систему МИР, и это уже практически сделано. На карты СП МИР будут переводиться выплаты гражданам с внебюджетных и бюджетных фондов.

Закон № 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей», со своей стороны, требует, чтобы каждый банк обеспечил обработку карт «Мир» в тех торговых точках, которые он обслуживает. Одновременно нужно осуществить их приём в банкоматных сетях всех банков, и это к настоящему моменту выполнено на 97,3%.

К эмиссии платёжных карт «Мир» уже подключились многие банки России, а с 2017 года запущен их массовый выпуск. Так, согласно данным НСПК, к 01.02.2017 года банки выпустили 2,5 млн карт «Мир».

Одновременно будут подключаться возможности бесконтактной оплаты услуг и товаров. Со временем можно будет производить оплату пользования транспортом, в том числе метро.

Карта "МИР" в Сбербанке

В 2016 года к выпуску карт «Мир» подключился и Сбербанк России. Так, с их помощью уже делаются переводы, безналичные платежи, осуществляется управление счётом дистанционно круглые сутки.

На сегодняшний день банк предоставляет такие карты «Мир»:

  • дебетовую классическую, по аналогии с Visa Classic и MasterСard Standart;
  • пенсионную, предназначенную для клиентов соответствующего возраста, в целях получения пенсионных выплат.

Оба вида имеют срок действия 3 года и работают только в одной валюте – в рублях.

Дебетовая карта

С 2019 года Госдума в первом чтении приняла законопроект о переводе бюджетников на зарплатный проект «Мир».

С 1 июля 2017 года вновь появившимся бюджетникам и новоиспечённым пенсионерам будут выдаваться на руки карты «Мир».

До 1 июля 2019 года был осуществлён перевод на ПС МИР и действующих бюджетников. Согласно поправкам, принятым Госдумой, к счёту бюджетника была привязана только карта «Мир».

Для пенсионеров, получающих пенсии по другим платёжным системам, переход на МИР произойдёт естественным образом: как только закончится срок действия работающей пенсионной карты, вместо неё выдадут другую, уже в рамках ПС МИР. Этот процесс был рассчитан на 3 года и завершиться к 1 октября 2020 года.

Пенсионная карта

Пенсионная карта «Мир» выпускается и обслуживается бесплатно. В банкоматах не берут платы за обналичивание, но снять деньги можно только в банкоматной сети Сбербанка.

На остаток средств начисляется процент из расчёта 3,5% годовых.

Имеются и платные услуги:

  • обслуживание «Мобильный банк» (полный пакет) стоит 30 руб. в месяц; имея дома компьютер, можно через интернет быть в курсе состояния своего пенсионного счёта и производить некоторые операции; есть и экономный пакет, который работает бесплатно, но с запросов взимается комиссия;
  • можно за 150 руб. заказать дополнительную карту; для пенсионера это бывает не только удобно, но порой и необходимо.

Обязательность пользования отечественной системы

Банк России планировал осуществить полный переход на свои карты до 1 июля 2020 года. График перевода держателей карт на «Мир» закреплен законодательно. Большинство граждан уже произвели замену в связи с истечением срока действия предыдущей, но остались и те, кто продолжает использовать карты MasterCard, Maestro, VISA и других платежных систем, попавшие под действие санкций США.

В связи со сложной эпидемиологической обстановкой, массовый перевод вынужденно продлили до 01.10.2020. В период до октября доставку карты можно будет заказать на дом для соблюдения правил самоизоляции. Об этом заявило руководство Центрального Банка России в лице Аллы Бакиной.

Сообщается, что те, кто не успеет заменить свою карту на новую до октября, получить пенсию не смогут. Деньги будут заморожены и возвращены отправителю, в данном случае в Пенсионный фонд. Получить их можно будет в дальнейшем только при личном обращении в региональные центры.

Отмечается также, что принудительного перевода на безналичный расчет тех, кто предпочитает получать деньги наличными, не будет. Для них порядок выплат останется прежним. Правило действует только для держателей банковских карт.

Введение в действие национальной платёжной сети – требование федерального закона, его исполнение является обязательным, но это не означает, что каждый получатель пенсии обязан получать пенсию только в этой сети.

Регламент перехода на МИР предполагает, что эти карты будут получать пользователи иных платёжных банковских систем по прошествии срока, но не позднее 01 октября 2020. Если пенсионер не использовал банковскую карточку для получения пенсии, он может продолжать получение денег по почте или с доставкой на дом – как ему удобно.

Переход на пластик МИР обязателен пенсионерам силовых структур государства: Росгвардии, ФСИН, наркоконтроля, бывших военнослужащих.

Как быть пенсионерам

Заблаговременно перейти на карту МИР. Вне зависимости от занятости пенсионера, если он не оформил в установленный срок карту, действия банка будут выполняться в таком порядке:

  • Пенсия зачисляется на специальный счёт.
  • Уведомление о необходимости прийти в течение 10 рабочих дней направляется получателю пенсии финансовым учреждением. Предлагается получить деньги наличными или написать заявление на карту МИР.
  • Неявка по уведомлению в установленный срок повлечёт возврат пенсии со спецсчёта в ПФР.

Пенсионер сам выбирает удобный для него способ доставки, может не пользоваться картой, а перейти на получение денег на дому или воспользоваться иным способом. Заявление в ПФР об изменении варианта можно подать в электронном виде из личного кабинета на сайте ПФР, Госуслуг или оформить через МФЦ – центр документов.

Чтобы получить карту МИР, нужно обратиться в ближайший банк. В Почта Банке условия для пенсионеров работающих/неработающих равные: выпуск пластика и обслуживание для обеих категорий людей бесплатные.

МОЖНО ЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КАРТЫ И КАК ЭТО СДЕЛАТЬ

Пожилые люди не сторонники нововведений – привычка пользоваться пенсионной картой Сбербанка Маэстро заставляет их задуматься: нужно ли её менять на пластик МИР. Для них приводится выдержка из правил, закреплённых в Федеральном законе №88-ФЗ от 01.05.2017:

все пенсии должны выплачиваться на карты российской платёжной системы с 01.07.2020 г.;

карточки Маэстро можно заменить только на МИР;

переход с отечественного пластика на другие запрещён.

Из положений закона следует, что все бюджетники и пенсионеры обязаны сменить карты иных платёжных систем на МИР: все перечисления из казны будут осуществляться в рамках национальной банковской сети.

Отказаться от получения пластика можно, если брать деньги от государства в наличной форме. Тем людям, кто часто бывает за пределами страны, рекомендуется дополнительно оформить дебетовую карту Visa/MasterCard. Внутри банка перевод средств с одного счёта на другой производится бесплатно.

Порядок перевода пенсий на новый пластик

Пользоваться картами Visa, MasterCard можно до окончания срока их действия, по истечении которого пластики международного образца автоматически заменяются суверенным финансовым инструментом – заявления не нужно. Такой порядок действует только до 1 июля 2020 г.

Регламент самостоятельного перевода пенсии на пластик МИР:

  • Прийти в банк, клиентом которого является пенсионер, подать заявление на получение российской карты. При себе иметь паспорт и пенсионное удостоверение или СНИЛС.
  • Принять от сотрудника банка новую карту, лист с информацией о ней и реквизитами счёта.
  • Принести банковскую справку в отделение ПФР, сообщить работнику о желании получать пенсию на пластик МИР, начиная с очередного месяца.

Можно обойтись без похода в Пенсионный фонд, если номер банковского счёта при смене карты не изменился.

Выигрыш от зачислений на российский МИР

Получать пенсию можно и без участия в платёжной системе, например, почтовой доставкой на дом. В таком случае будут недоступны некоторые из достоинств перечисления денег на карту МИР:

  • возможность получать доход на остаток по карточному счёту: в Сбербанке – 3,5% годовых, а Почта Банк устанавливает процент в зависимости от размера невостребованной суммы;
  • плата за выпуск и обслуживание пластика не взимается;
  • защита от мошенников, двойной оплаты;
  • действие карты распространяется на всю территорию РФ.

Недостатки такого способа получения денег для пенсионеров не существенны: расчёты ведутся только в рублях, не во всех странах можно пользоваться пластиком МИР.

Плюсы и минусы карты "МИР"

С течением времени у системы МИР останутся одни только плюсы, но этого момента надо дождаться.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ПЛЮСОВ НЕМНОГО, ХОТЯ ОНИ ВЕСЬМА ВЕСКИЕ

1-Й ПЛЮС – НАДЁЖНОСТЬ

Ради того система МИР и создавалась, чтобы собственного гражданина оградить от произвола зарубежных операторов. Теперь карту невозможно заблокировать извне, по чьей-либо прихоти или злой воле. Пока будет нормально функционировать ЦБ, всё будет работать, как положено.

2-Й ПЛЮС – БЕЗОПАСНОСТЬ

В середине 2016 года начался выпуск карт для ПС МИР с чипом российского производства («Мир-Maestro»). Российский чип в полной мере отвечает международным стандартам, и в то же время работает на собственной операционной системе.

Он проявляет стойкость к внешнему проникновению, к электрическим воздействиям и климатическим перепадам, обладает 100 000 циклами перезаписи и хранит информацию на протяжении 10 лет. Пройдя все требуемые тесты, чип был сертифицирован MasterCard и признан годным к использованию в международных платёжных системах.

3-Й ПЛЮС – ЦЕНА

Если сравнивать с привычной, стандартной стоимостью Visa и MasterCard, то цену обслуживания карт «Мир» можно признать незначительной.

Что касается пенсионной карты, то её цена действительно низкая, а стоимость дебетовой пока оставлена на уровне Visa и MasterCard.

Приоритетным направлением является массовый запуск карт пенсионных и зарплатных, для обкатки и дальнейшего расширения инфраструктуры. Как только она достигнет требуемого уровня развития, тарифы на обслуживание сразу будут в несколько раз снижены.

Плюсы развитой системы МИР, они проявятся несколько позже.

4-Й ПЛЮС – ДОСТУП К ПОЛЬЗОВАНИЮ РЕСУРСАМИ БАНКОВ-ЭМИТЕНТОВ

На территории России будут задействованы все возможности применения карт «Мир», независимо от того, кто из банков обслуживает сети. Это и покупки, и услуги, и пользование транспортом, и прочее. В том числе, обналичивание в терминалах всех банков, безо всяких комиссионных.

5-Й ПЛЮС – ШИРОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Сегодня в России функционирует широкая сеть приёма банковских карт, в том числе и в Крыму. Остаётся только адаптировать её к работе с СП МИР.

Скоро откроется доступ карт «Мир» в интернет, то есть, можно будет делать покупки средствами ПС МИР в интернет-магазинах. Для этого уже сегодня предпринимаются необходимые меры, в частности, внедряется особая система защиты 3D-Secure.

МИНУСЫ КАРЫ, В ТОМ ВИДЕ, КАК ОНИ ПРЕДСТАЮТ СЕГОДНЯ

1-Й МИНУС – НЕДОСТАТОЧНАЯ РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ

Это, собственно говоря, болезнь роста, постепенно она нивелируется. Предварительное тестирование системы МИР производится в Москве, а регионы будут подключаться по мере готовности.

2-Й МИНУС – ВЫСОКИЙ ТАРИФ ПО ДЕБЕТОВОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ КАРТЕ

На сегодняшний день это значит, что никакой мотивировки перехода на карту «Мир» пока нет. У пользователей других операторов нет причин экономического характера, чтобы предпочесть карту «Мир». Даже если это сделано из соображений выстраивания приоритетов, тем не менее, сегодня это – явный минус.

3-Й МИНУС – НЕВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТЫ ЗА ПРЕДЕЛАМИ СТРАНЫ

Вне России пока нет точек приёма карт «Мир». Они появятся, но не сегодня и, возможно, не завтра. Этого момента надо ждать.

РЕАКЦИЯ НА ВНЕДРЕНИЕ СП МИР ИЗ РАЗНЫХ СЛОЁВ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

В Госдуме однозначно положительно относятся к созданию собственной платёжной системы. Карта «Мир», её широкое использование послужит основой для создания в России независимого процессинга банковских карт, конфиденциальность финансовых операций будет действительно обеспечена.

В рамках стимулирования процесса внедрения СП МИР руководство Госдумы собралось перевести свои зарплаты на платёжные карты «Мир». Вероятнее всего, примеру руководства последует и весь аппарат.

Мнение населения можно узнать, посетив многочисленные форумы и обсуждения. Там много нареканий на текущие нестыковки, но лейтмотив большинства комментариев состоит в том, что такую систему, внутрироссийскую, надо было ввести в действие давно, не ожидая, «пока тебя не возьмут за загривок заокеанские партнёры». К сегодняшнему дню все нюансы уже были бы утрясены.

В экспертной среде оценивают платёжную карту Сбербанк-МИР как перспективный продукт и для клиентов, и для банков.

В рамках проекта запущена бонусная программа от разработчиков (НСПК), весьма приятная для клиентов. Они получат отсроченную скидку (кэшбэк) в 10-15% от суммы покупок.

Для того, чтобы СП МИР заработала на полную мощность, необходимо существенно расширить сеть банкоматов, а банкам вменить в обязанность обслуживания карты «Мир». Ожидается эмиссия около 60 млн карт, чтобы охватить пенсионеров и бюджетников всей страны (их более 60 млн человек – та же цифра).

Это огромное количество людей будет получать социальные выплаты и заработную плату в системе МИР. Многие из них перестанут пользоваться продуктом Visa и MasterCard, и это будет заметным ударом по бизнесу этих компаний в России. Одновременно это сделает российскую экономику более прочной, нанести ей вред извне станет сложнее. Да и изнутри тоже.

Таким образом, карта МИР Сбербанка выходит на российский рынок пластиковых карт в роли достойного национального продукта.

Вывод и рекомендации

Отечественная платёжная система независима от внешнего влияния. Если Запад решит повторить попытку дестабилизировать экономику страны через блокаду SWIFT, ничего не произойдёт: МИР будет продолжать обеспечивать платежи.

Рекомендации для пенсионеров:

  • Не затягивать с оформлением российской карты – времени осталось немного. Срок замены действующих пенсионных карт на МИР истекает 30 сентября 2020 года.
  • Но и при опоздании с заменой пластика сильно волноваться не стоит: банк напомнит, что пенсию можно получить наличными.
  • Пополняться дебетовая карточка будет не только при зачислении пенсии, но и процентами на остаток.

При подготовке публикации использовался источник https://opensii.info/

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Статья посвящена обобщению судебной практики при рассмотрении дел о действительности счетов Пенсионного фонда Российской Федерации в кредитных организациях. Вправе или нет ПФР открывать счета в коммерческих кредитных организациях? Или право на их открытие и обслуживание имеется только у Центрального банка России? В материале изложены и проанализированы два противоположных подхода при решении судами данной проблемы.

Так, в частности, при рассмотрении дел о применении последствий недействительности договора банковского счета, заключенного между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — Пенсионный фонд России или ПФР) и кредитной организацией, перед арбитражными судами возникает вопрос о том, обязан ли Пенсионный фонд России открывать счета только в Банке России либо вправе открывать счета в других кредитных организациях.

Относительно обозначенного вопроса в судебной практике сформировались два подхода.

Согласно первому подходу счета ПФР обслуживаются только Центральным банком Российской Федерации, в связи с чем ПФР не вправе открывать банковские счета в других кредитных учреждениях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие доводы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы состав-ляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования в целях обеспечения надлежащих финансовых условий осуществления программ социального развития.

При этом Законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управ-лении ПФР.

Так, статьей 16 Закона предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии таковых — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации1 (БК РФ) бюд-жеты государственных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда России, входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Пенсионный фонд России является участником бюджетного процесса, входит в бюджетную систему РФ, финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 3 Закона бюджет Пенсионного фонда России — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. В структуре расходов бюджета ПФР на соответствующий финансовый год, утверждаемой Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда России, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий. Все средства ПФР, как поступающие в доход бюджета Пенсионного фонда России, так и направляемые на определенные цели в соответствии со структурой расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Законодателем не сделаны исключения, касающиеся размещения в кредитных организациях средств бюджета Пенсионного фонда России, направляемых на выплату пенсий, поскольку установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

В связи с этим на правоотношения, связанные с получением ПФР бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства, в том числе положения статей 155 и 156 БК РФ2.

В силу названных статей Бюджетного кодекса РФ в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения им этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями. При этом в статье 48 Закона о Центральном банке Российской Федерации отмечается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюд-жетных фондов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание счетов территориальных органов ПФР, которые в силу статьи 161 БК РФ являются бюджетными учреждениями, состоит в получении, хранении и расходовании выделенных им бюджетных средств, то такие счета в соответствии со статьей 155 БК РФ должны быть открыты Банком России с целью учета средств ПФР, направляемых на выплату пенсий.

В этой связи представители данной позиции полагают, что положения писем о расчетных счетах ПФР3, согласно которым средства ПФР учитываются на открываемых ему и его региональным отделениям в банках на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации» по соответствующим лицевым счетам, необходимо применять в точном соответствии со статьями 155 и 156 БК РФ.

Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требования к их целевому использованию, что может быть осуществлено путем установления федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил, относящихся к выбору соответствующим субъектом конкретной правовой формы обслуживания счетов бюджетов. Наличие таких правил призвано гарантировать наиболее благоприятные условия, в том числе с точки зрения сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования4. При этом обслуживание счетов бюджетов Банком России является механизмом защиты бюджетных средств5.

Согласно второму подходу Пенсионный фонд России вправе открывать счета также и в кредитных организациях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие аргументы.

По общему смыслу БК РФ денежные средства внебюджетных государственных фондов бюджетом в понимании статьи 6 БК РФ не являются, хотя государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса и их бюджеты входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 БК РФ территориальные органы ПФР являются бюд-жетными учреждениями, использующими бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством, открывающим, в свою очередь, в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть БК РФ предусмотрен четкий порядок открытия счетов для учета средств ПФР в Банке России — такие счета могут быть открыты только Федеральным казначейством.

Однако статья 1486 БК РФ, предусматривающая исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральным казначейством, до настоящего времени не введена в действие. При этом действие частей 4 и 5 статьи 215.1 БК РФ в части кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюд-жетных фондов приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года.

Следовательно, Федеральное казначейство не имеет права открывать лицевые счета территориальным органам ПФР и поэтому не имеет права открывать счета в Банке России для учета средств ПФР.

Пенсионный фонд России представляет собой обособленный в использовании государственный централизованный фонд денежных средств, с помощью которого государство реализует социально-экономические задачи, и образован в целях создания оптимальной структуры государственного управления финансами пенсионного обеспечения. При этом целевая направленность средств ПФР в отличие от средств бюджетов определена законодателем конкретно, о чем свидетельствует содержание статей 3 и 143 БК РФ (если бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то Пенсионный фонд России — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение).

Поскольку содержание расходов бюджетов разнопланово, распорядителей и получателей средств бюджета много, а получателем средств ПФР является только Пенсионный фонд России как единая централизованная система органов и расходуются они только для единственной цели, подход законодателя к режиму формирования и расходования средств бюджета и внебюджетных фондов может быть различен.

Таким образом, законодатель выделяет средства государственных внебюджетных фондов в отдельную форму образования денежных средств, которые не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, имеют строгое целевое назначение и изъ- ятию не подлежат.

Из анализа норм БК РФ следует, что в том случае, когда законодатель желает распространить действие соответствующей нормы на отношения, связанные с формированием и расходованием средств бюджетов и внебюджетных фондов, в статье БК РФ упоминается о них раздельно или словами «бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Статья 155 БК РФ не содержит упоминания о внебюджетных фондах, ее действие не распространяется на органы Пенсионного фонда России. Тем самым обслуживание счетов ПФР, как и осуществление бухгалтерских операций со средствами ПФР, не регулируется статьями 155 и 156 БК РФ, поскольку в них регулируется вопрос обслуживания счетов бюджетов, а не государственных вне- бюджетных фондов.

Каких-либо ограничений по открытию органами ПФР банковских счетов в других банках законодателем не установлено. Об этом свидетельствует позиция Конституционного суда РФ, отраженная в Постановлении от 17.09.2004 № 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях.

Также представители данной позиции обращают внимание на то, что законодателем употребляются два различных термина — «обслуживание» и «хранение», смысловая нагрузка которых не является тождественной. В связи с этим делается вывод, что денежные средства ПФР хранятся на счете в ЦБ РФ (к которому, по их мнению, применяется режим договора банковского вклада), а расчетно-кассовое обслуживание осуществляется по счетам, открытым в других банках (к которым, по их мнению, применяется режим договора банковского счета).

В обоснование изложенного подхода они также ссылаются на статью 16 Закона о пенсионном страховании, которая не запрещает открытие в иных кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам ПФР, направленных на выплату пенсий, а не для хранения денежных средств. При этом хранение и аккумулирование денежных средств ПФР осуществляются на открытом в Банке России счете с символом «01» в 15–16 разрядах номера лицевого счета 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Кроме того, хранение денежных средств в системе ПФР осуществляется на уровне высшего звена системы.

Из этого делается вывод, что банковский счет открывается не для хранения денежных средств, а для выплат пенсий (денежные средства в пределах установленного лимита ежедневно зачисляются на счет управлением ПФР и перечисляются с него доставщикам пенсий).

При этом открытие счетов территориальным органам ПФР основано на статье 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой выплата трудовой пенсии производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера, а доставка пенсии также может производиться по желанию пенсионера, в том числе кредитной организацией7.

В качестве дополнительного довода в обоснование изложенной позиции приводится следующий: поскольку денежные средства, начисленные к доставке сумм пенсий, не находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, указанные денежные средства являются уже собственностью пенсионеров, так как они отражают суммы начисленных пенсий за определенный период8.

Следует также отметить, что практика арбитражных судов кассационной инстанции при разрешении обозначенного вопроса в отношении Фонда социального страхования в большинстве случаев единообразна и состоит в том, что, поскольку Правительством РФ не установлен перечень банков, в которых бы разрешалось Фонду социального страхования открывать банковские счета, он не имеет права на открытие счета в ином учреждении банка, кроме учреждения ЦБ РФ9.

Помимо обозначенного вопроса, в практике применения законодательства о пенсионном обеспечении также возникает вопрос о соответствии статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральному закону «О защите конкуренции».

Так, в частности, отмечается, что указанная норма Закона ставит в неравное положение иные кредитные организации (банки) и Сбербанк, предоставляя последнему предпочтение, которое выражается в предостав-лении средств федерального бюджета для выплаты военным пенсионерам пенсий и обязании последних к заключению со Сбербанком договоров банковского вклада.

Пункт 4 статьи 1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выделяет общий порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, который регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и в отношении отдельных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых не преду-смотрено указанным Законом, специальный порядок, который регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 11 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в настоящем Законе, и их семей осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые в силу статьи 56 упомянутого Закона выплачивают пенсию через учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. При этом отмечается, что пенсии могут выплачиваться и в ином порядке по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов РФ.

Приведенное положение статьи 56 Закона породило на практике следующий вопрос: предусматривается ли данной статьей обязательное зачисление сумм пенсий военным пенсионерам первоначально только во вклады, открытые в Сбербанке России, либо допускается зачисление Сбербанком России средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий военным пенсионерам, сразу во вклады, открытые ими в других кредитных организациях, при наличии соответствующего заявления военного пенсионера.

Следует отметить, что практика арбитражных судов по обозначенному вопросу является немногочисленной.

Вместе с тем по упомянутой проблеме существует правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая отражена в Постановлении Президиума от 19.12.2006 № 11627/06 и состоит в том, что для соблюдения установленного законом порядка выплаты пенсии военным пенсионерам необходимо заключение пенсионером-вкладчиком договора банковского вклада со Сбербанком России, зачисление отделениями Сбербанка России средств федерального бюджета на счет по такому вкладу либо оформление переводов через организации связи на основании документов, оформленных пенсионными органами соответствующих ведомств. При этом законодательными актами, регулирующими порядок выплаты и доставки пенсий военным пенсионерам, не предусмотрена обязанность Сбербанка России зачислять суммы пенсий на счета по вкладам, открытые в иных кредитных организациях.

1 Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов РФ» внесены изменения в БК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 г. Так, статья 10 изложена в новой редакции, из содержания которой следует, что бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетной системе РФ. Статья 143 признается утратившей силу с указанной даты. 2 Указанные статьи претерпели лишь редакционные правки.

3 Совместное письмо ПФР от 18.01.2001 № КА-03-25/526, Министерства труда и социального развития от 18.01.2001 № 47-АП, ЦБ РФ от 29.01.2001 № 911-У, Министерства РФ по налогам и сборам от 29.01.2001 № АС-6-07/84, Министерства финансов РФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации»; совместное письмо ПФР и ЦБ РФ от 06.09.2001 № 1029-У.

4 Постановление Конституционного суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда республики Хакасия».

5 Постановление ФАС ВСО от 04.08.2004 № А74-1188/04-К1-Ф02-2886/04-С2.

6 С 1 января 2008 г. кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.

7 Согласно первому подходу ссылка на ст. 24 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, так как указанные нормы законов регулируют порядок доставки пенсии по желанию пенсионера.

8 Постановления ФАС ВВО от 04.07.2007 № А43-5998/2006-21-90, от 07.03.2007 № А43-5999/2006-21-89.

9 Постановления ФАС ЗСО от 27.12.2005 № Ф04-8277/2005(17064-А27-8), от 06.12.2005 № Ф04-8795/2005(17595-А27-8), от 08.11.2005 № Ф04-8018/2005(16666-А27-8), от 27.05.2004 № Ф04/2947-724/А45-2004.

Статья посвящена обобщению судебной практики при рассмотрении дел о действительности счетов Пенсионного фонда Российской Федерации в кредитных организациях. // К.В. Карашев. "Расчеты и операционная работа в коммерческом банке" № 2/2008

Статья посвящена обобщению судебной практики при рассмотрении дел о действительности счетов Пенсионного фонда Российской Федерации в кредитных организациях. Вправе или нет ПФР открывать счета в коммерческих кредитных организациях? Или право на их открытие и обслуживание имеется только у Центрального банка России? В материале изложены и проанализированы два противоположных подхода при решении судами данной проблемы.

Изучение практики применения арбит-ражными судами Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» позволило выявить некоторые вопросы, по которым отсутствует единство подходов к их разрешению.

Так, в частности, при рассмотрении дел о применении последствий недействительности договора банковского счета, заключенного между Пенсионным фондом Российской Федерации (далее — Пенсионный фонд России или ПФР) и кредитной организацией, перед арбитражными судами возникает воп-рос о том, обязан ли Пенсионный фонд России открывать счета только в Банке России либо вправе открывать счета в других кредитных организациях.

Относительно обозначенного вопроса в судебной практике сформировались два подхода.

Согласно первому подходу счета ПФР обслуживаются только Центральным банком Российской Федерации, в связи с чем ПФР не вправе открывать банковские счета в других кредитных учреждениях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие доводы.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон) ПФР (государственное учреждение) и его территориальные органы состав-ляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда России перед застрахованными лицами. Данная норма свидетельствует о придании законодателем особой значимости сохранности средств пенсионного страхования в целях обеспечения надлежащих финансовых условий осуществления программ социального развития.

При этом Законом установлены специальные нормы, определяющие порядок хранения денежных средств, находящихся в управ-лении ПФР.

Так, статьей 16 Закона предусмотрено, что денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда, открываемых в учреждениях Банка России, и только при отсутствии таковых — на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.

Согласно статьям 10, 143 Бюджетного кодекса Российской Федерации 1 (БК РФ) бюд-жеты государственных внебюджетных фондов, в том числе и Пенсионного фонда России, входят в состав бюджетной системы РФ, а средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности. Пенсионный фонд России является участником бюджетного процесса, входит в бюджетную систему РФ, финансируется, в том числе и за счет средств федерального бюджета.

В силу статьи 3 Закона бюджет Пенсионного фонда России — форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в РФ. В структуре расходов бюджета ПФР на соответствующий финансовый год, утверждаемой Федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда России, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий. Все средства ПФР, как поступающие в доход бюджета Пенсионного фонда России, так и направляемые на определенные цели в соответствии со структурой расходов бюджета фонда, учитываются (хранятся) на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Законодателем не сделаны исключения, касающиеся размещения в кредитных организациях средств бюджета Пенсионного фонда России, направляемых на выплату пенсий, поскольку установление различных правовых режимов для использования средств бюджета и государственных внебюджетных фондов противоречит принципу открытости и публичности процесса целевого расходования внебюджетных средств, направляемых на обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на пенсионное обеспечение.

В связи с этим на правоотношения, связанные с получением ПФР бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства, в том числе положения статей 155 и 156 БК РФ 2 .

В силу названных статей Бюджетного кодекса РФ в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждения Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения им этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями. При этом в статье 48 Закона о Центральном банке Российской Федерации отмечается, что Банк России может осуществлять банковские операции по обслуживанию органов государственной власти и органов местного самоуправления, их организаций, государственных внебюд-жетных фондов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Поскольку расчетно-кассовое обслуживание счетов территориальных органов ПФР, которые в силу статьи 161 БК РФ являются бюджетными учреждениями, состоит в получении, хранении и расходовании выделенных им бюджетных средств, то такие счета в соответствии со статьей 155 БК РФ должны быть открыты Банком России с целью учета средств ПФР, направляемых на выплату пенсий.

В этой связи представители данной позиции полагают, что положения писем о расчетных счетах ПФР 3 , согласно которым средства ПФР учитываются на открываемых ему и его региональным отделениям в банках на балансовом счете 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации» по соответствующим лицевым счетам, необходимо применять в точном соответствии со статьями 155 и 156 БК РФ.

Публичное предназначение средств бюджета обусловливает требования к их целевому использованию, что может быть осуществлено путем установления федеральным законодателем специальных, имеющих императивный характер правил, относящихся к выбору соответствующим субъектом конкретной правовой формы обслуживания счетов бюджетов. Наличие таких правил призвано гарантировать наиболее благоприятные условия, в том числе с точки зрения сохранности бюджетных средств, открытости, прозрачности их расходования 4 . При этом обслуживание счетов бюджетов Банком России является механизмом защиты бюджетных средств 5 .

Согласно второму подходу Пенсионный фонд России вправе открывать счета также и в кредитных организациях. В обоснование указанной позиции приводятся следующие аргументы.

По общему смыслу БК РФ денежные средства внебюджетных государственных фондов бюджетом в понимании статьи 6 БК РФ не являются, хотя государственные внебюджетные фонды являются участниками бюджетного процесса и их бюджеты входят в состав бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии со статьей 161 БК РФ территориальные органы ПФР являются бюджетными учреждениями, использующими бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством, открывающим, в свою очередь, в Банке России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации. То есть БК РФ предусмотрен четкий порядок открытия счетов для учета средств ПФР в Банке России — такие счета могут быть открыты только Федеральным казначейством.

Однако статья 148 6 БК РФ, предусматривающая исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов Федеральным казначейством, до настоящего времени не введена в действие. При этом действие частей 4 и 5 статьи 215.1 БК РФ в части кассового обслуживания исполнения бюджетов территориальных государственных внебюд-жетных фондов приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2007 года.

Следовательно, Федеральное казначейство не имеет права открывать лицевые счета территориальным органам ПФР и поэтому не имеет права открывать счета в Банке России для учета средств ПФР.

Пенсионный фонд России представляет собой обособленный в использовании государственный централизованный фонд денежных средств, с помощью которого государство реализует социально-экономические задачи, и образован в целях создания оптимальной структуры государственного управления финансами пенсионного обеспечения. При этом целевая направленность средств ПФР в отличие от средств бюджетов определена законодателем конкретно, о чем свидетельствует содержание статей 3 и 143 БК РФ (если бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления, то Пенсионный фонд России — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение).

Поскольку содержание расходов бюджетов разнопланово, распорядителей и получателей средств бюджета много, а получателем средств ПФР является только Пенсионный фонд России как единая централизованная система органов и расходуются они только для единственной цели, подход законодателя к режиму формирования и расходования средств бюджета и внебюджетных фондов может быть различен.

Таким образом, законодатель выделяет средства государственных внебюджетных фондов в отдельную форму образования денежных средств, которые не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы, имеют строгое целевое назначение и изъ- ятию не подлежат.

Из анализа норм БК РФ следует, что в том случае, когда законодатель желает распространить действие соответствующей нормы на отношения, связанные с формированием и расходованием средств бюджетов и внебюджетных фондов, в статье БК РФ упоминается о них раздельно или словами «бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации».

Статья 155 БК РФ не содержит упоминания о внебюджетных фондах, ее действие не распространяется на органы Пенсионного фонда России. Тем самым обслуживание счетов ПФР, как и осуществление бухгалтерских операций со средствами ПФР, не регулируется статьями 155 и 156 БК РФ, поскольку в них регулируется вопрос обслуживания счетов бюджетов, а не государственных вне- бюджетных фондов.

Каких-либо ограничений по открытию органами ПФР банковских счетов в других банках законодателем не установлено. Об этом свидетельствует позиция Конституционного суда РФ, отраженная в Постановлении от 17.09.2004 № 12-П, согласно которой положения пункта 2 статьи 155 и пункта 2 статьи 156 БК РФ не исключают возможность открытия счета бюджетов в иных кредитных организациях.

Также представители данной позиции обращают внимание на то, что законодателем употребляются два различных термина — «обслуживание» и «хранение», смысловая нагрузка которых не является тождественной. В связи с этим делается вывод, что денежные средства ПФР хранятся на счете в ЦБ РФ (к которому, по их мнению, применяется режим договора банковского вклада), а расчетно-кассовое обслуживание осуществляется по счетам, открытым в других банках (к которым, по их мнению, применяется режим договора банковского счета).

В обоснование изложенного подхода они также ссылаются на статью 16 Закона о пенсионном страховании, которая не запрещает открытие в иных кредитных организациях счетов, предназначенных для учета расходов по средствам ПФР, направленных на выплату пенсий, а не для хранения денежных средств. При этом хранение и аккумулирование денежных средств ПФР осуществляются на открытом в Банке России счете с символом «01» в 15–16 разрядах номера лицевого счета 40401 «Пенсионный фонд Российской Федерации». Кроме того, хранение денежных средств в системе ПФР осуществляется на уровне высшего звена системы.

Из этого делается вывод, что банковский счет открывается не для хранения денежных средств, а для выплат пенсий (денежные средства в пределах установленного лимита ежедневно зачисляются на счет управлением ПФР и перечисляются с него доставщикам пенсий).

При этом открытие счетов территориальным органам ПФР основано на статье 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой выплата трудовой пенсии производится непосредственно органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, или организацией почтовой связи, кредитной либо иной организацией по заявлению пенсионера, а доставка пенсии также может производиться по желанию пенсионера, в том числе кредитной организацией 7 .

В качестве дополнительного довода в обоснование изложенной позиции приводится следующий: поскольку денежные средства, начисленные к доставке сумм пенсий, не находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию, указанные денежные средства являются уже собственностью пенсионеров, так как они отражают суммы начисленных пенсий за определенный период 8 .

Следует также отметить, что практика арбитражных судов кассационной инстанции при разрешении обозначенного вопроса в отношении Фонда социального страхования в большинстве случаев единообразна и состоит в том, что, поскольку Правительством РФ не установлен перечень банков, в которых бы разрешалось Фонду социального страхования открывать банковские счета, он не имеет права на открытие счета в ином учреждении банка, кроме учреждения ЦБ РФ 9 .

Помимо обозначенного вопроса, в практике применения законодательства о пенсионном обеспечении также возникает вопрос о соответствии статьи 56 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» Федеральному закону «О защите конкуренции».

Так, в частности, отмечается, что указанная норма Закона ставит в неравное положение иные кредитные организации (банки) и Сбербанк, предоставляя последнему предпочтение, которое выражается в предостав-лении средств федерального бюджета для выплаты военным пенсионерам пенсий и обязании последних к заключению со Сбербанком договоров банковского вклада.

Пункт 4 статьи 1 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» выделяет общий порядок установления и выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета, который регулируется Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и в отношении отдельных категорий граждан, пенсионное обеспечение которых не преду-смотрено указанным Законом, специальный порядок, который регулируется Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В соответствии со статьей 11 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в настоящем Законе, и их семей осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти, которые в силу статьи 56 упомянутого Закона выплачивают пенсию через учреждения (филиалы) Сбербанка России путем зачисления сумм пенсии во вклады либо через предприятия связи с доставкой на дом. При этом отмечается, что пенсии могут выплачиваться и в ином порядке по решению соответствующего федерального органа исполнительной власти, согласованному с Министерством финансов РФ.

Приведенное положение статьи 56 Закона породило на практике следующий вопрос: предусматривается ли данной статьей обязательное зачисление сумм пенсий военным пенсионерам первоначально только во вклады, открытые в Сбербанке России, либо допускается зачисление Сбербанком России средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты пенсий военным пенсионерам, сразу во вклады, открытые ими в других кредитных организациях, при наличии соответствующего заявления военного пенсионера.

Следует отметить, что практика арбитражных судов по обозначенному вопросу является немногочисленной.

Вместе с тем по упомянутой проблеме существует правовая позиция Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которая отражена в Постановлении Президиума от 19.12.2006 № 11627/06 и состоит в том, что для соблюдения установленного законом порядка выплаты пенсии военным пенсионерам необходимо заключение пенсионером-вкладчиком договора банковского вклада со Сбербанком России, зачисление отделениями Сбербанка России средств федерального бюджета на счет по такому вкладу либо оформление переводов через организации связи на основании документов, оформленных пенсионными органами соответствующих ведомств. При этом законодательными актами, регулирующими порядок выплаты и доставки пенсий военным пенсионерам, не предусмотрена обязанность Сбербанка России зачислять суммы пенсий на счета по вкладам, открытые в иных кредитных организациях.

1 Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов РФ» внесены изменения в БК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2008 г. Так, статья 10 изложена в новой редакции, из содержания которой следует, что бюджеты государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетной системе РФ. Статья 143 признается утратившей силу с указанной даты.
2 Указанные статьи претерпели лишь редакционные правки.
3 Совместное письмо ПФР от 18.01.2001 № КА-03-25/526, Министерства труда и социального развития от 18.01.2001 № 47-АП, ЦБ РФ от 29.01.2001 № 911-У, Министерства РФ по налогам и сборам от 29.01.2001 № АС-6-07/84, Министерства финансов РФ от 26.01.2001 № 10н «О счетах Пенсионного фонда Российской Федерации»; совместное письмо ПФР и ЦБ РФ от 06.09.2001 № 1029-У.
4 Постановление Конституционного суда РФ от 17.06.2004 № 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами администрации Санкт-Петербурга, законодательного собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда республики Хакасия».
5 Постановление ФАС ВСО от 04.08.2004 № А74-1188/04-К1-Ф02-2886/04-С2.
6 С 1 января 2008 г. кассовое обслуживание бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства.
7 Согласно первому подходу ссылка на ст. 24 Закона о пенсионном обеспечении и ст. 18 Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не может быть принята во внимание, так как указанные нормы законов регулируют порядок доставки пенсии по желанию пенсионера.
8 Постановления ФАС ВВО от 04.07.2007 № А43-5998/2006-21-90, от 07.03.2007 № А43-5999/2006-21-89.
9 Постановления ФАС ЗСО от 27.12.2005 № Ф04-8277/2005(17064-А27-8), от 06.12.2005 № Ф04-8795/2005(17595-А27-8), от 08.11.2005 № Ф04-8018/2005(16666-А27-8), от 27.05.2004 № Ф04/2947-724/А45-2004.

Читайте также: