Письмо из пенсионного фонда повышение пенсий

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

18 сентября 2019 13:53

Перерасчет размера пенсии – это изменение размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в связи с наличием у пенсионера дополнительного заработка, с которого начислены (уплачены) страховые взносы на страховую пенсию, и в связи с другими обстоятельствами.

Многие пенсионеры после выхода на пенсию продолжают работать. В этом случае работодатели начисляют (уплачивают) за них страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, с учетом которых органы ПФР производят перерасчет размера страховой пенсии.

Перерасчет размера пенсии может носить беззаявительный характер и может быть сделан по заявлению гражданина

Перерасчет размера страховой пенсии без заявления

Перерасчет размера страховой пенсии без заявления производится работающим пенсионерам и неработающим - через увеличение индивидуального пенсионного коэффициента.

Работающим пенсионерам перерасчет производится с учетом страховых взносов, которые работодатель начислил и уплатил за него в Пенсионный фонд России, и которые не учтены:

  • при назначении страховой пенсии по старости;
  • при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • при назначении страховой пенсии по инвалидности;
  • при переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности;
  • при предыдущем перерасчете.

В этих случаях перерасчет размера страховой пенсии производится территориальным органом Пенсионного фонда России в беззаявительном порядке с 1 августа каждого года.

Перерасчет размера страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит корректировке один раз: в августе года, следующего за годом, в котором была назначена эта пенсия.

Законодательством установлены максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента, которые учитываются при беззаявительном перерасчете страховой пенсии. Это значение зависит от того, формируются ли у пенсионера пенсионные накопления или нет, - не свыше 3,0 – для пенсионеров, у которых в соответствующем году пенсионные накопления не формируются.

Кроме того, в случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до ее назначения, которые влекут увеличение индивидуального пенсионного коэффициента, производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования заявления.

Беззаявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии осуществляется в случаях:

  • достижения пенсионером возраста 80 лет. Применяется только к страховой пенсии по старости. Достижение возраста 80 лет позволяет установить размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в повышенном размере;
  • изменения группы инвалидности. Применяется как к страховой пенсии по старости, так и к страховой пенсии по инвалидности. При этом повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости предусмотрена для инвалидов I группы.

Подчеркнем, что пенсия работающих пенсионеров будет ежегодно расти не только за счет увеличения стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной выплаты, но и по результату ежегодного августовского перерасчета.

Перерасчет средств пенсионных накоплений

Гражданам, продолжающим работать после назначения выплаты в виде накопительной пенсии или срочной пенсионной выплаты, или за которых после назначения таких выплат продолжают поступать в рамках Программы государственного софинансирования пенсий дополнительные взносы на формирование пенсионных накоплений, перерасчет производится 1 августа каждого года в беззаявительном порядке.

Перерасчет происходит исходя из:

  • результатов инвестирования пенсионных накоплений гражданина;
  • суммы поступлений, которые не были учтены при назначении срочной пенсионной выплаты или выплаты накопительной пенсии или предыдущей корректировке.

Перерасчет размера страховой пенсии по заявлению

Заявительный перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения осуществляется в случае:

  • изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся на иждивении пенсионера. При появлении нетрудоспособных иждивенцев устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости и по инвалидности (учитывается не более трех нетрудоспособных иждивенцев);
  • проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Фиксированная выплата к страховой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент на весь период проживания в указанных районах (местностях);
  • приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностяхи (или) страхового стажа. Устанавливается повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии по старости или по инвалидности;
  • изменения категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий страховую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенную фиксированную выплату

Перерасчет размера фиксированной выплаты будет произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление со всеми необходимыми для такого перерасчета документами.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов

Периоды работы, в течение которых за гражданина уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд, называются страховыми. Наряду с ними существуют так называемые нестраховые периоды – когда гражданин, как правило, не работает и за него работодатели не отчисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, но его пенсионные права на страховую пенсию при этом формируются. К таким периодам, например, относятся: уход одного из родителей за ребенком до достижения им возраста полутора лет, уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, служба в армии по призыву. Как и страховые периоды, нестраховые периоды засчитываются в страховой стаж и за них государство начисляет пенсионные коэффициенты.

С 1 января 2015 года пенсионер, имеющий «нестраховые» периоды, в любое время может обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых документов, подтверждающих право на учет соответствующего «нестрахового» периода в страховой стаж.

Документы, подтверждающие соответствующие «нестраховые» периоды, определены законодательством. Например, для периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет необходимы документы, удостоверяющие рождение ребенка и достижение им возраста полутора лет. Кроме того, обращающийся за установлением страховой пенсии гражданин (один из родителей) сообщает сведения о втором родителе, необходимые для решения вопроса о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком. Период ухода за ребенком засчитывается родителю в страховой стаж в случае, если соответствующий период ухода за данным ребенком не засчитан в страховой стаж другому родителю при установлении ему страховой пенсии. При наличии в распоряжении территориального органа ПФР необходимых сведений, представление гражданином документов не требуется. Заявление и прилагаемые к нему документы рассматриваются территориальным органом ПФР с учетом выбора для заявителя наиболее выгодного варианта его пенсионного обеспечения.

Перерасчет размера страховой пенсии в сторону увеличения производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии с приложением к нему всех необходимых для такого перерасчета документов.

В случае, если перерасчет размера страховой пенсии невыгоден пенсионеру - приводит к уменьшению размера получаемой страховой пенсии по старости или утрате права на получение досрочно назначенной страховой пенсии - пенсионер информируется о том, что перерасчет не производится и пенсия выплачивается в прежнем размере.

К нестраховым периодам, за которые предусмотрено начисление пенсионных коэффициентов, относятся:

  • уход одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более 6 лет в общей сложности (коэффициенты начисляются не более чем за 4 детей);
  • прохождение военной службы по призыву;
  • уход, осуществляемый трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или лицом, достигшим возраста 80 лет;
  • проживание супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
  • проживание за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности;
  • временное отстранение от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированных;
  • служба и (или) деятельность (работа), предусмотренные Федеральным законом от 04.06.2011 № 126-ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан»: прохождение гражданами Российской Федерации, военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, иной службы или осуществление деятельности (работы), в период которой на них не распространялось обязательное пенсионное страхование, уволенными с указанной службы (работы) начиная с 1 января 2002 года и не приобретшими право на пенсию за выслугу лет, на пенсию по инвалидности или на ежемесячное пожизненное содержание, финансируемые за счет средств федерального бюджета.

Отметим, что за перерасчетом пенсии могут обратиться в т.ч. граждане, кому она была назначена до 2015 года. При исчислении пенсий, назначаемых по новой пенсионной формуле с 2015 года, по закону учитывается наиболее выгодный вариант, поэтому в их перерасчете, как правило, нет необходимости.

Перерасчет размера страховой пенсии с учетом нестраховых периодов происходит по заявлению пенсионера, которое ему (или его представителю) необходимо подать в территориальный орган ПФР, осуществляющий выплату пенсии (то есть по месту нахождения выплатного дела пенсионера).

Помимо заявления также понадобятся:

  • документ, удостоверяющий личность (паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт гражданина РФ, служебный паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт гражданина РФ и др.);
  • документы, подтверждающие нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, если они отсутствуют в выплатном деле получателя пенсии (к примеру, для учета периода ухода за ребенком до возраста 1,5 лет – свидетельство о рождении, паспорт ребенка).

При направлении заявления в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на «Едином портале государственных и муниципальных услуг» и сайте ПФР документы, удостоверяющие личность, возраст, гражданство гражданина, не требуются.

Срок представления гражданином документов, необходимых для перерасчета размера пенсии, не должен превышать 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления.

Если такие документы не будут представлены в установленный срок, заявление о перерасчете размера пенсии, поданное в форме электронного документа, не подлежит рассмотрению.

Нестраховые периоды в первую очередь подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые есть в распоряжении территориального органа ПФР . Если эти сведения оказываются неполными либо отсутствуют, нестраховые периоды подтверждаются соответствующими документами.

Перерасчет размера пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера его страховой пенсии в сторону увеличения, если на то есть основания.

Основаниями для осуществления перерасчета размера страховой пенсии являются:

  • наличие нестраховых периодов до 2015 года, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов;
  • наличие нестраховых периодов начиная с 2015 года до даты назначения страховой пенсии, дающих право на повышение количества пенсионных коэффициентов.


Сейчас в России формируется новый порядок формирования пенсионных выплат, в основе которого три важных показателя. На размер пенсии влияет пенсионный стаж и так называемый ИПК – индивидуальный коэффициент, при помощи которого рассчитывается выплата. Итоговая пенсия включает два части: накопительную и страховую. В системе оказываются те граждане, кто родился после 1967 года. Перерасчет пенсии для родившихся до 1967 года происходит по-другому чем остальным. В этом для многих кроется причина трудного понимания пенсионной реформы. Тем не менее, как только пенсионер увольняется, ПФР осуществляет перерасчет ранее назначенных выплат. Поэтому после полного выхода на заслуженный отдых данную категорию лиц волнует вопрос, как реализуется право на перерасчет пенсии после увольнения.

Законодательная база

Начисление, расчёт и порядок оформления и выдачи пенсионного довольствия для всех категорий граждан рассматривается в основных актах:

  • ФЗ-173 «О трудовых пенсиях» (2001);
  • ФЗ-400 «О страховых пенсиях» (2013);
  • Региональные законодательные акты.

В этих документах рассматривается порядок выплат и для граждан, не попавших в основную пенсионную реформу по возрасту. Связано это с тем, что основной стаж граждан, рождённых раньше 1967 года (женщины) и 1963 года (мужчины), пришёлся на период до 2002 года.

Компоненты пенсии

Пенсии тех, кто вступает в пенсионный возраст после перехода на новый прядок, состоят из двух компонентов: страховой части, которую формирует работодатель своими отчислениями в фонд, и накопительной, на размер которой может влиять сам будущий пенсионер.

Пенсионеры, рождённые до 1967 года, не имели возможности формировать накопительную часть, поэтому для них принят иной порядок:

  • Базовая часть – ежемесячная выплата, существующая как гарантия от государства. Она небольшая, выплачивается из федерального бюджета, ежегодно индексируется в связи с экономической ситуацией. Базовая пенсия бывает обычной и повышенной. Последняя выплачивается особым социальным категориям: инвалидам I группы, пенсионерам, рождённым до 1940 года (старше 80 лет), со стажем работы в условиях Крайнего Севера больше 20 лет.
  • Страховая часть – высчитывается в зависимости от трудового стажа. Во внимание принимаются размер заработной платы, процент от которой работодатель переводил в Пенсионный фонд за работника, срок трудовой деятельности.

Страховая часть – основа пенсии, но её размер оказывается ниже прожиточного минимума. Поэтому к пенсиям добавлена базовая выплата, чтобы хоть немного повысить качество жизни пенсионеров до 1967 года рождения.

Что такое пенсионные баллы

Размер страховой части рассчитывается по ИПК – индивидуальному пенсионному коэффициенту пенсионера. По нему определяется сумма ежемесячного довольствия гражданина, вступившего в пенсионный возраст.

Для граждан до 1967 года рождения принята иная система перевода трудового стажа в баллы, чем для более молодых граждан. Их основной период трудовой деятельности приходился на период до 2002 года (в этом году стартовала пенсионная реформа, и граждане, трудившиеся при Советской Власти, фактически потеряли свои пенсионные права). Эта же система подсчёта баллов сохраняется для иных льготных категорий: тех, у кого была другая выработка, специфический уровень заработной платы; тяжёлые условия труда (в условиях Крайнего севера, на вредных производствах, на опасных работах)

Алгоритм подсчёта баллов ИПК для этих категорий:

  1. Рассматривается выработка, в итоге получается соответствующий стажевый коэффициент (о нём подробнее ниже);
  2. Во внимание принимается размер зарплаты (о зарплатном коэффициенте ниже);
  3. Два предыдущих показателя перемножаются;
  4. Полученная цифра умножается на 1671;
  5. Применяется валоризация – переоценка труда согласно современным реалиям, некая попытка государства восстановить в пенсионных правах граждан, трудившися в Советском Союзе). Правила такие: показатель увеличивается на 10% и по 1% за каждый период свыше основного стажа.
  6. От полученной цифры отнимают 450 (фиксированная выплата, которая была в 2002 году);
  7. Результат умножается на 5,6148 (суммарный коэффициент индексации пенсий).

Стажевый коэффициент – опора пенсии

Есть правила выявления коэффициента по выработке:

  • Мужчины с трудовым стажем до 24 лет имеют стажевый коэффициент 0,55;
  • Мужчинам с трудовым стажем 25 и более лет – к коэффициенту 0,55 прибавляется по 0,01 за каждый год сверх основного стажа (максимальное значение 0,75);
  • Женщины с трудовым стажем до 19 лет (основной) имеют стажевый коэффициент 0,55;
  • Женщинам с трудовым стажем сверх основного добавляется 0,01 за каждый последующий год (максимальное значение так же 0,75 в соотвествии с ФЗ-400).

Важно! Согласно данной системе расчёта во внимание берётся стаж до 45 лет у мужчин и 40 лет у женщин. Если гражданин проработал больше, его максимальный стажевый коэффициент останется на уровне 0,75.

Зарплатный коэффициент – второй «кит», на котором держится пенсия

Зарплатный коэффициент – это отношение размера заработной платы будущего пенсионера к средней зарплате по стране за указанный период. Максимальное значение коэффициента – 1,2. Если полученное соотношение больше, все равно применяется коэффициент 1,2.

Пример расчёта по формуле

  • Трудовой стаж гражданина, рождённого до 1967 года, на 2002 год оказался 40 лет. Стажевый коэффициент: 0,55 (за 25 лет) + 0,15 (за 15 лет сверх основного стажа) = 0,70.
  • За основу зарплатного коэффициента взят период работы с 1995 по 2000 годы, в это время гражданин получал ежемесячную оплату труда 10 000 рублей, а в среднем по стране она составляла 8 000 рублей. 10 000/8 000 = 1,25. Зарплатный коэффициент для расчёта пенсии максимальный – 1,2.
  • 0,70*1,2=0,84.
  • 0,84*1671=1403,64.
  • 1403,64-450=953,64.
  • Валоризация добавляет к полученному значению 45% — 1382,778
  • 1382,778*5,6148=7764,02 рубля. Это размер страховой части.
  • В 2020 году размер базовой части – поддержке от государства – равен 5686,25 рубля. Если добавить эту сумму к страховой части, получится 13450 рубля 27 копеек. Это размер пенсии.

Нововведения и перерасчёт пенсий

Каждый работодатель обязан регулярно предоставлять в органы пенсионного обеспечения информацию относительно трудоустроенных граждан, в том числе сведения о приеме на работу и увольнении сотрудников.

В этой связи порядок перерасчета ранее назначенных выплат носит беззаявительный характер. Это означает, что пенсионеру после увольнения не нужно подавать заявление в ПФР, так как сотрудники этого органа самостоятельно произведут перерасчет на основании полученных от работодателя данных.

В 2019 году расчёт пенсий для граждан до 1967 года рождения осуществляется по новым правилам:

  • Если трудовой стаж больше 35 лет, можно рассчитывать на доплату.
  • Доплаты повышаются для тех, чей стаж больше 40 для женщин и 45 лет для мужчин.
  • Зарплатный коэффициент влияет на ИПК. Чем выше зарплатный балл – тем выше пенсионный балл. Минимальное значение коэффициента разное в зависимости от года выхода на пенсию – от 6,6 в 2015 до 30 с 2025 года. Коэффициент можно увеличить, если продолжать работать. В стаж включаются трудовые дни, за которые шли отчисления в пенсионный фонд.
  • Пенсия в 2020 году будет складываться из трёх компонентов: базовой, страховой и накопительной (если гражданин успел поучаствовать в системе обязательного пенсионного страхования и имеет накопления). Базовая – 450 рублей в месяц для лиц, рождённых с 1940 по 1967 год.
  • Расчёт страховой доли производится по формуле: Пенсионные баллы * Цена балла * повышающий коэффициент + фиксированная часть, умноженная на повышающий коэффициент, если он есть.

Таким образом, пенсионер, рождённый до 1967 года, может повысить свою пенсию, если будет продолжать работать и участвовать в ОПС.

Пересчитанная после увольнения пенсия сохраняется за гражданином даже в случае трудоустройства на новое место, однако, если пенсионер продолжит трудовую деятельность, его пенсия не будет проиндексирована в порядке и в сроки, определенные для неработающих пенсионеров.

Как добиться перерасчёта пенсии

Если пенсионер по достижению возраста обретения пенсионного права продолжил официально работать, он ежегодно будет увеличивать свой пенсионный балл. Чтобы это отразилось на пенсии, нужно получить справку о зарплате с места работы и предоставить её в Пенсионный Фонд. В справке должны быть отражены:

  • Уровень заработной платы;
  • Количество отчислений в пенсионный фонд за этот период.

Обратите внимание! По закону Пенсионному фонду отводится месяц на принятие решения о перерасчете пенсии, а проиндексированные с учетом повышенной ФВ и увеличившегося коэффициента выплаты начнут поступать со следующего месяца.

Таким образом, гражданин должен быть готов к тому, что увеличение пенсионных выплат произойдет не сразу, а спустя минимум пару месяцев после прекращения трудовых отношений с работодателем.

Вместе со справкой потребуется заполнить заявление на перерасчёт. Оно будет рассмотрено в течение 10 дней.

Полный комплект документов включает:

  • Паспорт;
  • ИНН;
  • Копия трудовой книжки;
  • Справка о зарплате и отчислениях;
  • СНИЛС;
  • Пенсионное удостоверение;
  • Заявление.

Для несведущего человека новый порядок исчисления пенсии может показаться сложным, поэтому разберем из чего складываются нынешние пенсии. Согласно ФЗ № 400 от 28.12.2013 гражданин, имеющий на момент увольнения трудовой стаж, вправе претендовать на назначение страховой пенсии. Таким же правом наделены и граждане, увольняющиеся по причине присвоения статуса инвалида.

Пример расчёта пенсии в 2020 году для гражданина, рождённого до 1967 года

Гражданин планирует выйти на пенсию в 2020 году. Он вот-вот достигнет возраста 60,5 лет, а значит, может рассчитывать на пенсию уже в первом полугодии 2020 года.

Он достиг всех показателей: превысил ИПК 18,6, и трудовой стаж 11 лет.

Расчитываем его будущую пенсию.

  • Стаж работы 29 лет с 1991 по 2020 годы. Стажевый коэффициент – 0,55 (за 25 лет работы) + 0,04 (за оставшиеся 4 года) = 0,59.
  • Зарплатный коэффициент: 1700/1671 = 1,02.
  • Пенсионный капитал за 2002 год: 1,02*1671*0,60-450*228=130564,66.
  • Индексация на 2019 год: 130564,66*5,6148=733094,45.
  • Надбавка за работу с 1991 по 2002 годы 733094,45*0,1=73309,45.
  • Сумму компенсаций от работодателя на лицевом счете с 2002 г. – 856342,10 р.
  • 733094,45 + 73309,45 + 856342,10 = 1662746,00.
  • Расчёт на 228 месяцев выплат пенсий: 1662746,00/228=7292,75 рубля.
  • Дополнительная страховая часть: ИПК (106,393)*Стоимость балла (в 2019 г. 78,28)=8328,44 рубля.
  • 8328,44+ фиксированная часть (4805,110 на 2019 год) = 13133,55 рублей.

Это общая формула расчета пенсии, которая после увольнения корректируется с учетом значимых показателей. В результате Пенсионный фонд учтет все непроизведенные за годы трудовой деятельности индексации, в том числе увеличение показателя ФВ и СИПК. При этом расчет будет осуществляться как для неработающего пенсионера, а итоговая сумма увеличится.

Как узнать величину новой пенсии?

Несмотря на то, что заявление на перерасчет пенсии подавать не нужно, каждый желающий вправе обратиться в обслуживающее его отделение ПФР с просьбой предоставить выписку по индивидуальному лицевому счету.

Заказать подобные сведения можно двумя способами:
• обратившись в клиентскую службу ПФР лично;
• подав заявку через свой личный кабинет на официальном сайте ПФР.

В последнем случае гражданину понадобится подтвержденная учетная запись на портале Госуслуги, с помощью которой необходимо авторизоваться на сайте. Далее нужно найти раздел «пенсии» и перейти во вкладку «заказать справку (выписку)».

Результат запроса отразится в истории обращений, а содержание выписки будет включать:
• сведения о заявителе;
• информацию о величине страховой пенсии и установленной к ней величине фиксированной выплаты на момент подачи запроса.

Как не потерять компенсированные выплаты?

Закон не предусматривает лишение пенсионера честно заработанной надбавки в случае возобновления трудовой деятельности. Это означает, что работающий пенсионер вправе уволиться, реализовав тем самым право на перерасчет пенсионных выплат, а спустя некоторое время устроиться на работу.

Единственным минусом в данном случае будет то, что при наступлении срока очередной индексации пенсий, которая осуществляется ежегодно, возобновивший трудовую деятельность пенсионер лишится права на индексацию.

При этом ранее пересчитанная пенсия останется неизменной вплоть до увольнения получателя. Таким образом, если гражданин будет ежегодно устраиваться на работу, а в конце года увольняться, его пенсия будет расти.

Заключение

Расчёт пенсии – вопрос очень сложный. Базовые формулы не учитывают индивидуальных особенностей: например, работу на вредном производстве или Крайнем севере. Стаж складывается не только из трудовых дней, к нему добавляются периоды ухода за ребёнком до 1,5 лет, постановка на учёт в центре занятости, служба в армии и другие периоды. Чтобы точно узнать итоговый размер пенсии, нужно заблаговременно до выхода на пенсию предоставить все документы в Пенсионный Фонд, чтобы сотрудники произвели расчёт. Если итоговая сумма оказывается меньше прожиточного минимума, пенсионеру полагаются надбавки. Прожиточный минимум в каждом регионе разный.

Краткое содержание:

О своей пенсии беспокоится каждый россиянин. Какая индексация пенсий будет у всех категорий пенсионеров с 2021 года, а кто ее вообще не получит - в материале "Курьер. Среда. Бердск".

Что такое индексация

«Индексация» касается социальных пенсий. Для страховых пенсий есть другое понятие - «корректировка». Или ежегодная корректировка пенсий, исходя из роста потребительских цен за прошлый год. При этом пенсию корректируют в сторону увеличения ежегодно с 1 января каждого года, но один раз в году.

Как вырастет пенсия?

У каждого пенсионера есть индивидуальный пенсионный коэффициент. Происходит увеличение на стоимость этого пенсионного коэффициента. У всех страховая пенсия определяется из количества пенсионных коэффициентов и умножается на стоимость одного коэффициента и к этой сумме прибавляется фиксированная выплата, которая тоже корректируется ежегодно.

Сколько стоит пенсионный коэффициент по годам

  • 2020 год — 93 рубля.
  • 2021 год — 98, 86 рублей.
  • 2022 год — 104, 69 рублей
  • 2023 год — 110, 55 рублей
  • 2024 год — 116, 63 рублей.

Размер фиксированной выплаты

  • 2020 год — 5 686,25 рублей.
  • 2021 год — 6 044, 48 рулей.
  • 2022 год - 6 401, 1 рублей.
  • 2023 год — 6 759, 56 рулей.
  • 2024 год — 7 131, 34 рублей.

Средний размер пенсии по годам

Средний размер пенсии по России в 2021 году составит 16 209,32 рублей, в 2022 году - 16 982,16 рублей, в 2023 году - 17 736,22 рублей.

Размер пенсии неработающих пенсионеров

Средний размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году может составить 17 443,40 рублей, в 2022 году - 18 368,54 рублей, в 2023 году - 19 294,07 рублей.

Размер социальной пенсии

Средний размер социальной пенсии в 2021 году составит 10 058,39 рублей, в 2022 году - 10 768,0 рублей, в 2023 году - 11 057,02 рублей.

Размер накопительной пенсии

Средний размер накопительной пенсии в 2021 году поднимется до 1 018 рублей, в 2022 году - 1 932 рублей, в 2023 году - 2 012 рублей в месяц, а срочной пенсионной выплаты в 2021 году - до 2 101 рубля, в 2022 году - 2 306 рублей, в 2023 году - 2 510 рублей.

Индексация страховых пенсий

Планируется, что с 1 января 2021 года индексация страховых пенсий составит 6,3%, что в 1,7 раза выше уровня инфляции за 2020 год. В 2022 году пенсии вырастут на 5,9 %, что в 1,6 раза выше уровня инфляции за 2021 год, в 2023 году - на 5,6 %, что в 1,4 раза выше уровня инфляции за 2022 год.

Индексация социальных пенсий

Социальные пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению с 1 апреля 2021 года вырастут на 2,6 %. В 2022 году социальные пенсии проиндексируют на 8,5%, 2023 году — на 0,9%. Все размеры индексаций пенсий на период 2019-2024 годы уже рассчитаны. По прогнозам, средняя пенсия в России в 2021 году составит почти 17 4000 рублей и в 2022 году — около 18 300 рублей.

Размер индексации пенсии в рублях

Средний размер индексации пенсий в 2021 году составит 1 000 рублей. На эту сумму могут рассчитывать только те, у кого уже сейчас в среднем ежемесячные выплаты превышают 16 000 рублей. У остальных пенсионеров рост пенсии будет зависеть от индексации страховой части пенсии.


Индексация пенсий работающих пенсионеров

Работающие пенсионеры по-прежнему не могут рассчитывать на индексацию пенсии. Они могут получить только прибавку до 3 пенсионных баллов, стоимость которых в 2021 году составит 98 рублей 86 копеек.

Кто еще не получит индексацию пенсии

Индексация в январе 2021 года обойдет стороной тех пенсионеров, которые получают социальные пенсии, то есть не набрали нужного количества баллов до страховой. Им индексация проводится 1 апреля на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Сейчас он составляет 2,6%.

Индексация пенсии инвалидов и ветеранов боевых действий

Январская индексация также не коснется инвалидов всех категорий и ветеранов боевых действий. Им повысят пенсию с 1 февраля, а надбавка будет зависеть от индекса потребительских цен за предыдущий год — пока он 3,8%. Размер пенсии у них такой же, а вот надбавки за январь им пересчитают и начнут выплачивать повышенные суммы с 1 февраля 2021 года.

Индексация пенсий военных

Президент Владимир Путин подписал закон о заморозке военных пенсий, а точнее – о не индексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году. В очередной раз наложен мораторий и на индексацию денежного обеспечения - пенсии. На пенсионеров из каких служб распространяется закон:

· объединенных ВС СНГ;

· внутренних и железнодорожных войсках;

· войсках гражданской обороны;

· военизированных подразделениях СК РФ;

· иных воинских формированиях, подразделениях.

Новый проект бюджета учитывает повышение такого показателя, как денежное довольствие военнослужащих срочной службы, в 2020 году — на 3%, в 2021 году на 4% и в 2022 году еще на 4%. Однако это пока только законопроект.

Прожиточный минимум пенсионера по годам

Прожиточный минимум пенсионера прогнозируется на 2021 год в размере 10 022 рублей, на 2022 год - 10 115 рублей и на 2023 год - 10 818 рублей.

Доброго здоровьица Вам и

До новых встреч на сайте 9111. ру!

Посмотрите полезное видео

Юрий Горлин: «Предпосылки могут возникнуть только через 20 лет»

В январе исполнится два года с начала пенсионной реформы. Ее принятие было спорным, неоднозначным и уж точно непопулярным у населения. Повышение пенсионного возраста не раз критиковали, указывая, что проблему дефицита Пенсионного фонда оно не решит, а эффект увеличения пенсий действующих пенсионеров (в среднем на 1 тысячу на протяжении нескольких лет) быстро пройдет. В последнее время пенсионную систему ругают все чаще, а власти все чаще обещают ее усовершенствовать, изменить, подправить. Такие обещания заставляют население понервничать: что опять «нахимичат» с пенсиями? О том, в каком состоянии находится пенсионная система России и что ее ждет в будущем, «МК» поговорил с одним из ведущих экспертов в этой области, заместителем директора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юрием ГОРЛИНЫМ.


— Через десять лет размер пенсий в России опять начнет снижаться, если правительство не примет новых мер для повышения финансовой устойчивости пенсионной системы. К такому выводу вы пришли в своем недавнем исследовании «Факторы роста уровня пенсионного обеспечения в среднесрочной и долгосрочной перспективе». Значит ли это, что повышение пенсионного возраста не помогло системно повысить доходы пенсионеров?

— В связи с повышением пенсионного возраста на период 2019–2024 годов были законодательно утверждены размеры индексации пенсий, которые существенно превышают инфляцию. Если уровень инфляции в этот период прогнозируется в пределах 4%, то размер индексации составляет 5,5–7%. Без повышения пенсионного возраста такой рост пенсий вряд ли был бы возможен.

Наши же расчеты, приведенные в докладе, показывают, что даже без принятия новых дополнительных мер уровень пенсий в реальном выражении будет неуклонно увеличиваться и после 2024 года, то есть их рост будет превышать инфляцию при условии хотя бы минимального, но главное, устойчивого экономического роста. Поэтому нельзя утверждать, что повышение пенсионного возраста не помогло увеличить доходы пенсионеров.


— Одним из главных позитивных последствий поднятия пенсионного возраста называлась возможность повысить коэффициент замещения (уровень пенсий по отношению к зарплатам). В вашем исследовании подсчитано, что, благодаря переходу к более позднему выходу на пенсию, этот показатель останется на уровне 2018 года (34%) до 2030 года, а потом начнет снижаться и через 30 лет может составить только 27%. Означает ли это, что в ближайшем будущем пенсионный возраст поднимут снова?

— Когда в 2018 году на уровне правительства и президента обсуждался и обосновывался вопрос повышения пенсионного возраста, то, насколько я помню, о коэффициенте замещения как целевом показателе не говорилось. Гарантировались ускоренная индексация страховых пенсий, обеспечивающая их ежегодное увеличение для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей, и достижение к 2024 году среднего размера такой пенсии в 20 тысяч рублей в месяц. За горизонтом 2024 года говорилось о ежегодном увеличении страховых пенсий выше инфляции.

Хочу обратить внимание, что в общественном сознании имеет место смешение понятий «коэффициент замещения» и «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты». Это разные показатели. Коэффициент замещения — это отношение размера пенсии на момент ее назначения к величине зарплаты, зафиксированной непосредственно перед выходом на пенсию. При расчете этого показателя, как правило, принимается средняя по стране зарплата и продолжительный трудовой стаж — 30–35 лет. Согласно нашим оценкам, коэффициент замещения уже сейчас в России составляет около 40% и будет сохраняться на этом уровне до середины 2040-х годов. Отмечу, что величина показателя «соотношение средних размеров пенсии и зарплаты», как правило, примерно на 5–10 процентных пунктов меньше величины коэффициента замещения.

— Так все-таки повышение возраста выхода на заслуженный отдых решило пенсионные проблемы страны или нет?

— Я бы предостерег от упрощенного представления о том, что повышение пенсионного возраста должно раз и навсегда решить все пенсионные проблемы. Это, конечно, облегчило ситуацию, по крайней мере, купировало накопившиеся проблемы и создало заделы на будущее. По нашим прогнозам, благодаря повышению пенсионного возраста соотношение пенсий и зарплат действительно удастся сохранить на уровне 34% до 2030 года. Если гипотетически рассматривать дальнейшую динамику этого показателя в рамках инерционного сценария (без принятия дополнительных мер), то после 2030 года она будет понижательной. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, будет продолжаться старение населения, а прогнозируемые изменения на рынке труда будут вести к относительному росту нестандартных форм занятости и размыванию фонда оплаты труда как базы пенсионных взносов. Во-вторых, постепенно исчерпывается эффект увеличения пенсий работникам, имеющим стаж до 1991 года, обеспеченный проведенной в 2010 году их валоризацией (разовая переоценка пенсионных прав граждан. — «МК»). В-третьих, отвлечение 6% страховых взносов на формирование накопительной пенсии в период до 2014 года, учитывая их пониженную доходность в сравнении с индексацией страховой пенсии, обусловили относительное снижение размеров пенсий. В-четвертых, предоставление льгот по страховым взносам не компенсировалось адекватным образом за счет трансфертов федерального бюджета. Собственно, чтобы противостоять этим негативным с точки зрения уровня пенсий тенденциям, и необходимы меры по совершенствованию пенсионной системы, рассматриваемые в нашем докладе. И среди этих мер, начало реализации которых не выходит за пределы 2035 года, дальнейшего повышения пенсионного возраста не заложено.

— Но решение на этот счет принимаете не вы, а правительство. Сколько лет, на ваш взгляд, можно не беспокоиться о новом повышении пенсионного возраста?

— Думаю, что в ближайшие как минимум 15 лет демографические и социальные условия вряд ли позволят вернуться к вопросу повышения пенсионного возраста. Если же в результате развития медицины, улучшения условий проживания средняя продолжительность жизни и период здоровой активной жизни будут расти, а пенсионная система будет в этом нуждаться, то, возможно, за горизонтом 2040-х годов появятся какие-то предпосылки для еще большего повышения пенсионного возраста. Но пока что это чисто гипотетическая возможность. При этом надо отметить, что во многих развитых странах люди уже сейчас выходят на пенсию в 67 лет и вопрос увеличения этой планки обсуждается. В нашем докладе обосновывается, что условно с 2030 года целесообразно начать повышать трудовой стаж, необходимый для получения страховой пенсии по старости, например, по 1 году в год до 30 лет. Это одна из мер, которая позволяет обеспечить рост пенсий не только выше инфляции, но и относительно заработной платы.


— Каков в целом потенциал реформирования пенсионной системы в ближайшие годы? Какие меры помогут финансовой устойчивости пенсионной системы? К каким нововведениям готовиться будущим пенсионерам и бизнесу, который платит за сотрудников страховые взносы?

— В нашем исследовании мы определили исчерпывающий перечень факторов, за счет которых может быть повышен уровень пенсий, как в абсолютном выражении, так и по отношению к зарплатам. Во-первых, это соотношение численности лиц, за которых уплачиваются взносы, и численности пенсионеров. Во-вторых, размер эффективной ставки страховых взносов. В-третьих, уровень бюджетного трансферта, который предоставляется страховой пенсионной системе, соотнесенный с доходами от страховых взносов. Это три источника и три составные части, за счет которых могут расти пенсии. Все меры, которые могли бы содействовать более позитивной динамике пенсий, должны быть направлены на улучшение этих факторов. Такими мерами могли бы быть: повышение трудового стажа, легализация неформально занятых, обеление «конвертных» зарплат, изменение порядка формирования и выплаты пенсий работающим пенсионерам. Росту пенсий в абсолютном выражении способствовали бы также повышение доли фонда оплаты труда в ВВП, общего уровня заработных плат и снижение характерного для России высокого уровня зарплатного неравенства.

— С критикой пенсионной системы не так давно выступил в Госдуме Сергей Миронов. Он призвал вернуться к выплатам пенсий из бюджета, а нынешнюю систему страхования назвал «людоедской», поскольку она отнимает у россиян 22% доходов. Считаете ли вы пенсионную систему в нынешнем виде неэффективной?

— Я не могу согласиться с позицией депутата Миронова. Пенсионную систему, которая обеспечивает стабильные и регулярные выплаты 40 миллионам пенсионеров, являющиеся для многих из них единственным источником денежного дохода, нельзя назвать неэффективной. Ставка страховых взносов в 22% тоже не может быть признана высокой, потому что во многих странах (если учитывать взносы не только работодателей, но и работников) она выше. В совокупности с большим уровнем доходов граждан, меньшей нелегальной занятостью, более высоким пенсионным возрастом и стажем, требуемым для назначения пенсии, это действительно обеспечивает более высокий доход пенсионеров в этих странах. Чудес ведь не бывает — раз доходов больше, а расходов меньше, то и пенсии выше. Это чистая арифметика.

— Сейчас часто можно услышать мнение, что нынешним 20–30-летним не стоит надеяться на государственную пенсию: ее либо отменят вовсе, либо она будет совсем мизерная. А вы как думаете?

— Если говорить о поколении 20-летних, то они начнут выходить на пенсию только в 2060–2065 годах, а мы в нашем прогнозе так далеко не заглядываем — он ограничен 2050 годом. Но если будет реализована большая часть мер, о которых я говорил выше, то для нынешних 35-летних к 2050 году в принципе обеспечивается соотношение пенсий и зарплат на уровне 40%, а коэффициент замещения на уровне 50%. Это подтверждается нашими расчетами.

— Каковы перспективы развития накопительной компоненты пенсий? Старая государственная система накопительной пенсии себя изжила, а новая — гарантированный пенсионный план — так и не внедрилась.

— Бесспорно, было бы очень хорошо, чтобы люди имели возможность формировать пенсионные накопления, которые могли бы служить дополнительным источником дохода при выходе на пенсию. Но пока я не вижу каких-то значимых предпосылок для позитивных изменений. Проблема в том, что в России пока нет объективных условий для того, чтобы накопительный компонент мог активно развиваться. Во-первых, потому что у подавляющей части работников уровень доходов таков, что они не могут постоянно, на протяжении десятилетий отчислять на свою пенсию хотя бы условные 6% от своей зарплаты. Во-вторых, качество работы пенсионных фондов в условиях экономической турбулентности не позволяет обеспечить эффективность пенсионных накоплений в долгосрочном периоде с точки зрения интересов будущих пенсионеров. Это показала история предыдущих 15 лет. По нашим оценкам, в среднем доходность пенсионных накоплений за этот период была практически в полтора раза ниже инфляции. На купирование проблем в целом ряде крупных НПФ пришлось потратить сотни миллиардов рублей. В-третьих, необходимым условием для развития пенсионных накоплений является достаточно высокий уровень доверия к соответствующим финансовым институтам. Пока что они вряд ли могут похвастаться таким доверием, им нужна длительная «история успеха», чтобы его заработать.

Вообще у российской пенсионной системы есть потенциал для развития и совершенствования, но, учитывая инерционность пенсионных процессов и целесообразность постепенной — небольшими «шагами» — реализации соответствующих мер, необходимы их заблаговременная детальная проработка и широкое общественное обсуждение. Тем более что пенсии — это институт, основанный на общественном договоре.

Читайте также: